Кодекс административного судопроизводства российской федерации от 08.03.2015 n 21-фз ст 1 (ред. от 30.04.2021)

Правовая позиция КС РФ

Конституционный Суд РФ не усмотрел противоречий Конституции РФ положений КАС РФ о требованиях к представителю по административным делам. Извлечение из «Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год»:

«Определением от 27 сентября 2016 года N 1782-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 1 статьи 55 и части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно оспоренным положениям представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (часть 1 статьи 55); при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса (часть 9 статьи 208).

Конституционный Суд отметил, что введение федеральным законодателем требования к гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в указанных судах, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего высшее юридическое образование, — учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия — не выходит за пределы дискреции федерального законодателя».

Комментарий к статье 55 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены требования, которым должно соответствовать лицо, осуществляющее представительство в суде, а также обстоятельства, исключающие для лица возможность быть представителем.

К представителям в суде по административным делам предъявляются следующие требования:

— наличие дееспособности;

— отсутствие над ними опеки или попечительства;

— наличие высшего юридического образования.

Не могут быть представителями в суде следующие лица:

— судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом;

— лица, содействующие осуществлению правосудия (эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания), но только представителями лиц, участвующих в этом деле.

Лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, могут участвовать в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или в качестве законных представителей.

Например, из п. 5.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении <1>. Данные положения в связи с введением в действие Кодекса необходимо соответствующим образом дополнить.

———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Положения комментируемой статьи аналогичны положениям ст. ст. 49, 51 ГПК РФ. Новым является требование о наличии у представителя высшего юридического образования.

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Так, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» <1> документом о высшем образовании и о квалификации является соответствующий диплом, например диплом специалиста.

———————————
<1> РГ. 19.03.2014. N 62.

Документами, подтверждающими статус и полномочия законных представителей, могут быть свидетельство о рождении, решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении и иные.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17.11.2009 N 1460-О-О, следует, что, устанавливая общее правило о запрете участия судьи в процессе в качестве представителя, данная статья содержит исключение из этого правила, когда судья может представлять в процессе интересы соответствующего органа, в данном случае — квалификационной коллегии судей, членом которой он является. С учетом того что в конкретном деле квалификационная коллегия судей выступала в качестве стороны судебного разбирательства, представление ее интересов одним из членов, являющимся судьей, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных принципов равенства, состязательности и равноправия сторон.

Проигрывать станет дорого

Коллективные иски, предусмотренные КАС РФ, хороши еще и тем, что они позволяют разделить финансовое бремя в случае неудачи. Ведь в новом Кодексе прописан принцип «проигравшая сторона полностью оплачивает судебные издержки выигравшей стороны», а это значит, что придется возмещать не только государственную пошлину, но и стоимость всех экспертиз, затрат на доставку в суд свидетелей и доказательств, а также оплату услуг профессионального адвоката.

Вероятно, когда законодатели принимали такие нормы, они в первую очередь думали о возмещении издержек граждан и организаций, оспаривающих действия чиновников. Поскольку судебный процесс с обязательным участием профессионального юриста стоит дорого, то и издержек у простого гражданина или организации также будет не мало. Но беда в том, что в суде можно не только выиграть, но и проиграть. Таким образом, отстаивание своих и чужих прав может обойтись гражданам и бизнесу слишком дорого.

А ведь под юрисдикцию КАС РФ попадают споры по поводу незаконного строительства или нарушения порядка использования водных ресурсов. Это значит, что желая отстоять свое право на чистый воздух и воду гражданин изначально рискует получить многотысячный долг перед государством. Конечно, КАС РФ обязывает судей принимать решения о возмещении расходов на судебный процесс в «разумных пределах». Однако как именно определять такие пределы Кодекс не разъясняет. Поэтому все финансовые вопросы оказываются в руках самого судьи, принимающего решение.

Петербургский адвокат Станислав Кушнер, который имеет огромный опыт ведения судебных дел с государственной властью, утверждает, что в судах пока еще действует принцип — «никто не должен зарабатывать на суде». Поэтому все понесенные стороной расходы, должны быть обоснованы. Однако, ведь и КАС РФ пока еще не начал действовать. Вполне возможно, что в процессах по новому кодексу служители Фемиды будут придерживаться другого принципа — «чтоб неповадно было», и принимать решения о возмещении всех заявленных расходов. Поскольку такие суммы могут оказаться значительными для политических или гражданских активистов, то они начнут задумываться о том, стоит ли рисковать своим личным кошельком, чтобы отстаивать общественные интересы. К примеру, пытаться доказать факты фальсификации на выборах.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

Оспаривание постановления, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границуАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментамАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имуществаАдминистративное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производствеАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственностиАдминистративное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

Изъятие земельного участка для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нуждАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных правАдминистративное исковое заявление об отмене регистрации кандидатаАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссииАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФАдминистративное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Основные положения КАС РФ и подсудность споров

Кодекс административного судопроизводства — это нормативный акт, который вводит новый порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из административных и других публичных правоотношений. Документ разрабатывали два года, вносили в него множество поправок и постоянно переносили его рассмотрение в Госдуме РФ. Первое чтение Кодекса в российском парламенте состоялось еще в мае 2013 года. Зато потом его приняли в сразу двух чтениях буквально за несколько заседаний — второе чтение КАС РФ прошел 18 февраля 2015 года, а третье и окончательное — 20 февраля 2015 года. Инициатором создания КАС РФ является Президент России Владимир Путин. По его поручению была начата разработка нового Кодекса и именно он внес его на рассмотрение Госдумы РФ. Президент подписал Кодекс административного производства 8 марта 2015 года.

