Реконструкция большого театра стала самым скандальным проектом в современной российской культуре

О вкусах спорят

“Это большое событие”, – говорит Корреспонденту об открытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, что здание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания, по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требовало модернизации.

Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второй театр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главном фасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлен двуглавый орел – герб России образца 1856 года.

Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых.

– рассказывает Владимир Ресин, первый заместитель мэра российской столицы.

Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем. Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, в своем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний вид обновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, а вместо паркета в залах положили кафель.

убеждает своих читателей Волочкова.

Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого – Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьер украшает позолоченная пластмасса, возмущается он.

– отмечает Цискаридзе. Также знаменитый танцор отмечает, что в репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину – она может удариться.

Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию в российском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры Александр Авдеев.

– пояснил Авдеев.

Тем не менее внутри театра еще больше недоработок – об этом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас.

– негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главном театре страны.

Обстановку в театре он описывает как очень нервозную. Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разу полноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новым оборудованием, появившимся в здании после ремонта.

И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в нем на время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена – слишком близко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временная мера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путях установят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложат виброизоляционные маты.

Возрождение величия

Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики, отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра было восхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ кресла в театре были изношенными, а техника – допотопной. Теперь же театр вернул себе царственный блеск.

Самое главное – театру была возвращена акустика, которой он славился.

При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так, резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом и бетоном.

Что касается отреставрированного интерьера театра, то он воссоздает времена царской России – были восстановлены росписи, возвращены люстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло 4,5 кг драгоценного металла.

Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарские специалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х 22 м, а вес – 40 т.

Площадь помещений театра увеличилась вдвое – до 72 тыс. кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземные переходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200, как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также было дополнительной нагрузкой для акустики.

Театральный блеск и любимое в России царское величие граждане страны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках и осевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.

– заключает Кузнецов.

Вехи становления театра

17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.

Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.

Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.

Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.

Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.

На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.

Большой театр

28 октября 1941 года немецкий самолёт сбросил 500-килограммовую бомбу на Большой театр. Снаряд прошёл между колоннами под фронтоном портика, пробил фасадную стену и разорвался в вестибюле. Бомба не уничтожила здание полностью лишь по счастливой случайности, ведь Большой театр был заминирован — в его подвалах хранилось около трёх тонн взрывчатки.

Уже в феврале 1942 года группа художников под руководством Павла Корина взялась за восстановление театра

По 10–12 часов в сутки они работали над живописным плафоном зрительного зала (осторожно, стараясь не повредить авторский слой росписи), а также над уникальной акустической декой, находящейся под плафоном. Всего за 240 дней — в условиях ночной светомаскировки, без отопления — художники завершили реставрацию

Среди прочего они восстановили роспись плафона главного фойе, провели позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, выполнили отделку дверей под французский лак.

Награды Попечительского совета Большого театра

В ходе мероприятия были вручены награды сотрудникам и артистам театра. Премией «За выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра России» отмечены Евгений Каутов, начальник машинно-декорационного цеха художественно-постановочной части Новой сцены, и Любовь Румянцева, начальник участка красильно-прачечных работ художественно-производственных мастерских по производству костюмов.

За личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра наградили начальника литературно-издательского отдела Татьяну Белову, начальника транспортного отдела Юрия Лесникова и администратора социально-бытового отдела Галину Щерба.

Премию «За многолетний труд и преданность Большому театру» получила Екатерина Тарасова, начальник участка уборки сцены и территорий цеха оперативного ремонта. Тарасова проработала в театре более сорока лет.

За выдающиеся творческие заслуги поощрены премиями артисты балета Мария Виноградова, Игорь Цвирко и Екатерина Смурова, солистка оперы Агунда Кулаева, концертмейстер группы первых скрипок оркестра Большого театра Станислав Измайлов, концертмейстеры оперы Маргарита Петросян, артист мимического ансамбля Павел Медведицин, дирижер Камерной сцены Алексей Верещагин, а также главный хормейстер Валерий Борисов.

Компания «Ингосстрах» вручила награду молодому премьеру балета Большого театра Артемию Белякову. Солистка оперной труппы Екатерина Воронцова – как новое молодое дарование – была удостоена совместной премии Большого театра и Credit Suisse.

Большой театр открыл свой 246-й сезон в этот же день оперой П. И. Чайковского «Пиковая дама». Одновременно с началом сезона на сцене Самарского академического театра оперы и балета балетная труппа и оркестр Большого дважды представят спектакль «Укрощение строптивой» (хореография Жана-Кристофа Майо, дирижер — Алексей Репников). Гастроли проходят в рамках фестиваля «Шостакович XX век».

