Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Содержание предписания

Предписание, как тип документа, не имеет единой формы. Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки. Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:

  • информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
  • дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
  • указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.

Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:

  • все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
  • сроки по их устранению;
  • даются рекомендации (в некоторых случаях).

Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал.

Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.

Сущность требования исполнимости

Согласно нормам законодательства и устоявшейся судебной практике, требования исполнимости состоят в следующем:

  • должностные лица (правонарушители) должны своевременно извещаться о содержании изданного ненормативного правового акта;
  • документ должен содержать недвусмысленные, ясные формулировки;
  • должностное лицо должно иметь реальную возможность исправить недостатки в установленный уполномоченным органом срок;
  • срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений должен быть разумным.

В Постановлении № 2423/13, изданном Президиумом ВАС 9 июля 2013 года по делу № А53-19629/2012, указано на важность требований об исполнимости и законности выносимых уполномоченными органами властных предписаний правовых ненормативных актов. Президиум также отмечал важность указания сроков устранения

Предписания, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, должны реализовываться в разумный период времени. Таким образом, акты императивного характера, выносимые уполномоченными государственными и местными органами, должны отвечать требованиям обязательности, законности, исполнимости и реальности сроков исполнения

Президиум также отмечал важность указания сроков устранения. Предписания, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, должны реализовываться в разумный период времени

Таким образом, акты императивного характера, выносимые уполномоченными государственными и местными органами, должны отвечать требованиям обязательности, законности, исполнимости и реальности сроков исполнения.

Несоблюдение указанных требований влечет невозможность привлечения нарушителя к ответственности по статье 19.5 Кодекса. В этом случае виновное лицо будет оправдано по статье 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения административного характера.

Виды нарушений

Контрольный орган, фиксирующий нарушения и устанавливающий сроки исполнения предписания по проверке, вправе составлять акты о привлечении к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ по невыполнению требований следующих императивных документов уполномоченных лиц:

Законного постановления надзорного органа на местном или государственном уровне в сфере несоблюдения норм законодательства.
Решения, предписания в сфере контроля за экспортом.
Акта антимонопольного федерального органа о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию в указанной сфере, использования доминирующего положения на рынке, дискриминации, неправомерной или незаконной рекламы, недобросовестной конкуренции, нарушений законодательства в антимонопольной сфере, прекращении действия незаконных актов местных или государственных органов в сфере торговли.
Решения, предписания органа, занимающегося регулированием монополии естественного типа.
Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительства недвижимых объектов по долям.
Решения, предписания органа, занимающегося регулированием тарифов и цен.
Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительного надзора.
Решения, предписания органа, занимающегося надзором в сфере закупок.
Акта исполнительного органа федеральной власти в области закупок услуг, товаров, работ.
Решения, предписания органа, занимающегося ветеринарным надзором.
Акта Банка России.
Решения, предписания органа, занимающегося надзором в транспортной области.
Акта исполнительной власти в сфере безопасности промышленности, сооружений гидротехнического типа.
Решения, предписания органа государственного пожарного надзора и проч.

Перечень документов выдаваемых вместе с предписанием Ростехнадзора

При составлении и выдаче предписания Ростехнадзора выдаются следующие документы:

1. Уведомление о проведении плановой или внеплановой проверки;

2. Акт проверки;

3. Предписание об устранении нарушений обязательных требований;

4. Протокола об административном правонарушении;

5. Постановления о назначении административного наказания.

В данных документах указываются сведения об ответственном за выполнение административной процедуры должностном лице, которое определяется в соответствии с приказом руководителя Ростехнадзора о проведении проверки (должностных лиц может быть несколько). Все документы составляются в 2 (двух) экземплярах. Один экземпляр остается у эксплуатирующей организации, второй экземпляр документов остается у инспектора Ростехнадзора.

Если уж пришли — проверят всё?

