Оформление результатов
По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
Также в акте указываются:
- Ф.И.О. и должность инспектора;
- данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
- дата, время, продолжительность проведения проверки;
- Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
- перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.
При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.
Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.
Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).
Дистанционное обучение пожарная безопасность.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице
«Переподготовка, повышение квалификации пожарная безопасность».
Наш телефон 8-800-775-09-71
Государственный пожарный надзор или аудит?
То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.
Государственный контроль
Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.
Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.
Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.
Аудит: его плюсы для владельца бизнеса
НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.
К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.
В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.
Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:
- меньшее количество плановых проверок – объект, проверенный сторонней организацией, не включается в план проверок государственного пожарного надзора сроком на 3 года (по истечении этого срока можно заказать новую аудиторскую проверку и снова освободиться от государственного надзора на 3 года);
- снижение категории риска – если по заключению аудитора объект принадлежит к категории меньшей ступени риска, нежели было установлено раньше, то категорию следует снизить на 1 ступень;
- упрощенная схема государственных проверок – совсем избежать их не получится, но уже прошедшие пожарный аудит предприятия будут удостоены лишь беглого внимания инспектора (п. 63 Административного регламента МЧС) – он проверит только документы и организационные моменты противопожарной безопасности;
- обоснование некоторых отклонений от норм – в заключении может быть доказана допустимость определенных несоответствий общим противопожарным требованиям с помощью расчета степени пожарных рисков (например, иногда проще купить новый объект, чем устранить нарушения);
- реальная информация о «пожаробезопасном» состоянии объекта – государственные проверки, ограниченные временем и формальностями, не дадут полной и всесторонней картины, в отличие от целенаправленной работы независимого аудитора, который не только предоставит исчерпывающую информацию, но и порекомендует оптимальные пути устранения нарушений и снижения рисков;
- страховое возмещение по результатам случившегося пожара – даже если беда и произойдет, для застрахованного имущества потери будут компенсированы, а тарифы на страховой полис для прошедших аудит компаний значительно дешевле.
В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС
Основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф.И.О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.
Внеплановую проверку могут назначить:
-
Если истек срок исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН.
-
При вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.
-
При поступлении жалоб от граждан, юрлиц или СМИ.
-
На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора.
-
Если изменился класс функциональной пожароопасности объекта.
-
Когда на территории действует особый противопожарный режим.
Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).
Особенности проведения внеплановой проверки
Помимо плановых проверок Госпожнадзор осуществляет и внеплановые осмотры. Целью является проверка соблюдения предприятиями требований, исполнения предписаний, а также предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Кроме того, предметом таких ревизий является предупреждение возникновения ЧС и ликвидации последствий.
Законодателем предусмотрено, что о такой проверки организация уведомляется за 24 час до начала. Но, если поступила информация о нарушении правил, то выезд осуществляется незамедлительно, без уведомления организации.
Основанием ревизии является:
- истечение срока исполнения предписания;
- установление особого противопожарного режима;
- введение в эксплуатацию сооружения;
- поступление информации или заявления о нарушении руководством фирмы установленных требований;
- составление акта о невозможности проведения плановой проверки;
- поручение Президента РФ или требование прокурора в пределах прокурорского надзора.
ПОЛЕЗНО:
Что такое предписание, роль документа
Законом «О пожарной безопасности» установлено право инспектора пожарного надзора МЧС выписывать документ, который выдается после проверки предприятия. Фактически это приложение к акту проверки, не имеющее отдельного статуса. Бумага выписывается в 2 экземплярах, один выдается проверяемой стороне, второй хранится в проверяющей организации. Все нарушения, указанные в нем, должны быть устранены в установленный срок.
Руководители предприятий и организаций, частные лица обязаны выполнять правила пожарной безопасности. Если по итогам проверки сотрудником пож. охраны установлены нарушения, и они оформлены в соответствии с законом, начальник проверяемого объекта или собственник обязан их устранить.
Как соблюсти требования и устранить нарушения
Перечень мероприятий для исполнения предписания МЧС зависит от характера нарушения, особенностей здания и помещений. Ответ нужно дать по всем нарушениям, выявленным в ходе проверок, либо своевременно обжаловать и отменить предписание.
