Положения закона о мусорной реформе

Оглавление

Какие полномочия и обязанности есть у региональных операторов

Каждый субъект РФ вправе выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу мусора.

Оператора выбирают в рамках конкурса, в соответствии с действующим законодательством. Обязательное требование — наличие лицензии.

В 2021 году работу по вывозу мусора выполняют операторы, которых выбрали в 2021 году. Но если они перестанут соответствовать заявленным требованиям, прекратят деятельность или обанкротятся, контракт можно досрочно расторгнуть и провести новый конкурс.

Что должны делать операторы по вывозу мусора в 2020 году:

  • вывозить отходы с площадок первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами и ёмкостями для сбора мусора);
  • убирать с площадок отходы, образовавшиеся при отгрузке и транспортировке мусора;
  • транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест переработки;
  • сортировать отходы по категориям;
  • перерабатывать отходы, утилизировать и обезвреживать опасные отходы;
  • размещать элементы отходов, относящиеся к I, II, III и IV классам опасности;
  • формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для надлежащего обращения с бытовыми отходами;
  • ликвидировать стихийные и незаконные свалки;
  • возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортировки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов;
  • взимать с населения и компаний оплату за услуги.

Что входит в обязанности и полномочия управляющих компаний и собственников недвижимости:

  • оборудовать контейнерами площадки для первичного приёма мусора;
  • следить за состоянием территорий и ёмкостей;
  • устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов.

Региональный оператор может заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом мусора и доставкой его до места переработки. При этом работа такой организации нужно постоянно контролировать посредством системы ГЛОНАСС.

Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе

Люди, которые проживают в собственном доме в частном секторе или в сельской местности, подразделяются на три категории граждан, получающих услуги по вывозу мусора:

  • Собственники индивидуального жилья имеют ТСЖ или управляющую компанию. Договор с региональным оператором заключен ими, соответственно тариф принимает ТСЖ или управляющая компания и она же перечисляет денежные средства оператору;
  • Собственник не имеет ТСЖ или УК, но пользуется общей контейнерной площадкой для сбора мусора. В этом случае заключением договора считается оплата счета от регионального оператора. Погасить задолженность можно либо напрямую оператору, либо через посреднические организации. Этот вопрос решается внутри каждого субъекта РФ. В Подмосковье, например, посредником выступает Мосэнергосбыт;
  • Человек, проживающий в собственном доме, желает иметь личный контейнер для мусора. В этом случае необходимо заключить индивидуальный договор с региональным оператором, где будут прописаны объем вывозимого мусора и стоимость услуги. Личный контейнер можно приобрести у регионального оператора по себестоимости.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).

Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!

Общий балл
1148

312

+

1460

Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.

Общий балл
756

283

+

1039

Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!

Общий балл
562

174

+

736

Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…

Общий балл
-195

310

+

115

Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.

Общий балл
-208

436

+

228

Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!

Общий балл
-247

349

+

102

О региональном операторе и его обязанностях

Количество операторов устанавливается региональными властями. Он может быть одним или же обслуживать территорию будут несколько операторов. Выбираются они на конкурсной основе региональной исполнительной властью. Региональный оператор должен иметь лицензию на данный вид деятельности. В его обязанности входит сбор мусора, его транспортировка, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.

В полномочия органов местного самоуправления входит:

  • Создание и содержание контейнерных площадок, если в соответствии с законодательством РФ такая обязанность не возложена на других лиц;
  • Разработка схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накоплений.

Обязанность обеспечить места для сбора мусора контейнерами в необходимом количестве, ремонт этих контейнеров и все операции, связанные со сбором и утилизацией мусора возложены на региональных операторов.

Заключение договора с оператором

Договор с региональным оператором является типовым и если собственник частного дома решил заключить индивидуальный договор, то основные условия будут прописаны в дополнительном соглашении.

Можно выделить несколько основных пунктов, которые должны присутствовать в соглашении:

  • Сведения о потребителе – физическом лице: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, контактный телефон;
  • Сведения о жилом доме (площадь, количество проживающих в нем лиц);
  • Наименование предоставляемой коммунальной услуги;
  • Требования к качеству предоставляемой услуги;
  • Порядок определения объема предоставленной услуги;
  • Порядок определения размера платы.

Льготы и скидки для ИЖС

Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Как уже говорилось выше, в тарифах для частного сектора и сельской местности уже заложена скидка, т. е. эти тарифы ниже, чем для городских жителей.

