Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации: инструкция по проведению
Поскольку вопрос касается обременения недвижимого имущества, то госрегистрация является обязательной. Это положение предусмотрено и ГК и ФЗ N 129.
Перечень документов для государственной регистрации сервитутов:
Публичный:
- заявление органа госвласти, который издал о наложении сервитута;
- документы, определяющие статус властного органа;
- закон или нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;
- подтверждение вынесения вопроса на слушания общественности (дата, месяц, год и место проведения) и его законность;
- кадастровые данные на землю с указанием объема действия сервитута, если он устанавливается только на часть площади;
- план земельного надела с координатами.
Частный:
- заявление любой из сторон;
- подтверждение оплаты госпошлины;
- правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
- договор по данному обременению;
- выписки из Росреестра;
- нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.
Если основанием для обременения выступает судебное решение, то необходимо представить его заверенные копии с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.
Как для публичных слушаний, так и для судебной инстанции потребуется уважительная причина для положительного решения вопроса в пользу сервитута, поскольку обременение касается имущества, которое не принадлежит заявителю или истцу и может существенно ограничить права владельца на собственность.
И если при обременении, ограниченном временными рамками, с владельцем участка можно договориться, то при бессрочном это сделать значительно сложнее, особенно при его частной форме.
Пошлина на госрегистрацию сервитутов:
- 1500 для физлица;
- 6000 для юрлица.
Необходимые документы
Мнение эксперта
Борисов Георгий Михайлович
Юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Преподаватель права.
На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:
- заявление о получении доступа к участку;
- письменное уведомление владельца земли;
- основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
- соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
- документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);
Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:
- указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
- цель оформления сервитута;
- основание для его введения;
- реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
- права каждого из участников сделки;
- их обязанности;
- срок действия соглашения;
- стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.
- предмет соглашения;
- данные об участниках сделки;
- сроки действия договора;
- возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
- другие важные моменты заключаемого соглашения.
На завершающей стадии осуществления сделки — государственной регистрации обременения в ЕГРН — требуется предоставить следующий комплект документов:
- заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
- паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
- кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
- правоустанавливающая документация на землю;
- основанием для введения сервитута;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.
Следующая
ДругоеПереоформление земельного участка в собственность: какие документы нужны
Как установить частный сервитут
право собственности на участок
Данный тип обременения устанавливается через заключение между лицами соглашения либо при наличии спора – через суд. Цели соглашения могут быть следующие:
- обеспечение возможности проезда и передвижения по участку. Например, соседний участок не имеет подъезда, так как окружён водоёмом или непроходимой местностью, но используется для ведения сельского хозяйства. Сосед должен обеспечить не только проход, но и проезд сельскохозяйственной техники;
- установление доступа к земле для прокладки и последующего обслуживания коммуникаций. Это могут быть трубы для водоснабжения, электрические кабели и так далее;
- удовлетворение иных потребностей, так или иначе связанных с осуществлением права собственности.
Требовать установления сервитута может лицо с любыми правами на участок, в том числе арендатор, а вот обращаться он должен только к собственнику участка, касательно которого обременение будет устанавливаться.
Чаще всего обременение устанавливается на соседний участок, но в исключительных случаях может касаться и земли, располагающейся рядом с соседними.
Порядок установления обременения следующий:
- Заинтересованное лицо обращается к собственнику для переговоров об установлении сервитута. Переговоры могут носить как устный, так и письменный характер.
- Стороны заключают соглашение. Документ должен отражать все необходимые данные, начиная от реквизитов сторон и заканчивая размером компенсационных выплат.
- Соглашение регистрируется в Росреестре.
Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)
Независимо от вида сервитута, без государственной регистрации ограничение не будет считаться установленным, так как любая сделка с недвижимостью регистрируется именно в таком порядке. Однако, нотариальное удостоверение не обязательно.
Если договориться не удалось
Заявление подаётся по месту нахождения земельного участка. Иск обязательно должен содержать следующую информацию:
- реквизиты всех сторон, включая суд;
- наименование заявления;
- подтверждение наличие прав заявителя на участок;
- подтверждение необходимости установления ограничения (наличие препятствий для пользования участком и доказательства этого) и возможные условия ограничения;
- просьба к суду об установлении ограничения;
- список приложений.
Скачать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок (образец)
Чаще всего сервитут устанавливается с определением компенсационной выплаты. Её размер рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств.
К исковому заявлению нужно приложить:
- документ, подтверждающий личность заявителя, например, паспорт;
- документы, подтверждающие право на землю, например, выписка из ЕГРН, договор аренды и так далее;
- кадастровый план;
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о владельце соседнего участка;
- расчёт предлагаемой компенсации, если он указывается;
- доверенность, если от заявителя выступает иное лицо;
- другие документы, подтверждающие правовую позицию заявителя.
