Зачем утилизировать?
Перерабатывать резину необходимо по следующим причинам:
- резина практически не разлагается в природе, на ее распад могут уйти столетия;
- с каждым годом растет площадь мусорных полигонов и свалок, а следовательно, уменьшается территория, пригодная для полезного использования;
- резина изготавливается из синтетического каучука, продукта переработки нефти, а нефть является невосполнимым ресурсом;
- переработанная резина – прекрасный материал, который можно применять для производства новых изделий;
- использование вторичного сырья значительно экономит природные, энергетические и денежные ресурсы.
Классы опасности отходов
Накопление отходов отличается по уровню опасности для людей и природы, это требует различного подхода ко всем его этапам. Определение кода позволяет правильно подойти к организации сбора, хранению, транспортировки и конечной утилизации мусора.
Основой современной классификации служит стандарт ГОСТ 12.1.007-76, определивший критерии опасности отходов. В нем описаны четыре класса опасности веществ, терминология, пояснения и предельные нормы содержания их при хранении и транспортировке.
Приказом Минприроды РФ №536 от 04.12.2014 года введена расширенная классификация отходов и уточнены критерии разделения ее по I-V классам.
Таблица классов опасности отходов (на 2020 год) в зависимости от источника происхождения:
Источник | Промышленность | Строительство | Коммунально-бытовое хозяйство |
классы | 1-3 | 3-4 | 4-5 |
1 класс, чрезвычайно опасный мусор
К этому классу относятся отходы, содержащие вещества, наносящие непоправимый ущерб здоровью человека, приводящие к разрушению экосистемы и природного равновесия. Чрезвычайно опасные соединения, не распадающиеся в природе в обозримом будущем и не позволяющие восстановиться самостоятельно.
Они включают в себя:
- ртуть и ее производные;
- свинец и его соли;
- плутоний;
- полоний;
- таллий.
Источниками токсичных веществ 1 класса опасности являются:
- ртутные (энергосберегающие) лампы,
- расходные материалы медицинского оборудования и градусников,
- различные терморегуляторы,
- трансформаторы и конденсаторы.
Их хранение, транспортировка и утилизация возможны в специальных контейнерах, емкостях и чехлах, исключающих проникновение отходов 1 класса опасности в почву.
Учет и контроль мест хранения таких отходов – особая зона ответственности. Не допустима потеря и нежелательна утечка такой информации в открытый доступ.
2 класс опасных отходов
Отходы этого класса менее опасны для человека и природной среды. Однако, в случае утечки, на восстановление экосистемы уйдут несколько десятилетий.
К таким отходам относятся:
- отработавшие автомобильные аккумуляторы;
- батарейки и элементы питания оргтехники;
- кислотные и щелочные растворы;
- отработанные масла и остатки нефтепродуктов.
Источниками такого класса отходов являются промышленные и транспортные предприятия, многочисленные автосервисы и мастерские. Хранение веществ 2 класса опасности возможно в закрытых емкостях, на поддонах и под навесом на закрытой для доступа территории.
Переработка и утилизация отходов 2 класса специализированными организациями налаженный процесс, поэтому по мере накопления отходов лучше их сдавать, а не хранить. Это не только безопасно, но и экономически выгодно.
3 класс отходов, умеренно опасные
Умеренно опасными отходами 3 класса считаются такие, которые в природе перерабатываются в течение 10 лет. К категории относятся предметы, прошедшие в процессе изготовления химическую обработку: фильтры разного назначения, кабели, цементная пыль и продукция нефтехимии. В этот же класс входит и некоторые отходы сельского хозяйства, в частности, куриный и утиный жир и свиной навоз. Хранить органические отходы нужно так, чтобы не допускать утечки в окружающую среду, а над переработкой отходов нефтехимии ученые успешно работают, используя их в качестве сырья.
4 класс – малоопасный мусор
Отходы, уровень ущерба от которых для экологической системы незначителен и их негативное влияние длится не более 3 лет, считаются малоопасными и относятся к 4 классу. Он включает в себя следующий мусор:
- строительные отходы (рубероид, битум, шпаклевка, битое стекло);
- изношенные автошины;
- пришедшая в негодность мебель;
- перепревшие биоотходы сельского хозяйства.
Значительная часть отходов 4 класса может быть использована вторично, остатки их должны быть собраны на полигонах, после заполнения которых подвергнуты регенерации.