Если ваш дом находится в пределах 2 км от полигона ТКО или предприятия, которое перерабатывает их, вам предоставляется скидка в размере 70% от тарифа.

Скидки предусмотрены и для отдельных категорий граждан. Пенсионеры в возрасте до 70 лет получат скидку в 30 %, от 70 до 80 лет получат скидку в 50%, старше 80 лет вообще освобождаются от уплаты тарифа за вывоз мусора.

Основные правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Заметим, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает коллективное управление вывозом мусора из индивидуального жилого сектора. Тем не менее, забота по содержанию своего имущества, в том числе домовладения, возлагается на собственника или жильцов.

В то же время Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» возлагает всю ответственность за организацию обращения с отходами индивидуальных домов на местные органы власти. Таким образом, проблему твердых отходов «частного сектора» должны решать жители совместно с местной властью.

Проблема жидких коммунальных отходов не такая тревожная, т.к. тайком слить содержимое септика не так просто. И вы знаете, что достаточно позвонить в Роспотребнадзор, чтобы «проказника» наказали.

Что же касается  твердых отходов (бытовые, строительные и пр.) появляются там, где их не ждешь.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях приняты нормативные акты, которые называются примерно так: «Правила благоустройства территории муниципального образования», «Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования» или «Правила благоустройства, санитарного содержания и т.д.».

Чаще всего в этих документах есть строки:

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Иначе говоря, «частнику» предоставляется выбор, либо самому везти свой мусор на полигон, либо заключить договор на вывоз мусора с подрядчиком.

Сразу надо отметить, что самостоятельный вывоз своих отходов на полигон (объект по размещению или утилизации твердых бытовых отходов) практически недоступен, т.к. в большинстве регионов процедура получения права на размещение отходов физическим лицом не предусмотрена или «забюрокрачена» (требует много бумаг, схем и согласований).

Кроме этого, расстояние до полигона может быть достаточно большим, чтобы отбить у домовладельца всякое желание везти туда свой мусор. Поэтому простой и налаженный способ вывезти свой мусор – заключить договор с мусоровывозящей компанией (Спецавторансом).

На самом деле, далеко не все жители «частного сектора» имеют договор на вывоз твердых бытовых отходов. Нежелание иметь договор на вывоз ТБО они, как правило, аргументируют отсутствием или незначительным образованием мусора, который можно утилизировать на собственном участке.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Вот и создается ситуация, когда на словах – никто мусор не выбрасывает, а на деле – контейнеры переполнены. Доказать недобросовестность жителей можно техническим средствами слежения (видеокамерами), но это дорогое удовольствие и не везде осуществимо. Тем не менее, все больше, даже в садовых товариществах, возле контейнерных площадок устанавливают системы видео-наблюдения, для фиксации нарушений.

И всё же, самый простой и радикальный способ привести в порядок ситуацию с мусором в «частном секторе» – это заключение коллективного или индивидуального договора на вывоз твердых бытовых отходов.

Многие собственники заключают индивидуальные договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Иногда жители объединяются улицами, переулками и заключают коллективные договора на вывоз мусора, при этом способе назначается старший по улице или переулку, который является ответственным лицом по взаимодействию со специализированной организацией.

В редких случаях, когда микрорайон «частного сектора» объединяется в Территориальное общественное самоуправление (ТОС), заключение договора может взять на себя правление ТОС. Вопрос в том, можно ли обязать собственников индивидуальных жилых домов платить за сбор и вывоз мусора?

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

О региональном операторе и его обязанностях

Количество операторов устанавливается региональными властями. Он может быть одним или же обслуживать территорию будут несколько операторов. Выбираются они на конкурсной основе региональной исполнительной властью. Региональный оператор должен иметь лицензию на данный вид деятельности. В его обязанности входит сбор мусора, его транспортировка, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.

В полномочия органов местного самоуправления входит:

  • Создание и содержание контейнерных площадок, если в соответствии с законодательством РФ такая обязанность не возложена на других лиц;
  • Разработка схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накоплений.

Обязанность обеспечить места для сбора мусора контейнерами в необходимом количестве, ремонт этих контейнеров и все операции, связанные со сбором и утилизацией мусора возложены на региональных операторов.

