Заезд на участок через канаву: особенности, способы решения, выбор материалов

Стоимость устройства въезда через канаву

Не трудно догадаться, что общая цена сооружения будет складываться из затрат на материалы, включая их доставку, а также стоимости работ.

В зависимости от размеров канавы, а также выбранного типа конструкции, стоимость переезда может существенно разниться. Помимо этого, имеет значение, будет ли задействована техника в процессе работы или вы решите выполнить земляные работы и засыпку своими силами.

На основе нашего анализа цен на 2021 год можно сделать вывод, что средние минимальные вложения в устройство простого переезда с пластиковой трубой и отсыпкой из щебня и песка составят около 30 000 руб.


Пример расчета от строительной организации

Полезно будет обратится в несколько строительных компании и, сообщив им все вводные данные, получить расчет. После этого можно будет сделать окончательный вывод: стоит ли стараться удешевить смету, приложив собственные усилия либо сэкономить время и поручить работу подрядчику.

Способ 3: дорожные плиты

Это готовые железобетонные изделия. Их выпускают в разных размерах, соответственно, от этого зависит цена. Например, 2П 30.15-10 обладает размерами 3000×1500×160 мм и стоит примерно 6-6500 руб. Дороговато, но такое покрытие плитами имеет ряд плюсов:

  • 1) По дороге без ущерба могут ездить автомобили с любой массой;
  • 2) Полотно не размывается;
  • 3) При правильной укладке плиты не ломаются.

Если предполагается строительство дороги к участку небольшой протяженности, этот вариант оптимален. Стоимость 1 метра, исходя из выбранной нами плиты, получается около 4 тысяч рублей.

Перед укладкой плит срезают грунт, уплотняют его, закрывают геотекстилем и песком, затем щебнем. Такая подушка примет на себя нагрузки и распределит их по всей поверхности плиты, не давая ей сломаться.

Альтернативные решения

При появлении значительных проблем выявляются альтернативные способы их решения. При большом угле уклона, въезд придется обеспечивать по кривой траектории, что поможет постепенно уменьшить величину перепада высот. Если площадь перед участком не позволяет сделать это, то обустраивается удлиненный подъезд, идущий параллельно участку. Перед воротами делается площадка для поворота.

Слишком большие канавы и неровности иногда приходится обходить, делая въезд с задней стороны участка. С фронтальной стороны возводится только небольшой мостик и устанавливается калитка для входа в пешем порядке.

Рекомендуем к прочтению: Какой улей выбрать и как сделать самостоятельно на своем участке?

https://youtube.com/watch?v=BdLS42x8u1w

Заезд без использования трубы

Не всегда для отвода воды необходима труба под заезд на участок. Иногда возможно устроить въезд и не монтируя её. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • канава небольшой глубины – не более пятидесяти сантиметров;
  • участок расположен на возвышении;
  • для местности характерен сухой климат с малым количеством осадков.

При организации заезда используют дорожные железобетонные плиты, железнодорожные шпалы, а также деревянные или металлические материалы и конструкции.

Перекрытие железобетонной плитой

Самое простое решение – перекрыть неглубокую канаву сверху железобетонной плитой. Конечно, потребуются расходы на её транспортировку, однако въезд прослужит долго.

Дорожные плиты нужны достаточно мощные, чтобы покрытие спокойно выдерживало нагрузки даже от загруженных самосвалов. Их габариты зависят от ширины канавы. Как правило, выбираются плиты 1П, 2П (3×1,75×0,17 м), или ПДН – плиты дорожные напряжённые (6×2×0,18 м), которые укладываются поперёк препятствия.

Как устроить заезд из шпал

Когда канава имеет достаточную ширину, можно устроить настил, используя списанные железнодорожные шпалы. Этот вариант простой и экономичный.

И хотя шпалы не настолько прочны, чтобы справляться с нагрузкой от тяжеловесного грузового транспорта, легковой автомобиль они выдержат. К тому же при изготовлении их пропитывают антисептиками, особыми составами, предотвращающими гниение, чтобы повысить влагостойкость.

Въезд из шпал

Из особенностей такого материала можно выделить специфический запах, который усиливается под открытым солнцем. Поэтому зоны отдыха и игровые площадки для детей рядом с таким сооружением лучше не устраивать.

