Мусорная реформа в россии: что изменилось в 2021 году

Оглавление

Кто должен осуществлять сбор, хранение и утилизацию ТКО

Учитывая негативные воздействия на окружающую среду, государство занимается регулированием оборота различных отходов. Деятельность, связанная со сбором, хранением и утилизацией любых видов мусора подлежит обязательному лицензированию.

Изменения в законодательстве в 2019 году

1 января 2019 года произошли серьёзные изменения в законодательстве. До них за хранение и вывоз мусора отвечала управляющая компания – ЖЭК. Теперь этим занимается специальный региональный оператор. Коснулись нововведения и частных граждан. В платёжках по квартплате появилась новая строка «Вывоз ТКО».

Требования и нормативы

В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:

  1. Газопроводная система в помещении/предприятии.
  2. Мусорный трубопровод со свободным проходом.
  3. Канализационная система, а также остальные водоносные магистрали.
  4. Отопительная система.
  5. Общая площадь жилого помещения/предприятия.
  6. Климат в том или ином регионе.

Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:

  1. Благоустроенное жилье – 300 кг мусора и 1,5 м3 в год.
  2. Благоустроенные жилища и общественные сооружения – 300 кг и 1.5 м3 в год.
  3. Жилища с отсутствующей канализационной системой – 600 кг и 3.5 м3 в год.

Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:

  • наличие контейнеров;
  • мусороприемные камеры;
  • специальный транспорт;
  • бункера для хранений мусора;
  • мусоропроводные системы;

Обратите внимание! В документе должно указываться количество мусора и место для его хранения перед вывозом.

ТКО и ТБО

Для начала разберемся в терминологии, чтобы оперировать понятными для вас сокращениями, а самое главное – чтобы вы смогли понять разницу между этими понятиями и больше не путались, встречаясь с ними в квитанциях, новостях. Аббревиатуры используемые везде и всюду ТБО и ТКО имеют различное наполнение, которое уже достаточно давно впервые регламентировано:

Отходы ТКО

Определены Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Названным законом к отходам ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В 2018 году виды отходов ТКО пополнились в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, к ним были также отнесены отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, – например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Отходы ТБО

Эта разновидность отходов всем нам “ближе”, так как к ним по ГОСТу Р 53691-2009. “Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами” относятся  отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Более обобщенно к определению отходов ТБО подошло Правительство РФ при утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов постановлением  от 10.02.1997 № 155, отнеся к ним все твердые и жидкие бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Осуществление транспортирования ТКО

Заключение договора – обязательное условие, позволяющее РО обслуживать объекты. С целью вывоза мусора используется транспорт, вместимость которого соответствует объему предметов, лишенных первоначальных свойств. Для крупногабаритных, негабаритных ТКО задействуют разную технику. В первом случае используют транспортные средства с мультилифтом, во втором – мусоровозы средней грузоподъемности.

Спецтехника для вывоза мусора

Что такое полигон для ТКО. Требования к его размещению и регистрация в сводном реестре

Полигон – объект, предназначенный для выполнения определенных операции с отработанными изделиями, утратившими свойства, и продуктами жизнедеятельности человека.

Их обустраивают так, чтобы имелась возможность провести рекультивацию (после закрытия). Объект предназначен для обезвреживания и захоронения утиля, который не подлежит переработке. Он вносится в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов).

Мусорный полигон

Перечень отходов, относящихся к крупногабаритным, свыше 0,5 метров по одному из измерений

К данной категории относят крупногабаритные отходы из жилищ, офисов, а также мелких предприятий, коммерческих и торговых организаций.

Такой утиль часто невозможно перевезти должным образом (в контейнере мусоровоза) – он не умещается в баке транспортного средства. Это будет мешать обращению с другими отходами (ТКО).

Изделия, прочий утиль, который нельзя накапливать на участках для сбора (площадках) или контейнерах:

  • горючие компоненты;
  • раскаленные вещества;
  • осветительные приборы (включая лампы);
  • осадки зимой;
  • ртутьсодержащий мусор;
  • батарейки, аккумуляторы;
  • медицинский утиль.