Нет-нет, все ваши тайны раскрывать не будут. Вы же впускаете в помещение чиновников, которые должны действовать по закону. У любых проверок есть ограничения, и они прописаны в ст. 15 294-ФЗ.

Инспекторы не должны:

— Превышать полномочия. Роспотребнадзор не проверяет трудовые отношения и уплату налогов. Про медкнижки спросят, а про зарплату меньше МРОТ — нет.

— Выходить за рамки предмета проверки. В распоряжении прописано, что проверяют состояние помещения и производственные процессы, значит, про возвраты денег потребителям речи не будет.

— Нарушать сроки проверки. Максимум — 20 дней по п. 1 ст 13 294-ФЗ (для проверки небольшого бизнеса столько и не нужно).

— Забирать оригиналы документов и компьютеры. При административных проверках это возможно, только если инспекторы пришли с полицией — ст. 13 и п.1. ст. 15 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во время проверки следите, чтобы инспекторы не нарушали закон. По возможности фиксируйте процесс на видеокамеру: всякое бывает, вдруг будут искать доказательства нарушений в ваших личных вещах. Если будут просить взятку — можете обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции или в прокуратуру.

Законодательство

В РФ действует множество нормативных правовых актов, защищающих права потребителей, но в данной теме целесообразно обратить внимание на ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благосостоянии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. Ключевые нормы Закона:

Ключевые нормы Закона:

  • статья 1 – понятийный блок, содержащий в себе основные определения;
  • статья 5 – регламентированы полномочия РФ в области регулирования правоотношений указанным Законом;
  • статья 8 – посвящена основным правам граждан РФ, согласно которой граждане имеют право:
  • на получении от компетентных органов информации относительно состояния окружающей среды обитания, качестве реализуемой продукции, а также предоставляемых услуг;
  • на обращение в компетентные органы с заявлениями о выявлении фактов нарушения в санитарно-эпидемиологической сфере;
  • на внесение предложений, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • на возмещение причиненного вреда в результате нарушения норм в санитарно-эпидемиологической сфере;
  • статья 9 – регламентирует права ИП и юридических лиц, среди которых право:
  • на получении от компетентных органов информации относительно состояния окружающей среды обитания, качестве реализуемой продукции, а также предоставляемых услуг;
  • на внесение предложений, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • на возмещение причиненного вреда в результате нарушения норм в санитарно-эпидемиологической сфере.
  • статья 10-11 – закрепляет обязанности граждан, ИП и юридических лиц;
  • глава 3 – устанавливает санитарно- эпидемиологические требования в сфере обеспечения безопасности среды обитания и здоровья граждан;
  • глава 4 – регламентирует возможные мероприятия, направленные на проведение профилактических мер санитарно-противоэпидемического характера.
  • глава 7 – ответственность за нарушение действующего законодательства РФ.

Говоря об ответственности, не лишним будет изучить некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Роль контролирующих органов и основные функции Роспотребнадзора

Ведомственные сотрудники обязаны отстаивать права потребителей, для этого им необходимо реализовывать в ходе проверок следующие действия:

  1. проверять книги жалоб предприятия и трудовые книги всех сотрудников;
  2. анализировать журнал контроля и сертификаты качества, проверять, насколько указанные в нем сведения соответствуют действительности;
  3. изучать документацию, разрешающую выполнение коммерческой деятельности предприятию;
  4. проверять уровень аттестации сотрудников и проводить аудит предприятия;
  5. контролировать наличие и функциональность всего необходимого технического оборудования, в том числе кассовых аппаратов и ионизирующих устройств;
  6. контролировать закупки, осуществляемые предприятием;
  7. оценивать соблюдение правил пожарной безопасности и соблюдении норм санэпидстанции;
  8. давать рекомендации по устранению нарушений и нормализации рабочих процессов;
  9. формулировать предписания по устранению отклонений от установленных норм.
  10. Фиксировать все нарушения в специальных актах и контролировать исполнение предписаний.

