Заключение управляющими организациями договоров с рсо при прямых договорах у рсо с жителями: какие договора заключать

Оглавление

Суть дела.

Изучив представленные УК документы, нами было установлено следующее. УК по договору теплоснабжения приобретает у РСО тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах. В соответствии с данным договором УК заказала у РСО определенный объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления по отоплению и ГВС для населения. Однако РСО поставила тепловую энергию в большем объеме, чем предусмотрено договором, мотивируя это тем, что температура наружного воздуха в зимний период была значительно ниже предполагаемой, что и привело к необходимости отпуска тепла в большем объеме. РСО определила объем отпущенной тепловой энергии, исходя из показаний общедомовых и групповых приборов учета, а по домам, не имеющим таких приборов, – расчетным путем (исходя из суммарного отпуска тепла с ТЭЦ). При этом РСО изменяла показания общедомовых и групповых приборов учета, увеличивая либо уменьшая их на величину потерь и объемы потребления иных лиц, находящихся под учетом данных приборов, а также применяла штрафные санкции за недоиспользование тепловой энергии – возврат излишков горячей воды в обратный трубопровод.

Исходя из методики, описанной в договоре теплоснабжения, учет потребляемой тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, утвержденными Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985 (далее – Правила ПР 34-70-010-85), Правилами учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936 (далее – Правила № Вк-4936), и Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее – Методика № 105), на основании полученных от УК показаний приборов учета (при их наличии), а при отсутствии у потребителя таких приборов – по тепловому балансу источника тепла за вычетом показаний коммерческих приборов учета и тепловых потерь в сетях (пропорционально договорным расчетным тепловым нагрузкам).

Также договором предусмотрено, что при наличии групповых приборов учета расчет потребленной тепловой энергии производится пропорционально договорным тепловым нагрузкам согласно прилагаемому перечню групповых приборов учета. По данным приборов, установленных не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, а в индивидуальных тепловых пунктах жилых домов на сетях абонента, такой расчет производится с учетом тепловых потерь.

Рассмотрение спора в арбитражном суде.

В целях защиты по иску, предъявленному РСО к УК, о взыскании долга по оплате поставленной тепловой энергии нами был подготовлен и предъявлен от УК (ответчика) в рамках данного дела встречный иск о признании недействительным ничтожного договора в части и о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование своей позиции мы руководствовались вышеизложенными нормами законодательства и на их основании произвели свой расчет поставленной тепловой энергии, который в значительной степени отличался от расчета истца

Суд не принял во внимание расчет, произведенный экспертами в связи с назначенной судебной экспертизой, так как он не основывался на положениях действующего законодательства

В результате оказанного правового сопровождения по данному делу и участия нашей компании в судебном разбирательстве от истца поступило предложение об урегулировании спора путем заключения мирового соглашения. Стороны подписали данное соглашение, утвержденное арбитражным судом, в соответствии с которым размер уплачиваемой УК суммы РСО за тепловую энергию был значительно снижен.

,руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»

Оплата услуг теплоснабжения

  1. Доступность тепла и теплоносителей для пользователей.
  2. Обоснованность расходов компаний, действующих в теплоснабжающей сфере, а также транспортировка и сбыт теплоснабжения организациями на производственные предприятия.
  3. Достаточность объема денежных средств, необходимых для того, чтобы финансировать мероприятия для надежного функционирования и развития теплоснабжающих систем.
  4. Направленность на меры стимулирующие рост энергетической и экономической эффективности.
  5. Стабильность договорных отношений между сторонами с помощью формирования долгосрочных тарифных планов.
  6. Открытость и доступность понимания для населения ценовой политики.

Существует система государственного контроля над установлением тарифов. В каждом субъекте Российской Федерации действует региональная экономическая комиссия – РЭК. За ценами на коммунальные услуги осуществляет антимонопольная служба. Повышение тарифов, в части периодичности регулируется Федеральными законами. РСО не сможет изменить этот порядок.

Соблюдать нормы законов обязаны все. Потребители должны своевременно оплачивать поставки тепловой энергии или теплоносителя по тарифам, установленным органом регулирования тарифов для конкретной категории пользователей. Расчетный период, по которому начисляется оплата, равен одному календарному месяцу. В сфере ЖКХ установлен порядок внесения оплаты по факту получения услуги. Если качество услуг не соответствовало установленным договором, есть способы уплатить только за тот объем услуг, который был действительно получен. Все условия по расчетам и разрешению разногласий должны быть прописаны в договоре теплоснабжения.

