Особенности монтажа автоматики своими руками
В продаже много готовых комплектов. В их составе, как правило, эл/привод, элементы схемы (датчики, концевые выключатели и тому подобное), пульт. Модификаций много. Цена самых дешевых – около 15 980 рублей. Например, «WINGO» серии 2024KCE, которая способна управлять открыванием створок весом до 400 кг при помощи двигателя на 24 В. При установке покупного оборудования следует руководствоваться рекомендациями производителя.
Главная проблема, с которой многие сталкиваются – отдельные пункты инструкции не совсем понятны. Это может быть вызвано как низким качеством перевода на русский язык, так и расчетом изготовителей на то, что монтаж если и будет делаться своими руками, то только профессионально подготовленным человеком. Далее – основные этапы работы, знание нюансов которых поможет при установке как готового, так и самостоятельно подобранного комплекта.
Подготовка створок
Перед монтажом элементов автоматики ворот своими руками нужно убедиться, что они легко, без усилий, открываются. В процессе эксплуатации нередко появляются перекосы створок. Причины разные – «повело» опору из-за низкого качества ее бетонирования, ослабились петли и тому подобное. Работу по установке системы автоматики следует начинать с того, что привести ворота в порядок (о том, как сделать распашные ворота, читайте здесь).
Подготовка мест крепления приводов
Их монтаж производится на столбах. Если они металлические, то особых проблем не возникнет. Достаточно приварить кронштейны, и вопрос с надежной фиксацией механизмов решен. А вот как быть с опорами из кирпича? Обустроить закладные, к которым сваркой прикрепить швеллер – лишь один из вариантов. В принципе, сообразить несложно. Например, сделать так.
Высота крепления механизмов управления воротами – немаловажный вопрос. Во-первых, они должны располагаться строго симметрично, на одном уровне относительно грунта. Во-вторых, линейные приводы выравниваются по нивелиру, так как их эффективная работа по открыванию ворот наружу возможна лишь при горизонтальной установке. Если створки тяжелые, то привода желательно крепить так, чтобы они находились по их центру (в вертикальной плоскости). В-четвертых, проем ворот после крепления механизмом несколько сузится, и это также необходимо принимать в расчет.
Подключение двигателя, как уже указывалось, желательно делать от понижающего трансформатора. В цепь питания следует включить тепловое реле. Данный элемент схемы предохранит обмотку от перегрева в критических ситуациях, особенно в зимний период. Например, при сильном оледенении створок ворот, что приведет к увеличению их веса.
Электропроводка
Она монтируется только в защитной «оболочке» – гофра, кабель-каналы. Для подключения рекомендуются кабеля с жилами от 1,5 «квадратов», причем к приводу их должно подводиться не менее 4-х (хотя бы 1 – как резерв на случай обрыва одной из линий). Если подходить к вопросу эл/монтажа рационально, то для каждого направления нужны индивидуальные расчеты, в первую очередь, в соответствии с потребляемой мощностью. Это касается случаев, когда обустройство системы автоматики производится из отдельных элементов.
Для готового комплекта все параметры цепи указаны в инструкции, следовательно, работа своими руками более простая.
Электроника
Понятно, что ее самостоятельным конструированием никто заниматься не станет. Разве что радиолюбители, но им подсказки не требуются. В специализированных магазинах продаются и блоки управления (от 2 680 рублей), и брелки (от 1 150 рублей). Для семьи последних достаточно в количестве 2 – 3 штук.
Основные рекомендации по монтажу автоматики своими руками, с учетом того, что ворота открываются наружу, автор дал, и довольно подробные. А в какой комплектации устанавливать систему, характеристики всех элементов (например, мощность двигателя) – это уже читателю придется определять самостоятельно. Многое зависит от веса створок, их габаритов, розы ветров в месте расположения объекта и ряда других факторов. Успехов!