Применение этих материалов может стать причиной повреждения контейнеров, бункеров (разновидность емкостей для накопления отходов). Согласно расшифровке определения КГО, может объединять под своим названием разные виды утиля:

  • мебель;
  • технику, к данной группе относится компьютер, бытовые предметы (микроволновые печи, плиты разных видов, стиральные машины), телевизоры;
  • сантехнические приборы: ванна, раковина, унитаз, мойка;
  • некоторые категории ТКО (с учетом размеров);
  • остатки материалов, конструкций, которые были произведены в условиях стройки (дверные и оконные блоки, др.);
  • инвентарь: велосипеды, лыжи, др.

Под эту категорию подпадают различные старые изделия, соответствующие требованиям, изложенным в законодательных актах.

Старая сантехника

5 класс опасности по ФККО: КГО может вывозить без специальной лицензии даже ФЛ

Бытовые крупногабаритные отходы обычно нетоксичные. Чаще всего они представляют 5 класс опасности (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом ФККО). Чтобы удостовериться в этом, нужно дополнительно уточнить, что относится к крупногабаритному мусору: изделия, товары, продукция, другие предметы, утратившие свойства.

Соответственно, изделия допустимо вывозить без лицензии, наличие которой является обязательным условием для транспортирования отходов 1-4 класса. По этой причине операции по обращению с КГО можно выполнять даже физическим лицам (ФЛ). Необходимо лишь наличие транспортного средства соответствующей вместимости.

Эти отходы не относятся к категории опасных

КГО не включает строительный мусор и относится к ТКО

По закону крупногабаритные отходы теперь – отдельная категория утиля. Однако есть ряд условий. Например, все, что подпадает под определение КГО, может относиться и к ТКО (твердым коммунальным отходам). Но это правило не работает в обратном порядке. Так, не все материалы ТКО относятся к группе крупногабаритного мусора. Например, сыпучие материалы, мелкие изделия, детали не соответствуют утилю по физическим параметрам.

КГО – отходы особой категории. Несмотря на то, что они включают в себя различные крупные предметы, строительный мусор чаще всего не относится к этой группе утиля. Переходят в данную категорию только отходы, образовавшиеся вследствие текущего ремонта жилища. При этом оценивается размер утиля (от 0,5 м и более).

Строительные отходы к КТО не относятся

Суть закона о ТКО

Для борьбы со свалками и улучшения экологии, за вывоз и утилизацию мусора платить будут все категории граждан (кроме ветеранов ВОВ), зависит от количества проживающих (прописанных) граждан в квартире (частном доме). Сортировка мусора вводится официально, площадки для сбора отходов должны предоставлять муниципалитеты городов и районов. Транспортировка отходов осуществляется специальными операторами. Собственники земельных участков обязаны ликвидировать стихийные свалки.

Перечень отходов, относящихся к ТКО с кодами

Для гарантированной безопасности окружающей среды требуется вести учёт ТКО. Для этого создан классификатор (ФККО), в нем отражается происхождение отходов (5 видов), физическая форма, химический состав, экологическая опасность. Приведем пример:

Код Наименование вида отхода Класс опасности

1 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЫБОВОДСТВА И РЫБОЛОВСТВА

Крупногабаритный мусор (КГМ) также входит в список «коммунальные отходы».

Выбор оператора и проверка его лицензии на работу с ТКО

Лицензированием занимается Росприроднадзор. Потребителю не нужно проверять, имеет ли РО право совершать операции по обращению с отходами. Это обусловлено тем, что контролирующий орган допускает региональных операторов к выполнению их обязанностей только после оформления всех необходимых документов. Выбор РО делается на конкурсной основе – таким способом из претендентов определяют наиболее подходящего с учетом качества предоставляемых услуг, прочих факторов. Это одна из функций органов исполнительной власти.

РО становится компания, выигравшая тендер

Документы для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности

Для получения разрешения на выполнение различных операций с мусором РО предоставляет копии документов:

  • подтверждающих право собственности на участки, объекты, где будут осуществляться все действия с мусором;
  • подтверждающих право владения оборудованием;
  • подтверждающих право владения и управления транспортными средствами;
  • паспорта отходов;
  • подтверждающих право сотрудников на работу с опасными отходами (сертификатов);
  • о назначении лица, ответственного за допуск сотрудников соответствующей квалификации;
  • трудовых договоров между ЮЛ и сотрудниками.

Подготовка документов для получения лицензии

Перечень обязанностей регионального оператора

Ответственность за отработанные материалы и другое содержимое контейнеров РО принимает в момент погрузки утиля в бак мусоровоза. Его обязанности:

  • вывоз старых вещей и мусорных пакетов;
  • обработка, временное складирование и накопление, хранение;
  • утилизация;
  • захоронение.

Вывоз ТКО

Какие отходы являются коммунальными?

На сегодняшний день является актуальным вопрос – какие из отходов являются коммунальными и должны быть переданы исключительно региональному оператору по обращению с отходами, а какие – нет? Давайте разбираться, как обстоят дела на бумаге и на практике. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) твёрдые коммунальные отходы (далее — ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, из Закона № 89-ФЗ следует, что принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями: — образование происходит в жилых помещениях; — образование происходит в процессе потребления физическими лицами; — к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; — к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Если с первыми двумя критериями всё достаточно понятно, то с последними двумя возникает ряд вопросов. В частности – какие отходы и при каких ситуациях можно отнести к ТКО, а какие будут относится к промышленным? Для упрощения этой задачи работники контролирующих органов руководствуются информационным письмом Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733, в котором ссылаются на Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, состоит из блоков, типов, подтипов и т. д. По их названиям можно отнести отход к ТКО, либо наоборот, исключить его из списка ТКО. Например, в блок 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» входит тип 7 3 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», состоящий, в свою очередь, из подтипов, в том числе 7 31 «Отходы коммунальные твердые», 7 33 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» которые принято относить к ТКО. Однако, в том же подтипе 7 33 находится группа 7 33 3 «Смет и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций, не относящийся к твердым коммунальным отходам», все отходы которой, как следует из названия, уже не будут относится к коммунальным. Здесь же можно найти яркий пример того, что в приоритете в отнесении отхода к ТКО отдается его место в ФККО. В частности, в вышеупомянутой группе отходов находится отход 7 33 390 01 71 4 «Смет с территории предприятия малоопасный», который категорически отказываются расценивать как ТКО, несмотря на схожесть его состава с отходом 7 31 200 01 72 4 «Мусор и смет уличный» относящийся к ТКО. Данная позиция достаточно проста для понимания и использования, но есть ряд моментов, требующих отдельного рассмотрения. Так, к примеру, необходимо разделять понятия «строительство» и «ремонт». Отходы строительства не относятся к ТКО, в то время как те же самые отходы, образующиеся во время текущего ремонта, принято относить к коммунальным отходам. Разъяснения, которые мы получаем на всех уровнях, сводятся к одному – «Вы можете отнести свои промышленные отходы, схожие по составу с коммунальными, к ТКО. Но будьте готовы к тому, что Вам придется отстаивать свою позицию в суде». Однако спектр отходов, отнесенных к ТКО на основании классификатора отходов достаточно широк, хоть и не всеобъемлющ и охватывает основные запросы граждан на сегодняшний день. Ниже приводим информационное письмо Росприроднадзора и список отходов, относящихся ТКО, согласно ему.

Письмо РПН

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

17 декабря 2018

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере охраны окружающей средыи экологической безопасности  А.В. Колодкин

Расчет норм накопления ТБО (ТКО)


Нормы накопления ТБО зависят от многих факторов. Порядок установления норм накопления ТБО для юридических лиц и населения проводится на основании их замеров. Сначала уполномоченные лица обязаны выбрать соответствующий участок. Он должен соответствовать определенным требованиям, а именно количество проживающего на нем населения должно быть не меньше таких показателей:

  1. Для населенных пунктов с численностью населения не более 300 т. граждан – 2%;
  2. Для населенных пунктов с численностью населения от 300 т. до 500 т. граждан – 1%;
  3. Для населенных пунктов с численностью населения свыше 500 т. граждан – 0,5%.