Смонтировать из шпал заезд на участок через канаву своими руками вполне возможно. Здесь нужно учесть, что в мокром грунте, например, в случае выпадения обильных осадков, такая конструкция будет расходиться. Чтобы этого избежать нужно надёжно зафиксировать шпалы между собой.

Из металла и дерева

Въезд на участок через канаву можно также организовать, используя деревянные или металлические материалы.

Конструкции из металла – достаточно дорогой и трудоёмкий способ. Во-первых, бывший в употреблении металл использовать не рекомендуется, а, во-вторых, собирать подобные конструкции не так-то просто. Делаются они с использованием электрической сварки, которую должен производить квалифицированный мастер, обладающий достаточным опытом.

Устройство въезда на участок из железных конструкцийРешётка перекрытия въезда на участок

Дешевле обойдутся пиломатериалы. Из них возводится некое подобие моста, который должен выдерживать повышенные нагрузки, в частности, автомобиль. Из брёвен или бруса не менее 25×25 см в диаметре организуются опоры. Их нужно положить по бортам канавы, укладывать с шагом в 1,5 метра. Те концы, которые опираются на грунт, необходимо обернуть рубероидом и смазать мастикой из битума в два слоя, чтобы обеспечить нормальную гидроизоляцию. На опоры укладывают поперёк доски 5 см толщиной. Для того чтобы конструкция выдерживала большие нагрузки, шаг опор нужно сократить, сверху на них уложить бруски или брёвна меньшего диаметра, и только потом – доски.

Способы постройки автостоянки

Парковка с использованием щебня

Этот способ относится к малобюджетным. Такая парковка для машины на даче обладает прекрасной пропускной способностью воды, и, помимо этого, она не трескается. Отрицательным моментом такой стоянки можно считать неровную поверхность, при которой будет очень сложно произвести чистку зимой от снега. Толщина основного слоя должна составлять 0,2 метра. Для основного поверхностного слоя используют смесь из песка и гравия.

Стоянка с использованием тротуарного кирпича

Для такого типа стоянки используется смесь из песка и гравия, он устанавливается с небольшим заглублением под тротуарный кирпич. Этот материал создает ровную поверхность, без образования пыли и растрескивания полотна в зимнее время.

Тротуарный кирпич может хорошо пропускать воду, благодаря чему она не задерживается на поверхности на слишком долгое время.

Некоторые строители рекомендуют производить укладку тротуарного кирпича на цемент. Но цемент по истечении определенного времени начнет растрескиваться, что приведет к плохому просачиванию воды. Традиционная технология укладки тротуарного кирпича – это на песок или его смесь с гравием.

Для предотвращения разрушения стоянки со временем ее главный (несущий) слой создается в котловане. В него необходимо засыпать примерно 0,1 метра песка и хорошенько его утрамбовать.

трамбовка песка под автостоянку на даче

При расчете глубины котлована учитывается то, каким будет толщина всех его слоев. Песочно-гравийная смесь требует тщательной трамбовки. Снизу на нее, а также в середине укладывается слой геотекстиля

Важно, чтобы в осенне-весенний период несущий слой ни в коем случае не подвергался воздействию влаги. Если это все-таки происходит, а сама стоянка располагается в низине участка, то стоит заранее позаботиться о системе дренажа и хорошего водоотведения

Бетонная автостоянка

Бетонная стоянка представляет собой один из наиболее прочных и долговечных вариантов. При ее обустройстве облицовка может применяться максимально разнообразная. Основание такой стоянки очень прочное, что позволяет использовать для облицовки камень – натуральный или искусственный. Такое покрытие укладывается с помощью специального плиточного клея, который обладает хорошей устойчивостью к морозам.

Проект автостоянки залитой бетоном

Чтобы дожди или паводки не создавали на стоянке проблем, при заливке бетонной смеси нужно предусмотреть небольшие уклоны для стока воды. А чтобы избежать сжатия бетона при скачках температуры, на его поверхности нужно делать компенсационные швы через каждые пять метров.

