И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны. Первое – проект, вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г
№ 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок
Первое – проект, вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.
Второе – проект на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.
Итак, п.2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01.03.2020.
Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.
Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ. Пожалуй, хватит
Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге
Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.
Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.
Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.
Законодательная база
ФЗ 261 является законодательной основой всего, что касается энергетических обследований, энергоаудита и энергетического паспорта.
Скачать последнюю редакцию ФЗ №261 (на 2016 г) можно .
Статьи закона об энергосбережении, на которые следует обратить внимание:
- Статья 15. Энергетическое обследование. В статью включены следующие разделы:
- В отношении чего может проводиться энергетическое обследование.
- Цели энергетического обследования.
- Кто имеет право проводить энергетические обследования.
- Про энергетический паспорт и отчет по энергоаудиту
- Проверка и регистрация энергопаспрта в СРО по энергоаудиту
- Содержание энергетического паспорта
- Статья 16. Обязательное энергетическое обследование. В статью включены следующие разделы:
- Какие организации обязаны провести энергетическое обследование.
- Проверки наличия энергетического паспорта.
- Статья 17. Сбор и анализ данных энергетических паспортов. В статью включены следующие разделы:
- Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования. В статью включены следующие разделы:
- Про требования к СРО по энергоаудиту
- Про требования к энергоаудиторам
- Про государственный контроль за деятельностью энергоаудиторов и СРО
- Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В статью включены следующие разделы:
Приказ Минэнерго №400 регламентирует форму, порядок оформления и регистрации энергетического паспорта и отчета по энергоаудиту.
- Скачать приказ Минэнерго №400 можно здесь.
- Посмотреть на .
Не снижать планку задания повышения энергоэффективности!
И последнее, в том же номере журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» указано, что Минэкономразвития РФ готовит законопроект, меняющий обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений на добровольное (см. журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ» №6/2014 стр.7 — прим. ред.). В условиях массового перерасхода теплоты на отопление и вентиляцию жилых многоквартирных домов, построенных после 2000 г., отмечаемое на заседаниях круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве России от 25.06.2014 г. по теме: «Принципы нормирования тепловой защиты ограждающих конструкций здания и их влияние на энергоэффективность объектов капитального строительства» и секции «Энергоэффективное домостроение» Объединенного научно-технического совета по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы 22.05.2014 г. по теме: «Причины повышенного энергопотребления эксплуатируемых жилых домов», указанное предложение министерства приведет только к еще большему энергорасточительству.
Дело не в формальном подходе исполнителей энергообследования к составлению энергетического паспорта, а в отсутствии методических материалов правильного выполнения такого обследования. Стандарт НОП 2.1-2014 — это тот документ, который позволит более грамотно подойти к проведению энергообследования, расчетам и заполнению энергопаспорта.
В статье, намечаемой к публикации в следующем номере журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ», приводятся результаты натурных испытаний на базе инструментального обследования эксплуатируемых многоквартирных домов после капитального ремонта, свидетельствующие, как после реализации в контроллере автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) указанного выше графика подачи теплоты ее расход на отопление в отопительном сезоне 2009-10 гг. при обеспечении нормируемого воздухообмена в квартирах и комфортной внутренней температуры на уровне 20-22°С сократился на 47% по сравнению с аналогичными домами, а в следующем сезоне при отсутствии надзора за энергопотреблением вернулось к прежнему состоянию, сравнявшись с соседними зданиями.
Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о явном пренебрежении энергосбережением при эксплуатации жилищного фонда города. Это нельзя отнести к случайности, поскольку уже было продемонстрировано в предыдущем отопительном сезоне, как правильной настройкой контроллера АУУ можно достичь расчетной экономии теплоты на отопление. Обязательное плановое (не всех зданий к одному сроку) энергообследование многоквартирных домов и общественных зданий независимо от формы собственности с последующим систематическим контролем энергопотребления по приборам учета способствовало бы устойчивому снижению энергопотребления зданиями.