Суд в ходе рассмотрения иска определит возможность и необходимость установления обременения. Для этого заявителю придется доказать, что иначе воспользоваться своим правом он не сможет или иной порядок существенно это усложнит.
После получения на руки судебного решения об установлении сервитута, нужно будет получить его заверенную копию и обратиться с ней в отделение Росреестра для проведения государственной регистрации обременения.
Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут
При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».
Установление размера платы при «частном» сервитуте
П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).
Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.
Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.
П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.
В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).
Виды сервитутов
По распространению действия имеется 2 вида:
- публичный;
- частный.
Факторы | Публичный сервитут | Частный сервитут |
Что обременяется | земельные участки | Любой вид недвижимости |
Бенефициары | неограниченный круг лиц | отдельное лицо |
Сроки | ● срочные (временный); ● бессрочный (постоянный) | |
Основания | законодательный акт | ● решение суда; ● соглашение |
Права владельца земли | ● получение оплаты от властей, установивших сервитут; ● выкупа участка | ● взимание платы с выгодоприобретателя (в любом случае); ● снятия обременения, если исчезла необходимость; ● в судебном порядке снять сервитут, если невозможно пользоваться землей по ее назначению |
Основания | общественные и государственные нужды (всех уровней) | заинтересованность отдельного лица |
Способ установления | ● нормативный акт; ● законодательный акт. Предварительное слушание обязательно | ● решение суда; ● договор |
По временному показателю:
- срочный;
- бессрочный.
Основания возникновения сервитута
Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:
- свободное волеизъявление сторон;
- условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.
Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.
Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:
- Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
- Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.
На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.
Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.
Виды сервитутов на землю
Виды сервитутов установлены нормами земельного законодательства (статья 23 Земельного кодекса). Земельные сервитуты подразделяются в зависимости от оснований.
По основаниям возникновения сервитуты делятся на следующие виды.
Частный сервитут
Основывается на соглашении владельцев земли с третьим лицом. Выделение сервитута подобным образом всегда носит добровольный характер. При отсутствии согласия между собственником имущества и лицом, претендующим на пользование земельным участком, выделение сервитута может происходить в судебном порядке.
Для этих целей обращайтесь с ходатайством в судебные органы. В случае положительного решения суд установит ограниченное право пользования участком со стороны третьего лица, несмотря на возражения собственника.
В тексте соглашения или судебного акта, дающего основание на выделении земельного сервитута, должны быть указаны условия предоставления права пользования, срок подобного обременения, целевое использования и размер оплаты.
Установление сервитута возможно не только на землях, находящихся в частной собственности, но и на государственных угодьях. Характерная черта сервитута – наличие частных интересов со стороны отдельных граждан или организаций.
Публичный сервитут
Основаниями для установления публичного земельного сервитута являются нормативные акты федерального, регионального и муниципального органа. Таким образом, наделением правом ограниченного использования земельным участком, происходит в силу закона. Правовая природа данного вида сервитута исходит из публичных (общественных) интересов (органов муниципального образования, населенных пунктов).
Исходя из сроков земельные сервитуты, подразделяются на следующие виды.
Срочные сервитуты
Обладателю сервитута предоставляется право ограниченного использования земельного надела в пределах определенного срока. Период пользования определяется по соглашению сторон (собственником и обладателем сервитута), а также может быть установлен по решению суда.
Бессрочные сервитуты
Обладатель сервитута располагает неограниченным во времени правом использования земельного участка. Решение о прекращении пользования землей правообладатель принимает самостоятельно. Вместе с тем участники земельных отношений вправе прийти к соглашению о возможности расторжения данных обязательств.
По целевому назначению земельные сервитуты делятся на такие виды.
Городские сервитуты
Земельные сервитуты формируются на застроенных территориях. Целевое предназначение городских сервитутов – ограничение в предоставлении возможности совершения определенных действий или напротив разрешение на дополнительные действия.
Примерами городских сервитутов являются: право использования части чужого дома для укрепления собственной постройки, возможность расположения на участке, находящимся в собственности другого лица, скважин на воду, ограничение на возможность застройки земельного участка строениями высокой этажности (чтобы не закрывать дом другого собственника).
Подобное определение сервитутов устанавливается на земельных участках, находящихся не только в черте города, но и в отдаленных поселениях.
Сельские сервитуты
Устанавливаются в пределах участков земель, на которых отсутствуют строения, а также на полевых угодьях. Целевое предназначение сервитута в данном случае ведение сельскохозяйственных работ (прогон скота по земельному наделу, проведение водоснабжения, предоставление возможности прохода через участок земли и т. д.).