Изменение и разработка документации
Предметом предписания может быть отсутствие обязательных документов на здание, системы оповещения и пожаротушения, планов эвакуации, должностных инструкций на ответственных лиц. Также может потребоваться внесение изменений в действующую документацию. Для работы с документами можно привлечь стороннюю организацию, либо устранить замечания собственными силами.
Проектирование и выполнение ремонтных работ
При наиболее серьезных нарушениях норм пожарной безопасности может потребоваться проведение строительных работ:
- для обустройства отдельных выходов и путей эвакуации;
- для монтажа пожарных лестниц;
- для обеспечения доступа спецтранспорту к объекту;
- для обустройства пожарных водоемов и гидрантов;
- для монтажа систем аварийной защиты и оповещения в здании и помещениях;
- для замены строительных и отделочных материалов в помещениях, на путях эвакуации.
Это далеко не полный список мероприятий, которые могут потребоваться для устранения нарушений. Строительные работы могут проводиться в рамках капитального или текущего ремонта, реконструкции или перепланировки. На все виды работ нужно разработать проект, документацию для подрядчика.
Приобретение и монтаж оборудования
В каждом здании должны быть средства первичного пожаротушения, индивидуальной защиты граждан. Все оборудование и средства пожаротушения должны проходить регулярную поверку, соответствовать нормативам обеспечения по количеству людей, площадям здания. При ответе на предписание нужно указать, какое оборудование было приобретено и смонтировано в здании, представить паспорта изделий и иные подтверждающие документы.
Одним из наиболее частых нарушений, которые нужно устранять по предписанию МЧС, является соблюдение норм безопасности к пожарным и эвакуационным лестницам
Форма написания
Из обязательных позиций письмо будет иметь только:
- число написания;
- номер документа;
- ссылку, от какого числа были составлены предписания, их номера и названия;
- информацию относительно того, какие документы содержатся в приложении.
Для полноты информации желательно ссылаться на существующие законы, их пункты, даты принятия.
Выявление нарушений контролирующими органами – не редкость в нашей и других странах. Если нарушение есть, его необходимо исправлять. Иначе предпринимателя или организацию ждет административная или уголовная ответственность (смотря какое нарушение было выявлено).
Права и обязанности проверяемых организаций
Права и обязанности есть не только у лиц, осуществляющих проверку. Определенным набором полномочий также наделены и организации, в отношении которых осуществляется пожарный надзор. В данный перечень входит следующее (ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ):
- создание, реорганизация и прекращение деятельности пожарной охраны, которую предприятие содержит за свой счет,
- внесение предложений в государственные органы по вопросу обеспечения пожарной безопасности,
- проведение необходимых расследований с целью установления причин возгорания, возникшего в организации,
- использование способов социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности,
- запрос и получение необходимой информации от органов ГПН,
- принятие участие в проверке, а также ознакомление с ее результатами.
За организациями также закрепляется ряд обязательств, которые они должны неуклонно соблюдать. Речь идет о следующих пунктах, прописанных в ч. 2 ст. 37 упомянутого выше ФЗ РФ:
- строгое соблюдение всех требований и предписаний пожарной безопасности,
- применение мер, направленных на защиту от пожаров и возгораний,
- обучение кадров правилам, действующим в данной сфере,
- включение в содержание коллективного договора положений по защите от пожаров,
- обеспечение доступа к своим зданиям и производственным мощностям инспекторам ГПН,
- при выявлении нарушений организации обязаны оперативно их устранить,
- своевременное представление документов для проведения проверки,
- оперативное сообщение о произошедших возгораниях.
ВАЖНО. Руководители организаций должны помнить, что несут персональную ответственность за соблюдение всех требований и предписаний законодательства, действующего в области пожарной безопасности
Приказы по организации пожарной безопасности
Персональную ответственность за пожарную безопасность объектов по статье 38 ФЗ-69 несут как их собственники, руководители организаций, так и должностные лица, назначенные ими ответственными за ПБ.
Вполне понятно, что таким образом собственники недвижимости или руководство организаций делегируют часть своих обязанностей и прав подчиненным – начальникам цехов, инженерных служб, заместителям по административно-хозяйственной части, заведующим складов, назначая их ответственными за противопожарное состояние отдельных помещений, зданий; за выполнение мероприятий по обеспечению ПБ.
Отдельная статья по теме:
Ответственный за пожарную безопасность: права и обязанности
Для организации и выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий необходимо подготовить, издать такие приказы:
- О назначении должностных лиц, ответственных за ПБ филиалов/подразделений, зданий, помещений.
