Унитарное предприятие

Порядок ликвидации

В течение 30 дней с даты получения запроса антимонопольный орган обязан направить собственнику имущества МУП (ГУП) — заявителю заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству. При несоответствии орган ФАС выдает федеральным или муниципальным органам исполнительной власти или иным организациям, осуществляющим функции собственника имущества унитарного предприятия, предписание о ликвидации унитарного предприятия. На основании предписания органа ФАС собственник имущества принимает решение о ликвидации унитарного предприятия. В этом случае пошаговая инструкция по ликвидации МУП включает следующие шаги:

  1. Проведение инвентаризации и аудита.
  2. Составление и утверждение ликвидационного баланса.
  3. Извещение кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации.
  4. Передача имущества собственникам.
  5. Направление документов в ИФНС для исключения из реестра.

Если собственник не выполнил предписание, орган ФАС подает иск в суд о принудительной ликвидации. Ее порядок аналогичен добровольному, только основным документом выступает судебный акт.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Может ли МУП реорганизоваться в МБУ и оставаться участником ООО

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) вошел в состав учредителей ООО. Сейчас данное МУП хотят реорганизовать в муниципальное бюджетное учреждение (МБУ), может ли данное предприятие став бюджетным оставаться в составе учредителей ООО. Может ли вообще МУП реорганизоваться в МБУ? Если да, то каким образом? И на каком режиме имеет право находиться МБУ?

Бюджетное учреждение может быть участником ООО, так как это разрешено ч. 4 ст. 66 ГК РФ. МУП может быть преобразовано в БУ, так как это допускается ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ. Бюджетное учреждение обладает правами и обязанностями, указанным в ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Возможности оперативного и полного управления

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ – также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

{SOURCE}

другие новости


30.09.2021  |  17:57

Более 56 млрд руб. выделено на реализацию инфраструктурных проектов


30.09.2021  |  16:10

Самарская область получит кредит 10,4 млрд руб. на достройку метро


30.09.2021  |  14:44

На МЦД-3 и МЦД-4 будет создано 12 транспортно-пересадочных узлов


30.09.2021  |  14:01

Московские пожарные учились тушить электробусы


30.09.2021  |  12:42

Цифровизация общественного транспорта Перми продолжается


30.09.2021  |  11:25

МАПП на границе России и Казахстана требуют дооснащения


30.09.2021  |  11:09

40 перекрестков Петербурга оборудованы комплексами фотовидеофиксации


30.09.2021  |  10:16

В 2021 г. испытают прототип системы зрения для беспилотников


30.09.2021  |  09:12

В Москве в районе Левобережный построят новый грузовой порт


29.09.2021  |  16:52

БЛА обеспечат порядок на дорогах Ставрополья


29.09.2021  |  15:43

Правительство РФ выделило 238 млн руб. на достройку моста на Чукотке


29.09.2021  |  14:06

Глава ХМАО: Новые технологии – это эффективность и безопасность

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;

  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные  законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” был принят 14 ноября 2002 года (номер 161). ФЗ-161 регламентирует порядок создания, управления и ликвидации госучреждений, а также устанавливает их статус и правовую основу.

Краткое содержание закона по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона, описывает статус государственных предприятий и особенности их организации;
  • Глава 2 устанавливает порядок учреждения унитарных предприятий;
  • Глава 3 описывает имущественный и уставной фонд государственных фирм и особенности его использования;
  • Глава 4 предписывает порядок управления унитарных госучреждений;
  • Глава 5 предусматривает правила ликвидации и реорганизации госорганизаций;
  • Глава 6 устанавливает особенности вступления настоящего законодательства в силу и взаимодействия с другими правовыми актами.

ФЗ-161 регулярно редактируется и улучшается с целью совершенствования правового механизма управления государственных предприятий. Последние изменения состоялись 29 декабря 2017 года.

Основные положения 161 ФЗ

Унитарное предприятие по ФЗ-161 определяется как коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные организации. Имущество подобного учреждения принадлежит Российской Федерации, её субъекту или муниципальным образованиям.

Унитарные государственные предприятия обладают следующими особенностями:

  • имущество принадлежит единой организации на праве хозяйственного владения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по частям, даже среди работников учреждения;
  • унитарное образование не может создавать дочерние организации и передавать им имущество;
  • не допускается приобретение от своего имени личных имущественных и неимущественных прав, а также выступать ответчиком или истцом в суде;
  • предприятие должно иметь собственный баланс;
  • целостная организация должна иметь круглую печать, содержащую её полное название и месторасположение;

На основе права собственности выделяются два типа унитарных учреждений:

  • федеральное государственное предприятие, если основано на праве хозяйственного ведения имущества;
  • федеральное казённое предприятие, если основано на праве оперативного управления имущества.

