Что изменится в законодательстве о жкх с 1 января 2020 года?

Анонимки

Некие бумажки (квитанция, счёт, платёжный документ и прочее), которые ежемесячно распространяются по почтовым ящикам являются анонимками \ фантиками \ хотелками \ попрошайками, а по сути своей — договором оферты. Анонимка не является платёжным документом, и уж, тем более, обязательной к оплате по следующим основаниям: не соответствие ГОСТу Р 6.30-2003, ГОСТу Р 7.0.8-2013, ФЗ № 402 «О бухгалтерском учёте». Самое главное: отсутствие подписи главного бухгалтера и печати юрлица (с указанием ОГРН и \ или ИНН), которая должна удостоверять подлинность подписывающего лица. Вывод: анонимка — это не документ. Такой лист не заверит нотариус: так как нотариус не заверяет документы без печати, то есть такую бумажку можно приравнять к детскому рисунку. То есть по факту оплата квартплаты — это добровольные взносы. Только собственник не знает о добровольности. То есть введён в заблуждение. На настоящем платёжном документе должен быть номер договора!!

Жилищное и гражданское законодательство: соотношение

Основная часть жилищного законодательства до 70-х гг. XX в. входило в состав гражданского законодательства, пока не были приняты специальные жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983—1995 гг. жилищное и гражданское законодательство России развивались отдельно друг от друга.

Сегодня ГК РФ содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (главы 18 и 35). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи. Одновременно ГК РФ устанавливает, что жилые помещения их собственники могут предоставлять другим гражданам для проживания на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, при этом ГК РФ «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Вместе с тем в ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства.

Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминаются отдельно гражданское (п. «о» ст. 71) и жилищное (п. «к» ст. 72) законодательство.

Так, в ст. 288 ГК РФ закрепляется, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». В соответствии со ст. 292 ГК РФ «члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом гражданского оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере — это области, регулируемые гражданским законодательством.

Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов регулируются жилищным законодательством. Кроме того, в силу Конституции РФ гражданское и жилищное законодательства имеют различные компетенции.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное (ст. 72 Конституции РФ) — входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и её субъектами.

В статье 672 ГК РФ дается определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наём жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений — это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

К этому договору применимы ст. 674, 675, 678 ГК РФ и некоторые другие. Что касается иных положений ГК РФ, то они «применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством» (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 9 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

Внести в статью 4 Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 683; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 28; 2017, N 27, ст. 3938; 2018, N 1, ст. 91; 2019, N 26, ст. 3317; N 52, ст. 7790) следующие изменения:

1) наименование после слов «градостроительной деятельности» дополнить словами «, особенностей определения платы за содержание жилого помещения»;

2) абзац первый после слов «градостроительной деятельности» дополнить словами «, особенностей определения платы за содержание жилого помещения»;

3) дополнить абзацами следующего содержания:

«устанавливают в соответствии с частью 6 статьи 154 и частями и статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), а также порядка расчета указанных расходов с учетом того, что:

плата за содержание жилого помещения, вносимая лицами, указанными в частях и статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме без выделения в составе такой платы расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оплачиваются управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом из денежных средств, внесенных лицами, указанными в частях и статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.».

Статья 2

Внести в Жилищный Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200; 2017, N 1, ст. 10; N 31, ст. 4807; 2018, N 1, ст. 69) следующие изменения:

1) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве устанавливаются особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.»;

2) в :

а) абзац первый после слов «Исключения составляют» дополнить словами «случай определения субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,»;

б) дополнить словами «, за исключением случая определения субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».

Статья 3

В статьи 2 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7514; 2021, N 1, ст. 48) слова «1 июля 2021» заменить словами «1 января 2022».

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Москва, Кремль

28 июня 2021 года

N 229-ФЗ

Ответственность управляющих компаний

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (), питьевой воде ();
  • нарушение требований по содержанию и текущему ремонту дома (). Так, ООО «К.» обратилось с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Костромской области от 21 июля 2010 г. и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2010 г. по делу № А31-4299/2010. Как следует из материалов дела, истец требовал признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Костромской области от 25 мая 2010 г. № 25-04-10 о привлечении к административной ответственности по  за ненадлежащее состояние кровли и чердачного перекрытия. Попытки ООО «К.» отпарировать доводы жилинспекции не увенчались успехом в судебных инстанциях (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2010 г. по делу № А31-4299/2010);
  • нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (). Приведем пример: управляющая компания, обслуживающая дома в Костромской области, обратилась в Арбитражный суд региона с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Она считала, что суды неправильно применили , , не применили подлежащие применению , ; сделали выводы, которые не соответствовали фактическим обстоятельствам дела: для восстановления водоснабжения необходимо было провести замену стояков холодного и горячего водоснабжения, но на лицевом счету дома отсутствовали необходимые денежные средства и на момент проведения обследования собственники жилого дома не приняли решения по этому вопросу. Государственная жилищная инспекция посчитала иначе, усмотрев в действиях управляющей компании факты нарушений КоАП РФ. Суд встал на сторону жилинспекции (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. по делу № А31-1022/2009);
  • нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (). Приведем пример. К., являясь директором управляющей компании, допустил серьезные нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Как следует из материалов дела, жителям домов, находящихся в управлении данной управляющей компании, были выставлены «двойные» квитанции об оплате коммунальных услуг за февраль 2016 года. По итогам рассмотрения дела К. был привлечен к ответственности по . Свердловский областной суд, куда К. обратился с жалобой, доводы его не поддержал. (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. № 4а-785/2016);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и муниципальный контроль (). Приведем пример. Управляющую компанию из Волгограда оштрафовали на 100 тыс. руб. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований. Представители УК пытались обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях, однако никаких существенных результатов они не добились: решение было оставлено в силе (Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2016 г. № 16-АД16-10);
  • нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов () и др.

