Эвольвентные шлицы
Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. Шли-цевое соединение меньше снижает выносливое гь вала, чем шпоночное.
Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. Шлицевое соединение меньше снижает сопротивление усталости вала, чем шпоночное.
Эвольвентные шлицы во втулке обычно нарезаются на зубодолбеж-ных станках. В настоящее время в массовом производстве внедрено протягивание эвольвентных шлицев. Протягивание эвольвентных шлицев во много раз производительнее долбления. Недостатком этого способа является сложность изготовления протяжки с эвольвентным профилем.
Эвольвентные шлицы обеспечивают точное центрирование сопрягаемых деталей, обладают повышенной прочностью, так как радиус во впадине может быть значительно больше, чем у шлиц других профилей, что уменьшает концентрацию напряжений у основания зуба ( см. гл.
Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. Шли-цевое соединение меньше снижает выносливость вала, чем шпоночное.
Эвольвентные шлицы представляют собой зубья эволь-вентного профиля.
Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. Шлицевое соединение меньше снижает выносливость вала, чем шпоночное.
Эвольвентные шлицы ( см. рис. 283, б) представляют собой зубья эвольвентного профиля, характеризуемые модулем т и углом зацепления а. Центрирование – обычно по боковым граням. Посадка может быть с натягом, зазором или центрирующей. Реже применяют центрирование по наружному диаметру шлицев.
Эвольвентные шлицы с закругленной впадиной ( рис. 299, б) можно рассматривать как частный случай шлицев треугольного профиля. Напряжения в них определяются по диаграмме рис. 294, б для соответствующих значений а 2а и рн.
Эвольвентные шлицы с закругленной впадиной ( рис. 285 6) можно рассматривать как частный случай шлицев треугольного профиля. Напряжения в них определяются по диаграмме рис. 281 6 для соответствующих значений а 2а0 и рц.
Эвольвентные шлицы с закругленной впадиной ( рис. 285 6) можно рассматривать как частный случай шлицев треугольного профиля. Напряжения в них определяются по диаграмме рис. 281 6 для соответствующих значений а 2о0 и рц.
Прямобочные и эвольвентные шлицы применяют в подвижных и неподвижных соединениях.
Кроме того, эвольвентные шлицы сравнительно легко обрабатываются по принципу обработки зубчатых колес.
Кроме того, эвольвентные шлицы сравнительно легко обрабатывать по принципу обработки зубчатых колес.
По общей прочности эвольвентные шлицы несколько уступают треугольным шлицам оптимального профиля.
Методы нарезки шлицов
Перед тем как нарезать шлицы на валу необходимо выбрать способ центрирования сопряженных деталей. Зубчатое колесо или втулку центрируют следующим образом:
- по наружному диаметру вала D;
- по внутреннему диаметру вала d;
- по боковым сторонам b.
Первый способ применим в неподвижных соединениях, которые не требуют повышенной твердости. Центрирование по внутреннему диаметру применимо к деталям, подвергшимся закалке, а по боковым сторонам при реверсивном движении вала и больших крутящих моментах.
В зависимости от диаметра вала фрезерование шлицев выполняется за один или два прохода. Черновое фрезерование шлицев на валах может осуществляться дисковыми фрезами, а чистовое специальной червячной фрезой, которая обеспечивает наибольшую точность.
Строгают такие сложные элементы шпинделя как правило на специальных строгальных полуавтоматах, когда есть расстояние для выхода резца и в сквозных отверстиях. Одновременно происходит нарезка всех пазов несколькими резцами. Заготовка крепится вертикально и совершаются возвратно-поступательные движения. После каждого хода выполняется установленное движение подачи. Строгание применяется в массовом производстве и дает высокое качество обработки с шероховатостью до 0,8 мкм.
