Определение термина
Определения статьи 19.1 Административного кодекса поясняют, причем однозначно, что
самоуправство – самовольные действия какого-либо гражданина или организации на основании своих предполагаемых или фактических прав.
Не больше и не меньше. Кроме того, в статье подчеркивается, что подобные действия могут квалифицироваться, как самоуправство по КоАП, только в случае отсутствия факта нанесения значительного вреда другим гражданам или организациям.
Таким образом, самоуправством в чистом виде является совершенное деяние, повлекшее за собой нарушение каких-либо нормативов или определенного законом порядка действий
Причем, совершенно неважно, умышленно ли было совершено правонарушение, или по незнанию. Главное, чтобы подобное деяние было официально установлено
Примерами «из жизни» могут служить такие случаи, как, например, самовольное размежевание дачного участка или земельного надела, перепланировка жилища в многоквартирном доме или возведение построек на муниципальной территории.
Статья 19.19. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений
1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений —
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к статье 19.9. КоАП РФ:
1. Цель данной статьи — обеспечить гарантии прав граждан на пользование землей и водными объектами.
Объектом посягательства правонарушений по данной статье являются права граждан на своевременное предоставление земельных участков и водных объектов, а также достоверную и полную информацию о наличии свободного земельного фонда.
2. Конкретные права граждан на предоставление им в собственность или в аренду земельных участков, в пользование находящихся в государственной собственности водных объектов и обязанность должностных лиц в установленный законом срок рассмотреть их заявления (ходатайства) о предоставлении земельных участков и водных объектов предусмотрены Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, а также Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (с изм. и доп.).
3. В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, не допуская при этом приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. При этом согласно п. 4 данной статьи орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления заинтересованного гражданина либо исполнительного органа государственной власти, осуществляющего предоставление земельных участков, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление границ земельного участка и утверждает его. Решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду с приложением проекта границ земельного участка должно быть принято исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в двухнедельный срок со дня подачи заявления.
4. В соответствии с п. п. 8 — 19 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении водного объекта в пользование, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта с заявлением по установленной форме с приложением соответствующих документов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов (п. 22 указанных Правил).
5. Объективная сторона правонарушений, связанных с нарушением установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан, выражается в бездействии должностных лиц, затягивании решения вопросов реализации прав граждан на землю и пользование водными объектами. Правонарушения, выразившиеся в сокрытии информации о наличии свободного земельного фонда, могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
6
С субъективной стороны правонарушения, выразившиеся в нарушении установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или водных объектов, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда может быть совершено только умышленно
7. Субъектом указанных правонарушений могут быть только должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение указанных заявлений (ходатайств) граждан.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).
Другой комментарий к статье 19.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. О понятии удостоверения личности гражданина РФ (паспорта) см. п. 1 комментария к ст. 19.15.
2. В качестве документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, по смыслу комментируемой статьи подразумеваются также документы, выдаваемые гражданам РФ в случае их выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (о видах указанных документов см. п. 1 комментария к ст. 19.15). Порядок оформления, выдачи и изъятия документов в указанных случаях определен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ). Паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Для оформления паспорта гражданин РФ в заявлении установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних 10 лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. К заявлению прилагаются личные фотографии и документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории РФ) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории РФ) за оформление паспорта, а также документ об оплате стоимости бланка паспорта.
В заявлении об оформлении паспорта гражданин РФ указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.
3. В случае, если гражданин РФ утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов РФ, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Порядок оформления такого документа и его форма определяются Правительством РФ.
4. Представление заведомо ложных сведений для оформления паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта, служебного паспорта, паспорта моряка в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также представление заведомо ложных сведений при оформлении удостоверения личности военнослужащего (офицера, прапорщика, мичмана), военного билета (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту), заграничного паспорта (для постоянно проживающих за границей граждан РФ, которые временно находятся на территории РФ), иных выдаваемых ОВД документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также документов, удостоверяющих гражданство, квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
5. Сообщение гражданином РФ заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из Российской Федерации гражданина РФ является основанием для временного ограничения права гражданина РФ на выезд из Российской Федерации (п. 6 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
6. Рассматриваемое правонарушение совершается с прямым умыслом. Представление в указанных случаях ложных сведений по причинам, исключающим квалификацию умышленного деяния, не влечет за собой применения мер административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей.
7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями.
Комментарий к ст. 19.8 КоАП
1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере антимонопольной деятельности государства и в сфере регулирования естественных монополий. Одним из способов осуществления надзора является право государственных органов на получение информации, ходатайств, уведомлений.
2. Объективная сторона первой части статьи 19.8 выражается в непредставлении ходатайств и уведомлений, представлении ходатайств и уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушении сроков подачи ходатайств и уведомлений в органы регулирования естественных монополий, если обязанность такого представления предусмотрена действующим законодательством.
