Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с изменениями на 19 июня 2021 года)

Права и обязанности

Данная структура обладает широкими полномочиями в различных сферах. Она следит, чтобы юр. лица и ИП выполняли законы и предоставляли потребителям качественные товары и услуги.

Основные функции и полномочия: за что отвечает, какие вопросы решает?

К ним относятся:

  1. проведение различных действий для осуществления санитарно-эпидемиологического контроля в области ЖКХ, охраны природы и выполнению требований действующих законов;
  2. выполнение контроля предоставления качественных товаров и услуг;

Какова ответственность за навязывание услуг по Закону «О защите прав потребителей», читайте здесь.

предоставление результатов о проводимых проверках;
сбор и систематизация статистических данных;

проведение экзаменов сотрудников, работающих в структурах ЖКХ, торговле продуктами питания, лабораториях, образовании и так далее;
выполнение работы со структурными подразделениями.

В каждом городе имеется филиал Роспотребнадзора.

Также существует несколько НИИ, которые расположены в нескольких крупных городах.

Задачи и требования

К основным полномочиям данной структуры относятся:

  • проверка документов, подтверждающих прохождение сотрудниками обучения перед получением вакансии;
  • проверка наличия и ведения журналов, которые должны вестись на предприятиях и в магазинах;
  • контролировать чистоту акцизов/лицензий/сертификатов;
  • проверять приборы для осуществления РКО;
  • осуществлять контрольную закупку с целью лабораторного исследования;

Читайте в этой статье, к кому обращаться по нарушению потребительских прав.

выдавать предписания, выписывать штрафы и составлять протоколы;
выписывать директиву об устранении выявленных до этого нарушений.

Стоит отметить, что существуют проверки в соответствии с требованиями существующего законодательства.

Обязательно необходимо указывать следующую информацию:

  1. наименование товара;
  2. сортность при наличии;
  3. цена за вес (в граммах или килограммах) или штуку товара;
  4. печать компании или подпись материально ответственного лица;
  5. дата оформления ценника.

Какие бывают проверки?

Плановые проверки происходят каждые 3 года.

Дата их проведения указана на сайте прокуратуры конкретно взятого региона.

Требуется вручить уведомление о проведении проверки непосредственно руководителю фирмы.

Также его можно отправить по почте заказным письмом. Нужно, чтобы письмо дошло хотя бы за 3 дня до планируемого мероприятия.

Часто организации или ИП задаются вопросом «Имеет ли право роспотребнадзор проверять без предупреждения?». Внеплановые проверки возможно проводить в нескольких случаях. Например, по истечению срока на устранение выявленных проблем.

Стоит отметить, что по каждому конкретно взятому нарушению может быть назначена отдельная дата.

При получении письменного обращения потребителя. Его можно отправить по форме сайта Роспотребнадзора, озвучить по телефону горячей линии или передать в региональное отделение этой структуры.

Нужно согласовать проведение проверки с сотрудниками прокуратуры.

Их осуществляют только при реальной угрозе жизни или здоровья потребителей, национальной безопасности, животному/растительному миру, историческим и культурным объектам.

Также внеплановая проверка может быть проведена при выявлении случаев нарушения прав потребителей.

Уполномоченное лицо выезжает на объект. При нем должно быть удостоверение и предписание на проведение проверки. Стоит отметить, что специалист не может выходить за рамки предписания.

Например, если он фактически видит нарушения на предприятии, но в постановлении указано, что должна проводиться документальная проверка, то он не может наложить штраф за выявленные нарушения в работе сотрудников фирмы.

Для этого необходимо составлять соответствующее письмо, согласовывать время и дату приезда с прокуратурой и выполнять внеплановую проверку.

Права и обязанности при проведении проверок

Подробнее остановимся на полномочиях Роспотребнадзора по проведению проверок. Они осуществляются в целях оценки деятельности юридических и физических лиц, в том числе производимой и реализуемой ими продукции, на предмет соответствия требованиям законодательства. Для этого Служба разрабатывает административные регламенты, отражающие сроки и этапы их проведения (п. 17 Регламента, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 762).

Так, например, административным регламентом по проведению проверок в части выполнения санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, правил продажи отдельных товаров (приказ Службы от 16.07.2012 № 764) установлены следующие права Службы:

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • запрашивать у проверяемых лиц документы, информацию, образцы продукции и т. п.;
  • изымать образцы товаров, пробы объектов окружающей среды для их исследования, измерения;
  • обследовать жилищные условия граждан с их согласия;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими товаров и т. п.

