Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 августа 2019 г. № 25-47/19633 “По вопросам нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами”
15 октября 2019
Минприроды России рассмотрев обращение в адрес Генерального Прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки от 13.05.2019 года № 1305-01 сообщает.
В соответствии пунктом 10 статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления» (далее закон N 89-ФЗ) региональные оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации (далее — территориальная схема), на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Пунктом 5 «Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее — Правила № 1130), установлено, что территориальная схема включает разделы, в том числе — о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.
Более того, пунктом 12 Правил № 1130 12. Территориальная схема должна содержать раздел — «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов».
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее — правила 1156) предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Следовательно, по мнению Минприроды России, исходя из системного толкования законодательства, в случае если территориальная схема субъекта Российской Федерации содержит сведения об объектах обработки и утилизации ТКО и схема потоков отходов соответственно, предусматривает направление ТКО на обработку и утилизацию, региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такую обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Таким образом, в соответствии с подпунктом «г» пункта 40 правил N 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора за нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
ДиректорДепартамента государственнойполитики и регулирования всфере обращения с отходамипроизводства и потребления | А.В. Петрищев |
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”
17 декабря 2018
Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).
Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.
Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере охраны окружающей средыи экологической безопасности | А.В. Колодкин |
Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона
Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО определен статьей 24.9 закона 89-фз. В целях применения единого порядка расчетов, Правительство РФ утвердило Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов (пост. № 484 от 30.05.2016 г.). А Федеральная антимонопольная служба разработала Методические указания по расчету регулируемых тарифов(приказ № 1638/16 от 21.11.2016 г.). Ежегодно до 1 сентября региональный оператор и подрядные организации предоставляют в регулирующий орган Предложения об установлении тарифа с приложением необходимых расчетов и отчетности. Далее проводится экспертиза предоставленных документов. Для регоператора устанавливается единый тариф на услугу обращения с отходами. Исходя из этого, он устанавливается индивидуальный тариф подрядчикам на конкретный вид деятельности: сбор, перевозка, сортировка, переработка, утилизация. По этой цене производится расчёт с мусороуборочными предприятиями. Решение об установлении тарифа принимается до 20 декабря, сроком на очередной календарный год и вводится в действие с 1 января. Для отдельных категорий потребителей может устанавливаться льготный сбор. Перечень лиц определяется федеральными и региональными законами и подлежит опубликованию. Как правило, компенсация предоставляется ветеранам ВОВ, инвалидам, многодетным семьям. Получить консультацию о льготе можно в МФЦ и органах социальной защиты. Плата за вывоз ТКО обязательна для всех собственников помещений, частных домов, дачных участков, членов товариществ и кооперативов.
Важно знать! При отсутствии дома свыше 5 дней, можно подать заявление на перерасчет. К нему следует приложить подтверждающие документы: билеты на проезд к месту отдыха или командировки, официальные справки, командировочное удостоверение и т.п.
Правила вывоза отходов в частных домах
Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.
Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.
Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.
Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.
Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.
Правильный расчёт платы за вывоз мусора
Тарифы в области обращения ТБО включают:
- Удалённость объекта.
- Объёмы.
- Характер отходов.
- Наличие сортировки.
- Палат за сбор.
- Количества проживающих в доме людей.
- Дополнительные условия компании.
Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.
Оплата за вывоз мусора в частном доме
Оплата выполняется в соответствии с условиями соглашения или квитанции. Счёт приходит всем собственникам.
Результат региональных программ в области обращения ТБО — формирование фиксированных местных тарифов, которых обязаны придерживаться все представители услуг по транспортировке отбросов.
Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.
Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.
Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:
- постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
- оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
- проведение утилизационных мероприятий;
- определение несанкционированных свалок;
- предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
- предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.
Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.
Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от Правительства РФ.
Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.
В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.
Можно ли не платить за вывоз мусора
Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.
При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.
Это важно знать: Образец заявления судебным приставам о принятии исполнительного листа
Общая характеристика нового закона
- В обязанности муниципальной власти входит оборудование специальных площадок, с которых производится вывоз мусора.
- Начиная с января 2019 года вывозом мусора занимается специализированная организация — региональный оператор.
- Размер тарифа за вывоз мусора определяется на региональном уровне.
- В регионах начинает вводиться сортировка мусора.
Благодаря появлению мусорного закона существенно увеличился диапазон борьбы с незаконно организованными свалками. Теперь их устранением должны заниматься владельцы участков, на которых обнаружены такие места хранения. При отсутствии собственника, обязанность по ликвидации свалки перекладывается на городские власти.
Что включено в стоимость
- Расходы, связанные с оформлением договоров — 10%.
- Транспортировка мусора — 61%.
- Различные сбытовые расходы — 1%.
- Обработка мусора, его обезвреживание и последующее захоронение — 28%.
Следовательно, основная часть тарифа отводится под транспортировку мусора.
В различных регионах Российской Федерации установлены свои тарифы на вывоз мусора. Можно выделить только среднюю стоимость предоставления такой услуги: от 100 до 150 рублей.
Уменьшение размера оплаты
- К примеру, если человек длительное время отсутствует дома: находится в командировке или в отпуске, ему потребуется предоставить в офис регионального оператора подтверждающий документ, на основании которого будет произведен перерасчет.
- Еще один реальный способ сэкономить — раздельный сбор мусора. При таком варианте расчет стоимости вывоза будет происходить исходя из тонн, а не из количества проживающих в квартире лиц. Чтобы в полной мере реализовать эту государственную программу требуется заняться строительством специальных мусороперерабатывающих заводов.
Льготные категории граждан могут ежемесячно экономить на оплате стоимости вывоза мусора, оформив льготу, которая предоставляется в виде компенсационной выплаты.
Кто отвечает за вывоз мусора
С 2019 года в регионах Российской Федерации были назначены специальные региональные операторы, которые несут ответственность за вывоз мусора и его последующую переработку.
На оказание таких услуг может быть назначена только компания, отвечающая всем требованиям законодательства, касающимся операторов. Если у МУПов и ГУПов есть соответствующая лицензия, они вправе заниматься вопросами перевозки мусора.
Что относится к компетенции регионального оператора, а что к УК?
- Оформление договора с оператором.
- Предоставление жильцам перечня тех отходов, которые могут быть распределены по разным контейнерам, если будет принято решение о раздельном сборе.
- Установка контейнеров и поддержание их в чистоте.
Оператор обязан выполнять следующие функции:
- По установленному графику вывозить мусор.
- Перерабатывать отходы.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2021 года
Еще в 2021 году Президент России В.В
Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года
Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются. Кроме того, еще в 2021 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2021 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2021 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2021 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2021. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Правила обращения с ТКО по постановлению 1156
Заключение договора на вывоз ТКО
Существует два основания для заключения договора: по инициативе потребителя услуг, а также по предложению регионального оператора.
Важно! Каждый должен заключить договор с РО. Никак не получится отвертеться от единой, установленной системы
И да, до момента вступления в силу договора вы в любом случае обязаны оплатить услуги по вывозу вашего мусора на общих условиях.
Если вы сами подаете заявку, то должны предоставить следующий набор документов:
- Подтверждение права собственности или законного пользования недвижимости (можно копию документа);
- Сведения о количестве квадратных метров жилой недвижимости, а также нормативы накопления ТКО, которые определяет местная исполнительная власть.
Подав заявку, собственник ТКО ждет ответа 15 дней. При этом на исправление неточностей, на отправку подписанного соглашения потребителю каждый раз дают 15 дней со дня предыдущей операции. Вторым основанием заключения договора является предложение от регионального оператора. Он обязан разместить в любых средствах массовых коммуникаций предложение заключить договор и опубликовать его форму. Потребитель же максимум через 15 дней должен ответить на предложение: согласиться со всеми пунктами договора или же предложить свои изменения. Сроки при заключении договора очень важны, потому что корректное их соблюдение дает шанс изменить договоренности с РО.
Запомните! Если вы в течение 15 дней не подали заявку или не ответили РО о заключение договора, он заключается автоматически в типовой форме
Собственнику площадей в многоэтажке не обязательно заключать договор с региональным оператором напрямую. Это сделает за всех жителей дома управляющая компания. На несколько объектов недвижимости можно заключить один договор, прописав в нем все здания.
