Продольный профиль пути

Примеры решения задач

Литература, необходимая для решения задач

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

2. Задача 3.2. Определение параметров дороги в поперечном профиле

Исходные данные. Автомобильная дорога с перспективной интенсивностью
движения, заданной в задаче 3.1.

Требуется

1. Определить геометрические параметры дороги в поперечном профиле.

2. Построить поперечный профиль дороги.

Решение

1. Определение геометрических параметров дороги в поперечном профиле.

Размеры элементов поперечного профиля автомобильных дорог принимаются по
табл. 5.12 СП 34.13330.2012 (см. табл. 3.17 данного учебника).

При решении задачи 3.1 было определено, что при прогнозируемой интенсив­ности
движения дорога должна быть II категории. Дороги II категории могут иметь две
или четыре полосы движения; как правило, дороги II категории имеют две по­лосы
движения.

Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых
предусматривается устройство виражей) принимают в зависимости от числа полос
движения и климатических условий по табл. 5.16 СП 34.13330.2012 (п. 5.31).

Категория дороги

Поперечный уклон, %

Дорожно-климатические
зоны

I

II, III

IV

V

I

при двускатном
поперечном профиле каждой проезжей части

15

20

25

15

при односкатном
профиле:

первая и вторая полосы
от разделительной полосы

15

20

20

15

третья и последующие
полосы

20

25

25

20

II—IV

15

20

20

15

На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25—30‰, а на
покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из
колотого и булыжного камня — 30—40‰.

Поперечные уклоны обочин назначаются в соответствии с п. 5.32 СП
34.13330.2012. При двускатном поперечном профиле следует принимать на 10—30‰
больше по­перечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических
условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных
уклонов:

  • 30—40‰ — при укреплении с
    применением вяжущих;
  • 40—60‰ — при укреплении гравием,
    щебнем, шлаком или замощении камен­ными материалами и бетонными плитами;
  • 50—60‰ — при укреплении дернованием
    или засевом трав.

Вывод: в соответствии с табл. 5.12 и
п. 5.31,5.32 СП 34.13330.2012 данная дорога должна иметь следующие параметры
поперечного профиля.

Ширина полосы движения

3,75 м

Ширина обочины

3,75 м

Ширина краевой полосы
у обочины

0,75 м

Ширина укрепленной
части обочины

2,5 м

Ширина проезжей части
(3,75 • 2)

7,5 м

Ширина земляного
полотна (3,5 • 2 + 3,0 • 2)

15 м

Поперечный уклон
проезжей части

20‰

Поперечный уклон
обочин

40‰

2. Построение поперечного профиля дороги.

Рекомендуемые типовые поперечные профили автомобильных дорог приведены на рис. 3.31 для дороги II категории с двумя полосами движения с ограждениями и без ограждений.

Вывод поперечные профили автомобильных дорог II категории при двух полосах движения должны быть следующими.

Поперечные профили автомобильных дорог II категории при двух полосах движения, м: а — с ограждениями; б — без ограждений.

Как все устроено

Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.

Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.

8.5. Редактор материалов

Окно редактора полос отвода открывается нажатием кнопки Редактор материалов или командой контекстного меню Редакторы|Материалы. Этот редактор (рис. 8.24) позволяет создавать модели материалов, используемые при проектировании дорожной одежды.

Панель инструментов для работы с материалами включает следующие командные кнопки:

Создать новый элемент. Создает новый материал, который добавляется в список после выделенного материала.

Удалить элемент. Удаляет выделенный материал списка. Удалить выделенный материал можно также, нажав клавишу Delete.

Переименовать элемент. Позволяет переименовать выделенный материал. Нажмите на эту кнопку и введите новое название материала. Переименовать материал можно также, нажав клавишу F2.

Переместить элемент выше. Меняет положение выделенного объекта, помещая его перед предыдущим.

Переместить элемент ниже. Меняет положение выделенного материала в списке, помещая его за следующим.

Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши в поле со списком материалов.

Свойства материала. Стиль заливки и цвет выделенного материала определяются в области Свойства:

· из раскрывающегося списка Заливка выберите стиль заливки или значение Нет, чтобы установить сплошную заливку;

· в поле Цвет откройте выпадающий список и выберите цвет заливки из палитры цветов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требованияГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения_______________* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — .Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

8.6. Расчет площадей и объемов дорожных работ

Чтобы открыть таблицу с данными о площадях элементов земляного полотна и дорожной одежды текущего поперечного профиля (рис. 8.25), щелкните кнопку Площади элементов поперечного профиля.

