Образец соглашения о предоставлении доступа к земельному участку

Оглавление

Разновидности земельных сервитутов

Существует несколько классификаций сервитутов участков земли.

По сроку

В зависимости от возможного времени землепользования чужим участком земли обременение бывает:

  1. срочным;
  2. постоянным.

Главное отличие срочного сервитута — точный срок его действия. Необходимость в срочном сервитуте, как правило, возникает, когда требуется выполнить какие-то определенные работы, проложить коммуникации. При завершении этих работ действие обременения прекращается.

В практике встречается такой вид как постоянно-временной. Смысл в том, что фактическое пользование возникает лишь в определенные моменты в течение бессрочного периода.

Например, каждую весну дорогу, ведущую к участку затопляет разлив реки, и на 2 месяца в году пробраться к своему участку собственник может только через соседнюю землю. Сервитут может быть установлен бессрочным, но в каждом году можно использовать участок соседа с мая по июнь.

По субъекту

Исходя из правовых оснований наложения обременения, сервитуты подразделяются на:

  1. частные;
  2. публичные.

Публичный сервитут регистрируется в Росреестре на основе законодательного либо иного нормативно-правового документа, принятого на уровне федерации, ее субъектов или отдельного муниципалитета. В частности, сервитут публичного образования может налагаться при проведении газа, воды, иных коммуникаций для общественного использования.

Частный, затрагивающий интересы конкретного гражданина или организации, устанавливают на базе договора сервитута земельного участка либо судебного решения в пользу этого гражданина/организации.

Различия между сервитутами
  • Наложение публичного сервитута диктуется потребностью введения ограниченного пользования землей в интересах государства, либо муниципалитета, либо большому кругу лиц, а частного – для обеспечения прав одного или нескольких граждан (организаций).
  • Преимущественно, частный сервитут носит возмездный характер, а публичный – безвозмездный. В первом случае отсутствие платы в качестве исключения может быть когда это предусмотрено законом. В иных ситуациях владелец земли, обремененной частным сервитутом, вправе потребовать и получать денежную компенсацию от граждан и компаний, требующих обременение. Отсутствие платы также возможно при добровольном отказе от нее собственника земли.
  • Разные основания возникновения. Так, ограничения, устанавливаемые публичными образованиями, базируются на нормативно-правовых документах, а частный сервитут – на требовании гражданина, компаний или группы граждан.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Структура договора (соглашения) о частном сервитуте:

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

По такому виду сервитута собственника обременяемого участка в судебном порядке можно обязать:

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута. Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности. К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Что такое публичный сервитут?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта. Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта. К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Порядок установления оплаты

Заинтересованное лицо, желающее установить сервитут, в любых случаях обязуется вносить плату собственнику объекта обременения.

Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.

Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.

Плата за сервитут рассчитывается как общий объем потерь, причиненных собственнику обремененного земельного участка или другого объекта недвижимости. При этом следующие показатели складываются:

  • Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
  • Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
  • Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.

Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от 17.03.2004 года.

Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:

  • единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
  • периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.

Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.

На это может повлиять множество причин:

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Адвокат по составлению соглашения о сервитуте

Наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» надеется на то, что вышеуказанная информация поможет вам при составлении соглашения.

Однако советуем обратиться к нам за юридической помощью, поскольку настоящее соглашение — достаточно серьезный документ, регламентирующий порядок пользования чужим земельным участком. Неправильно составленное соглашение может повлечь за собой как внушительную потерю времени, так и более серьезные последствия. Звоните нам уже сегодня!

Как видно из настоящей статьи, установление сервитута достаточно сложный процесс, включающий в себя огромное, мы бы даже сказали, колоссальное количество нюансов и сложностей, в связи с чем, наши земельные юристы готовы оказать вам помощь в установлении сервитута и разрешении связанных с ним споров.

Сколько стоит оформить сервитут на земельный участок

При подсчете величины соразмерной платы за установление на определенной территории сервитута должны быть учтены вид обременения, требования владельца земли и решение, которое вынесено соответствующим органом власти.

Участники соглашения могут самостоятельно установить размеры денежной суммы и прописать ее в соответствующем пункте заключаемого договора. Помимо этого, величина может быть отражена в судебном решении.