По месту и срокам проверок действия сотрудников Роспотребнадзора классифицируются на:

  • плановые проверки;
  • осуществление внепланового контроля;
  • выездные проверки;
  • документарные контролирующие действия.

О сроках проведения плановых проверок работодатель должен быть уведомлен заранее. Внеплановые проверки осуществляются внезапно, с целью застать сотрудников в их нормальном режиме работы без специальной подготовки к приему проверяющих лиц.

Большинство процедур контроля нормальной работы производств осуществляется на выезде. Исключением являются документарные проверки, в ходе которых изучаются все бумаги предприятия без выезда на него.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите

об этом нашего дежурногоюриста онлайн . Это быстро, удобно ибесплатно или по телефону:

Москва и область:+7

Санкт-Петербург и область:+7

Федеральный номер:+7

Необеспечение входного контроля при входе в офис

При входе в офис и на территорию предприятия необходимо обеспечить так называемый «входной фильтр» — бесконтактным образом измерять температуру всех входящих и не пропускать сотрудников с повышенной температурой или признаками респираторного заболевания (насморк, кашель).

Пропуск сотрудников на предприятие должен осуществляться с соблюдением социальной дистанции не менее полутора метров между сотрудниками. Для этого на проходных и на подходе к проходным нужно нанести соответствующую сигнальную разметку на полу (п. 3.4 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20, утв. Роспотребнадзором 20.04.2020 года).

Обеспечивая пропускной режим, работодатель обязан позаботиться о том, чтобы работники не создавали очередей. Периоды между началом и окончанием разных смен должны быть достаточными для прохождения всех работников смены через проходные без очередей.

Одновременно необходимо обеспечить обработку рук всех входящих антисептиками или дезинфицирующими салфетками. Вместо этого на входе в офис можно поставить умывальники с мылом или антисептиками (п. 3.6 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20).

Как оплачиваются штрафы

Учитывая, что объектами проверки обычно являются юридические лица, штраф списывается с расчётного счёта организации в добровольном или принудительном порядке. Если нарушитель не погашает штраф добровольно в установленные сроки, Роспотребнадзор получает доступ к счёту, и нужная сумма блокируется. Дополнительно взыскивается сумма набежавших пени за каждый день просрочки. В ситуациях, когда нужная сумма отсутствует на счетах, замораживается первое финансовое поступление, из которого и взыскивается выписанный штраф.

Важно! Закон допускает принудительное взыскание штрафа в судебном порядке, в том числе, за счёт имущества компании. Такая практика сильно подрывает деловую репутацию организации, снижает рейтинговые позиции на рынке товаров и услуг

Какие бывают проверки

Роспотребнадзор может проводить следующие виды проверок:

  • плановые;
  • внеплановые;
  • выездные и документарные.

Каждую из них следует рассмотреть детальнее.

Плановые

Плановые проверки проводятся раз в 3 года на основе ранее разработанного графика, составляемого на предстоящй год. Проверяемые субъекты могут ознакомиться с ним на официальном сайте органа, где предоставляется исчерпывающая информация о предстоящих мероприятиях.

За 3 дня до начала проверки предприниматель должен быть проинформирован надлежащим образом по почте или лично. В период на 2017-2018 год малый бизнес освобожден от плановых проверочных мероприятий, за исключением предприятий в сфере здравоохранения, образования, массовых мероприятий.

Внеплановые

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения ранее вынесенных предписаний по выявленным нарушениям на основании жалоб, ходатайств и иной информации от граждан. Проведение проверок по сигналам неравнодушных и активных граждан может быть реализовано при наличии реальных доказательств выявленных нарушений.

Дополнительно необходимо согласование с органами прокуратуры. Предприниматель уведомляется о запланированных мероприятиях за 1 сутки до начала их начала. Не исключены ситуации, когда требуется неотложное вмешательство и проведение проверки, и в таких ситуациях одобрение прокуратуры не нужно.