Материалы по теме

Кроме самого КАС РФ был принят Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», который определил порядок и дату введения нового Кодекса в действие. Именно в соответствии с этим законом, КАС РФ должен заработать 15 сентября 2015 года. Кроме того, предусмотрен переходный период для электронного документооборота между сторонами судебного процесса, предусмотренного КАС РФ. Эти нормы должны заработать только с 1 января 2016 года.

Если говорить о том, какие именно категории споров попадают под юрисдикцию КАС РФ, то можно сказать, что теперь только по его правилам организации, граждане и общественные объединения могут обжаловать любые решения и действия органов власти всех уровней и отдельных чиновников, которые нарушают их права. Кроме того, только в соответствии с требованиями КАС будут оспариваться законы и другие нормативные акты. А также, новому Кодексу подконтрольны споры о результатах и случаях фальсификаций на выборах. Кстати сказать, все вопросы, связанные с выборами, которые пройдут в единый день голосования 13 сентября 2015 года, уже будут рассматриваться по правилам нового Кодекса, поскольку он имеет обратную силу.

Как поясняют эксперты в области права, выведение административных дел из-под юрисдикции ГПК РФ должно положительно отразится на судопроизводстве.

Отдельно следует отметить, что под юрисдикцию КАС РФ не попадают дела об административных правонарушениях, которые регулирует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения этих дел не изменяется, и об этом отдельно упомянуто в самом новом Кодексе.

Споры, подведомственные КоАП РФ, будут как и раньше рассматриваться судами общей юрисдикции. Отдельной ветви федеральных судов специально под КАС создаваться не будет. Однако, административное производство все равно станет отдельной ветвью судопроизводства, и теперь будет соответствовать требованиям Конституции РФ. Ведь Основной закон изначально требовал такого выделения.

Таким образом, начиная с 15 сентября все дела, которые уже находятся в производстве судов, но попадают под действие КАС РФ, будут рассматриваться в новом порядке. В частности, по этим правилам будут рассматриваться все споры о кадастровой стоимости объектов недвижимости, об оспаривании постановлений и решений, принятых всеми государственными службами, в частности Роспотребнадзором, а так же споры об отмене несправедливых решений о выделении земельных участков гражданам и организациям.

Без профессионального юриста — ни шагу

В соответствии с новыми требованиями, все споры, которые попадают под юрисдикцию КАС РФ суды должны рассматривать только с участием в процессе представителя истца, имеющего высшее юридическое образование. И это требование означает, что, если у самого истца такого образования нет, то он не сможет самостоятельно защищать свои интересы в суде.

Для участия в судебном процессе свое образование придется подтверждать соответствующими документами, как того требует статья 55 КАС РФ. Иначе, представитель не будет допущен к заседаниям. — точно так же, как может быть не допущен и сам заявитель. При этом подтверждение документов потребуется даже в том случае, когда представитель имеет официальный статус адвоката, и его полномочия закреплены соответствующим удостоверением.

Такие требования существенно усложняют порядок обращения в суд по общественным делам для простых граждан. Если в текущих условиях любой гражданин может оспорить закон или постановление государственного органа самостоятельно, не привлекая к делу профессиональных юристов в качестве представителей, то теперь ему придется оплачивать такие услуги. Кроме того, общественные организации, которые зачастую не имели в штате адвокатов, но зато имели большой практический опыт в судах, также не смогут инициировать судебное разбирательство, не наняв перед этим юриста.

Из этого можно сделать вывод, что количество таких споров, особенно в первое время после ведения КАС РФ в действие, должно существенно сократиться. А вот как это отразится на их качественных показателях — большой вопрос.

Комментарий к Статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. При соблюдении указанных в к.с., а также в ст. 57 КАС РФ условий представителями в суде могут быть адвокаты, а также имеющие высшее юридическое образование:

1) работники государственных предприятий, учреждений, организаций, объединений — по делам этих предприятий, учреждений, организаций и объединений;

2) уполномоченные профессиональных союзов — по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется профессиональными союзами;

3) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;

4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц;

5) один из соучастников по поручению других соучастников ();

6) лица, допущенные судом, рассматривающим административное дело, к представительству по данному административному делу;

7) лица, оказывающие платные юридические услуги, и др.

2. Получения лицензии на оказание платных юридических услуг не требуется.

3. Привлечение должностного лица, по распоряжению которого был незаконно уволен или переведен работник, к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика не лишает его права выступать по административному делу в качестве представителя административного ответчика.

О понятии «опека и попечительство» см. комментарий к ст. 5 КАС РФ.

4. См. также комментарий к ст. ст. 5, 56, 57, .

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 55 КАС РФ. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.