Порядок рассмотрения исков о компенсации за содержание под стражей
В Кодекс введена новая статья 227.1 КАС РФ «Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении», в соответствии с которой:
Поданное административное исковое заявление по таким основаниям должно содержать:
- сведения, предусмотренные статьей 220 КАС РФ;
- требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
- реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Суд должен рассмотреть требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. При этом суд должен установить:
- имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
- характер и продолжительность нарушения;
- все обстоятельства, при которых нарушение допущено;
- последствия нарушения прав истца.
В мотивировочной части решения по такому административному иску суд указывает:
- сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;
- обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
- мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении.
В резолютивной части должны быть указания на решение суда об отказе или присуждении выплаты компенсации, на ее размер и наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
Административному истцу направляют копии решения суда в трехдневный срок со дня его принятия. Аналогично их должны получить административный ответчик и орган, на который, в соответствии с федеральным законом, возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
На основании статьи 353 КАС РФ в новой редакции суд должен направить исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта в уполномоченный орган не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.
Комментарий к ст. 358 КАС РФ
1. Правом на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения обладают стороны исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель. Вместе с тем в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 189 КАС правом обращения с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения наделены все лица, участвующие в деле.
Отсрочка исполнения судебного акта представляет собой перенос принудительного исполнения судебного акта на более позднюю дату. Рассрочка представляет собой совершение исполнения судебного акта поэтапно в течение определенного периода времени.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения подается в суд, выдавший исполнительный лист. В заявлении должны быть указаны обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, которые носят оценочный характер. КАС не содержит каких-либо ограничений относительно отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов. К таким обстоятельствам может быть отнесено имущественное положение сторон (ч. 1 ст. 189 КАС).
Кодекс устанавливает возможность изменения способа и порядка исполнения судебного акта, которое допустимо в случаях принятия судом факультативных решений. Вместе с тем в отличие от ст. ст. 171, 174 АПК и ст. ст. 205, 206 ГПК комментируемый Закон не содержит общих правил вынесения факультативных решений, что связано со спецификой дел, рассматриваемых по правилам КАС.
2. Заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка исполнения рассматриваются с соблюдением требований процессуальной формы в судебном заседании с обязательным извещением сторон исполнительного производства и судебного пристава-исполнителя; их неявка не препятствует рассмотрению заявления.
По итогам рассмотрения заявления суд выносит определение. В случае удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки в определении суд должен указать срок действия отсрочки или рассрочки. Определение об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления является самостоятельным объектом обжалования.
3. Вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение 10 дней со дня поступления заявления в суд. В соответствии с требованиями п. 5 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве время со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения, не включается в сроки совершения исполнительных действий.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 356 КАС, ч. 4 ст. 22 Закона об исполнительном производстве если исполнение судебного акта было отсрочено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта. В отличие от отсрочки при рассрочке исполнения судебного акта течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению не возобновляется, а продлевается на срок рассрочки, что вытекает из требований ч. 4 ст. 356 КАС.
〈 Предыдущая
Следующая 〉
Обзор документа
Верховный Суд выпустил новые разъяснения по рассмотрению административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Указано, при каких условиях применяется данный порядок, как выносится определение. Отдельно рассмотрен вопрос о возможности упрощенного производства при неявке всех участников. Прописаны правила на случай, когда имеются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства. Затронут вопрос направления доказательств, документов и возражений одной стороной другой стороне. Разъяснен порядок отмены решения по административному делу, принятого в упрощенном порядке.
В частности, указано, что правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
Суд переходит к рассмотрению дела после вынесения определения и истечения 10-дневного срока для предоставления возражений. Отказ ответчика от получения копии определения не является препятствием к применению упрощенного порядка.
Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях. Однако это также не будет препятствовать упрощенному производству. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, то они могут выступать основанием для вынесения определения о рассмотрении дела по общим правилам.
Решение, принятое в порядке упрощенного производства, отменяется, если поступившие после принятия решения возражения относительно применения данного порядка подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам; подано заявление лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и об обязанностях которого принято решение; поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом существенными для рассмотрения и разрешения дела.
Определение суда об отмене решения, принятого в порядке упрощенного производства, и о возобновлении рассмотрения дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.
Ранее изданные разъяснения по этому вопросу не применяются.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Обзор документа
В 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Он установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.
Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из ГПК РФ.
Вместе с тем КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл. Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений. Так, в настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик.
Рассмотрены некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, в т. ч. подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
В настоящее время административные исковые заявления об оспаривании таких постановлений, действий (бездействия) подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа или самой Службы соответственно. Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ.
В то же время суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей. Так как при несовпадении места нахождения органа госвласти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.
При этом, как следует из положений Закона об исполнительном производстве, территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.
Таким образом, подсудность указанной категории дел будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: