Принципы госконтроля

Оглавление

НОВОСТИ ПО теме -> Бизнес и предпринимательство

1736

241

22.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

С конца сентября необходимо делать удержания из зарплаты по-новому

С 27 сентября вступят в силу поправки в законодательство, регулирующие процедуру удержания денег по исполнительным…

455

68

29.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Признаки фактической аффилированности сторон

Под фактической аффилированностью суды склонны понимать ситуации, в которых с учетом обстоятельств конкретного дела в…

2792

376

14.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

ФНС России разработала обновленную форму расчета по страховым взносам

На едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов ФНС России опубликовала новый проект ведомственного приказа…

459

56

29.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Перевод бизнеса на другое юрлицо: варианты действий руководителя

Перевод бизнеса на новую компанию становится все более популярным среди российских предпринимателей. При создании новой…

2810

486

08.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Участие в программе «Генезис PRO»

Генезис РRО -технологический акселератор,организованный Кузбасским технопарком ежегодный образовательный интенсив для технологических предпринимателей региона. Акселератор за…

2831

482

08.09.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Патриотическая встреча в КТПП

Проекту «Вершины воинской славы» была посвящена патриотическая встреча с общественниками.

На базе штаба общественной…

Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда

Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда, еще два ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Однако утратившие силу ПОТ до сих пор включены в проверочные листы.

Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ).

Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.

Ознакомиться с письмом № 57-ТЗ можно здесь 

Не забывайте:

если не выполнить требования трудовой инспекции и не предоставить документы на проверку, организации грозит административная ответственность по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 КоАП:

штраф должностному лицу в размере от 2 000 до 4 000 рублей

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2020».

  • Необходимо наладить систему внутреннего контроля (ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – это позволит своевременно и планомерно выявлять ошибки на всех этапах учетного процесса, повысит исполнительскую дисциплину внутри коллектива.
  • Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов.
  • «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)»;
  • «Учетная политика в СНТ (нюансы)».
  • Проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, не связываться с «однодневками»;
  • Регулярно проверять свою компанию на соответствие критериям, по которым отбираются кандидаты для налоговых проверок (приказ ФНС «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке.

Роспотребнадзор

Как узнать о проверке

Роспотребнадзор предупреждает о проверке минимум за 3 рабочих дня. Подготовиться к визиту инспекторов можно заранее: ведомство публикует план проверок на новый год ещё в декабре.

Внеплановая проверка проходит в двух случаях: на компанию пожаловались или ведомство хочет проконтролировать, выполнили ли вы вынесенные предписания.

Продуктовые магазины, лавки и супермаркеты могут внепланово проверить без предупреждения — по разрешению прокуратуры. А в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью людей и животных, выездная внеплановая проверка проводится без согласования.

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано: 

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго. 

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст

8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ

К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Даже если в компанию или к ИП налоговики не пришли лично во время выездной проверки (для осмотра имущества, проверки документации и др.), то избежать камеральной проверки (контроля правильности деклараций и иных документов) не удается никому. Эти 2 вида налогового контроля предусмотрены ст. 87 НК.Подробнее об указанных видах проверок см. материалы раздела «Налоговые проверки».

Государство строго следит за тем, чтобы казна страны пополнялась вовремя и в полном объеме, а также неукоснительно соблюдалось налоговое законодательство. Эта государственная задача решается столетиями, начиная с государственного контроля Российской империи и до наших современных контролеров.

Сейчас налоговики по-новому подходят к решению задач налогового контроля, в том числе изобретая для него новые методы. К примеру, с 2016 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, который является добровольным и доступен только для крупных компаний.

О тонкостях налогового мониторинга см. в материале «Проверка отчетности ИФНС онлайн — мониторинг по-новому».

Мораторий на налоговые проверки – это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса (в основном малых и микропредприятий), снижение госрасходов и др.

На нашем форуме разбираем много интересных моментов в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Например, в этой ветке можно выясняем, когда правомерна повторная выездная налоговая проверка.

Основания для проверки малого бизнеса в 2021 году

Плановые проверки в 2021 году разрешены только в отношении юрлиц и ИП, не являющихся субъектами МСП, производственные объекты которых относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска. Остальных могут проверить только внепланово (п. 2 Постановления № 438).

Постановлением Правительства № 438 определен порядок назначения внеплановых проверок в 2021 году. Основанием для такой проверки являются:

  • факты причинения вреда или угроза жизни, здоровью граждан, угроза возникновения ЧС природного или техногенного характера;
  • устранение нарушений по выданным ранее предписаниям в случае обнаружения угрозы жизни и здоровья граждан;
  • поручение Президента, Правительства РФ или требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов;
  • заявление юрлица или ИП о выдаче специального разрешения или лицензии;
  • исполнение предписания, из-за которого была приостановлена лицензия, аккредитация или разрешение на ведение деятельности.

