Гид по мусорной реформе: в чем ее суть и почему россияне протестуют

Оглавление

ТКО в квитанции тариф

Государственное регулирование тарифов обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тарифы ТКО, по мнению законодателя,

До начала мусорной реформы вопрос о цене вывоза ТБО решался предоставляющей эту услугу организацией в соответствии с договором, заключенным с УК, ТСЖ или ЖСК (плата составляла в среднем 60-80 рублей с квартиры). Теперь же Тарифы на вывоз ТКО устанавливаются региональными властями единые для всех собственников жилых помещений и по количеству прописанных в квартире граждан (удорожание происходит в 1,5-2 раза).

Связано это на сегодняшний день с:

  • переходом на новую систему обращения ТКО;
  • необходимостью финансирования процессов переработки мусора и строительства новых специализированных заводов по переработке мусора;
  • минимизацией захоронения и мусора;
  • и ликвидацией существующих полигонов.

В то время как раньше мусор из придомовых контейнеров просто забирался и вывозился на полигон. То есть, усложнение процесса очевидно.

Вместе с тем региональные власти большого количества субъектов пересматривают вопрос формирования тарифа и склоняются оставить для жителей многоквартирных домов существовавшую до 2019 года схему – из расчета за квадратный метр жилья.

Тариф ТКО 2019

2019 год – фактически первый год перехода на новое регулирование процессов, связанных с обращением отходов, и установлением тарифов.

Именно с 2019 года стал скорректирован порядок учета в тарифах обращения с ТКО расходов самих региональных операторов ТКО:

Так, например:

  • устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расчетной предпринимательской прибыли для ряда предприятий;
  • определен порядок установления предельных тарифов на захоронение ТКО с учетом расходов на обработку ТКО в случае, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании;
  • устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расходов на капитальные вложения (инвестиции) и расходов на возврат займов и кредитов, включая проценты по ним, произведенные до начала осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой;
  • устанавливаются особенности расчета размера расчетной предпринимательской прибыли для регионального оператора по обращению с ТКО;
  • устанавливается ограничение необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО прогнозной необходимой валовой выручкой регионального оператора по обращению с ТКО, содержащейся в заявке победителя конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на каждый год действия соглашения.

Единый тариф ТКО

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включается в плату за коммунальные услуги.
При этом обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии одновременного соблюдения 2-х условий:

  • заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО;
  • и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.

В состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО включены расходы на обработку ТКО.
При этом установление единого тарифа на услугу регионального оператора не предполагает учета его затрат на утилизацию твердых коммунальных отходов. Единый тариф ТКО формировался на основании предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации – в орган местного самоуправления.

Тариф ТКО по областям

Сравнить между собой и ознакомиться с утвержденными для каждого региона тарифами ТКО вы можете по  на страницы, посвященные деятельности конкретных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбранных по конкурсам в каждом субъекте РФ.

Что такое ТКО?

Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:

— Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;

— Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;

— Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».

Исходя из представленных норм к ТКО относятся:

1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).

Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.

2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.

3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО

Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»)

4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Основными положениями ФЗ в редакции 2019 года являются:

  • Местные власти не занимаются больше сбором и вывозом на свалку отходов. Задача властей организовать сбор отходов у жителей конкретного населенного пункта;
  • Компетентными в вывозе отходов являются операторы, которые занимают рабочее место согласно конкурсу;
  • Тариф на услуги вывоза мусора разрабатывается на уровне правительства региона;
  • Сортировка мусора является обязательным условием вывоза и утилизации;

Вывоз мусора оплачивается:

  • Гражданами, проживающими в многоквартирных или частных домах;
  • Собственниками нежилых зданий и помещений;
  • Участниками дачных собраний.

ФЗ позволяет местным властям бороться с незаконно организованными свалками, наделяя их большими полномочиями. Теперь устранение свалок падает на плечи владельцев участков со свалками.

Важные моменты Закона

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы. Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования. К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Договор

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами». В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах. Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

Уборка свалок

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Мусоропровод

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

Содержание контейнеров и площадок

С 1 января 2019 года в каждом регионе будет введен реестр всех контейнерных площадок, расположенных на муниципальных территориях, за этим будут следить местные власти. Также ними нужно будут согласовывать размещение площадок для сбора мусора. А ответственность за содержание таких площадок остается в ведомстве управляющих организаций.

Другие важные нововведения реформы

Появление региональных операторов

С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.

Раздельный сбор мусора

Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.

Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.

Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.

Борьба с несанкционированными свалками

Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.

Проблемы в реализации мусорной реформы

К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы. Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами. Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным. Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны. Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:

  1. Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
  2. Переработка – второй.
  3. Утилизация – третий.

Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт. Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины. Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование. И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.

Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156

Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях

Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека

Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора

Вывоз крупногабаритных отходов — куда выбрасывать такой мусор

Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами

Проблема раздельного сбора мусора

На региональных операторов возложена обязанность перехода на раздельный сбор мусора к 2022 году. Некоторые регионы (Татарстан) работают по этому принципу с 2021 года.

Но для сельского населения регионов раздельный сбор мусора является проблемным:

  1. Часть ТКО жители утилизируют самостоятельно.
  2. Не все владельцы участков готовы устанавливать на своей территории несколько контейнеров.
  3. Власти на местах не всегда грамотно организуют площадки для раздельного сбора мусора.

Получается, что региональный оператор готов принимать сортированные ТКО, а контейнерных площадок, приспособленных для раздельного сбора мусора на местах нет. И организовать их регоператор самостоятельно не может.

Реформа избавит село от стихийных свалок. Окрестности станут чище, но за оборот ТКО жителям деревень отныне придется платить.

Информация по отходам в статьях

  • План мероприятий по отходам
  • Обращение с отходами на предприятии — проверочные листы
  • ? Требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов
  • ? Ввоз отходов на территорию РФ, трансграничное перемещение отходов
  • Накопление отходов до 11 месяцев
  • Запрет на захоронение отходов
  • Собственность на отходы
  • Биотестирование отходов 5 класса опасности
  • Отходы арендатора. Кто несет ответственность?
  • ? Лицензия по обращению с отходами
  • Штраф за отходы. Изменения в ст.8.2. КоАП РФ в 2019
  • Сброс отходов на почву
  • Учет в области обращения с отходами (журнал учета отходов)
  • ? Биологические и медицинские отходы
    • Отходы продуктов питания
    • Сбор и утилизация биологических отходов
    • Биологические отходы. Что к ним относится?
    • Медицинские отходы
  • ? Жидкие отходы

    Жидкие бытовые отходы или сточные воды

  • ? Виды отходов производства и потребления
    • Навоз КРС
    • Иловые осадки сточных вод / избыточный ил очистных сооружений
    • Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания
    • Мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли
    • Молочная продукция утратившая потребительские свойства
    • Отход светодиодных ламп. Состав, расчет норматива
    • Отходы жиров при разгрузке жироуловителей
    • Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек. Расчет норматива
    • Лом шамотного кирпича
    • Отход лом черных металлов
    • Обувь кожаная рабочая утратившая потребительские свойства
    • Отходы орг.техники. Состав, ФККО, паспорта, расчет…
    • Спецодежда — отходы. Как выбрать из ФККО и сделать расчет образования?
    • Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный
    • Смет с территории предприятия малоопасный
    • Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ
    • Шлам нефтепродуктов. Паспорт, расчет, ФККО, утилизация
    • Помет куриный. Инструкция по обращению, расчет класса опасности
    • Отходы масел. Паспорта на отходы, расчет, инструкция по обращению
    • Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами
    • Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный
    • Отходы отработанных аккумуляторов
    • Отход шин/изношенные шины. Класс опасности, паспорт и калькулятор расчета
    • Отход — лампы ртутные, люминесцентные. Паспорт, требования, калькулятор расчета…
  • Нормирование отходов
    • Лимит на размещение отходов
    • Cборник удельных показателей образования отходов производства и потребления
    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    • Статистический метод расчета отходов
    • Расчет нормативов образования отходов.Образец
    • Превышение нормативов образования отходов. Как избежать?
    • Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление
  • Осадок очистных сооружений

