Цифровой городпроект цифровизации городов россии

Оглавление

FindFace Security: искусственный интеллект для безопасности горожан

Компания NtechLab – технологический партнер Ростеха по проекту «Безопасный город» – разработала FindFace Security. Это решение для организации видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, в основе которого лежит алгоритм, признанный лучшим в мире.

FindFace Security позволяет в режиме реального времени с высокой точностью идентифицировать лица в потоке видео, сравнивая результаты поиска с базами данных, и при обнаружении совпадения мгновенно отправлять оповещения сотрудникам служб безопасности на их мобильные устройства. При этом решение может работать с обычными камерами и эффективно распознает лица даже в затрудненных условиях: при плохом освещении и наличии посторонних предметов в кадре, при различных поворотах головы и изменении внешности человека. Весь процесс от фактического появления человека перед камерой до получения сигнала занимает менее пяти секунд.

В рамках пилотного проекта система видеоаналитики от NtechLab была подключена к 3 тыс. камер городского видеонаблюдения Москвы. Интеграция технологии позволила существенно повысить эффективность поиска и задержания преступников правоохранительными органами. Кроме того, решение FindFace Security было внедрено Ростехом в нескольких городах во время проведения Чемпионата мира по футболу. Разработка позволила задержать более 180 человек, включенных в базы правонарушителей, часть из них находилась в федеральном розыске, и даже предотвратила похищение из фанзоны спонсорского кубка.

Умный город: что это такое?

По сути, умный город (smart city) — это реконструкция района или города с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения производительности и качества городского сервиса, такого как энергия, связь, транспорт, коммунальные услуги и другие.

С развитием «умных» технологий развивается и умный город, чтобы изменить природу и экономику окружающей инфраструктуры.

Международная компания по цифровой безопасности Gemalto дает следующее описание: умный город — это структура, а большая часть ИКТ — это интеллектуальная сеть связанных объектов и машин, которые передают данные с использованием беспроводной технологии и облака.

Облачные приложения Интернета вещей (на англ. — IoT или Internet of Things) получают данные и управляют ими в режиме реального времени, чтобы помочь предприятиям и жителям принимать более эффективные решения, улучшающие качество жизни. В скором будущем такие технологии помогут забыть о пробках на дорогах, перебоях в электроснабжении и к доступу в интернет. Они улучшат многие услуги, снизив при этом затраты на них.

Популярный пример приложения «Smart city» — автономные транспортные средства, которые связаны с парковочными счетчиками и станциями для зарядки электромобилей. Пока что мы наблюдаем, как компания Tesla активно создает электрокары с автопилотом, опережая игру в автономном вождении в США.

По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Gartner, к 2020 году на дорогах будет 250 миллионов подключенных машин. В свою очередь это значит, что через год каждое пятое авто будет иметь какую-либо форму беспроводного сетевого подключения.

Gemalto также прогнозирует, что урбанизация «прибавит» еще 2,5 миллиарда человек к городскому населению в течение следующих трех десятилетий. Уже сейчас увеличение численности населения приводит к переполненности мегаполисов по всему миру, таких как Нью-Йорк, Токио и Лондон.

Министерство транспорта Великобритании сообщило, что она является одной из самых перегруженных стран в мире. Только в Лондоне в 2018 году было на 5,4% больше пассажиров, чем в час пик в 2017 году.

Такие реалии заставляют искать способы устранения давления, с которым сталкиваются жители городов и пригородов, путем решения проблем городской жизни и мобильности с помощью продуманной политики.

По мере роста численности населения некоторые страны рассматривают экологическую, социальную и экономическую устойчивость как необходимость идти в ногу с ростом. Фактически, почти 200 стран говорят, что технологии «умного города» имеют первостепенное значение для успеха.

История развития концепции «Умный город»

Управление жизнью современного мегаполиса – задача сверхсложная для городских властей. Экология, транспортные развязки, преступность – это только глобальные проблемы. Ежедневную жизнь горожан способны отравить сбои коммунальных услуг, перегруженные парковки, гололед на дорогах – тысячи мелочей, отнимающих время и нервы.