Категории потребителей тепловой энергии

Все потребители классифицируются согласно 4 разделу СП 124.13330.2012 «Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003». В соответствии с документом их делят на несколько категорий.

  1. К первой категории надежности распределения относят потребителей, не допускающих прерывания подачи фиксированного объема тепловой энергии и снижения температурного режима в комнатах ниже значений, установленных в ГОСТ 30494. К ней относят медицинские и детские учреждения, в которых люди находятся круглосуточно, производственные площадки специального назначения, шахты, картинные залы и многие другие.
  2. Ко второй категории причисляют потребителей, допускающих понижение температурного режима в помещениях с отоплением, например во время ликвидации последствий аварийной ситуации, длительностью до 54 часов. Допустимый порог значений для жилых и общественных зданий – 12 градусов, промышленных сооружений – 8 градусов.
  3. К третьей категории надежности распределения относят всех остальных пользователей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

8.1. За нарушение обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором. 

8.2. Энергоснабжающая организация не несет ответственности перед Абонентом за снижение параметров теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии, вызванных: 

8.2.1. Стихийными явлениями: гроза, буря, наводнение, землетрясение, пожар, длительное похолодание, при котором температура наружного воздуха держится более 48 час. ниже на 3°С и более расчетной температуры. 

8.2.2. Неправомерными действиями персонала Абонента или посторонних лиц (повреждение трубопроводов, повреждение абонентского ввода). 

8.2.3. Ограничениями или отключениями в соответствии со статьей 4 настоящего Договора. 

8.2.4. Несоблюдением Абонентом договорного режима теплопотребления. 

8.3. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Абонентом обязательств по настоящему Договору Энергоснабжающая организация вправе потребовать, а Абонент уплатить неустойку в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день неисполненного обязательства. 

8.4. За самовольное подключение систем теплопотребления Абонент оплачивает Энергоснабжающей организации Абонент пятикратную стоимость объема тепловой энергии и теплоносителя по установленным Энергоснабжающей организации тарифам, действующим в соответствующем периоде. Оплата взимается за период с момента последней проверки Абонента, а для систем, используемых для целей отопления – с начала отопительного сезона до момента обнаружения факта самовольного подключения. 

8.5. В случае не предоставления Абонентом Энергоснабжающей организации сведений, указанных в п.3.1.5. настоящего Договора, Абонент возмещает Энергоснабжающей организации все расходы последней в размере стоимости тепловой энергии до момента, когда Энергоснабжающая организация узнала (было уведомлено) о вновь возникших обстоятельствах. 

8.6. Начисление и уплата неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Договора и возмещение убытков производится на основании и в соответствии с письменной обоснованной претензией, признанной виновной Стороной. В случае если претензия виновной Стороной не признается, то неустойка взыскивается, а убытки возмещаются на основании решения суда, вступившего в законную силу. 

8.7. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, возникших после заключения настоящего Договора. При этом срок исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору соразмерно отодвигается на время действия таких обстоятельств. 

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ В СИЛУ ПУБЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА ДОГОВОРА

Обязательность заключения договора на продажу тепловой энергии может быть связана с публичным характером такого договора.

Публичный характер договора энергоснабжения (и в т.ч. договора на на продажу тепла) вытекает, в частности, из п. 1 ст. 426 ГК РФ.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

При этом нормы Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (см. пп. 1 ч. 2, ч. 7 ст. 15) и Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 (п. 12), прямо оговаривают публичность договора теплоснабжения лишь в отношении ЕТО.

Это позволяет сделать однозначный вывод о публичности договора теплоснабжения для ЕТО.

Между тем, в нормах отраслевого законодательства отсутствует нормативная конкретизация режима данного договора для иных (не отнесенных к категории ЕТО) теплоснабжающих организаций (ТСО). Регулирование, в частности, не содержит прямой оговорки о публичности договора только для ЕТО, или же о его непубличности для ТСО.

По логике же п. 1 ст. 426 ГК РФ:

  • публичность договора для предпринимателя определяется характером его деятельности (энергоснабжение);
  • деятельность по энергоснабжению определяет обязательность ее реализации предпринимателем (т.е. публичность) в отношении каждого, кто к нему обратится.