Создание и содержание мест накопления ТКО
Создание, обустройство и содержание площадок для складирования ТКО находится в сфере ответственности органов местной исполнительной власти. Однако если такую площадку не обустроили, плата за вывоз мусора всё равно будет начисляться. Региональный оператор, в свою очередь, обязан оказывать услуги, даже если местные власти не смогли должным образом оборудовать место накопления ТКО. Обустройство и уход за мусорными площадками в многоквартирных домах лежит на жителях дома. Но фактически этим вопросом занимается управляющая компания, которая взимает плату пропорционально занимаемой площади.
Важно! Министерство строительства и ЖКХ в своем письме поясняет, что в содержание площадок законодатель относит их покраску, починку при необходимости, санитарную обработку, а также подметание мусора
Сбор и транспортировка ТКО
Региональный оператор забирает скопившийся соответствующих площадках, и утилизировать его законным способом. Но если мусорка образовалась в неположенном месте, кто должен наводить порядок? В таком случае он сообщает собственнику земли, на которой замечен хлам, а также органам местного самоуправления. Если проблема не решилась по истечению 30 дней, оператор должен самостоятельно очистить участок, но он может требовать через суд оплаты своей работы.
Обратите внимание! Региональный оператор ответственен за мусор с момента загрузки его в мусоровоз. Если про погрузке в машину отходы вывалились из мешка или контейнера, он также должен их убрать за собой. Постановление правительства разрешает выкидывать в баки ТКО. Однако так надо утилизировать не весь мусор
Нельзя хранить на общих мусорных платформах:
Постановление правительства разрешает выкидывать в баки ТКО. Однако так надо утилизировать не весь мусор. Нельзя хранить на общих мусорных платформах:
- негабаритные отходы;
- строительный мусор;
- снег и лед;
- ртутьсодержащие устройства;
- батареи и другие накопители энергии;
- медицинские отходы;
- мусор, который может навредить людям, загружающим его в мусоровоз.
Закон о региональном операторе по вывозу мусора
Децентрализованный вывоз мусора, особенно на незаконные свалки, запрещен. Каждый владелец недвижимости обязан подписать договор с региональным оператором, который занимается вывозом отходов на определенной территории. Заключать договор всегда необходимо по официальной типовой форме предусмотренной статьей 24.7 п. 5 (Закона №89-ФЗ). Данный составляющий документ называется договором, где обеими сторонами подписывается соглашение на оказание услуг населению по переработке и вывозу твердых отходов в специальное отведенное место.
Что должно быть обязательно указано в договоре
- Дата заключения договора и место подписания.
- Полное наименование компании (организации), являющейся представительским лицом (региональным оператором), достоверное местоположение и рабочие контактные данные, а также информация о потребителе (его прописка, адрес проживания по паспорту и другие необходимые требуемые данные согласно договору).
- Главные обязанности оператора, который должен вывозить с указанного места твердые, коммунальные отходы в указанных объемах предусмотренные договором. Вдобавок ко всему, в договоре должны быть обозначены обязанности перевозки, последующей переработки и утилизация по стоимости прописанного в договоре тарифного плана. Компания возложившая на себя работу по утилизации обязана передавать данные, требуемые потребителями, а именно: назначенное время на вывоз отходов, данные о месте переработки, на котором осуществляется полная утилизация. А если не заключать договор на вывоз мусора то может последовать приличный штраф. В этих и других вопросах могут помочь наши специалисты.
- В обязанности потребителя входит своевременная оплата согласно действующим тарифам и желательно в срок, который со всеми другими нюансами указывается в договоре, складывать отходы исключительно в предусмотренных местах или специальных отведенных площадках. Потребители также обязаны выбрать представителя, который будет взаимодействовать сообща с региональным представителем по вывозу отходов в рамках заключенного договора, при этом в его обязанности входит слежка за контейнерами для отходов и не допускать их повреждения.
- Варианты складирования отходов: должно быть обязательно оговорено, где будет храниться содержимое мусорных контейнеров, приготовленное для транспортировки. Это могут быть: бункеры, огромные контейнеры, камеры хранения, пакеты и многое другое. Располагаться склад для отходов обязательно должен в отведенном месте, согласно схеме в подписанном договоре.