Исходя из изложенного, нельзя в предлагаемых изменениях закона снижать планку потребления энергоресурсов для бюджетных организаций до уровня в 2% с 2015 г. (действующим законом предусмотрено ежегодное снижение потребления ресурсов для организаций бюджетной сферы на 3% до 2015 г.). Поскольку, как показано в предыдущем примере, еще не найден рыночный механизм стимулирования снижения энергопотребления — при достигнутом на практике сокращении расхода теплоты на отопление многоквартирного дома в 47% без каких либо инвестиций, а лишь за счет оптимальной настройки контроллера АУУ, в последующем отопительном сезоне потребление теплоты вернулось к предыдущему до настройки контроллера, наиболее действенным решением является административное ограничение энергопотребления.
Ведь в результате все эти перерасходы в теплопотреблении ложатся непомерным бременем на население страны дополнительно к росту тарифов на энергоресурсы. В подтверждение приведем диаграмму динамики изменения тарифов на электроэнергию (см. рисунок) за последние семь лет на примере г. Москва в сравнении с США и ЕС. Напомним, что по абсолютной величине тарифа в 2013 г. мы примерно сравнялись с США — в Москве для населения в домах с электрическими плитами 3,15 руб./кВт∙ч или в переводе 3,15*100/30 = 10,5 центов/кВт∙ч и 15 центов с газовыми плитами, в США на жилье в среднем по стране 12,12 центов/кВт∙ч (средний показатель по ЕС 0,2 евро/кВт∙ч, что в переводе 26,57 центов/кВт∙ч). Казалось бы не так и плохо, но средняя зарплата в России сейчас на порядок ниже, чем на Западе.
Рис. График изменения тарифов стоимости электроэнергии для населения стран США, Евросоюза и России по отношению к 2006 году.
Порядок представления энергетического паспорта:
- документ должен быть представлен в электронном виде с электронной подписью;
- формат представления документа PDF;
- одновременно с энергопаспортом должно быть представлено сопроводительное письмо в электронном
виде с электронной подписью. В Письме должен быть указан адрес электронной почты отправителя (СРО) и
его почтовый адрес; - каждый энергопаспорт отправляется отдельно с отдельным сопроводительным письмом;
- при отсутствии технической возможности направления энергопаспорта по электронной почте, документ
может быть представлен так же в электронном виде на любом материальном носителе информации; - адрес для представления документов: Адрес электронной почты Министерства:
minenergo@minenergo.gov.ru.
Почтовый адрес Министерства: г. Москва, ГСП-6, 107996, ул. Щепкина, 42, стр. 1, 2.
Ответственное подразделение по работе с энергопаспортами — Департамент государственной
энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго.
Порядок оформления энергопаспорта
- После первого контакта с организацией-энергоаудитором, они запрашивают у вас общие данные по вашему учреждению.
- Затем проводится само энергетическое обследование с выездом специалистов на ваши объекты.
- Производятся расчеты и подготавливаются мероприятия по сокращению энергопотребления.
- Составляется сам энергетический паспорт.
- Паспорт передается на экспертизу в СРО.
- Три копии энергопаспорта подписываются: СРО, энергоаудитор, бюджетное учреждение.
- СРО передает одну копию энергопаспорта на регистрацию в Минэнерго России.
- Одна копия остается у энергоаудитора и одна передается заказчику.
Стоимость энергопаспорта для таких бюджетных учреждений в Москве как школа, поликлиника, больница, детский сад, библиотека, музей, театр и т.п. составляет от 20 т.руб.
Сен 10, 2019
голоса
Рейтинг статьи
Особенности заполнения энергопаспорта бюджетного учреждения и муниципального предприятия
В форме 2.1 обязательно должна быть указана доля государства в собственности организации.
В приложении 2.2 «Объем производства по номенклатуре основной продукции, всего в тыс. руб.» — нужно указать данные по бюджетному финансированию.
Графа «Объем производства дополнительной продукции в тыс. руб.» — указывается данные по внебюджетному финансированию.
Графа «Объем производства продукции в тыс. руб.» — сумма бюджетного и внебюджетного финансирования.
Графа «Производство продукции в натуральном выражении» — здесь для бюджетного учреждения зачастую указывается количество посетителей, учащихся, пациентов и т.п. Так же необходимо уточнить, что точно имеется ввиду.