Другая группа сервитутов подразделяется в зависимости от месторасположения.
Водные сервитуты
Предполагает использование водных объектов, размещенных на чужой территории (предоставление возможности прогона скота на водопой, проведение через участок канализационных стоков и т. д.).
Лесные сервитуты
Дают возможность использовать лесные угодья для личных нужд (свободного передвижения по лесу, сбора грибов и ягод и т. д.).
Один сервитут может содержать в себе признаки различных видов земельных обременений. Частный сервитут может объединять в себе характеристики бессрочного и городского сервитута. Тот же принцип применим и в отношении публичного сервитута.
Кто имеет право и кем устанавливается
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Условия применения
Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:
- удовлетворить потребности другим способом не получается;
- введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
- запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
- разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
- сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.
В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.
Когда необходимо регистрировать сервитут, а когда — нет?
По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.
Исключение может быть только в том случае, если действие сервитута в отношении обремененного имущества было прекращено еще до момента подписания соответствующего соглашения (например, прокладка инженерных коммуникаций к участку через соседний, на который должно было быть наложено обременение, произошла быстрее, чем стороны подготовили и подписали соглашение).
Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству. В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.
Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить.
Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу
Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).
Цели и основания для выдачи
Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст. 23 и 39.23 ЗК РФ):
- Изыскательные мероприятия.
- Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
- Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
- Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
- Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
- Проведения дренажных работ.
- Забора воды из источников.
- Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
- Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
- Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.
Для подтверждения основания нужно:
- официальное соглашение между участниками сделки;
- решения суда;
- нормативно-правовые акты территориальной администрации.
Кто может быть инициатором?
Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:
- собственник;
- лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
- лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
- арендатор ЗУ.
Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.
Условия
Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:
- Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
- Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
- Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
- Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
- Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.
Алгоритм заключения сделки
Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.
Заключение частного сервитута
При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.
Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого. Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя. Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.
Публичный сервитут
Устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного управления или группы лиц. До начала заключения договора проводятся слушания по данному вопросу и простым большинством принимается решение. Собственник может требовать возмещения ущерба за понесенные убытки или недополученную выгоду у государственных органов.
Прекращение действия сервитута
Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.
1. Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.
2. Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.
3. Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.
4. Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.
5. Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.
6. Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.
Практические советы
Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.
1. Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.
2. Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.
3. Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.
4. Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.
5. При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.
Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.
Дополнительная информация по теме:
На каких основаниях прекращается действие сервитута
Главным образом обременение снимается тогда, когда завершился срок действия договора. Или когда работы, требующие использования участка, окончены. При завершении срока действия одна из сторон должна послать второй стороне уведомление. Если вторая сторона не препятствует этому, никаких дополнительных действий не требуется.
В случае досрочного завершения работ ситуация обстоит иначе. Если срок действия договора не закончился, то его положения в гражданском законодательстве считаются приоритетными. Незавершённый по сроку договор может расторгаться только по взаимному соглашению или по решению суда. Поэтому пользователь должен обратиться с официальным уведомлением о завершении работ и предложением о прекращении сервитута. Далее:
- Если собственник согласен, составляется соглашение о прекращении договора, которое удостоверяется подписями сторон.
- Если собственник отказывается, пользователь может сохранить обременение до окончания срока действия договора или расторгнуть договор в одностороннем порядке через суд.
Ещё одна причина, по которой допускается одностороннее расторжение договора — это нарушение установленных в нём положений, в первую очередь тех, что касаются ответственности пользователя. В их числе могут быть следующие нарушения:
- нарушение сроков оплаты или её полное отсутствие;
- нарушение границ, установленных для выделенной в пользование доли;
- нецелевое использование земли;
- нарушение правил землепользования: порча верхнего плодородного слоя почвы, пожар или заводнение участка;
- загрязнение окружающей среды;
- нарушение противопожарной безопасности.
Советую обратить внимание на то, что перечисленные и иные нарушения положений договора, если они привели к порче почвы или имущества, нужно компенсировать дополнительным иском о возмещении вреда. Деньги за его подачу не требуются, а получить компенсацию с недобросовестного лица можно
Ведь каждый собственник участка радеет за своё земельное имущество и обязан защищать его от посягательств недобросовестных граждан.
Сервитут может иметь форму публичного или частного обременения. В частном порядке он устанавливается по согласию сторон — договором и допускает оплату. Без согласия собственника — через суд. Вопрос публичного сервитута решается на общественных слушаниях. По завершении срока договор утрачивает силу. При переходе прав на землю сервитут переходит новому собственнику.