Административно процессуальный кодекс рф: применение на практике, судопроизводство

Оглавление

Административно-процессуальный Кодекс: что это такое? Сфера применения

Кодекс административного судопроизводства был принят 20 февраля 2015 года Госдумой

Административно-процессуальным Кодексом называют специальный документ, регулирующий работу таких учреждений и специалистов:

  1. Мировые судьи.
  2. Суды общей юрисдикции.

Сам Кодекс применяют при рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод конкретных людей либо организаций. Существует исчерпывающий список вопросов, которые допускают рассмотрение в этом порядке.

Это касается таких явлений:

  • Оспаривание решений государственных органов, органов власти.
  • Жалобы на решения экзаменационных комиссий, действия судей.
  • Нарушения в избирательных правах граждан.
  • Приостановление деятельности политических партий.
  • Прекращение работы средств массовой информации, если это необходимо.

Согласно административно-процессуальному Кодексу отдельного рассмотрения заслуживает целый блок вопросов, связанных с госпитализацией граждан. Речь идёт о таких факторах, как:

  1. Помещение в психиатрическую клинику человека, который представляет опасность для себя и окружающих.
  2. Принудительное лечение больных туберкулёзом.
  3. Вопрос о медицинском вмешательстве при лечении несовершеннолетних.

Подведомственность споров по административным правонарушениям

Подведомственность относят к характеристикам дел, в силу которых они подлежат рассмотрению той или иной инстанции. Распределение процессов между различными инстанциями в результате – чёткое, целесообразное. Определение правил подведомственности только в законе – важный признак, о котором необходимо помнить.

Чтобы было проще разобраться – можно привести примеры. Арбитражные суда занимаются рассмотрением споров, содержащих следующие компоненты.

  1. От федеральных органов власти оспаривают нормативно-правовые акты.
  2. Представители сферы предпринимательства, других направлений – если задеты права, законные интересы.
  3. Административные правонарушения, если закон не относит дело к компетенции другого органа.
  4. Обращение к физическим, юридическим лицам с целью взыскания штрафов, других платежей обязательного характера.
  5. Другие дела из публичных, административных правонарушений.

Для рассмотрения таких дел занимаются созданием Конституционных, уставных судов:

  • Соответствие законов субъектов РФ.
  • Законность нормативно-правовых актов и практического аспекта.
  • Изучение действий органов местного самоуправления.

Статья 29 АПК РФ подробнее всего рассказывает о подведомственности той или иной инстанции.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Есть общие права и обязанности для всех лиц, которые стали участниками при рассмотрении того или иного дела:

Изучение дела.

Допускается снятие копий с материалов, но для этого потребуется оформить отдельное ходатайство. Фотографические копии, сделанные с помощью телефонов, планшетов, фотоаппаратов – выбор большей части граждан. Ограничения при подаче ходатайств практически отсутствуют.

Распространённая причина отвода – личная заинтересованность в процессе, либо наличие близких родственников среди участников. Оптимальная форма – письменная.

Представление доказательств суду, участие в их изучении.

Это право любой участвующей стороны, которое обеспечивает объективность процесса. Тем более – если суд направил сообщение о необходимости выполнить это требование. Если требование нарушить – к гражданам или организациям применяют штрафы.

  • Истребование доказательств.
  • Непосредственное участие в процессе, с направлением вопросов любому из присутствующих участников. При этом можно давать любые пояснения как в устной, так и в письменной форме. Отзыв на иск, встречный иск и возражения – документы, право на подачу которых сохраняют у ответчика.
  • Подача жалоб на решения, вынесенные судом. Бывают апелляционными или общими, в зависимости от особенностей рассмотрения текущего дела

Есть и другие обязанности, но они заслуживают детального рассмотрения.

Как работают с Кодексом административного судопроизводства

I инстанцией являются мировые судьи, потом межрайонные суды

КАС говорит о том, что обращение к судебным инстанциям – стандартная процедура, если возникают проблемы с представителями управленческой сферы.

Такой порядок решения судебного спора наделён преимуществами. Одно из главных – в том, что друг от друга остаются независимыми исполнительная власть и судебная система.

Благодаря этому всегда проще отменять или исправлять акты, внесённые представителями власти. Законность полномочий рассматривается, оценивается в ходе заседания отдельно.

При производстве опираются на те нормы, которые сохраняют свою силу в момент рассмотрения дела. Новый Кодекс вступал силу несколькими этапами, начиная с 2015-ого года.

Во многом в КАС повторяются нормы, которые уже были в старых версиях ГПК РФ. Особенно это касается общих принципов судопроизводства. Но имеются и определённые новшества.

О сроках исполнения производства

Главное – правильно подготовить документы, подать административный иск согласно всем требованиям действующего законодательства. Тогда одно из следующих решений выносят по итогам разбирательства:

  1. Возвращение иска заявителю. Решение принимают, если не соблюдают досудебный порядок урегулирования споров, нарушают правила подсудности, и так далее.
  2. Оставление искового заявления без движения.

Например – если необходимо исправить недостатки. Обычно это касается документов-приложений к иску, определения расходов по судебному разбирательству.