Как только территория выбрана, на ней выбирается от 3 объектов, каждый из которых относится к какой-либо одной категории. Исключение, позволяющее ограничиться меньшим количеством объектов, – их отсутствие в достаточном количестве.

Изучению и анализу поддаются:

  • мусорные контейнеры;
  • бункеры для отходов;
  • полиэтиленовые мешки.

Важно знать! Смешивать отходы, образуемых объектами разных категорий, при расчетах запрещается. Другие правила подсчета норм накопления ТБО (ТКО):

Другие правила подсчета норм накопления ТБО (ТКО):

  1. Проводятся ежесезонно в течение недели;
  2. Сведения об объемах образуемого мусора на каждом объекте складываются по дням недели;
  3. Нормы потребления выводятся по данным о количестве ТБО (ТКО) на одну расчетную единицу.

Если для жилых помещений учитывается количество проживающих граждан, то расчет нормы накопления ТБО для организаций учитывает:

  1. Площадь (в м2) – для торговых организаций;
  2. Койко-место – для лечебных и других медицинских учреждений;
  3. Количество учащихся – для образовательных организаций;
  4. Количество мест – для культурных учреждений, предприятий бытового обслуживания;
  5. Численность сотрудников – для офисов, административных и научных учреждений.

Постановление приводит подробные формулы, которыми должны руководствоваться уполномоченные лица государственных органов при определении норм накопления отходов. Их применение учитывает все указанные выше правила и условия. Это и определило разные показатели для разных субъектов РФ.

К примеру, в соответствии с распоряжением 607-РМ «Об утверждении норм накопления ТКО», выданным Министерством природопользования Московской области, утверждены следующие годовые показатели образования мусора:

  1. Для административных учреждений – 0,87 м3/сотрудника;
  2. Для торговых организаций – 0,51-062 м3/м2;
  3. Для детсадов — 0,39 м3/ребенка;
  4. Для автобусных и ж/д станций – 1,51 м3/пассажира.

Как утилизируются крупногабаритные отходы

Ликвидация КГО происходит после предварительной сортировки мусора. Габаритные предметы содержат древесину, металлы, пластик, стекло и другие материалы, пригодные для последующей переработки в качественное вторсырье. Полученные компоненты повторно используют в производственных процессах, что позволяет экономно расходовать невосполнимые ресурсы.

Утилизация КГО включает:

  1. Сбор и доставку сырья на мусороперерабатывающие заводы.
  2. Сортировку отходов на пригодные и непригодные компоненты.
  3. Вторичную переработку и введение в производственный процесс.
  4. Сжигание и захоронение неиспользуемых остатков на полигонах ТБО.

Основная сложность ликвидации габаритных остатков заключается в транспортировке, поскольку нужно задействовать специализированную технику. Дальнейшая «судьба» мусора зависит от компонентного состава, агрегатного состояния, возможности получения вторичного сырья.

Способы утилизации строительных отходов

К габаритным строительным отходам относят остатки, образующиеся в результате проведения ремонтных работ. Мусор, получаемый при демонтаже дорог, зданий, или капитальном строительстве должен относиться к категории промышленных отходов.

Способы утилизации крупногабаритных строительных остатков:

  • Переработка. Перерабатываемые материалы отбирают, подвергают вторичной обработке и используют в производстве вторсырья.
  • Магнитная сепарация. Из строймусора выделяют полезные компоненты – цветные и черные металлы.
  • Агломерирование. Строительные остатки дробят, прессуют, пропускают через агломераторы для получения брикетов, гранул.

Неперерабатываемые остатки вывозят на свалку для захоронения. Рациональный способ утилизации строймусора – сортировка и агломерация. Из древесных остатков получают топливные брикеты. Металлы переправляют, используют для промышленных целей. Бой кирпича, цементная крошка идет на изготовление наполнителей для производства стройматериалов, проведение дорожных работ.

