Как проверить деятельность товарищества?
Порядок проведения аудита деятельности товарищества ревизором регламентируется уставом ТСЖ, который подчиняется федеральным законом «О товариществах собственников жилья». Внепланово проводится при возникновении определенных вопросов по работе ТСЖ и проводится в течение 30 суток со дня решения на собрании собственников. Если же внеплановых аудитов не предвидится, то планово проводится раз в год по итогу истекшего периода.
Аудит может проводится и одним ревизором, если нет других избранных членов. Но при аудите участвует весь состав проверки, для такой деятельности следует выбирать компетентных граждан: юристов, бухгалтеров, аудиторов.
Аудит проводится по плану, прописанному в уставе товарищества:
- запрашиваются все необходимые документы о работе товарищества: включая сметы, жалобы от собственников, балансы, годовые отчеты, налоговая документация (подробнее о финансово-хозяйственной деятельности и отчетности ТСЖ читайте здесь);
- данная документация анализируется непосредственно ревизорами или привлеченными специалистами со стороны;
- изучаются вопросы коммунальных услуг и их точность;
- проверяются все сделки, проведенные товариществом и их законность;
- исследуются трудовые отношения товарищества и проверяются расчеты об оплате труда;
- анализируются банковские документы товарищества.
В конце аудита проводится заседание, по которому обязательно ведется протокол. Все сметы доходов и расходов предоставляются на собрании собственников по первому запросу жильцов. По окончанию и итогам ревизорами создается акт ревизии, которые предоставляются жильцам по первому требованию.
Акт ревизии
Акт проверки составляется председателем ревизионного органа и подписывается всеми его членами, данный акт согласовывается на заседании после проверки ревизии. В акте перечисляются все выявленные детали финансовой деятельности товарищества, также обнаруженные нарушения, каждому нарушению необходимо дать подробное описание.
Существует два вида актов:
- акт текущей ревизии;
- акт ежегодной ревизии.
Акт ревизии содержит следующие сведения:
- выявленные нарушения, если таковые имеются;
- приход и расход денежных средств и их распределение, если в нем были нарушения.
Акт ежегодного аудита должен содержать более подробную информацию:
- полный состав ревизоров, также указываются привлеченные специалисты;
- даты проведенных ревизий в течение года и дата ежегодной;
- данные действующего правления, в том числе самого председателя и других членов;
- перечень всех проведенных ревизий и детали их направленности;
- список мер, которые были приняты по каждому выявленному нарушению;
- полный финансовый отчет о доходах и расходах товарищества за текущий год;
- задолженности по оплате коммунальных услуг;
- трудовые отношения товарищества;
- подписи ревизоров и председателя товарищества.
Ознакомить с актом проверки собственников жилья можно загрузив акт на сайт ТСЖ, озвучить все сведения на собрании или в виде объявления на информационных досках подъездов.
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 302-76-94Москва
Отчет с выводами аудиторской проверки
Отдельно от акта проверки ревизионный орган обязан предоставить собственникам отчет комиссии, в котором отражается вся деятельность комиссии по ежегодным проверкам.
Отчет составляется в конце проверок и составляется председателем и согласовывается с членами комиссии. Он считается более подробным нежели акт проверки. Составление отчета регламентируется уставом товарищества и не должно составляться в произвольной форме.
Отчет комиссии должен содержать следующие информационные пункты:
- отчетный период проведения ревизии;
- список ответственных лиц за проведение аудита;
- перечисление всех проведенных заседаний;
- расходные сметы собственников жилья;
- источники доходных средств, поступающих в правление;
- цели, на которые были направлены финансовые средства;
- список всех выявленных нарушений;
- все судебные разбирательства;
- все используемые материалы и методика аудита;
- итоговые выводы в результате ревизии.
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 302-76-94Москва
Акт проверки и отчет предоставляется собственникам по первому требованию.
Обязанности и права
Чтобы избранный надзорный орган товарищества в полном объеме имел возможность исполнять свои обязанности – проводить проверки и ревизии, общее собрание наделяет его определенными правами. Основные из них:
- Требовать финансовые документы ТСЖ, бумаги по организации хозяйственной деятельности в любое время и любое количество раз в форме письменного или устного запроса.
- Сведения, относящиеся к государственной тайне, предоставляются при условии, что требование законно.
- В случае отказа в представлении требуемых материалов или нарушения сроков, предъявления недостоверных сведений вполне правомерно обращение ревизоров к государственным органам типа Роспотребнадзора, госжилинспекции, миграционной службе, прокуратуры, налоговой или пожарной инспекции и др. (выбор инстанции зависит от вида нарушения).
- Ревизионная комиссия наделена правом требовать отчета от должностных лиц товарищества, членов его правления по хозяйственным вопросам, входящим в их компетенцию. Объяснения этих лиц прилагаются позже к акту проверки.
- Для более полной и качественной организации проверки ревизионная структура может привлечь аудитора со стороны.
- Когда в ходе проверки выявлена деятельность должностных лиц, ставящая под угрозу ТСЖ, комиссия вправе созвать внеочередное общее собрание, а от правления – потребовать привлечь к ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях.
Это все о правах. Но у этой структуры имеются и обязанности. Ее ревизоры должны:
- по меньшей мере раз в год проводить ревизии;
- регулярно контролировать исполнение расходной сметы товарищества;
- организовать систематическое наблюдение за начислением обязательных платежей, правильностью их размеров;
- ревизировать верность расчетов налоговых платежей, их уплаты, а также своевременность расчетов ТСЖ с обслуживающими организациями;
- контролировать деятельность правления, делопроизводство, следить, чтобы любые заявления жильцов рассматривались своевременно;
- проводить инвентаризации;
- наблюдать за законностью проведения, правильным оформлением гражданско-правовых сделок.
- о своей работе;
- о работе ТСЖ;
- о платежах, взносах на очередной год.
В обычном режиме проходят плановые ежегодные проверки, но существуют обстоятельства, способные спровоцировать внеплановый визит ревизора. Повод может быть любым:
- жалоба от граждан;
- поручение собрания;
- требование председателя или правления (письменное);
- личная инициатива.
Положения о ревизионной комиссии
В Жилищном Кодексе установлено право на организацию проверки деятельности ТСЖ (ст. 117 и 145). На необходимость проведения ревизионной проверки ТСЖ указывает ст. 120, предусматривающая создание особой выборной комиссии, которая в течение 2-летнего периода сможет проводить плановые и внеплановые ревизии.
Понятие определяется в ст. 150 жилищного законодательства с наделением ревизоров полномочиями ежегодно или чаще выполнять действия по ревизионной проверке ТСЖ, действий правления и подготовленной отчетности. В полномочия комиссии (далее — РК) входит составление заключений о сметах расходов и поступлений по счетам товарищества. Это установлено в положениях закона №123-ФЗ от 4 июня 2011 года.
Как и создание правления, для работы РК необходимо собрать владельцев квартир и провести голосование
Важное ограничение касается невозможности включения в состав ревизоров кого-либо из правления, что обеспечивает объективность проверки
Чем руководствуются
Как любая структура, деятельность РК регулируется определенными правилами – Положениями о ревизионной комиссии ТСЖ. Нормативный документ описывает круг полномочий, обязанностей членов и утверждается общим собранием жильцов путем голосования.
Скачайте
Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) товарищества собственников жилья (бланк-образец) (27,1 KiB, 273 hits)
alt: Положение о ревизионной комиссии ТСЖ (в .pdf)
Действия РК, описанные в Положениях, не должны противоречить нормам Гражданского, Жилищного Кодексов и Устава ТСЖ. Если в процессе осуществления деятельности возникнет потребность внести изменения в документ, необходим созыв общего собрания собственников.
Кто может быть ревизором
В отличие от членов правления, состав РК не ограничен участием в ТСЖ или проживанием на территории МКД. Есть минимум в количестве членов комиссии, уполномоченной проводить регулярные проверки работы правления. Ревизоров должно быть не менее 3х, а максимальный состав устанавливается с учетом положений Устава.
Главенствующую роль в деятельности РК играет ее руководитель, выбранный из числа ревизоров ТСЖ. Председатель РК обязан:
- Координировать работу РК.
