Статья 19.7 коап рф. непредставление сведений (информации)

Когда бездействует управляющая компания…

Старший преподаватель кафедры правовых и гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», член Ассоциации юристов России

специально для ГАРАНТ.РУ

Российский рынок жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, имеет ряд недостатков, вызванных как несовершенством нормативной правовой базы, так и недостаточной правовой грамотностью населения. Все это приводит к тому, что некоторые управляющие компании полностью не исполняют свои обязанности (при этом сайт управляющей компании обычно не содержит практически никакой полезной информации), а жильцы, не зная своих прав, получают ответы-отписки из различных инстанций и не могут ничего сделать.

Попробуем разобраться: что должна делать управляющая компания и как ее можно заставить работать, если она не исполняют свои обязанности в соответствии с буквой закона.

Ответственность управляющих компаний

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).

Комментарий к Ст. 19.7.2 КоАП РФ

1. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд является Федеральная антимонопольная служба (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, является Федеральная служба по оборонному заказу (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 604 «О Федеральной службе по оборонному заказу»).

Законодательство, устанавливающее обязанность по представлению информации в указанные органы, включает следующие нормы.

Статья 17.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ устанавливает обязанность перечисленных в ней субъектов (в том числе получателей бюджетных средств) представлять в уполномоченные органы необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую охраняемую законом тайну). Основанием для представления информации является требование уполномоченных органов.

Часть 28 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает аналогичную обязанность для субъектов контроля: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. При этом ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расширяет список контрольных органов, относя к ним органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, и ряд других.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель представляет по запросу государственного заказчика, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, информацию о затратах по исполненным государственным контрактам.

Как видно, во всех случаях основанием для представления информации является запрос (требование) уполномоченного контрольного органа. Содержание запрашиваемой информации, форму и сроки ее представления уполномоченный орган устанавливает в запросе по своему усмотрению. С учетом этого обстоятельства, суды, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности по комментируемой статье, должны оценивать объективную возможность субъектов контроля представить информацию на условиях, заявленных в запросе. Следует согласиться с мнением о целесообразности более детального нормативного регулирования в данной сфере . Как минимум должны быть определены категории информации, которую субъекты контроля обязаны получать и хранить с целью предоставления ее по требованиям уполномоченных органов, а также общие положения о порядке и сроках представления информации.
———————————
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный).

2. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений будет состоять в непредставлении информации, либо представлении информации с нарушением сроков, либо представлении заведомо недостоверной информации. Представление неполной информации (т.е. частичное исполнение требований уполномоченного органа) также повлечет за собой ответственность по комментируемой статье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 23.66 КоАП РФ).

Юридическая практика


Гражданка А оформила покупку телефона в кредит через салон сотовой связи. Задолженность была ей полностью погашена в течение 12 месяцев, согласно условиям кредитного договора. Спустя некоторое время, к А пришли приставы с судебным постановлением о взыскании задолженности по кредиту в размере 25 000 рублей.

Гражданка А обратилась в суд с претензией о предоставлении ей недостоверной информации. Учитывая факт, что у истца отсутствовали доказательства её обращения и отказа банка в предоставлении информации, судебное производство было отклонено за отсутствием состава преступления.

Характеристика злодеяния

Рассмотрим уголовно-правовые особенности таких преступлений.

Специфика правонарушения


Отказ в предоставлении данных носит открытый характер: должностное лицо проявляет открытое нежелание сообщать какие-либо сведения по запросу. При этом форма такого несогласия уже не играет решающей роли: сделан он в устном или письменном виде.

Здесь можно выделить и предоставление заведомо ложных сведений. Правонарушением также будет считаться факт, когда недостоверная информация содержится лишь в части запрошенных материалов.

Особенности состава злодеяния

Если рассматривать такие преступления в правовом поле УК РФ, то состав преступления будет материальным, что выражается в непосредственном причинении вреда. При этом сам вред и его формы законом не конкретизируются. Следовательно, сюда можно отнести имущественный ущерб, например, сотрудник банка промолчал, что остался непогашенный остаток по кредиту, на который стали накручивать проценты.