Начиная с 1 января 2010 года все государственные и муниципальные предприятия обязаны проводить работы и мероприятия, которые за 5 лет должны снизить потребление энергоресурсов на 15%, т.е. на 3% каждый год.
Порядок оформления энергопаспорта
- После первого контакта с организацией-энергоаудитором, они запрашивают у вас общие данные по вашему учреждению.
- Затем проводится само энергетическое обследование с выездом специалистов на ваши объекты.
- Производятся расчеты и подготавливаются мероприятия по сокращению энергопотребления.
- Составляется сам энергетический паспорт.
- Паспорт передается на экспертизу в СРО.
- Три копии энергопаспорта подписываются: СРО, энергоаудитор, бюджетное учреждение.
- СРО передает одну копию энергопаспорта на регистрацию в Минэнерго России.
- Одна копия остается у энергоаудитора и одна передается заказчику.
Стоимость энергопаспорта для таких бюджетных учреждений в Москве как школа, поликлиника, больница, детский сад, библиотека, музей, театр и т.п. составляет от 20 т.руб.
Содействие специалиста в получении техпаспорта – экономия времени и сил
Иногда возникают ситуации, когда в ходе строительства были нарушены какие-либо проектные нормы или оно вообще было произведено самовольно. В таких случаях получить техпаспорт довольно сложно, и здесь не обойтись без помощи специалиста, представляющего компанию-посредника. Даже если объект построен законно и по правилам, сопровождение процедуры получения техпаспорта специалистом ускорит мероприятие, сэкономит заказчику время и энергозатраты.
МФЦ «Регион» предлагает гражданам и юридическим лицам Москвы и Московской области услуги содействия в получении технического паспорта на любые объекты недвижимости: жилые и нежилые здания, помещения.
Как устранить перерасход теплоты на отопление зданий
Причем, из СНиП 41-01-2003 и последующей актуализированной редакции СП 60.13330.2012 были исключены методики расчета теплопотерь через наружные ограждающие конструкции, затрат тепловой энергии на нагрев инфильтрующегося воздуха и определения расчетного расхода тепловой энергии на отопление, приводимые ранее в Приложениях 9,10,12 СНиП 2.04.05-91*, действие которого прекращено, и из СП.60 дополнительно исключены рекомендации о минимальной удельной величине внутренних теплопоступлений. Это способствовало безответственности при выборе исходных данных для расчета и в результате массовому перерасходу тепловой энергии на отопление. Для исправления этого положения НП «АВОК» разработан стандарт «Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловой нагрузки на систему отопления жилых и общественных зданий» Р НП «АВОК» 2.3-2012. В нем не только собраны отдельные методики в единый документ, но он дополнен современными тенденциями развития отрасли и возможностями по оптимизации авторегулирования подачи теплоты на отопление с целью повышения энергоэффективности отапливаемого здания.
Во-вторых, температурные графики подачи теплоты в систему отопления, принятые теплоснабжающей организацией, построены в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, полагая, что нулевой расход в системе отопления должен быть при температуре наружного воздуха, равной температуре внутреннего воздуха в помещениях. Но как в жилых, так и в общественных зданиях имеются внутренние, бытовые теплопоступления, которые, в отличие от теплопотерь через ограждающие конструкции, не зависят от температуры наружного воздуха tн. Поэтому с повышением температуры tн доля внутренних теплопоступлений в тепловом балансе здания возрастает, за счет чего можно сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению с подачей по традиционному графику .
Расчетная зависимость согласно Руководству НП «АВОК» 2.3-2012 строится, исходя из расчетного расхода теплоты на отопление, определенного при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха без учета запаса в поверхности нагрева отопительных приборов, и с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха. Признавая приоритет автора и его 40-летний опыт внедрения этого решения, а также для краткости изложения редакция журнала «АВОК» назвала такую зависимость «графиком Ливчака» (№ 1-2014г.). При построении этого графика для многоквартирных домов, запроектированных по требованиям МГСН 2.01-99 и Руководства НП «АВОК» 2.3-2012, нулевой расход теплоты на отопление будет в зависимости от степени утепления дома находиться в диапазоне температур наружного воздуха +10÷15°C .