- Созывать внутренние заседания.
- Представлять интересы органа в других инстанциях.
- Визировать изданные документы.
Секретарь также наделяется определенными обязательствами по ведению протокола заседаний, документооборота РК, визированию документов.
Выступать в роли ревизора ТСЖ вправе человек, способный:
- контролировать финансовую документацию, подтверждающую расходные и приходные операции по счетам организации;
- определять корректность подготовленных отчетов и их соответствие фактическим затратам;
- выносить заключения об обоснованности статей затрат и потраченных суммах;
- проверять соответствие отчетности по кассе с выписками по счетам в банках, корректность расходов на зарплаты председателя и работников.
Жилищным законодательством определен максимальный период деятельности выбранной РК. Через 2 года ревизоры прекращают действие, а собственники избирают состав новой комиссии.
Согласно ст. 147, 150 жилищного законодательства жильцы вправе инициировать досрочное прекращение работы текущего состава. Чтобы принять такое решение достаточно получить хотя бы 25% голосов от всех участников организации.
Что проверяет ревизионная комиссия в ТСЖ?
В рамках своего функционирования ревизионная комиссия осуществляет проверочные мероприятия в отношении нескольких моментов, связанных с деятельностью ТСЖ.
- Обоснованность расчетных операций, фигурирующих в смете доходов и расходов. Нюансы по ее исполнению и порядкам перечисления взносов, являющихся обязательными. Соблюдение финансовой дисциплины и общих правил бухгалтерского учета.
- Контроль расходования финансовых ресурсов с расчетного баланса. Обоснованность издержек, которые были осуществлены в связи с прямой и непосредственной деятельностью ТСЖ. Соблюдение порядков в отношении оплаты труда должностных лиц.
- Оценка соответствия осуществляемой деятельности целям, оговоренным в уставном документе. Обеспечение полноценной сохранности материальных ценностей и основных финансовых ресурсов.
Проверочные мероприятия, осуществляемые силами ревизионной комиссии, могут носить плановый и внеплановый характер. В процессе их назначения председателем определяются сроки и объемы предстоящих работ. По завершении составляется акт с итогами проверки и указанием неточностей и погрешностей в работе товарищества. Его подписанием занимаются все участники комиссии и в том числе председатель. В ст. 145 ЖК РФ прописано, что РК избирается в рамках общего собрания и соответственно находится лишь в его подчинении.
Проведение ревизии
Основной функцией РК является проведение ревизии. Такая процедура реализуется как в плановом порядке, так и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в силу которых необходимо провести проверку.
В ходе мероприятия должны быть проверены следующие направления деятельности ТСЖ:
- Сохранность, техническое состояние и использование активов, операции по их поступлению и расходованию.
- Своевременность и полнота начисления износа основных средств.
- Сохранность и использование материальных ценностей, а также операции по их поступлению и расходованию.
- Соблюдение установленных цен и тарифов на ЖКУ.
- Начисление платы за недвижимость собственникам и пользователям.
- Определение размера и корректировка вознаграждения обслуживающего персонала.
- Проведение кассовых и банковских операций.
- Хранение и использование бланков строгой отчетности.
- Расчет с ресурсообеспечивающими и обслуживающими организациями, бюджетными и коммерческими структурами.
- Финансовое состояние товарищества.
- Бухгалтерский учет и достоверность отчетности.
Основания
Подробный перечень обстоятельств, которые являются основаниями для проведения ревизии, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По общим правилам проверка может быть плановой, то есть проводиться в период, определенный общим собранием и внеплановой. В последнем случае в качестве оснований, чаще всего, выступают жалобы от собственников. Связаны они с нарушением правлением ТСЖ своих полномочий.
Примерами являются – необоснованное повышение размеров платежей и взносов, ненадлежащее санитарное состояние мест общего пользования и прилегающей территории, несвоевременное проведение ремонтных работ и замены оборудования, вышедшего из строя. По каждой жалобе проводится предварительная проверка. При этом ревизия осуществляется даже в случаях, если у человека возникли подозрения, что его права были нарушены. Проверка проводится с целью установления или опровержения факта проступка.
