Правила хранения отходов

Оглавление

Складирование ТБО (твердых бытовых отходов)

Депонирование твердых бытовых отходов производят на свалках, куда отправляется более 95% мусора от общей массы. ТБО на таких участках складируют на поверхности грунта с полным соблюдением санитарных, экологических условий, обеспечивающих защиту природной среды. Правильно организованное складирование твердых бытовых отходов — гарантия того, что в почву, грунтовые воды, в атмосферу не просочится опасная и вредная разлагающаяся масса: болезнетворные организмы, вредные элементы. Научные исследования свалочных полигонов показывают, что в фильтратах, которые частично просачиваются в почву, содержатся такие токсичные вещества, как свинец, ртуть, беррилий, кадмий, другие тяжелые металлы и опасные для жизни образования, химические элементы. Казалось бы, какая опасность, если на свалку вывезут обычный старый шкаф? Дело в том, что пролежав под открытым небом несколько дней древесина или ДВП, из которых он сделан, начнут выделять вредные вещества: лаки, краски, испарения, которыми был покрыт материал.

Поэтому складирование твердых бытовых отходов должно полностью соответствовать требованиям СанПиН на любой стадии размещения, накопления, утилизации. обладает всеми необходимыми ресурсами, которые помогут в организации депонирования отходов в любых количествах.

Технологии складирования ТБО

Депонирование мусорных масс на полигонах заключается в уплотнении мусора каждые полметра при ширине площадки до 10 метров и длине до 150 метров. Слой в 50 см засыпается грунтом или любым инертным материалом, что служит изоляцией от распространения вредных веществ из ТБО в окружающую среду. Чтобы свалочные горы не загрязняли грунтовые воды, для полигонов или свалок выбирают суглинистые или глиняные почвы, имеющие низкий уровень фильтрации с высоким уровнем адсорбирующей способности.

При складировании твердых бытовых отходов учитывается и расстояние свалки от населенного пункта, минимальный отрезок должен составлять 500 метров, а уплотнение при таком расстоянии требуется довести до 900 кг/м3.

Как мусор вывозится на депонирование?

Складирование ТБО — задача достаточно сложная, требующая опыта, знаний основных положений и требований санитарных станций, муниципальных, государственных положений, правил. Депонирование мусора выполняют организации, имеющие разрешительный документ, специальный транспорт, штат сотрудников, умеющих работать в подобной сфере.

Если вам необходимо вывезти старый матрас, мебель, технику, аккумулятор отслужившие свой срок, доверяйте это дело профессионалам. Наша компания не только обеспечит грузчиками, которые вывезут хлам, но и предоставит транспорт, документ, подтверждающий, что мусор вывезен на свалку, а не в близлежащую посадку. Жители Москвы и области могут доверять ведение работ нашей компании, потому что:

— проявляя заботу о вас и окружающей природе, мы заботимся о своей репутации;

— мы можем предоставить все условия для лучшей организации складирования отходов от населения и предприятий;

— предлагаем лояльные условия для заказов на разовой и постоянной основе.

Обращаясь за помощью к нам, вы можете решить проблему быстро и аккуратно, ведь наша команда работает четко и слаженно, а современная техника позволяет вывезти на свалку любой объем мусорных масс I-V класса опасности.

Заказать вывоз ТБО на складирование можно по телефону или обратиться по адресу в офис, мы тут же примем заявку, менеджер уточнит адрес, срок, объем работ и определит цену согласно установленным тарифам. Стоит потратить несколько минут на оформление заказа и окружающий мир станет чище.

Норма установки мусорных контейнеров в деревне

07 февраля 2021 г.

В отличие от городских многоквартирных домов, где вопрос установки мусорных контейнеров решается соблюдением санитарно-гигиенических правил, в частном секторе, ИЖС определить нескольким контейнерам одновременно удобное и безопасное расположение не всегда просто.

По основным требованиям статей СанПиН (№42-128-4690-88) мусорные контейнеры и жилые строения должно разделять расстояние минимум в 20 метров, максимум в 100 м.

Но даже это правило часто невозможно соблюсти из-за особенностей застройки территории.

У частных домов почти всегда есть индивидуальные огороженные земельные участки, и собственникам территорий и строений вполне предсказуемо не нравится размещение баков для сбора ТБО вплотную к забору.

Усложняют выбор места для установки контейнеров и площадок некоторые дополнительные условия: в загородных населенных пунктах необходимо учитывать множество других параметров:

  • наличие подземных источников воды;
  • границы земельных участков (красные линии);
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • удаленность от проезжей части;
  • расстояние от ограждения домов.