Выездные

Выездные и документарные проверки проводятся путем личного визита инспектором проверяемого или затребования необходимых документов.

Новости по теме

Кавказским межрегиональным управлением Россельхознадзора по факту размещения на земельных участках сельхозназначения оборудования для разведки и добычи нефти нарушитель привлечен к ответственности
 / 09.09.2021

В Приморье за нарушение земельного законодательства предприятию назначен штраф
 / 30.08.2021

Россельхознадзор привлек к ответственности арендатора сельскохозяйственного участка в Тульской области за нарушение требований земельного законодательства РФ
 / 13.08.2021

В Еврейской автономной области собственник участка допустил зарастание земель сельскохозяйственного назначения
 / 15.07.2021

Итоги работы Управления Россельхознадзора по Томской области в сфере государственного земельного надзора за июнь 2021 года
 / 14.07.2021

В Хабаровском крае главу крестьянско-фермерского хозяйства оштрафовали за неисполнение предписания Россельхознадзора
 / 29.06.2021

В Челябинской и Курганской областях 16 правообладателей земельных участков привлечены к ответственности за неиспользование сельскохозяйственной земли
 / 03.06.2021

После выданного Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям предостережения сельхозугодия на площади 30 га введены в оборот
 / 31.05.2021

Выписали предписание за тонировку — что делать?

Ответ здесь один: самое безопасное, что Вы можете сделать, чтобы не угодить «за решётку», растонироваться.

Обжаловать предписания не представляется возможным — нет такой нормы, позволяющей это сделать, потому что предписание это не наказание, это лишь псевдозаконное требование прекратить нарушение. И обжаловать тут нечего.

Обжаловать последующий административный арест за невыполнение предписания — также практически бесперспективная задача. Как уже говорилось выше, судьи однозначно относятся к таким предписаниям и жалобы не удовлетворяют.

А что, если растонироваться и заново затонироваться?

Логичным было бы предположить, что по сути требование в предписании может быть выполнено, если растонировать автомобиль, а потом заново затонировать. Ну а что, логика здесь проста — инспектор фактически потребовал растонировать автомобиль, и мы его растонировали. Вот и заказ-наряд из автосервиса есть об удалении плёнки. Просто потом затонировали обратно.

К сожалению, также, как логика самого предписания не имеет места быть, так как нельзя прекратить правонарушение, которое уже прекращено, так и такая процедура растонировки/тонировки не приведёт ни к чему положительному.

Выписали требование на мой автомобиль, но на другого водителя — будут ли проблемы?

Не должны быть. Но, опять же, в теории. Так как само предписание незаконно, то и выписать его могут как на водителя, так и «на машину» — точнее, на любого управляющего этим автомобилем.

Но на практике обычно предписания выписывают конкретному водителю, и в базу заносят именно водителя. Но и посудите сами, если в требовании как таковом прослеживается хоть какая-то логика, то в случае с разными водителями применять санкции в виде ареста или аннулирования регистрации машины в случае невыполнения одним водителем требования, выписанного совсем на другого водителя, уж совсем нелогично.

Ко мне придут с проверкой?

Бухгалтерские СМИ пугают, а мы честно скажем: вероятность маленькая, особенно, если вы не занимаетесь общепитом и медициной и не продаёте маркированные товары. Давайте разберёмся, почему.

Малый бизнес не проверяют по плану

Проверки раз в три года — это не про вас. В 2021 году контролирующие органы отказались от плановых визитов к малому и среднему бизнесу — и освобождение действует до конца 2021 года — см. п. 7 Постановления правительства № 1969. Практика заново регистрировать компании, чтобы избежать проверок, осталась в прошлом. Переживать стоит только крупному бизнесу, а это другая весовая категория, где сотрудников больше 250, а годовой доход — больше 2 млрд в год (по Постановлению Правительства № 265 от 04.04.2016).

Исключения:

— Лицензированные виды деятельности. Например, военка, медицина, частная охрана и пожарка, шифрование.