Акт проверки
По окончании ревизии должен быть оформлен акт. Для этого допускается использовать обычную офисную бумагу.
В тексте документа должна быть отражена информация следующего характера:
- Дата и место оформления документа.
- Сведения о составе ревизионной комиссии. Здесь указывается фамилия, имя, отчество каждого, а также кто является председателем, секретарем и членами.
- Информация о квалифицированных специалистах, которые привлекались к реализации процедуры.
- Время проведения проверки.
- Основания для её проведения – план, либо поступившая жалоба.
- Какие направления были подвергнуты ревизии.
- Характер выявленных нарушений.
- Требования каких нормативных правовых актов нарушены.
- Объем причиненного ущерба.
- Предложения комиссии.
Акт должен быть подписан всеми членами РК.
Кто может быть ревизором в ТСЖ
В законе не обозначено, кто именно может входить в состав ревизионной комиссии
Однако, в этом случае должно быть соблюдено одно важное условие. В состав данного контролирующего органа не должны входить члены правления ТСЖ
В целом, представителями этого контролирующего органа могут быть как владельцы квартир МКД, так и лица, привлеченные извне.
Сколько человек должно быть в комиссии
В ЖК РФ не написано, сколько человек должно входить в состав ревизионной комиссии. Данный вопрос остается на усмотрение общего собрания. Вместе с тем, на практике встречаются следующие варианты:
- Избрание одного ревизора, который единолично выполняет функции по контролю финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ – подобный формат актуален для домов с небольшим количеством квартир и собственников.
- Создание комиссии, состоящей из нескольких членов, включая председателя. Такой контролирующий орган обычно создается в жилых домах с множеством квартир и владельцев.
Выход из состава ревизионной комиссии ТСЖ
Члены комиссии вправе в любой момент выйти из ее состава, так как участие в этом объединении является полностью добровольным решением.
Как правило, порядок выхода из такого членства подробно прописывается в соответствующем положении, регулирующем деятельность данного контролирующего органа.
Для того чтобы покинуть свой пост, ревизор должен в письменном виде уведомить об этом председателя комиссии, а также правление ТСЖ. Для этого в произвольной форме подготавливается заявление.
Кроме того, ревизора могут в принудительном порядке исключить из комиссии. Такое решение принимается на общем собрании владельцев МКД. Причины могут быть самые разные, например:
- смена действующего состава ревизоров в связи с истечением двухлетнего срока;
- ненадлежащее выполнение обязанностей;
- злоупотребление своим положением и т. д.
Могут ли быть родственниками ревизор и председатель ТСЖ
Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения в части возможного родства между ревизором и председателем правления ТСЖ. Таким образом, можно предположить, что такая ситуация вполне возможна.
Связано это с тем, что в силу родства, первый может закрывать глаза на незаконные действия, совершаемые председателем. Именно поэтому такой вариант является не очень благоразумным.
Ревизионная комиссия и ее правовой статус
Институт проверок деятельности управляющих лиц ТСЖ представляет собой гарантию прав собственников жилья в соответствующем многоквартирном доме, а также его жильцов. По закону, ни одно товарищество не вправе вести деятельность, а точнее существовать без учреждения указанной комиссии.
Ответственный ревизор избирается общим собранием жильцов.
Кто может быть ревизором в ТСЖ? Основные требования к членам – это совершеннолетие и дееспособность. К тому же нельзя избирать членами указанной комиссии лиц, что уже исполняют иные обязанности в ТСЖ, а также его председателя.
Основными целями от организации и деятельности указанной комиссии являются:
- контролирование деятельности управляющих органов ТСЖ;
- учет и надзор расходов товарищества и контроль за целесообразностью затрат;
- надзор за правильным ведением бухгалтерской и финансовой деятельности;
- контролирование и обеспечение соответствия действий главы и правления целям, указанным в уставе;
- обеспечение сохранности средств.
Уставом в перечень обязанностей комиссии возможно включение и иных пунктов, не противоречащих законодательству.