Особенности услуги по вывозу ТБО

Согласно последним изменениям в законодательстве (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ), чтобы получить статус регионального оператора по сбору и утилизации ТБО, субъект должен выиграть конкурс, организованный территориальным органом исполнительной власти. Допускаются к участию в конкурсе исключительно юридические лица.

Главные требования к конкурсантам:

  • быть официально зарегистрированным субъектов предпринимательской деятельности;
  • иметь соответствующую лицензию;
  • не находится под процедурой ликвидации или конкурсного производства;
  • не иметь налоговых долгов.

Для участия в конкурсе предоставляется следующий пакет документов:

  • актуальная выписка из ЕГРЮЛ с наличием соответствующих кодов ОКВЭД;
  • безотзывная банковская гарантия;
  • документ, подтверждающий правомочие заявителя;
  • копии всех учредительных документов с печатью и подписью руководства.

Победителем станет фирма, которая предложит наиболее выгодные условия исполнения заявленного соглашения.

Популярное направление среди отечественных бизнесменов новичков – вывоз мусора. Главные требования со стороны отечественного законодательства и вложения в таком бизнесе – это получение лицензии в Ростехнадзоре, покупка специализированной техники и поиск работников.

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это предметы, которые не могут быть утилизированы в быту и не имеющие нужных потребительских свойств. Их вывоз – одно из самых актуальных проблем в России, поскольку затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека.

Ежегодно на территории России образуется свыше 60 миллионов тонн бытовых отходов, что в пересчете на 1 жителя составляет около 400 кг. Не удивительно, что вопрос утилизации коммунальных отходов является одной из важных сфер деятельности в государстве, а для потенциальных предпринимателей – отличным вариантом ведения бизнеса.

Лицам, которые желают заняться реальной деятельностью в данной отрасли, нужно зарегистрировать субъект предпринимательства, и вписать в регистрационное заявление подходящие коды из актуальной редакции классификатора ОКВЭД. Вывоз мусора стоит обозначить, как минимум, четырехзначными кодами из класса 38.

С 1 января прошлого года действует новая редакция классификатора, где сфера вывоза мусора и ТБО получила новый класс с обновленным кодом (ранее это был класс 90). При регистрации субъекта хозяйствования или для дополнения ЕГРИП/ЕГРЮЛ новыми направлениями деятельности должны пользоваться исключительно актуальной редакцией ОКВЭД-2.

Стоит отметить, что в актуальной редакции классификатора отсутствуют формулировки «вывоз мусора» или «вывоз ТБО». По ОКВЭД вывоз ТБО обозначен, как «удаление отходов».

Помимо классификатора ОКВЭД-2 в области утилизации отходов применяется и классификатор ОКПД-2 для регулирования сферы вывоза ТБО (также класс 38).

Класс 38 по ветке ОКВЭД находится в разделе Е и содержит 3 уточняющих подклассы:

  • 1 – сбор отходов;
  • 2 — обработка и утилизация;
  • 3 — деятельность по обработке вторичного сырья.

При заполнении регистрационного заявления нельзя выбирать коды, состоящие менее, чем из 4-х цифр. Пример более детализированных кодов направлении сбора и вывоза мусора:

Код Какая деятельность возможна Не входит в подкласс
38.11 – Сбор неопасных отходов · вывоз неопасных ТБО и мусора с территория предприятия, который собран с помощью специальных урн, контейнеров; · услуги и работы в сфере сбора материалов, которые подлежат переработке и повторному использованию;

· услуги по сбору и вывозу тары в общественных местах, песка, щебня;

· вывоз строительного мусора, грунта, отходов демонтажных работ (бетон, кирпичи, стяжка, битые стены, камни) от частных, многоэтажных домов и других строительных объектов;

· сбор ТБО в сфере текстильного производства;

· услуги в сфере транспортировки неопасных отходов.

Сбор отходов I-IV класса опасности, а также возможность ведения работ по утилизации неопасного мусора на полигонах, сортировка бумаги, пластмассы
38.12 – Сбор опасных отходов · деятельность, направленная на сбор твердого или нетвердого мусора I-IV класса опасности; · хранение вредных отходов в специализированных для этого местах;

· услуги перевозки в данном направлении.

Обработка, очистка загрязненных зданий, шахт, грунтовых вод, почвы

Помимо сбора, очистки и утилизации ТБО, предприниматели могут осуществлять местную их перевозку, а также деятельность различных восстановительных и очистительных сооружений.