  1. Отказ в принятии иска.

Обязательно оформление мотивированных определений в данном случае. Здесь опираются на нормы, установленные статьёй 128 КАС РФ. В частном порядке граждане имеют право обжаловать такие определения, повторно подавать административные иски запрещают.

  1. Принятие иска к производству, подготовка дела для разбирательства.

Если всё в порядке, подобные решения принимают максимум через три дня после поступления, изучения всех документов. Ответчику после этого для ознакомления направляют копии документации, связанной с делом.

С момента поступления заявления в суд должно пройти не более 2 месяцев, прежде чем по делу об административном правонарушении примут окончательное решение. До 3 месяцев растягивается срок в случае, когда дело рассматривает Верховный суд. Председатель суда может продлевать время не более, чем на 3 месяца. Сам истец не сохраняет право подавать ходатайства с просьбой ускорить производство.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?

Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).

1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Обзор документа

В 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Он установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.

Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из ГПК РФ.

Вместе с тем КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл. Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений. Так, в настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик.

Рассмотрены некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, в т. ч. подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

В настоящее время административные исковые заявления об оспаривании таких постановлений, действий (бездействия) подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа или самой Службы соответственно. Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ.

В то же время суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей. Так как при несовпадении места нахождения органа госвласти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.

При этом, как следует из положений Закона об исполнительном производстве, территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

Таким образом, подсудность указанной категории дел будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Публикация актов, вынесенных арбитражным судом

На официальных сайтах суды обязаны размещать следующие разновидности документов:

  1. Результаты обжалования.
  2. Сведения об обжаловании актов.
  3. Тексты вынесенных судебных актов.

На сайте все тексты публикуют в полном объёме, но из этого правила есть некоторые исключения

Важно учитывать право на неприкосновенность семейной, частной жизни. То же касается защиты достоинства, репутации

Поэтому нельзя публиковать персональные данные тех, кто принимает участие в деле.

Видео об административном судопроизводстве:

Для истцов важно соблюдать все требования закона, когда они оформляют исковое заявление. Если спор обязательно урегулировать с досудебным порядком – об этом не забывают

У истцов в административном судопроизводстве есть и специальные права.

Например, изменение предмета иска, оформление просьб по материальным вопросам. Одно из прав сторон – договариваться миром. Защита интересов налажена и для ответчиков. Главное – чтобы каждая сторона знала как можно больше о доступных инструментах для скорейшего разрешения спора.

Законодательство об административном судопроизводстве

Данный законопроект призван защищать права и свободы граждан

Есть определённые условия и требования, при выполнении которых спор между сторонами становится административным.

Такие споры появляются при следующих обстоятельствах:

  1. При связи с работой физических и юридических лиц, наделённых властными полномочиями.
  2. Субъектные права граждан нарушены.
  3. При осуществлении прав сталкиваются с помехами.

Условие для обращения в суд – создание препятствий при реализации законных прав.

Суд должен определить, чья позиция соответствует закону, основана на текущих положениях. Таким образом, проверяют саму деятельность административного органа.

По каждому из направлений Кодекс отдельно описывает дела, процесс рассмотрения.

Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием?

Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения ГПК РФ, с небольшими, несущественными изменениями.
В сравнении с ГПК РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.
1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС).
2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов – «судебные акты» (ч. 1 ст. 16 КАС), а не «судебные постановления», как в ГПК РФ.
3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.
4. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).
5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно…
6. Появились новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).
7. Увеличились размеры судебных штрафов. В ГПК РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе – 5 тыс. руб. КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган – до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями – до 80 тыс. руб., на организации – до 50 тыс. руб., на должностное лицо – до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего – до 10 тыс. руб., на гражданина – до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.
8. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления, а не в течение пяти, как это было ранее.
9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок .
10. В КАС появились главы, которых ранее не было в ГПК РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:
• производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС);
• производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций ;
• производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ ;
• производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации.
11. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 2–6 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 3–10 ст. 305 КАС).
12. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции.
Помимо этого, есть немало иных незначительных изменений КАС в сравнении с ГПК РФ.

Подача ходатайств о рассмотрении дела на закрытом заседании

Для принятия решения конкретного спора суд руководствуется законом, который регулирует эти отношения

Обычно такие ходатайства подают, чтобы обеспечить право на неприкосновенность частной жизни. Такие основания – не безусловные.

Важно указать характер информации, связанной с жизнью того или иного лица. Обязательно описывают последствия негативного характера, связанные с разглашением подобных сведений

Когда исковое заявление принято – судебное дело принимают к производству.

Судья на таких этапах выносит первые определения, в которых обязательно указывает:

  1. Документы и доказательства, предоставляемые по делу.
  2. Круг доказывания по делу.

Лицо, подавшее заявление, должно аргументировать, почему заседание должно быть именно закрытым. Ходатайство разрешают подавать в любой момент после принятия дела к рассмотрению. Устные оглашения требований разрешены, но письменные признаны эффективными. Устный вариант рассматривают, только если есть серьёзные аргументы.