Таким образом, работа ревизионной организации имеет важное значение в жизни товарищества. Поэтому в качестве ревизоров лучше всего выбрать активных членов товарищества, которые могут проявить ответственность и не постесняются на постоянной основе давить на председателя
Ревизионная комиссия: порядок проведения проверок
Проверки ведении финансово-хозяйственной деятельности Общества ревизионной комиссией делятся на:
- плановые – проводятся в соответствии с годовым планом, утвержденным председателем ревизионной комиссии;
- внеплановые – проводятся по требованию одного или нескольких акционеров Общества, на основании решения ревизионной комиссии или решения общего собрания акционеров, совета директоров.
Что включает в себя ревизионная проверка:
- определение нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность проверяемого участка;
- сбор и анализ документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности, затребование объяснительных записок от работников и должностных лиц Общества по факту выявленных нарушений;
- осмотр всех служебных помещений предприятия;
- выявление нарушений норм действующего законодательства РФ, а также определение признаков несоответствия плановому ведению финансово-хозяйственной деятельности Общества, выявление недостоверности сведений в бухгалтерской и статистической отчетности предприятия;
- иные действия, допускаемые в рамках полномочий ревизионной комиссии.
В ходе проведения прочерки члены ревизионной комиссии запрашивают у органов управления необходимую документацию и материалы, относящиеся к деятельности Общества. Все запрашиваемые документы должны быть предоставлены ревизионной комиссии не позднее 2-х рабочих дней с того момента, как был получен запрос. Кроме того, во время проверки члены ревизионной комиссии должны иметь доступ к учетным записям, деловой корреспонденции, книгам, имеющим прямое отношение к деятельности Общества и непосредственно к объекту проверки. В свою очередь, должностные лица органов управления Общества, а также руководители обособленных и структурных подразделений обязаны:
- обеспечить членам ревизионной комиссии все условия для эффективного проведения проверки;
- предоставить запрашиваемую документацию в установленный срок;
- предоставить разъяснения в письменной или устной форме по всем возникающим вопросам;
- устранить все выявленные в ходе проверки нарушения в максимально сжатые сроки;
- исключить любые действия, направленные на ограничение ряда вопросов, требующих разъяснения при проведении проверки.
Проверка Общества ревизионной комиссией оформляется протоколом заседания,в срок не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Все вопросы в ходе заседания решаются методом голосования и принимаются большинством голосов. В случае равного количества голосов «За» и «Против» голос председателя ревизионной комиссии считается решающим.
Права и обязанности ревизионной комиссии
В ходе исполнения своих функций ревизионная комиссия имеет право на:
- беспрепятственный допуск во все служебные помещения, относящиеся к Обществу;
- опечатывание материальных складов, архивов, денежных хранилищ на период проведения проверки;
- получение от органов управления обществом, а также должностных лиц его служб и подразделений затребованных документов с целью изучения материалов;
- изъятие из дел отдельных документов в случае выявления во время проверки фактов подделки или подлогов документов;
- выставление требований о созыве совета директоров, заседаний правления и собрания акционеров в целях принятия решения в присутствии компетентных органов по вопросам выявленных нарушений в ведении производственно-хозяйственной, финансовой или правовой деятельности;
- выставление требований о предоставлении личных объяснений от работников Общества, в том числе и с лиц, занимающих определенные должности, по вопросам выявленных нарушений;
- привлечение на контрактной основе для проведения ревизии иных специалистов и аудиторские организации за счет средств данного Общества;
- решение вопросов о применении мер ответственности в отношении работников Общества перед управляющими органами в случае выявления нарушений Положений и Правил Общества.
Кроме ряда правомочий на членов ревизионной комиссии возложен следующий круг обязанностей:
- предоставлять своевременную информацию на собрания акционеров и совета директоров о результатах проведенных ревизий; сведения предоставляются в форме письменных отчетов, докладных записок;
- в случаях, если возникает реальная угроза интересам Общества, требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров;
- соблюдать коммерческую тайну, не разглашать конфиденциальную информацию, которую члены ревизионной комиссии получают при исполнении своих должностных обязанностей;
- не позднее, чем за 10 дней до итогового годового собрания акционеров Общества предоставлять в совет директоров отчет по результатам годовой проверки ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.