Выделенный элемент таблицы подсвечивается на поперечном профиле (рис. 8.26), что облегчает визуальный контроль за правильностью формирования слоев земляного полотна и дорожной одежды.

Объем дорожных работ вычисляется, как полусумма площадей поперечных сечений (Fi,Fi1), умноженная на расстояние между этими сечениями (формула трапеции):

Vi=0.5·(Fi+Fi1)·Li,

где расстояние между сечениями (Li) вычисляется как разность их пикетажей (PKi-PKi1).

В системе IndorCADRoad формируются следующие ведомости объемов:

· Ведомость объемов земляных работ.

· Ведомость объемов дорожной одежды.

· Ведомость площадей временной и постойной полосы отвода.

· Ведомость объемов срезки выравнивания покрытия.

При формировании соответствующей таблицы для экспорта данных в MS Excel открывается диалоговое окно настройки экспорта (рис. 8.27), где осуществляются требуемые настройки.

Нормальные типовые поперечные профили земляного полотна.

По типовым поперечным профилям сооружают земляное полотно при высоте насыпей и глубине выемок до 12 м.
Ширина основной площадки земляного полотна вновь строящихся линий на прямых участках, установленная Строительными нормами и правилами проектирования (СНиП П-39—76), приведена в табл. 1.

Таблица 1
Ширина основной площадки земляного полотна вновь строящихся линий, м

В кривых участках пути земляное полотно уширяют с наружной стороны кривой по установленным нормам в зависимости от категории линии и радиуса кривой. Это вызывается необходимостью иметь большую, чем на прямой, толщину балластного слоя для возвышения наружной рельсовой нити при сохранении ширины обочины 0,6—0,7 м и требований габарита приближения строений.
Для земляного полотна, построенного по ранее действовавшим нормам, Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (§ 23) допускают следующие минимальные размеры ширины основной площадки земляного полотна: для однопутных прямых участков — 5,5 м, для двухпутных — 9,6 м, в скальных и дренирующих грунтах на однопутных линиях — 5,0 м и на двухпутных — 9,1 м. На кривых участках указанные размеры земляного полотна должны иметь уширение по установленным нормам, если радиусы кривых менее 2000 м.
При реконструкции и капитальном ремонте пути, когда тип верхнего строения приводят в соответствие с грузонапряженностью и при этом увеличивают размеры балластной призмы, уширяют полотно присыпкой на насыпях и срезкой части откосов в выемках. В таких случаях нормальную ширину основной площадки земляного полотна на эксплуатируемой сети согласно утвержденным МПС типовым поперечным профилям балластной призмы принимают в соответствии с табл. 2.
На двухпутных и многопутных участках ширину основной площадки земляного полотна увеличивают по сравнению с однопутными на величину расстояния между осями путей; в прямых на двухпутных линиях это расстояние составляет 4,1 м, а в кривых увеличивается в соответствии с Указаниями по применению габаритов приближения строений. Основную площадку земляного полотна у больших железнодорожных мостов уширяют на 0,5 м на протяжении 10 м от задней грани устоев, а на протяжении последующих 15 м постепенно сводят до нормальной ширины.
Откосы насыпей высотой не более 12 м назначают крутизной 1 : 1,5 при отсыпке их из гравия, гальки, щебенистых грунтов, крупно- и среднезернистого песка. При прочих годных для возведения насыпей грунтах откосы выполняют в соответствии с рис. 2.

Таблица 2
Ширина основной площадки земляного полотна на эксплуатируемой сети, м

Тип верхнего строения пути

Однопутные линии

Двухпутные линии

Особо тяжелый

7,5

11,6

Тяжелый

7,0

11,1

Легкий

6,5

10,6

1 Типы верхнего строения пути см. в главе 3.

Рис. 5. Насыпи из глинистых грунтов, мелких и пылеватых песков на косогоре крутизной от 1:5 до 1:3: а — с нарезкой бермы; б — с засыпкой пазухи; 1 — пазуха

При сооружении насыпей из камней слабовыветривающихся скальных пород (граниты, базальты, габбро и др.) при высоте насыпи до 6 м крутизну откосов принимают 1 : 1,3, а при большей высоте — 1:1,5.
Основание под насыпи готовят следующим образом: при поперечном уклоне местности до 1 : 10 на нулевых местах и под насыпями высотой до 0,5 м удаляют дерн во избежание просадок при его гниении в дальнейшем; при уклоне от 1 : 10 до 1 : 5 и высоте насыпи до 1 м во избежание оползания насыпи в сторону дерн снимают, а если насыпь будет высотой более 1 м, то вспахивают полосу в пределах основания насыпи; при поперечном уклоне от 1:5 до 1:3 на всю ширину основания насыпи на поверхности земли делают уступы шириной до 4 м, но не менее 1 м каждый с уклоном 0,01—0,02 в направлении падения склона (рис. 5).
Бермы с нагорной стороны делают или срезкой грунта (рис. 5, а), или засыпкой пазухи, т. е. присыпкой между подошвой насыпи и бровкой водоотвода (рис. 5, б) в зависимости от местных условий.