Другой пример, не получив своевременно актуальных сведений человек пропустил очередь на получение жилплощади или не предпринял мер для лечения опасного заболевания. Кроме этого, сюда можно отнести и нравственный вред, который выражается в отсутствии защиты государством прав и личных интересов граждан.

Однако, здесь можно выделить любопытный нюанс, который собственно и создает почву для преступления: гражданин должен самостоятельно обратиться с запросом и получить отказ в предоставлении интересующих сведений.

Важно! На практике это выглядит так: если гражданин лично не обратился в банк, чтобы получить справку об отсутствии задолженностей, в то время, как на остаток копятся проценты, то это не является уголовно наказуемым деянием. С другой стороны, если у потерпевшего на руках имеется официальный ответ о том, что кредит погашен полностью, и впоследствии ему будет предъявлено требование о погашении процентов — здесь явно просматривается состав преступления

Субъективная сторона


Здесь подразумевается предумышленность действий обвиняемого: должностное лицо понимает, что обязано сообщить информацию, но не делает этого по каким-либо соображениям. При этом такой гражданин полностью осознает, что нарушает нормы действующего законодательства. Отметим, что мотивы, послужившие причиной правонарушения, не учитываются.

Добавим, что субъект у таких злодеяний всегда специальный — должностные лица, в обязанность которых входит обеспечение беспрепятственного доступа граждан к базам данных.

Разновидности


Сюда можно отнести действия или бездействие должностного лица, послужившие причиной того, что обратившемуся с запросом не была предоставлена информация в полном объёме.

Это может быть:

  • игнорирование;
  • намеренное искажение данных;
  • частичное утаивание важных сведений;
  • несоблюдение сроков, отведенных инструкцией на обработку запроса.

Базовые понятия


Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.

Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:

  • статья № 24 часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
  • статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.

Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.

Важно! Исключением является информация закрытого характера, предназначенная лишь для ограниченного круга лиц. Скачать для просмотра и печати:

Неправомерный отказ: уголовная ответственность или административное правонарушение


Ответственность за нарушение перечисленных выше Конституционных прав предусматривается статьей 140 УК РФ и 5.39 КоАП. В целом, эти статьи одинаковы, но имеются некоторые нюансы разграничивающие административное нарушение и преступление.

Уголовная ответственность наступает в случаях:

  • неправомерный отказ в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, напрямую затрагивающих права/свободы гражданина;
  • искажение информации или предоставление ложных сведений, данных не в полном объеме.

В обоих случаях обязательным условием наступления уголовной ответственности выступает причинение вреда законным интересам/правам человека такими деяниями.

В рамках административного правонарушения присутствует ответственность за:

  1. Незаконный отказ в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством.
  2. Несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо ложных данных.

Здесь причинение вреда или иных последствий не требуется. Достаточно самого факта.

На основании вышеизложенного изменяется состав злодеяния: формальный и материальный. В первом случае, к виновному будет применена статья Уголовного кодекса, в рамках которой может налагаться штраф до 200 000 рублей и запрет работать на установленных должностях в течение 2-5 лет.

Административная ответственность предусматривает взыскание штрафа в размере 5 000-10 000 рублей.

Скачать для просмотра и печати:

Ответственность за отказ в предоставлении гражданам информации

Дата размещения статьи: 14.07.2014

Сегодня представляет особый интерес изучение вопросов, связанных с жилищно-коммунальным комплексом, что вызвано многочисленными грубыми нарушениями со стороны сотрудников управляющих компаний и основывается на позиции главы государства . ——————————— http://rupolitika.ru/vnutpolitika/ o-surovoy-borbe-putina- s-tarifami-na-zhkh/, http://www.odnako.org/blogs/show_23602/