Иными словами, заключаемый предпринимателем (в качестве лица, реализующего энергию) договор энергоснабжения всегда публичен для него. Отнесение же договора теплоснабжения к разновидности договора энергоснабжения свидетельствует, на наш взгляд, и о публичности договора теплоснабжения (причем, безотносительно к наличию у предпринимателя статуса ЕТО).

Более детальный анализ см. в нашей статье.

Таким образом, можно предположить, что договор теплоснабжения с потребителем обязателен к заключению как ЕТО, так и ТСО*.

Согласование договора

Контракт оформляется в двух экземплярах как единый документ. Потребитель (абонент) направляет поставщику теплоэнергии письменную заявку на подключение.

Энергопредприятие в месячный срок рассматривает техническую возможность такого подключения и оформляет договор на основе отраслевых нормативных требований.

Документ подписывается или в офисе энергоснабжающей организации, или пересылается абоненту по почте. Клиенту дается десять дней для рассмотрения и подписания контракта. Возникающие у потребителя вопросы он может оформить протоколом разногласий.

На согласование спорных моментов сторонам отводится двадцать дней. Вопросы по завышенным расценкам на поставку теплоносителя или необоснованные требования к поставщику решаются в арбитражном суде.

Другой комментарий к Ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор снабжения энергией — разновидность договора купли-продажи, на который распространяются общие положения договора купли-продажи и нормы, специфические для энергоснабжения. Стороны договора энергоснабжения — граждане и юридические лица. Энергоснабжающая организация — всегда юридическое лицо, тогда как в качестве абонента может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Предмет договора на снабжение энергией — соответственно электрическая или тепловая энергия, поставляемая потребителю через присоединенную сеть. Электрическая энергия предоставляется в виде поступления электрического тока определенного напряжения и частоты в сеть потребителя. Снабжение тепловой энергией осуществляется также через присоединенную сеть путем предоставления потребителю носителей тепловой энергии в виде горячей воды и пара.

2. Статья 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является лицензируемой.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177) энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» (СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426) услуги по передаче электрической и тепловой энергии рассматриваются как сфера деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ст. 8 Закона «субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары».

3. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» (СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654) для коммерческих организаций — субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), в соответствии с которыми электрическая энергия, вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества «ЕЭС России», акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» государственное регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам. В частности, по представлению региональных энергетических комиссий устанавливаются предельные размеры платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов РФ, и осуществляется контроль за размером платы за указанные услуги.

4. Заключение договора о снабжении энергетическими ресурсами возможно при наличии определенных технических предпосылок, т.е. соответствующих технических средств: сеть проводов, присоединенных к сети снабжающей организации (электропровода), регулирующая аппаратура, приборы учета потребляемой продукции, преобразующие устройства (например, трансформаторные подстанции), потребляющие агрегаты и установки и т.п. Наличие технических предпосылок определяется снабжающей стороной. Действующими правилами за ней признается право не только подвергать проверке уже существующие технические средства, но и наблюдать за проектированием сооружения соответствующих сетей и установок и давать разрешение на их присоединение к новой сети.

Перечень документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), а также порядок его заключения с физическими и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями)

Подробности
Опубликовано 12 Февраль 2020
Просмотров: 584

Порядок заключения договора энергоснабжения для физических лиц

Снабжение электрической энергией принадлежащих гражданину энергопринимающих устройств осуществляется только на основании заключенного договора энергоснабжения. Основные вопросы порядка и условий заключения договоров энергоснабжения регламентируются:

  • Гражданским кодексом РФ,
  • Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) при заключении договора энергоснабжения жилого помещения, жилого дома, домовладения,
  • Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442) при заключении договора энергоснабжения нежилого помещения.

По договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать иные обязательные условия, предусмотренные нормативными актами и договором. Договор заключается с заявителем при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к электрическим сетям в установленном порядке и при обеспечении учёта потребления энергии.

Основные этапы заключения договора энергоснабжения:

  1. Сбор необходимых документов согласно приложений.
  2. Подача заявления на заключение договора в ООО «ГЭС» с приложением копий всех собранных документов.
  3. Подготовка и подписание договора.

Заявление и документы представляются в офисы клиентского обслуживания ООО «ГЭС»

Перечень документов для заключения договора:

 1.     Документы для помещений в многоквартирных домах:

  • Документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (выписка ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор найма);
  • Документ удостоверяющий личность (паспорт (копия));
  • СНИЛС или ИНН;
  • Акт приема-передачи жилого помещения с зафиксированными показаниями на момент передачи с подписями передающей и принимающей сторон;
  • Паспорт на прибор учёта;
  • Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о заключении договора энергоснабжения, в случае если заявление подается представителем заявителя.

 2.     Правоустанавливающие документы пользователям индивидуальных жилых домов, гаражей, дач:

  • Документ, подтверждающий право собственности (Выписка ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права либо ином законном праве владение на здание, сооружение, землю, и т.п.);
  • Документ удостоверяющий личность (паспорт (копия));
  • СНИЛС или ИНН;
  • Акт приема передачи с зафиксированными показаниями на момент передачи с подписями передающей и принимающей сторон;
  • Паспорт на прибор учёта;

 2.1  Технические:

Копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

ИЛИ

Копия Акта об осуществлении технологического присоединения (копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

 При отсутствии технических документов у лица, обратившегося с заявлением необходимо подать заявку для восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении в соответствии с п. 59 Правил (обратиться в адрес сетевой организации  ООО «ХМГЭС» с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении).

Заявление на переоформление документов размещено на сайте www.ХМ-ГЭС.РФ в разделе бланки заявлений, по оформлению и заполнению обращаться в ООО«ХМГЭС» (Группу перспективного развития и технологического присоединения) тел. (3467) 300-200 доб. 220; 221

При смене УО собственники не подтвердили сохранение прямых договоров

Прямые отношения собственников и РСО, сложившиеся до 30 июня 2015 года, были признаны действующими Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ до истечения их срока или до момента отказа от них одной из сторон.

Поэтому управляющие организации, получившие в управление многоквартирные дома с такими давними прямыми договорами, не считают обязательным исполнять требования п. п. 4, 5 ПП РФ № 124 о направлении в РСО оферты на заключение договора на предоставление коммунальных услуг жителям МКД.

Разберём такую ситуации на примере судебной практики, в которой суды решали спор о необходимости УО заключить договоры с поставщиком коммунальных ресурсов не в пользу первых.

1.  Управляющая домом организация не имеет права отказываться от заключения с РСО договора энергоснабжения в силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ (в редакции на момент проведения суда) и обязана заключать такие договоры с РСО в силу пп. «б» п. 31 ПП РФ № 354, в том числе на КР на СОИ.

2. Прямые договоры, которые были признаны исторически сложившимися в соответствии с № 176-ФЗ, при изменении способа управления домом или смене УО действуют после этого только в том случае, если при этом на ОСС было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за КУ напрямую с РСО (ч.ч. 17, 18 ст. 12 № 176-ФЗ).

3. Собственники помещений в МКД после этого не могли принимать решение о заключении прямого договора с РСО, если дом не находился в непосредственном управлении (прим. – такое право они получили только в апреле 2018 года согласно № 59-ФЗ).

4. В отсутствие прямого договора собственников с поставщиком ресурсов УО, приступая к управлению многоквартирным домом, обязана направить поставщику ресурсов оферту для заключения договоров поставки коммунальных ресурсов на индивидуальные и общедомовые нужды (п. 5 ПП РФ № 124).

Поскольку управляющая домом организация не смогла предоставить суду доказательства, что при смене УО собственники на ОСС решили сохранить прямой договор, заключённый с РСО до 30.06.2015, при выборе УО такой договор перестал действовать.

Протокол ОСС от 28.02.2017, на котором собственники проголосовали за прямой договор с поставщиком электроэнергии, суд не принял во внимание, поскольку на тот момент собственники не имели права принимать такое решение. Суды трёх инстанций установили, что в отсутствие прямого договора с РСО исполнителем услуг по электроснабжению является управляющая организация

Она обязана заключить договор с РСО или же обратиться в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения. Предписание органа лицензионного контроля суды оставили в силе

Суды трёх инстанций установили, что в отсутствие прямого договора с РСО исполнителем услуг по электроснабжению является управляющая организация. Она обязана заключить договор с РСО или же обратиться в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения. Предписание органа лицензионного контроля суды оставили в силе.

1. Заключили договор управления МКД до вступления в силу № 176-ФЗ и не прерывали его.