- О создании пожарно-технической комиссии.
- Об утверждении общей инструкции о мерах ПБ на объекте.
- Об организации, порядке и сроках проведения инструктажей по пожарной безопасности, прохождения обучения ПТМ.
- Об утверждении программ обучения мерам ПБ, пожарно-технического минимума для разных категорий персонала объекта.
- О действиях при пожаре работников, дежурного персонала.
- Об утверждении перечня инструкций по мерам пожарной, электрической безопасности, оказанию доврачебной помощи.
- О проведении тренировок по использованию первичных средств тушения пожаров.
- Об организации тренировок по эвакуации при пожаре посетителей, персонала объекта.
- О запрете курения в помещениях объекта, организации специально отведенных мест для курения на территории.
- О выдаче нарядов-допусков на выполнение огневых работ, порядке их проведения.
- О порядке осмотра, закрытия помещений по окончании рабочего дня, последней смены.
- О назначении ответственного за электрохозяйство объекта.
- О порядке отключения электрических установок, оборудования в случае возникновения пожара.
- О назначении должностных лиц, ответственных за содержание, готовность к использованию пожарного инвентаря, ручного инструмента; огнетушителей; гидрантов наружного, комплектов пожарных кранов внутреннего водопровода.
Все должностные лица, работники, дежурный/оперативный персонал объектов должны быть ознакомлены под подпись с приказами, касающимися их непосредственно, а также общими для всех. Контроль за исполнением приказов, как правило, остается за руководителем организации, а также заместителями, начальниками административных, хозяйственных, инженерных служб; ответственными за ПБ филиалов, зданий, помещений, им назначенных.
По итогам происшедших/предстоящих событий, проведенных на объекте противопожарных мероприятий, могут быть изданы и другие приказы, например, такие:
- Об итогах подготовки, проведения тренировок по эвакуации, действиях при пожаре, использованию средств пожаротушения.
- О мероприятиях по подготовке к проверке противопожарного состояния объекта представителями федерального пожарного надзора.
- По результатам проверки противопожарного состояния, утверждении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений требований ПБ.
- И другие, актуальные для каждой ситуации и периода.
Кроме того, согласно статей 6, 64 123-ФЗ, на каждый объект должна быть разработана и представлена в надзорный орган декларация пожарной безопасности.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности
В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Таким образом, существуют две основные разновидности проверок на предмет соблюдения требований, предписанных противопожарным законодательством. Это плановый и внеплановый осмотр предприятия, а также его документации.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Пожарная безопасность: кто и как проверяет
В этой консультации мы расскажем, кто и как вправе проверить у вас соблюдение законодательства о пожарной безопасности.
Общие положения
Контролировать пожарную безопасность имеет право Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Такие полномочия ей предоставлены ст. 67 КГЗ. Кроме того, ГСЧС действует в соответствии с Положениями, утвержденными Указом № 20/2013 и Постановлением № 1052.
Распространяется ли на ГСЧС мораторий?
Только частично. Мораторий установлен Законом № 1728, а перечень органов, на которые его действие не распространяется, приведен в Постановлении № 1104.
Согласно Постановлению № 1104 мораторий не распространяется на ГСЧС в части осуществления государственного надзора (контроля) относительно:
- заведений здравоохранения и отдыха детей, интернатных заведений, заведений дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования;
- субъектов хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска (в т. ч. объектов топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, объектов повышенной опасности, химически опасных объектов и объектов высотного строительства).
Как определить степень риска СХ?
Критерии отнесения к той или иной степени риска определены Постановлением № 1043. Например, к высокой степени риска относятся СХ, которые осуществляют деятельность на территории или в помещении объекта, который является памятником культурного наследия национального значения.
Таким образом, в 2018 году ГСЧС имеет право далеко не все предприятия и предпринимателей.
Распространяется ли на ГСЧС действие Закона № 877?
Да, распространяется. Сфера действия этого Закона определена в ст. 2. В ней содержится перечень контролирующих органов, на которых Закон № 877 не распространяется, и перечень органов, подпадающих под действие этого документа только частично. Ни в одном из перечней ГСЧС нет. Поэтому в своей контрольно-проверочной деятельности эта служба обязана руководствоваться Законом № 877.
Какими еще нормативными актами руководствуются органы ГСЧС при проверках?
