Зачем нужно составлять протокол?
Все существующие формы протоколов отображают ход обсуждения и принятие решений, которые определяют дальнейшую политику и стратегию предприятия на рынке товаров и услуг. Однако протоколы ведутся не только в коммерческих организациях, но и в государственных учреждениях. Отдельно следует выделить протоколы, которые составляются органами внутренних дел и другими контролирующими службами (о правонарушениях). Однако подобны документы в рамках данной статьи не рассматриваются.
Основной целью протоколов собраний является придание законной силы и документальное утверждение решений собрания.
Любой субъект хозяйствования просто обязан учитывать мнения сотрудников и других участников деятельности организации в принятии важных стратегических решений.
Можно ли избежать лишения прав, если административный протокол составлен с ошибками?
Да, но нарушения должны быть существенными. Если быть ещё точнее – то ошибка должна поставить под сомнение сам факт доказательства нарушения.
Ставит ли под сомнение ошибка в одной букве фамилии привлекаемого лица? Нет. А ставит ли ошибка в адресе нарушения, если водителя привлекают за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД? Разумеется, здесь уже есть вопросы к законности лишения прав.
К слову, ошибки будут рассматриваться конкретным судьей в конкретном деле по лишению водительских прав. КоАП РФ не содержит признаков недействительности протокола. Но зато можно найти требования к содержанию интересующего нас документа.
Если опечатка в фамилии, имени, отчестве?
Это считается технической ошибкой, и лишения прав не избежать.
Пример: вместо фамилии «Байков», инспектор ДПС вписал в протокол «Бойков», а водитель не указал ему на это замечание. Или не заметил опечатки.
Неточность в фамилии, имени или отчестве не умаляет вины нарушителя. Если вы повторно проехали на красный свет, это зафиксировал регистратор патрульной службы, имеются свидетели, а также составлен протокол – только лишь на основании опечатки в фамилии (имени, отчестве) лишения прав избежать вряд ли удастся. Судья либо не придаст значения описке в ФИО, либо направит протокол обратно должностному лицу в ГИБДД для исправления.
Неправильная дата нарушения
Такая ошибка в протоколе о правонарушении позволяет развалить дело.
Например, вас поймали за выезд на встречку 16 февраля, а в протоколе инспектор указал 15 февраля. Случалось, что допускали ошибки и с годами.
Но, так уж сложилось, что судья может посчитать неправильную дату в протоколе несущественной ошибкой. В деле могут быть и другие документы (с правильной датой) – заключение медосвидетельствования или рапорт сотрудника ДПС. Тогда судья обратится к ним. Но может вернуть протокол обратно в ГИБДД для исправления. И здесь снова уместно рассчитывать на исковую давность. То есть оттягивать явку в ГИБДД и суд по извещениям и звонкам. Пройдёт 3 месяца, сроки исковой давности истекут, а производство по делу прекратится.
Ошибка со временем
Аналогичная ситуация и в случае со временем.
Вновь обратимся к разъяснениям Верховного Суда из примера в начале статьи. На московского водителя было составлено два протокола: в одном значилось время правонарушения в 2 часа 40 минут, а в другом – это же правонарушение было совершено в 3 часа 20 минут. То есть разница во времени 40 минут. Верховный Суд счёл эту ошибку существенной, в то время как нижестоящие суды ранее не придали этому значения.
Вывод: Обращайте внимание суда на расхождения во времени АП. Есть большая вероятность, что суд признает эту неточность существенной
И административное производство будет прекращено за отсутствием доказательств.
Неверный адрес места правонарушения
Опять же, многое зависит от судьи и убедительности ваших аргументов.
Казалось бы, какая разница, дом № 25 или 26? И суды часто не замечают неверно вписанные в протокол адреса. Получается, что правонарушение было совершено в одном месте, а по факту его рассматривают совсем по другому адресу. Возможно, на этом самом месте нет запрещающего знака «Стоп», поворота, светофора и других важных объектов.
Что делать в такой ситуации?
- Приобщите к ходатайству запись с видеорегистратора, любую другую запись с уличных камер, фото и показания свидетелей.
- Обратитесь в орган местного самоуправления, префектуру или БТИ – вам нужно взять справку о том, что адреса не существует в принципе (если это действительно так). Можно подать ходатайство в суд, чтобы эти сведения были получены по судебному запросу.
Также важно проследить схему движения транспортного средства по карте. Лучше делать это вместе с судьей, чтобы прямо по ходу анализа выявлять несоответствие с данными из протокола
В дальнейшем это позволит прекратить административное дело и избежать лишения прав.
Нет информации о понятых
Другая ситуация. Вас отстранили от управления ТС, вы сидите в патрульной машине, а сотрудник ДПС уже заполнил протокол об отстранении. Его напарник находит двух понятых, они подходят и расписываются в протоколе. По факту это нарушение, поскольку инспекторы ГИБДД должны составлять протокол при понятых, а не до того, как они будут найдены. И в таких случаях вам нужно ходатайствовать о вызове понятых в судебное заседание. Отвечая на вопросы судьи, они подтвердят, что расписались в уже составленном протоколе. И на этом основании дело легко разваливается.
Комментарий к ст. 27.2 КоАП
1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.
Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.
Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.
2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.
Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.
———————————
См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.
3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.
Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
Комментарий к Ст. 28.5 КоАП РФ
1. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса.
В случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, составления его неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса).
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
2. Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.
В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:
а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса);
б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса);
в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, — протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 Кодекса (ч. 3 ст. 28.5 Кодекса).
3. К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:
1) сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));
2) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);
3) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).
Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.
4. В случае, когда выносится определение о назначении административного расследования (например, необходимо произвести экспертизу), протокол составляется только по окончании этого расследования. Срок административного расследования составляет один месяц, но может быть продлен по ходатайству лица, проводящего административное расследование. Общий срок продления административного расследования составляет один месяц, но если дело касается нарушения ПДД, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, может увеличиваться до шести месяцев.
Как правильно указать номер, дату и место проведения заседания?
Оформление протоколов (административных, санитарной инспекции, ДТП, о проведении собраний и других) требует простановки порядкового номера. Обычно этот номер соответствует порядковому номеру собрания за текущий календарный год. Исключение составляют, пожалуй, только учреждения образования и дошкольного воспитания. В таких организациях допускается вести счет не с начала учебного года. Но как известно, в любом правиле имеются исключения. Так, например, в соответствии с правилами составления протокола, если совещание созывается по инициативе временно действующего руководства, то нумерация осуществляется с начала вступления в должность и заканчивается по истечении срока действия полномочий.
Документ должен быть датирован днем проведения совещания. Иногда споры могут затянуть совещание до нескольких рабочих дней. В таком случае в документе проставляется диапазон дат (с какого и по какое число включительно проводилось собрание).
Протокол будет оформлен с нарушениями, если в нем не указано место проведения собрания (происшествия). Это город или любой другой населенный пункт, в котором произошли события. Иногда название населенного пункта может не указываться при оформлении документа. Протокол в таких случаях должен содержать указание на населенный пункт в названии организации. Например: «Минский подшипниковый завод».
Разъяснения Верховного Суда
В защиту водителей в судебной практике 2021 года заострили внимание автоинспекторов ГИБДД на правильности составления протоколов. В частности, было указано на недопущение ошибок
И это справедливо, поскольку протокол о лишении водительских прав является важным доказательством в конкретном деле.
Так, в 2019 году Верховный Суд, в лице судьи Сергея Никифорова, встал на сторону московского водителя, которого оштрафовали на 1 500 рублей и лишили водительских прав за отказ проходить медицинское освидетельствование. Водитель не согласился с наказанием и дошёл до Верховного Суда.
И вот какие нарушения были выявлены судьей ВС РФ:
- Разное время в протоколах (разница в 40 минут).
- Инспектор ГИБДД не разъяснил водителю его права и обязанности (отсутствовали подпись и расписка).
- Понятые тоже не получили никаких разъяснений (тоже отсутствовали подписи).
- Наконец, секретарь мирового суда не позаботился о должном извещении водителя о месте и времени рассмотрения дела (электронный запрос в системе висел в статусе «обрабатывается», а заказных писем водитель не получал).
И что в итоге? Суд установил слишком много существенных ошибок, в том числе и при составлении протокола. В итоге решения нижестоящих судов были отменены, а административное преследование водителя прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств. Ну, и разумеется, вернули права и уплаченный штраф.
Как видно, Верховый Суд РФ грамотно рассмотрел дело и выявил серьезные нарушения, сыгравшие в пользу водителя. Но, к сожалению, в 2021 году мировые судьи часто закрывают глаза на ошибки в протоколах ГИБДД
В результате дело рассматривается сразу, а доводы автолюбителей и их защитников не принимаются во внимание. Последним остаётся идти до самого конца, подключая Верховный Суд РФ
Ниже рассмотрим, какие ошибки могут привести к разваливанию дела в суде, а на какие не стоит рассчитывать всерьёз.
Сроки составления протокола
Как и любой другой юридический документ, протокол имеет сроки своего составления:
- Так, в большинстве случаев выявления нарушений, документ составляется на том же месте в тот же момент при наличии представителя закона, нарушителя, пострадавших лиц и свидетелей по делу.
- В случае, когда есть необходимость дополнительных доказательств и улик по делу (расшифровка записи регистратора, допрос свидетелей и прочих причастных лиц), на составление протокола отводится 2 рабочих дня.
- Если же дело оказывается сложным, и приведённые выше меры недостаточны для определения вины нарушителя и назначения ему того или иного вида наказания в соответствии с КоАП, проводятся лабораторные экспертизы и прочие обследования фактов по делу, и срок составления договора оттягивается на период, оговоренный в статье 28.7 кодекса, но не более полугода.
Важно! Вне зависимости от сроков составления протокола обвиняемый в нарушении ПДД не считается освобождённым от административной ответственности
Переход в неположенном месте.
Комментарий к статье 28.5. КоАП РФ:
1. Согласно ст.
4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями.
Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст.
26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см.
комментарий к ст. 27.1).
В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч.
1 комментируемой статьи. В соответствии со ст.
28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела.
Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст.
28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см.
комментарий к ст. 28.7).
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.
N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005.
19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Какие сроки предусмотрены по административным постановлениям
Практически каждому автомобилисту доводилось нарушать правила ПДД и оплачивать штрафы. Поэтому информация о том, какой срок давности по административным правонарушениям ГИБДД установлен кодексом, будет интересна многим. Можно ли не платить штраф законно, и чем грозит просрочка? Разберемся в этом вопросе более подробно.
- Сроки взыскания по административным правонарушениям
- Нарушения, зафиксированные видео и фотосъемкой
- Когда вступает в силу постановление ГИБДД
- Ответственность за несоблюдение сроков
Вынесение постановление без протокола
Ранее отмечалось, что протокол является первичным документом и он предшествует вынесению решения. Однако из этого правила существуют исключения.
Так, вынесение постановления без протокола возможно при следующих обстоятельствах:
- инспектором сразу в момент выявления нарушения, если санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа либо предупреждения, а водитель полностью согласен со своей виной. Любые дела, предусматривающие лишение водительского удостоверения, рассматриваются только в суде;
- системами автоматической фиксации правонарушений. Весь процесс вынесения штрафа камерами автоматизирован и человек участвует только при подписании уже сформированного постановления.
ВАЖНО !!! Таким образом, составление протокола является первой и важной частью административного производства. На этом этапе формируются основные доказательства, которые будут в дальнейшем использоваться
По этой причине каждому водителю необходимо знать о том, как выглядит протокол и что он в себе содержит. При неграмотности водителя недобросовестный инспектор может внести в документ практически любую информацию, которую потом будет сложно опровергнут и водителя привлекут к ответственности.
С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным. Это не означает, что водитель уже признан виновным и к нему будут применены меры государственного принуждения. Составленный протокол должен быть обязательно рассмотрен уполномоченным органом и на его основании, а также с учетом иных обстоятельств выносится постановление. Именно постановление является основанием для наложения наказания, но его решение не является итоговым. Водитель имеет право обжаловать в установленный срок сначала в апелляционном порядке, а потом и в кассационном.
Когда составляется?
Такие полномочия имеют представители:
- органов внутренних дел (полиции), в том числе сотрудники ГИБДД (наиболее частый вариант, особенно для водителей);
- фискальных (налоговых) служб;
- органов, специализирующихся на решении задач в сфере гражданской обороны;
- федеральных органов исполнительной власти, если им были переданы соответствующие полномочия.
Итак, документ может составлять только лицо, имеющее соответствующие полномочия и компетенцию именно на данной территории. Иными словами, сотрудник ГИБДД не имеет подобных полномочий, если вы нарушили некую статью Лесного кодекса и находитесь посреди леса, а не на дороге.