Удлиняем путь заезда на неровной местности

С целью уменьшения угла наклона полотна дороги следует удлинить путь заезда. Таким образом, чтобы обезопасить въезд на территорию, можно сделать подъездную дорогу вокруг дома или надела. Этот способ является оптимальным для больших неровных участков, когда нет возможности выровнять грунт. На фото видно, что окружная дорога позволяет значительно изменить угол уклона и сделать заезд удобным и комфортным.

Чтобы защитить дорогу от обледенения, над ней устанавливают навес из поликарбоната, шифера или другого материала. В любом случае, покрытие полотна должно быть шероховатым. Возможно применение густого бетона, который при укладке не выравнивают окончательно. Существует также брусчатка с противоскользящим покрытием.

Высокотехнологичное решение по борьбе со льдом на покрытии — применение встроенного подогрева. Может показаться, что это слишком дорого, но за рубежом обустраивают подогрев полноценных дорог. В самом простом варианте аккуратная горка песка рядом с подъездом выручит в любую погоду и машины, и людей.

Подводя итог можно сказать, что въезд на участок можно обустроить самыми разными способами, в зависимости от рельефа местности и предпочтений владельца. Один из поучительных примеров приводиться в нижеследующем видеоролике.

Как обустроить переезд на участок через канаву из асфальта

Наиболее простой способ обустройства въезда через дренажную траншею – заасфальтировать. Сделать подъезд к дому через канаву можно в следующем порядке:

  1. Траншею освобождают от мусора и сорняков. Настилают геотекстиль. Подсыпают песчано-гравийную подушку высотой 10 см.

    Дренажную трубу оборачивают геотекстилем и укладывают поверх подушки из щебня

  2. На трубу подсыпают гравий, увлажняют его и утрамбовывают при помощи виброплиты.

    На ровную и сухую поверхность из щебня наливают эмульсию и битумный раствор

  3. Перед укладкой асфальта дожидаются полного высыхания поверхности въезда. На щебень наносят битумный праймер и слой гудрона. При помощи катка или виброплиты укатывают асфальт.

    Чтобы асфальтированная поверхность прослужила как можно дольше, работы проводят в сухую погоду и дают окрепнуть составу в течение суток

Сооружение конструкции

Опорная площадка моста.

Первым делом для работы вам нужно будет подготовить инструменты и материалы

Что будет необходимо

  1. Деревянный брус и доски.
  2. Молоток, отвертки, рубанок, пила, дрель, напильник, гвозди, шурупы.
  3. Кисточки.
  4. Наждачная шкурка разной зернистости.
  5. Рулетка, карандаш,
  6. Лак или краска, антисептик, влагозащитный состав.

Монтаж мостика

  1. Начинать монтировать деревянный мостик своими руками следует с обустройства опорной площадки , а также укрепления склонов и берегов, если это необходимо. Для этого можно использовать щебенку и камень разной фракционности.
  2. На площадке-опоре монтируется широкий деревянный брус , он послужит основанием конструкции.
  3. Точки сопряжения данных элементов моста необходимо влагоизолировать при помощи рубероида или полиэтилена.
  4. Чтобы пресечь смещение основы, брусья следует зафиксировать металлическими профилями .
  5. На них настилаются доски и монтируется прижимной брус .
  6. Крепить настил можно как гвоздями, так и шурупами-саморезами . Нежелательно, чтоб их шляпки выступали над уровнем досок. Поэтому их следует утопить на 3-4 мм.

Пластиковые аналоги

Пластиковые трубы в канаву на заезд наиболее современные. Они легкие по весу и их просто монтировать. Для этого не требуется прикладывать значительных физических усилий и нанимать специальную технику. Обустройство дренажной канавы с пластиковой трубой можно осуществить своими силами.

Стоит пластиковый дренаж недорого. Важные преимущества материала, в сравнении с металлом — он не коррозирует и инертен к химически агрессивным средам. Производятся дренажные конструкции из особо прочного пластика. Он может выдержать повышенные давящие нагрузки при проезде автотранспорта. Поэтому изделия из него укладывают даже под магистральными дорогами. Процесс укладки труб из пластика в канаву под заезд совершенно безопасен. Так же материал выдерживает температурные режимы от -60 градусов до +95.

При изготовлении полимерного дренажа чаще всего применяются:

  • поливинилхлорид;
  • полиэтилен;
  • полипропилен.

В большинстве случаев используется продукция из ПВХ. Она может быть однослойной либо двухслойной. Во втором случае изделия представляют собой гофрированные трубы, они так же отлично подойдут для заезда через них на участок. Их верхний слой выполняется в виде гармошки. Это повышает эластичность дренажа и помогает ему противостоять давящим нагрузкам.

Гофрированные изделия могут иметь большой диаметр и длину от 1 до 6 метров. Также верхний их слой может быть фильтрующим.

Для укладки в канаву желательно использовать самый жесткий дренажный материал из пластика. Такой подъезд будет выдерживать и тяжелые автомобили. Оптимальный вариант — выбрать для монтажа двухслойную пластиковую гофрированную трубу. Она самая долговечная из полимерных аналогов. Сечение подобных конструкций может составлять от 0,2 метра до 1. Бывшие в употреблении конструкции ставить крайне нежелательно. У них понижена прочность, и срок эксплуатации такого дренажа будет небольшим.

Заезд на участок через канаву «Эконом»

Экономичный вариант организации заезда, который предназначен для въезда на участок легковых автомобилей.




. В стоимость входят все необходимые материалы и их доставка:

  • геотекстиль,
  • пластиковая георешетка (для укрепления откосов),
  • песок карьерный — до 4 м3,
  • щебень м600 — 2 м3,
  • труба асбестовая.

Этапы работ:

  1. Вручную чистим канаву и вынимаем грунт;
  2. Прокладываем дорожный геотекстиль с плотностью 250г/м2;
  3. Обустраиваем подстилающий слой из песка;
  4. Устанавливаем асбестовую трубу в канаву глубиной до 60 см;
  5. Засыпаем трубы карьерным песком и уплотняем;
  6. Обустраиваем покрытие из щебня фракции 20-40, М600, уплотняем;
  7. Укрепляем откосы георешеткой.

Характеристики асбестовой трубы:

Тип асбестовая
Диаметр 300 мм
Длина 5 м

Преимущества асбестовой трубы:

  • не подвержена коррозии;
  • простота монтажа, без специального оборудования;
  • устойчивость к агрессивным веществам и жидкостям;
  • относительно низкая стоимость.

Организация движения под уклон

Такой вариант не является редкостью. Угол ската может быть направлен как вверх, так и вниз. При любом положении надо принять меры, которые предотвратят самопроизвольное передвижение транспорта и увеличат сцепление его колёс с поверхностью. Наиболее популярным методом является обустройство пандуса с наибольшей покатостью в 23-24°. Он изготавливается следующим образом:

  1. На поверхности срезается грунт, формируются ступеньки.
  2. Боковые части оформляются бордюрами. В этих целях изготавливается опалубка, устанавливается арматура, заливается бетонная смесь.

  3. В пространство между ними засыпается щебёнка слоем 12-15 см. После формирования нужного уклона её необходимо уплотнить.
  4. Далее поверхность заливается бетоном на 10 см.

Заезд на участок из шпал

Железнодорожные шпалы обладают специальной пропиткой, которая наделяет дерево великолепной устойчивостью к негативным факторам окружающей среды и превосходной долговечностью. Благодаря этому шпалы получили широкое применение в строительстве для возведения различных сооружений. Это касается и заезда на дачный участок, который получится очень надежным и прослужит довольно долго.

Еще одним плюсом в пользу использования шпал является дешевизна этого материала. Заезд на участок через канаву из шпал обойдется значительно дешевле, чем вариант, рассмотренный ранее. Однако при этом следует учитывать тот факт, что шпалы обладают и некоторыми недостатками. Во-первых, смола, которой пропитано дерево, обладает очень резким, сильным и неприятным запахом, а во-вторых, шпалы не относятся к самым прочным видам материалов, поэтому использовать их для проезда грузовых автомобилей нельзя, поскольку они могут не выдержать вес транспортного средства и проломиться или разъехаться в стороны.

↑ Выбор толщины бетонного покрытия, а также способа армирования

Монолитное железобетонное дорожное покрытие требует выбора схемы армирования, его толщины, а также марки бетона. В данном случае без расчетов, учитывающих величины нагрузок, невозможно обойтись. На самом деле все поступают иначе, взяв за основу два подхода:

  1. Делают как все.
  2. Вооружаются готовыми расчетами.

Если говорить о первом варианте, то на нём можно «обжечься».Как правило, десяти сантиметровый слой бетона армируется одной сеткой с размерами 200х200 мм, на основе металлического прута диаметром не больше 10 мм. Если по такому основанию проедет легковой автомобиль, то он такую площадку не продавит, а если на такую плиту наедет грузовой автомобиль, то гарантий, что площадка останется неповрежденной, нет.

Второй вариант более надёжный, поскольку допустимо скопировать из нормативных документов конструкцию дорожной плиты. С учётом более лёгких условий эксплуатации, эту конструкцию можно упростить.

Дорожная плита 1П18-15-1- относится к самому простому варианту копирования. Плита характеризуется такими данными:

  • Выдерживает нагрузку до 10 т.
  • Её толщина 160 мм, а сделана она из бетона В30 (М400).
  • Армирована двумя сетками арматуры, при этом продольные стержни имеют толщину 10 мм, а поперечные стержни – 8 мм.
  • Величина ячеек составляет 310х240 мм.
  • Сетки соединены между собой отрезками арматуры, длиной около 55 мм и толщиной 10 мм.
  • Арматура заглублена в бетон на глубину 50 мм.

Упростить конструкцию можно, если заменить класс бетона на более лёгкий класс. Чтобы организовать въезд на свой участок, достаточно воспользоваться бетоном В22.5 (М300). Такой же бетон применяется для производства плит, предназначенных для укладки на второстепенные дороги.

Если заменить продольные стержни арматуры с диаметра 10 мм на диаметр 8 мм, то это приведёт к снижению расчётных нагрузок, вместе с более лёгким классом бетона, не больше чем в два раза.

Если учесть ещё и тот факт, что арматура будет не свариваться, а связываться, то такая плита способна выдержать груз, весом не меньше 5 тонн, чего вполне достаточно.

Допустимо ли армировать одной сеткой и в то же время уменьшать толщину плиты? 

В таком случае придется воспользоваться арматурой толщиной 12 мм, связав её сеткой размерами 200х200 мм.

Расстояние от арматуры до поверхности бетонной плиты должно составлять не меньше 5 см. Если приплюсовать два диаметра арматуры, а это почти два с половиной сантиметра. То толщина плиты должна быть не меньше 12 с половиной сантиметров. Другими словами, значительного выигрыша не получается. Следует также учесть, что сопротивление на изгиб у плиты с двумя сетками больше, нежели у плиты с одной сеткой, при любых вариантах расчётов.

Капитальный вариант проезда

При устройстве капитального проезда, меняется технология засыпки трубы. Перед укладкой трубы на подготовленное основание укладывается сначала геотекстиль или дорожный дорнит с нахлестом на откосы канавы. Затем укладывается труба и засыпается щебнем средней фракции 20–60 мм. Тканый материал не позволит щебню под нагрузкой проникать в грунт.

Поверх уплотненного щебня укладывается каркас из арматуры, и заливается бетон

Особое внимание необходимо уделить краям бетонной поверхности. Чтобы они не обламывались, на съездах следует сделать углубление и увеличить толщину бетона до 200 мм

Или уложить плашмя дорожный бордюр по краям съезда с бетона.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Укрепление заезда подпорными стенками

Для обеспечения долгосрочной и надежной службы конструкцию фиксируют по боковым сторонам подпорными стенками, которые выступают над уровнем земли и ограничивают полотно дороги. Инструкция по монтажу подпорных элементов своими силами включает следующие этапы:

  1. Укладка трубы. Убрав воду, углубление осушают и снимают верхний слой почвы. После этого на дно канавы кладут песчаную подушку, а на нее — трубу. Размер сооружения определяют, исходя из количества проходящей через него воды. Обязательно учитывают то, что зимой она на 1/4 заполняется льдом. Узкая конструкция не справляется с потоком воды, что весной может привести к подтоплению участка.
  2. Создание бетонного перекрытия. После укладки трубы монтируют опалубку для заливки бетона. Чтобы увеличить прочность системы, ее укрепляют металлическим каркасом.
  3. Укрепление и декорирование заезда. После высыхания бетонной массы опалубку убирают, а между стенками закладывают необходимый слой щебня и песка. Можно замостить проезд камнем или брусчаткой.

