Главный мотив в творчестве
Фрэнк Гери вспоминает, как покупал на еврейском рынке зеркального карпа, из которого бабушка готовила праздничное блюдо. На протяжении многих лет рыбы являются его любимым мотивом в творчестве, и автор уникальных шедевров признается, что таким образом он выражает движение в архитектуре. Одна из известнейших скульптур мастера, венчающая возведенный им торговый центр, установлена в порту Барселоны. «Большая рыба», ставшая символом проходившей в 1992 году Олимпиады, выполнена из нержавеющей стали, которая блестит в солнечную погоду и таинственно мерцает в дождливую. Это первое произведение, очертания которого полностью рассчитаны на компьютере: мэтр применил современные технологии трехмерного проектирования, и такое моделирование чрезвычайно облегчило инженерные расчеты.
Позднее Фрэнк Гери создает изумительные арт-светильники в виде плывущих обитателей подводных глубин.
Интересные факты
Десять лет назад известный режиссер С. Поллак снял документальную картину под названием «Наброски Фрэнка Гери». В ней мэтр делится первым опытом воплощения новых идей и рассказывает о своем доме, который стал причиной грандиозного скандала. Гений признался, что строение в Санта-Монике наиболее приближено к его архитектурному идеалу.
С детства автор потрясающих сооружений много рисовал. В ранних набросках к будущим строениям можно увидеть необычную кружевную вязь, в которой просматривается их облик и форма.
Его ноу-хау, которое принесло фирме первую прибыль и известность, – стулья, выполненные из гофрокартона. При себестоимости в несколько долларов они продавались в десять раз дороже. Именно низкобюджетные проекты позволили разгуляться фантазии мастера, обожающего эксперименты не только с формами, но и с материалами. Через несколько месяцев навсегда покончил с мебельным дизайном, с которого начался его путь к славе, гениальный Фрэнк Гери.
Концертный зал имени Уолта Диснея в городе Лос-Анджелесе, США (2003 г)
Новая концертная площадка, рассчитана на 2265 человек, была создана гениальным зодчим весьма разумно. Акустика внутри помещения заслуживает наивысшей оценки, поэтому здесь проходят самые популярные концерты академической музыки. Критики заметили схожесть здания с музеем в Бильбао, но на самом деле различие огромное. Всему виной любимый материал автора – металлические листы, которые являются причиной схожести строений архитектора. В 2005 году сооружение подверглось реставрации, причиной этому послужили многочисленные жалобы местных жителей, чьи дома расположены неподалеку. Дело в том, что в летнее время металлические пластины отражали солнечный свет, направляя его в окна соседних жилых домов. Таким образом, температура внутри квартир достигала 40 оC. Концертный зал является символом Лос-Анджелеса.
Музей современного искусства Гугенхайма в городе Бильбао, Испания (1977 г)
Эта работа сделала Фрэнка Гери знаменитым на весь мир. Плавные изгибы строения отлично гармонируют с волнами на реке Нервьон, на берегу которой оно расположено. Само здание вызывает множественные ассоциации, благодаря своему деформированному состоянию и блеску титановых листов в основе облицовочного материала. Оно похоже на цветок с лепестками роз, на межгалактический корабль, на 55-метрое речное чудище, которое вышло погреться на солнышке. Представитель американских архитекторов Филип Джонсон назвал этот музей «величайшим зданием нашего времени». Общая площадь постройки — 24 000 м2, из них 10 540 м2 предназначены для выставок. Всего в музее Гугенхайма в Бильбао 19 галерей, которые ежегодно становятся площадками для выставок художников со всего мира.
«Дом танцоров» в городе Прага, Чехия (1996 г)
Это здание стоит на берегу реки Влтава и выполняет функцию главного офиса голландской страховой компании Nationale-Nederlanden. Постройка вытянутой цилиндрической формы стала совместным проектом Ф. Гери и хорватского архитектора Владо Милунича. Дом сделан из привычных материалов – металлической сетки, бетона и стекла. Деформация цилиндров действительно напоминает танцующих мужчину и женщину. Эту работу художника восприняли с негодованием. Горожанам не нравилось, что постройка сильно выбивалась из общей архитектуры города, но через некоторое время работу даже признали достопримечательностью города. Из окон на верхних этажах открывается прекрасный вид на город и реку, поэтому там расположился ресторан «Жемчужина Праги».