Учредители и виды унитарных организаций

Учредителями унитарного предприятия могут быть:

  1. Российская Федерация
  2. Субъект РФ (республика, край, область, округ)
  3. Муниципальное образование

И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.

Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.

Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:

  1. оперативное управление
  2. хозяйственное ведение

Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.

Признак Оперативное управление Хозяйственное ведение
Правомочия Распоряжение любым имуществом только с согласия собственника.

Предприятие занимается реализацией продукцией самостоятельно.

При распоряжении движимым имуществом не требуется согласие учредителя. При распоряжении недвижимым имуществом – требуется.
Ответственность Субсидиарная ответственность учредителя (право взыскания долга с другого лица, в том числе с государства). Самостоятельная ответственность. Возможность банкротства (неспособность погасить кредиторскую задолженность).
Примеры предприятий ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», МКП г. Ижевска «Горсвет», МКП г. Калининграда «Управление капитального строительства» ГУП Республики Тыва «Макаронпром», МУП г.Апатиты «Рембыттехника», ГУП Ростовской области «Аптека 398»

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

  • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

  • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

  • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

  • Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления  основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо

  1. Определить, какое ООО является правопреемником муниципального или государственного унитарного предприятия, и принять решение о начале реорганизации.
  2. Определить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП путем проведения инвентаризации и аудита с получением аудиторского заключения.
  3. Составить промежуточный бухгалтерский баланс.
  4. Составить передаточный акт на основе бухгалтерских документов, аудиторского заключения и документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указывается расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а также сведения о размере уставного капитала нового ООО, выступающего правопреемником.
  5. Провести первое собрание участников нового ООО, утвердить устав и назначить директора, который одновременно становится директором МУП до окончания реорганизации.
  6. В письменной форме известить о реорганизации территориальную ИФНС по месту регистрации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.
  7. Направить уведомления в письменной форме всем известным кредиторам МУП (ГУП) и опубликовать в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. У кредиторов унитарного предприятия есть 30 дней на требование о прекращении реорганизации или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.
  8. Подать в органы ФНС документы о регистрации ООО, являющегося правопреемником.

С момента государственной регистрации ООО реорганизация считается завершенной, и к нему переходят все полномочия и имущество.

Последние поправки, внесенные в текст закона

В ходе последнего изменения от 29.12.2017 года был исправлен пункт 4 статьи 24.1, предусматривающий право унитарных образований, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленных комплексов, открывать счета в федеральной корпорации “Внешэкономбанк”, если данное условие предусматривается законом о банке развития от 17.05.2007.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия:

  • Руководитель указанной организации является единым исполнительным органом. Он назначается собственником имущества единого учреждения и отчитывается только перед ним.
  • Руководитель вправе действовать от имени предприятия без доверенности. В его полномочия входит:
    • представление интересов организации;
    • заключение сделок от имени унитарного учреждения;
    • утверждение структуры и штата;
    • трудоустройство работников;
    • заключение и изменение трудовых договоров;
    • издание приказов, в установленном законом порядке;
    • организация и выполнение решений собственника имущества;
  • Руководитель не вправе занимать другие оплачиваемые должности. Исключения составляют преподавательская, научная или другая иная творческая деятельность.
  • Руководитель должен быть аттестован в порядке, установленном собственником имущества целостного предприятия;

Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием:

  • Сделка, в которой просматривается заинтересованность руководителя единого предприятия, может быть заключена только с согласия собственника имущества;
  • Руководитель признаётся заинтересованным, если члены его семьи или близкие родственники:
    • являются одной из сторон сделки или выступают в качестве заинтересованных третьих лиц;
    • владеют более двадцати процентов акций юридического лица, которое заключает сделку с унитарной организацией;
    • занимают управляющие места в фирме, являющейся одной из сторон сделки;
    • в других случаях, установленных уставом предприятия;
  • Руководитель обязан сообщать собственнику следующую информацию:
    • сведения об организациях, в которых его родственники или члены семьи занимают руководящие посты;
    • данные об юридических лицах, акциями которых владеют его родственники или члены семьи;
    • другая информация о возможных или совершаемых сделках, в которых его могут признать заинтересованным;
  • Сделка, в которой руководитель оказался заинтересован, признаётся недействительной в соответствии с иском унитарного предприятия или собственника имущества.

Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок:

  • Крупной считается сделка или их взаимосвязанный ряд, в результате чего происходит отчуждение у унитарного предприятия суммы в размере более десяти процентов уставного фонда или превышающей в пятьдесят раз минимальный размер оплаты труда;
  • Для установления размера крупной сделки используются:
    • для отчуждённого имущества — данные бухгалтерского учёта;
    • для приобретённого — цена предложения;

Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Скачать закон об унитарных предприятиях

Скачать текст Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в последней редакции. Предоставленный документ предназначен для подробного изучения положений закона и будет полезен для юристов, собственников и учредителей.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Другие аспекты оперативного управления

Стоит иметь в виду, что казенная структура не имеет права распоряжаться движимыми и недвижимыми имущественными комплексами, если нет специального разрешения от владельца. Фирменное название структуры, основанной в соответствии с правом оперативного управления, должно включать указание на то, что учреждение считается казенным. РФ, ее субъект или образование муниципального типа отвечают по обязательствам казенной структуры в случае недостаточности ее имущественных комплексов. Казенное учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано в соответствии с решением правительства страны, определенного субъекта или государственного органа местного самоуправления.

Правовое положение

Важно отметить, что правила, предусмотренные статьями 113-115, а также 294-297 ГК РФ, обеспечивают регулирование лишь правового положения структур. Однако они не затрагивают обязанности и права сотрудников, как это делается в отношении членов производственных кооперативов или хозяйственных обществ

Обязанности и права специалистов, прежде всего, определяются трудовым правом. Если такая коммерческая организация, как унитарное предприятие, с согласия владельца внесла вклад в общество хозяйственного типа, то полученная прибыль не может быть распределена между сотрудниками учреждения – она будет числиться как имущество данного предприятия.

Имущественная масса, которая выделяется унитарной структуре при ее формировании, находится в муниципальной собственности или собственности государства. Она принадлежит унитарному предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, как было отмечено выше. Стоит дополнить, что в фирменное наименование учреждения унитарного типа так или иначе должно входить указание на владельца его имущественных комплексов. Кроме того, в уставе четким образом указывается, кому именно (РФ, какому конкретно субъекту и органу самоуправления местного характера) принадлежит имущественная масса унитарной структуры в соответствии с правом собственности. Стоит иметь в виду, что унитарное учреждение отвечает по собственным обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам владельца этого имущества. Управленческим органом рассматриваемого типа структур выступает руководитель. Он назначается владельцем или уполномоченным владельцем органом.

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

  • органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
  • естественных монополий;
  • в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории России;
  • в районах Крайнего Севера;
  • с радиоактивными отходами;
  • по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.

ВАЖНО!

Последние изменения в Законе о ФГУП

Последние изменения в ФЗ 161 о гос и муниципальных унитарных предприятиях были внесены 23 мая 2016 года. Они коснулись следующих положений:

  • во втором абзаце п 1 ст 2 ФЗ 161 были исключены слова «, а также государственная академия наук в порядке, установленном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике«;
  • второй абзац п 2 ст 8 признан утратившим юридическую силу;
  • в п 2 ст 9 также были исключены слова «, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук«;
  • в первом абзаце п 7 статьи 9 были исключены слова “государственной академии наук, “;
  • в статье 20.1 из наименования исключили слова «и подведомственных государственным академиям наук федеральных государственных унитарных предприятий«, а также упразднили второй пункт.

Некоторые статьи об управлении унитарными предприятиями актуальны как для руководителей, так и для юристов. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.

Статья 21 ФЗ 161 содержит положения о руководителе унитарного предприятия. Предписывается, что он вправе действовать от лица учреждения без доверенности. При этом руководитель не может выступать учредителем другого юридического лица или занимать иные оплачиваемые должности в государственных организациях. Изменения в данную статью не вносились с даты опубликования закона.

Статья 22 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 регулирует заинтересованность в заключении сделок. Предписываются условия, по которым руководитель признается заинтересованным, а также необходимость в данной ситуации согласовывать сделку с собственником имущества. Поправки в данные положения закона не вносились, статья 22 действует в своей первоначальной редакции.

Ст 23 ФЗ 161 определяет понятие крупной сделки. Последние поправки в закон были внесены в 2013 году, по ним первый пункт был дополнен словами «, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами«.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.