Проект энергосервисного контракта

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ, РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА

9.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до «____»_____________ 200__г.

9.2. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Стороны достигли соглашение о расторжении настоящего Контракта в одностороннем порядке в случаях, установленных пунктом 9.3 настоящего Контракта.

9.3. Учреждение вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по настоящему контракту и потребовать у Энергосервисной компании возмещения убытков в случаях:

— систематического (более _____ раз) нарушения Энергосервисной компанией сроков выполнения работ более чем на ______ рабочих дней;

— систематического (более ____ раз) несоблюдения Энергосервисной компанией требований по качеству работ;

— иных случаях, предусмотренных настоящим контрактом.

9.4. Учреждение, решившее расторгнуть настоящий контракт по основаниям, указанным в пункте 9.3 настоящего контракта, направляет письменное уведомление Энергосервисной компании за ________ рабочих дней до момента расторжения.

9.5. Настоящий контракт прекращает свое действие в случае, если покрытие расходов Энергосервисной компании, понесенных при исполнении настоящего контракта (путем уплаты процента экономии, установленного пунктом 3.2 настоящего контракта), произойдет ранее, чем закончится срок действия настоящего контракта, установленный пунктом 9.1.

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.

ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.

Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.

Преимущества внедрения

ЭСК в целом направлен на достижение национального, регионального уровня ресурсной теплоэнергетической безопасности, независимости, на снижение энергетических затрат в целях достижения экономии финансов, имеет определённые преимущества. Реализация контракта позволяет:

  • Решить проблемы недостающего финансирования на проекты по ресурсосбережению с помощью привлечения ЭСКО, как частного капитала для внедрения ЭСК услуг.
  • Ограничить затраты запасов топливно-энергетических ресурсов.
  • Снизить неблагоприятное, всевозрастающее влияние бесполезной затраты энергии на окружающую среду, вызывающие изменения климата.
  • Проектирование ЭСК по снижению потребления электроэнергии помогает достичь эффективности за счёт оптимизации возобновляемых источников энергии, теплового сбережения.
  • Федеральное агентство, как заказчик не вкладывает в выполнение проекта средства, не берёт на себя кредитные обязательства.
  • ЭСКО, как исполнитель заказывает проект, в котором просчитывает результаты по экономии с использованием объективных параметров обследования объекта. Предоставляет согласованное с заказчиком технико-экономическое обоснование.
  • Федеральное агентство, как заказчик, гарантирует ЭСКО возмещение всех инвестиционных затрат на осуществления проекта и премию из средств, полученных из фактической экономии ресурсов.
  • Федеральное агентство, как заказчик по ЭСК получает новое, произведённое по прогрессивным технологиям энергетического, теплового оборудования, другие средства за счёт ЭСКО, исполнителя, которые после завершения контракта, безвозмездно передаётся на время эксплуатации.
  • У Федерального агентства, как заказчика отсутствуют финансовые риски, вся ответственность по ЭСК возлагается на ЭСКО, которое выступает гарантом по проекту.
  • Дополнительно заказчик освобождается от трудоёмкой необходимости утилизировать отработанное, демонтируемое оборудование. По ЭСК работы оплачивает ЭСКО.

Федеральная политика

Продолжаем рассматривать суть энергосервисного контракта. Что это такое? Это нормативный акт, разработанный федеральной программой энергоменеджмента и Министерства энергетики, согласно закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009. Постановление, созданное на основе этого документа, вступило в силу через год после его принятия.

Контракты на повышение энергоэффективности также широко используются в программе государственного жилищного строительства и городского развития. Происходит это в виде снижения коммунальных расходов. В отличие от федеральных ESPC, ESPC государственного жилищного строительства — это энергосервисный контракт-проект, одобренный и реализуемый органами при содействии ESCO или без него, поскольку данные лица юридически уполномочены нести ответственность за долги. Организации, участвующие в процессе государственного жилищного строительства, обычно не нуждаются в финансировании проекта, а просто являются поставщиками архитектурных или инженерных услуг.