    Регламент утилизации отходов. Осадок очистных сооружений

  • Отходы животноводства
    • Штрафы за отходы животноводства. Изменения в КоАП РФ
    • Технические условия на органическое удобрение. Образец
    • Регламент на производство удобрения из навоза (помета)
  • Отчеты по отходам
    • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для 3 категории ОНВОС
    • Отчет МСП. Надо ли сдавать за 2019 год?
    • Отчетность 2 ТП отходы. Последние изменения 2019 года
  • ? Паспортизация отходов
    • Определение класса опасности отходов. В каком случае необходимо?
    • Определение состава отходов. Литературный источник или КХА?
    • Паспорт на отход, и все о паспортизации отходов
    • Биотестирование отходов 5 класса опасности
  • Санитарные требования к отходам
    • Правила хранения отходов
    • Определение класса опасности токсичных отходов. СП 2.1.7.1386-03 и ст.6.3 КоАП РФ
  • Твердые коммунальные отходы (ТКО)
    • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Норматив ТКО
    • Приказ по ТКО. Образец для использования
    • Площадки накопления ТКО
    • Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
    • Тариф на ТКО
    • Уборка территории многоквартирного дома
    • Разъяснения по ТКО
    • Норматив ТКО
    • Уличный смет относится к ТКО?
    • Твердые коммунальные отходы. Что к ним относится?
    • Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
    • Ликвидация несанкционированных свалок.
    • Периодичность вывоза ТКО
    • Крупногабаритные отходы

Что изменится после ввода мусорной реформы

Вот самые важные изменения, которые предлагают реформаторы:

1. С нового года в каждом российском регионе должны появиться единый оператор, которые будут заниматься вывозом и переработкой твердых бытовых отходов. Региональные власти выбирают оператора на конкурсной основе. Операторы будут нести полную ответственность за ТБО: собирать, перевозить, перерабатывать или обезвреживать и утилизовывать. В регионе может быть выбрано несколько операторов, у каждого – своя зона ответственности.

2. До 1 января 2021 года вывоз ТБО был жилищной услугой, а теперь будет коммунальной. Это значит, что раньше тарифы на нее могли устанавливать ТСЖ или управляющие компании, а теперь они будут регулироваться на государственном уровне (как отопление, газоснабжение, водоснабжение). Вывоз ТБО будет значиться в квитанциях отдельной строкой.

Отказаться от этой услуги невозможно.

3. Все организации и собственники жилья по ст.24.7 закона «Об отходах производства и потребления» будут обязаны заключить договор с единым региональным оператором. Даже если владелец дома, как участник нашего портала с ником Пользователь499365, выбрасывает только стекло, да и то дробит и сыплет его на дорогу вместе со щебнем, он все равно должен будет в обязательном порядке заплатить оператору по установленному тарифу.

Теперь это касается:

  • всех владельцев частных домов (в том числе в любой глухой деревне);
  • членов садоводческих объединений;
  • членов гаражных кооперативов.

Если собственник жилого дома откажется подписать договор, ему все равно придется оплачивать услугу по вывозу мусора в соответствии с Жилищным кодексом РФ 29.12.2004 и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4

Важное изменение: платить за вывоз мусора россияне будут в зависимости от количества проживающих в доме или квартире. Тариф будет определяться по формуле:

Цена = Норматив*(количество проживающих)*(региональный тариф за куб).

Эксперты считают, что в большинстве регионов власти постараются соблюсти баланс: тариф должен быть и экономически целесообразным для заинтересованного в прибыли оператора, и «посильным» для граждан.

5. Нормативы для разных категорий собственников жилья могут разниться: для домов за городом одни, для квартир другие, для дач — третьи. Льготы на вывоз мусора предусматриваются для тех граждан, которые имеют право на льготу на оплату ЖКУ. Чтобы узнать, кто имеет на нее право, нужно позвонить в министерство социальной защиты своего региона.

6. Садоводческие объединения будут обязаны заключить договор с региональным оператором. Тарифы будут рассчитываться по количеству членов объединения. Если дача в СНТ имеет статус жилого дома, собственник сможет выбирать, заключать договор напрямую с оператором или с СНТ. Платить будут и те члены СНТ, у которых дача считается нежилым помещением с правом проживания.

Нормирование образования, использования и размещения отходов

Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании методических указаний (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»). Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным  способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.

Требования к сбору и размещению отходов

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года № 16. Согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно — гигиенических требований.

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборку населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки) регламентируют «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).

Транспортные средства, используемые для перевозки вторичного сырья, должны регулярно подвергаться дезинфекции. Транспортировка вторичного сырья не должна производиться на пассажирском транспорте или транспорте, предназначенном для перевозки пищевых или сельскохозяйственных отходов.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями  и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года  №155.

