Зимний дворец санкт-петербурга или императорский дворец россии

Четвёртый (временный) и пятый (последний) Зимние дворцы

Ещё в правление Анны Иоанновны к дворцу стали пристраивать сараи, конюшни, подсобные помещения. Продолжилось стихийное достраивание и в правление Елизаветы Петровны. Результатом стало нечто не только некрасивое, но даже несообразное, имеющее «вид пёстрый, грязный, недостойный…».

Выходом из ситуации Елизавета увидела перестройку дворца, которую и доверила тому же Растрелли. Но переделывание, по справедливому мнению архитектора, не принесло бы ожидаемого результата, потому Растрелли решает строить всё заново.

Для временного проживания императрицы архитектор создаёт временный же Зимний на участке от Мойки до Большой Морской. Этот, четвёртый, Зимний не сохранился.

Когда Елизавета с двором была размещена, Растрелли принимается за новый проект. Он утверждён в 1754 году, и тогда же начато строительство, завершённое в 1762 году. Более 4 тысяч каменщиков, «штукатурных рабочих», паркетчиков и умельцев «по мрамору», живописцев и лепщиков возводили главный дворец империи. По окончании строительства вся площадь перед Зимним оказалась под строительным мусором. Чтобы быстро и без затрат расчистить пространство, Пётр III разрешает всем брать из гор мусора, что захотят. Стоит ли говорить, что буквально в часы площадь освободилась: что для дворца было мусором, для простого нищего люда служило материалом для стройки, отопления, других хозяйственных нужд.

Новый дворец оказался самым высоким жилым зданием в столице — 23, 5 метра в высоту. Позже, в 1844 году, чтобы не разрушить сложившуюся иерархию, Николай I издаёт указ о запрете возводить в Петербурге гражданские здания, превосходящие высотой Зимний. Указ соблюдали до 1905 года.

На Пасху 1762 года дворец освятили — и двор въехал в новый, последний по счёту Зимний. Но Елизавета, которая и задумала грандиозную постройку, не увидела нового великолепия. Она умерла в 1761 году, и дворец принимал, обживал её племянник, Пётр III. Впрочем — обживал недолго. В результате дворцового переворота 1762 года к власти приходит его жена — Екатерина II.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом. 

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект  замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.

Дворцовая площадь в конце 18 века

Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении.  Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса. 

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное —  придало площади логическую завершенность.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.

Дворцовая площадь в 19 веке

Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат. 

Живые шахматы — фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны, которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Зимний дворец во время блокады

С самого начала войны во дворце велась самоотверженная работа по сбережению художественных ценностей. Уже 22 июня 1941 года был выпущен приказ директора Эрмитажа И. А. Орбели об эвакуации сокровищ музея.

Было сформировано 2 эшелона с бесценными произведениями искусства. Они благополучно были отправлены на Урал в город Свердловск. Началось формирование третьего эшелона, но кольцо блокады замкнулось, и он остался стоять на железнодорожных путях вокзала.

Была проделана сложнейшая работа по консервации шедевров и размещению их в подвалах Эрмитажа. В Зимнем было создано 12 бомбоубежищ для сотрудников и их семей. Строение было перекрашено в серый цвет и сделана тщательная светомаскировка.

Однако авианалеты и артобстрелы принесли строению некоторые разрушения. В него попало около 20 снарядов и 2 авиабомбы. Стараниями реставраторов повреждения в кратчайший срок были исправлены.

В 1944 году открылась постоянная выставка, а к осени 1945 года почти все эвакуированные ценности вернулись в музей и его залы распахнулись для любителей прекрасного.

Символ российского самодержавия

По замыслу архитектора, новый дворец должен был превзойти в роскоши лучшие шедевры Европы и стать символом величия российского самодержавия. Замысел удался полностью и 150 лет Зимний — главная резиденция государей России.

Начатый при Елизавете, дворец был принят в эксплуатацию Петром III в апреле 1762 года. Его первой хозяйкой стала Екатерина II. При ней же продолжилось оформление интерьеров.