2. При заключении договора управления после 30.06.2015 вынесли на ОСС вопрос о сохранении ранее сложившихся прямых договоров, и собственники положительно проголосовали по нему.

3. После заключения договора управления отправили в РСО заявку (оферту) и предприняли все необходимые меры для заключения договора с РСО, в том числе по урегулированию договорных разногласий.

Поэтому, если УО управляет домом с исторически сложившимся прямым договором, ей следует проверить дату, когда был заключён ДУ по дому. Если это произошло до вступления в силу № 176-ФЗ, то у УО должен быть договор с РСО только на КР на содержание общего имущества многоквартирного дома. Прямой договор собственников с РСО по-прежнему действует.

Если договор управления заключён после 30 июня 2015 года, то произошла смена формы управления домом или смена УО. В таком случае следует удостовериться, что собственники одновременно с переходом в новую УО на ОСС приняли решение о сохранении прежней схемы предоставления КУ и расчётов за них.

На руках у УО должен быть протокол такого собрания собственников. При его отсутствии следующий шаг УО – удостовериться, что в РСО была отправлена оферта в соответствии с требованиями ПП РФ № 124 на заключение договора по всему объёму ресурса, поставляемого в дом.

1. Отправить оферту и заключить договор с поставщиком ресурсов.

2. Провести ОСС, чтобы собственники приняли решение о заключении прямого договора с РСО в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Обязательные условия договора теплоснабжения

В п. 8 ст. 15 190-ФЗ перечислены условия, которые в обязательном порядке должен быть отражены в договоре теплоснабжения:

  • объемы тепловой энергии, мощности теплоносителей, величина согласованной нагрузки на установки;
  • регламенты потребления и показатели качества;
  • данные об ответственных за исполнение договорных обязательств должностных лиц;
  • показатели ожидаемой эффективности, в том числе возможные потери тепловой энергии от границ балансовой принадлежности до точек учета и параметры ограничений по каждому типу нагрузки.

Функция договора теплоснабжения обеспечить бесперебойные поставки энергии. В связи с этим в текст договора содержит следующие установки об ответственности:

  • поставщика за низкие показатели качества, нарушения режимов потребления;
  • пользователей за несвоевременное внесение оплаты услуг;
  • организации, поставляющей тепловую энергию за обеспечение надежности поставок согласно требованиям утвержденного технического регламента.

В договоре могут содержаться другие условия, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденные Правительством РФ.

Комментарий к Ст. 539 ГК РФ

Наука.

Энергия является особым объектом гражданских прав: это не вещь и не имущественное право. Квалификация отношений, связанных с энергоснабжением, относилась к дискуссионным вопросам. Законодатель выделил договор энергоснабжения в отдельный вид договора купли-продажи, поскольку суть снабжения энергией заключается в том, что одна сторона за плату передает другой стороне специфический товар.

1. Специфика передачи энергии как товара обусловила конструкцию договора энергоснабжения как снабжения непременно через присоединенную сеть.

Наука.

Особенность энергии как товара видится, в первую очередь, в неразрывности процессов производства, транспортировки и потребления энергии (в связи с невозможностью ее длительного хранения). Именно этот принципиальный постулат оказал влияние на юридическую конструкцию договора энергоснабжения, где специфической чертой выступает способ исполнения обязательства — передача энергии абоненту через присоединенную сеть, соответственно предметом обязательства, вытекающего из договора энергоснабжения, в первую очередь являются действия по подаче энергии.

В.В.Витрянский

2. Подача энергии через присоединенную сеть обуславливает особенности субъектного состава договора: энергоснабжающей организации, имеющей энергетические сети, и абонента, имеющего энергопринимающее устройство

Кроме того, уже в определении договора обращает на себя внимание впечатляющий перечень обязанностей (помимо обязанности оплаты) абонента, несвойственный для обычного потребителя по договору купли-продажи. Подробнее этим специфическим обязанностям абонента посвящена ст

543 ГК РФ.

3. Помимо условия о предмете (п. 1 ст. 539 ГК РФ), к существенным условиям договора энергоснабжения относятся условия о количестве подаваемой энергии (ст. 541 ГК РФ) и ее качестве (ст. 542 ГК РФ).