Для чего дорожная одежда делается многослойной

Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.

Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.

Пример

. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.

Процесс эксплуатации

Всем известно, что произойдет с домом или какой-либо вещью, если ее оставить без присмотра. Законы термодинамики обязательно возымеют свое действие и приведут к частичному или полному разрушению. Этот фактор не обходит и дорожные настилы. Поэтому время от времени они нуждаются в обслуживании и ремонте. Под обслуживанием может подразумеваться восстановление качественного сцепления покрышек с дорожным покрытием. Для этого ликвидируется наледь и снежные заносы с помощью техники и специальных химических добавок. На некоторых участках допускается ямочный ремонт, который призван к увеличению ровности поверхности дорожного настила.

В сезоны дождей производится осмотр и очистка дренажных систем, которые находятся у дорожных покрытий. Если этого не сделать, тогда жидкость будет скапливаться в слоях настила и при воздействии большого веса его просто может смыть. В пустынных местностях, где на настил может наноситься большое количество пыли, производится обработка специальным связующим составом. Его рассчитывают из номинального расхода в литр на квадратный метр. Такая обработка настила гарантирует повышение комфорта для водителя и механических частей во время езды по дорожному настилу.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним. Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера

Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом

Схема правильного дорожного «пирога»

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков

Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275

120

40

250

450

100

50

200

350

80

60

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

90

55

110

30

100

45

90

Примечания1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части. 2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

1500

1200

700

500

400

350

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

8.7. Формирование чертежей поперечных профилей

По завершению конструирования поперечных профилей осуществляется процедура формирования чертежей, которая выполняется по команде главного меню Чертежи|Поперечные профили. В открывшемся диалоговом окне (рис. 8.28) необходимо выполнить настройку листов печати чертежей, определить масштаб отображения, количество поперечных профилей на листе, размер шрифта надписей в шапке чертежа. После этого необходимо задать диапазон пикетажа по трассе, на котором формируются чертежи поперечных профилей, и выполнить команду экспорта.

Поперечные профили экспортируются в систему подготовки чертежей IndorDraw, где можно продолжить их редактирование, но уже ни как элементов модели проектируемой автомобильной дороги, а как чертежей проектной документации (рис. 8.29). После редактирования осуществляется печать чертежей на бумаге.

Классификация поперечных профилей.

Поперечные профили земляного полотна по условиям их применения делятся на типовые и индивидуальные; типовые профили делятся на нормальные и специальные.
Типовые профили, имеющие повсеместное применение, называют нормальными, а профили, имеющие применение лишь в определенных районах с особыми условиями (подвижные пески, болота, вечномерзлые, скальные, лёссовые грунты), — специальными.
Поперечные профили земляною полотна, разработанные по отдельным проектам для условий, в которых типовые профили неприменимы, называют индивидуальными. Индивидуальные профили проектируют: при глубине выемок или высоте насыпей более 12 м (а при насыпях из камня слабовыветривающихся пород высотой более 20 м) на основе инженерно-геологических обследований и расчетов; насыпи и выемки в сейсмических районах, выемки на косогорах круче 1 : 3, а также в неблагоприятных инженерно-геологических условиях; при разработке выемок взрывом на выброс или способом гидромеханизации; при наличии пучинных мест и др.

Основные виды дорожных покрытий

Допускаемая скорость и удобство движения – определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на основные конструктивные типы.

Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности малопористого каменного остова – щебня или гравия и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом, вводимым в зависимости от состава асфальтобетонной смеси в количестве от 3,5 до 9 %. Различают асфальтобетоны крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные. Особенностью асфальтобетонов является зависимость их свойств от температуры.

Цементобетонные покрытия обладают большой монолитностью и высоким сопротивлением нагрузкам. Их строят в виде отдельны плит размерами в плане 3 : 4 или 6 : 7 м при толщине от 18 до 24 см. Плиты отделяются друг от друга швами, необходимые для компенсации изменений и длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит. Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного расположения в швы вводят стальные стержни – штыри, которые обеспечивают возможность изменения длины плит и передают с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты. Свойства цементобетонных покрытий не меняются при колебаниях температуры. При правильном подборе состава бетонной смеси и соблюдении технологических правил строительства износ цементобетонных покрытий незначителен, и они более долговечны, чем другие виды дорожных покрытий.

Пропитка – введение эмульсий или разогретых вязких битумов и дегтей в покрытие путем разлива по поверхности не полностью укатанного слоя щебня одинаковой крупности. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц, вводимых вяжущими. Такие одежды водостойки.

Поверхностная обработка – тонкий защитный слой, создаваемый на поверхности дорожной одежды путем разлива 2 – 2,5 л/кв.м битума с последующей засыпкой очень мелким щебнем и прикаткой.

Щебеночные покрытия обладают малым сопротивлением износу при проезде автомобилей, так как касательные усилия, возникающие в зоне контакта пневматических шин с покрытием, нарушают эффект укатки. Поэтому как самостоятельный тип щебеночные покрытия применяют лишь при малой интенсивности движения.

Мостовые – покрытия и основания, устроенные из отдельных, установленных вплотную друг к другу естественных или искусственных камней.

Усовершенствованные мостовые, устраиваемые из брусчатки или клинкера, отличаются ровной поверхностью. Мостовые из грубого колотого или валунного камня (булыжные мостовые) иногда используют на дорогах 2 и 3 категорий как покрытие временного типа или как основание под более совершенные типы покрытий, а на дорогах более низких категорий – как самостоятельный тип категорий.

Дорожное покрытие виды

Усовершенствованные капитальные: цементобетонные, асфальтобетонные; из прочных щебеночных материалов, обработанных в смесителях вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании. Усовершенствованные облегченные: из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного в установке вязкими битумами.

Переходные: Из щебеночных естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.

Низшие – грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

Для каждой категории дороги принимают определенные типы покрытия:

Дороги V категории с интенсивностью движения менее пятидесяти автомашин в сутки допускается устраивать без одежды. Следует, однако, учитывать, что дороги с покрытиями низшего типа в большинстве случаев ограничивают проезд автомобилей весной, осенью и в период интенсивных дождей.

Для стока поверхностных вод проезжей части и обочинам дороги, проложенным по гребню плотины, придают двухскатный поперечный уклон. Уклоны проезжей части должны быть 1,5-4%, причем меньшее значение для цементобетонных покрытий, а большее – для мостовых. Уклоны обочин на 10-20% больше уклонов проезжей части.


Рис. 31 Поперечные профили дорожной одежды: а – серповидная; б – корытная; в – полукорытная.

Одежда в покрытиях гребня плотины бывает серповидного, корытного и смешанного (полусерповидного) профиля (рис. 31). В серповидном и полусерповидном вариантах одежду укладывают по всей ширине гребня плотины, а в корытном – только в пределах проезжей части. Основание в одеждах наряду с передачей нагрузок на грунт тела плотины выполняет также роль выравнивающего, морозозащитного и дренирующего слоя. Материалом для основания служит крупный песок или гравий, имеющие большой коэффициент фильтрации.

Воду из дренирующего слоя корытного и полукорытного профиля отводят через дренажные воронки на откосы.

Воронки располагают по обеим сторонам корыта в шахматном порядке, на расстоянии 4-6 м друг от друга. Сверху воронки покрывают дерном (травой вниз) для защиты от засорения дренирующего материала. В выходной части воронок на низком откосе укладывают обратный фильтр, предупреждающий суффозионный вынос частиц грунта. В верхнем бьефе концевая часть воронки примыкает к обратному фильтру откосного покрытия.

Вдоль гребня плотины с обеих сторон устанавливают столбы или тумбы или другие ограждающие устройства из дерева, железобетона, камня и в исключительных случаях металла.

Пример оформления гребня плотины дорожным покрытием булыжной мостовой с ограждающими деревянными столбами приведен на рисунке 32.

Рис. 32. Булыжная мостовая по гребню плотины: 1 – одиночная мостовая; 2 – слой крупного песка =25 см; 3 – обратный фильтр из щебня; 4 – дренажные воронки

Для других типов покрытий гребень плотины выполняется так же, только для серповидного профиля не делают корыто.

У плотин высотой до 10 м при отсутствии дороги гребень можно покрывать дерном или другим местным материалом. Если плотина сложена из глинистых грунтов, гребень следует защитить слоем из песчаного или гравийного грунта. Толщину защитного слоя, включая толщину покрытия, назначают в зависимости от глубины промерзания.