Неучтенное хранение лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, и их безрецептурный отпуск
Как упоминалось ранее, одним из требований пп. «г» п. 5 Положения является соблюдение правил отпуска лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (чаще всего это наркотики), то есть Правил № 403н. Контроль в сфере легального оборота наркотиков, подлежащих предметно-количественному учету, как правило, проводится органами МВД.
В рамках этого контроля в аптеке (дело № А40-157322/18, рассмотрено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 № 09АП-49807/2018) было выявлено неучтенное хранение обозначенных препаратов. Факт поступления наркотических препаратов в аптеку был подтвержден поставщиками.
По мнению контролеров, в данном случае аптека нарушила лицензионные требования пп. «г» п. 5 Положения, выразившиеся:
-
в отсутствии специальных рецептурных бланков (ф. 148-1/у-88), разрешающих и подтверждающих отпуск вышеуказанных препаратов (согласно Перечню лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденному Приказом Минздрава России от 22.04.2014 № 183н, и п. 4 и 14 Правил № 403н). Такие рецепты должны оставаться в аптеке и храниться в течение трех лет);
-
в отсутствии учета в специальном журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, регламентированных Правилами регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденными Приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н, – вышеуказанные лекарственные препараты не были учтены в таком журнале.
Кроме того, выявленные и неучтенные препараты в аптеке хранились не в сейфе, как того требуют Правила хранения лекарственных средств, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н.
Суды, проанализировав указанные обстоятельства, согласились с доводами проверяющих об осуществлении аптечной организацией деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, что, в свою очередь, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
С учетом того, что выявленные нарушения влекут возникновение потенциальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, деятельность аптеки по решению суда была приостановлена на 90 суток.
В деле № А43-11825/2016, рассмотренном в Постановлении АС ВВО от 08.11.2016 № Ф01-4381/2016, аптечная организация была оштрафована на 100 тыс. руб. на основании КоАП РФ за нарушение требований пп. «г» п. 5 Положения, также выразившееся в отсутствии:
-
специального журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
-
в рецептах на кодеиносодержащие лекарственные препараты отметок об их отпуске (о наименовании и дозировке лекарственного средства, отпущенном количестве, дате отпуска и лице, его отпустившем).
Пригласить на тендер
Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:
Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыРемонт автомобильной грузоподъемной техникиЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных
Грубые нарушения в фармацевтической деятельности – основания для штрафа
На основании КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
В примечании к данной норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В частности, порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение).
В пункте 6 Положения говорится, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных п. 5 названного положения. Перечень этих требований состоит из нескольких позиций, и каждая из них является самостоятельным основанием для привлечения аптечной организации к административной ответственности. Приведем несколько примеров из практики.
Неплатежи со стороны собственников
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.
При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2020 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.
Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по КоАП РФ.
Куда жаловаться
Подобные правонарушения часто проходят без наказания. Если гражданин желает пресечь незаконную деятельность, он имеет право подать жалобу:
- в полицию, если речь идет о торговле в неположенном месте. Обратиться можно к участковому или в любой отдел, далее дело будет передано по подведомственности и территориальности;
- в администрацию муниципального образования при торговле в неположенном месте. Штраф может вынести муниципальный инспектор. Он же проведет проверку.
- в ФНС, если лицо осуществляет торговлю без регистрации в качестве предпринимателя, или уклоняется от уплаты налогов;
- в Роспотребнадзор при нарушении правил торговли.
Обратиться в соответствующий орган можно как письменно, так и по телефону. Однако письменное заявление будет более эффективным.
Подробнее о том, как подать жалобу на ИП, читайте здесь >>
Ответственность за нарушение лицензионных требований УК
Работа УК в сфере жилищно-коммунального хозяйства контролируется Госжилнадзором. Этот проверяющий орган имеет право осуществлять проверки компании. Если во время таких проверок выявляются какие-либо нарушения, то их заносят в протокол.
Затем определяется, действие или бездействие организации привело к появлению нарушений, какое должностное лицо не справилось со своими обязанностями и т.д.
При необходимости проверки документации управляющей компании, ГЖН требует от УК предъявления нужных бумаг. Если обнаружены нарушения, организация должна дать объяснения в течение 10 дней. В случае, когда руководство компании не предоставляют объяснений или они не удовлетворяют контролирующие органы, осуществляется выездная проверка.
Именно во время такой проверке законодательством установлено ведение протокола. В зависимости от выявленных нарушений к УК могут применить следующие меры:
- выдача предписания с условием устранить все найденные недочеты.
- Привлечение руководства к административной ответственности.
- Аннулирование лицензии.
Административная ответственность компании подразумевает штрафы (ст. 7. 23. 3 КоАП). Например, руководство могут оштрафовать на сумму до 100 тыс. рублей. В некоторых случаях должностные лица лишаются права занимать конкретную руководящую должность.
Штраф может быть наложен и на саму компанию. Его максимальный размер – 250 тыс. рублей. Если УК лишили лицензии, но она продолжает осуществлять свою деятельность, то руководство могут оштрафовать на 200 тыс. рублей, а юридическое лицо – на 500 тыс. рублей.
Лицензирование управляющих компаний
Лицензирование управляющих компаний
Для того, чтобы получить лицензию, управляющая компания должна отвечать ряду требований, а руководитель должен сдать квалификационный экзамен. Лицензия выдается специальной лицензионной комиссией, бессрочна, но действует только в пределах того субъекта федерации, где была выдана.
После получения лицензии, контроль за деятельностью подобных компаний осуществляют органы Государственного жилищного Надзора. В течение года проводятся выездные и документальные проверки. Если в ходе проверки выявляются нарушения, то составляется протокол, и управляющей компании выносится предписание об их устранении в определенный срок. В ряде случаев юридическое лицо и должностные лица могут быть подвергнуты административным штрафам.
При неисполнении предписаний в течение календарного года, управляющая компания лишается права управлять многоквартирным домом.
Важно! В случае, когда компания лишиться права управлять 15% своих домов, ей грозит аннулирование лицензии на 3 года, а руководящему лицу запрет на право заниматься данным видом деятельности
Предоставление лицензий управляющим компаниям
Для того, чтобы получить лицензирование, каждая управляющая компания обязана соблюсти ряд требований, которые предписывает закон, а руководитель компании должен сдать специальный экзамен на квалификацию. Лицензии на осуществление деятельности УК выдаются специальными лицензионными комиссиями. Такие лицензии бессрочны, но работать управляющая компания имеет законное право только в пределах того субъекта государства, в котором такая лицензия была получена.
Но в каких случаях происходит лишение лицензии управляющей компании?
За деятельностью управляющих компаний осуществляет контроль специальный государственный орган – Государственный Жилищный Надзор, который ежегодно осуществляет всевозможные проверки деятельности управляющих компаний путем выездных и документальных проверок.
Основания для лишения лицензии управляющей компании
Следующий момент. Управляющую компанию можно лишить лицензии на осуществление ее деятельности только при наличии особых предписаний (не менее трех в течение одного года). Такие предписания могут быть вынесены за определенные действия со стороны этой управляющей компании. К примеру, за действия:
- связанные с нарушением пожарных, либо санитарных норм;
- которые связаны с нарушением правил содержания имущества;
- которые могут быть связаны с несоблюдением правил осуществления ремонтных работ;
- связанные с раскрытием информации, являющейся конфиденциальной;
- по нарушению процесса предоставления разнообразных жилищно-коммунальных услуг, а также по неисполнению установленных для деятельности управляющей компании специальных нормативов.
Лишение лицензии управляющей компании возможно как за регулярное невыполнение своих обязанностей и предписаний закона, так и за систематического нарушение положений договора, который был заключен с собственниками жилых помещений; предоставление им некорректной либо ложной информации, а также за грубое нарушение требований, установленных лицензией.
Административная ответственность за нарушение лицензионных требований
Административная ответственность за нарушение условий лицензии предусмотрена частями 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ, а также ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в области предпринимательской деятельности (глава 14), а ст. 19.20 — в сфере порядка управления. По существу это означает, что коммерческие медицинские организации и бюджетные МО, оказывающие медуслуги в качестве деятельности, приносящей доход, могут быть привлечены к ответственности по ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ, тогда как бюджетные МО, отказывающие медпомощь по госпрограммам, по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В последнем случае привлечь к ответственности могут лишь за грубое нарушение лицензионных требований. Мы же далее рассмотрим ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.
Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за «рядовое» нарушение требований и условий лицензии, часть 4 — за грубое. Ниже в таблице 1 наглядно представлена вся «суровость» наказаний для каждого «виновного». Из нее становится ясно, почему проверяющий орган стремится выявить «грубое» нарушение лицензии. Наказание по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в 4-5 раз строже чем по ч. 3.
Таблица 1
Ответственность за нарушение лицензионных требований | Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ | Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ |
---|---|---|
Предупреждение | — | |
Штраф | ||
ИП | 3000 — 4000* | 4000 — 8000 или Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Должностные лица | 3000 — 4000 | 5000 — 10 000 |
Юридические лица | 30 000 — 40 000 | 100 000 — 200 000 или Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
*Согласно Примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть ИП), совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ не предусматривает особого наказания для ИП, а потому его могут наказать по этой норме как должностное лицо.
Заметим, что для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) штраф может быть заменен на предупреждение по правилам ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ. Однако это — отдельная тема.
Отсутствие лиц, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ
Одно из требований п. 5 Положения – требование о соблюдении лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила № 1222н) (пп. «в»).
Пунктом 8 Правил № 1222н предусмотрено оформление сопроводительного документа на лекарственные средства, содержащего информацию:
-
о дате оформления сопроводительного документа;
-
о наименовании лекарственного средства (международном непатентованном наименовании лекарственного средства и торговом наименовании лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
-
о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
-
о количестве упаковок;
-
о поставщике (идентификационном номере налогоплательщика, полном наименовании поставщика, его местонахождении);
-
о покупателе (идентификационном номере налогоплательщика, полном наименовании покупателя, его местонахождении);
-
о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должности, Ф. И. О.).
Согласно п. 9 Правил № 1222н прием лекарственных средств должен осуществляться приемным отделом организации. Лица, ответственные за проведение погрузочно-разгрузочных работ лекарственных средств, должны:
-
обеспечить каждую партию лекарственных средств сопроводительными документами;
-
контролировать наличие необходимой информации в сопроводительных документах.
При этом п. 14 Правил № 1222н в обязанности руководителя аптечной организации вменено обеспечение организации системы внутреннего контроля за соблюдением настоящих правил.
Кроме того, в силу п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, товарно-сопроводительная документация на товар должна содержать сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сведения о сертификате соответствия, его номере, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В силу п. 45 и 46 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, аптека должна принимать меры для минимизации риска проникновения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных лекарственных препаратов в обращение. Поэтому в процессе приемки лекарственных препаратов работники аптеки обязаны осуществлять проверку соответствия принимаемых лекарственных препаратов товаросопроводительной документации по ассортименту, количеству и качеству, соблюдению специальных условий хранения (при наличии такого требования в нормативной документации на лекарственный препарат), а также наличию повреждений транспортной тары.
Очевидно, что если в аптеке отсутствуют лица, ответственные за проведение погрузочно-разгрузочных работ лекарственных средств, то априори не может быть проведена надлежащая проверка соответствия принимаемых аптекой лекарственных препаратов товаросопроводительной документации на них. А это (как вытекает из вышеприведенных правил) является прямым нарушением требований лицензионного законодательства и, следовательно, основанием для привлечения аптеки к ответственности на основании КоАП РФ (см. Постановление АС УО от 22.01.2019 № Ф09-8975/18 по делу № А60-25444/2018). Как подчеркнули арбитры в данном деле, аптека, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, приняла на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Напомним: названная обязанность обусловлена ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Обстоятельств, объективно препятствующих их соблюдению (в данном случае – назначению лиц, ответственных за погрузочно-разгрузочные работы лекарственных средств), и доказательств тому аптека не привела и не представила. В результате из-за отсутствия кадрового приказа аптеке пришлось уплатить штраф 100 тыс. руб.
Причины лишения УК лицензии
Основания для лишения управляющей компании лицензии даны в ст. 20 . Такое возможно, если лицензиат сам подал заявление о прекращении данного вида деятельности, о прекращении вообще любой предпринимательской деятельности, о вступлении в силу решения суда о ее аннулировании.