Нарезка внутреннего шлица лучше всего выполняется на протяжном оборудовании. Каждый паз обрабатывается по очереди, но существуют протяжки для одновременной нарезки нескольких зубьев.Высокоэффективным способом изготовления соединений такого типа является накатка. Она совершается на специальном оборудовании с использованием накатной головки, которая имеет вращающиеся ролики. С помощью этих роликов происходит выдавливание металла с поверхности заготовки и образуется шлицевой паз. Данный метод позволяет нарезать до 18 зубьев одновременно и используется в крупных производствах.
Характеристика соединения
Шлицевые эвольвентные соединения на практике доказали свою надежность и прочность. Основание зуба шире и его не смогут сломать даже динамические нагрузки. Смятие происходит только при очень больших перегрузках, поскольку по эвольвенте площадь контакта – рабочая, больше, чем у других видов шлицов.
В отличие от прямых шлицов, которые рассчитываются на смятие и проверяются на срез, эвольвентный профиль имеет большую площадь контакта, и расчет на прочность производится на срез, затем делается проверка на смятие. Чаще всего основным параметром выбора типа соединений эвольвентных является наименьший в сечении размер вала. Именно он испытывает наибольшие нагрузки. Крутящий момент, динамические удары, вибрация, которые он способен выдержать, не критичны для зубьев.
Чертеж эвольвентного шлицевого вала совпадает с изображением зубчатой шестерни того же радиуса и модуля. Нарезка производится на одном оборудовании червячными фрезами. В отличие от прямобочных шлицев, когда для каждого диаметра вала необходимо подбирать свой инструмент, эвольвентные зубья выполняются одной фрезой с соответствующим модулем.
В обозначении шлицевого эвольвентного соединения свои отдельные маркировки имеют обе сопрягаемые детали:
Шлицевые зубчатые эвольвентные соединения центрируются по эвольвентной поверхности зуба, реже по наибольшему диаметру. Центровка по внутреннему размеру по впадине эвольвентного зуба на практике не осуществляется. Обозначение свое имеют шлицевые соединения каждого вида центрировки по:
- боковым поверхностям – D×m×9H/9g ГОСТ 6033-80;
- наружному диаметру – D×H7/g6 ГОСТ 6033-80;
- внутреннему –iD×m×H7/g6 ГОСТ 6033-80.
D – наружный диаметр, который имеют эвольвентные валы до нарезки зуба;
i – обозначает центрировку по внутреннему размеру эвольвентного соединения;
H и g, с соответствующими цифрами – класс точности обработки.
Можно встретить таблицу размеров на шлицы эвольвентные с din параметрами. Это означает, что соединение сделано по нормативам немецкого института стандартизации. Они частично соответствуют международному стандарту ISO, имеют переводные таблицы.
Кроме неподвижных соединений, изготавливаются скользящие. В них втулка перемещается вдоль вала, и входит в зацепление с различными колесами в коробке передач. Для этого с торца по эвольвенте делается срез на конус – заходная фаска для включения эвольвентного шлицевого соединения.
В неподвижных соединениях только снимаются острые углы, и втулка запрессовывается на вал.
Как выкрутить прикипевший крепеж
Если отвертка не помогла, используйте такие методы выкручивания крепежа:
- Нагрейте болт при помощи паяльника. Хорошо, если в наличии есть промышленный фен. Подойдут и паяльная лампа, газовая конфорка. Когда изделие как следует разогреется, постарайтесь его выкрутить. На форумах можно встретить советы народных умельцев поэкспериментировать с резким перепадом температур. Действительно, в определенных случаях результат получается ожидаемый. Но иногда винт ведет в сторону и приходится его буквально выламывать.
- Около головки болта, по окружности соорудите самодельный бортик из воска или пластилина. В полученную чашу выложите кусочек цинка, залейте серную кислоту. В гальваническом компоненте кислота уничтожит с устаревшего болта ржавчину. Кроме этого, на поверхности цинка восстановится железо. Не переживайте – гайку и болт кислота не разъест. Подождите всего сутки, и крепеж удастся спокойно демонтировать.