Если говорить о публичных сервитутах, которые устанавливаются для организации прохода или проезда по конкретной территории, величина соразмерной платы за использование земельного надела может быть зафиксирована в официальных документах, выпущенных органом власти, производят установку обременения.

Действия, производимые органами власти на местах, осуществляются на безвозмездной основе. Оплата производится только в том случае, если для разрешения спорных вопросов стороны воспользуются услугами стороннего юриста.

Для составления договора нужно будет заплатить примерно 5000-10000 рублей. Конкретная цена зависит от региона, где находится надел и квалификации юриста, занимающегося данным вопросом.

При подаче договора в органы, занимающиеся регистрацией подобных сделок, оплатите госпошлину. Ее размер указан в статье 333.33 Налогового кодекса РФ.

С 2015 года за официальную регистрацию сервитута придется отдать:

  • Физическим лицам — 2000 рублей;
  • Юридическим – 22000 рублей.

Соглашение об установлении сервитута: образец

Образец соглашения здесь.

СОГЛАШЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВА ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ

ОБЪЕКТОМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА (СЕРВИТУТА)

Правообладатель недвижимости, обременяемой сервитутом (праводатель) Евтушенко Иван Семенович, (наименование юридического лица, государственного органа, фамилия, имя, отчество физического лица), находящийся по адресу:город Волгоград, улица Ангарская, дом № 46

(юридический адрес, местонахождение, местожительство), с одной стороны, и лицо, в пользу которого сервитут устанавливается (правообладатель) Симахина Анастасия Игоревна, (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица), находящееся по адресу: город Волгоград, улица Ангарская, дом №46 (юридический адрес, местонахождение, местожительство), с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Праводатель предоставляет Правообладателю право ограниченного пользования принадлежащим ему на праве собственности (вид вещного права) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества (правоустанавливающий документ) объектом недвижимого имущества – коридор,(указать объект недвижимости), предназначенным для общего пользования (целевое назначение) площадью 6 (шесть) кв. м, расположенным по адресу город Волгоград, улица Ангарская, 46.

1.2. Право ограниченного пользования включает:

Беспрепятственное пользование в течении всего времени проживания.

Иные ограничения – не предусмотрены.

2. Плата за установление сервитута

2.1. Общая сумма платы за право ограниченного пользования коридором (объект недвижимости) составляет 100.00 (сто) рублей (размер платы).

2.2. Плата вносится Правообладателем ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) в размере 100.00 (сто) рублей на счет № 2/52671 в Центральном отделении №24 Сбербанка России города Волгограда.

3. Права и обязанности Праводателя

Праводатель:

3.1. Осуществляет контроль за соблюдением Правообладателем земельного, гражданского и иного законодательства Российской Федерации, а также условий соглашения.

3.2. Вправе в судебном порядке досрочно прекратить соглашение в случае, если осуществление прав Правообладателя противоречит условиям соглашения, наносит ущерб правам Праводателя, использует предоставленное ему право способами, приводящими к порче объекта недвижимости.

3.3. Иные права и обязанности следить за поддержанием Правообладателем санитарного состояния в коридоре.

4. Права и обязанности Правообладателя

Правообладатель обязан:

4.1. Соблюдать земельное, гражданское и иное законодательство Российской Федерации, а также условия данного соглашения.

4.2. Осуществлять пользование (объект недвижимости) в соответствии с п. 1.2 настоящего соглашения.

4.3. Не нарушать права других землепользователей, природопользователей, иных владельцев недвижимости.

4.4. Своевременно вносить плату, установленную п. 2 настоящего соглашения.

4.5. Иные права и обязанности Правообладателя поддерживать надлежащее санитарное состояние коридора.

5. Заключительные положения

5.1. Споры, возникающие в ходе реализации настоящего соглашения, разрешаются в соответствии с действующим законодательством, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

5.2. Обязательным приложением к настоящему соглашению является план земельного участка с указанием действия сервитута.

5.3. Настоящее соглашение составлено в трех экземплярах, из которых один выдается Праводателю, другой — Правообладателю, третий хранится в делах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Волгограду.