После ознакомления с результатами строительства, она отправила в отставку Растрелли и дорабатывать оформление принялись Фельтен и Ринальди.

Начатые ими переделки продолжили в 1780-90 г. Д. Кваренги и И. Е. Старов. Были переделаны многие помещения и выстроена новая вереница апартаментов.

Джакомо Кваренги создал Георгиевский или Большой Тронный зал. Для этого было даже построено отдельное здание с восточной стороны дворца.

Государь Николай I реализовал идею своего старшего брата Александра I и разместил в Зимнем галерею портретов выдающихся офицеров – героев Отечественной войны 1812 года.

Он пригласил известного портретиста Джорджа Доу и поручил ему написать портреты ведущих русских генералов. Начиная с 1819 года, англичанин в сотрудничестве с русскими художниками создал 332 портрета героев, победителей Бонапарта. 25 декабря 1826 года была торжественно открыта Военная галерея 1812 года.

По заказу Николая I зодчий Огюст Монферран создает два новых павильона, призванных подчеркнуть имперскую значимость государства. Это Фельдмаршальский и Петровский зал, созданный в честь великого императора Петра I и названный Малым Тронным залом. Современники восприняли эти залы с восхищением.

Дворец переживал разные времена. Во время правления Николая I из-за неисправности дымохода дворец сгорел практически дотла.

История Зимнего дворца Петра I

Музей

Зимний, который мы знаем сейчас, был заложен летом 1732 году. Но что мы еще о нем знаем?

Нынешняя постройка является пятой по счету. Первый Зимний дворец заложил Петр I, и он был похож скорее на простой двухэтажный дом. Второй подарил ему князь Меньшиков, друг и соратник. Этот дворец был просторнее и сделан из камня, но все еще оставался скорее домом. Его наследники, в частности Анна Иоанновна, занимались грандиозной перестройкой, для которой и пригласили итальянского архитектора.

С 1844 по 1905 в Санкт-Петербурге не было здания выше, чем Зимний дворец. Этот вопрос регулировал специальный указ Николая Первого. Причем, прямо здание Зимнего не указывалось, в качестве мерила выступала его высота до карниза.

В 1837 году дворец пережил страшнейший пожар, в котором сгорели все предметы быта и оригинальная отделка. То, что мы видим сегодня – это продукт реставрации. К слову, восстановить величественный дворец удалось всего за 15 месяцев, путем титанических трудов 6000 рабочих со всей империи.

Это самый большой дворец в России и один из крупнейших в Европе. В нем 1057 комнат, 1945 окон и 117 лестниц. Площадь Зимнего – 60 000 квадратов, а чтобы обойти его полностью и посмотреть все хранящиеся в экспозиции сокровища, понадобится 8 лет.

Зимний дворец Петра I не всегда был выкрашен в бело-зеленые цвета. Изначально цвет стен был бледно-желтым, позднее – красным, потом – серым и цвета слоновой кости. Многие историки настаивают, чтобы дворцу вернули первоначальный оттенок охры, который сочетается с образом Северной столицы в наибольшей мере.

Коллекцию предметов искусства, которые хранятся в Эрмитаже, начала собирать Екатерина Вторая. Изначально шедевры были доступным только избранным, но в 1852 году, при Николае Первом, Зимний дворец открыли для посетителей. Билет стоил дорого, поэтому купить его могли только очень знатные люди.

Дворец достаточно сильно пострадал в Великую Отечественную войну, несколько залов, в том числе Малый тронный, были уничтожены прямым попаданием авиационных бомб. Уже в ноябре 1945-го музей открыли для посетителей, но полная реставрация закончилась через несколько лет.

Эксперименты двадцатого столетия

Начало нового века совпало с радикальными переменами в облике Зимнего. Еще в 1897 году последний русский император Николай II одобрил проект окраски фасадов без выделения колонн и декора. Распоряжение государя выполнили в 1901 году, и результат многих поверг в шок. Не только Зимний дворец, но и остальные здания на Дворцовой площади – штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб – стали насыщенно-красными («кирпичного» цвета) и, по распространенному мнению, полностью утратили свою уникальность. Но император и архитекторы стояли на своем: им представлялось, что подобное решение способствует единству восприятия ансамбля, а значит, отказываться от него не следует.