При этом должностные лица должны соблюдать права и законные интересы проверяемых, в том числе:

  • организовывать проверку на основании распоряжения, проводить ее в соответствии с поставленными задачами и сроками;
  • предоставлять проверяемым лицам возможность давать разъяснения;
  • направлять проверяемым лицам документы по проверке, знакомить их с ее результатами.

В случае нарушения прав проверяемых последние могут оспорить действия (бездействие) должностных лиц Службы в административном порядке или в суде, а также потребовать возмещения причиненного вреда.

Так, апелляционный суд счел обоснованным вывод арбитражного суда о том, что предписание Службы о проведении дополнительных профилактических мероприятий возлагает на проверяемую организацию обязанность провести вакцинацию сотрудников против гриппа в отсутствие документов, подтверждающих законность таких требований, и это нарушает ее права и законные интересы (постановление от 12.04.2016 по делу № А33-24428/2015).

Особое внимание уделяется непосредственно правилам выполнения административных процедур при проведении проверок (раздел 3 Регламента). Их нарушение также может повлечь за собой признание документов, выданных по результатам проверки, незаконными и недействительными

Так, позиция судов при исследовании материалов по делу № 307-АД14-4355 заключалась в том, что фиксация нарушений только в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которое было составлено спустя неделю после проверки, не является достаточным доказательством наличия нарушений (постановление ВС РФ от 27.01.2015 № 307-АД14-4355).

ВАЖНО! В случаях, предусмотренных законодательством, проверка должна проводиться в порядке, установленном ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» от 26.12.2008 № 294. Такое требование установлено, например,ч

7 ст. 46 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52.

Это значит, что если проверка по соблюдению санитарных правил проведена без учета предусмотренного законом № 294-ФЗ порядка, то предписание, выданное по ее результатам, может быть признано недействительным (определение от 10.03.2015 № 309-КГ14-7461). 

Сфера полномочий Роспотребнадзора

Основным направлением его деятельности является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что делает его уполномоченным проверять работу множества предприятий. Если рассматривать этот вопрос более тщательно, можно констатировать, что основные области осуществления проверок этим ведомством сконцентрированы в следующих сферах:

  • защита прав потребителей и соблюдение законодательства в этой области;
  • контроль санитарно-эпидемиологической ситуации;
  • контроль качества продукции;
  • контроль соблюдения требований к персоналу и условий труда.

Несмотря на то, что одним из ключевых направлений работы ведомства является проведение плановых проверок, график которых устанавливается на целый год, достаточно часто им реализуются внеплановые проверки, основанием для которых являются жалобы лиц или организаций, чьи права были нарушены. В частности, такая возможность предусмотрена ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок проведения документарной проверки и права проверяемой организации

Как и проверки других ведомств, контрольные мероприятия со стороны Роспотребнадзора могут реализовываться в форме документарной или выездной проверки. Так, в частности, если речь идет о документарной проверке, то первым этапом ее реализации является получение руководством проверяемой организации письменного запроса из ведомства, в котором будет указано его основание. С момента его получения предприятию отводится 10 рабочих дней на то, чтобы собрать и предоставить документы в соответствии с прилагаемым списком.

Соответствующие документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью компании и подписью уполномоченного лица. При этом производить нотариальное заверение этих копий не требуется. Кроме того, стоит помнить и о том, что проверяющие не имеют права запрашивать документы, которые они могут беспрепятственно получить в ходе обмена межведомственной информацией. Также нарушением будет считаться запрос документов, которые не относятся к тематике проводимой проверки. В случае, если в ходе осуществления контроля будет допущено одно из этих нарушений, компания вправе обжаловать порядок проведения проверки.

Порядок проведения выездной проверки и права проверяемой организации

Проведение выездной проверки начинается с предъявления копии приказа о ее проведении и удостоверения проверяющего. После этого инспектор вправе ознакомиться со всеми условиями, обстоятельствами и характеристиками работы организации, которые относятся к предмету проводимой проверки. При ее проведении необходимо обеспечить присутствие как представителей самого контролирующего ведомства, так и проверяемой организации. В противном случае это будет считаться нарушением порядка проведения контроля. Отступать от этого правила сотрудники контролирующей организации могут только тогда, когда проводимая ими проверка реализуется по факту причинения значимого вреда здоровью или жизни людей либо наличия реальной угрозы такого вреда.