Если предприниматель работает уже давно в другой сфере, и желает освоить еще и данное направление, достаточно просто внести изменения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, добавив нужные коды ОКВЭД.

Правила вывоза отходов в частных домах

Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.

Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.

Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.

Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.

Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Тарифы в области обращения ТБО включают:

  1. Удалённость объекта.
  2. Объёмы.
  3. Характер отходов.
  4. Наличие сортировки.
  5. Палат за сбор.
  6. Количества проживающих в доме людей.
  7. Дополнительные условия компании.

Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.

Оплата за вывоз мусора в частном доме

Оплата выполняется в соответствии с условиями соглашения или квитанции. Счёт приходит всем собственникам.

Результат региональных программ в области обращения ТБО — формирование фиксированных местных тарифов, которых обязаны придерживаться все представители услуг по транспортировке отбросов.

Класс опасности

Для получения информации о классе опасности должен быть определён вид строительного мусора в точном соответствии со СНиП и ФККО.

Класс Определение вещества
1-2 Это вещества, оказывающие негативное влияние на природу и живые организмы. В таком строительном мусоре присутствуют ртуть, свинец, разные виды кислот и щелочей, радиация в растворителях, лаках и красках. Такие отходы должны уничтожаться опытными работниками. Их длительное хранение или запланированный выброс в окружающую среду находятся под строгим запретом. 
3 Это цементная пыль, ацетон, разные изделия из дерева, пропитанные химическими веществами. Такие накопления утилизируют предприятия, имеющие лицензию. 
4-5 Это кирпичный бой, устаревшие оконные и дверные рамы, разные виды напольных покрытий, пришедших в негодность. При необходимости они перерабатываются и могут использоваться как вторсырье.

Тарифы на вывоз ТБО (ТКО)

На сегодняшний день расчет стоимости вывоза ТКО производится по специальной формуле: тариф на транспортировку 1 т или 1 м3 отходов умножается на норматив ТКО. В каждом регионе действуют свои нормативы и расценки.

Определение норматива совершается 2 способами:

  1. Исходя из накопленного ТКО. Для этого рассчитывают количественный показатель.
  2. На основе числа и объема контейнеров, расположенных в зоне накопления.

Расчет платежей по вывозу и утилизации отходов совершается одним из 3 способов, ориентированных на следующие параметры:

Выбор способа начисления коммунальных платежей ложится на плечи местных властей. Тариф на вывоз на 2021 год с учетом объема мусорных контейнеров применяется в случае раздельного накопления отходов. Используется утвержденная местным муниципалитетом схема формирования платы — на основе квадратуры помещения или числа прописанных. При сортировке мусора плата в платежках не будет постоянной. Ее исчисление происходит на основе объема вывезенного мусора за отчетный период.

Покрытие расходов проекта

Реформа мусора требует до 80 млрд рос.руб. Чуть меньше половины финансируется государством за счет субсидий. Комплексы планируется сооружать региональными операторами при государственной поддержке, иные затраты возмещаются за счет оплаты услуг гражданами.

Сегодня ничего не реализовано. Предпринимателей настораживает регулярное изменение законодательства, которыми то устанавливаются, то отменяются налоговые сборы. Государственный бюджет не в состоянии самостоятельно создать целостный комплекс по переработке. Субъекты Федерации оказались неподготовленными к реформе.

Большую долю расходов возмещают потребители. Это однозначно приведет к увеличению тарифов. Поэтому многие выступают против реформы мусора.

Что изменится после ввода мусорной реформы

Вот самые важные изменения, которые предлагают реформаторы:

1. С нового года в каждом российском регионе должны появиться единый оператор, которые будут заниматься вывозом и переработкой твердых бытовых отходов. Региональные власти выбирают оператора на конкурсной основе. Операторы будут нести полную ответственность за ТБО: собирать, перевозить, перерабатывать или обезвреживать и утилизовывать. В регионе может быть выбрано несколько операторов, у каждого – своя зона ответственности.

2. До 1 января 2021 года вывоз ТБО был жилищной услугой, а теперь будет коммунальной. Это значит, что раньше тарифы на нее могли устанавливать ТСЖ или управляющие компании, а теперь они будут регулироваться на государственном уровне (как отопление, газоснабжение, водоснабжение). Вывоз ТБО будет значиться в квитанциях отдельной строкой.

Отказаться от этой услуги невозможно.