Biomuseo в городе Панама, Республика Панама (2013 г)
Одним из самых ярких проектов легендарного Фрэнка Гери стал музей биологического разнообразия, расположенный на месте бывшей военной базы США. Внешний вид напоминает множество оригами, сброшенных в одну кучу. Вместе с ботаническим садом, площадь здания равняется 4 тыс. м2. На его территории находятся выставочные залы, 2 огромных аквариума и 8 галерей, которые демонстрируют изменение биологических видов всей планеты на протяжении всего существования планеты.
Фрэнк Гери в свои 88 лет продолжает трудиться над новыми проектами с использованием более современных программ моделирования, оставаясь верным своему стилю деконструктивизма.
Музей в Бильбао
Мировая слава пришла к архитектору 20 лет назад, после появления музея Гуггенхайма (Бильбао). Появившееся в Испании здание без преувеличения можно назвать самым впечатляющим сооружением, выполненным в стиле деконструктивизма. Абстрактная форма, беспорядочность изгибов которой предназначена, чтобы больше улавливать солнечного света, вызывает у посетителей множество ассоциаций. Благодаря архитектурному аттракциону, город Бильбао превратился в процветающий туристический центр. Считается, что именно с этого здания началась новая эра так называемой развлекательной архитектуры.
Биография, фото величайшего архитектора современности
Прославленный гений, настоящее имя которого Эфраим Оуэн Гольдберг, родился в 1929 году в Канаде. Из-за антисемитских гонений подросток в возрасте 17 лет вместе с семьей переезжает в Калифорнию. Он получает американское гражданство и берет новую фамилию. С раннего детства мальчик играет деревяшками, строит из них дороги и города. Однажды к нему приходит понимание, что он хочет этим заниматься в дальнейшем.
Увлеченный зодчеством молодой человек поступает сначала в школу архитектуры в Южной Каролине, а затем его ждет Гарвард. После окончания университета он работает с проектными фирмами США. Вместе с первой женой Анитой Снайдерс и детьми Фрэнк отправляется в Париж, где в течение года трудится совместно с известным архитектором А. Ремонде, создавшим немало уникальных сооружений. Он реставрирует старинные французские храмы и знакомится с мировыми шедеврами зодчества.
Ведущая компания мира
Талантливый Фрэнк Гери, биография которого вызывает чувство восхищения, в 1962 году возвращается в Лос-Анджелес и становится владельцем небольшой студии Frank O. Gehry and Associates. После этого его карьера идет по восходящей. Первоначально он занимается разработкой интерьеров торговых центров и частных домов, а их отличительной чертой становится отказ от привычных архитектурных форм, в частности от прямых углов. Спустя пятьдесят лет фирма Gehry Partners, претерпевшая изменения, становится ведущей компанией мира, и в ней уже работает около 200 человек. Выполнены десятки проектов в Европе, США и других странах. А в 1989 году автора уникальных сооружений награждают престижной Притцкеровской премией.
Сегодня главный офис компании мэтра находится в городке Марина-дель-Рей, а руководителем является сын Гери – Сэми.
Реконструкция «Art Gallery of Ontario» в городе Торонто, Канада (2009 г)
Спустя 80 лет после своего рождения у шедеврального архитектора появилась возможность реализовать постройку первого здания на малой родине в Торонто. Главной задачей зодчего было расширение художественной галереи. Внешне она напоминает парусник или длинную рыбу из стекла. Округлые стеклянные стены демонстрируют события, происходящие внутри. Каркас внутри здания выполнен из дерева и обшит досками. На втором этаже расположена галерея, крыша которой сделана из прозрачного стекла и металла. Эта работа отличается скромностью и сдержанностью по сравнению с другими творениями градостроителя.
Самые известные работы мэтра
Успешный Фрэнк Гери – архитектор, визитной карточкой которого стали ломаные формы, прослеживающиеся во всех его авторских творениях.
«Танцующий дом» в Праге давно стал предметом восхищения местных жителей и туристов. Цилиндрическая часть строения символизирует мужскую фигуру, а стеклянная башня – женскую.
Центр здоровья мозга Лу Руво (Лас-Вегас) состоит из двух корпусов, кардинально отличающихся друг от друга по форме. Исследовательский центр – не вполне обычное здание. Его строения ассоциируются с полушариями мозга, которые работают как единое целое.
Комплекс из трех зданий новой таможни в Дюссельдорфе выглядит как свернутые трубочкой листы бумаги, поставленные на землю.
Одно из самых высоких строений в мире находится в Нью-Йорке. Фасад 76-этажного небоскреба выполнен в виде ломаных линий, которые напоминают морские волны.
Учебный центр Рэя и Марии Стата в городе Кембридж, США (2004 г)
Центр компьютерных и информационных технологий стал одним из самых дорогих проектов архитектора за последние 10 лет. Его бюджет составляет 300 млн. долларов. Здание также предоставляет постоянные помещения для официальных клубов института, включая Технический Клуб Железной Дороги и Общество Электронных Исследований. Как выразилась профессор Джером Леттвин о внутреннем и внешнем оформлении комплекса: «Вы можете рассматривать его как утробу института. Это своего рода грязное место, но зато производительное!». В необычных условиях педагоги и студенты находят общий язык, объединяясь общей атмосферой здания.
«Антиархитектурный» дом
У прославленного архитектора очень интересная творческая судьба. В 70-е годы он получает известность в Европе, а вот в Америке его мало кто знает. Самый эксцентричный зодчий современности, произведения которого выходят за рамки привычного, переворачивает с ног на голову реальность. Он безжалостно ломает традиционные представления человека об архитектуре.
1978 год становится знаковым в карьере великого мастера, и о нем узнают после скандала. Фрэнк Гери, приверженец деконструктивизма, перестраивает собственный дом в Санта-Монике. Это было стандартное деревянное сооружение, которое стало обрастать стеклом, пластиком и металлическими сетками.
Его соседи, владеющие респектабельными виллами, испугались, что «курятник» резко понизит стоимость недвижимости в этом районе, и решили подать на него в суд. Архитектор долго вел с ними переговоры, и в итоге недружелюбно настроенные горожане продали свои дома и уехали. «Их интересовали деньги, а не эстетика», – рассказывает владелец собственной компании. Любопытно, что цены на виллы в квартале резко поднялись, а покинувшие насиженное место соседи и по сей день кусают локти.
Музей дизайна Витра в городе Вайле-на-Рейн, Германия (1989 г)
Компания Vitra, занимающаяся производством мебели, заказала у архитектора проект комплекса. Изначально президент фирмы планировал использовать помещение для показов современных образцов различного рода мебели, но со временем это сооружение переросло в Музей, где стали проходить мировые выставки дизайнеров и архитекторов. Расположение здания на территории мебельной фабрики стало изюминкой, привлекающей новых туристов. Музей представляет собой конструкцию из элементарных геометрических фигур, основой которой является гипс и металл. В 2003 году был достроен еще один корпус, как небольшой выставочный зал для презентаций.
Скульптура из металла «Рыба» в городе Барселона, Испания (1992 г)
При создании этой конструкции, автор использовал программу аэронавигационного проектирования в 3D. Это новшество для архитектора стало настоящим прорывом, а его постройка сделала революцию в мире архитектуры. Опорные балки, покрытые стальной сеткой золотого цвета – вот и весь рецепт успеха. Архитектор всегда использовал простые материалы, делая из них неповторимые работы, чем и прославился. Сам Гери утверждал, что этот проект перевернул его сознание и изменил взгляд на собственный стиль архитектуры. В последующих работах этого периода можно увидеть очертания рыбы, плавность линий и текучесть изгибов. Таким образом, 35-метровая «Рыба», созданная для Олимпийских игр в Барселоне, покорила не только сердца критиков и знатоков искусства, но и разум самого автора.