Арт-нуво в интерьере: характеристика стиля и примеры

Оглавление

Принципы арт-нуво

Стиль сильно отличается от всех предшествовавших ему направлений, поскольку характеризуется максимальной декоративно-прикладной направленностью и рассчитан, главным образом,на производство утилитарных, бытовых вещей, которые наряду с удобством обладают незаурядной эстетикой. Впервые перед искусством стояла непростая задача:служение не богатству и могуществу, а доступность для широких слоев населения. Целью большинства мастеров стала разработка новых эстетичных форм, рассчитанных на машинное производство, новые материалы и технологии, вовлечение как можно большего количества сфер человеческой деятельности в область прекрасного. Еще одна из особенностей периода — стремление к повышенному комфорту.

Арт-нуво появился под влиянием не только эстетических направлений, отдельных художников, покровителей и деятелей искусства, а также общественных учреждений, производителей, издательств. Направление охватило живопись и графику, архитектуру, скульптуру, декоративное искусство, промышленное производство. Стиль обладал разнообразными особенностями, которые проявлялись в зависимости от области его применения. В каждой из перечисленных областей можно назвать личности, творения которых стали знаковыми для быстротечной эпохи арт-нуво.

Как всё начиналось

Долгое время представители созидательных профессий в своих работах копировали исторические стили прошлого. Это постепенно приводило к упадку и кризису. И вот на рубеже двух столетий появляются новые взгляды на искусство, которые в различных странах получили самые разные названия – арт-нуво, стиль Вельде, модернизм, модерн, сецессион, стиль Тиффани. Конечно, такие взгляды не возникли сами по себе. Свое влияние оказало японское искусство.

В 1856 году француз Феликс Бракмон был очарован японскими гравюрами на пачках чая. Удивительная природа, утончённые женщины, культ солнца… Это вдохновило живописца на создание абсолютно новых картин, где доминируют округлые формы и натуральные оттенки. Независимость форм и цвета, выразительный силуэт и прихотливые контуры очень скоро появились в работах и других художников.

В 1890 году в Англии зарождается движение, которое пропагандирует новое искусство, ориентированное на орнамент. Формируются целые школы приверженцев «нового стиля» или, как ещё его называют, арт-нуво.

Общественное питание

В США в этот период сформировался новый вид обслуживания, переродившийся на протяжение XX века в широкомасштабную индустрию и получивший название кейтеринг. Арт-нуво в качестве стиля ни в коей мере не повлиял на этот процесс, однако совпал по времени с развитием нового бизнеса. На раннем этапе деятельность по организации мест общественного питания была начата с 1820 года чернокожими американцами и осуществляли ее в Филадельфии.

Начало профессионального развития бизнеса относится к периоду правления Роберта Богла, признанного «основателем общественного питания». Второе поколение «черных» закусочных и магазинов готовых кулинарных продуктов Филадельфии было открыто к 1840 году, когда афроамериканцы начали слияние подобных заведений со своими ресторанами. Сам термин caterer появился в 1880-х годах, после того как местные каталоги начали перечислять многочисленные магазины и закусочные общественного питания. Именно тогда, в период арт-нуво, кейтеринг, ставший прибыльным, начал переходить в руки белых предпринимателей. К 1930 годам «черные» заведения практически исчезли, а индустрия сетей общественного питания превратилась в респектабельный бизнес.

Мотивы и линии


Отличительная особенность этого стиля – огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимают форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались почти в каждой детали стиля: в мебели, окнах, дневных проемах, отделке. Зачастую они встречались также и в лепнине.


Лепнина, лилии и цветы – ар-нуво во всей своей красе.

Стремление к природе выразилось и через цветы: в ар-нуво они повсюду. Самые популярные цветы — лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале 20-го века.

Особенности стиля

  • Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
  • Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
  • Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
  • Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
  • Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.

Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Luciano Mortula — LGM Shutterstock.com

Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.

Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Лоос

Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецес­сион. Известность он приобрел в основ­ном благодаря своим сочинениям, в ко­торых сформулированы основные прин­ципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей ста­тье «Орнамент и преступление», напи­санной в 1908 г., Лоос критикует орна­ментацию, видя в ней проявление упадка. Среди его работ — проекты мебе­ли из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отлича­ются отсутствием орнамента. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены до­рическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадрат­ные окна. Интерьер крохотного венско­го «Кернтнер-бара» (1907) с прямоуголь­ными панелями на потолке, полом, вы­стланным квадратной плиткой, и доро­гой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом до­ма Штейнера (1910) граничит с грубо­стью — массивные белые стены и прямо­угольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.

Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарож­дающегося модернизма. Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизай­неров, участвующих в Венском Сецесси­оне, ему принадлежит целый ряд проек­тов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пи­онеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Стиль арт нуво в интерьере спальни: практические рекомендации

Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.

  • Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
  • Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.
  • Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями – все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
  • Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
  • Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
  • Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.
  • Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы – все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
  • Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.
  • Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
  • Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.

Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.

Мебель

Элементы обстановки следует подбирать с особенной тщательностью – они должны полностью соответствовать всем требованиям стиля. Формы должны быть плавными, изогнутыми, а сама мебель обычно сделана из дерева. Иногда используются металлические предметы – кровать с кованой спинкой и основанием или стулья причудливых форм из того же кованого металла. Это вполне объяснимо – именно металл позволяет создавать все виды необходимых украшений и форм.

Шкафы преимущественно изогнутых форм, с арочной верхней частью. Закрытых полностью практически нет – их место занимают модели со стеклянными дверцами и разнообразные открытые полки. Современная мебель не слишком подходит, но, используется часто, так как найти настоящую антикварную мебель очень сложно и стоить она будет заоблачных денег. Если же выбрать вариант с изготовлением на заказ, то это обойдется практически в ту же сумму.

Гимар

В Париже самым значительным предста­вителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерье­ры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамиче­ская плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Мож­но даже назвать его пионером промыш­ленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в па­рижское метро, строительство которого велось в конце XIX века. Многие ранние работы Гимара и некоторые более позд­ние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедев­рами Ар Нуво.

Замок Беранже — это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмот­реть на приземистые колонны по обе­им сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный харак­тер. Металлические решетки, облицов­ка терракотовой плиткой, расписан­ный трафаретными орнаментами пото­лок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выпол­ненная по его рисункам, элементы де­кора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырех­этажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходя­щих на соседние улицы фасада асиммет­ричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.

Помимо проектов парижских много­квартирных жилых домов, администра­тивного здания и частных особняков в Па­риже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров париж­ского метро и оформлял вход в него. На­земные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклян­ную крышу, большинство — вывеску, осве­тительные приборы и доски для реклам­ных объявлений и опознавательных зна­ков. Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные па­нели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции ме­тро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном приме­нялись типовые элементы. Многие па­вильоны были снесены, однако сохранив­шиеся образцы стали неотъемлемой ча­стью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинст­во проектов в стиле ар нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Напри­мер, чтобы изготовить стул в стиле Ар Ну­во, нужны были серьезные навыки в об­работке дерева. Подобные предметы мог­ли себе позволить только богатые клиенты.

История Арт-нуво: из Парижа – повсюду

Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров – витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина – новое искусство.

Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев – югендстиль, у жителей Испании — либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного доселе бренда.

Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считаные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, облаченный в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, свойственные стилю, украшали новое столетие.

Отделка помещений в стиле модерн


Отделка помещений в стиле модерн фото

В помещениях в стиле модерн или ар-нуво наиболее применимый материал — это дерево. То, что из него делают пол, логично (например, паркетная доска). Для стен применяются специальные панели. Проёмы, как и во многих других стилях, конечно, тоже выполнены из дерева. Но не только дерево и стекло уместны в ар-нуво. Каменная плитка тоже хорошо вписывается в общую картину. Перила лестниц, как правило, кованые.

Орнаменты пола и стен, которые напоминают удары бича, в ванной бывают часто выложены мозаикой. Орнаментальная роспись на стенах тоже приветствуется. Обои могут быть фактурными, а так же с орнаментом цветов.