Сроки проведения проверки

Деятельность Роспотребнадзора не является исключением из состава общих требований, предъявляемых ФЗ-294 к порядку осуществления контроля государственными ведомствами. В этой связи для него установлены стандартные сроки, которые необходимо неукоснительно соблюдать при проведении проверок:

  • для средних и крупных коммерческих компаний — 20 рабочих дней с опцией продления этого периода еще на 20 рабочих дней, если требуется реализация сложных исследований или других процедур;
  • для малых компаний — 50 часов в год опцией продления этого периода еще на 50 часов при аналогичных обстоятельствах;
  • для микропредприятий — 15 часов в год опцией продления этого периода еще на 15 при чрезвычайных обстоятельствах.

Результаты проведения проверки

По итогам выполненной документарной или выездной проверки Роспотребнадзор обязательно должен составить окончательный акт, в котором будут отражены ее результаты и вынесенные предписания. В нем отражается следующая информация:

  • данные об основании для проведения проверки и ее сроках;
  • сведения о реализовавшем ее органе и специалистах, принимавших участие в ней;
  • сведения о проверяемой организации;
  • информация об обнаруженных нарушениях;
  • подписи руководителя предприятия, подтверждающего факт ознакомления с документом, и сотрудников, проводивших проверку.

Что делать, если проверяющие ошиблись?

Последствия проверки будут, только если она правильно проведена. При грубых нарушениях результаты отменит вышестоящий орган — ст. 20 294 ФЗ. Проверку придётся проводить заново, если:

— Предпринимателя не предупредили о внеплановой проверке за сутки, хотя компания не навредила здоровью людей и основания приходить без предупреждения нет. 

— Проверка пришла без согласия прокуратуры, хотя компания не навредила здоровью людей. 

— Проверяли права потребителей, а жалоба — анонимная или от человека, который не пытался сам договориться с предпринимателем. 

— Роспотребнадзор обращался к экспертам, а они не аккредитованы. 

— Проверка проведена не на основании приказа руководителя и заместителя местного Роспотребнадзора.

—  Проверяли что-то не роспотребнадзорское. 

— Предпринимателю не выдали акт по результатам проверки и не дали шанса не согласиться с результатами.

В акте инспекторы прописывают, какие нашли нарушения. К нему прикладывают все доказательства и вручают копию предпринимателю. В течение 15 дней пришлите чиновникам возражения, если они есть — как всегда, заказным письмом с описью вложения. Подтвердите слова документами или видеозаписями — и будет шанс пересмотра результатов. 

Допустим, предприниматель написал возражения в местный Роспотребнадзор или заявление на отмену результатов в вышестоящий орган — и получил несправедливый отказ. Тогда остаётся последний вариант: обратиться в суд. Реально ли оспорить результаты проверки через суд — мы спросили у юристов.

Ирина Макаревич, судебный юрист, в прошлом — главный специалист-эксперт в Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области:

«Я состою в Союзе предпринимателей и помогаю им в спорах с органами власти. Скажу, что самые трудные дела — это споры об административных правонарушениях. Суды очень редко отменяют такие постановления. У них чисто формальный подход к данным делам: нарушение установлено — и всё. Положительный исход дела сильно зависит от собранных доказательств и знаний административного производства». 

Дмитрий Першин, юрист юридической службы «Единый центр защиты»:

«Обжаловать результаты проверки реально. Из личной практики отмечу работу с медицинским центром. Сотрудник Роспотребнадзора предъявил 17 нарушений и потребовал приостановить деятельность на 90 суток. Материалы дела передали в суд. Я ознакомился с ними и пришёл к выводу, что проверка проведена безосновательно. На судебном заседании я дал пояснения, а вслед за мной судья вызвал для дачи показания проверяющего из Роспотребнадзора и сотрудника прокуратуры, якобы по инициативе которого проводилась проверка. В результате приняли постановление: за отсутствием события административного правонарушения производство по делу прекратить». 

Если пойдёте в суд — сначала проконсультируйтесь с юристом. К бизнес-обмудсмену тоже можно заглянуть, это бесплатно. 

Статья актуальна на 28.01.2021

Санкции Роспотребнадзора в сфере потребления

Круг полномочий органа, который следит за соблюдением прав потребителей со стороны предприятий довольно обширен. Деятельность Роспотребнадзора основана на следующих административных регламентах – приказах Роспотребнадзора:

Приказ от 16.07.12 номер 764, в котором говорится о соблюдении проведения проверок индивидуальных предпринимателей, их отношение к клиентам и о соблюдении санитарно-эпидемиологических норм предприятиями.

Приказ № 773 от 18.07.12, говорящий о соблюдении регламента по предоставлению государственных услуг в сфере использования источников ионизирующего излучения (кроме тех, которые применяются в медицинской практике), и другие нормативно-правовые документы.

В случае выявления нарушений Роспотребнадзор имеет право наложить санкции в отношении нарушителя. При несоблюдении санитарно-эпидемиологических норм, наказуемый штрафуется на сумму от 200 до 300 МРОТ.