На помощь человеческому интеллекту приходят технологии умного города – способы цифровой обработки всех видов городской информации, позволяющие принимать эффективные решения по оптимизации среды обитания человека.
Цифровая обработка информации – основа технологий умного города

Умный светофор: перекрестки под контролем

Впервые «умный» дорожный светофор с системой видеомониторинга холдинг «Швабе» продемонстрировал в 2017 году на выставке «Иннопром».

Светофор, разработанный специалистами Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), оснащен видеокамерой с обзором 360 градусов. Функция панорамной видеосъемки позволяет дорожным службам удаленно контролировать безопасность на перекрестке посредством ПК или мобильного устройства. Устройство, разработанное в рамках проекта «Умный город», фиксирует такие нарушения, как наезд на пешеходный переход, стоп-линию, а также остановку в неположенном месте и другие.

Эта новейшая транспортная система позволяет оптимизировать трафик, повысить уровень безопасности, а также заметно сократить потребление электроэнергии за счет светодиодов, на которых основана работа светофора.

В контексте

С высокими технологиями есть одна маленькая загвоздка: чтобы внедрять их, мало одной политической воли, нужны стратегия и мозги. В противном случае цифровизация оборачивается чебурнетом, а вместо умного города получается город Глупов.

Что такое русский диджитал, на прошлой неделе отлично продемонстрировали депутаты Госдумы, с умным видом рассуждавшие об угрозах корневым серверам DNS на слушаниях по законопроекту о суверенном интернете (в народе уже получившем прозвище «чебурнет»). И не беда, что американцы при всем желании не смогли бы отключить Россию от всемирной паутины.

Складывается ощущение, что главное — совсем не ­угрозы, а строки в бюджете, которые позволят распорядиться государственными деньгами правильно. Миллиарды рублей, которые проконтролировать будет сложнее, чем тендеры на вялую капусту для Росгвардии. А ведь вначале все выглядело так красиво! Большие планы, внушительные цифры, яркие обещания. Казалось, что вот он — наш шанс, ведь какая еще страна может похвастаться таким засильем талантливых программистов?

Но лишь только благая инициатива спустилась уровнем ниже, как на дорожной карте технологической революции начали появляться до боли родные потемкинские деревни. В регионах трон обступили айтишиники, говорящие на своем птичьем языке и предлагающие грандиозные проекты.

А у людей, принимающих решения, появилась иллюзия всезнания, чреватая странноватыми предложениями сбивать сосули лазером. И это еще неплохой вариант — в худшем раскладе все кончается банальной растратой денег и времени черт знает на что. Конечно, если бы сверху спустили четкий план, все бы всё поняли и не растерялись. Но в России уже лет десять, как будущее — сплошная terra incognita. Особенно болезненно это ощущается в Петербурге, где стратегическое видение отсутствует в принципе. А раз нет интеллектуального прорыва — откуда же взяться умному городу?

В такой среде может появиться только город Глупов, в котором сначала изо всех сил спешат поставить умные остановки, потом их сносят, потом привозят новые, почти идентичные, но и на них табло прибытия транспорта не горит. А даже если бы загорелось — много ли толку? Все равно частные перевозчики в систему не отчитываются. Поэтому, может быть, правы наши соседи из Ленинградской области, которые решили не распыляться, а выполнять задачи постепенно.

Например, сначала внедрить систему экономии энергоресурсов. Опробовать ее. Оценить результаты. Отчитаться в федеральный центр, чтобы привлечь московские деньги. Затем перейти к следующей задаче. Иначе получается бесполезная суета.

Георгий Вермишев

Владислав Скобелев

Все статьи автора

20 февраля 2019, 00:01


11572

Удачные примеры из западной практики

Программы «умных городов» в странах запада реализуют уже пару десятилетий, и кое-где есть ощутимые результаты этого. Какого-то одного показателя, которым можно измерить «ум» города, нет, поэтому исследователи оценивают все показатели в комплексе – процент пользователей интернета, условия для бизнеса, онлайн-услуги государства, качество образования и т.д.

Затем все эти стороны оцениваются определенными баллами и составляется рейтинг. Рейтинги составляют несколько разных организаций, и лидируют в нем разные города:

  • в исследовании шведской IТ-компании Easypark самыми «умными» из городов названы Копенгаген, Сингапур и Стокгольм;
  • организация Intelligent Community Forum (ICF) считает самыми «умными» Мельбурн и Монреаль;
  • исследователи из Juniper Research посчитали таковыми Сингапур и Барселону;
  • в Forbes считают «умнейшими» Барселону и Нью-Йорк.

Больше всего наград получает Сингапур, и не зря. Провозгласившее себя в 1965 году независимым город-государство славится тем, как рационально там организовано дорожное движение.

Система включает в себя умные светофоры (режим меняется в зависимости от загруженности дорог), дорожные датчики, умные парковки (в сети можно увидеть число свободных мест).

Кроме того, в Сингапуре граждане чрезвычайно активно участвуют в жизни общества, а власти смогли обеспечить весьма простой процесс коммуникации.

Барселона известна не только сепаратистскими настроениями, но и тем, что в городе есть системы управления дорожным трафиком, умные парковки, умное освещение. В городе есть перебои с водой, поэтому построена специальная система экономного полива. Кроме того, по всему городу размещено множество датчиков, к которым может получить доступ кто угодно.

Канадский Монреаль регулярно становится лидером рейтингов «умных городов» – как национальных, так и международных. В столице провинции Квебек хорошие показатели по числу пользователей быстрого интернета, городские службы оснащены современными видами связи, для населения открыты центры для обучения информационным технологиям.

Но, что еще важнее, в Монреале очень хорошо развивается высшее образование, что является существенным критерием для «экономики знаний».

Кстати, на Западе уже смотрят дальше «умных городов». В 2010 году компания IBM анонсировала проект «Умная планета». Это уже больше, чем преобразование облика отдельного города, в компании говорят о глобальной перестройке экономики.

В России есть некоторые предпосылки для создания всего этого: очень дешевый и быстрый мобильный интернет, деньги на внедрение современных технологий и желание чиновников их потратить.

Но вот насколько эффективно они это делают?

Онлайн-мониторинг окружающей среды и автоматизация вывоза мусора

В «умном» городе не должно быть проблем с окружающей средой. В 2019 г. будут внедрены единые стандарты и технические требования к системе мониторинга состояния окружающей среды, а в 2020 г. будет утвержден единый стандарт качества состояния городской окружающей среды. В 2021 г. в 20 пилотных городах будет введена в эксплуатацию система комплексного, оперативного и автоматического мониторинга состояния окружающей среды.

Как оптимизировать затраты на команду и систему управления тестированием
Бизнес

В 2020 г. в 50 городах будут внедрены онлайн-карты состояния окружающей среды. В 2021 г. будут внедрены единые стандарты оперативного информирования населения о состоянии окружающей среды, а в пилотных зонах введены в эксплуатацию системы предоставления информации населению о состоянии окружающей среды. Кроме того, в пилотных зонах будет внедрен регламент оперативного реагирования городских служб на данные мониторинга окружающей среды, превышения параметров и нарушение стандарта качества.

Также планируется разработать и внедрить требования к маркировке отдельных групп продовольственных и потребительских товаров в зависимости от их влияния на окружающую среду. К 2022 г. в 50 городах охват населения цифровыми сервисами информирования о состоянии окружающей среды составит 50%.

Благодаря принятым мерам в 2025 г. уровень загрязнения по основным загрязнителям атмосферного воздуха в городах будет снижен на 20%. Штрафы и выплаты за негативное воздействие для крупных промышленных загрязнителей окружающей среды в 50 городах будут начисляться в автоматическом режиме на основании данных мониторинга и других методов. В этих же городах будет введена в эксплуатацию система комплексного, оперативного и автоматического мониторинга состояния окружающей среды.

Цифровые технологии должны будут решить задачу вывоза мусора. В 2020 г. в 50 городах все объекты сбора, транспортировки, сортировки, перегрузки и полигонов будут подключены к автоматизированным система мониторинга и контроля применения. В 2022 г. количество незаконных свалок по сравнению с 2017 г. будет снижено на 70%.

В 2025 г. доля договоров на вывоз мусора, сортировку и размещение отходов, заключенных в электронной форме, составит 100%. К тому же моменту АПК «Безопасный город» и КСЭОН (Комплексная система экстренного оповещения населения) в 50 городах будут интегрированы с цифровыми платформами управления городским хозяйством.

Большие данные для автовладельцев

Вадим Сахонько, руководитель проектов НП ГЛОНАСС, представил проект «Автодата», который с помощью системы ГЛОНАСС собирает данные об автомобилях и дорожной инфраструктуре. В проекте участвуют Федеральное дорожное агентство, Минпромторг, «Роскосмос», Росавтодор, «Яндекс», ГАЗ и другие.

В 2019 году национальная телематическая платформа получила 325 млн руб. из федерального бюджета. Среди главных задач — создание единых сервисов «умной» дорожной сети, «умной» автомагистрали и страховой телематики. Предполагается, что на платформе «Автонет» будут создавать онлайн-приложения для автолюбителей, операторов «умного» транспорта, лизинговых и логистических компаний.

Откуда появился «умный город»?

Словосочетание «Умный город» вот уже несколько лет не сходит с уст российских топ-чиновников. В этом направлении предлагает двигаться президент, об умных городах дискутирует премьер-министр. Что уж говорить о губернаторах и мэрах – проекты «Умный город» запускаются во многих регионах России.

Но чиновники говорят об этом слишком общими словами – обещают прорывные технологии, рассуждают о цифровизации и развитии коммуникационных технологий, потом в ход идет электронное правительство. Что это означает для рядового россиянина, кажется, пока мало кто понимает.

Вообще концепция «умного города» – это и есть общая идея объединения различных городских систем в одну единую систему с помощью информационных технологий. В реальности это означает, что, например, транспортом, школами, больницами, городскими пространствами и другими объектами будут управлять как одной системой.

Весьма тесно с «умным городом» связана идея «Интернета вещей» (от английского internet of things, IoT) – это концепция такой сети, которая объединяла бы физические объекты в жизни человека. Пример – сервис «Яндекс.Пробки», который в автоматическом режиме обрабатывает данные о загруженности улиц.

Особо важная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые должны связывать воедино элементы системы – работу городских служб, автоматические сервисы, давать связь между жителями и городскими властями.

Изначально понятие «Smart City» стали активно использовать в западной практике примерно с середины 1990-х годов. Хоть тогда интернет-технологии только развивались, было ясно – за ними будущее. Поначалу это были, скорее, рекламные проекты, которые просто популяризировали идеи создания города как многофункционального комплекса.

Но до определенного момента идеи оставались лишь идеями, а какой-то особой необходимости начинать кардинальные перемены еще не было.

Считается, что подход к концепции «умного города» поменялся с началом кризиса 2008-2009 годов. В новых условиях у муниципалитетов стало не так много денег, поэтому тратить их уже приходилось с умом. Оказалось, что нужно кардинально изменить муниципальную экономику и методы городского планирования.

В концепции «умного города» завязано несколько ключевых направлений, это:

  • оказание государственных услуг в электронной форме;
  • управление городским транспортом;
  • рациональное использование электроэнергии и воды;
  • развитие системы здравоохранения;
  • инновации в сельском хозяйстве;
  • эффективная утилизация отходов.

Эти направления развивают разные города по всему миру, в том числе Москва (и российской столице по некоторым пунктам удалось добиться успехов).

Но действительно «умным» город не сделает всеобщее проникновение интернета или автоматизация процессов

Важно накапливать так называемый креативный и социальный капитал, а здесь есть задачи и для самих жителей города

В современных концепциях «умного города» сам город обеспечивает условия и ресурсы для перемен, а достичь их можно только совместными усилиями как городских властей, так и жителей города.

Что отличает умный город от обычного

В России пока об «умном городе» говорят больше как о концепции, нежели о реальном ее воплощении в жизнь. Если попытаться выделить все, о чем говорят чиновники, получится примерно такой перечень основных направлений:

  • умная энергетика. Она включает в себя умные счетчики (которые сами передают показания), электротранспорт (сейчас электробусы более актуальны, чем троллейбусы и трамваи), возобновляемая генерация (энергия ветра или солнца) и когенерация (выработка одновременно тепла и электроэнергии);
  • умный транспорт. Это умные парковки (пока дело дошло до отслеживания свободных мест), экологичные автомобили и общественный транспорт, более совершенный сбор оплаты за парковки, умные транспортные системы в целом (например, онлайн-отслеживание общественного транспорта). Как вариант, это могут быть умные остановки с Wi-Fi:
  • умное водо- и газоснабжение. Сюда входят также умные счетчики, системы контроля утечек и управления чрезвычайными ситуациями, современные методы очистки воды;
  • умная городская среда. Здесь стоит отметить системы всеобщего видеонаблюдения, автоматическое освещение, экологичную утилизацию отходов, современную медицину, управление градостроительством;
  • умный дом. Это уже дело каждого отдельного владельца жилья – он может объединить достаточно много систем в одну (например, управление освещением, температурой, электроприборами и т.д. из мобильного приложения).

Какие-то из этих систем уже активно внедряются в России (например, уже повсеместно распространяются умные счетчики и системы видеонаблюдения), где-то работа только начинается.

Например, в Москве планируют запрещать въезд в отдельные зоны транспорту с низким экологическим классом.

Но, стоит признать, что за пределами Москвы уровень внедрения технологий «умного города» оставляет желать лучшего. Нет смысла создавать современную систему управления транспортом, если город заполонили маршрутки, а современная система управления больницей не поможет покрыть огромный дефицит врачей.

При этом в разных странах мира современные городские технологии распространяются быстрее. Это могут быть такие направления:

  • единый дата-центр. Ближайший аналог – система «112», которая в России работает пока не очень успешно. Такие единые диспетчерские системы могут принимать обращения по очень широкому кругу вопросов;
  • единое городское приложение. Пока это есть, по сути, только в Москве, где через единый портал можно получить практически полный спектр государственных и муниципальных услуг;
  • умные парковки. Это может быть отслеживание свободных мест на парковках в режиме онлайн и автоматическое списание оплаты за стоянку;
  • умное освещение улиц. Есть примеры, когда освещение не только правильно подстраивается под время суток, но и помогает в сложных ситуациях (например, усиливается после дождя);
  • беспилотные автомобили. Их пока тестируют несколько крупных американских корпораций (Tesla, Uber и Google), хотя наработки есть и у «Яндекса». Автомобили на автопилоте позволят исключить человеческий фактор: снизить аварийность, ускорить движение, сделать его более экономичным;
  • открытые данные. В нескольких странах мира граждане могут получать максимально подробную информацию о расходах бюджета, кадровых назначениях, принимать участие в жизни города и страны.

В мировой практике есть ряд удачных примеров внедрения таких инноваций.

Какие технологии смарт-сити уже есть

Наработок в сфере умных технологий в мире немало. Можно вспомнить умные дома, интеллектуальная система которых считывает все изменения в помещении и реагирует на них. Но есть и более простые технологии, например, современные счетчики в квартирах, которые позволяют контролировать потребление воды и энергии. Умная энергетика — одна из ключевых потребностей для России, с учетом ее климата, подчеркнула Ирина Ильина.

Другая нужная опция — умный транспорт. Он позволит лучше организовать дорожное движение. Одна из известных технологий — датчики, измеряющие интенсивность транспортного потока.

В уличном освещении свои революции: так, в Глазго тестировались фонари с сенсорами, которые реагируют на движения. Фонари загораются, когда на улице появляются люди. Вывоз мусора — и тот заслуживает инноваций. В Барселоне создали умные мусорные баки и урны: их сенсоры фиксируют уровень мусора. Мусоровозы получают сигнал и едут туда, где урны наполнены. В Бостоне с помощью мобильного приложения отслеживались неровности дорожного покрытия.  

Модели умного развития так или иначе внедряются в таких больших городах как Нью-Йорк, Токио, Шанхай, Сеул, Вена, Амстердам, Дубай. В России концепции умного города реализуются в Московской области (Сколково), в Татарстане (СМАРТ Сити Казань — новый район в столице республики; Иннополис), в Краснодарском крае (в олимпийском кластере в Сочи), в Ленинградской и Ульяновской областях. Однако большинство проектов умных городов и в России, и в мире пока имеют статус пилотных. Более широкому их внедрению мешают многие барьеры. Ирина Ильина назвала такие препятствия в российских условиях.

Российские «умные города» в международных рейтингах

Для российских городов планируется обеспечить «достойное место» в международных рейтингах по направлению «Умный город». С этой целью будет проведен анализ существующих международных рейтингов и индексов по данному направлению. Для субъектов федерации и органов местного самоуправления будут разработаны и доведены рекомендации по участию в соответствующих рейтингах и индексах.

Параллельно, совместно со странами-участниками ЕАЭС (Евразийское экономическое сообщество), будет разработан и внедрен рейтинг «умных» городов на пространстве ЕАЭС. Первый рейтинг «Умных городов» стран ЕАЭС появится в IV квартале 2020 г.

Также будет разработана стратегия продвижения достижений российских городов по направлению «Умный город» на международной арене. До конца 2021 г. не менее трех российских городов войдет в Топ-50 приоритетных международных рейтингов по направлению «Умный городов». А до конца 2024 г. число таких городов будет не менее восьми.

Кто создает технологии для городов будущего

Разработки для «умного города» ведут не более 20 стран мира. Лидером по числу собственных изобретений является Китай. Но самый большой территориальных охват — у США: патентные документы американских изобретателей включают 24 различных юрисдикции. За ними следуют Великобритания, Южная Корея, Норвегия, Индия и Япония.

Технологическое лидерство в «умных городах» в большинстве стран захватили телекоммуникационные гиганты. В некитайском сегменте по количеству патентных семейств (группа публикаций, относящихся к одному изобретению) первое место занимает Samsung. За ней с большим отрывом идет американская Cisco, которая специализируется на разработке сетевого оборудования.

Среди китайских компаний выделяются Huawei и Xiaomi. В целом игроки из КНР слабо представлены в других странах, но эти два гиганта уверенно нацелились на территориальную экспансию.

Россию зарубежные компании рассматривают как потенциально привлекательный рынок для коммерциализации своих технологий. Здесь присутствуют три крупных некитайских игрока (Samsung, Philips и Ford) и столько же китайских (Xiaomi, Huawei и ZTE).

В то же время патентная активность в России пока невысока: на территории страны зарегистрировано всего 115 патентных семейств. Большинство из них — публикации иностранных изобретателей и компаний, которые решили продвигать свои технологии за рубежом, в том числе в РФ.

На основе всех этих данных эксперты из Проектного офиса ФИПС дают российским игрокам несколько рекомендаций. Прежде всего, провести патентную технологическую разведку зарубежных решений, которые представлены в стране, проанализировать опыт других стран и компаний-лидеров.

И хотя во многих регионах лидеры уже определены, в мире еще остались свободные рынки. Владельцы разработок сейчас рассматривают рыночный потенциал всего 27 государств. Поэтому нужно изучить страны, где технологическое лидерство еще не так развито, считают разработчики патентного ландшафта.

Особое внимание они советуют обратить на две сегмента технологий — «промышленный интернет» и «цифровой двойник». «Оба направления имеют свободные ниши для патентования», — заключают в Проектном офисе ФИПС

Как локальные сервисы влияют на городскую среду

Александр Ручьев, глава компании «Основа», назвал «умный» город мифом. Он считает, что в глобальном плане наша инфраструктура к этому не готова. Зато локальные сервисы, создаваемые частными компаниями, уже влияют на городскую среду. Именно за ними будущее в плане комфорта и безопасности для горожан.

Например, камеры наблюдения не могут переломить ситуацию с преступностью. Но они помогают собирать данные о том, как устроена городская среда и как люди ведут себя в ней. Эти данные полезны для создания сервисов, которые решают конкретные проблемы и закрывают уязвимые точки.

Вот примеры таких сервисов:

  • шеринг автомобилей и парковок между соседями;
  • системы безопасности в домах и вокруг них;
  • умные озонаторы и УФ-лампы для обработки лифтов;
  • бесконтактная доставка через постаматы с дезинфекцией посылок.

Девелоперам тоже стоит обратить внимание на локальные сервисы. В первую очередь, это биологическая безопасность в условиях пандемии, а также — интеграция с сервисами доставки, банковских услуг и связи