Творчество
Первые работы Волович создавал в технике перового рисунка тушью, затем художник обратился к технике линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графике; в последнее время использовал темперу, акварель, гуашь. Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.
Иллюстрации
Виталий Волович. 2017 Презентация книги в Ельцин-центре
- «Слово о полку Игореве» (1982)
- «Орестея» Эсхила
- «Ричард III», «Отелло» У. Шекспира (1972. Офорт.)
- «Роман о Тристане и Изольде» в переводе на современный французский язык Ж. Бедье (1972. Автолитография)
- «Эгмонт» И. В. Гёте (1980)
- «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (1970. Офорт)
- Ирландские саги
- Сказы П. Бажова
- «Песня о Соколе» Максима Горького
- «Песня о Буревестнике» Максима Горького
Награды
- — Заслуженный художник РСФСР;
- — лауреат премии имени Г. С. Мосина
- — лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства 1998 года
- — Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
- — Член-корреспондент Российской академии художеств
- — Почётный гражданин Екатеринбурга
- — в Екатеринбурге установлена скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх мужчин. Прототипами послужили друзья автора, уральские художники Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелёв. Автор скульптуры Андрей Антонов.
- — Почётный гражданин города Ирбита — «За большой личный вклад в развитие культуры и искусства города, формирование уникальных коллекций Ирбитского государственного музея изобразительных искусств»
- — академик Российской академии художеств
- — Народный художник Российской Федерации
- 2018 — почётный гражданин Свердловской области.
А также многочисленные медали и дипломы всероссийских, всесоюзных и международных смотров искусства книги.
Биография
Родился 3 августа 1928 года, в Спасске Дальневосточного края. Мать — журналистка, писательница и драматург Клавдия Филиппова (настоящее имя Чарна Лотоцкая, 1902—1950); отчим (с 1938 и до середины 1940-х годов) — писатель, литературовед, исследователь уральской литературы Константин Боголюбов (1897—1975). В 1932 году переехал с матерью в Свердловск.
В 15 лет поступил на живописное отделение Свердловского художественного училища, его однокурсником был Ю. Истратов. После окончания училища в 1948 году начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством: оформлял обложки книг Н. Куштум «Сторона моя родная» (1953), Б. Дижур «Раздумья» (1954), М. Пилипенко «Дороги» (1955) и другие. К наиболее ярким работам этого периода можно отнести иллюстрации к «Кладовой солнца» М. Пришвина, одобренные самим писателем:
С 1952 года участвовал в художественных выставках, первые работы были выставлены в Ирбите (Свердловская область). В 1956 году принят в Союз художников СССР.
За оформление в 1963 году «Малахитовой шкатулки» П. Бажова, включавшей девять цветных гравюр, 22 чёрно-белые заставки и суперобложку, Волович был награждён дипломом 2-й Всесоюзной выставки эстампа. Но дальнейшие отношения с издательством оборвались — идеологическая комиссия Свердловского обкома КПСС потребовала отмены награды, обвинив художника в «инакомыслии» и формализме. Ему пришлось уйти и из редколлегии журнала «Уральский следопыт», членом которой он был со дня основания.
Оказавшись в Москве, на первых порах художник нашёл приют у давних знакомых по Свердловску. Общение в новом кругу художников-нонконформистов: Эрнстом Неизвестным, Ильёй Кабаковым, Владимиром Янкилевским и других не прошло для Воловича бесследно, в цветных и чёрно-белых иллюстрациях к горьковским «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе», выпущенных «Художественной литературой» в 1965 году, многие почувствовали усилившееся тяготение к социальной сфере. В том же году на Международном конкурсе художников-иллюстраторов в Лейпциге (ГДР) художник представил четыре разворота к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд» и получил первую весомую награду — серебряную медаль.
Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова о полку Игореве», «Романа о Тристане и Изольде» и других, к каждому из них он находит адекватные только этому произведению изобразительные средства и технику исполнения. Так например, иллюстрации к «Ричарду III» исполнены в жесткой манере гравюры на металле, а легенда о любви рыцаря Тристана и королевы Изольды исполнена в технике литографии, живописной и мягкой. После смены руководства Средне-Уральского книжного издательства художник вернулся на Урал и возобновил сотрудничество.
Работы В. Воловича находятся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, в музее современного искусства в Кёльне, в музее И. В. Гёте в Веймаре, Государственном Русском музее, Екатеринбургской галерее современного искусства, галереях Саратова, Новосибирска, Перми и других; в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и других. Число выставок, в которых принял участие художник превышает сотню. Последняя персональная прижизненная выставка состоялась в 2017 году в Екатеринбурге, а следом в Санкт-Петербурге.
Скончался утром 20 августа 2018 года в Екатеринбурге. Похоронен на Михайловском кладбище в Екатеринбурге.