— Компании с высоким классом опасности.

— Компании, которые уже проверяли меньше 3 лет назад и нашли нарушения.

Внепланово не проверяют без веской причины

Для внеплановой проверки необходимо основание — например, жалоба покупателя. Не всякая жалоба подойдёт. Допустим, конкурент напишет в Роспотребнадзор: «Я анонимный Вася, в магазине меня обманули!!!» У такого письма не будет последствий: оно анонимное, без доказательств нарушения и без попытки поговорить с продавцом.

Всех проверить невозможно

Роспотребнадзор не обладает безграничными ресурсами. Любая проверка — большое дело и в плане организации, и в плане бюрократии. Чтобы не тратить время зря и приносить максимальную пользу людям, выбирают самые опасные случаи. Опасность зависит от количества потребителей, степени возможного вреда для здоровья и окружающей среды и количества предыдущих нарушений. Первые три класса опасности из шести получили 2 % бизнеса, и он почти всегда — средний и крупный.

К малому бизнесу приходят по остаточному принципу. Чаще ограничиваются проверкой документов по правилам ст. 11 294-ФЗ. Спрашивают декларации о соответствии, медкнижки и прививочные сертификаты, договоры на дезинфекцию и вывоз мусора. Срок предоставления документов в местное отделение Роспотребнадзора — 10 дней. Если инспекторы находят нарушение, предпринимателю дают ещё 10 дней на пояснения.

Невозможно дать гарантию 100%, что выездной проверки не будет. С внеплановой проверкой приходят внезапно: о ней сообщают за сутки, а если есть угроза здоровью людей, приходят вообще без предупреждения. Чтобы не растеряться при встрече с инспекторами, прочитайте следующие разделы.

Заменить штраф на предупреждение — что подразумевает замена административного штрафа на предупреждение?

Предупреждение — нематериальное административное наказание, которое выражается в письменной форме, согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Если у вас получилось заменить штраф на предупреждение, это не означает, что вы сможете продолжить работу, как ни в чем не бывало. Юридическое лицо или ИП хоть и освобождается от материальной ответственности, но выявленные нарушения подлежат немедленному исправлению. Постановление выносится немедленно, после рассмотрения дела.

ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Давайте разберемся, на что необходимо обратить внимание, получив предупреждение от проверяющих органов и какой порядок его исполнения. А также, что будет за его неисполнение

Как правило, по результатам контрольных мероприятий органами государственного и муниципального контроля компаниям вручаются обязательные для исполнения предписания (постановления, решения или представления), невыполнение которых также влечет административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.

Поэтому, в случае неисполнения предупреждения, велика вероятность того, что проверяющий наложит на вас штраф не только по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предупреждения, но и за само правонарушение.

Также это может служит основанием при выборе вилки штрафа назначить наибольший размер штрафа. Таким образом, если вилка 30-100 тысяч рублей, то назначить 100 тыс.

В КАКОЙ СРОК ИСПОЛНЯТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?

Срок устранения нарушений должен быть предусмотрен в самом решении проверяющего органа. Если этот срок нереальный для того, чтобы устранить все выявленные нарушения, вы должны при ознакомлении с документом написать свои возражения относительно сроков исполнения.

ЕСЛИ ИСПОЛНИЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧАСТИЧНО?

Когда решение проверяющего органа исполнено частично (не в полном объеме). Это не освобождает предпринимателя от ответственности.

Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предупреждения не освобождает его от административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕИСПОЛНИЛИ В СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Шансов очень мало, поэтому так делать мы не рекомендуем, но в исключительных случаях и этого штрафа можно избежать.

Состав правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место только в том случае, когда невыполненное предписание отвечает следующим требованиям:

Законность.

Решение должно быть законным. Для этого необходимо:

1) наличие доказательств несоблюдения предпринимателем действующего законодательства;

2) наличие полномочий у проверяющего органа на вынесение решения;

3) соблюдение порядка вынесения предписания.