4. Важнейшим видом энергоснабжения является снабжение электроэнергией. К сожалению, правила настоящего параграфа применяются к договору снабжения электроэнергией только субсидиарно. Однако современная судебная практика использует нормы комментируемого параграфа в качестве положений, обязательных и для случаев снабжения электроэнергией.

Специальный закон.

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Кроме снабжения электроэнергией, видом энергоснабжения является снабжение тепловой энергией. Подробнее см. комментарий к ст. 548 ГК.

ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН

6.1. Абонент обязан выполнять оперативные указания уполномоченных представителей Энергоснабжающей организации в отношении режима теплопотребления, соблюдать заданный диспетчером (начальником смены) режим, график ограничений и отключений теплопотребления. 

Вся запорная арматура, отключающая абонентские теплопроводы от коллекторов котельной или тепловых сетей, находится в оперативном ведении начальника смены котельной или диспетчера тепловых сетей и должна быть закрыта или открыта (полностью или частично) по их требованию оперативным персоналом Абонента. При невыполнении Абонентом распоряжения Энергоснабжающей организации о введении ограничения или отключения теплопотребления Энергоснабжающая организация имеет право после предупреждения принудительно ограничить или прекратить отпуск теплоэнергии закрытием запорной арматуры на источниках тепла, предприятиях тепловых сетей, ответвлениях теплопровода к Абоненту или на тепловом пункте Абонента. 

6.2. Абонент обязан согласовать с Энергоснабжающей организацией порядок отключения теплопотребляющего оборудования от сетей Энергоснабжающей организации при выводе оборудования в ремонт, а также при окончании отопительного сезона. 

6.3. Подача тепловой энергии на нужды отопления производится в отопительный сезон. 

Дата начала и окончания отопительного сезона определяется решением уполномоченного органа. 

Подача тепловой энергии на нужды отопления производится с началом отопительного периода. Отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией. 

6.4. Начало подачи тепловой энергии на нужды отопления в связи с началом отопительного сезона определяется: 

— технической готовностью теплооборудования, теплоустановок и тепловых сетей Абонента к началу отопительного сезона; 

— отсутствием у Абонента задолженности перед Энергоснабжающей организацией по настоящему Договору. 

При отсутствии какого-либо из вышеуказанных оснований Энергоснабжающая организация вправе отказаться от возобновления подачи тепловой энергии Абоненту. 

6.5. Техническая готовность теплооборудования, теплоустановок и тепловых сетей Абонента к началу отопительного сезона состоит в выполнении Абонентом всего комплекса технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной и безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствие их технического состояния установленным правилам и требованиям. 

Основными техническими мероприятиями являются:

— гидравлические испытания на прочность и плотность, проводимые не позднее, чем через две недели после окончания отопительного сезона, а также перед началом отопительного сезона после окончания ремонта; 

По результатам испытания составляется соответствующий акт. Выявленные при испытаниях дефекты должны быть устранены, после чего проведены повторные испытания; 

— промывка теплосистем, проводимая после окончания отопительного сезона, а также после монтажа или ремонта труб с проведением в случае необходимости их дезинфекции, а также их опрессовка; 

— шурфовка тепловых сетей для определения коррозионного износа металла труб; 

— ревизия арматуры и оборудования, а также составляющих их элементов, устранение выявленных засорений, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции, проверка приборов учета тепловой энергии. 

6.6. До начала отопительного сезона Абонент представляет Энергоснабжающей организации справку о проведенных в межотопительный сезон мероприятиях с приложением соответствующих документов (акты и т.п.). До 1 сентября предъявить Энергоснабжающей организации паспорт готовности установленной формы. Подключение к сетям теплоснабжения без паспорта готовности и разрешения Энергоснабжающей организации расценивается как самовольное. 

ВЫВОД

Резюмируя изложенное, можно заключить, что правом на передачу преддоговорного спора в суд обладают:

  • в отношениях теплоснабжения — лица, приобретающие тепловую энергию у ЕТО или у ТСО*;
  • в отношениях по поставке тепла — ЕТО, ТСО, теплосетевая организация (т.е. любая из сторон);
  • в отношениях ресурсоснабжения — РСО или ИКУ (т.е. любая из сторон).

* Здесь важно отметить, что на сегодняшний день устоявшаяся судебная практика, подтверждающая данный подход применительно к ТСО, отсутствует. Более того, практика постепенно формируется в русле необязательности  договора теплоснабжения для ТСО

Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.