Что такое «энергосервисный договор»

На предприятии есть устоявшийся объем платежей за электрическую, тепловую энергию, воду и другие энергоносители. Энергосервисная компания в рамках выполнения проекта по энергосервису:

  • выполняет комплексный аудит предприятия на предмет рациональности потребления энергоресурсов;
  • выявляет энергозатратные процессы на предприятии, оптимизация которых приведет к экономии денежных средств;
  • формирует бизнес-модель будущих изменений;
  • находит финансирование;
  • модернизирует предприятие, внедряет новое технологии, заменяет оборудование, налаживает производственные процессы, оптимизирует энергозатратные процессы, обучает персонал правильной и рациональной работе.

В результате деятельности энергосервисной компании предприятие-заказчик получает экономию при потреблении энергоресурсов и сокращение суммы платежей за энергоресурсы. За свои услуги энергосервисная компания берет процент от сэкономленных средств.

По статистике КСК групп, удается достичь уменьшения платежей до 70% за тепловую энергию и до 50% за электроэнергию. На оплату энергосервисной компании может идти до 100% экономии денежных средств в течение нескольких лет, пока ее услуги не будут оплачены полностью. Это немалые деньги. Но через несколько лет контракт закрывается, а компания продолжает экономить.

Сотрудничество между энергосервисной компанией и производством основывается на заключении следующих контрактов:

  1. энергосервисный контракт
  2. оптимизационный контракт
  3. договор подряда

Чем отличается оптимизационный контракт от энергосервисного

Отличие данного контракта заключается в том, что потребление энергоресурсов до внедрения мероприятий и после внедрения определяется на основе инженерных расчетов.

К примеру, берем тот же цех. В цехах №33 и №34 промышленного предприятия круглосуточного режима работы установлено 2581 осветительных приборов. Эти светильники потребляли бы 929,16 кВт электрической мощности, если бы работали все, и в них были бы все лампочки. Энергосервисная компания предлагает заменить устаревшие светильники на новые, экономичные. Их требуется 2173 для создания проектной освещенности рабочих мест. Данные новые светильники будут потреблять при полной загрузке 391,14 кВт. Получаем расчетную экономию (929,16 – 391,14)*720 часов = 387 374,40 кВт*час в месяц. При стоимости электроэнергии 4,15 р/кВт*час, экономия составит 1 607 603,76 рублей.

Недостаток данного контракта – в методике расчета. Если речь идет о светильниках – здесь все ясно и экономия рассчитывается с достаточной точностью. Но если требуется определить потери при транспортировке пара или сжатого газа ошибка в расчетах составит 10% потребления.

К примеру, на производстве транспортируется пар от источника выработки пара к потребителю. Пар транспортируется под высоким давлением и с высокой температурой. За время транспортировки он немного остывает, то есть теряет тепловую энергию – появляются тепловые потери. Данные потери зависят от того каким материалом изолирован паропровод и от температуры наружной среды. Температура наружной среды конечно меняется, для расчета за определенный период ее усредняют. Это дает определенную ошибку. Материал, которым изолирован паропровод со временем может менять свои теплофизические свойства, и таким образом опять появляется ошибка в расчетах. Сумма таких ошибок может достигать до 10% от объема потребления.

При использовании оптимизационного контракта энергосервисная компания не ограничена рамками №261- ФЗ от 23.11.2009 года и размер оплаты за ее услуги достигает 100% сэкономленных средств. Поэтому на стадии утверждения бизнес-модели 50 % заказчиков разрывают взаимоотношения. Они рассчитывают указанные в бизнес модели мероприятия выполнить своими силами, и не платить энергосервисной компании за ее услуги.

Но с другой стороны, заказчикам такой контракт выгоден в долгосрочной перспективе – все сэкономленные денежные средства от модернизации он отдает энергосервисной компании до тех пор, пока не погасит перед ней задолженность, но он не вкладывает в модернизацию своих денег, не уменьшает кредитных линий и оборотных средств.

Начальная (максимальная) цена ЭСКД

Начальная (максимальная) цена ЭСКД (определяется на основе положений ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе и методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В соответствии с нормами, установленными вышеперечисленными нормативными правовыми актами, начальная (максимальная) цена ЭСКД определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».

С учетом того, что в рамках данной статьи в качестве основного способа определения поставщика по ЭСКД постулируется двухэтапный конкурс, то последующее изложение адаптировано именно к его специфике с сохранением императивной составляющей ст. 108 Закона о контрактной системе.