6. Реквизиты и подписи сторон:

Праводатель ________________

( Евтушенко Иван Семенович)

Правообладатель____________

( Симахина Анастасия Игоревна)

Образец соглашения о сервитуте для обеспечения проезда по земельному участку

Чтобы свободно передвигаться или проезжать на транспорте через конкретный земельный надел, необходимо установить сервитут, носящий публичный характер. Данное действие совершается для того, чтобы удовлетворить потребности граждан, проживающих в данной местности или органов власти на местах.

Чтобы использовать с какой-либо целью землю, находящуюся во владение другого лица, необходимо заключить с собственником договор, который подтвердит установление частного сервитута. Данная бумага предоставляет возможность проезда или прохода через территорию, которая прописывается в одном из пунктов документа.

В данной ситуации следует обозначить предмет договора, в котором прописывается установление сервитута:

  • Личные данные обеих сторон, подписывающих договор (ФИО) или название юридических лиц;
  • Номер, под которым надел, являющийся предметом данного соглашения, занесен в кадастровый реестр;
  • Максимально подробное описание части землевладения, которую планируется использовать в соответствии с соглашением;
  • Перечень конкретных действий, которые будут совершаться на данной территории;
  • Все основания, которые повлекли за собой возникновение соглашения;
  • Срок действия заключенного договора, или пункт, в котором прописывается бессрочный характер заключаемого соглашения;
  • Возможность компенсации за предоставленное право использования, прописанная отдельным положением в заключаемом договоре.

Обязательно также максимально точно прописать права и обязанности лиц, между которыми заключается данное соглашение. Владельцу участка следует знать о том, что договор сервитута является обременением земельного надела, находящегося в частной собственности. Вследствие этого возникают определенные ограничения использования конкретного земельного владения, в том числе передачи прав на участок земли. Данные пункты в обязательном порядке прописываются в заключаемом договоре.

Составить подобный договор могут владельцы разных, но чаще всего прилегающих друг к другу земельных наделов. Одна из сторон должна иметь право собственности на надел, который будет по заключенному соглашению обременен сервитутом (владелец данного участка часто именуется землепользователем).

Другая сторона – это собственник землевладения, в пользу которого на участок, являющийся предметом договора, будет устанавливаться сервитут (в дальнейшем его могут называть пользователем или обладателем сервитута).

Будет полезно дополнить уже указанные сведения о землевладении (такие, как название сервитута и его содержание, а также данные о земельных наделах) планом кадастра, на котором будет обозначен сервитут.

Когда проезд по территории земельного владения будет разрешен, необходимо обозначить дорогу, по которой он будет осуществляться. Данные о тропе, отмеченные на карте, позволят в будущем избежать возникновения разногласий и конфликтов, которые могут быть начаты обладателем сервитута, утверждающим, что он не знает границы территории, поступившей в его пользование.

Цена установления сервитута редко влияет на заключение соглашения, поскольку часто договор о пользовании заключается на безвозмездной основе. По закону, собственник обременяемого земельного надела вправе назвать денежную сумму, которую необходимо выплатить, чтобы соглашение о сервитуте было достигнуто. Но он может и воздержаться от данного заявления. Владелец имеет право обозначить цену, но не обязан совершать данное действие.

Лучше всего срок и стоимость записать отдельными пунктами в заключаемом договоре. Если данные указания отсутствуют, то договор приобретает бессрочный и безвозмездный характер.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства

К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Принудительный сервитут по решению органов власти

Когда инициатором договора сервитута выступает орган общественного самоуправления, он официальным письмом обращается к владельцу земли с просьбой о добровольном заключении контракта.

В тексте письма указываются ссылки на конкретные статьи кодексов, согласно которым муниципалитету должно быть предоставлено право проведения определенных работ на территории собственника. К обращению прилагается типовой бланк договора и кадастровый план земельного участка с привязкой обременяемой сервитутом зоны.

Если земля принадлежит муниципалитету, а заинтересованной стороной является гражданин или юридическое лицо, то управомоченное лицо подает в мэрию заявление с документальным обоснованием своей просьбы. В комплект заявительных документов должен входить также план размежевания участка.

В случае положительного решения вопроса все расходы ложатся на заявителя, в том числе и по регистрации сделки сервитута в госорганах.