- Сроки вывоза мусора по нормам как правило составляют либо до окончания подписанного договора, либо же до окончания лицензии регионального оператора работающего в этом направлении.
- В обязанности оператора входит также прием жалоб, связанных с неисполнением обязательств в договоре, своевременно и в случае порчи специальных контейнеров менять их на новые.
- Право потребителя и регионального оператора время от времени осуществлять сверку расчетов, вести обязательный учет по вывозу и переработки отходов. При несовпадении записанных расчетов настоящим, потребитель вместе с региональным представителем составляют официальный акт, при подписании которого обязательно должны присутствовать совсем незаинтересованные лица с обеих сторон, с приложением к акту фото- и видео фиксации, после чего, составленный акт отправляется оператору по месту нахождения с основной целью изучить выявленные потребителем нарушения и вовремя устранить их (копия акта обязательно должна быть отправлена в муниципалитет). Региональный представитель имеет полное право на составленный акт, написать свое личное возражение, но только в том случае, если он не согласен с выявленными нарушениями потребителей. Если акт не подписывается региональным оператором в течение 3-х дней, он будет считаться согласованным в пользу потребителей.
- Договор подписывается обеими сторонами.
Новое о региональных операторах ТКО
Видео – с января 2019 будут действовать новые правила вывоза ТКО
В деятельности региональных операторов, занимающихся сбором твердых коммунальных отходов (ТКО) и последующей их обработкой, с начала 2019 года тоже предусмотрены изменения. И они закреплены новыми пунктами статьи 24.6 закона №89-ФЗ:
- п.7 – зона деятельности регионального оператора определяется на основании соглашения, которое заключается с региональным органом исполнительной власти. Причем операторов, занятых в сфере обращения отходов в конкретном регионе может быть и несколько. Это подтверждает п.1 статьи 24.6 в своей новой трактовке. До 2019 года обходились одним региональным оператором. Таким образом, даже в сфере отходов теперь возможна конкуренция;
- п.8 – зона деятельности, закрепленная в соглашении между оператором и субъектом РФ, определяется согласно разработанной в регионе территориальной схеме обращения отходов;
- п.9 – зоны, в которых действуют региональные операторы, должны охватывать полную территорию региона, но при этом не допускается территориальное пересечение деятельности самих операторов. Именно для этой цели разрабатываются территориальные схемы;
- п.10 – помимо схемы территориального размещения отходов региональные операторы должны соблюдать еще и схему потоков ТКО.
С января 2019 года п.4 статьи 24.7 обязывает собственников ТКО заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с отходами. Ранее данная формулировка была менее конкретной и жесткой, оставляя возможность не заключать подобное соглашение. Однако даже, несмотря на данную обязанность, п.6 статьи 24.7, тоже вступающий в силу с начала 2019 года, позволяет юрлицам, в ходе деятельности которых образуются ТКО, такой договор не подписывать. Но это право дается юрлицам (исключительно организациям!) только при условии, что у них в собственности либо на ином законном основании есть объекты для размещения ТКО. При этом указанные объекты должны располагаться на той же территории, на какой образуются сами ТКО. Без наличия данных мест организации тоже будут обязаны заключать соответствующее соглашение с региональными операторами.
Статус регионального оператора с января 2019 года меняет свое положение во времени: пункт 5 ст.24.6 позволяет присваивать данный статус на срок не дольше 10 лет. В старой редакции этот срок был длиннее – не меньше 10 лет. А значит, региональным операторам придется каждые 10 лет (или менее) подтверждать свой статус, которого они могут лишиться и, не дожидаясь, окончания нормативного периода.
Нормирование
Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.
Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.
Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:
- наличие разрешительных документов;
- соблюдение экологической безопасности;
- целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
- максимальная утилизация остатков;
- внесение установленной платы.
Нормирование предполагается для каждой группы материалов.
На определение предельного показателя влияют такие критерии:
- тара хранения;
- габариты;
- грузоподъемность;
- период размещения.
Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.
Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:
- письменное заявление установленного образца;
- копию лицензии;
- проект нормативов и лимитов.
Подача недостоверных данных преследуется по закону.