Такая позиция представляется неверной, так как из диспозиции статьи ясно следует, что субъектом является только должностное лицо. Предложения о совершенствовании статьи и расширении ее субъектного состава высказала А. Серебренникова, указав, что в последнее время многие граждане обращаются за оказанием медицинских услуг в коммерческие учреждения. Часто они не получают от лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих медицинских клиниках, необходимой, полной, правдивой информации о состоянии своего здоровья, получая своеобразные отписки с диагнозом «практически здоров». Однако в этом случае виновные лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности по действующей редакции ст. 140 УК, поэтому, по мнению автора, требуется расширить субъектный состав ст. 140 УК, отнеся к субъекту преступления не только должностное лицо, но и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой и иной организации . ——————————— См.: Серебренникова А.В. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации (ст. 140 УК РФ) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. N 3. С. 118 — 121.

Как обжаловать отказ

Получив отказ, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, надзорные организации или органы исполнительной власти. Для этого существует определённый порядок действий.

Образец заявления


Начнём с того, что установленной законом формы таких обращений не предусмотрено, поэтому у каждой организации может быть индивидуальный бланк заполнения. Однако вне зависимости от этого, жалоба должна быть обоснованной, с обязательными ссылками на конкретные нарушения.

Порядок составления

Вне зависимости от формы, в теле жалобы обязательно должна отображаться такая информация:

  • обстоятельства отказа;
  • указание конкретного должностного лица, допустившего правонарушение;
  • требование о принятии соответствующих мер: выдачу материалов по запросу, привлечение виновного к ответственности.

Кроме этого, необходимо указать свои контактные данные.

Куда обращаться

Если госслужащие отказывают гражданам в предоставлении информации, обратиться можно:

  • вышестоящая инстанция или надзорный орган;
  • прокуратура;
  • суд.

Административная ответственность не применяется

КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется в случае, если искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Другой комментарий к статье 19.7.5 КоАП РФ

1. Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиком информировать компетентные органы об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах устанавливается ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны представлять информацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтранс РФ). Соответствующий Порядок утвержден Приказом Минтранса РФ от 16.02.2011 N 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».

Порядком регулируются следующие основные аспекты представления информации:

— перечень потенциальных угроз, при угрозах совершения или совершении которых наступает обязанность представления информации. Данный Перечень утвержден Приказом Минтранса России N 52, ФСБ России N 112, МВД России N 134 от 05.03.2010 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и включает, в частности, угрозы захвата, взрыва, поражения опасными веществами и др.;

— способы представления информации (электронная, факсимильная либо телефонная связь, средства связи органов МВД России и ФСБ России и др.);

— перечень сведений, подлежащих представлению, содержится в приложениях к Порядку, детализирован для различных видов транспорта. В частности, приложение N 4 «Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», содержит 22 пункта (при получении анонимной информации представляется ряд дополнительных сведений, направленных на последующее выявление личности информатора).

В качестве указания на срок представления информации все названные нормативные акты содержат формулировку «незамедлительно», т.е. субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны передавать информацию сразу после того как такая информация попадает в их распоряжение.

Информация может быть неполной (по сравнению с перечнями). В этом случае согласно п. 6 Порядка информация представляется незамедлительно, а затем дополняется по мере поступления данных.

Представление заведомо недостоверной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства не образует состава данной статьи. Такое деяние будет квалифицироваться по ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

Из буквального толкования нормы следует, что квалификации по данной статье не подлежит также сокрытие уже произошедшего акта незаконного вмешательства. В частности, за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента ответственность наступает по ст. 11.30 КоАП РФ.

2. Субъект административного правонарушения специальный — перевозчик либо субъект транспортной инфраструктуры, их должностные лица. Статус перевозчика определяется в отраслевых нормативных актах. В частности, в соответствии со ст. 100 Воздушного кодекса РФ, перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации.

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст

23.36 КоАП РФ), органы, уполномоченные в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), а также органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), органы, уполномоченные в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), а также органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ).