Полустационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому

Что называется социальными услугами

Различные виды помощи гражданам, направленные на улучшение условий их жизнедеятельности и расширение возможностей самостоятельного обеспечения их жизненных потребностей, называют социальными услугами (СУ).

Чтобы понять, что такое НСУ, то есть набор социальных услуг, для начала следует разобраться с таким понятием, как ЕДВ, то есть ежемесячная денежная выплата. Это определенная сумма, которая каждый месяц предоставляется государством отдельной категории граждан (инвалиды, ветераны, пострадавшие от радиации, члены семей погибших Героев Славы и другие).

На сегодня только в Москве и области ЕДВ получают почти 2 млн. граждан. Размер выплаты назначается в зависимости от категории льготника и только на основании предоставленных документов, подтверждающих право на получение помощи. Те, кто получает ежемесячные выплаты от государства, могут претендовать на социальные услуги.

Те, кому предоставляется набор социальных услуг и что в него входит, имеют право получать различные виды помощи:

  • бытовую,
  • медицинскую,
  • психологическую,
  • педагогическую,
  • трудовую,
  • правовую.

Для лиц с ограничениями функций жизнедеятельности (инвалидов) отдельно предоставляются услуги по обучению пользованию оборудованием для реабилитации и ухода, а также другие мероприятия в сфере обслуживания.

Между малоимущими гражданами РФ и органами соцзащиты может быть заключен социальный контракт. Предоставление услуги на основании социального контракта имеет вид одноразовой денежной выплаты, ежемесячного пособия или социальной помощи и назначается на определенный срок (от трёх месяцев до года). Вместе с контрактом получателю дается программа социальной адаптации, мероприятия из которой он обязан реализовать.

Кто предоставляет и кто получает социальные услуги

Поставщиком социальных услуг могут выступать:

  • государственные организации,
  • негосударственные – коммерческие либо некоммерческие – предприятия,
  • частные предприниматели, если они осуществляют социальное обслуживание граждан.

Чтобы упорядочить данные о поставщиках СУ, Правительством Российской Федерации было принято решение создать единый перечень, где будут содержаться все данные об организациях соцобслуживания населения.

Граждане, вынужденные существовать в тяжелых бытовых условиях, при отсутствии средств к существованию или имеющие одно из следующих обстоятельств:

  • травму, заболевание, преклонный возраст, инвалидность, ставшие причиной утраты способности к самообслуживанию (полностью или частично),
  • наличие среди членов семьи инвалида(-ов), которые нуждаются в постоянном уходе,
  • наличие ребенка, у которого наблюдаются трудности в адаптации к социуму,
  • насилие в семье,
  • наличие среди членов семьи особей с зависимостью, либо психическими расстройствами,
  • отсутствие работы или места жительства, –

могут претендовать на получение ЕДВ и НСУ. Причем те, кто имеет право на набор социальных услуг, могут отказаться от реальной помощи и потребовать ее в денежном эквиваленте.

Лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может предоставляться один из видов помощи:

  • помощь на дому,
  • обслуживание в стационаре,
  • временное жилье,
  • консультации,
  • реабилитация.

Чтобы гражданину были предоставлены социальные услуги, он должен лично обратиться в уполномоченные органы РФ с заявлением. По принятии положительного решения проситель может рассчитывать на социальное обслуживание со стороны поставщиков СУ. Таким образом, деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам – это их социальное обслуживание.

Что говорит закон про социальное обслуживание на дому

Обслуживание определенных категорий лиц, включая и надомное, регламентируется статьями Федерального Закона № 442-ФЗ от 28.12. 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Под него попадают лица:

  • утратившие возможность обслуживать себя;
  • имеющие в семье человека с группой инвалидностью (том числе и ребенка-инвалида), который нуждается в обслуживании;
  • воспитывающие ребенка или детей, испытывающих сложности в социальной адаптации;
  • не имеющие средств к существованию.