Лучше избирать, чем не избирать
В тех случаях, когда образование ревизионной комиссии предусмотрено уставом общества, уклонение участника от избрания членов ревизионной комиссии суд может счесть действиями (бездействием), существенно затрудняющими деятельность общества и, как следствие, подпадающими под действие ст. 10 Закона об ООО «Исключение участника общества из общества» (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2005, 25.05.2005 по делу N А60-6020/2005-С4).
Избрание членов ревизионной комиссии является, с одной стороны, одной из форм реализации права участников общества на получение объективной информации о его деятельности. Поэтому образование ревизионной комиссии является необходимым условием надлежащей деятельности общества. С другой стороны, учитывая порядок образования ревизионной комиссии, установленный Законом об ООО, указанное действие является в данном случае и обязанностью участников.
Исполнение указанной обязанности, впрочем, невозможно без реализации участниками другого права, а именно, права на участие в управление делами общества в виде участия в общем собрании и голосования на нем, а также формирования его повестки.
В свою очередь, отсутствие ревизионной комиссии в обществе существенно затрудняет нормальную и законную финансово-хозяйственную деятельность, поскольку влечет утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества в отсутствие заключений ревизионной комиссии, то есть с нарушением п. 3 ст. 47 Закона об ООО, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Таким образом, действие (в виде голосования против включения в повестку дня данного вопроса) и бездействие (в виде невключения указанного вопроса в повестку дня общих собраний участников общества за весь период деятельности общества), по мнению суда, существенно затрудняют деятельность общества.
Образцы отчетности ревизионной комиссии по ТСЖ
Деятельность комиссии связана с большим количеством различных документов. Одни призваны регулировать функционирование данного контролирующего органа, другие же используются для оформления результатов проверок.
Каждая из бумаг имеет свои особенности и порядок составления.
Положение о ревизионной комиссии ТСЖ, образец
Помимо устава, деятельность комиссии также регулируется отдельным положением, которое утверждается на общем собрании собственников МКД. Структура этого документа включает следующие разделы:
- общие положения;
- обязанности и права ревизоров;
- порядок проведения плановых и внеплановых проверок;
- процедура избрания членов комиссии;
- порядок досрочного прекращения полномочий лиц, входящих в состав контролирующего органа;
- заседания комиссии;
- заключительные положения.
Отчет ревизионной комиссии ТСЖ с выводами
Условно, этот документ делится на 3 основных раздела:
- Вводная часть – тут прописывается причины и обстоятельства, на основании которых проводится проверка, используемые материалы, методика проведения ревизии, цели и задачи и т. д.
- Результаты – тут дается оценка качества ведения бухгалтерского и кадрового учета в ТСЖ, отображаются результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, указывается насколько исполнен финансовый план и др.
- Окончательные выводы, сделанные членами комиссии.
Протокол ревизионной комиссии ТСЖ и его образец
По итогам каждого заседания комиссии составляется соответствующий протокол. Сегодня нет единого образца этого документа. Однако в большинстве случаев он имеет стандартную структуру, в которую включены следующие сведения:
- набравшийся кворум;
- темы, вынесенные на повестку дня;
- ФИО членов ревизионной комиссии, выступивших по тем или иным вопросам;
- темы, вынесенные на голосование;
- результаты голосования по каждому обсуждаемому вопросу;
- принятые решения.
Готовый протокол должны подписать все участники заседания. При этом, если кто-то из них не согласен с решением, вынесенным по определённому вопросу, то данное лицо может в письменном виде выразить свое мнение. В дальнейшем оно также прилагается к протоколу.
Заключение ревизионной комиссии ТСЖ, образец
В соответствии с положениями, изложенными в подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 150 ЖК РФ, комиссия обязана представить следующие два вида заключений:
- о результатах проверки годовой бухгалтерской отчетности ТСЖ;
- о смете доходов и расходов товарищества.
В заключении ревизора отражается следующая информация:
- дата начала ревизии, а также Ф. И. О. ее участников;
- объект проверки;
- период, за который анализируется финансово-хозяйственная деятельность ТСЖ;
- ответственные лица;
- документы, которые были истребованы для проведения исследования;
- результаты ревизии.