Помпейская галерея Зимнего дворца (ныне – Восточная галерея). Художник В.С. Садовников. XIX век

История внесла свои коррективы: когда 9 января 1905 года на пути ко дворцу пролилась кровь рабочих, желающих вручить своему царю петицию, новый оттенок Зимнего показался императору не самым удачным. В ходе ремонтных работ накануне трехсотлетия царствования династии Романовых министр Императорского двора В.Б. Фредерикс «изъявил желание, чтобы Императорский Зимний Дворец был окрашен в колер более светлый, чем тот, в который он окрашен в настоящее время». Юбилей 1913 года здание встретило уже в розоватом оттенке, оставалось таким уже после свержения монархии и «позировало» художнику Борису Кустодиеву для картины «Праздник на Площади Урицкого» (такое название Дворцовая площадь носила с октября 1918 по январь 1944 года).

В 1920-х годах начались очередные эксперименты по изменению фасадов Зимнего дворца. На некоторое время здание и вовсе стало оранжевым, но краска на масляной основе быстро потрескалась. Поиски нового цвета начались после Великой Отечественной войны (во время блокады Ленинграда Эрмитаж замаскировали), и к 1947 году здание приобрело тот самый, привычный для нас бирюзовый оттенок, а окна окрасили белой краской. Такой вид Зимнего дворца поддерживается уже более семидесяти лет.

Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. Художник Б.М. Кустодиев. 1927 год

Обложка: newsartspb.ru

Зимний дворец

Главной достопримечательностью Дворцовой площади является Зимний дворец.

  • Метро: Невский Проспект, Адмиралтейская
  • Стиль архитектуры: Елизаветинское барокко
  • Главный архитектор: Франческо Растрелли
  • Дата основания: 1754 год

По страницам Зимнего дворца

За всю историю Санкт-Петербурга было построено пять зимних дворцов. Изначально Петр Первый жил в одноэтажной избе, выполненной из дерева. По легенде она была построена за три дня. Спустя пять лет царь приказал построить зимнюю резиденцию. Корабельных дел мастер Петр Алексеев соорудил для императора деревянный дом в два этажа.

В 1712 году А. Д. Меньшиков в качестве свадебного подарка преподносит Петру Первому загородный дом, выполненный из камня. В нем император прожил пять лет. После того как на престол взошла Анна Иоанновна, новоиспеченной императрице потребовались новые царские покои. Главным архитектором был назначен Франческо Растрелли, и в 1735 комплекс был достроен.

Дворец состоял из 70 парадных залов, спален, большой капеллы, театра, галерей.

В 1741 году на престол взошла Елизавета Первая. По ее приказу к Зимнему были пристроены служебные помещения, а через несколько лет добавлены корпуса. Однако и этого было мало, и императрица подписала указ о создании нового дворцового комплекса. Строительные работы были закончены в 1755 году, однако дворец не понравился императрице. Русская царица мечтала о создании величественного дворца, который бы олицетворял царскую роскошь.

Воплотить мечту императрицы вновь посчастливилось архитектору Ф. Растрелли. Дворец получился роскошным и помпезным, общая площадь составляла 60 000 кв. м. Елизавете не суждено было жить во дворце своей мечты, его принял император Петр Третий. Но и он недолго прожил здесь, после свержения царские хоромы перешли к Екатерине Второй.

Эрмитаж

Коллекционер живописи Й. Э. Гоцковский задолжал князю В. С. Долгорукову большую сумму денег. В счет долга в 1764 году он переправил Екатерине Второй большую коллекцию редчайших картин. Для их хранения было построен Малый Эрмитаж. Далее были пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В начале XIX столетия было построено здание Нового Эрмитажа.

