Жилищный кодекс российской федерации от 29.12.2004 n 188-фз ст 20 (ред. от 28.06.2021)

Раздел 10. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

  • Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Статья 193. Лицензионные требования
  • Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
  • Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
  • Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
  • Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
  • Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
  • Статья 201. Лицензионная комиссия
  • Статья 202. Квалификационный аттестат

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1 Жилищного кодекса РФ. Основные начала жилищного законодательстваСтатья 2 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилищеСтатья 3 Жилищного кодекса РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишенияСтатья 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения. Участники жилищных отношенийСтатья 5 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательствоСтатья 6 Жилищного кодекса РФ. Действие жилищного законодательства во времениСтатья 7 Жилищного кодекса РФ. Применение жилищного законодательства по аналогииСтатья 8 Жилищного кодекса РФ. Применение к жилищным отношениям иного законодательстваСтатья 9 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство и нормы международного праваСтатья 10 Жилищного кодекса РФ. Основания возникновения жилищных прав и обязанностейСтатья 11 Жилищного кодекса РФ. Защита жилищных правСтатья 12 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношенийСтатья 13 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношенийСтатья 14 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15 Жилищного кодекса РФ. Объекты жилищных правСтатья 16 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещенийСтатья 17 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещениемСтатья 18 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация прав на жилые помещенияСтатья 19 Жилищного кодекса РФ. Жилищный фондСтатья 20 Жилищного кодекса РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контрольСтатья 21 Жилищного кодекса РФ. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение
и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22 Жилищного кодекса РФ. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещениеСтатья 23 Жилищного кодекса РФ. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещениеСтатья 24 Жилищного кодекса РФ. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
в многоквартирном доме

Статья 25 Жилищного кодекса РФ. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 26 Жилищного кодекса РФ. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 27 Жилищного кодекса РФ. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 28 Жилищного кодекса РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 29 Жилищного кодекса РФ. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

Раздел 4. Специализированный жилищный фонд

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда

  • Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
  • Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
  • Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
  • Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
  • Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
  • Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
  • Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
  • Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

  • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
  • Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения
  • Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
  • Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
  • Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
  • Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений
  • Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
  • Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
  • Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
  • Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
  • Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
  • Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 154 Жилищного кодекса РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 155 Жилищного кодекса РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 156 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за жилое помещениеСтатья 156.1 Жилищного кодекса РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использованияСтатья 157 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за коммунальные услугиСтатья 157.1 Жилищного кодекса РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услугиСтатья 157.2 Жилищного кодекса РФ. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходамиСтатья 158 Жилищного кодекса РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 159 Жилищного кодекса РФ. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услугСтатья 160 Жилищного кодекса РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Раздел VIII. Управление многоквартирными домами

Статья 161 Жилищного кодекса РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домомСтатья 161.1 Жилищного кодекса РФ. Совет многоквартирного домаСтатья 162 Жилищного кодекса РФ. Договор управления многоквартирным домомСтатья 163 Жилищного кодекса РФ. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственностиСтатья 164 Жилищного кодекса РФ. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком домеСтатья 165 Жилищного кодекса РФ. Создание условий для управления многоквартирными домами

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных домах и порядке его финансирования

Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фондаСтатья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонтСтатья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонтаСтатья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонтаСтатья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта

Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счетСтатья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозитСтатья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счетаСтатья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету

Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах

Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператораСтатья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператораСтатья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператораСтатья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператораСтатья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператораСтатья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным операторомСтатья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонтаСтатья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператораСтатья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператораСтатья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператораСтатья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора

Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения​Статья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Конституция РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре»;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности«;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю»;

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края»;

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья

Статья 135 Жилищного кодекса РФ. Товарищество собственников жильяСтатья 136 Жилищного кодекса РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жильяСтатья 137 Жилищного кодекса РФ. Права товарищества собственников жильяСтатья 138 Жилищного кодекса РФ. Обязанности товарищества собственников жильяСтатья 139 Жилищного кодекса РФ. Утратила силуСтатья 140 Жилищного кодекса РФ. Реорганизация товарищества собственников жильяСтатья 141 Жилищного кодекса РФ. Ликвидация товарищества собственников жильяСтатья 142 Жилищного кодекса РФ. Объединение товариществ собственников жилья

Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Статья 143 Жилищного кодекса РФ. Членство в товариществе собственников жильяСтатья 143.1 Жилищного кодекса РФ. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 144 Жилищного кодекса РФ. Органы управления товарищества собственников жильяСтатья 145 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание членов товарищества собственников жильяСтатья 146 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жильяСтатья 147 Жилищного кодекса РФ. Правление товарищества собственников жильяСтатья 148 Жилищного кодекса РФ. Обязанности правления товарищества собственников жильяСтатья 149 Жилищного кодекса РФ. Председатель правления товарищества собственников жильяСтатья 150 Жилищного кодекса РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жильяСтатья 151 Жилищного кодекса РФ. Средства и имущество товарищества собственников жильяСтатья 152 Жилищного кодекса РФ. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Почему растет квартплата

При этом все специалисты единодушны в том, что отрасль накопила колоссальное количество проблем – построенные в период массового жилищного строительства панельные дома и коммунальные сети сильно изношены, капитальный ремонт не решает принципиальных проблем, благоустройство из года в год повторяет само себя, долги за услуги для неплательщиков продолжают накапливаться, из многих городов уезжают люди, что провоцирует рост тарифов для остающихся.