5 класс, практически неопасные отходы
Пятый класс отходов хоть и неудобен, но вполне безопасен для человека и не наносит ущерб природе. К нему относятся различные отходы деревообработки: бумага, картон, опилки. Они могут быть использованы в качестве сырья или топлива для вторичного использования. Черные и цветные металлы вообще можно использовать не единожды.
Пищевые остатки, если верить статистике, составляющие до 40% всей произведенной еды в мире, уходят в отходы. Им находится применение в животноводстве. Скорлупа от яиц огромных птицефабрик и зола могут быть использованы в сельском хозяйстве. Что касается изделий из пластмасс и пластиковых пакетов, они не оказывают прямого воздействия на здоровье человека и природу, но их количество становится угрожающим.
Рубрики
Вопрос:
В протоколе биотестирования выданным 05.07.2013 г. указаны следующие параметры отхода: Код отхода по ФККО 00 0
Наименование отхода по ФККО: Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор от бытовых помещений организации). Класс опасности — 5.
При заключении договорных отношений региональный оператор требует предоставить протокол биотестирования с кодом и наименованием отхода по ФККО 2014:
Код отхода по ФККО 2014 г.: 7 33 100 02 72 5
Наименование отхода по ФККО 2014 г.: Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный. Класс опасности — 5. (Введен Приказом Росприроднадзора от 03.06.2016 г. № 311)
Так как предоставленный протокол биотестирования имеет код и наименования 00 0 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор от бытовых помещений организации)» — не соответствует коду и наименованию ФККО 2014 г. и отсутствует в перечне отходов относящихся к ТКО.
Правомерно ли, требовать региональным оператором протокол биотестирования на отходы 5 класса опасности в соответствии с кодами и наименованиями по ФККО 2014 г.?
Ответ:
Нет, требования регионального оператора не правомерно. Поскольку Приказ Росприроднадзора от 03.06.2016 г. N 311 отменен. Но также необходимы документы подтверждающие состав данного отхода.
Обоснование:
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ)).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ ).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ ).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п.8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156).
В заявке потребителя указываются следующие сведения (п.8.6 Правил ):
— реквизиты потребителя;
— наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в п.8_1 Правил ;
— сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся ТКО за год.
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код — 7 33 100 02 72 5) относится к отходам ТКО (Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242).
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ ).
Таким образом, для заключения договора с региональным оператором необходимы сведения о составе образующихся отходов. В данном случае подтвердить состав отхода можно по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Проводить биотестирование на данный отход нет необходимости, поскольку он присутствует в ФККО.
В документах есть протокол определения компонентного состава отходов. Если на предприятии образуется именно этот отход, то региональный оператор не вправе требовать другой протокол состава отходов. Редакции ФККО не обязывают заново осуществлять определения компонентного состава отходов, для сопоставления их с ФККО.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Улитин Михаил Михайлович Для физических лиц Для юридического лица Подписка на эл.версию
С ТБО на ТКО
Федеральный закон от 29 января 2014 г. за № 458-ФЗ своими положениями внес изменения в главный закон, касающийся всех отходов, — «Об отходах производства и потребления». Одно из изменений, например, касается твердых бытовых отходов, сокращенно — ТБО. Теперь они именуются твердыми коммунальными отходами — сокращенно ТКО.
Виды отходов и их классификация
Классификация твердых отходов определена требованиями ГОСТ-25916-83. Согласно им, принято деление на отходы:
- производства,
- потребления.
Все отходы, их классификация, переработка, система сбора – все это и многое другое оговаривается в нормативных актах. Например, классификация отходов по происхождению. Они делятся на органического и искусственного происхождения. Органические отходы не наносят вреда природе и человеку.
Рекомендации по хранению шин
Над вопросом о хранении шин среднестатистический автолюбитель задумывается дважды в год: весной, когда приходит время смены зимних шин на летние, и осенью когда возникает потребность в зимних покрышках. К сожалению, большинство автовладельцев не придают особого внимания тому, как и где хранятся их шины, не задумываясь, что от этого зависит их безопасность на дороге.