Таким образом, стандарт СТД НОП 2.1-2014 позволяет рассчитать энергетический паспорт проекта жилого, общественного и административно-производственного здания, а также оценить правильность режима отопления эксплуатируемого здания, причины отклонения фактического теплопотребления от расчетного и составить энергетический паспорт здания по результатам энергетического обследования — заполняется вертикальная шкала паспорта проекта здания «фактическое значение». Наличие в одном документе другой вертикальной шкалы «расчетное проектное значение» позволяет установить энергетический эффект каждого энергосберегающего мероприятия и оценить какому классу энергетической эффективности будет соответствовать данное здание после реализации этого мероприятия.
Классификация энергетического паспорта
- Энергетический паспорт организации (юридического лица) включает Приложения 1 – 34 к Приказу Минэнерго. Данный паспорт необходим для выполнения требований ФЗ-261 в части проведения обязательного энергетического обследования. Разрабатывается такой энергетический паспорт не реже, чем 1 раз в 5 лет.
- Энергетический паспорт отдельного здания оформляется по форме Приложения 35 к Приказу Минэнерго №400. Данный паспорт необходим исключительно для предоставления строительному надзору в составе пакета документов при вводе зданий (строений) в эксплуатацию. Разрабатывается такой энергетический паспорт единоразово.
Для каких зданий нужен энергопаспорт
Энергетический паспорт здания требуется для
- вновь построенных зданий,
- реконструированных зданий и
- зданий после капитального ремонта.
Энергетический паспорт здания • Консультация • 8(499)490-60-60
За исключением зданий указанных в статье 11, пункт 5, ФЗ 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности», а именно, требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:
- культовые здания, строения, сооружения;
- здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
- временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
- объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
- строения, сооружения вспомогательного использования;
- отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров.
Энергетическое обследование и оформление энергетического паспорта при сдаче объекта в эксплуатацию вынуждает застройщиков придерживаться более высоких требований по тепловым характеристикам и обеспечить более качественную теплоизоляцию ограждающих конструкций здания.
Энергетический паспорт здания это, своего рода, подтверждение, что здание соответствует
- проектной документации,
- современным требованиям энергетической эффективности и
- требованиям оснащенности приборами учета.
Новые здания, которые вводятся в эксплуатацию, должны быть иметь класс энергоэффективности здания не ниже С.
Здесь можно более подробно узнать про классы энергоэффективности зданий и как получить льготу по налогу на недвижимость.
Цели по снижению потребления – сколько конкретно?
Самый интересный вопрос. Как рассчитать потенциал снижения суммарного объема потребляемых ресурсов. Согласно п.6 Требований он рассчитывается по утвержденным Минэкономразвития России методическим рекомендациям. И уполномоченный орган должен их утвердить уже до 31.03.2020 года (п. 2 Постановления №1289).
Однако подобного проекта пока нет, поиск на https://regulation.gov.ru/ результата не дал. Но допустим даже, метод.рекомендации появятся в срок до конца марта, как и кто сможет сделать сделать необходимые расчеты до 01.07.2020? Они должны базироваться на программах и их мероприятиях, следовательно, к 1 июля должны быть откорректированы все, ВСЕ программы энергосбережения по региону в целом. При этом срок заключения государственного контракта на корректировку программы – практически два месяца с даты публикации, без учета подготовки торгов.
Можно поступить просто – установить 3% снижения ежегодно всем поголовно. Вот только это будет невыполнимо, показатель, по нашему мнению, должен устанавливаться на регион, а регион – используя центры энергоэффективности, распределяет по организациям достижение общего результата, с учетом уже выполненных мероприятий.
Вроде бы достаточно, но мы подкинем работы на вентилятор прогресса, раз уж начали про корректировку программ и обязательства бюджетной сферы.
Использование вторичных энергетических ресурсов для энергосбережения
Энергетический ресурс это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Вторичный энергетический ресурс – энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса.
Как оформить энергетический паспорт предприятия или организации
Для того, чтобы оформить энергетический паспорт необходимо найти хорошую энергоаудиторскую компанию и заключить с ней договор.
Без энергоаудитора энергопаспорт не оформить. Это требование по ФЗ 261 «Об энергосбережении.»