Закон № 442-ФЗ не разъясняет точные критерии, определяющие лиц, нуждающихся в социальном обслуживании именно на дому, а не в полустационаре или в стационаре. В ряде случаев этого не нужно. Примером являются люди без собственного жилья или лица, страдающие психическими расстройствами, не позволяющие им ему проживать в обычных условиях. Таким гражданам помощь оказывает только в стационарных заведениях.

В других случаях следует ориентироваться на региональные законы. В большинстве нормативных актов субъектов страны в перечень категорий граждан, нуждающихся в услугах на дому, входят:

  • дети-сироты;
  • ветераны ВОВ;
  • одиноко проживающие супруги погибших или умерших участников ВОВ;
  • люди, пострадавшие в горячих точках.

4.8. Комплексные учреждения социального обслуживания населения

4.8.1.
Комплексный центр социального обслуживания населения — комплексное учреждение,
предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, в том числе
гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их
социального и материального положения, а также психологического статуса.

4.8.1.1.
Основные направления деятельности центра:


мониторинг социальной и демографической ситуации уровня
социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

— учет
граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм
помощи и периодичности ее предоставления;


предоставление гражданам — клиентам центра всего комплекса социальных услуг
(социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических,
социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);


социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов);

— оказание
помощи женщинам и детям — жертвам насилия в семье;

— участие в
работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

4.8.1.2. В
состав центра могут входить следующие структурные подразделения:


организационно-методическое отделение;


консультационное отделение (создается по мере необходимости);

— отделение
срочного социального обслуживания;

— отделение
торгового обслуживания малообеспеченных граждан (создается по мере
необходимости);

— отделение
психолого-педагогической помощи семье и детям (создается по мере
необходимости);

— отделение
помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (создается по мере
необходимости);

— отделение
профилактики безнадзорности детей;

— отделение
дневного пребывания детей (создается по мере необходимости);

— отделение
реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими
возможностями;

— отделение
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

— отделение
специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан
пожилого возраста и инвалидов (создается по мере необходимости);

— отделение
дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

— отделение
временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (создается по мере
необходимости).

4.8.2.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов —
учреждение социального обслуживания, осуществляющее организационную
практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг
гражданам пожилого возраста и инвалидам.

4.8.2.1.
Основными задачами центра являются:

— выявление
граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и
муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и
т.д.), общественными и религиозными организациями и объединениями;


дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

— оказание
социальных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового
характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании;

— трудовая
реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах,
подсобных хозяйствах, находящихся в ведении центра, при соблюдении
законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;


определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам,
нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и
возможности к самообслуживанию;


привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению
вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности
в этом направлении.

4.8.2.2. Всоставцентрамогутвходитьследующиеструктурныеподразделения


отделениесоциальногообслуживаниянадому (можетнаходитьсявкачествесамостоятельного
структурногоподразделенияприорганесоциальнойзащитынаселения);


специализированноеотделениесоциально-медицинскогообслуживаниянадому (можетнаходитьсявкачествесамостоятельногоструктурногоподразделенияприорганесоциальнойзащитынаселения);


отделениедневногопребывания (можетнаходитьсявкачествесамостоятельногоструктурного
подразделенияприорганесоциальнойзащитынаселения);


социально-реабилитационноеотделение;


отделениесрочногосоциальногообслуживания;


социальнаястоловая (буфет).

Ключевыесловасоциальноеобслуживание, социальнаяуслуга, учреждениесоциальногообслуживания, гражданинпожилоговозраста, инвалид, типучреждениясоциальногообслуживания

Категории населения, имеющие преимущество при приеме на социальное обслуживание в стационары

Помещение граждан в подобные стационары вне очереди осуществляется для:

  • участников ВОВ;
  • инвалидов ВОВ;
  • лиц, имеющим наградной знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • сирот и несовершеннолетних, оказавшихся без родительской опеки;
  • граждан, имеющих статус жертв политических репрессий.