3. Все организации и собственники жилья по ст.24.7 закона «Об отходах производства и потребления» будут обязаны заключить договор с единым региональным оператором. Даже если владелец дома, как участник нашего портала с ником Пользователь499365, выбрасывает только стекло, да и то дробит и сыплет его на дорогу вместе со щебнем, он все равно должен будет в обязательном порядке заплатить оператору по установленному тарифу.

Теперь это касается:

  • всех владельцев частных домов (в том числе в любой глухой деревне);
  • членов садоводческих объединений;
  • членов гаражных кооперативов.

Если собственник жилого дома откажется подписать договор, ему все равно придется оплачивать услугу по вывозу мусора в соответствии с Жилищным кодексом РФ 29.12.2004 и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4

Важное изменение: платить за вывоз мусора россияне будут в зависимости от количества проживающих в доме или квартире. Тариф будет определяться по формуле:

Цена = Норматив*(количество проживающих)*(региональный тариф за куб).

Эксперты считают, что в большинстве регионов власти постараются соблюсти баланс: тариф должен быть и экономически целесообразным для заинтересованного в прибыли оператора, и «посильным» для граждан.

5. Нормативы для разных категорий собственников жилья могут разниться: для домов за городом одни, для квартир другие, для дач — третьи. Льготы на вывоз мусора предусматриваются для тех граждан, которые имеют право на льготу на оплату ЖКУ. Чтобы узнать, кто имеет на нее право, нужно позвонить в министерство социальной защиты своего региона.

6. Садоводческие объединения будут обязаны заключить договор с региональным оператором. Тарифы будут рассчитываться по количеству членов объединения. Если дача в СНТ имеет статус жилого дома, собственник сможет выбирать, заключать договор напрямую с оператором или с СНТ. Платить будут и те члены СНТ, у которых дача считается нежилым помещением с правом проживания.

Суть законов о вывозе мусора в сельской местности

Общий смысл принятых законодательных актов сводится к следующему:

  • в результате жизнедеятельности человека, проживающего в сельской местности, образуются твёрдые коммунальные отходы (ТКО), которые подлежат сбору на специально оборудованных площадках и вывозу к месту последующего уничтожения и/или захоронения, и заниматься этим процессом обязан региональный оператор, имеющий лицензию по работе с ТКО (ст. 24.6 ФЗ №89);
  • для этого региональный оператор заключает договор по работе с ТКО с собственниками этих отходов, причём договор имеет публичный характер (п. 1. ст. 24.7 ФЗ №89);
  • собственники отходов обязаны подписать договор по работе с ТКО с региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 ФЗ №89);
  • собственники жилых домов или части жилых домов обязаны обеспечить работу с ТКО, подписав договор с региональным оператором (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Собственникам ТКО запрещено (п. 2 ст. 51 ФЗ №7):

  • сбрасывать отходы в поверхностные и подземные воды, в недра и на почву;
  • бросать отходы вблизи сельских населённых пунктов, в любых местах, создающих угрозу природной среде.

Пепел или зола, образующиеся в результате самостоятельного сжигания ТКО, тоже относятся к отходам, на которые распространяется запрет сброса в воду, недра и на почву, т. к. в процессе простого горения возможно образование химических и/или радиоактивных соединений, отравляющих окружающую природу.

Что означает публичный характер договора о работе с отходами

Региональному оператору, получившему разрешение на работу с коммунальными отходами в данной местности, достаточно опубликовать типовой образец договора в местной газете или разместить этот договор на своём сайте в интернете.

Можно ли самому вывозить мусор на полигон твёрдых коммунальных отходов

Действия по сбору и вывозу мусора считается работой с отходами, которая является лицензируемой (ст. 9 ФЗ №89). Этой деятельностью имеют право заниматься только юрлица или ИП, имеющие на это лицензию. Граждане, самовольно вывозящие коммунальные отходы на полигоны ТКО, нарушают п. 2 ст. 51 ФЗ №7 об охране природы.

Самовольный вывоз мусора не имеет практического смысла:

  • высока вероятность получения штрафа за нарушение ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;
  • вывоз отходов оператором всё равно нужно оплачивать.

Способы и виды утилизации пищевых отходов

Читать

Биологические отходы чем они опасны и способы их утилизации

Подробнее

Сохранение экологического благополучия России, как главная цель мусорной реформы

Смотреть

Домашний мусор: как правильно сортировать пластик, бумагу, стекло, металл?

Далее