Особенности, виды и формы социального обеспечения в россии

Оглавление

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Замечание 1

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Пример 2

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Пример 3

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Как регулируется законом

Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.

А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.

К примеру:

  • ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2020 года – об государственной социальной помощи;
  • ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
  • ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
  • №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.

Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:

  • оказывают социальную поддержку малоимущим;
  • назначают пособия;
  • предоставляют компенсации;
  • утверждают льготы.

Внимание! Список законов, указов и постановлений, которые регулируют соц. обеспечение льготной категории граждан, регулярно составляет и публикует Минтруд совместно с соцзащитой РФ

Виды соц. обеспечения

Важно иметь в виду, что граждане РФ в случае наступления болезни, старости, частичной или полной утраты трудоспособности, а также при достижении пенсионного возраста, необходимости в помощи в воспитании ребенка или нескольких детей, надобности санаторно-курортного или медицинского лечения и обслуживания, так или иначе, обеспечиваются различными разновидностями социального обеспечения посредством названных организационно-правовых форм. Рассмотрим их подробнее

В настоящее время система соц. обеспечения состоит из следующих выплат:

  • Пенсии, а также доплаты к ним и всевозможные надбавки.
  • Льготы.
  • Пособия.
  • Услуги бесплатного характера.
  • Материальные блага в натуральном виде.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Предназначение социальной политики

Главное предназначение социальной политики любого государства – это защита всего населения в целом и каждого индивида в отдельности. При этом агрессия рыночных отношений увеличивает основания для социальной защиты и, при этом, требует увеличения внимания государства к социальной сфере. Но по мере стабилизации ситуации, а также улучшения уровня жизни населения идея социальной защиты становится менее актуальной.

В социальной политике растет интерес к существующим проблемам социального развития – усовершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Очень характерно то, что понятие социальной защиты в некоторых случаях воспринимается как уничижительное по отношению к экономически активному населению, что можно назвать в корне неверным.

Замечание 4

Все категории населения в какой-то мере нуждаются в социальной защите, некоем покровительстве со стороны государства, в государственном содействии во время получения профессии, работы, в создании благоприятных условий для предпринимательства, приобретении жилья и проч. Именно социальное государство и обеспечивает подобную социальную защиту.

Но решить проблему социальной защищенности в рамках единственной правовой отрасли не представляется возможным, так как она выходит сразу на целый ряд правовых отраслей:

  1. Трудовое право – это проблемы существующей безработицы, занятости, а также трудоустройства разных слоев населения, увеличения социальных гарантий в сфере оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в частности, по вопросам продолжительности рабочего времени и времени на отдых, охраны труда, гарантий для тех индивидов, которые совмещают работу с обучением, гарантий работникам во время рассмотрения трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных).
  2. Гражданское право – это вопросы государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки индивидуального частного предпринимательства и проч.
  3. Жилищное право – это вопросы, которые связаны с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.
  4. Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установления строго в законодательном порядке прав, а также обязанностей родителей, супругов, детей и проч.
  5. Экологическое право – это проблемы, которые связаны с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и проч.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь – помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

Необходимая информация

Аббревиатуры «собес» в современном мире не существует, сегодня данная организация имеет название РУСЗН (районное управление социальной защиты населения).

Целью данного муниципального учреждение является оказание помощи гражданам при:

  • возникновении чрезвычайных ситуаций. В качестве примера можно привести возникновение пожара;
  • недостаточном финансовом обеспечении многодетных семей, людям с ограниченными возможностями, одиноким матерям, пенсионерам.

Важные понятия

«Собес» — это исполнительное учреждение государства, которое наиболее значимо в плане общественной защиты некоторых слоев населения, которые нуждаются в финансовой и гуманитарной поддержке.

Данная аббревиатура сохранилась в понимания граждан с Советских времен. Оно означает как сам отдел защиты населения, так и само понятие социального обеспечения.

На данный момент отделения социальной защиты имеются в каждом районе, и туда могут обратиться любой человек, который нуждается в помощи.

Социальная помощь — это комплекс мероприятий, который повторяется на постоянной основе либо имеет периодический характер, направленный на устранение трудностей, с которыми столкнулся человек на определенном этапе жизни.

Принципы работы собеса основаны на:

  • комплексности;
  • гуманности;
  • адресности;
  • обеспечении прав граждан.