Преимущество на прием в подобные учреждения предоставляется:

  • бывшим военнослужащим, которые проходили военную в период 22.06.1941 — 3.09. 1945 не меньше полугода, либо имеющим ордена или медали Советского Союза за службу в данное время;
  • гражданам, которые трудились во время ВОВ на стратегических объектах, указанных в законе, а также участвовали в партизанских и подпольных организациях;
  • гражданам, трудящимся в тылу во время ВОВ не меньше полугода, за минусом времени оккупации, или имеющим награды СССР за работу в тылу или за самоотверженный труд во время ВОВ;
  • членам семей инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов, участвовавших в боевых действиях, погибших или умерших;
  • гражданам, пострадавшие в катастрофе Чернобыльской АЭС.

Данные списки могут быть дополнены в соответствии с региональными законами и подзаконными актами.

В старости важно не остаться без помощи

Преимущества

Для того, чтобы увидеть преимущества социального обслуживания на дому, лучше всего сравнить с другими существующими формами социального обслуживания.

В Российской Федерации существуют 3 формы — стационар, полустационар и обслуживание на дому. Рассмотрим их подробнее:

Стационар Полустационар Обслуживание на дому
Время предоставления услуг круглосуточно определенные часы работы учреждения или приема специалиста оговаривается при заключении договора
Место предоставления услуг стационарные медицинские учреждения стационарные медицинские учреждения по месту нахождения или проживания клиента
Перечень услуг — Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;

— Материально-бытовые услуги;

— Бытовые и досуговые

— Срочные;

— Педагогические;

— Правовые;

— Психологические;

— Трудовые;

— Медицинские;

— Направленные на улучшение коммуникации

— Бытовые;

— Педагогические;

— Правовые;

— Психологические;

— Трудовые;

— Медицинские;

— Направленные на улучшение коммуникации

Срок предоставления услуг согласно ИПР (индивидуальной программы реабилитации) согласно ИПР (индивидуальной программы реабилитации) согласно ИПР (индивидуальной программы реабилитации)
Кому предоставляются кто нуждается в стационарном уходе кто может ухаживать за собой кто не может ухаживать за собой
Персонал, предоставляющий услуги профессиональный персонал стационарного учреждения, любой работник профессиональный персонал стационарного учреждения, любой работник закрепленный профессиональный социальный работник
Стоимость услуг есть платные и бесплатные услуги есть платные и бесплатные услуги есть платные и бесплатные услуги
Психологический комфорт нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку и людям нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку и людям нужно приспособиться к одному социальному работнику, предоставляющему услуги по согласованному графику

Что же мы здесь видим?

1. Для человека удобнее никуда не идти, чтобы получить услуги.

2. Спокойнее в психологическом плане контактировать с одним и тем же человеком по всем вопросам, особенно в пожилом возрасте.

3. Когда есть определенное время предоставления социальных услуг, легче планировать свой день.

4. На дому социальный работник предоставляет весь спектр социальных услуг.

Становится понятно, что социальное обслуживание человека на дому — самая удобная форма предоставления социальных услуг, если нет показаний для госпитализации.

Более подробно сравнение форм социального обслуживания можно посмотреть в статье «Стационарное, полустационарное и обслуживание на дому».

Если у вас остались вопросы:

— “Как оформить надомное социальное обслуживание?”,

— “Какие виды социальных услуг предоставляются на дому?”,

— “Кому положено бесплатное обслуживание?”,

— “К кому обратиться, чтобы оформить обслуживание на дому?”,

обязательно прочитайте статьи «Порядок предоставления социального обслуживания на дому» и «Бесплатная и льготная социальная помощь», где есть ответы на каждый из них.

Сверх бесплатных социальных услуг, которые входят в ИПР, ЦСО может предоставить всем желающим дополнительные социальные услуги на дому за плату. Для этого нужно подать заявление в письменной или электронной форме.

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Виды и порядок предоставления срочных социальных услуг

К видам срочных социальных услуг относятся:

  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

С 1 января 2020 г. действует ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 г. № 1180-ст), который распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

Согласно ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на лицевой счет поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

  1. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.

  2. Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

  • размеров установленных пенсий;

  • сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33-6913/2015).