В случае игнорирования профилактики норм санитарии и эпидемиологии предусмотрено наказание в виде штрафной санкции – 400 МРОТ. Когда халатное отношение приводит к эпидемии среди людей или животных, органы, осуществляющие неправомерные действия или бездействия наказываются штрафом в 100 – 200 минимальных размеров оплат труда.

Нарушители могут лишиться свободы, срок лишения равен 2 – 5 лет, в зависимости от тяжести правонарушения.

Положение о Роспотребнадзоре

Роспотребнадзор (далее — Служба) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои функции как непосредственно, так и через управления на местах. Его полномочия закреплены в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322. Согласно положению основная функция Службы заключается в разработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, определении санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также надзоре за их соблюдением.

Для осуществления вышеуказанных функций Служба наделена в числе прочих следующими полномочиями:

  • По надзору, контролю за выполнением установленных требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия граждан, защиты покупателей, потребительского рынка. Это и проверка соблюдения санитарного законодательства, правил продажи определенной продукции, и организация санитарно-карантинного контроля на границе РФ.
  • Лицензированию некоторых видов деятельности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 Роспотребнадзор лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и генно-модифицированных организмов, представляющих умеренную и особую опасность для здоровья человека, а также деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения (исключая медицинские цели). Порядок лицензирования установлен постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 и от 02.04.2012 № 278.

  • Регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ (за исключением лекарств), некоторой впервые ввозимой на территорию РФ продукции и продуктов питания. Административный регламент для данного вида деятельности утвержден приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781.
  • Регистрации лиц, которые подверглись радиационному воздействию в результате катастроф.
  • Установлению критериев качества питьевой и горячей воды.
  • Выявлению причин, по которым возникли и распространились инфекционные болезни и отравления в больших масштабах.
  • Осуществлению в рамках компетенции Службы проверок соответствия деятельности лиц требованиям законодательства. 

Может, никого не впускать?

Ненастоящие инспекторы

Репутация Роспотребнадзора кормит мошенников. Заходят «проверяющие» — и у паникующего предпринимателя выключается критический разум. Инспекторы с порога замечают нарушения, озвучивают возможную сумму штрафа, предлагают неформально решить вопрос суммой поменьше. Предприниматель распознаёт обман, когда уже отдал деньги. 

У инспекторов должны быть служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. В распоряжении — ФИО проверяющих и причина выезда. При ошибке в документах чиновников дружелюбно разворачивают. Совсем проверка не исчезает, только переносится, зато появляется время исправить нарушения.

Образец служебного удостоверения работника Роспотребнадзора из приказа № 737

Руководитель отсутствует

Без руководителя компании проверку проводить запрещено — ч. 2 ст. 15 294-ФЗ. Отсюда возникает идея: сообщить, что руководитель в отпуске и спокойно работать дальше. Но явиться на проверку — обязанность руководителя по п. 1. ст. 25 294-ФЗ. Бесконечные отмазки приведут только к дополнительным проблемам по 19.4.1 КоАП РФ  — вплоть до дисквалификации. 

Если проверяющих не пускают в помещение, они приходят снова в течение трёх месяцев

Все последующие визиты — внезапные, не важно, предупреждали ли предпринимателя перед первой встречей — п. 7 ст. 12 294-ФЗ.  

Когда предприниматель уже проверил документы контролёров, лучше пригласить их внутрь и вести себя дружелюбно. Людей, качающих права, никто не любит. Заявляем, как юристы:)

Компетенция в области защиты прав потребителей

Помимо контроля за санэпидобстановкой Роспотребнадзор выявляет нарушения в области защиты прав потребителей. Согласно ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I на него возложены соответствующие обязанности по реализации полномочий по надзору. Кроме составления протоколов об административных нарушениях и выдачи предписаний Служба также представляет свои интересы в суде, в том числе в целях защиты прав, законных интересов потребителей.

Наглядно представить, чем занимается Роспотребназдор в области защиты прав потребителей, можно, изучив судебную практику по данному вопросу.

Пример

Любопытно дело по иску кредитной организации к Роспотребнадзору о признании незаконным и недействительным предписания в части установления банку обязанности оформлять все заключаемые им с клиентами кредитные договоры шрифтом определенного кегля.

Согласно материалам дела Роспотребнадзором проведена проверка договора, заключенного банком с гражданином, в результате которой установлено нарушение банком требования санитарных норм о размере шрифта (то есть договор напечатан более мелким шрифтом, чем закреплено в правилах). А согласно закону № 2300-I информация о реализуемых товарах должна доводиться до покупателя в доступной и наглядной форме.

Руководствуясь указанными положениями и нормами, арбитражный суд заключил, что мелкий шрифт не обеспечивает доступность восприятия информации, содержащейся в договоре, что влечет нарушение прав клиентов банка. Судом принято решение, что нарушения подлежат устранению, а выданное предписание является законным. Апелляция по данному делу поддержала позицию суда 1-й инстанции (постановление от 10.05.2016 по делу № А58-6194/2015). 

Как мы видим, функции Роспотребнадзора достаточно обширны и в первую очередь направлены на защиту прав покупателей и потребительского рынка, обеспечение санэпидблагополучия населения.

Реализация таких функций четко урегулирована как на уровне федерального законодательства, так и собственными административными регламентами Службы. В случае возникновения спорных ситуаций действия Роспотребнадзора могут быть обжалованы, что подтверждается обширной судебной практикой по этой категории дел. 

Проверки Роспотребнадзора

Орган по надзору за правами потребителей и жизненного их благополучия проводятся несколько видов проверок:

  • Плановая.
  • Внеплановая.

Если проверка осуществляется не более, чем один раз за три года, то она называется – плановая проверка Роспотребнадзора. На сайте прокуратуры каждого региона можно увидеть план проверок Роспотребнадзора и ознакомиться с ним.

Проверяющие органы, прежде, чем направиться с проверкой, обязаны уведомить руководителя предприятия о намечающемся визите за три дня до его совершения.

Внеплановая проверка осуществляется в случае предъявления жалоб потребителей, в соответствии с обращением органов местного самоуправления и, когда имеются заявления на некачественную продукцию, услугу или для проверки выполнения предприятиями, выписанных ранее предписаний.

Оповестить индивидуального предпринимателя о внеплановой проверке, проверяющие обязаны за сутки до приезда на фирму.

Проверки вне плана проходят согласование с прокуратурой, исключением является нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшему.

Ко мне придут с проверкой?

Бухгалтерские СМИ пугают, а мы честно скажем: вероятность маленькая, особенно, если вы не занимаетесь общепитом и медициной и не продаёте маркированные товары. Давайте разберёмся, почему.

Малый бизнес не проверяют по плану

Проверки раз в три года — это не про вас. В 2016 году контролирующие органы отказались от плановых визитов к малому и среднему бизнесу — и освобождение действует до конца 2021 года — см. п. 7 Постановления правительства № 1969. Практика заново регистрировать компании, чтобы избежать проверок, осталась в прошлом. Переживать стоит только крупному бизнесу, а это другая весовая категория, где сотрудников больше 250, а годовой доход — больше 2 млрд в год (по Постановлению Правительства № 265 от 04.04.2016). 

Исключения:

— Лицензированные виды деятельности. Например, военка, медицина, частная охрана и пожарка, шифрование.

— Компании с высоким классом опасности. 

— Компании, которые уже проверяли меньше 3 лет назад и нашли нарушения. 

Внепланово не проверяют без веской причины

Для внеплановой проверки необходимо основание — например, жалоба покупателя. Не всякая жалоба подойдёт. Допустим, конкурент напишет в Роспотребнадзор: «Я анонимный Вася, в магазине меня обманули!!!» У такого письма не будет последствий: оно анонимное, без доказательств нарушения и без попытки поговорить с продавцом. 

Всех проверить невозможно

Роспотребнадзор не обладает безграничными ресурсами. Любая проверка — большое дело и в плане организации, и в плане бюрократии. Чтобы не тратить время зря и приносить максимальную пользу людям, выбирают самые опасные случаи. Опасность зависит от количества потребителей, степени возможного вреда для здоровья и окружающей среды и количества предыдущих нарушений. Первые три класса опасности из шести получили 2 % бизнеса, и он почти всегда — средний и крупный. 

К малому бизнесу приходят по остаточному принципу. Чаще ограничиваются проверкой документов по правилам ст. 11 294-ФЗ. Спрашивают декларации о соответствии, медкнижки и прививочные сертификаты, договоры на дезинфекцию и вывоз мусора. Срок предоставления документов в местное отделение Роспотребнадзора — 10 дней. Если инспекторы находят нарушение, предпринимателю дают ещё 10 дней на пояснения.

Невозможно дать гарантию 100%, что выездной проверки не будет. С внеплановой проверкой приходят внезапно: о ней сообщают за сутки, а если есть угроза здоровью людей, приходят вообще без предупреждения. Чтобы не растеряться при встрече с инспекторами, прочитайте следующие разделы.