Способ 3: дорожные плиты

Это готовые железобетонные изделия. Их выпускают в разных размерах, соответственно, от этого зависит цена. Например, 2П 30.15-10 обладает размерами 3000×1500×160 мм и стоит примерно 6-6500 руб. Дороговато, но такое покрытие плитами имеет ряд плюсов:

  • 1) По дороге без ущерба могут ездить автомобили с любой массой;
  • 2) Полотно не размывается;
  • 3) При правильной укладке плиты не ломаются.

Если предполагается строительство дороги к участку небольшой протяженности, этот вариант оптимален. Стоимость 1 метра, исходя из выбранной нами плиты, получается около 4 тысяч рублей.

Перед укладкой плит срезают грунт, уплотняют его, закрывают геотекстилем и песком, затем щебнем. Такая подушка примет на себя нагрузки и распределит их по всей поверхности плиты, не давая ей сломаться.

Стоимость демонтажных работ

Достаточно часто перед укладкой отмостки необходимо провести демонтажные работы — убрать старое покрытие и вывезти его с участка. Цены на демонтажные работы смотрите в таблице.

Внешний вид Перечень работ Демонтажные работы
1.Демонтаж тротуарной плитки, бетона, асфальта, заборов,мелких строений, деревьев и кустарников.

2.Стоимость зависит от сложности работ.

Цена от 100 руб/м2

Дополнительную информацию можно посмотреть на странице укладка тротуарной плитки или укладка брусчатки. Варианты отделки въезда на участок можно увидеть в нашей фотогаерее.Плитка или брусчатка выбираются небольших размеров для снижения нагрузки на единицу площади при проезде или стоянке автомобиля. Маленькие размеры позволят избежать деформации полотна во время весенней подвижки грунта. Покрытие из плитки будет служить до 30 лет, из бетонной брусчатки до 50 лет, из клинкерной и гранитной брусчатки более 100 лет.

Согласование устройства переезда через канаву

Прежде всего необходимо письменно согласовать устройство переезда с собственником канавы или с обслуживающей организацией. Собственником может быть дачное, садоводческое товарищество. Обслуживанием чаще всего занимаются дорожные службы. Если информации на этот счет нет, то обратиться необходимо в муниципальную администрацию. Все дороги и сооружения для их обслуживания находятся на балансе муниципалитетов.

Если муниципалитет заявляет о непричастности и ему не известен собственник, пусть сообщит об этом письменно на запрос о согласовании. Тогда уже никто не сможет привлечь к ответственности за самоуправство и повреждение гидросооружения. Именно так числятся подобные объекты в реестре собственников.

В ответ на обращение, должны выдать условия и требования, они могут называться техническими условиями, которые необходимо выполнить и соблюсти при строительстве переезда.

В них должны содержаться условия о необходимости организации пропуска воды, либо допускаться отсутствие коллектора. Например, в случае отсутствия водостока при осушении территории. Указывается минимальный размер сечения трубы и тип трубы. А так же требования по отсыпке и укреплению насыпи. Технические условия могут содержать и другие требования. Например, уведомить об окончании работ и сдать объект по акту.

Для чего нужны дренажные канавы?

Дренажная канава нужна для отвода поверхностных вод после обильных осадков, таяния снега и от существующих родников. В этом случае делают не глубокие канавы, имеющие уклон в сторону отвода воды. Они защищают проезжую часть дорог и прилегающие земельные участки от разрушений при движении водного потока. А так же от появления ям и рытвин на дороге и оврагов на прилегающей территории.

Глубина и ширина канавы подбираются достаточными для обеспечения пропускной способности стекающей воды. Обычно не более 1 метра в глубину и 2 метра в ширину.