Настоящее Зимнего дворца

Дворец выглядит величественно, крылья здания обращены к Адмиралтейству, фасадная часть выходит на Неву. Масштабы всего комплекса впечатляют и удивляют:

  • Протяженность со стороны Невы – 210 метров;
  • Протяженность со стороны Адмиралтейства – 175 метров;
  • Количество залов – 1050
  • Количество окон – 1945
  • Количество лестниц – 117
  • Количество дымовых труб – 329
  • Высота – 23.5 метра

На крыше установлены 176 скульптурные композиции.

Трагические страницы

В декабре 1837 года из-за ошибки в печном отделении произошел сильный пожар. Часть ценностей удалось сохранить, здание почти полностью было уничтожено.

На Александра Первого было совершено покушение, император не пострадал, погибли солдаты караула.

В Зимнем дворце после февральской революции разместилось временное правительство. Во время Октябрьской Революции большевики арестовали министров. Сам комплекс стал именоваться Дворец искусств, однако спустя две недели после переворота Зимний дворец обрел статус музея, а его сокровища были национализированы.

Интересные факты

Николай Первый издал указ, о запрете строительства здания высотою больше чем 11 саженей. Император не желал, чтобы в городе появилось строение, по высоте превышающие его резиденцию.

Официальными жители Эрмитажа являются коты и кошки. Здесь можно встретить потомков голландских котов, привезенных Петром Первым, а также казанских котов, которых выписала Елизавета.

14 фактов о Зимнем дворце

  1. За время правления царей возведено пять зимних дворцов для комфортного пребывания правителей. Последний стал самым богатым по скульптурному и архитектурному декору.
  2. За время существования служил разным целям. Помимо основного назначения, использовался, как военный госпиталь, революционный музей, здание Временного правительства.
  3. До 1905 года в Петербурге действовал закон, запрещающий строительство домов выше, чем резиденция царей, которая длительное время оставалась самым высоким зданием в столице.
  4. Изначально в Зимнем дворце на площади 60 тысяч м2 располагалось 1500 комнат для царской семьи, придворных, служащих и гостей.
  5. Пока строилась резиденция, страна сменила не одного правителя. Изначально проект заказывала Елизавета, после смерти которой строительство должен был принять ее сын Петр. Пока проходили окончательные отделочные работы на престол после государственного переворота взошла Екатерина Великая.
  6. Именно Екатерина II стала основоположницей Эрмитажа. Она искала и выкупала ценные картины знаменитых художников, брала их в счет долга.
  7. В начале XIX веке произошел пожар, который практически разрушил царскую резиденцию. Потребовалось 15 месяцев и 6000 рабочих, чтобы восстановить дворец.
  8. После завершения строительства главная площадь была покрыта горой мусора. Чтобы от него избавиться пришлось бы ждать минимум месяц. Тогда император решил схитрить и разрешил простым людям взять себе на память о строительстве все, что захотят с площади. Уже на следующий день территория была чиста.
  9. Во время правления большевиков здание переименовали в Дворец Искусств. В нем заседал Народный комиссариат просвещения, устраивались кинопоказы и представления. Но люди по-прежнему использовали привычное название.
  10. В годы Великой Отечественной Войны подвалы дворца служили бомбоубежищами для населения. Также в них хранилась часть коллекции картин. Попадания бомб и мин сильно разрушили постройку, но после окончания войны здание быстро восстановили.
  11. Цветовая гамма стен часто менялась. Был розовым, красным, голубым. В 1946 году решили перекрасить в бледно-зеленый. Таким резиденция остается уже долгие годы.
  12. Петровский зал Зимнего дворца посвящен жизни Петра Великого, первого императора. Вся отделка выполнена в красно-золотых тонах. На стенах изображен личный вензель правителя и растительные орнаменты.
  13. В военной галерее представлены портреты выдающихся русских генералов, которые доказали мощь империи.
  14. Архитекторами создана великолепная комната для жены Николая I. Перед ними стояла непростая задача – продемонстрировать богатство государства. Для этого подошел натуральный малахит, которым не только инкрустировали предметы быта, но и использовали, как детали мебели и интерьера.

Архитектурные особенности и колорит

Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка. Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед — эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.

Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий — примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.

Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Оформление интерьеров

Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.

Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.

Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.

  1. Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
  2. Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
  3. Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
  4. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.

Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец -Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.