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).

Карта сайта

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Основные положения. жилищное законодательство
    • Глава 2. Объекты жилищных прав. жилищный фонд
    • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
    • Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
  • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
    • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
    • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. общее собрание таких собственников
  • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
    • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
    • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
  • Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
    • Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Раздел III.2. Наемные дома
  • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
    • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
    • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
  • Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
    • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
    • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
  • Раздел VI. Товарищество собственников жилья
    • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
    • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
  • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
  • Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
    • Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
    • Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
    • Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
    • Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
  • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

    Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Домофон (ПЗУ, АЗУ)

Согласно письму Минрегиона России от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14, плата за домофон незаконна.

Вопрос: на каком законном основании УО берёт ежемесячную дань за единожды установленный домофон — то есть по факту абонентская плата за вход в своёимущество. Если под взиманием платы подразумевается некий вид ремонта — то он должен быть включён в смету расходов — то есть взиматься по факту поломки \ неисправности.

Следуя этой логике, по аналогии: планирует ли УО в будущем брать ежемесячную дань за пользование входной дверью, почтовыми ящиками, стеклопакетами в подъезде, а также сделать платный вход в подъезд и продавать билеты на входе?))

Плата за домофон абсурдна!

Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения
и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан

Статья 30 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности собственника жилого помещенияСтатья 31 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещенииСтатья 32 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нуждСтатья 32.1 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройкиСтатья 33 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказуСтатья 34 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивениемСтатья 35 Жилищного кодекса РФ. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением

Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание таких собственников

Статья 36 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 36.1 Жилищного кодекса РФ. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счетеСтатья 37 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном домеСтатья 38 Жилищного кодекса РФ. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком домеСтатья 39 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в многоквартирном домеСтатья 40 Жилищного кодекса РФ. Изменение границ помещений в многоквартирном домеСтатья 41 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартиреСтатья 42 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартиреСтатья 43 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в коммунальной квартиреСтатья 44 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 44.1 Жилищного кодекса РФ. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 45 Жилищного кодекса РФ. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 46 Жилищного кодекса РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 47 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосованияСтатья 47.1 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системыСтатья 48 Жилищного кодекса РФ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Право пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования возникает на основании письменного договора, оформленного в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Права нанимателя жилого помещения жилищного фонда социального использования:

  • пользоваться общим имуществом в МКД;
  • с письменного согласия членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселять в помещение своего супруга, своих детей и родителей;
  • с письменного согласия членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, и наймодателя вселять в помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.Наймодатель может запретить вселение граждан, если после их вселения общая площадь помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя;
  • разрешать по взаимному согласию с проживающими совместно с нанимателем членами его семьи и с предварительным уведомлением наймодателя безвозмездное проживание в занимаемом жилом помещении другим гражданам в качестве временно проживающих (временных ЖИЛЬЦОВ);
  • требовать от наймодателя своевременного проведения капремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в МКД, предоставления коммунальных услуг.

Передача нанимателем помещения или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обмен такого жилого помещения не допускаются.

Обязанности нанимателя жилого помещения жилищного фонда социального использования:

  • использовать помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса РФ;
  • пользоваться помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;
  • обеспечивать сохранность помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в МКД;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в МКД, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в МКД;
  • немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и другого оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;
  • проводить текущий ремонт жилого помещения, если обязанность по его проведению не возложена на наймодателя условиями договора;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы возникает с момента заключения договора;
  • информировать наймодателя об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением;
  • допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;
  • не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного статьями 25, 26 и 28 Жилищного кодекса РФ;
  • при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, если обязанность по его проведению не возложена на наймодателя условиями договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, имеют равные с ним права и обязанности по пользованию жилым помещением.

Основные положения

Базовые положения или иначе – принципы жилищного
законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой
статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое
    право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному
в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции
разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять
строительство всеми доступными способами.

Нарушенные жилищные права, согласно положениям ЖК РФ, должны быть восстановлены. Исполнение
этого принципа достигается с помощью гражданско-правовых актов:

  • возврат изначально существовавшего положения (например, аннулирование сделки купли-продажи,
    отмена прекращения регистрации);
  • понуждение к исполнению обязанностей;
  • возмещение убытков.

Пользование принадлежащим гражданам и юридическим лицам на праве собственности жилым помещением в МКД

Право собственности на жилое помещение в МКД возникает с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если другое не установлено законом.

Собственник жилого помещения в МКД вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на другом законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на другом законном основании с учетом требований, установленных законодательством РФ.

Обязанности собственника жилого помещения:

  • использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса РФ;
  • обеспечивать сохранность жилого помещения;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей;
  • нести расходы на содержание принадлежащего собственнику жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающую в себя плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД), взнос на капремонт, плату за коммунальные услуги.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если другое не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если другое не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей. Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права

Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст. 35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица. В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Раздел 10. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

  • Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Статья 193. Лицензионные требования
  • Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
  • Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
  • Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
  • Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
  • Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
  • Статья 201. Лицензионная комиссия
  • Статья 202. Квалификационный аттестат