Современная шина представляет собой сложный высокотехнологичный продукт, требующий к себе бережного и внимательного отношения. Априори шины рассчитаны на сопротивление разного рода повреждениям, таким как высокая влажность или палящее солнце, тем не менее, производители предостерегают автолюбителей от длительного хранения покрышек в таких условиях. Особенно это относится к тем автовладельцам, которые используют один комплект резины на протяжении 5-8 сезонов, ведь чем дольше срок хранения, тем больше вероятность появления повреждений. Для того чтобы перед наступлением соответствующего сезона можно было смело поставить припасенный заранее комплект резины, достаточно соблюдать ряд нехитрых правил, которые в итоге позволят существенно сэкономить деньги, время и нервы. После демонтажа покрышки должны быть тщательно вымыты, протектор очищен от камней и прочего мусора. Очищенные шины необходимо проверить на предмет отсутствия разного рода повреждений.
Храниться шины должны в сухом, темном и прохладном помещении с умеренной вентиляцией вдали от горюче-смазочных материалов. Оптимальная температура хранения 25 градусов по Цельсию. В местах хранения шин нужно избегать сильных перепадов температуры, максимальная температура не должна превышать 35 градусов, а минимальная не опускаться ниже нуля градусов по Цельсию. В случае если автошины хранятся на улице, необходимо защитить их от яркого света, источников тепла и влаги, но сделать это необходимо таким образом, чтобы обеспечивалась надлежащая вентиляция. Нельзя хранить шины на бетоне, асфальте, снегу или песке. Они должны быть обязательно приподняты над поверхностью земли. Шины с белой маркировкой на боковинах должны храниться белыми боковинами друг к другу. Перед выбором места для хранения нужно проверить, чтобы рядом не было источников озона и химикатов, таких как растворители, масла, углеводороды, кислоты, краски и т.д. Запрещается использовать шины в качестве подставки под инструменты и прочие предметы, поверхность шины должна быть свободной.
Если вы храните шины в сборе с дисками, то они обязательно должны быть или подвешены по отдельности или быть сложенными стопкой в горизонтальном положении. При этом раз в месяц рекомендуется их переворачивать, чтобы избежать слеживания. Желательно, чтобы давление в шинах было спущено до 1 атмосферы (100 kPa, 15 psi). Покрышки без дисков должны находиться в месте хранения исключительно в вертикальном положении. И опять же, приблизительно один раз в месяц их необходимо вращать во избежании деформации. В случае если планируется длительное хранение автомобиля с установленными на него колесами, необходимо установить его на подставки, чтобы убрать нагрузку с шин и защитить колеса непрозрачным покрытием. Если по какой либо причине нет возможности хранить автомобиль на подставках, то необходимо помнить ряд следующих правил: пол должен быть чистым и ровным, а помещение хорошо проветриваемым. Раз в месяц желательно передвигать автомобиль для предотвращения деформации и повреждения резины.
Эти несложные действия помогут вам сохранить все изначально заложенные характеристики покрышки максимально долго, существенно сэкономить семейный бюджет и получать настоящее удовольствие от управления автомобилем.
ОТХОДЫ БУМАГИ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ, УТРАТИВШИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА
Согласно проекту накопление отходов бумаги осуществляется в целях формирования экономически целесообразного объема, массы для последующих транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (как видим, разработчик в очередной раз позаботился об экономической целесообразности, которая является весьма расплывчатым понятием). При этом накапливать данные отходы необходимо отдельно от иных видов отходов I–V классов опасности.
Подчеркнем, что в соответствии с проектом накопление отходов бумаги может осуществляться отдельно по каждому виду отходов, которые предварительно были рассортированы (разделены) непосредственно в процессе хозяйственной деятельности, приводящей к их образованию. То есть отходы бумаги разных видов можно накапливать в смеси. Это обусловлено тем, что на предприятиях, утилизирующих бумагу, сортировка отходов чаще всего производится на месте. Впрочем, гораздо удобнее сортировать отходы сразу при образовании и накоплении. При этом учтите, что некоторые виды бумаги (блестящая упаковка, грязная и мокрая бумага, бумага с частицами пищи и т.д.) не принимаются к утилизации.
Проектом установлено, что накопление отходов бумаги осуществляется в помещении или на специализированной площадке, в которых исключается попадание атмосферных осадков, предусматривается защита от воздействия ветра и не допускается контакт с легковоспламеняющимися жидкостями и открытым огнем. Данное требование обусловлено высокой пожароопасностью бумажных отходов, а также их разрушением в ходе взаимодействия с окружающей средой. С последним обстоятельством связана предусмотренная проектом необходимость применения для транспортирования отходов бумаги транспортных средств, которые исключают попадание в такие отходы атмосферных осадков и предусматривают защиту от воздействия ветра (иначе часть отходов «осядет» на дороге или прилегающей территории).