Аксессуары
Индивидуальных аксессуаров для отверток не предусмотрено. Ими дополняются лишь комплекты, сочетающие разноплановые типы насадок или отверток.
Такой комплект чаще состоит из корпуса с углублениями для удобного расположения базовых и запасных деталей.
- Малые или бюджетные комплекты представляют собой небольшие пластиковые футляры.
- Профессиональные модели — чемоданчик с ручкой для комфортной переноски, пластиковый либо с резиновым напылением.
Внутри содержится набор отверток, сменных головок или насадок.
Чем крупнее комплект, тем больше вариаций для разных видов работ, размеров и форм рисок.
Встречаются модели, дополненные защитными средствами — антикоррозийной жидкостью, маслом для смазки металлических элементов, щеткой для очистки.
Аккумуляторные модели дополняются зарядным устройством и сменной батареей. Бытовые вариации чаще обходятся без этих аксессуаров — покупатель самостоятельно заботится о своевременном заряде.
Виды и разновидности отверток
Виды наборов отверток бывают самыми разными, и выбирать их нужно исходя из потребностей конкретного человека. Простому человеку, не занимающемуся ремонтом, подойдет и классическая комплектация, но если вы, скажем, электрик, здесь всё сложнее.
Набор отверток для ремонта
Малый кейс таких инструментов включает в себя несколько размеров крестообразных и плоских отверток. Средняя комплектация содержит дополнительные приспособления для установления фазы, а также устройства с изоляционным покрытием и намагниченными наконечниками.
Набор диэлектрических отверток
Здесь содержатся инструменты с закаленной сталью и материалом, способным сдерживать до 1000 B переменного тока. С помощью таких отверток можно работать в электрических сетях под напряжением.
Наборы отверток для точных работ
Миниатюрные отвертки, предназначенные для работы с небольшими креплениями в мобильных телефонах или бытовых приборах.
Отвертки с насадками
Отвертки с наборами бит – это комплект с разнообразными насадками для инструмента. Если речь идет о качественных вариантах, то использовать их очень удобно. Однако со временем пазы для насадок приходят в негодность, ровно, как и рукоять от частой эксплуатации.
Наборы для специалистов
Профессиональные наборы отверток включают в себя специфические варианты и биты (насадки). Обычно такие комплекты довольно большие, и в них можно найти: формы TORX, PH, воротки, шестигранники, диэлектрические отвертки и многое другое. Лучше всего подходят для специализированных работников.
-
В каких отраслях используется паяльник?
- Фрезеровка ЧПУ: особенности
-
Индикатор напряжения — какими бывают тестеры и как их использовать правильно? Инструкция по эксплуатации и 110 фото разных моделей
Таблица соответствия размера винта/ самореза и номера Torx
Итак, мы с вами выяснили, что шлиц TORX является самым производительным и безотказным – а это как раз те качества, которые ценны для любого профессионала.
И еще один факт: на прилавках строительных гипермаркетов нашего северного соседа — Финляндии – самым популярным крепежом стали саморезы и винты TORX. Например, востребованные саморезы с фланцем для тонких металлических листов с приводом torx купить там можно уже давно. Ключи торкс, отвертка торкс, набор торксов для любых нужд – все это также есть в продаже.
Надеемся, что, рано или поздно, это веяние дойдет и до нас.
Берегите силы и время! Купить TORX– отличное решение. Выбирайте лучшее с ЦКИ.
Стачивание срезов спинки пальто
Первое, что нужно сделать — это стачать* задний шов спинки до точки, где начинается шлица (разрез на спинке) и сметать шов спинки до самого низа, что бы при дальнейшей обработке он не потерял форму, не растянулся и шлица оставалась ровной.
*Стачать — соединить две детали машинной строчкой (стачать боковые или плечевые швы)
*по ходу пошива буду знакомить или напоминать швейную терминалогию, возможно это поможет легче ориентироваться в моем тексте.