Уведомление (заявление) — это такой правовой акт, который содержит сообщение о намерении представившего его субъекта использовать то или иное право. Ходатайство — это такой правовой акт, который направлен на получение разрешения использовать свое право. Участники рынка свободны и не ограничены в осуществлении своих субъективных прав. Однако антимонопольное законодательство РФ и законодательство РФ о естественных монополиях может предусматривать случаи, когда в целях защиты конкуренции и интересов потребителей использование некоторых прав хозяйствующими субъектами должно осуществляться под надзором государства.
3. Объективная сторона части 2 статьи 19.8 состоит в непредставлении сведений (информации) либо представлении заведомо недостоверных сведений в органы регулирования естественных монополий или в органы, уполномоченные в области экспортного контроля. Непредставление ходатайств и уведомлений не регулируется данной частью статьи 19.8. Обязанность представлять определенную информацию должна быть предусмотрена действующим законодательством.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.8, выражается в непредставлении ходатайств в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, в представлении ходатайства, содержащего заведомо недостоверные сведения, а равно в нарушении порядка и сроков такого представления.
5. Объективная сторона части 4 комментируемой статьи заключается в непредставлении уведомлений в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, в представлении уведомления, содержащего заведомо недостоверные сведения, а равно в нарушении порядка и сроков такого представления. Основания представления ходатайств, уведомлений, информации в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы регламентированы ФЗ N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».
6. Объективную сторону части 5 статьи 19.8 образует непредставление сведений, предусмотренных действующим законодательством, в антимонопольные органы, а равно представление заведомо недостоверных сведений.
7. Субъектами административного правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
8. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.8, рассматриваются руководителем федерального антимонопольного органа, его заместителями, руководителями территориальных органов, их заместителями, а также руководителем федерального органа регулирования естественных монополий, его заместителями, руководителями территориальных органов, их заместителями.
10. Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица федерального антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий.
Комментарий к Ст. 19 Уголовного кодекса
1. Субъект как один из элементов состава преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: а) это физическое лицо; б) вменяемое и в) достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
2. В ряде составов преступлений помимо трех обязательных признаков закон указывает на дополнительные признаки, становящиеся обязательными. В этом случае субъект преступления становится специальным. К числу таких признаков относятся, в частности, пол (ст. 106, 131 УК); повышенный возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 150, 151 УК); гражданство (ст. 275, 276 УК); служебное положение (ст. 201, 285, 290 УК); профессия (ст. 123, 124 УК); особое положение по отношению к потерпевшему (ст. 125 УК).
3. Юридическое лицо не признается в российском уголовном праве субъектом преступления. В случае совершения преступления в процессе деятельности юридического лица следует выявить в структуре такого юридического лица субъекта, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. При этом такой субъект может быть определен законодательно (например, в ст. 176, 177 УК) или судебной практикой (постановлениями Пленума Верховного Суда РФ). В отсутствие такого разъяснения в случае, если преступление представляет собой нарушение запрета или неисполнение обязанности, адресованной юридическому лицу, т.е. сопряжено с юридически значимыми в смысле иных отраслей права действиями, специальным субъектом является лицо, наделенное в силу закона, судебного решения, договора, локального акта юридического лица правами и обязанностями действовать от имени и в пользу юридического лица. Если же преступление не предполагает в своей основе нарушение специального запрета или неисполнение специальной обязанности, а может — хотя и в интересах юридического лица или вопреки им — совершаться любым субъектом (например, ст. 179, 180 УК), субъект соответствующего состава общий.
Комментарий к статье 19.27. КоАП РФ:
1. Объектом комментируемого правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.
Данная статья обеспечивает охрану отношений, урегулированных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Миграционный учет включает в себя: 1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных федеральным законом; 2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и других характеристиках миграционных процессов; 3) ведение государственной и информационной системы миграционного учета.
Миграционный учет и контроль за соблюдением правил этого учета осуществляют Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные органы.
Перечень основных сведений и документов, необходимых для миграционного учета, определяется Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (с изм. и доп.). Это: а) документ, удостоверяющий личность и признаваемый РФ; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Принимающая сторона обязана: 1) представить непосредственно либо направить почтовым отправлением в органы миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания; 2) вручить этому лицу отрывную часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета либо организации федеральной почтовой связи, подтверждающей выполнение принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания.
2. Объективную сторону правонарушения составляет действие, связанное с представлением иностранным гражданином или лицом без гражданства заведомо ложных сведений либо подложных документов для постановки на миграционный учет.
При этом следует учитывать, что данная статья Кодекса является специальной по отношению к ст. 19.18 Кодекса со сходным предметом регулирования. Кроме того, при наличии объективных данных о том, что заведомо ложные сведения, предусмотренные ч. 2 данной статьи, представлены должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, из корыстной или иной личной заинтересованности, указанные деяния могут быть квалифицированы по ст. 292 УК РФ.
3. Субъектом административного правонарушения являются физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также должностное лицо и юридическое лицо, представляющие заведомо ложные сведения либо подложные документы для получения постановки на миграционный учет.