Для осушения заболоченных участков роют более глубокие каналы. Уклон в них может не соблюдаться. Вода накапливается в канале и испаряется. Чем глубже канал, тем ниже опустится уровень подпочвенных вод и большую территорию удастся осушить. Уклон для стока воды может отсутствовать, особенно если эта территория находится в низине и отводить воду некуда. Иногда делают искусственный пруд, с которым соединяется канал. Глубина канала может достигать 2–3 метров, ширина до 5.


Дренажный канал для осушения территории

Благоустройство территории над каналом

После того как выполнен въезд можно заняться благоустройством территории над каналом.

Оформление прилегающей территории

Есть несколько популярных решений:

  • Территория может быть покрыта плиткой или брусчаткой. Для этого снимается слой озеленения, дерна и грунта на глубину до 10 сантиметров. Изготавливается песчаная подушка и бетонная подложка, на которую в раствор укладывается брусчатка.
  • Озеленение, газон, клумбы. Вдоль забора и по бокам от въезда засевается газон и изготавливаются цветочные клумбы.
  • Покрытие отсевом, щебенкой или гравием. Для этого можно использовать различную цветную фактуру, которая будет сочетаться по цветовому исполнению с забором и самим заездом.

Организация движения под уклон

Если ландшафт подъездной территории имеет уклон, то необходимо дополнительно обдумать способы безопасного съезда. Нередко бывает такое, что дорога у ряда домов находится на возвышенности и требуется самостоятельно изготовить съезд. Не всегда есть возможность выровнять ландшафт, так как при высоком уровне дороги невозможно выровнять всю территорию под один уровень, но можно снизить перепады.

Для этого делается насыпь от дороги до самого переезда через дренажную канаву. Если канава отсутствует, то все равно изготавливается насыпь до самого забора и разравнивается бульдозером. После того как уровень от дороги поднят необходимо озаботиться фрикционными характеристиками поверхности. Для этого ее щебенят или покрывают гравием. Такое покрытие гарантирует безопасность от «скатывания юзом» даже в гололедицу.

Этапы обустройства

Несхожее месторасположение участков, рельеф местности, тип грунта определяют различное устройство въезда на территорию через канаву, но все же некоторые общие особенности нужно учитывать при выполнении этих работ своими руками. С чем нужно определиться перед началом?

Схема с размерами для монтажа въезда на участок через канаву

  • Осмотреться на местности. Обычно траншеи для стока воды прокапывают в топких местах, где грунтовые воды находятся близко к уровню земли. Полезно рассмотреть устройство подобных сооружений на соседних участках, если таковые имеются. Возможно, понадобится консультация более опытного специалиста;
  • Определиться с шириной въезда. Это очень важный момент. Дело в том, что даже если личного автомобиля нет, прочный и достаточно широкий заезд к воротам нужен обязательно. Он должен выдержать не только легковые авто друзей и родственников, но и тяжелую строительную технику, которая будет работать на участке и подвозить материалы через канаву. Ширину нужно рассчитать с учетом возможности беспрепятственного заезда на участок с основной дороги грузовика с прицепом.

    Укладка трубы водостока на дно канавы Рекомендуемая ширина насыпи равна стандартной ширине ворот и составляет четыре метра, но для длинномеров этой ширины, чтобы беспрепятственно съехать с основной дороги, будет мало;

  • Определить вид дренажной трубы, через которую будет стекать вода. Если выбор диаметра и материала трубы дело индивидуальное и зависит от бюджета и возможностей, то к ее длине есть определенное правило: труба должна быть шире самого въезда, чтобы исключить возможность засорения грунтом, то есть, если ширина насыпи четыре метра, то трубы — шесть метров;
  • Подготовить необходимые инструменты и материалы, составить план действий, взвесить свои возможности и приступить к работе;
  • Укладка трубы и устройство въездной насыпи;
  • Оформление въезда в стиле общего дизайна (по желанию).

Материалы и техника для обустройства заезда

Для проведения въездных работ нужно подготовить всё, что может понадобиться: трубы, отсевы, цемент, щебень, песок и т. д.

Если заезд должен выдерживать повышенный вес тяжёлой строительной техники, то могут дополнительно потребоваться конструкции из железобетона и металла, деревянные материалы, стальные швеллеры и гидроизоляция. Также применяются списанные с железной дороги шпалы или готовые металлоконструкции.