В первом и втором случае требуется согласование проведения проверки с прокуратурой.

Выездные внеплановые проверки должны проводиться дистанционно, с использованием аудио или видеосвязи. Непосредственно на объекты инспекторы могут приехать лишь в следующих случаях:

  • если есть согласование с прокурором для проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозы ЧС;
  • выезд предусмотрен поручением Президента или Правительства РФ, требованием прокурора.

Проведение проверки незамедлительно (с извещением прокуратуры) возможно в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан на опасных производственных объектах (1, 2 класс опасности) и гидротехнических сооружениях 1 и 2 класса.

Проверки Роспотребнадзора

В 2021 году малые предприятия от плановых проверок Роспотребнадзора освобождаются. Но внепланово ведомство может проверить любую компанию/ИП, если посчитает, что возникла ситуация, когда может пострадать население. Для этого ей достаточно известить прокуратуру о начале проверки в течение 24 часов с момента принятия решения. Уведомлять компанию заранее не требуется.

Если инспекторы посчитают угрозу реальной, то могут полностью приостановить деятельность компании. По мере устранения нарушений, указанных в акте, органы Роспотребнадзора после повторного контроля выдается разрешение на возобновление производственного процесса.

Пожарный надзор

В 2021 году плановые проверки не проводятся. Внепланово их можно проводить при наличии следующих оснований (ст. 6.1 закона № 69-ФЗ от 21.12.1994):

  • ранее компания получила предписание с перечисленными нарушениями;
  • установление особого противопожарного режима;
  • полученные сведения о возможном риске пожара;
  • ввод нового, после капремонта, переоборудованного (реконструированного) помещения в эксплуатацию (разрешение на использование проверенного объекта в производственных целях выдается лишь после устранения всех недочетов).

Деятельность компании, игнорирующей предписания МЧС, могут запретить.

Налоговые проверки

Контроль за соблюдением налогового законодательства возложен на ФНС. Длительность и порядок проведения налоговых проверок (малого бизнеса в т.ч.) указана в Налоговом Кодексе:

• камеральные – до 3-х месяцев с момента подачи деклараций (п. 2 ст. 88 НК РФ);

• выездные – до 2-х месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), в исключительных случаях срок могут увеличить до 6 месяцев.

До 31 мая 2021 года включительно выездные проверки из-за коронавируса приостановлены, а новые решения о назначении проверок не выносятся (п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409), однако срок действия запрета власти не увеличили. С 1 июня 2020 налоговые инспекторы вправе возобновить начатые проверки.

До 31 мая 2021 не назначаются также проверки соблюдения валютного законодательства, проводимые ФНС и таможенными органами, а уже назначенные мероприятия приостановлены на тот же срок. Исключение – случаи, когда при проверке выявлены нарушения, по которым срок давности привлечения к ответственности истекает до 01.06.2020г.

Росфинмониторинг

Соблюдать требования законодательства в части противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма обязана любая компания (закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Но проверки Росфинмониторинг осуществлять не собирается до конца 2021 года (информационное сообщение от 21.05.2020), за исключением случаев, прямо указанных в Постановлении № 438. Информация для подконтрольных лиц будет доводиться посредством размещения сообщений в личном кабинете на сайте ведомства. После завершения периода ограничений ведомство может проверить как текущий, так и 2020 год.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан. 

Продление срока проведения плановых выездных проверок

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем соответствующего органа контроля на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку.

Срок выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов

Необходимо обратить внимание, что срок проведения остальных проверок (документарные плановые проверки, внеплановые проверки в любой форме) продлению не подлежит

Кого проверит ГИТ в 2021?

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. 

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. 

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Предложения и замечания по новой системе принципов

Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента

В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля

В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.

К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.

Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.

Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.

Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.

Кого все-таки можно проверять

Согласно поправкам, внесенным Постановлением № 862, явиться с проверкой в 2021 году инспекторы могут в следующих случаях:

  1. Если компания или ИП сами об том попросят. Например, ранее прошла проверка и было выдано предписание об устранении нарушений. И затем компании или ИП понадобилось подтверждение, что предписание выполнено. Для начала такой проверки проверяемым должно быть подано ходатайство о ее проведении.
  2. Некоммерческая или религиозная организация заподозрена в экстремизме (основания для проведения проверки установлены подп. , и п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответственно).
  3. Допустима внеплановая проверка организации, если есть основания считать ее нарушившей государственную тайну (абз. 3 ч. 4 ст. 30.1 Закона РФ «О государственной тайне»).

Все прочие случаи инициирования проверок, включая налоговиков, приостановлены до 31.12.2020.