При этом в соответствии со ст. 2 (п. 7 ч. 1) вышеуказанного Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ в качестве стороны, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающей стороны), понимаются: гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение признается совершенным умышленно (ч. 1 ст. 2.2).
5. Дела, предусмотренные комментируемой статьей, рассматриваются: 1) судьями — в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о данном правонарушении по ч. 1 данной статьи, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
6. Протоколы по таким делам составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
Наказание
Административной ответственности за такое правонарушение подлежат все лица достигшие шестнадцатилетнего возраста. Причем, независимо от того, является правонарушитель должностным лицом или обычным гражданином.
Дела о самоуправство по КоАП рассматриваются обычно мировым судьей на основании материалов, представленных сотрудниками МВД. Для составления соответствующего протокола о самоуправстве достаточно заявления физического или юридического лица.
Для должностных лиц наказание предусматривает наложение денежного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Для физических лиц предполагается наказание в виде предупреждения или административного штрафа от 100 до 300 рублей.
Как видно из размеров штрафов, наказание самоуправства в большинстве случае носит предупредительный характер и не предполагает жестких репрессий.
К сожалению, не всегда российские граждане используют здравый смысл в своих действиях. Самовольные действия наперекор всем нормам и правилам – достаточно частое явление современной жизни. Однако следует помнить, что подобные деяния всегда будут пресекаться государством, независимо от статуса и положения правонарушителя.
Комментарий к статье 19.4 КоАП РФ
1. Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля (надзора). Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако понятие государственного надзора нецелесообразно ограничивать данным определением, так как положения вышеуказанного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д. Поэтому данное понятие государственного надзора не является исчерпывающим и может изменяться применительно к различным видам надзора.
Объектом данного правонарушения выступают только те общественные отношения, которые требуют взаимодействия органов надзора (контроля) и поднадзорных субъектов.
2. Объективную сторону части 1 статьи 19.4 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Неповиновение выражается в открытом отказе поднадзорного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.
Законность распоряжений или требований заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, должно обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. И эта компетенция должна быть четко закреплена в нормативных актах.
3. Объективная сторона части 2 статьи 19.4 состоит в невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.
Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Федеральный закон от 11 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами и нормами международного права.
Полномочия по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны должны быть закреплены в нормативных актах, содержащих компетенцию органов государственной власти.
4. Объективная сторона части 3 статьи 19.4 выражается в воспрепятствовании доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю.
5. Объективная сторона части 4 статьи 19.4 состоит в невыполнении требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно в воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей
6. Субъектами правонарушений по части 1 выступают граждане и должностные лица, по части 2 — должностные лица, по части 3 — должностные и юридические лица, по части 4 — должностные и юридические лица.
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.4, совершаются умышленно.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 19.4, рассматриваются судьями, дела, предусмотренные частью 2, рассматриваются пограничными органами. В данный момент функции пограничных органов осуществляются ФСБ России.
9. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, на которые возложен государственный надзор (контроль).
Другой комментарий к статье 19.24 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
— запрещение пребывания в определенных местах;
— запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
— запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
— запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Поднадзорное лицо обязано:
— прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
— уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам;
— уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;
— уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
— допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных законом.
2. Субъект административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны административное правонарушение признается совершенным умышленно.
Второй комментарий к Ст. 19 УК РФ
1. Указанные в статье 19 УК признаки являются общими и обязательными для уголовной ответственности. Поэтому в названии комментируемой статьи законодатель охарактеризовал их как «Общие условия уголовной ответственности». Следовательно, им должны отвечать субъекты всех преступлений, в том числе и тех, составы которых содержат особые (специальные) требования к субъекту.
2. Физическое лицо — правовой статус. Теория права выделяет, помимо физического лица, статус юридического лица. Как тот, так и другой статусы исполняют в праве одну функцию — являются условием ответственности. Различным видам юридической ответственности соответствуют различные правовые статусы их субъектов. Специфика уголовной ответственности — ее личный характер. Поэтому субъектом преступления (как и субъектом ответственности) может быть только физическое лицо.
3. Вменяемость — психический статус субъекта. В отличие правового, статусов, он имеет под собой не юридическое, а естественное (презумируемое) основание: всякий человек считается вменяемым, если он в установленном законом порядке не признан невменяемым. При этом значение указанного статуса ограничено только обстоятельствами совершения преступления (другого правонарушения). Вопрос о вменяемости или невменяемости лица возникает только в связи с «вменением», т.е. вопросом об ответственности за совершенное им деяние. Вне этих обстоятельств невозможно говорить ни о невменяемости лица, ни о статусном значении невменяемости. Вменяемость как психический статус субъекта преступления определяет психическую способность человека выступать в роли участника отношений с другими людьми, обществом и государством.
4. Признаком субъекта преступления является не любой возраст, а лишь тот, который установлен уголовным законом. Этот признак, хотя и имеет под собой социально-психологические основания, также является статусным. В отличие от правового, этот статус условно можно обозначить как социальный, определяющий признанную законом способность человека выступать в роли активного участника отношений с другими людьми, обществом и государством.