Для выполнения въездного покрытия могут понадобиться:

  • Заливка бетонного раствора. Монолитное высокопрочное надёжное покрытие (требуется чёткое соблюдение технологии). Из недостатков выделяются высокие цены и образование пыли при частом использовании.
  • Плиты из бетона. Покрытие может со временем разрушаться в местах стыковочных швов, приводя к появлению неровностей на дороге.
  • Отсев или щебень. Самое простое в устройстве покрытие, однако требующее периодического выравнивания и досыпки материала.
  • Асфальт. В отличие от цемента имеет стоимость ниже, но для получения качественного покрытия требуется привлечение спецтехники, в частности, катка.
  • Тротуарная плитка, брусчатка. Покрытие обладает высокими эстетическими характеристиками, при этом долговечное и прочное. К недостаткам можно также отнести немалую стоимость и долгую укладку, для которой необходимы особые навыки и опыт.
  • Настил из дерева. Дешёвое, доступное и достаточно прочное покрытие. Однако срок его эксплуатации ограничен, т.к. дерево подвержено процессам гниения.

Въезд с твердым покрытием

На ровной площадке подготовительный этап по обустройству въезда с твердым покрытием чуть сложнее предыдущего варианта:

  • ширину корыта делают на 0.5 м больше ширины покрытия;
  • после утрамбовки дна рекомендуют стелить геомембрану (для предотвращения прорастания растений и разрушения дорожного пирога);
  • при выборе глубины канавы учитывают толщину дорожных одежд (за вычетом возвышения над уровнем земли).

В качестве твердого покрытия используют чаще всего такие материалы:

  • асфальтовую крошку;
  • монолитный железобетон;
  • дорожные плиты;
  • брусчатку.

Въезд с покрытием из асфальтовой крошки

Для асфальтовой крошки во время подготовки дорожного корыта дно канавы профилируют, формируя небольшой уклон от оси к обочинам.

Затем обустраивают основание для покрытия:

  1. Насыпают слой песка толщиной до 10 см. Выравнивают по профилю дна, поливают и трамбуют.
  2. Устанавливают бордюры на подушку из бетона марки М200. Закрепляют цементно-песчаным раствором.
  3. Засыпают щебень крупной и средней фракции. Толщина слоя 20-25 см. Трамбуют, формируя профиль дороги.
  4. Обрабатывают верхний слой вяжущим материалом (битумом).
  5. Засыпают первый слой асфальтовой крошки. Разравнивают, трамбуют до расклинивания щебенки основания.
  6. Поливают поверхность первого слоя горячим битумом.
  7. Засыпают второй, выравнивающий слой. Прокатывают катком. Толщина выравнивающего слоя — не менее 3 см.

Въезд из монолитного железобетона

В отличие от предыдущего варианта дорожное корыто устраивают без уклона от оси к обочинам. Затем работы проходят по следующей схеме:

  1. Засыпают песок, разравнивают, поливают и трамбуют.
  2. Засыпают слой щебня средней фракции. Толщина слоя 10-15 см. Выравнивают.
  3. Засыпают слой щебня мелкой фракции. Толщина слоя — до 5 см, но при расклинивании крупной фракции большая часть материала уйдет на заполнение пустот. Выравнивают и трамбуют.
  4. Ставят опалубку.
  5. Армируют.
  6. Заливают бетон, уплотняют и оставляют до набора распалубочной прочности (приблизительно 2-3 дня при нормальных условиях).
  7. Снимают опалубку.
  8. Устанавливают бордюры.
  9. Укрывают поверхность бетона. Периодически поливают до набора марочной прочности (в нормальных условиях общая продолжительность — 4 недели).

Как выбрать схему армирования и толщину бетона

Основная сложность обустройства монолитного железобетонного дорожного покрытия заключается в выборе схемы армирования, толщины плиты и марки бетона. Если все делать правильно, нужен расчет с учетом нагрузок. Но обычно поступают проще, выбирая один из двух способов:

  • «делают как у соседа»;
  • повторяют уже готовые решения, в которых это все рассчитано и учтено.