Законность Вам доказывать не нужно, это делает проверяющий орган.

Проверяющие, принуждая предпринимателя к конкретному поведению, в своем решении должны ясно определить свои требования, сформировать у предпринимателя четкое представление относительно того, что необходимо сделать и в какой срок.

Решение должно быть исполнимым. Для этого необходимо:

1) предприниматель должен своевременно быть извещен о содержании вынесенного решения;

2) решение должно содержать недвусмысленные и четкие формулировки;

3) у предпринимателя должна быть реальная возможность для устранения в установленный срок выявленное нарушение.

Вы можете согласно ст. 24.5 КоАП РФ прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.

Срок давности привлечения предпринимателя к ответственности за совершение правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Контроль за исполнением выданных предписаний

В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.:

– Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. 
–  Ростехнадзор может контролировать исполнение выданного им предписания после истечения срока устранения нарушений, указанного в предписании;
– Контроль может быть выражен в виде внеплановой документарной и(или) выездной проверок, в соответствии с пунктами 53-57 Приказа Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.;

По уважительным причинам возможно продление срока устранения отдельных пунктов предписания. Для этого необходимо, не позднее, чем за 10 дней до окончания срока исправления нарушений, направить в Ростехнадзор или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока. 

Наши специалисты проводят анализ предписаний Ростехнадзора на обоснованность. Звоните.

Каким образом проходит проверка

Плановые проверки начинаются с аудита документации. Контролирующий орган запрашивает у субъекта предпринимательства установленный перечень документов на основании заверенной копии приказа о проведении плановой проверки.

Данные, хранящиеся в открытом доступе в соответствующих государственных реестрах, не запрашиваются.

Проверяемому субъекту предоставляется 10-дневный срок на выполнение требования Роспотребнадзора для предоставления запрашиваемых документов с момента его получения.

Уклонение от выполнения требования наказывается штрафом Роспотребнадзора.

Проверяемый субъект вправе потребовать предоставления удостоверяющего документа проверяющего, а также приказа, в котором отображено кого, когда на каком основании будет проходить проверка.

Содержание заключительного акта проверки:

  • дата и места составления;
  • наименование органа, проводившего проверку;
  • данные приказа, на основании которого проводилась проверка;
  • указание сроков начала и окончания проверки;
  • данные о субъекте проверки;
  • суть выявленных нарушений;
  • роспись руководителя проверяемого предприятия;
  • подписи всех лиц, участвующих при проведении проверки;
  • отметка в журнале учета о проведенной проверке.

Проверяемому отводится 3-месячный срок для обжалования результатов проведенной проверки. Жалоба направляется вышестоящему руководству или в суд.

По результатам проведенной проверке Роспотребнадзор может:

  • выписать обязательные для исполнения предписания;
  • оштрафовать проверяемого;
  • приостановить деятельность проверяемой организации до исправления выявленных нарушений;
  • передать документы в суд.

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая предпринимателя к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо сделать или от каких действий нужно воздержаться. Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь тогда, когда бизнесмен будет обладать реальной возможностью его исполнить.

Судебная практика. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 03.12.2013 по делу N А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами».

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • индивидуальный предприниматель должен быть своевременно извещен о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у бизнесмена должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины нарушителя в неисполнении предписания.

Отсутствие масок и перчаток

Работодатели обязаны обеспечивать своих работников бесперебойным запасом одноразовых или многоразовых масок и перчаток. Запас масок рассчитывается, исходя из продолжительности рабочей смены, а также смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа (п. 2.7 Рекомендаций Роспотребнадзора № 02/7495-2020-32 от 21.04.2020). Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлаженных масок не допускается.

Все использованные маски нужно должным образом утилизировать. Для этого работодатели организуют централизованный сбор использованных одноразовых масок с предварительной упаковкой их в 2 полиэтиленовых пакета.