Распашные ворота с электроприводом своими руками
Установка распашных ворот с электроприводом своими руками – это сложный процесс, который требует соответствующих знаний, умений и навыков. Если допускаются ошибки, то система работает некорректно.
Необходимые материалы и инструменты
Перед установкой конструкции рекомендуется подготовить необходимые инструменты и материалы. Для распашных ворот рекомендуется использовать:
- стойки для опор;
- металлический жесткий каркас;
- обшивку;
- электрический привод;
- гаражные петли;
- металлическую задвижку.
Для правильной установки автоматической системы рекомендуется использовать растворитель, кирпич, трехжильный кабель, цементный раствор и грунтовку, изолированные поливинилхлоридные трубы, электрод, саморезы, профильные трубы.
Для выполнения работ по изготовлению распашных ворот используется лопата, отвертка-индикатор, болгарка, автомат УЗО, молярная щетка, строительный уровень, щетка для металла, шуруповерт, измерительные инструменты, сварочный аппарат.
Подбор электропривода
Выбор электрического привода для распашных ворот своими руками – это ответственная задача. Это устройство, в котором двигатель управляет рычагом с помощью редуктора.
Линейный привод для распашных ворот своими руками работает по принципу: двигателем вращает винт через редуктор, в результате чего передвигается гайка в одну сторону с направляющей, преобразуется энергия вращения, открываются ворота. По окончанию цикла работа замедляется блоком управления.
Рычажный привод для распашных ворот своими руками обеспечивает плавность и бесперебойность работы ворот. Мотор передает энергию на вертикальный вал через редуктор. Рычаги, которые перемещают конструкцию, удерживают кривошип.
Гидравлический самодельный привод для распашных ворот своими руками – это надежная конструкция. Гидравлический насос двигателя устройства усиливает поступление к гидроцилиндрам рабочего раствора. Гидроцилиндры обеспечивают передвижение ворот. Датчики гарантируют безопасную работу системы.
Если створки открываются внутрь
Между центральной точкой петли и чертой несущего столба длина 60 миллиметров. Если ворота распахиваются внутрь, то расположение внутренних столбов такое же, как и наружных. Специалисты советуют делать закладку посредине трубы из металла или швеллера. На следующем этапе выводятся закладные, которые крепятся на кронштейны. На крайние углы движения ворот устанавливаются упоры, которые выполнены из уголка или арматуры.
Если ворота открываются внутрь, то при установке автоматики может возникнуть необходимость в проделывании углубления. Электрический привод может устанавливаться после монтажа распашных ворот. Этот вариант установки используется при установке линейного привода. При монтаже без углубления рекомендуется соблюдать все условия.
Если створки открываются наружу
Если устанавливаемая створка на распашных воротах, открывающихся наружу, находится изнутри, то рекомендуется изготовить закладные. С этой целью используется металлическая труба, сечение которой составляет 10х10 сантиметров. Можно использовать швеллер, который рекомендуется правильно установить по центру столба из кирпича. Для монтажа привода на распашные ворота приваривают арматуру.
Закладные выводятся для профильной трубы, сечение которой составляет 6х3 сантиметра. Они должны выводиться в опорном столбе, к которому приваривают петли. Для распашных ворот используются три закладные.
При монтаже конструкции параллельно устанавливается автоматика. Для этого сваривается первый кронштейн с рамой каркаса и второй – с закладным элементом столба. При выполнении всех работ рекомендовано строго соблюдать все нормы. Все провода, которые прилагаются, проверяются на цельность и наличие изоляции.
Блок и пульт управления
При выборе автоматических элементов определяется парусность, ширина и вес створок, направление открывания ворот. Блок питания подключают при отключении проводки и коммуникаций.
Приемник, который обеспечивает прохождение всех сигналов, устанавливают в специальный разъем в плате управления. В разъем дополнительно устанавливают две перемычки, предназначенные для тестирования привода.
Фотоэлементы подключаются в последнюю очередь, поэтому предварительно устанавливается перемычка. После того, как приемник будет подсоединен, программируется пульт, с помощью которого обеспечивается дистанционное управление в соответствии с инструкцией производителя автоматики.