Система социальных мер состоит из:

  1. Социального обеспечения, основанного на выплатах льготным категориям из общественных фондов потребления.
  2. Социальных гарантий, которые состоят из медицинского обслуживания, права на бесплатное образование, выплаты пенсии и минимальной суммы оплаты труда, выплаты по рождению ребенка, гарантированные выплаты на погребение и т. д.
  3. Социального страхования, которое формируется на средства работающих граждан на текущий момент и перечисляется в страховой фонд Российской Федерации.
  4. Социальной поддержки, которая может из себя представлять как единовременную помощь в денежном эквиваленте, так и гуманитарную помощь в виде одежды и продуктов. Финансирование производится за счет налоговой базы.

Главные функции

Функция — это виды деятельности, которые связаны между собой, направленные на обеспечение социальной защиты человека, который оказался в трудной жизненной ситуации.

Существует определенная классификация, на основании которой работает отдел социальной защиты:

Экономическая функция Она заключается в оказание финансовой поддержке малоимущих, людей, которые временно оказались в сложных финансовых условиях
Демографическая функция Направление работает в плане стимулирования роста населения, рождения здоровых детей, финансовая поддержка при рождении ребенка молодых семей
Политическая функция Основным направлением является объединение разных слоев населения, а также обеспечение достойного проживания каждого гражданина в частности
Защитная функция Оказание помощи гражданам, которые оказались в трудной ситуации, будь то материальные, психологические, возрастные или проблемы физического плана
Социально-реабилитационная функция Обеспечение определенной категории нетрудоспособных граждан, которая выражается в создании специализированных условий проживания, а также оказание необходимой медицинской помощи

Правовая база

Начиная с 1995 года органы социальной защиты получили в поддержку прочную законодательную базу, которая регламентируется следующими законами:

ФЗ № 442 от 28.12.2013 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Данный закон регулирует работу социальных органов, разъясняя их права, обязанности и полномочия
Конституция Российской Федерации Документ, закрепляющий работу органов местного самоуправления, а также закрепляющий права граждан во всех его правовых аспектах. Ознакомимся с основными главами, на которых стоит сделан акцент в плане социальной защиты населения
Глава 1 статья 7 Конституции РФ Государство, в котором граждане имеют право трудоустройство, получение заработной платы не менее установленного минимума. Под охраной государства находятся нетрудоспособные слои населения, материнство, несовершеннолетние граждане. Органом исполнительной власти производится обеспечение данных слоев населения социальной защитой
Глава 2 Конституции РФ Вся вторая глава нормативно фиксирует права граждан

Политическая сфера: структура, функции

Политическая сфера жизни общества– это область жизни людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти. Политика управляет остальными сферами общественной жизни, сохраняет стабильность и правопорядок в социуме.

К политической сфере жизни общества непосредственно относятся:

  • Государство. Благодаря его созданию существует политическая сфера;
  • Законы;
  • Органы государственной власти;
  • Все, кто является представителями государственной власти (депутаты, чиновники, судьи и прочие);
  • Политические партии;
  • Политические идеи.

Функции политической сферы:

  • Управление населением, проживающим на территории данного государства;
  • Предотвращение социальных конфликтов;
  • Поддержка безработных, инвалидов, малоимущих, пенсионеров и других незащищенных слоев населения;
  • Защита страны;
  • Установление выгодных отношений с зарубежными странами;
  • Планирование государственного бюджета (расходов и доходов государства);
  • Перераспределение ценностей, благ между членами общества.

()

Особенностью политической сферы является общественное устройство, где власть всегда принадлежит меньшинству, которые управляют основной массой общества (большинством). Это связано с тем, что для управления обществом необходим большой опыт, незаурядный ум, знание экономики, политики, государственных законов. Поэтому политиком может стать не каждый. Народ избирает своих представителей — Президента, Премьер-министра, депутатов, чтобы они реализовывали их интересы в обществе. Ответственные, совестливые политики используют власть для разрешения экономических и социальных проблем в обществе, но некоторые пользуются властью для достижения исключительно собственных целей.

Это интересно! Лжедмитрий II – самозванец, выдавший себя за сына Ивана Грозного, захватил власть в Российском государстве и правил им с 1607 по 1610 год. За эти годы он призвал в Россию большое число поляков, которые составили основу его армии. С разрешения правителя поляки грабили местное население, убивали невинных людей. Народ не выдержал угнетений царем и сверг его.

Если люди, представляющие власть в государстве, притесняют народ, обогащаются за его счет, не исполняют своих обещаний — у власти возникает оппозиция. Оппозиция – это группа людей, выступающая против власти, господствующей политической партии. Оппозиция и государственная власть ведут непрерывную борьбу, иногда она проходит в мирных формах, иногда в агрессивных. Это противостояние может закончиться свержением государственной власти, революцией.

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

  • социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
  • социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Структура системы социальной защиты населения

Рассматривая структуру социальной защиты населения, следует выделить ее следующие сферы (рис.2).

Структура системы социальной защиты населения

Рассмотрим каждую сферу, представленную на рисунке более подробно.

1. Сфера производства материальных услуг, включает в себя область социально-ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, которые позволяют индивиду самостоятельно заработать доход и снизить зависимость от поддержки муниципальными органами власти.

2. Сфера государственных социальных услуг направлена на организацию мероприятий по формированию условий в области воспроизводства населения, обеспечения его достойным уровнем жизни, укрепление семьи, сохранением здоровья, увеличением лет продолжительности жизни, а также профессиональной и гуманитарной подготовке, организации здорового и культурного досуга, отдыха, социальной безопасности.

3. Сфера негосударственных социальных услуг представляет собой совокупность различных видов социальных услуг, которые реализуются силами общественных объединений и некоммерческих организаций, а их прямое и косвенное влияние можно проследить в изменениях социальных процессах, связанных с организацией социальной защиты населения.

В рамках организации социальной защиты населения, управление социальной защитой населения должно быть направлено на граждан, в т.ч., на незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей), а также на участников военных действий, людей имеющих ограничения в физических возможностях, людей с низким уровнем дохода, находящемся на уровне ниже прожиточного минимума, людей имеющих трех и более детей, вынужденных переселенцев и т.п. Таким образом, это все те категории людей, которые действительно нуждаются в дополнительной поддержке общества и государства.

При этом стоит отметить, что организация социальной защиты населения направлена не только на защиту выше перечисленных категорий граждан, по сути, являющихся или имеющих статус незащищенных слоев населения, но и на такие категории населения как: студенты, безработные и т.д., являющихся обычными гражданами, именно поэтому Россия провозглашается социальным государством, в Конституции РФ термин «социальная защита» можно встретить в статье 7.

«Зарплатные» налоги с социальных выплат

Единый социальный налог. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Следовательно, не включаются в налоговую базу по ЕСН все пособия, перечисленные в п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ, а именно (из рассмотренных нами наряду с указанными выше) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.

Суммы пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня, выплачиваемые за счет средств работодателя (в установленных пределах, в частности, 15 000 руб.), также не подлежат обложению ЕСН (см., например, Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/2/74, Письмо ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243).

Что касается доплаты до фактического заработка, если эти выплаты в соответствии с трудовыми договорами отнесены налогоплательщиком к расходам на оплату труда (п. 15 ст. 255 НК РФ), уменьшающим налогооблагаемую прибыль, то они включаются в налоговую базу для исчисления ЕСН на основании п. 1 ст. 236 НК РФ. Если же доплата не уменьшает налоговую базу по прибыли, то ее суммы не признаются объектом налогообложения в силу п. 3 ст. 236 НК РФ.

Взносы на обязательное пенсионное страхование. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ <16> объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

<16> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Страховые взносы начисляются на суммы оплаты труда <17>. При этом к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы, относятся государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, производимые в соответствии с законодательством РФ за счет средств ФСС РФ, а также бюджетов всех уровней <18>.

<17> Пункт 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184.<18> Пункт 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

Таким образом, доплаты до фактического заработка являются базой для начисления взносов. В то время как на суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного за счет средств работодателя за первые два дня нетрудоспособности в установленных пределах (15 000 руб.), взносы начислять не нужно. На это указал ФСС РФ в Письме от 15.02.2005 N 02-18/07-1243, обосновывая свою позицию тем, что пособие по временной нетрудоспособности является по своей природе страховым обеспечением и независимо от источников его выплаты не может считаться заработной платой (доходом) застрахованного.

Налог на доходы физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все пособия (аналогично порядку, установленному в отношении исчисления ЕСН), за исключением пособий по временной нетрудоспособности. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ в любом случае (в том числе и в части доплат до фактического заработка), а суммы остальных пособий в установленных законодательством размерах освобождены от налогообложения. При этом доплата до фактического заработка к пособию по беременности и родам облагается НДФЛ в общем порядке.

С.Л.Тюрин

Эксперт журнала

«Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.