Утилизация отходов орг.техники: картриджей, мониторов, системных блоков, мышей и клавиатуры

Обратите внимание, что с 01.01.2021 года вводится запрет на захоронение отходов орг. техники

Следовательно, к этой дате надо подготовиться к тому, что данные виды отходов могут быть переданы только на утилизацию. Значит, должны быть оформлены паспорта на отходы, должен вестись журнал учета отходов и т.д.

Утилизация отходов картриджей, мониторов, системных блоков, мышей и клавиатуры может осуществляться только специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности по конкретному отходу.

Возможно стоит прочитать:

  • Навоз КРС
  • Иловые осадки сточных вод / избыточный ил очистных сооружений
  • Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания
  • Мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли
  • Молочная продукция утратившая потребительские свойства
  • Отход светодиодных ламп. Состав, расчет норматива
  • Отходы жиров при разгрузке жироуловителей
  • Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек. Расчет норматива
  • Лом шамотного кирпича
  • Отход лом черных металлов
  • Обувь кожаная рабочая утратившая потребительские свойства
  • Отходы орг.техники. Состав, ФККО, паспорта, расчет…
  • Спецодежда — отходы. Как выбрать из ФККО и сделать расчет образования?
  • Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный
  • Смет с территории предприятия малоопасный
  • Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ
  • Шлам нефтепродуктов. Паспорт, расчет, ФККО, утилизация
  • Помет куриный. Инструкция по обращению, расчет класса опасности
  • Отходы масел. Паспорта на отходы, расчет, инструкция по обращению
  • Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами
  • Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный
  • Отходы отработанных аккумуляторов
  • Отход шин/изношенные шины. Класс опасности, паспорт и калькулятор расчета
  • Отход — лампы ртутные, люминесцентные. Паспорт, требования, калькулятор расчета…

Учёт отходов на предприятии

Законодательство Российской Федерации (ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ) обязывает всех юридических лиц и ИП, при обращении с отходами, вести учёт движения отходов в соответствии с утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Порядком учёта в области обращения с отходами (далее — Порядок учёта). Учёту подлежат все образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённые отходы. На данный момент актуальной является редакция Порядка учёта от 25.06.2014, а также терминологические поправки Закона №458-ФЗ — введены понятия «утилизация» и «обработка», вместо «использование».

Новая терминология более конкретно выражает суть процессов обращения с отходами при заполнении таблиц данных учёта отходов (приложения 2-4 к Порядку учёта):

«Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперации).

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.»

Основные положения требований к Порядку учёта:

1. Учёт в области обращения с отходами ведётся отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (ИП) в целом (абзац 6 пункта 3).

2 Учёт ведётся на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов. В случае невозможности провести фактические изменения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, учёт ведётся на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приёма-передачи; договоров (пункт 4).

3. Учёту подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, переданных или полученных от других лиц, также размещённых юридическим лицом и ИП за учётный период (пункт 5).

4. Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7).

5. Данные учёта ведутся в электронном виде. При отсутствии такой технической возможности данные учёта оформляются в письменном виде.

6. Заполнение таблиц данных учёта осуществляется лицом, ответственным за учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи их другим лицам или получения от других лиц, размещения отходов (пункт 6).

7. Таблицы данных учёта заполняются по юридическому лицу лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), по ИП (пункт 10).

8. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

• с точностью до трёх знаков после запятой (с точностью до килограмма) — для отходов I, II, и III классов опасности;

• с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности.

Вышедшие из употребления люминесцентные лампы, содержащие ртуть, отражаются по массе изделия (пункт 11).

9. В каждой заполняемой строке таблиц данных учёта в графах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, — ноль (пункт 12).

10. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки группируются по классам опасности отходов (пункт 13).

11. В таблицах указываются коды видов отходов по ФККО, при отсутствии соответствующего вида отходов в ФККО указывается ноль.