Устройство автоматических ворот
Традиционными компонентами автоматических ворот являются:
- засов;
- упоры;
- электроприводы;
- комплект петель;
- створки ворот;
- ручки для открывания;
- столбы для крепления;
- кронштейны.
Столбы для фиксации конструкции проще всего соорудить из стальной трубы. Тяжелые врата лучше помещать на П-образном каркасе. Занимаясь устройством автоматических ворот, необходимо позаботиться о несущей части. Мастера советуют делать фундамент стаканного типа.
Схема подключения приводов для распашных ворот
Для плавного хода ворот используют петли (ищите в комплекте с подшипниками). В зависимости от габаритов конструкции их вешают в количестве 4 – 6 шт. Петли выпускаются металлические и полимерные.
Говоря об устройстве автоматических ворот, стоит рассмотреть варианты заполнения полотна. В каркас вставляют одно из видов полотен:
- сплошное;
- с просветами;
- комбинированное.
Рамку создают из металлического профиля, секции заполнения – из роллетного и алюминиевого профиля, сендвич-панелей, железного штакетника. Для долгой службы металлические элементы грунтуют и красят.
Упоры – боковые и центральные, важный элемент всего сооружения. Они не дают створкам покидать установленные пределы. Упоры имеют вид металлических штырей, которые подразделяются на съёмные и постоянные.
Кронштейны для фиксации электроприводов идут с ними в комплекте. Вразнобой покупать эти товары не рекомендуется, ведь разные производители выпускают их с разными размерами. Поэтому приводное устройство для автоматических ворот и кронштейны не будут соответствовать друг другу.
Покупать ли засов и ручки – решать потребителю. Но эти малозатратные элементы придут на выручку в случае перебоев с электричеством и избавят от необходимости возиться с воротами вручную.
Продуманный выбор электропривода создает воротам оптимальный режим работы. Хозяину механизм дарит комфортное использование конструкции и современную оснастку. Дерзайте и пользуйтесь автоматикой в свое удовольствие!
Изготовление привода из автомобильных стеклоподъёмников
Лёгкие створки ворот реально привести в движение приводом из доработанных механизмов стеклоподъёмников. Преимущество такого метода в его относительной простоте и почти бесшумной работе привода. Недостаток заключается в ограниченном тяговом усилии, что обусловлено небольшим рабочим ходом механизма.
Имеется два типа конструкции стеклоподъёмников, пригодных для использования в качестве привода ворот:
- роль подвижного элемента играет зубчатая рейка;
- основан на работе зубчатого колеса.
В обоих случаях приводную часть монтируют на металлической площадке, имеющей жёсткое крепление к столбу или забору. При этом металлическая рейка должна двигаться параллельно плоскости ворот и выдвигаться в их сторону.
Механизм подъёмника требует доработки: установки удлинённой металлической тяги для рейки или коленного рычага для зубчатого колеса. Соединения тяги с приводом и воротами, а также двух частей коленного рычага должны быть выполнены в виде вилочного шарнира, по примеру дверного доводчика.
Вы можете обеспечить хорошую подвижность и отсутствие люфта, если одну сторону соединения выполните в виде двух сложенных пластин, зазор между которыми равен их толщине. В этот зазор войдёт пластина второй части шарнира. Оба элемента соединяются пальцем или болтом с самоконтрящейся гайкой.
Основная трудность в применении стеклоподъёмников — найти максимально выгодное положение привода, шарнира и места крепления тяги к воротам. Уверенно сделать это можно экспериментальным путём, сперва выставив ворота в открытом положении и, медленно их закрывая, следить за поведением приводной конструкции. Не забывайте, что после установки механизм нуждается в защитном кожухе.
Этапы монтажа конструкции
Сделать функциональные конструкции помогут чертежи, фото и видео откатных ворот. Своими руками можно сделать любую выбранную модель. Для этого потребуется подготовить специальные инструменты и материалы.
Перед монтажными работами тщательно вымеряются все размеры
Необходимый набор инструментов
Для установки откатных конструкций необходимо подготовить следующие специализированные инструменты:
Для использования сварочного агрегата необходимы профессиональные навыки
Воздушный компрессор помогает очень быстро произвести покраску
Также потребуется дрель, пассатижи и рулетка.
Устройство фундамента
Как возвести фундамент можно посмотреть на видео. Откатные ворота своими руками следует начинать с разметки места. Ширина траншеи должна быть около полуметра. В качестве опор используются столбы для забора. При монтаже автоматической конструкции нужно предусмотреть место под укладку электрического кабеля. При монтаже основы под забор используется швеллер с арматурой. Бетонная смесь должна застывать в течение шести суток.
Монтаж швеллера требует точных расчетов и аккуратности
Возвести фундамент можно следующими способами:
- при монтаже свайного монолитного фундамента в почву устанавливаются два столба, которые соединяются швеллером. Для выемки почвы применяется садовый бур. Ямки должны располагаться близко к ограждению и соединяться траншеей;
- для установки свайной винтовой основы нужно сваи вкручивать в землю.
На фундамент приходится вся основная нагрузка
Установка конструкции
Разметка выполняется перед тем, как производится сборка откатных ворот своими руками. Чертежи, схемы, эскизы, конструкция проекта помогут поставить отметки правильно. По отметке проема протягивается шнур, который обозначает траекторию передвижения створок. Также следует произвести фиксацию участков регулировки. Затем определяется расстановка опор с роликами.
На схеме показаны все основные элементы сборки
Монтаж подобного забора состоит из следующих этапов:
- предварительная заготовка роликовых тележек;
- сборка системы;
- регулировка положения роликовых опор;
- монтаж закрывающего ролика и заглушки основного профиля;
- крепление направляющих кронштейнов;
- установка опоры и обшивание полотна;
- крепеж механизма ловителей и автоматики;
- регулировка с помощью гаечного ключа.
После регулировки движения полотна выполняется установка кольцевого ролика. Его нужно разместить внутри основной конструкции и зафиксировать крепежными болтами. Далее устанавливается верхний элемент с роликами, которые должны захватывать верх полотна. Установка уловителя позволяет уменьшить вес на роликовые тележки. Элемент собирается при закрытых створках.
Для сборки конструкции понадобятся специальные инструменты и дополнительные материалы
Покраска
После установки конструкции полотна можно окрасить в разнообразные цвета. Используется только стойкая и качественная краска. Чтобы покрытие сохранилось долгое время, поверхность тщательно зачищается с применением шкурки, а затем обезжиривается ее ацетоном. После очистки конструкция грунтуется. Для этого можно использовать валик, кисть или окрасочный пистолет. Затем выполняется окрашивание в несколько слоев. В зависимости от вида краски на высыхание уходит от нескольких часов до дней.
Советы по обслуживанию и эксплуатации
Проверку створок и автоматики нужно выполнить пятикратным открыванием и закрыванием ворот. Створки должны двигаться плавно, без рывков, заеданий и посторонних шумов.
Если выключили электричество или нужно вручную открыть створки по другим причинам, предусмотрен механизм ручной разблокировки:
- На электроприводе вытащите заглушку отверткой.
- Специальным трехгранным ключом проверните в указанное положение до снятия с блокировки.
- Двигайте створку вручную.
Минимальный ресурс автоматических ворот – 25000 циклов, что примерно составляет 15-20 лет эксплуатации.
Уход предполагает своевременную расчистку от снега и льда зоны движения створок.
Рекомендуется раз в год проводить технический осмотр:
- положения створок;
- фурнитуры;
- электрических узлов и проводки.
Устройство и принцип действия откатных ворот
Свое название конструкция получила из-за способа открывания. Полотно ворот перемещается вдоль забора, то есть в плоскости воротного проема, тем самым занимая меньше места.
Существует три вида устройства откатных ворот:
- рельсовые;
- подвесные;
- консольные.
В конструкции откатных ворот на рельсе есть ролики, расположенные в нижней части. На них все сооружение и упирается, с их помощью и происходит перемещение полотна. Опора роликов идет на рельс, уложенный в дорожное покрытие. В верхней части ворота удерживаются кронштейном, на котором закреплены боковые ролики.
Откат таких ворот равен ширине проема.
Недостатки конструкции:
- рельс располагается по всей ширине проезда;
- последний все время забивается грязью, а зимой снегом и льдом, что чревато проблемами с открытием ворот. Поэтому рельс надо периодически чистить. Можно установить нагревательный кабель, что решает проблему обледенения, но это увеличивает монтажные расходы, плюс дополнительные траты на электроэнергию.
В конструкции вторых присутствует верхняя балка, по которой ворота на роликах перемещаются. Именно она ограничивает высоту проезда. Хотя можно установить ворота со съемной верхней балкой. Но это усложняет конструкцию и снижает ее надежность. Съемная балка – это также увеличение финансовых расходов. Ширина ворот равна длине отката.
Выдвижные ворота третьего вида чаще остальных сегодня используются. Все дело в роликовых опорах, которые располагаются вне зоны проема, и он ничем не ограничен. В конструкции используется такой же кронштейн, как и в первом варианте.
Сдвижные ворота этого типа имеют длину больше ширины проема в 1,5 раза. Дополнительная часть выполняет функции противовеса основной конструкции, имеет конфигурацию трапеции или треугольника. Она увеличивает место для смещения ворот. Под эту разновидность сооружается более мощный фундамент.
В устройство консольных откатных ворот добавляются еще два элемента – верхний и нижний уловители. Они удерживают полотно в равновесии, когда оно закрыто. Располагаются элементы на противоположном столбе воротного проема. При этом в нижнем уловителе есть полка, на которую консоль опирается в закрытом состоянии.
Можно ли установить систему самостоятельно
Сразу же необходимо отметить, что автоматика для распашных ворот представляет собой достаточно сложный механизм, собрать и установить который своими руками будет непросто. Для выполнения этой работы необходимо четко придерживаться инструкций, обладать высоким уровнем квалификации, аккуратности и точности
При монтаже следует принимать во внимание такие факторы:
- расположение несущего столба относительно створок ворот;
- использование створочных упоров – это характерно в случаях, когда концевые выключатели в приводе не используются;
- открытие ворот наружу или внутрь.
Неправильная установка привода грозит негативными последствиями, начиная от отрыва кронштейнов, к которым крепится вся система, и заканчивая поломкой створок. Следует учесть и то, что при монтаже привода потребуется провести некоторое время за работой с электрическими проводами. Поэтому без опыта взаимодействия с подобными системами самостоятельную установку автоматики лучше не начинать.
Автоматика для распашных ворот
Необходимо постоянно следить, чтобы на пути движения створок не попадались какие-либо препятствия. Проблема в том, что обычный камень, пусть и небольшого размера, может привести к сбою системы и заклиниванию ворот. Современные электроприводы, а также механизмы, собранные самостоятельно, продолжают работу независимо от имеющихся на пути препятствий. По этой причине следует чистить пространство перед воротами во избежание поломок и неполадок. Также требуется регулярно следить за состоянием самих ворот, створок, привода и основных элементов. Такой уход в первую очередь подразумевает смазку, чтобы механизмы не выходили из строя из-за чрезмерного трения. Если ворота стали открываться медленнее, или при их движении раздается характерный скрип, значит, устройство следует срочно пропитать смазкой.
Автоматизация ворот
До сих пор мы рассматривали схему обычных распашных ворот. Но что если вам вдруг надоест вручную постоянно открывать и закрывать створки, или по каким либо причинам захочется модернизировать их. На этот случай инженерами конструкторами были разработаны так называемые линейные электроприводы (автоматика).
Это система состоит непосредственно из самих линейных электроприводов (2 штуки), а так же блока управления, сигнальной лампы, антенны и электромагнитного замка. Автоматические распашные ворота получают питание от напряжения обычной бытовой сети переменного тока напряжением 220 Вт. На фото все элементы системы элегантно вписываются в оригинальный дизайн ворот «под старину».
Очень важно до установки автоматики заранее предусмотреть несущие столбы. Как в предыдущих примерах их желательно изготовить из бетона, а еще лучше из кирпича
Существуют три варианта установки автоматических ворот в зависимости от направления открытия створа: наружу, вовнутрь и вовнутрь с доработкой несущих столбов. В каждом из них, монтаж автоматики осуществляется в определенной последовательности. В нашем случае может потребоваться монтаж наружу, либо последний вариант (на перспективу), поскольку мы изначально рассматривали вариант под будущую автоматизацию.
Расположение блока управления системы может быть разным (левым или правым), важно правильно подобрать сечения проводов. На рисунке ниже представлена ориентировочная схема расположения элементов системы и сечения провода
Привод для установки имеет особенность, для него специально нужно предусматривать расстояние от несущего столба. Если это не предусмотрено и ворота нужно сделать вовнутрь, как в нашем случае, то просто нужно аккуратно выдолбить и оформить места под них.
Цена на линейные приводы колеблется от 23 до 36 000 рублей. К примеру, электропривод фирмы «DoorHan» Swing-5000 (до 5 метров), стоит в районе 25 тысяч.
Этапы работы
Для получения хорошего результата необходимо чётко придерживаться пошаговой инструкции.
Для начала устанавливаются опорные стойки. Во избежание искривления стоек глубина, на которую они должны быть опущены в землю, должна составлять не менее 1 метра.
Устанавливать стойки необходимо в такой последовательности:
- Разметить место для установки.
- Выкопать 2 ямы глубиной минимум 1,3 м и шириной в 0,6 м.
- На дно ям насыпать мелкого щебня толщиной 15-25 см.
- Установить и выставить по уровню опоры.
- Залить бетоном.
Если вес полотен большой, то понадобится дополнительное укрепление стоек. Сделать это можно с помощью нижней перевязки, предварительно выкопав траншею от стойки к стойке. Потом укрепить всё арматурой и залить бетоном.
Сварка створок осуществляется в несколько этапов:
- Нарезается профиль согласно размерам в чертеже.
- Зарезать в профиле концы под углом 45° в элементах, создающих основной прямоугольник.
- Конструкция сваривается.
- Привариваются остальные элементы середины.
- Привариваются петли.
- Все сварные элементы зачищаются болгаркой.
- С помощью болтов крепятся профильные листы, конструкция зашивается.
После приварки противоположных петель на столбах и установки ворот можно переходить к монтированию автоматического механизма.
Это интересно: сдвижные ворота своими руками без автоматики.
После монтажа всей конструкции проверяют качество открывания ворот, работы автоматизированного механизма и т.п. Двигатель и все электрические части можно обезопасить от дождя кожухом, который делают из подручных материалов.
Для владельца дачного участка, который умеет работать такими инструментами, как сварка и болгарка, сделать ворота несложно. Но более сложная процедура — автоматизация процесса. Не все домовладельцы рискуют самостоятельно делать автоматические ворота, боясь сложных электрических механизмов. Тем не менее, изготовить автоматизированные ворота несложно. Главное – желание и соответствие веса ворот, надёжности механизма и опорных столбов.
Специально для вас:
Установка секционных ворот своими руками
Изготовление откатных ворот своими руками
Как сделать секционные ворота для гаража своими руками
Достоинства простых кованых ворот и виды металлических изделий
Типы автоматических гаражных ворот с дистанционным открытием
Как правильно приварить петли на гаражные ворота