В этом же нормативном акте дано указание, что аннулирование действия лицензии возможно только по решению суда. Инициатором данного разбирательства может быть лицензирующий орган. Он должен действовать на основе решения лицензионной комиссии.
Основаниями для отзыва лицензии у управляющей компании может быть невыполнение лицензионных требований или иных требований законодательства. Несоответствие в работе может быть выявлено в ходе плановой или внеплановой проверки. График плановых проверок устанавливаются лицензирующим органом ежегодно.
А вот внеплановые, в соответствии со своим названием, могут организовываться в срочном порядке, при наличии следующих причин:
- у УК уже имеется предписание о необходимости устранить нарушения в работе. Проверка в данном случае необходима, чтобы проконтролировать приняло ли руководство компании меры для их устранения или нет. Причиной может стать как истечение сроков, предоставленных на исправление, так и заявление самого нарушителя о досрочном исправлении ошибок;
- заявление о нарушении законодательства. Его могут подавать граждане, органы власти, СМИ. Проверка в этом случае проводится только если существуют указания на наличие грубых нарушений. Такими являются неправомерные действия, которые приводят даже к потенциальной опасности для граждан, окружающей среды, государства, объектов культурного наследия и т.д.
Нарушение лицензионных требований управляющей организацией
Требования, выполнение которых необходимо для получения лицензии УК:
- наличие регистрации в качестве ИП или юридического лица на территории РФ;
- индивидуальное название, которое не должно быть аналогичным или схожим в значительной степени с УК, уже имеющей допуск к управлению МКД;
- наличие аттестата квалификации у представителя организации и отсутствие неснятой или непогашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также правонарушение в сфере экономики;
- отсутствие аннулированного ранее разрешения и соответствующей записи в сводном федеральном реестре лицензий;
- соблюдение поставщиком коммунальных услуг и представителями фирмы требований к предоставлению информации.
Грубое нарушение требований может привести к аннулированию разрешения и уголовному преследованию управляющей компании.
Нарушение хотя бы одного из перечисленных пунктов дает органу государственного жилищного надзора (ГЖН) право на обращение в суд с целью отзыва разрешения УК. Также это возможно в случае назначения управляющей компании более трех административных наказаний из-за уклонения от проверок, ее признания банкротом.
Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.199, ч.2) отзыв лицензии УК может быть инициирован, если в ее управлении в течении полугода нет ни одного дома.
Невыполнение предписаний ГЖИ
В юридической практике нередки случаи лишения разрешения на работу компаний, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, не выполняющих предписания органов ГЖН. Это приводит к заведению на организации административных дел, что становится очевидным нарушением правил ведения предпринимательской деятельности. Окончательное решение принимается судом, который рассматривает дела на основании заключений лицензионной комиссии.
Аннулирование лицензии из-за тождественности названия УО
Наличие у управляющей компании оригинального названия – одно из условий получения разрешения на работу. Организации, которые занимаются регистрацией таких фирм, уже следят за тем, чтобы разрешения не выдавались заявителям со схожими наименованиями. Случаи аннулирования лицензии управляющей компании с такой формулировкой пока не были зафиксированы, но у органов ГЖН есть необходимые полномочия.
Из-за долгов перед РСО
Признание лицензированной УК банкротом – один из факторов, который дает право аннулировать разрешение организации на работу. Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.198, п.5, пп.5.4) для запуска процедуры необходимо иметь на руках соответствующее решение суда, вступившее в законную силу. Результатом отзыва разрешающего документа становится потеря управляющей компанией права на обслуживание подотчетных многоквартирных домов.
Срок давности привлечения к ответственности
Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2020 № Ф05-9548/2020 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2020 № Ф06-63555/2020 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2020 № Ф07-9096/2020 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена. Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено
Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось
Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.
Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.
Необходимые основания
Лишить управляющую компанию лицензии можно только после соответствующего судебного решения.
Для начала судебного разбирательства по отзыву лицензии у управляющей компании Госжилнадзор должен подать иск.
Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН. Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК.
Безусловным основанием для подачи иска на лишение лицензии управляющей компании может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН.
Должно быть не менее двух невыполненных предписаний в год, которые повлекли за собой наложение на УК взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами, в 15% из них были допущены нарушения требований обслуживания, не менее 2-х раз в год.
Процедура отзыва
Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ проходит в нескольких этапов. Согласно ст. 199 ЖК, лишить лицензии можно только ту управляющую компанию, которая потеряла в обслуживании за последний год более 15% обслуживаемой жилой площади.
То есть, сначала происходит исключение из объема ее работ только одного МКД. Эта процедура регламентирована в ст. 198 ЖК РФ. Такое возможно, если в течение года в отношении УК надзорный орган выносил предписание 2 и более раз, но оно не выполнялось. Тогда именно этот объект, в отношении которого происходило нарушение, исключается из общего списка.
Законом предусмотрены нарушения, приводящие к исключению из реестра всех адресов, которые обслуживает УК. Это возможно в случае, если нарушены лицензионные требования, установленные ст. 193 ЖК. К ним относятся:
- отсутствие регистрации в качестве юридического лица или ИП;
- наличие неснятой или непогашенной судимости у руководителя за экономические, тяжкие или особо тяжкие преступления;
- дискредитация должностного лица или обнаружение аннулированной лицензии на данный вид деятельности у руководителя;
- отсутствие аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена.
Как лишить УК лицензии? Жаловаться на нее в лицензирующие, надзорные органы. Если на УК поступали жалобы, но ее сотрудники мешали проведению проверки, то, в зависимости от степени их вины, может быть принято решение об исключении либо только одного адреса, по которому были поданы жалобы, либо всех адресов у данной УК.
Только в случае, если площадь помещений в исключенных домах составляет более 15% от всей имеющейся площади, лицензионная комиссия рассматривает вариант о лишении УК разрешения. Для лишения лицензии УК существует еще одно основание, если в течение полугода в реестре у данной УК отсутствуют МКД, которые она обслуживает. Комиссия представляет свое заключение в ГЖИ, а та в свою очередь подает иск в суд.
Узнайте о том, что такое Ноу-Хау и как зарегистрировать свои права.
Не пропустите «Особенности права на служебное изобретение».
Порядок лишения
Лишить управляющую компанию лицензирования на осуществление деятельности возможно только по решению судебного органа. Истцом в судебном процессе такого типа выступает Госжилнадзор. В судебной практике лишение лицензии управляющей компании очень распространено.
В случаях, когда по результатам проведенной проверки были подтверждены факты нарушения управляющей компанией норм законодательства, а также всех существующих условий договора с собственниками жилых помещений, надзорный орган обязан дать специальное предписание в адрес этой компании. Если управляющая компания бездействует, и в течение года таких предписаний вынесено не менее трех, то, в таком случае, дело о лишении ее лицензирования передается в суд.
Отсутствие в аптеке минимального ассортимента лекарственных препаратов
Наравне с Перечнем ЖНВЛП Правительство РФ утверждает минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медпомощи (как правило, эти два перечня утверждаются одним правительственным актом, например, на 2019 год это Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р). Отсутствие в аптеке препаратов из обозначенного ассортимента (разумеется, актуального на дату проведения контрольного мероприятия) является основанием для привлечения ее к административной ответственности по КоАП РФ. И вот почему.
Одним из требований п. 5 Положения является требование о соблюдении лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами для медицинского применения (пп. «г»):
-
Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н;
-
Правил № 646н;
-
Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н;
-
нормы ч. 6 ст. 55 Закона № 61-ФЗ (где установлена обязанность аптеки формировать минимальный ассортимент лекарственных препаратов);
-
Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865.
Из приведенных правил следует, что аптечные организации должны иметь в постоянном наличии минимальный ассортимент лекарственных средств. Поэтому отсутствие таких препаратов (хотя бы нескольких) является основанием для наложения штрафа исходя из КоАП РФ.
К примеру, в деле № А47-5627/2018, рассмотренном в Постановлении АС УО от 22.01.2019 № Ф09-7922/18, в день проведения прокурорской проверки (26.04.2018) в аптеке отсутствовало три препарата из минимального ассортимента. Но они (как следует из пояснений работников аптеки) были заказаны, причем доставка препаратов должна была состояться как раз 26.04.2018.
Однако суды пришли к выводу: установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что аптекой не были приняты все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения требований лицензионного законодательства. В результате аптеке из-за отсутствия в день проверки трех лекарственных препаратов пришлось уплатить штраф.