Шлица
представляет из себя разрез изделия, который обеспечивает свободу движения (иногда имеет декоративную функцию), и обрабатывается особым способом: обтачка одной половины шлицы отгибается по линии разреза на изнаночную сторону изделия, а вторая половина обтачки шлицы перекрывает ее. Таким образом, когда разрез раскрывается при движении, с лицевой стороны видна перекрывающая деталь обтачки шлицы.
Метод обработки шлицы я взяла вот такой:
Когда в изделии предусмотрена подкладка, то одна из деталей подкладки выкраивается по форме детали из основной ткани вместе с обтачкой шлицы. Эта деталь подкладки соединяется с деталью, обтачка которой перекрывает вторую половинку шлицы. Вторая деталь подкладки выкраивается без обтачки, а на участке разреза срезается длина и ширина обтачки шлицы. Эта деталь подкладки соединяется с деталью из основной ткани, на которой обтачка шлицы отгибается по линии разреза.
Чем отличается болт от винта
Чтобы понять, в чем состоят различия между винтом и болтом, следует начать с определений и разобрать тонкости применения этих видов крепежа.
Винт строительный — вид крепежа, используемый для взаимной фиксации двух деталей, одна из которых снабжена резьбой. Внешне винт выглядит как стержень, на одном конце которого имеется резьба с определенными параметрами (шаг, глубина, профиль), на другом расположена шляпка со шлицем для передачи крутящего момента (завинчивания с помощью отвертки). Существуют две конструктивные разновидности винтов:
- Шуруп — сужается к нижнему концу стержня как конус, имеет более редкую резьбу по сравнению с типовым винтом.
- Саморез — тип винта, который создает резьбу при закручивании.
Размеры винта можно узнать по маркировке: 5*40 означает, что диаметр стержня под шляпкой составляет 5 мм, длина винта внутри детали составляет 40 мм. Если винт имеет потайную головку, показатель длины указывается вместе с толщиной головки. Для винтов, у которых головка имеет полукруглую форму, толщина шляпки в длину изделия не входит.
Болт строительный — крепежный элемент, который используют для взаимной фиксации деталей и предметов. Болт состоит из головки и цилиндрического стержня с наружной резьбой. Обычно шляпка болта имеет форму шестигранника и оснащена фаской (скруглением) по верхнему краю головки. Для выполнения крепежного соединения с помощью болта используют гайку соответствующего диаметра и шайбу. В отверстии, куда закручивается болт, должна быть внутренняя резьба. Шлицевого отверстия в шляпке для закручивания болт стандартно не имеет.
Основным материалом для производства болтов является сталь. В зависимости от требований к прочности соединения и условий эксплуатации крепежа болты делают из нержавеющей, инструментальной или легированной стали. Наиболее устойчивы к внешним воздействиям (повышенная влажность, химическое и физическое воздействие) изделия из легированной стали. Реже в производстве крепежных болтов используют латунь и медь.
Сходства
Если опираться исключительно на терминологию, разница между болтами и винтами заключается только в том, что у винта есть шлиц на шляпке, а у болта головка шлицевого отверстия не имеет. В остальном между данными видами метизов имеются следующие сходства:
- Назначение болтов и винтов — скрепление деталей вместе с помощью резьбового соединения.
- Деталь состоит из шпильки с резьбой и головки.
- Болты и винты делают из металла, в основном из стали с различными добавками.
Различия
- Болт применяют для сквозного соединения. Второй конец болта может насквозь проходить детали и завинчивается гайкой. Винт полностью находится внутри деталей, которые он фиксирует.
- Болт, в головке которого отсутствует шлиц под отвертку или биту, закручивают с помощью накидного ключа или обычного ключа. Для вкручивания винтов используют отвертки либо шуруповерты с соответствующими битами.
- Болт, который проржавел и не выкручивается ключом, можно сорвать с помощью специального ключа. Закисший от ржавчины винт (особенно с потайной конической головкой) сорвать невозможно.
- При использовании самореза, который является разновидностью винта, нет необходимости насверливать отверстие с резьбой. При установке болта отверстие обязательно нужно предварительно рассверлить.
- На конец болта всегда накручивают гайку. Винт используют без гайки.
- Болты, в силу области применения, имеют широкий размерный ряд в сторону увеличения деталей. Винты особо крупных размеров не выпускают, в основном этот вид крепежа имеет мелкий размер.
Ключевое отличие болта от винта заключается в том, как распределяется нагрузка в этом виде крепежа. Болт удерживает скрепляемые детали в статичном положении. Нагрузка распределяется перпендикулярно расположению деталей. Прочность крепежа обеспечивает утолщение цилиндрической части стержня выше резьбы и ниже шляпки. При подготовке отверстия для болтового соединения обязательно соблюдать размерность, иначе крепеж не будет достаточно статичным.
У винта резьба нарезается по всей длине шпильки, поскольку нагрузка распределяется параллельно линии соединения деталей. Для обеспечения прочности винтового соединения главным параметром является прочность метиза на растяжение. В это состоит главное отличие болта и винта.
Восстановление крестовой отвёртки
Так как этот тип отвёртки является самым распространённым, а его шлицы не имеют достаточной площади соприкосновения со стенками крепежа, то случается так, что со временем шлицы инструмента стираются, и уже невозможно добиться необходимого эффекта. Тогда и появляется вопрос, как восстановить инструмент, чтобы он служил как прежде.
Конечно, добиться того состояния, в котором был инструмент, после покупки уже не получится, но, приложив небольшие усилия, можно добиться ощутимого эффекта. Обычно шлицы отвёртки стираются таким образом, что от них остаётся лишь тоненькое продолжение стержня, который, упираясь в дно крепежа, не даёт оставшимся шлицам зацепиться за стенки прорезей в болте или шурупе. В таком случае шлицы необходимо заточить.
Для начала необходимо отрезать лишнюю часть стержня до момента начала оставшихся шлицов. Сделать это можно с помощью болгарки. Затем можно использовать эту же болгарку для нарезки новых канавок, которые будут служить разделителями шлицов. Делать это необходимо аккуратно, накрепко закреплённым в тисках инструментом, надев защитную маску или очки. Немного прорезав канавки болгаркой, далее необходимо всё делать напильником треугольной формы со средним напылением.
Напильник вставляется в канаву так, чтобы нижний его угол был в прорезанной канавке, а стенка прилегала к будущему шлицу. Поступательными движениями напильник водится вперёд и назад до достижения необходимой глубины. Затем необходимо перейти на следующий шлиц и повторить процедуру.
Для проверки можно использовать любой саморез, если какая-то сторона наконечника не полностью входит в паз крепежа, то этот шлиц нуждается в доработке.
Основные параметры выбора
Бита для саморезов характеризуется 4-мя основными параметрами:
- Формой.
- Размером.
- Материалом.
- Реакцией на тангенциальную нагрузку.
По внешнему виду рабочей части инструмент разделяется на следующие категории:
Плоские. Предназначены для закрутки винтов, саморезов и шурупов. Характеризуются шириной и глубиной рабочей части. Стандартно варьируются в пределах 3-7 мм.
Крестообразные. Рабочий профиль имеет 4-ре поперечины, благодаря чему обеспечивает наилучшую сцепку с пазами шляпки метиза. Габариты варьируются в пределах 25-150 мм. Применяются как для дерева, так и металла.
Крестообразные биты для шуруповертаИсточник ozone.ru
Усиленные крестообразные. Оснащаются специальными насечками для более плотного сцепления. Предназначены для работы со структурно неоднородным материалом – например, ДСП-панели в мебельном производстве.
Звездообразные. Благодаря шести ребрам усиливается эффект сцепления, понижается истирание и падает вероятность срыва. Используется для металлоконструкций в машиностроительной и монтажной отраслях.
Шестигранные. Применяются для метизов, шляпка которых имеет внутреннее 6-гранное сечение. Популярны в машиностроении и мебельном изготовлении.
Для болтов и гаек. Профиль инструмента повторяет очертания болтов и гаек, и предназначается для закручивания крупных метизов с большой несущей способностью, диаметром от 6 до 13 мм.
Специальной формы. Имеют различные профиля сечения – вилка, 4-гранная, 3- и 4-крылые. Размеры бит для шуруповерта соответствуют габаритам самого крепежного элемента, и прописаны стандартными нормативами. Длина в обычном случае достигает 25 мм. Однако для работы в трудно доступных условиях выпускаются более протяженные аналоги – начиная 50 мм и заканчивая 150 мм.
Разноразмерные биты для шуруповертаИсточник instrumentgid.ru
Показатели стойкости к истиранию и прочности зависят от того, из какого материала изготовлен инструмент. Выше были отмечены основные виды сплавов, применяемых в производстве, и их главные характеристики. Наряду с формой и размером, это один из 3-х основных параметров, позволяющих безошибочно определить, какие биты для шуруповерта самые крепкие для закручивания метизов в конкретных эксплуатационных условиях.
Однако есть еще одна не менее важная характеристика – отношение к тангенциальным нагрузкам. Это силы, возникающие в момент торможения вкручиваемого метиза под действием сопротивления материала. В результате образуется перегрузка, способная сорвать шлицы, пазы или просто сломать крепежный элемент в массе конструкции. Чтобы этого не происходило применяются биты с торсионной частью.
Торсионная бита для ударного шуруповертаИсточник titantools.by
Рабочая зона
Рабочая зона по сути состоит из двух частей. Передняя часть отвёртки — традиционный стержень с крестовым наконечником 2 мм (Philips PH2).
Задняя часть отвёртки (затыльник) — по сути металлический боёк с гранями под рожковый или разводной ключ.
Грани бойка сделаны под ключ на 17. С помощью ключа (рожкового или разводного) можно приложить к отвёртке мощное усилие. К примеру, для того, чтобы выкрутить прикипевший болт или старый закрашенный шуруп.
Внутреннее устройство и крепление бойка к стержню отвёртки.
Еще одна полезная особенность рабочей зоны — намагниченность наконечника. Очень удобное свойство — работать с металлическими шурупами и болтами становится в разы легче, они не падают и не соскакивают с наконечника перед заворачиванием.
История изобретения
Потребность в подобном инструменте появилась с изобретением винтов
, о которых упоминалось еще в XVI столетии. Сперва эти крепежные элементы откручивали ключами, потому что головка винта была 6-гранной. Винты не всегда вкручивались и выкручивались легко, поэтому в их головке делали паз, куда вставляли плоскую часть тупой стамески, позднее получившей свое современное название.
Принято считать, что отвертку изобрели в XVII в. В то время ее широко применяли при изготовлении оружия и точных механических изделий. Доказывает это наличие в пистолетах и мушкетах того столетия винтов с прямым шлицем. До Х. Х. в. не было других видов шлицев. Эволюция инструмента произошла, когда с канадским коммивояжером Петером Робертсоном произошел мелкий несчастный случай: при закручивании винта рабочая часть инструмента выскользнула из прямого паза и поранила ему руку. В итоге он придумал конструкцию шляпки винта не со сквозным шлицом, а с квадратным углублением в центре.
Ноу-хау получило название «робертсоновкий винт», а для закручивания таких винтов требовался инструмент с измененной формой рабочей части. Благодаря нововведению обеспечивалось:
- лучшее центрирование;
- безопасность вкручивания;
- увеличение усилия.
Новый крепеж стал использоваться в машиностроении, в частности, на .
Запатентовал изобретение американец Генри Филлипс. Винты с крестовым шлицом
в 1940-е годы использовались в производстве самолетов-бомбардировщиков.
С развитием конструкций крепежа и сфер его применения разрабатывались и новые конструкции фигурных отверток, каждая из которых соответствует определенной форме шлица. Есть более 10 разновидностей инструмента.