От старшего преподавателя до директора института
В.Ф. Волович
После окончания аспирантуры переехал в Томск. С 18 сентября 1964 г. – старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, затем с 1 сентября 1966 г. – доцент, с 1 октября 1974 г. – старший научный сотрудник кафедры государственного и административного права (докторант) Томского университета. В феврале г. – январе 1967 г. – заместитель декана юридического факультета, затем в январе г. – сентябре 1968 г. – заместитель декана юридического факультета по ОЗО Томского государственного университета.
В 1976–1978 гг. – доцент кафедры государственного и административного права. С февраля г. –заведующий кафедрой, с апреля г. – профессор кафедры трудового, колхозного и земельного права и правовой охраны природы (в была выделена из состава кафедры гражданского и трудового права и процесса) Томского государственного университета. ноября г. В.Ф. Волович утвержден ВАК в звании профессора.
В январе г. – мае 1995 г. – декан юридического факультета Томского университета. С октября г. – заведующий кафедрой теории и истории государства и права (с – кафедра теории и истории государства и права, административного права) Томского государственного университета. В –2000 гг. – директор юридического института Томского государственного университета. Был внештатным членом Научно-консультативного совета при Конституционном Суде РФ.
Литература
- Художники народов СССР : Биобиблиогр. словарь : В 6 т. / Сост. библиограф О. Э. Вольценбург. — М., 1972. — Т. 2 : Бойченко — Геонджиан. — С. 328. — 439 с.
- Воронова О. П. Виталий Волович. Книжная графика. — М.: Советский художник, 1973. — 139 с.
- Голынец Г., Голынец С. Виталий Волович // Советская графика, 78. М., 1980. С. 60—68.
- Буторина Е. Виталий Волович // Художники книги. — М.: ВААП-Информ, 1981.
- Воронова О. Искусство книги. 1972-1980. Выпуск (10-й) десятый : Виталий Волович. — М., 1987. — С. 169—181. — 352 с. — 3000 экз.
- Горбачева Н. «Орестея» В. Воловича // На палитре памяти: Время. Художники. Выставки. Екатеринбург, 1996. С. 42—43.
- Ольшанский Д. А. Еврейская традиция в графике Виталия Воловича // Восток — Россия — Запад. Мировые религии и искусство. СПб: Государственный Эрмитаж, 2001. С. 131—134.
- Ольшанский Д. А. Образы Бертольта Брехта в графике Виталия Воловича // Визуальная культура XX века и проблемы современного образования. Пермь, 1999. С. 158—160.
- Семь Екатеринбургских художников: Виталий Волович. Александр Алексеев-Свинкин. Герман Метелёв. Ольга Штукатурова. Владимир Чурсин. Михаил Сажаев. Юрий Филоненко / Сост., дизайн: В. В. Штукатуров. Авторы вступит. ст. Г. С. Холодова, А. В. Степанов. Руководитель проекта Ю. А. Кукарских. Екатеринбург: Промдизайн, 1999. 127 с., ил. (С частичным переводом на англ. яз.)
- Уроженко О. Виталий Волович: проблемы становления мироотношения (1950-е — середина 1960-х гг.) // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 107—121.
- Уроженко О. Виталий Волович: феномен творческой зрелости (середина 1960-х — 1980-е гг.) // Из истории художественной культуры Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1988. С. 98—121.
- Абельская Р. Волович // Вита. 1997. № 10. С. 28—32.
- Волович В. Мода и свобода // Урал. 1993. № 5. С. 3—9.
- Воронова О. Своё прочтение Шекспира // Творчество. 1968. № 8. С. 15—16.
- Голынец С. Виталий Волович // Литература и ты. М.,1977. Вып. 6. С. 213—216.
- Лебедева В. Монументальность графики // Искусство. 1976. № 6. С. 22—28.
- Незнанский Л. Графика Виталия Воловича // Искусство. 1966. № 7. С. 32—36.
- Тубин Я. Летят стрелы каленые. Урал. 1984. № 6.
- Тубин Я. Серия станковых гравюр В. Воловича по мотивам «Слова о полку Игореве». Советская графика. Вып. 9. М., 1985. С.
Преподавательская деятельность
В разные годы В.Ф. Волович читал курсы по административному праву, сельско-хозяйственному праву, основам науки управления, финансовому и земельному праву, спецкурсы “Конституционные основы государственного управления в СССР”, “Основы науки управления (деловое право)” и другие. Как лектора его отличало прекрасное знание теории и истории вопросов современного законодательства, умение связать теорию и практику посредством ярких примеров.
Лекции В.Ф. Воловича носили проблемный характер. В преподавании широко использовал метод сравнительного правоведения. С 1964 г. руководил студенческим научным кружком при кафедре государственного и административного права, который в 1967 г. был признан одним из лучших студенческих кружков в Томском государственном университете.