Обработка отходов бумаги осуществляется в целях их сортировки (разделения), извлечения полезных компонентов перед их передачей на утилизацию, а также очистки конкретных видов отходов от инородных примесей, затрудняющих дальнейшую утилизацию.
СЛОВАРЬ
Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Обезвреживание отходов бумаги осуществляется в целях получения энергии и/или сокращения их объема, массы.
Отметим, что сжигание бумажных отходов распространено в удаленных населенных пунктах без центрального отопления (например, в сибирских поселках), где действуют автономные котельные на твердом топливе.
Специализированные установки для обезвреживания бумажных отходов должны быть отражены в проекте нормативов предельно допустимых выбросов и проекте санитарно-защитной зоны. Эксплуатация таких установок значительно увеличивает размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и влечет за собой множество дополнительных согласований, особенно если предприятие находится рядом с жилой зоной. В связи с этим оптимальный вариант удаления бумажных отходов — утилизация (опять же с учетом ее экономической целесообразности).
Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором
Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.
Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.
Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.
Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.
Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2021 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.
Отходы резины
Резиновые изделия за счет своих уникальных свойств (в первую очередь хорошей растяжимости и эластичности) распространены во всех сферах человеческой деятельности. Изготовление резиновых изделий происходит методом вулканизации резиновых составов на основе каучука. Ассортимент готовой продукции весьма обширен, но большая часть приходится на долю автомобильных шин, обуви и резинотехнических изделий.
Отходы потребления накапливаются по мере износа резиновых изделий и их выхода из эксплуатации. Кроме того, на каждой стадии производства резиновых товаров образуются промышленные отходы (обрезки, остатки, бракованные экземпляры).
Виды
Рассматривая отходы резины с точки зрения переработки, необходимо разделять их на вулканизованные и невулканизованные. Такая классификация выглядит следующим образом.
Невулканизированные:
- резиновые смеси;
- резинотканевые отходы;
- резинометаллические отходы.
Вулканизованные:
- резиновые отходы;
- резинотканевые изделия;
- резинометаллические изделия;
- шины.
Такие отходы, как правило, перерабатываются на тех же предприятиях, где образуются. Из них производят всевозможные шланги, коврики, кровельные материалы и другие неответственные товары.
Отходы, прошедшие через вулканизацию, более сложны в переработке, так как обладают высокой эластичностью, что затрудняет их измельчение. Несмотря на это, они также выступают в качестве ценного вторичного сырья, однако для их утилизации необходимы особые технологии.
Отходы резиноасбестовых изделий
Особой группой резиновых отходов являются отходы резиноасбестовых изделий. К ним относятся асбопластики, асботекстолиты, шнуры, и пр.
Их отличительная характеристика – устойчивость к высоким температурам, агрессивным средам, механическому воздействию, за счет чего эти изделия обладают повышенной функциональностью, прочностью, долговечностью.
Применяются такие товары в ЖКХ, сельском хозяйстве, электротехнике, производстве трубопроводов. Материал их изготовления позволяет обеспечить длительность эксплуатации в особых условиях, чем объясняется актуальность и востребованность данного товара.
Состав резины, как отхода
Ассортимент резиновых изделий крайне разнообразен, товары различаются по своему назначению и применению. Резиновые изделия изготавливаются на основе различных каучуков, пластификаторов, наполнителей и других компонентов. Смешивание разных видов отходов не всегда целесообразно.
Про то, какой химический состав имеют современные автомобильные шины, а также про их устройство рассказывают в следующем видео:
Класс опасности
Согласно ФККО, резиновые шины и различные резиновые отходы преимущественно относятся к 4 классу опасности. В случае загрязнения отходов нефтепродуктами или химикатами им может быть присвоен 3 класс. Таким образом, они являются малоопасными и умеренно опасными веществами, которые нуждаются в правильной утилизации.
Согласно Федеральному закону об охране окружающей среды и КоАП РФ изношенные автомобильные шины и резиновые отходы подлежат обязательной утилизации. За несанкционированное захоронение, сброс и размещение этих отходов предусмотрены штрафы как для юридических, так и для физических лиц.
Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов
Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.
Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.