Виды обращения с отходами производства и потребления

Виды обращения с отходами производства и потребления на предприятии:

сбор — это прием отходов от других юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей и др. организаций форм собственности  с целью обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

накопление — осуществление складирования отходов на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Отходы, передаваемые далее, на предприятии какое-то время накапливаются

Что здесь важно? Не накапливать более 11 месяцев и в журнале учета отходов в случае если отход не был передан в текущем квартале (году) полностью — показывать накопление

 транспортирование — процесс перемещения отходов транспортными средствами за пределы земельного участка, используемого ЮЛ или ИП. Если вы занимаетесь транспортированием отходов 5 класса опасности, то вашей организации получение лицензии на транспортирование не требуется. Если вы транспортируете отходы 1-4 класса опасности, то получение лицензии обязательно! Не забывайте о выполнении требований по транспортированию опасных отходов.

обработка — сортировка отходов, разборка, очистка с целью дальнейшей утилизации отходов. Если происходит сбор отходов отдельно по видам отходов, то это не сортировка.

утилизация — процесс использования отходов для производства чего-либо; в том числе для оказания услуг. Вторичное применение отхода — это также утилизация.

Один из видов утилизации отходов у населения — компостирование.

Компостирование — это простой и естественный процесс биологического разложения, при котором органические отходы, то есть остатки растений, садовые и кухонные отходы, превращаются в богатую питательными веществами пищу для ваших растений. Компостирование обычно используется для органического земледелия. Процесс происходит за счет разложения микробами органики. Компостирование часто считается одним из лучших методов утилизации отходов, поскольку оно может превратить небезопасные органические продукты в безопасный компост . 

обезвреживание — деятельность с отходами,  с целью уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств  и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

размещение отходов — процесс хранения и захоронения отходов. Хранение отходов — это складирование отходов на специализированных объектах на срок более чем 11 месяцев с целью их утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

На все виды деятельности обращения с отходами 1 — 4 класса опасности, кроме накопления — требуется получение лицензии на обращение с отходами.

Закон неустранимости отходов и побочных воздейсвий производства

ТЕМА Негативные факторы техносферы.

Лекция 6

Основные законы экологии Б. Коммонера.

Закон ноосферы.

Биосфера неизбежно превращается в ноосферу, т.е. в сферу, где разум человека играет доминирующую роль в развитии системы «человек-природа».

Очевидно, что если человечество не начнёт регулировать свою численность, управлять своим воздействием на природу, опираясь на её законы, то оно обречено на гибель. Смысл закона в том, что люди должны управлять не природой, а прежде всего собой.

Закон первый: «всё связано со всем»

Этот закон отражает существование развитой сети связей между живыми организмами и природной среды по этим связям передаётся как внутри биогеоценозов, так и между ними, и влияет на их развитие.

Закон второй: «всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы организмов.

Действие второго закона является одной из главных причин кризиса окружающей среды. Например, огромные количества отработанной породы при добыче полезных ископаемых рассеяны в окружающей среде.

Закон третий: «ничто не даётся даром»

Глобальная экологическая система – биосфера – представляет собой единое целое, где выйгрыш в одном месте связан с потерями в другом. Всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Например, при выращивании овощей из пашни извлекаются химические элементы и, если не вносить удобрения, то урожаи начнут снижаться.

Закон четвёртый: «природа знает лучше».

Этот закон отражает результаты возникновения и развития жизни на Земле, процесс естественного отбора. Например, для любого органического вещества, вырабатываемого организмом, в природе существует фермент, способный разложить это вещество. Иначе, в природе ни одно вещество не возникает, если нет средств для его разложения. Человек, же, создаёт химические соединения, которые, попав в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют её.

Таким образом, нарушение человеком отдельных звеньев в цепи природных взаимосвязей может вызвать цепную реакцию распада исторически сложившихся экологических систем.

Нарастание техногенных выбросов, загрязняющих атмосферу, почву, моря и реки может превысить порог её самозащиты и самовосстановления.

Нарушение биологического круговорота веществ в результате хозяйственной деятельности человека нарушает устойчивость биосферы и приводит к тяжёлым последствиям для самого человека.

Любой процесс в техногенной и природной среде совершается с образованием отходов в виде материальных и энергетических потоков.

Закон неустранимости отходов и побочных воздействий производств гласит:

«В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они неустранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемешены в пространстве».

Отходы сопровождают работу любого производства (промышленного, сельскохозяйственного и. т.п). Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов и мусора на поверхность и в недра Земли. Кроме материальных отходов, работа производств связана с поступлением в среду обитания потоков энергии различных видов: механической (шум, вибрация), тепловой, электромагнитной и т.п. Отходы загрязняют среду обитания и образуют в ней опасные зоны с высокой концентрацией токсичных веществ и повышенные уровни энергетического воздействия.