Обслуживание на дому

Одним из видов социальной помощи является представление определенного перечня услуг на дому. Понятие и сущность социального обслуживания такого вида отражено в содержании закона «Об основах социального обслуживания». Специалисты-социологи отмечают то, что именно данный вид обслуживания позволяет организовать защиту конкретных представителей населения в привычной для них среде обитания.

Говоря о понятии и принципах социального обслуживания населения, обязательно следует отметить то, что данный вид работ социальных служб направлен на наиболее тесное взаимодействие адресата помощи с представителями социальных структур. Обслуживание на дому подразумевает регулярное посещение адресата с целью оказания помощи в различных сферах жизнедеятельности: приобретении продуктов питания, медикаментов, сопровождении в медицинские учреждения, организации предоставления услуг бытового и социального характера. Нередко сотрудники социальных служб занимаются оказанием помощи в захоронении одиноких лиц, а также в оформлении различных документов.

Порядок организации социальных услуг получателям

Что касается законодательной базы в сфере социального обслуживания граждан РФ, то здесь действует Федеральный Закон (ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В положении определены все виды СУ, даны принципы и формы социального обслуживания, детально описан процесс их организации для граждан. Под термином технология предоставления социальных услуг подразумевается совокупность приемов и методов, которые применяют соц. службы для облегчения жизни нетрудоспособных гражданах.

В СУ для пожилых граждан входит не только обслуживание на дому, но и полу- или стационарное, а также срочная и консультативная помощь. Предварительно проводится деятельность по выявлению и учету граждан, нуждающихся в помощи. Дальнейший порядок и условия оказания социальных услуг состоит в:

  • оказании помощи по дому, организации питания, досуга, медицинских и гигиенических процедур,
  • содействии в необходимых гражданину мероприятиях, будь то погребение умерших родственников или необходимость оформления пенсионных льгот.

Социальный работник должен содействовать ремонту жилья получателя СУ, обеспечению его дровами и водой, обработке приусадебного участка. В том случае, если пациент психически болен, зависим от алкоголя либо имеет тяжелые формы заболеваний, ему требуется лечение в специализированных учреждениях.

Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме пожилым гражданам и инвалидам состоит в обеспечении их:

  • местом жительства,
  • одеждой, обувью, постельными принадлежностями,
  • питанием,
  • гигиеническими процедурами,
  • сопровождением на прогулках,
  • медицинской помощью,
  • консультированием и другими подобными услугами.

Такую помощь обеспечивают дома престарелых, интернаты для пожилых, современные геронтологические центры.

Виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам в Москве

В соответствии со ст. 16 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» социальное сопровождение предоставляется:

  • несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
  • воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
  • семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
  • одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
  • лицам, подвергшимся насилию;
  • многодетным семьям;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.

Такой вид социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам, как предоставление социального сопровождения, осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.

Чем вам помогут?

В рамках полустационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов вы можете рассчитывать на предоставление следующих услуг:

  1. Вам будет предоставлено горячее питание; предложены постельные принадлежности, выделено спальное место в комнате с санитарно-гигиеническими условиями, соответствующими нормативам для данных учреждений; у вас будет свободный доступ к печатной продукции различной направленности, а также к настольным играм, соответствующим вашей возрастной группе.
  2. Социально-медицинские услуги: вам будет оказана как медицинская, так и психологическая помощь в границах ваших потребностей; в том числе вы можете рассчитывать на санитарно-гигиенические услуги, различные виды оздоровительных, реабилитационных процедур.
  3. Полустационарное социальное обслуживание инвалидов предусматривает, в частности, медицинские реабилитационные манипуляции в соответствии с «Индивидуальной программой реабилитации инвалида». Эту помощь трудно переоценить, так как не каждый гражданин с инвалидностью может позволить себе ежедневные реабилитационные мероприятия на базе лечебных учреждений, особенно учитывая их удаленность.
  4. В рамках полустационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов предусмотрено не только повышение вашего образовательного уровня, но и получение новой профессии. Вы сможете получить практические навыки в выбранной профессии, а с помощью психологического сопровождения вам будет легче обрести уверенность и в новых обстоятельствах, и в новом для вас статусе.
  5. Получатели социальных услуг, как правило, нуждаются в правовой помощи. И консультации юридического характера им предоставляются на безвозмездной основе.