Мария Денисенко

Кремль

В ходе первого воздушного налёта, в ночь на 22 июля 1941 года, 250-килограммовая фугасная авиабомба, начинённая аммоналом, попала в крышу Большого Кремлёвского дворца и пробила потолочное перекрытие в Георгиевском зале. Бомба не взорвалась — только развалилась, ударившись об пол.

В ночь на 12 августа 1941 года зданиям Кремля был нанесён уже более серьёзный урон:

«Прямым попаданием ФАБ весом около 500 кг в здание арсенала:

  1. совершенно разрушена часть здания арсенала от угла в сторону арки, выходящей на Коммунистическую улицу, 12–15 метров, и в сторону арки, выходящей к зданию РКП, около 50 метров;
  2. разрушены помещения (за исключением наружных стен и частично сводов) отдельной транспортной роты, складов МТО, отдела связи, физкультурного зала, тира для стрельбы из мелкокалиберной винтовки…»

Два с половиной месяца спустя, 29 октября, такая же фугасная бомба попала во двор арсенала и разрушила две лестницы, выходящие во двор, а также башенный кран, леса и установленную опалубку на строительстве восстанавливаемой части здания.

Масштабная реставрация Кремля началась уже после окончания войны. 28 января 1946 года вышло постановление Правительства «О ремонте башен и стен Московского Кремля». В процессе реставрации по всему двухкилометровому кольцу стен с 19 башнями укрепили кирпичную кладку, сменили или переложили белокаменное покрытие зубцов и парапетов, восстановили утраченные белокаменные детали. Работы завершились к середине 1950 года.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Русский размах

21 млрд руб. – баснословная цена реконструкции вызвала горячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов в Европе стоила в разы меньше.

Значительно дешевле обошлась британцам капитальная реконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне – в 214 млн фунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С 2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-то за 61 млн евро.

– подлил масла в огонь Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.

Изначально российские власти планировали потратить на реконструкцию Большого не более 15 млрд руб.

– объяснил подорожание работ министр Авдеев.

В 2009 году Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект – с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.

В то же время и после возбуждения дела о выделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новые скандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром на сайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определена в сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).

Информация о конкурсе попала в интернет и вызвала такой резонанс, что тендер был отменен.

Это позволило россиянам говорить о том, что главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным.

–  отмечает Горчакова. А Кузнецов, чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов.

– утверждает артист. Кузнецов уверен, что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве – “хоть роту приводи”. Хотя на премьеру балета Спящая красавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300 руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.

Московские театралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений – к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-цены представители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.

Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты в Большой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.

Театр, построенный Альбертом Кавосом

Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.

Архитектура и особенности фасада

Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.

Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.

Зрительный зал

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра

Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.

Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.

Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».

По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.

Театр имени Вахтангова

Одной из самых тяжёлых потерь для Москвы стало разрушение Театра имени Вахтангова — 23 июля 1941 года на него упала фугасная бомба. Среди погибших оказался Василий Куза, один из лучших актёров театра. Здание пострадало так сильно, что уже не подлежало восстановлению. Иосиф Сталин лично отдал распоряжение отстроить театр заново, проектом занялся архитектор Павел Абросимов. Уже 7 октября газеты публиковали отчёты об ударных темпах строительства:

«Полным ходом идут строительные работы по восстановлению здания Театра им. Вахтангова, пострадавшего во время одного из налётов фашистской авиации. Каменщики закончили уже кирпичную кладку стен. Оштукатурен фасад здания со стороны Арбата. Вчера строители сняли леса с фасада театра. Сделаны железобетонные междуэтажные перекрытия. Взамен прежних деревянных ферм над зрительным залом монтируются металлические. Работы первой очереди будут закончены в середине октября».

Однако и три года спустя здание театра не было восстановлено до конца. Коллективу пришлось обратиться лично к председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову. Строительные работы шли так медленно, что артисты не надеялись на их завершение даже к середине 1945 года. И их опасения оправдались — театр обосновался в новом здании на Арбате лишь в 1947 году.

Следы войны в современной Москве

Одна из самых удивительных историй произошла с домом 10 на Моховой улице. В августе 1941 года в него попала фугасная бомба весом в тонну. Она пробила все четыре перекрытия и взорвалась в бомбоубежище, в результате погибли 34 человека. Средняя часть дома превратилась в груду щебня высотой в два этажа. Уцелевшие половины здания отремонтировали, а среднюю восстанавливать не стали, разделив таким образом дом на две части.

Выбоины от осколков можно увидеть, например, в верхней части западного фасада Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Осенью 1941 года бомба пробила ажурный прозрачный купол, спроектированный в начале ХХ века Владимиром Шуховым. Восстановление здания было завершено лишь после окончания войны.

А вот восстанавливая памятник Тимирязеву у Никитских Ворот, рабочим пришлось действовать быстрее. Здесь разорвалась одна из авиабомб — в брусчатке образовалась воронка глубиной 12 метров и диаметром 32 метра, погибли многие зенитчики, получили повреждения трамвайные пути, вышла из строя контактная сеть, а сам памятник был сброшен с постамента. По некоторым данным, Иосиф Сталин распорядился не сообщать об этом инциденте москвичам, но потребовал вернуть Тимирязева на место в эту же ночь. Следы от осколков сохранились внизу мантии и у левой ноги скульптуры.

Опера в новом сезоне

В ходе сбора главный дирижер ГАБТ Туган Сохиев рассказал о предстоящих постановках. Он сообщил, что 3 ноября 2021 на Новой сцене состоится премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке петербургского режиссера Семена Спивака. За дирижерский пульт встанет Туган Сохиев, а главную партию исполнит Ильдар Абдразаков.

24 февраля 2022 в сотрудничестве с Метрополитен-оперой появится «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (дирижер — Эван Роджистер, режиссер — Франсуа Жирар). Вернется на Историческую сцену театра опера Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке Саймона Макберни. Дирижер — Туган Сохиев.

На Камерной сцене им. Бориса Покровского труппа покажет три оперные постановки. 29 октября 2021 состоится две премьеры: «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля (режиссер — Владиславс Наставшевс, дирижер — Алексей Верещагин).

Также московской публике представят произведения, редко исполняемые в России, — это «Фальстаф» Антонио Сальери (режиссер — Александр Хухлин) и «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти (дирижер — Антон Гришанин, режиссер — Роман Феодори).

Третьяковская галерея, Погодинская изба и другие пострадавшие здания

От бомбардировок пострадало ещё несколько известных зданий Москвы:

— Старая площадь, дом 4 (здание Администрации Президента России). Бомба попала сюда 29 октября 1941 года, обрушился левый передний угол дома;

— Лаврушинский переулок, дом 10 (Государственная Третьяковская галерея). В ночь на 12 августа 1941 года в здание попало две фугасные бомбы, рухнуло межэтажное перекрытие;

— улица Чаплыгина, дом 3 (посольство Латвии в Москве). Во время первого же налёта в здание попала бомба. Фасад и барельефы не пострадали, но внутри всё было почти полностью уничтожено. Восстановили здание уже после войны;

— улица Погодинская, дом 12а (Погодинская изба). В 1941 году в главный дом усадьбы попала бомба, и он был разрушен, а изба была сильно повреждена. Лишь в 1972 году здание избы полностью отреставрировали.

Как доехать

Большой театр располагается в самом центре Москвы — в нескольких минутах ходьбы от Кремля, ГУМа, Китай-Города и Охотного Ряда. Ориентиры — памятник Карлу Марксу (напротив) и сама Театральная площадь.

Большой театр в Москве на панорамах Google Maps

Метро

На метро удобно добираться до станции «Театральная», которая к тому же является пересадочной — общей для Замоскворецкой (зеленая) и Сокольнической (красная) линий метрополитена. Далее в переходе выбирайте выход к Большому театру.

От станции метро «Охотный Ряд» (красная Сокольническая линия) пешком тоже недалеко — всего один малый квартал по улице Охотный Ряд, фактически весь путь — мимо одного здания Госдумы.

Интерактивная схема Московского метрополитена (Яндекс.Метро)

Автобусы и маршрутки

Подходящий наземный общественный транспорт — все, что едет до остановки «Театральная площадь». Например, часто есть маршрутки до Театральной площади от метро «Китай-город», «Парк Победы» и «Семеновская», а также до Большого едет ночной автобус из Шереметьево.

Информация об автобусах на сайте Мосгортранса

На машине

Припарковаться рядом с Большим театром можно на небольшой (всего 46 мест) охраняемой стоянке. В пешей доступности имеются и другие стоянки. Подробная карта и понятный поиск — на сайте Моспаркинг.

Для передвижения по Москве очень удобно использовать каршеринг (Делимобиль, Anytime, Belkacar, Lifcar) либо пользоваться основными приложениями такси (Uber, Яндекс.Taxi, Gett, Максим).

Схема проезда на официальном сайте

Подъезды Большого театра: как пройти

Расположение подъездов Большого театра:

  • Центральный вход с колоннами: подъезды 10, 11 и касса — подъезд 12;
  • Главное здание, входы со стороны ЦУМа (ул. Петровка) — 13, 13а, 14, 15, 16, 17;
  • Главное здание, входы со стороны Новой сцены (Щелкинский пр-д): 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9а;
  • Новая сцена — вход с Копьевского переулка, на дверях указаны подъезды 6 и 7.

Ниже — панорама входа, Новая сцена

Как пройти от главного здания Большого театра к Новой сцене