Запрещено производить установку баков для сбора ТБО / ТКО и над подземными коммуникациями, вблизи сетей электропередач с проводами, провисающими ниже 6 метров (это может помешать машинной выгрузке при вывозе отходов).

Правила обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО

С 2021 года в России начинают действовать новые Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1039).

Обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Они также проводят согласование мест размещение площадок, за которые отвечают другие лица. Кроме этого, сведения по всем действующим контейнерным площадкам накопления ТКО вносятся в специальный реестр.

В субъектах Российской Федерации может быть разработан и утвержден свой порядок накопления твердых коммунальных отходов, включающий раздельное накопление.

Санитарные требования к контейнерным площадкам для мусора

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы следующими документами.

Фактически СанПиН 2.1.2.2645-10 дублирует требования советских санитарных правил.

Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, но огороженной, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.

II. Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

4. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно — заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее — заявка).

5. Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.

6. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — запрос).

По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление.

7. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

8. Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются:

а) несоответствие заявки установленной форме;

б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

9. О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.

10. После устранения основания отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за согласованием создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в порядке, установленном настоящим разделом Правил.

Основные способы складирования

При помещении мусора на временное хранение используется 4 способа складирования, зависящие от вида отходов:

  1. Наиболее распространенный способ – складировать в местах образования или подготовленных территориях: отдельных цехах, складах, открытых площадках, резервуарах.
  2. Второй способ – передача в собственные или сторонние специализированные подразделения и предприятия: перевалочные пункты, сортировочные станции, порты.
  3. Третий вариант складирования – за пределами производственной территории. Для этого подготавливаются полигоны для промотходов, шламохранилища, отвалы, терриконы, специализированные перерабатывающие предприятия.
  4. Четвертый метод применим только для илового остатка, обычно образующегося в очистных сооружениях. Его помещают на специальные площадки для обезвоживания.

Выбор способа складирования зависит от типа отходов, а также оказываемого воздействия на окружающую среду при выбранном методе.

2. Общие положения

2.1. Целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека путем:

  • внедрения современных малоотходных и безотходных технологий в процессе производства;
  • минимизации их объема и снижение их опасности при первичной обработке;
  • использования полупродуктов и отходов основных цехов предприятия в качестве вторичного сырья в производственных циклах вспомогательных цехов или на специальных предприятиях по переработке;
  • предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки,транспортирования и промежуточного складирования.

2.2. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация,нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортирование, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
2.3. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Степень (класс)опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.
2.4. Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть утилизированы на предприятиях.
2.5. Различают следующие основные способы складирования:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);
  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов(в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных)пунктах сбора и накопления, в т.ч. на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
  • складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Санитарные требования к транспортировке отходов

5.1 Транспортировка отходов к местам размещения, утилизации, вторичного
использования и переработки производится специализированным автотранспортом
предприятия в соответствии с Санитарными правилами «Порядок накопления,
транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»,
утвержденными органом Санэпидемнадзора от 29 декабря 1984 г.

5.2 Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой отходов
должны быть максимально механизированы, герметизированы.

5.3 Транспортировку отходов должны осуществлять в автотранспорте, исключающем
возможность потерь по пути следования и загрязнение окружающей среды,
а также обеспечивающем удобство при перегрузке:

  • транспорт для перевозки полужидких (пастообразных) отходов должен
    быть снабжен шланговым приспособлением для слива;
  • при перевозке пылевидных отходов необходимо самосвальное устройство,
    оборудованное пологом.

5.4 Транспортировка отходов, подлежащих вывозу для размещения на городской
свалке, допускается только при наличии товарно-транспортной накладной.

5.5 Для вывоза с территории предприятия отходов для утилизации начальник
цеха пишет служебную записку (в 3-х экз.) о вывозе с указанием наименования
отхода, его количества и с Паспортом опасного отхода передает в отдел
ООС.

5.6 Начальник отдела ООС визирует служебные записки и передает:

  • первый экземпляр и Паспорт опасного отхода – начальнику отдела продаж;
  • второй экземпляр — начальнику цеха, вывозящего отход, с целью учета
    в отчете по цеху;
  • третий экземпляр — остается в ОООС для составления годового статистического
    отчета 2 ТП- отходы.

5.7 Документы оформляются на каждый рейс автомашины или вагона для каждого
вида отходов за подписью лиц, ответственных за отправку отходов из цеха,
с территории предприятия по месту назначения.
После отметки на свалке города или организации, принявшей отход на переработку,
копия товарно-транспортной накладной возвращается в отдел по охране окружающей
среды для подтверждения данных годового отчета 2-ТП – отходы.

5.8 Ответственным лицом за отправку отходов из подразделения, сдачу отходов
на переработку, вторичное использование, свалку города и т.д. является
начальник цеха, а в его отсутствие заместитель.

5.9 При транспортировке отходов не допускается присутствие посторонних
лиц, кроме водителя автотранспорта и сопровождающего груз персонала предприятия.

5.10 При несоблюдении правил транспортировки отходов начальник хоз.участка
вправе отказать в выдаче пропуска на вывоз отходов до устранения замечаний.

5.11 По окончании перевозки отходов транспорт, используемый для этого,
при необходимости, должен быть очищен, вымыт и обезврежен на ППВ ЖДЦ или
в АТЦ.

Жизненный цикл мусора

Мусор проходит несколько стадий обработки от образования до утилизации, в ходе которых меняется или сохраняется (зависит от вида отходов) агрегатное состояние остатков, а также происходят перемещения на места хранения. Законодательством определен список процессов, происходящих с отходами – их жизненный цикл. Согласно СанПиН 2.1.7.13322-03, цикл состоит из следующих этапов:

  1. Возникновение.
  2. Накопление.
  3. Обезвреживание (методы зависят от вида мусора).
  4. Транспортировка.
  5. Повторное обезвреживание (при необходимости).
  6. Хранение.
  7. Уничтожение или захоронение.

Скорость перехода между этапами может различаться, а некоторые из них могут быть исключены. Например, отходы, которые не требуют дополнительной обработки, могут сразу отправляться на утилизацию для реализации финального решения: переработки, сжигания, захоронения.

Правила хранения отходов по классам опасности

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов отработанные вещества, старые изделия подразделяются на классы. Главное различие между материалами – это уровень опасности. Причем для каждой группы создаются особые условия.

Подготавливают герметичные емкости: баки, бочки, контейнеры, цистерны. Может применяться мягкая упаковка (мешки, пакеты). Выбор варианта делается с учетом вида утилизируемых веществ, материалов.

Также запрещено использовать мягкую, негерметичную тару для опасных отходов, а специальные упрочненные контейнеры – для менее токсичных компонентов. Тип помещения/здания может быть разным:

  • склады;
  • помещения или их часть (огороженные зоны).

Бокс для хранения опасных отходов

Требования:

  • доступ посторонних к емкостям должен быть закрыт;
  • тара маркируется;
  • контейнеры должны быть герметичными;
  • используются прочные емкости – толщина стенок от 1 см.

Бочки для хранения отходов 1 класса

Мусор 2 класса хранится отдельно от других видов отходов, с ограничением свободного доступа

Утиль допустимо хранить в специальных пакетах. Они могут быть разных видов: бумажные, пластиковые. Применяют также емкости из полимерных материалов. Главное условие на этапе обеспечения безопасности при содержании, накоплении и хранении – отделение от утиля других видов.

Хранение мусора 2 класса

Мусор 3 группы можно хранить в закрытых бумажных, текстильных мешках

Принцип выбора мест для содержания отработанных веществ, материалов тот же, что и в ранее рассмотренных случаях. Можно применять закрывающиеся мешки.

Хранение мусора 3 класса

Слабоопасный 4, 5 класс хранится как на закрытых, так и на открытых площадках

Разные способы содержания отработанных компонентов:

  • свертки (применяется мягкая упаковка);
  • пакеты и тара из твердых материалов;
  • без упаковки (насыпью, штабелями, в виде прессованного материала и другими способами).

В данном случае нецелесообразно использовать особо прочные, тщательно защищенные емкости. Это приведет к удорожанию содержания отходов без особой необходимости для создания таких условий.

Мусор 4-5 класса

Способы размещения отходов

К завершающей процедуре переработки относятся:

  • захоронение вторичных компонентов;
  • удержание на подготовленных зонах полигона.

Чтобы избавиться от утиля, важно произвести погребение. Во время захоронения его транспортируют в предназначенную территорию и на определенное время

Небезопасное влияние захороненного вторсырья на окружающую среду и людей исключена.

Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.

6. Производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО

6.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.

6.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.

6.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 2.3) организация, обслуживающая полигон, разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

6.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.

Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно — эпидемиологических требований.

6.6. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

6.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно — защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, pH, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

6.8. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно — защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно — защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

6.9. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли — титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.