Как видите, организация полустационарного социального обслуживания предусматривает все виды необходимой помощи, как гражданам пожилого возраста, так и людям с ограниченными возможностями для конструктивного изменения качества своей жизни. А временных рамок, предусмотренных для пребывания в данном учреждении, вполне достаточно, чтобы эффект от нахождения был максимальным. Главное — понимать для чего вы здесь.

Кто имеет право?

На существующий спектр социальных услуг имеет право не каждый гражданин РФ, а только тот, кто был признан специальной комиссией нуждающимся в предоставлении услуг социального характера. Именно этот гражданин РФ и будет считаться получателем социальных услуг.

В каждом регионе страны существует Министерство труда и социального развития, и именно на его уровне утверждаются решения о нуждаемости гражданина в услугах социального характера.

Это происходит при следующих обстоятельствах:

  • гражданин не может или не способен должным образом продолжать обслуживать себя самостоятельно по причине заболевания, возрастных изменений, получения травмы или признание его инвалидом;
  • гражданин не может обеспечить должный постоянный уход за ребенком-инвалидом или взрослым, признанным инвалидом — в силу того, что вынужден работать;
  • в составе семьи присутствуют дети или один ребенок, нуждающиеся в социализации, несовершеннолетние могут быть и опекаемыми;
  • члены семьи не имеют возможности осуществлять как постоянный, так и временный уход за несовершеннолетними, инвалидами, детьми-инвалидами, в том числе и по причине отсутствия попечения за данными членами семьи;
  • в составе семьи находятся асоциальные лица со сформированными алкогольной, наркотической или игровой зависимостями, а также имеющие психические отклонения или присутствуют признаки семейного насилия;
  • гражданин, не достигший 23 лет остался без постоянного места жительства по выходу из учреждения для несовершеннолетних, оставшихся без родителей в связи со смертью последних или в связи с лишением родителей родительских прав;
  • гражданин не трудоустроен и лишен средств к существованию;
  • прочие обстоятельства, предусмотренные региональным законодательством или федеральными законами.

Ритуальные услуги

Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».

Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.

В число гарантированных бесплатных услуг входят:

  • оформление документов,
  • предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов,
  • перевозка тела на кладбище или в крематорий,
  • погребение (или кремация с последующей выдачей урны).

Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:

  • ПФР – на погребение не работавших пенсионеров;
  • ФСС РФ – на погребение работавших лиц или их детей;
  • бюджетов – на погребение не работавших лиц.

Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.

Лица, отказавшиеся от получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие в размере 1000 руб. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

  • органом, в котором умерший получал пенсию;
  • организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Отказ в предоставлении на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем, а также отказ в выплате социального пособия на погребение супругу, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей (ст. 5.41 КоАП РФ).

показать содержание

Итоги

1. Основной целью надомного социального обслуживания является улучшение качества жизни человека.

2. Социальное обслуживание на дому не вырывает человека из привычной среды, помогая сохранить психологический комфорт.

3. Основные преимущества получения услуг на дому:

— время предоставления услуг удобное обеим сторонам;

— не нужно никуда ехать;

— широкий перечень услуг;

— не нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку, персоналу;

— контакт только с одним постоянным социальным работником.

4. Сверх бесплатных услуг в договоре можно оформить дополнительные платные услуги.

Подведем итог

Законодательная база в области предоставления социальных услуг – от помощи в быту до бесплатной медицинской помощи – продумана во всех деталях. Государством предусмотрены различные формы, способы, виды, модели оказания социальных услуг: платные и бесплатные, на дому или в стационаре, бытовые, медицинские, правовые, психологические, педагогические, трудовые и так далее. Претендовать на них может тот, кто получает ежемесячные денежные выплаты вследствие недостаточного материального обеспечения или по состоянию здоровья.

Получатель в любой момент может отказаться от набора социальных услуг и получать вместо этого надбавку к ЕДВ. Государство же со своей стороны постоянно контролирует качество и эффективность социального обслуживания определенных категорий граждан.