Кроме Закона № 877, ГСЧС при проведении проверок пожарной безопасности руководствуется также:
- КГЗ;
- Постановлением № 1043;
- Положениями № 20/2013 и № 1052.
Стоит обратить внимание еще на один документ, который не является нормативным, тем не менее проверяющие его используют при проверках. Это Методрекомендации № 13
Какие вопросы могут интересовать проверяющих в ходе проверки?
Приказом № 1337 утверждена форма акта, который составляется по результатам плановой или внеплановой проверки. Эта форма содержит перечень вопросов, которые будут проверяться, а именно:
- наличие на объекте распорядительных документов и информационных указателей по вопросам пожарной безопасности;
- применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями относительно пожарной опасности;
- наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
- проведение инструктажей и прохождение обучения по вопросам пожарной безопасности;
- противопожарное состояние содержания путей эвакуации и выходов и т. д.
Плановые проверки
Основные требования к плановым проверкам таковы:
1. СХ должен быть внесен в план проверок на соответствующий год.
План проверок на 2018 год можно найти на сайте ГСЧС.
2. При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ, а именно:
- с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
- со средней – не чаще одного раза в 4 года;
- с незначительной – не чаще одного раза в 6 лет.
Критерии степеней риска в данном случае утверждены Постановлением № 1043.
Обратите внимание: с 29.12.17 г. критерии поменялись
А планы проведения проверок на 2018 год были утверждены еще с учетом старых критериев, утвержденных Постановлением № 306. Поэтому на практике возможны случаи, когда предприятие было отнесено к высокой степени риска и включено в план на основании старых критериев, а по новым критериям не является таковым.
Можно ли обжаловать документ
Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).
Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.
При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.
Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.
Каков порядок написания и согласования документации?
Начинать необходимо с организации пожарной безопасности. Это — приказы, положения, инструкции, журналы.
Вначале издаются приказы по организации пожарной безопасности на предприятии. В приказах, определяется ответственность по пожарной безопасности, указываются лица, ответственные за разработку документации по ПТМ и т.д.
На основе приказов разрабатываются и утверждаются программы инструктажей (вводного, на рабочем месте и др.), а также программы обучения персонала ПТМ с билетами (вопросами) по проверке знаний по ПТМ. Должен быть разработан и утвержден график проверки знаний по пожарной опасности.
Для фиксации проведения инструктажей и обучения по ПТМ создаются журналы по пожарной безопасности. Создаются и другие журналы по ПБ, в т.ч. журналы по огнетушителям. Все страницы в журналах должны быть пронумерованы и прошнурованы, о чем на последней странице делается запись, заверенная подписью, а концы шнуровки оклеиваются и скрепляются печатью предприятия.
Далее разрабатываются и утверждаются инструкции по ПБ:
- общая, по предприятию (организации);
- по помещениям (офисы, склады, цеха, мастерские и т.п.);
- по видам работ (для пожароопасных видов работ, проводимых на предприятии, например, электросварочные работы, работы с ГСМ и т.п.).
Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, с учетом правил, нормативов и др. законодательных актов. Инструкции должны быть сопряжены (согласованы) с планами эвакуации на случай пожара.
Также на предприятии разрабатываются:
- бланки документов, например, бланки нарядов-допусков;
- регламенты технического обслуживания противопожарного оборудования;
- планы эвакуации людей в случае пожара;
- документация по электробезопасности (с точки зрения пожарной безопасности, например, контроль изоляции и заземления).
Какие еще меры применяются?
Вышеизложенное — основа деятельности предприятия в области документации по предотвращению пожарной опасности. Но, на этом работа по документации не заканчивается.
Необходимо издавать новые приказы и распоряжения (например, приказы о возложении ответственности по ПБ в цехах, участках и отделах, о лицах, ответственных за состояние территории, помещений, зданий и сооружений, оборудования, ответственных за проведение пожароопасных и взрывоопасных работ и т.д. и т.п.). Регулярно (обычно, раз в году) разрабатываются планы мероприятия по профилактике и тушению пожаров на предприятии.
В связи с изменениями на предприятии (появление новых работников, оборудования, помещений и т.д.) необходимо разрабатывать новые инструкции по ПБ, программы инструктажей, обновлять приказы и пр. То же необходимо делать при изменении законодательства (законов, норм, правил и т.д.).