Акт ревизионной комиссии ТСЖ, образец
Итоги работы комиссии ТСЖ также оформляются соответствующими актами. ⇐ В состав подобных документов входят следующие разделы:
- общие сведения;
- состояние имущества собственников МКД;
- результаты проверки кассовых документов, авансовых отчетов, банковских выписок;
- информация о правильности начисления заработной платы и др.
Судебные акты ревизионных проверок
Стоит отметить, что в случае выявления убытков, причиненных ТСЖ членами его правления или третьими лицами, ревизионная комиссия вправе обратиться в судебный орган с иском о возмещении причиненного ущерба. В этом случае членам контролирующего органа в обязательном порядке нужно будет подготовить документальные доказательства правомерности выдвинутых претензий.
Акт проверки комиссии начисления коммунальных услуг
Одним из видов деятельности ревизионной комиссии ТСЖ является осуществление проверки правильности начисления платы за коммунальные ресурсы. В рамках такого направления члены контролирующего органа осуществляют изучение обоснованности тарифов, используемых правлением товарищества при расчете стоимости услуг в сфере ЖКХ.
Эта информация фиксируется в отдельном разделе отчета (⇐ кликните, для загрузки образца), подготавливаемого ревизором.
Таким образом, благодаря ревизионной комиссии, у собственников МКД появляется возможность контролировать деятельность правления ТСЖ. Данный орган избирается на общем собрании владельцев квартир. Причем его основные полномочия и обязанности прописываются в уставе товарищества, а также в соответствующем положении.
Пошаговая инструкция проведения проверки
Согласно нормам Жилищного кодекса (преимущественно раздел 6, гл. 13-14), цели проведения проверок ревизионной комиссией ТСЖ заключаются в следующем:
- контроль документации, которая подтверждает основные статьи поступлений и издержек на некоммерческие нужды;
- определение соответствия между отчетами относительно всех статей;
- выявление необходимости ведения определенных направлений поступлений и затрат;
- контроль факта своевременности предоставления этих статей;
- ведение проверочных мероприятий на предмет соответствия кассовой отчетности выпискам и счетам из банка.
Схема, в рамках которой функционирует ревизионная комиссия, подлежит определению и регулированию со стороны собрания (ст. 145 ЖК РФ). Обычно проверки проводятся раз в год, если вести речь о плановых мероприятиях. Что касается внеплановых ревизий, в качестве оснований для их организации выступают следующие обстоятельства:
- поручение, данное со стороны собрания лиц, которые являются полноправными членами ТСЖ (об этом праве сказано в ст. 137 и 141 ЖК РФ);
- поступление письменного требования со стороны председателя или правления товарищества собственников жилья;
- личная инициатива ревизионной комиссии относительно проведения проверки.
Плановое мероприятие должно стартовать не позднее 15 суток с момента начала финансового годового периода. Оно не должно создавать никаких помех и нарушений в отношении рабочего режима. Каждый из этапов подразумевает предоставление со стороны РК соответствующих отчетов, а через 30 дней с момента завершения комиссия обязана подготовить заключение о проделанной работе.
Особенности создания ревизионной комиссии в ООО с одним учредителем и несколькими участниками
В главе 4 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) отдельная статья посвящена такому органу, как ревизионная комиссия (ревизор). При этом определения, которое позволило бы однозначно установить тип этого органа, нет.
Исходя из сложившейся практики и употребляемого в названии комиссии слова «ревизионная» можно сделать вывод, что такой орган предназначен не столько для управления обществом, сколько для проверки его деятельности. Об этом говорят и закрепленные за ней правомочия (о них речь пойдет ниже). Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 24.03.2015 № 07-745/2015 также отметил, что сама по себе ревизионная комиссия не является органом управления компании.
Необходимость ее создания зависит от числа учредителей (участников) общества и их на то желания (ч. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ):
Число учредителей (участников) общества |
Необходимость создания комиссии |
1–15 |
Напрямую зависит от волеизъявления участников. Без их решения учреждение комиссии необязательно, но запрета на ее создание тоже нет (см. постановление ФАС Уральского округа от 10.07.2013 № Ф09-7016/13) |
16 и более |
Создание проверяющего органа обязательно в силу прямого указания на это в законе № 14-ФЗ |