В мировом рейтинге стоимости коммунальных услуг Россия выглядит достойно, занимая 54-ю позицию и «отставая» от лидеров списка — Германии, Люксембурга и Австрии более чем в два раза. Но при этом и средний доход российской семьи после уплаты налогов отличается от европейцев в 2–3 раза. И плата за коммунальные услуги растет. С 2000 по 2010 год она выросла в 11 раз (при росте цен на энергоносители и воду всего в четыре раза), а за последние пять лет выросла еще на треть. Особенно это стало заметно на фоне замедления роста и спада в экономике — реальные доходы людей стали снижаться, а тарифы продолжили расти, будучи привязанными к инфляции и ценам на газ.

Итогом стал резкий рост долга за коммунальные услуги, который к 2020 году суммарно достиг ₽1,5 трлн, из которых более трети — долг граждан. Подробный рассказ про астрономическую сумму, которую задолжали поставщикам почти 5% россиян, складывается из миллионов историй о людях и семьях, оказавшихся в сложных условиях без возможности из них вырваться. Должники в буквальном смысле уходят в глухую оборону — баррикадируя двери и не впуская судебных приставов, они пишут письма с просьбами президенту страны и наблюдают за тем, как банки списывают с них до 50% пенсий или социальных выплат, порой их единственных доходов. В августе 2020 года на фоне ухудшения экономики Минстрой предложил правительству расширить список льготных категорий, которым государство бы помогало оплачивать часть услуг, однако Минфин категорически отверг такую возможность.

В 2019 году взять под контроль рост тарифов попробовала Федеральная антимонопольная служба — ее руководитель тогда заявил, что россияне уже давно переплачивают за коммунальные услуги почти двукратно, а причиной повышения цен является желание компаний обновлять свою инфрастуктуру за счет собранных денег. Можно сказать, что усиление контроля сработало — рост тарифов замедлился, перейдя в режим индивидуального согласования с федеральным правительством. Это тоже пример того, как решение вопросов в сфере коммунального хозяйства переходит из экономической плоскости в политическую.

Почему же тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут? Эксперты уверяют, что ответов несколько. Во-первых, есть широко известная причина — инфляция. Во-вторых, это, безусловно, рост цен на энергоносители. В-третьих, логично увеличение расходов на ремонт ветшающей инфраструктуры. Но кроме них есть и менее заметные и менее прозрачные факторы — обслуживание банковских займов компаний-поставщиков и содержание профсоюзов работников отрасли.

Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Статья 192 Жилищного кодекса РФ. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домамиСтатья 193 Жилищного кодекса РФ. Лицензионные требованияСтатья 194 Жилищного кодекса РФ. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензииСтатья 195 Жилищного кодекса РФ. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домамиСтатья 196 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и осуществления лицензионного контроляСтатья 197 Жилищного кодекса РФ. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзораСтатья 198 Жилищного кодекса РФ. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестраСтатья 199 Жилищного кодекса РФ. Аннулирование лицензии и прекращение ее действияСтатья 200 Жилищного кодекса РФ. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированиемСтатья 201 Жилищного кодекса РФ. Лицензионная комиссияСтатья 202 Жилищного кодекса РФ. Квалификационный аттестат

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
29 декабря 2004 года
N 188-ФЗ

Ответственность управляющих компаний

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (), питьевой воде ();
  • нарушение требований по содержанию и текущему ремонту дома (). Так, ООО «К.» обратилось с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Костромской области от 21 июля 2010 г. и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2010 г. по делу № А31-4299/2010. Как следует из материалов дела, истец требовал признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Костромской области от 25 мая 2010 г. № 25-04-10 о привлечении к административной ответственности по  за ненадлежащее состояние кровли и чердачного перекрытия. Попытки ООО «К.» отпарировать доводы жилинспекции не увенчались успехом в судебных инстанциях (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2010 г. по делу № А31-4299/2010);
  • нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (). Приведем пример: управляющая компания, обслуживающая дома в Костромской области, обратилась в Арбитражный суд региона с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Она считала, что суды неправильно применили , , не применили подлежащие применению , ; сделали выводы, которые не соответствовали фактическим обстоятельствам дела: для восстановления водоснабжения необходимо было провести замену стояков холодного и горячего водоснабжения, но на лицевом счету дома отсутствовали необходимые денежные средства и на момент проведения обследования собственники жилого дома не приняли решения по этому вопросу. Государственная жилищная инспекция посчитала иначе, усмотрев в действиях управляющей компании факты нарушений КоАП РФ. Суд встал на сторону жилинспекции (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. по делу № А31-1022/2009);
  • нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (). Приведем пример. К., являясь директором управляющей компании, допустил серьезные нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Как следует из материалов дела, жителям домов, находящихся в управлении данной управляющей компании, были выставлены «двойные» квитанции об оплате коммунальных услуг за февраль 2016 года. По итогам рассмотрения дела К. был привлечен к ответственности по . Свердловский областной суд, куда К. обратился с жалобой, доводы его не поддержал. (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. № 4а-785/2016);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и муниципальный контроль (). Приведем пример. Управляющую компанию из Волгограда оштрафовали на 100 тыс. руб. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований. Представители УК пытались обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях, однако никаких существенных результатов они не добились: решение было оставлено в силе (Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2016 г. № 16-АД16-10);
  • нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов () и др.

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).