Энергоаудитор должен провести энергетическое обследование и собрать следующие данные:
- энергопотребление,
- установленная мощность,
- автопарк,
- счетчики,
- оборудование,
- здания и сооружения и т. д.
- оформляет энергопаспорт,
- пишет рекомендации по энергосбережению,
- составляет отчет по энергоаудиту.
- Энергоаудитор передает энергопаспорт в СРО на экспертизу.
- СРО проводит экспертизу энергетического паспорта, проверяет энергопаспорт на соответствие приказу №400 Минэнерго и ФЗ №261.
- Если в энергопаспорте есть ошибки, энергоаудитор обязан их устранить.
- После экспертизы, СРО присваивается энергопаспорту регистрационный номер.
- Энергопаспорт подписывают и ставят свои печати — заказчик, энергоаудитор и СРО.
- После круга подписей, СРО передает энергетический паспорт на бумажном носителе и в электронной форме в Министерство энергетики.
- После передачи в Минэнерго, заказчик может получить энергетический паспорт на руки. Вместе с энергопаспортом энергоаудитор передает заказчику подтверждение того, что энергопаспорт принят в Минэнерго.
- Министерство энергетики проверяет и принимает энергопаспорт в течение 1-2 месяцев.
Энергоемкость ВВП России
Для обеспечения конкурентоспособности продукции российского производства необходимо снижать энергоемкость. Энергоемкость ВВП развитых стран в 2-3 раза ниже, чем в России (Россия 49, Канада 28, Финляндия 26, США 22, Швеция 21, Япония 16, Германия 16). В списке присутствуют и холодные страны, что не мешает им в разы превосходить показатели России.
Энергосбережение это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Кто должен это делать
Заказ и выбор компании для оформления энергопаспорта многоквартирного дома – осуществляет управляющая компания. Она заключает договор с организацией-членом СРО, которая проводит энергетическое обследование. Компания энергоаудитор должна иметь в своём штате квалифицированных специалистов, способных грамотно провести сбор и анализ показателей энергопотребления.
Обязательным является оформление энергопаспорта на юридическое лицо. Без этого – оформление невозможно. Исключение составляет случаи, когда паспорт оформляется на собственника помещения, которое только предстоит ввести в эксплуатацию.
Юридические основания для составления энергопаспорта
Энергетический паспорт здания составляется на основании Федерального Закона от 23.11.2009 года за № 261-Ф3 и в соответствии со СНиП 23-02-2003. Документ является обязательным для сельскохозяйственных и производственных предприятий и предназначен для сличения фактического расхода энергетических ресурсов с установленными нормативами.
К таким относятся: органы местного самоуправления и государственной власти, муниципальные и государственные образования, предприятия, деятельность которых связана с производством газа, электроэнергии, водных ресурсов, угля, нефти и нефтепродуктов, а также их транспортировкой. Кроме того, энергетический паспорт должен быть у предприятий, расходы на потребление ТЭР которых превышают 10 миллионов рублей за год.
Энергетический паспорт необходимо оформлять не только для строящихся или капитально ремонтируемых объектов, но и для зданий, находящихся в эксплуатации. Для детального рассмотрения порядка составления документа следует ознакомиться с СП 23-101-2004.
Энергетический паспорт является неотъемлемой частью проектной документации каждого вводимого в эксплуатацию здания, он необходим для работы сотрудников инспекции ГАСН.
О порядке получения документа
Энергетический паспорт предприятия составляется после проведения энергетического обследования на основании существующего проекта. После оформления энергетический паспорт проходит согласование в СРО и с Заказчиком, а затем регистрируется в Министерстве энергетики.
Организации проще получить энергетический паспорт путем сотрудничества с аудиторской фирмой. Обычно, процедура обследования занимает от 2 месяцев до полугода. Такой срок объясняется необходимостью выполнения экспертиз и сложных расчетов.
Об ответственности руководителей предприятий
Следует иметь в виду, что при отсутствии этого документа руководители предприятия могут быть привлечены к административной ответственности – штрафу. Его размер зависит от статуса предприятия и составляет 10-15 тыс. рублей для лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью и 50-250 тыс. рублей – для юридических лиц.