Салливан

Луис X

Салливан (1856-1924) занимает важное место в истории дизайна. Он был первым американским архитекто­ром-модернистом, а также первым ра­ботодателем и наставником Фрэнка Ллойда Райта

Однако Салливан не воз­ражал против использования орнамен­та. Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты. Салливана так­же можно назвать представителем Ар Нуво. Он некоторое время учился в Массачусетсом технологическом институ­те, а затем какое-то время работал в фи­ладельфийском бюро Фрэнка Фернесса. В 1874 г. он отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств, но разочаровался и в 1875 г. уе­хал в Чикаго.

Салливан начал сотрудничать со сво­им старшим коллегой Данкмаром Адле­ром, архитектором, полу­чившим образование в Германии. По­строенное ими в Чикаго здание Аудиториум — это целый комплекс, в центре которого располага­ется великолепный оперный театр, ок­руженный многоэтажным зданием с гос­тиницей и офисами. Железный каркас позволяет возвести здание высотой в де­сять этажей, но внешние стены сложены из камня и напоминают склад и универ­сальный магазин Маршалла Филда (ар­хитектор Г.Х. Ричардсон). Великолепные арки в зрительном зале усы­паны электрическими лампочками и ук­рашены позолоченным рельефным ор­наментом в стиле Салливана. Зри­тельный зал имел превосходную акусти­ку, сцена была прекрасно видна. Можно было опустить потолок при помощи оригинальных приспособлений и сокра­тить количество мест для зрителей. Глав­ный ресторан гостиницы, расположен­ный на верхнем этаже, — это величест­венное сводчатое помещение с окнами, выходящими на озеро Мичиган, стек­лянной крышей и изящными орнамента­ми по эскизам Салливана.

В дальнейшем Адлер выполнял роль помощника и реализовывал идеи, в то время как Салливан занимался дизай­ном. В здании Шиллер-билдинг в Чика­го размещались офисы, а также театр с богато декорированными интерьерами — почти уменьшенная ко­пия Аудиториума. Уайнрайт-билдинг в Сент-Луисе, Гаранти-билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Байярд-билдинг в Нью-Йорке — вехи на пути Салли­вана к овладению техникой высотного строительства. Для всех зданий харак­терны простые, вертикальные формы, богатая, но совершенно уместная деко­ративная отделка и великолепный орнамент, украшающий интерьеры помеще­ний, предназначенных для публики.

В числе других проектов Салливана: частные дома, такие как Чарнли-хаус (1892) в Чикаго (дизайном которого за­нимался преимущественно Фрэнк Ллойд Райт) с его потрясающими интерьерами, ныне тщательно восстановленными; па­вильон транспорта для Всемирной Ко­лумбовой выставки в Чикаго (1893); и универмаг «Шлезингер и Майер» (сейчас «Карсон, Пири, Скотт») в Чикаго. Здание магазина во многих смыс­лах было наиболее прогрессивным из всех проектов Салливана.

Помещения снабжены огромными окнами, разделенными узкими про­стенками. Каждое окно обрамляет поя­сок орнамента, такой узкий, что он практически незаметен. Выступающий карниз убрали, нарушив разработан­ную Салливаном концепцию здания.

После 1900 г., когда вкусы американцев изменились, карьера Салливана стала клониться к закату. Созданный им для Все­мирной Колумбовой выставки в Чикаго 1893 г. павильон транспорта с фантасти­ческими сводчатыми порталами уни­кален. Он контрастировал с другими зда­ниями, представленными на выставке, ко­торые были спроектированы в псевдо­классическом стиле, завоевывающем все большую популярностью среди архитек­торов восточного побережья, многие из которых получили образование в Школе изящных искусств в Париже. Как публика, так и многие критики восторгались клас­сическими павильонами с белыми колон­нами на берегу пруда и ощущали в здании Салливана некий диссоншс. Постепенно у Салливана становилось все меньше кли­ентов и работы.

Построенная Салливаном методист­ская церковь Св. Павла в Сидар-Рапидс, штат Айова — это простой прямоугольный блок. Огромная коло­кольня возвышается в центральной части здания. Внутри церкви ряды сидений для прихожан располагаются полукрутом, до­полнительные места предусмотрены на хорах. К сожалению, Салливан рассорил­ся со своими клиентами, которые, стре­мясь сэкономить деньги, заменили витра­жи на простое стекло. И все же это выдаю­щееся сооружение.