В частности, в документации указывается начальная (максимальная) цена ЭСКД, в т. ч. расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида ТРУ с указанием количества таких ТРУ и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих трех условий:

  • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов,максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД (например, при экономии в размере 5 млн руб. (что составляет 10% от обязательной суммы, при расходовании которой необходимо проводить обязательное энергетическое обследование в размере 50 млн руб. уплачивается 50%, т. е. 2,5 млн руб.);
  • подлежащий уплате исполнителю в соответствии с ЭСКД фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении (предположительно это положение можно трактовать так – исполнителю начинают уплачиваться проценты, начиная с определенной суммы экономии. В частности, если исходить из расходов в 50 млн руб., то, начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается 50%);
  • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД. Данная норма может, например, пониматься так – начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается максимум 50%.

Что касается цифр, то их конкретные значения могут быть предметов обсуждения с участниками закупки в ходе первого этапа двухэтапного конкурса.

Особенности определения начальной (максимальной) цены ЭСКД, которые также необходимо учитывать в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 обусловлены двумя факторами, первым из которых является срок исполнения контракта (равен или меньше одного года и срок более одного года).

В соответствии с этим НПА для ЭСКД, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена ЭСКД (НМЦЭСКД) менее года (мг) определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ОПЭРпг) и стоимости единицы энергетического ресурса (СтЭР), в частности:

НМЦЭСКДмг = ОПЭРпг × СтЭР.

При этом СтЭР = Тэр, где Тэр – тариф (цена), по которому заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года (бг), НМЦЭСКДбг определяется следующим образом:

НМЦЭСКДбг = ФОПЭРпрг × СтЭР × N,

т. е. как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ФОПЭРпрг), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора (СтЭР = Тэр) и минимального целого количества лет (N), составляющих срок исполнения контракта.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего контракта Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта.

7.2. В случае просрочки исполнения Учреждением обязательства, предусмотренного пунктом 3.7 настоящего Контракта, Энергосервисная компания вправе потребовать уплату неустойки (пени). Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости просроченного обязательства. Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства.

7.3. Учреждение освобождается от уплаты неустойки (пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы, по вине Энергосервисной компании или вине иных лиц.

7.4. Энергосервисная компания несет ответственность перед Учреждением за допущенные отступления от требований, предусмотренных настоящим контрактом и приложениями к нему, а также за допущенные нарушения Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственных стандартов Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящих документов системы (РДС), технических условий (ТУ).

7.5. Энергосервисная компания несет ответственность за качество выполненных работ в течение гарантийного срока в соответствии настоящим контрактом, за качество используемых при проведении работ материалов, изделий и оборудования.

7.6. Энергосервисная компания несет риск отнесения затрат, произведенных в рамках исполнения настоящего контракта, на собственные расходы в случае, если по истечении срока действия настоящего контракта указанные затраты не были покрыты за счет средств, полученных от экономии энергетических ресурсов, в том числе по причине недостижения показателей экономии энергетических ресурсов, установленных пунктом 2.4 настоящего контракта.

7.7. В случае просрочки исполнения Энергосервисной компаний обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе нарушения срока выполнения работ, сроков устранения выявленных недостатков в порядке, предусмотренном пунктами 5.6, 5.9 настоящего контракта, Учреждение вправе потребовать уплату штрафа в размере _____________ рублей за каждый факт нарушения.

7.8. Уплата неустойки или применение иной формы ответственности не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему контракту.

7.9. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту в случае наступления непреодолимых явлений, действия внешних объективных факторов и прочих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, возникших после заключения настоящего контракта и непосредственно повлиявших на исполнение Сторонами своих обязательств, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

7.10. Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение _______ календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую Сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности их действия.

7.11. Если обстоятельства, указанные в п.7.9 настоящего контракта, будут длиться более _______________ календарных дней с даты соответствующего уведомления, Стороны вправе расторгнуть настоящий контракт по взаимному соглашению без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств.

7.12. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения работ, компенсируется Энергосервисной компанией, если не будет доказано, что данный ущерб был нанесен по вине иных лиц.

7.13. Если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Учреждение вправе назначить Энергосервисной компании разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Энергосервисной компанией в назначенный срок этого требования расторгнуть в одностороннем порядке настоящий контракт, а также потребовать возмещения убытков.

Плюсы и минусы

Чаще всего государственный контракт такого типа заключается на довольно долгий период времени. Просто потому, что реальной экономии в укороченные сроки добиться не получится. Заказчик должен спрогнозировать конечный результат и способствовать обеспечению условий, необходимых для исполнения обязательств обеими сторонами. Кроме того, в его обязанности входит создание возможностей для того, чтобы оборудование окупилось. В среднем, срок исполнения энергосервисного договора в МКД – 10 лет. С учетом специфики исполнения самым сложным является точный расчет энергоэффективности и учет всех рисков по расходам.

Чтобы все участь, заказчик должен точно знать, каким объемом ресурсов он располагает без проведения энергосберегающих мер. Только с учетом этих показателей он сможет рассчитать объем потребления в будущем с учетом планируемых мер. После этого заказчик должен предусмотреть форс-мажорные обстоятельства и учесть их влияние на исполнение контакта и конечный результат. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся погодные условия и резкий рост количества потребителей. Заказчику не рекомендуется затягивать оформление права собственности на оборудование.

Все средства, которые будут сэкономлены таким способом, могут быть перераспределены на увеличение зарплаты персонала. Это зафиксировано в письме Минфина от 30.12.2010 г. № 02-03-06/5448.

Нормативно-правовое регулирование

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

ВАЖНО!

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Обязательства сторон

В соответствии с Постановлением № 636 в проект контракта необходимо включить как минимум следующие обязательства заказчика:

  • предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергоресурс, наличии приборов учета используемого энергоресурса, в отношении которого планируются энергосберегающие мероприятия;

  • надлежащее содержание и обслуживание объекта, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов;

  • допуск представителей исполнителя на соответствующий объект;

  • предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергоресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

Положениями Постановления № 636 в отношении исполнителей предусмотрены следующие обязательства, которые включаются в контракт:

  • обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству РФ, в том числе требованиям техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;

  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов.

Кроме специфических обязательств, в проект контракта целесообразно включать и «общепринятые», например:

  • информация о состоянии работ по выполнению контракта предоставляется по запросу заказчика;

  • по окончании производства работ исполнитель обязан предоставить заказчику руководство по эксплуатации оборудования. Исполнитель обязан провести инструктаж персонала заказчика по требованиям к эксплуатации, сохранению, восстановлению оборудования и системы в случае аварий;

  • гарантии на материалы и оборудование предоставляются в соответствии с гарантией заводов-изготовителей.

Право собственности на оборудование

В контракт необходимо включить условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий. Например:

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43) , №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).

Особенности заключения энергосервисных договоров (контрактов) в рамках Закона N 44-ФЗ

Энергосервисный договор (контракт) по Закону N 44-ФЗ – всегда отдельный документ: госзаказчику нельзя объединять энергосервис с договорами поставки ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Вы вправе заключить энергосервисный контракт только при закупке определенных ресурсов и услуг. К ним относятся (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);

услуги по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения;

поставка электроэнергии, мазута, угля, поставка топлива для выработки энергии.

Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы. Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2379).

Заказчикам по Закону N 44-ФЗ при подготовке энергосервисного контракта кроме общих требований к государственному контракту нужно учитывать ряд обязательных положений, установленных ст. 108 Закона N 44-ФЗ, и утвержденных правительством Требований к энергосервисному контракту.

Включите в проект энергосервисного контракта следующие условия:

перечень мероприятий, которые предстоит провести исполнителю контракта. Включайте подробные технические описания и сроки выполнения (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);

условия о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика (п. 2 Требований к энергосервисному контракту);

размер экономии энергетического ресурса в целом и доли размера экономии за определенные периоды (п. п. 3, 4 Требований к энергосервисному контракту);

механизм распределения дополнительной экономии между заказчиком и исполнителем (п. 10 Требований к энергосервисному контракту);

начальный и конечный сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения ее долей (от одного месяца до года) (п. 11 Требований к энергосервисному контракту);

сроки оплаты заказчиком долей размера экономии (п. 13 Требований к энергосервисному контракту);

неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии или ее доли (абз. 1 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта (абз. 2 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, которое будет установлено в ходе исполнения контракта. Используйте Рекомендации Минфина России по этому вопросу (п. 19 Требований к энергосервисному контракту);

условие о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты исполнителем (п. 20 Требований к энергосервисному контракту);

условие о том, что процент экономии, который подлежит оплате исполнителю, не может изменяться. Данное условие устанавливайте только в контрактах, заключаемых по результатам конкурентных процедур определения поставщика (ч. 15 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительно при подготовке энергосервисного контракта используйте Методические рекомендации, утвержденные Минэкономразвития России.

2. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

2.1. В рамках настоящего контракта Энергосервисная компания осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования Учреждением энергетических ресурсов, в том числе осуществляет энергоэффективные мероприятия на объектах Учреждения, Учреждение оплачивает услуги (работы) Энергосервисной компании за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергоэффективных мероприятий.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяется энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования и предоставленным Учреждением Энергетической компании до заключения настоящего контракта.

2.2. Размер экономии расходов Учреждения* на поставку энергетических ресурсов должен составлять (по ценам (тарифам) на энергетические ресурсы, существующим на день заключения контракта) _________ рублей, в том числе по расходам на поставку:

— воды — ________ рублей;

— тепловой энергии — _________ рублей;

— электрической энергии – ___________ рублей;

* — вероятно речь должна идти об экономии расходов, которую получит Учреждение за период действия настоящего контракта и которая позволит обеспечить покрытие всех расходов и необходимой рентабельности Энергосервисной компании.

2.3. Цена (тариф) за единицу энергетического ресурса на момент заключения настоящего контракта составляет:

— воды — _______ рублей за ____единицу;

— тепловой энергии — _______ рублей за ____единицу;

— электрической энергии — _______ рублей за ____единицу;

— …

2.4. Исходя из размера экономии расходов Учреждения на поставку энергетических ресурсов, определенной в соответствии с пунктом 2.2 настоящего контракта, и цены (тарифа) за единицу энергетического ресурса, указанной в пункте 2.3 настоящего контракта, Энергосервисная компания обязана обеспечить следующую экономию энергетических ресурсов* в (натуральном выражении):

— воды — __________;

— тепловой энергии — __________;

— электрической энергии — __________;

— …

* — целесообразно определять экономию энергетических ресурсов в натуральном выражении в рамках одного календарного года.

2.5. Энергосервисная компания при исполнении настоящего контракта обязана обеспечить следующие режимы (условия) использования энергетических ресурсов (далее — необходимый уровень комфортности):

— температурный режим;

— уровень освещенности;

2.6. К объектам Учреждения, на которых предполагается реализация настоящего контракта, относятся: (указать адресное описание и характеристики зданий, строений и сооружений).

2.7. Работы и услуги в рамках настоящего контракта выполняются силами и средствами Энергосервисной компании.

Энергосервисная компания вправе для выполнения определенного объема работ привлекать субподрядные организации. В случае привлечения к выполнению работ субподрядных организаций Энергосервисная компания несет перед Учреждением ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядными организациями.

2.8. Все работы в рамках настоящего контракта должны выполняться в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативными требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ).

Недостатки и сложности в реализации

ЭСК позволит при больших объёмах энергосберегающих проектов ЭСКО, получить значительный эффект от расходов тепла, энергии. В действительных условиях современной хозяйственной деятельности на предприятиях возникают трудности и риски по реализации ЭСК. К ним относятся:

  • Отсутствие разработанной на уровне Правительства, нормативно-правовой базы, по регулированию и определению порядка функционирования ЭСКО.
  • Не согласована единая методика расчётов и измерений результатов от внедрения энергосберегающего оборудования.
  • При оценке энергосбережения от влияния внешних объективных осложнений, погодных факторов.
  • Высокая банковская ставка кредита способна поглощать экономический эффект, что невыгодно для ЭСКО.
  • Слабая степень доверия к предоставляемым сведениям об объекте потребителя ТЭР, к деятельности ЭСКО по долгосрочным обязательствам.
  • Тепловые ресурсы не обеспечены новым высокотехнологичным оборудованием. Низкая степень квалификации при эксплуатации технологий.
  • Высокая стоимость разработки ПСД, длительные сроки выполнения.
  • Отсутствие государственных гарантий реализации проектов, выплаты доходов ЭСКО.
  • В бюджетной сфере при годовом распределительном финансировании государственных учреждений возникают сложности в заключении долгосрочных ЭСК.