Здания в стиле национального романтизма и югендстиля в Карелии и Восточной Пруссии

Территории Карельского перешейка и частично Восточной Пруссии, которые принадлежали Финляндии и Германии соответственно, были переданы Советскому Союзу после Второй мировой войны . Наследие модерна на Карельском перешейке состояло из:

  • светские постройки Выборга и Сортавалы , одно из которых построено в 1905 году известными финскими архитекторами Германом Гезеллиусом , Армасом Линдгреном и Элиэлем Саариненом ,
  • три лютеранские церкви Йозефа Стенбека в Приморске , Мельниково и Зеленогорске (входит в черту Санкт-Петербурга).

В Восточной Пруссии (которая стала Калининградской областью ) можно отметить дома в Зеленоградске и водонапорную башню в Светлогорске .

Стиль тиффани

Предприятие Луиса Комфорта Тиффани в свое время превзошло славой ювелирную компанию его отца. Не зря арт-нуво в Соединенных Штатах называют его именем. Фирма и завод Тиффани младшего, Tiffany Glassand Decorating Company, оформила множество интерьеров общественных зданий, отелей, ресторанов, домов богатейших людей Америки. Однако сегодня имя великого художника связывают в основном с лампами и витражами в стиле арт-нуво.

Стекло было наибольшей страстью Луиса Комфорта, и он рано увлекся витражным искусством. На его предприятии работали лучшие специалисты. Сейчас невозможно даже приблизительно назвать количество типов, текстур, и оттенков стекол, которые производили на фабрике Тиффани. Из этого богатого разнообразия материала создавали в основном витражи. Их Луис Комфорт выполнил больше, чем кто-либо из его современников. Его многочисленные витражи похожи на светящиеся живописные полотна с тонкой детализацией, цветовыми и теневыми переходами.

Для остававшихся кусков стекла была придумана техника, повторяющая витражный эффект в миниатюре, что позволило создавать абажуры для ламп. Технологию быстро переняли другие производители. Однако лампы от Тиффани всегда отличались одной особенностью: каждый стеклянный кусочек даже самый мелкий, не был однородным, в нем всегда присутствовал переход цвета или вкрапления, переливы либо особая фактура. Как правило, это не прозрачные, а матовые и молочные стекла самых разнообразных оттенков.

Освещение

Комнаты обычно украшают широкие панорамные окна, поэтому недостатка в естественном освещении не наблюдается. В каждом помещении достаточно разместить по массивной потолочной люстре с многоярусными рядами лампочек. Чем замысловатее ее форма, тем лучше. Люстры украшают многочисленные хрустальные элементы и изящные кованые детали. В классическом арт нуво используют приборы, имитирующие подсвечники. В спальне локальное освещение представлено одним большим бра над спинкой кровати. В гостиной дополнительно ставят пару светильников. На кухне рабочую зону можно подсветить точечными лампочками, которые грамотно маскируют над фартуком. Люстры обычно сочетают с рельефным элементом на потолке: витражной, глянцевой, металлической или деревянной вставкой, декоративным «выступом». Главный секрет арт нуво — матовое стекло на плафонах, которое рассеивает свет и создает загадочную и слегка мистическую обстановку.

Внезапное завершение

Стиль не изжил себя, не перешел постепенно в другие направления. Он оборвался внезапно в начале широкомасштабной войны 1914 года, охватившей всю Европу, а общественные интересы обратились в другом направлении. Когда чрез четыре года военные действия закончились, мир существенно изменился. Прекратили свое существование нескольких крупнейших мировых империй, произошли территориальные трансформации, стала иной политическая ситуация. Но главное – это появление новых материалов и технологий, увеличение производственных мощностей. Основным потребителем стал значительно возросший средний класс. Человечество жило другими темпами и стремлениями. Совсем иные формы и линии потребовались от дизайнеров для создания утилитарных практичных вещей. Однако интерес к арт-нуво после 1950-х годов опять возрос и с тех пор не прекращается, проявляя себя в различных областях искусства и производства.