Что это за устройство?
Манометр – это прибор для измерения избыточного, то есть искусственно созданного, давления воды, пара или иной рабочей среды. Говоря простыми словами, он показывает, насколько водяное давление в трубе больше атмосферного.
В быту, сфере ЖКХ и на промышленных предприятиях наиболее распространены приборы с пружиной в виде трубки овального сечения (носит имя Бурдона – человека, запатентовавшего ее). Они просты по конструкции и недорого стоят.
Внешне водяной манометр – округлый предмет в металлическом или пластиковом корпусе. Циферблат со шкалой закрыт оргстеклом из метакрилата или поликарбоната.
Манометры для измерения давления
Манометры для коммунальных нужд | Промышленные манометры | Для измерения низкого давления газа, напоромеры | Виброустойчивые манометры | Коррозионно стойкие виброустойчивые манометры | Электронтактные манометры ЭКМ | |
Изображение | ||||||
Название | ТМ-510-М2 | ТМ-110, ТМ-210, ТМ-310, ТМ-510, ТМ-610 | КМ-11, КМВ-22, КМ-22 | ТМ-320, ТМ-520, ТМ-620 | ТМ-121, ТМ-221, ТМ-321, ТМ-521, ТМ-621 | ТМ-510.05, ТМ-610.05 |
Диаметр, мм | 100 | 40, 50, 63, 100, 150 | 63, 100 | 63, 100, 150 | 40, 50, 63, 100, 150 | 100, 150 |
Диапазон | 0…60 кгс | -1…1000 кгс | -12.5…60 кПа | 0…1000 кгс | -1…1000 кгс | 0…1000 кгс |
Нержавейка | — | — | Да | Да | Да | — |
Гидро
заполнение |
— | — | — | да | да | — |
Резьба штуцера | М20×1,5 или G½; | М10×1 или G⅛; М12×1,5 или G¼; М20×1,5 или G½; | М12×1,5
М20×1,5 или G½; |
М12×1,5 или G¼; М20×1,5 или G½; | G⅛; G¼;
М12×1,5 или G¼; М20×1,5 или G½; |
М20×1,5 или G½; |
Штуцер | радиальный | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный |
Выбрать манометры можете в каталоге.
Рабочее давление манометра определяется по формуле Pраб. ниж.=0,25*Pmax Pраб. верх.=0,75*Pmax, т.е. рабочее давление находится в диапазоне 0,25 … 0,75 % от максимального значения манометра. Манометры, вакуумметры и мановакуумметры показывающие предназначены для измерений избыточного и вакуумметрического давления жидкостей и газов. Принцип действия манометров основан на зависимости деформации чувствительного элемента от измеряемого давления. В качестве чувствительного элемента используется трубка Бурдона. Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается и с помощью специального механизма вращает стрелку манометра.
Основным узлом манометров является трубчатая пружина. При возрастании давления пружина разгибается, и перемещение её конца с помощью передаточного механизма преобразуется во вращение показывающей стрелки относительно шкалы циферблата манометра. Измеряемое давление подается в трубчатую пружину через резьбовой штуцер. Шкалы давления приборов могут быть отградуированными в кПа, МПа, кгс/см2, бар.
Таблица соответствия манометров различных производителей
Росма | Метер | Манотомь | Wika |
ТМ-110 | — | ДМ 2018 | 111.10 |
ТМ-210 | ДМ 02-50 | ДМ 2029 | 111.10 |
ТМ-310 | ДМ 02-063 | МП2-У, МП2-УУ2, МП2 | 111.10 |
ТМ-510 | ДМ 02-100 | МП3-У, МП3-УУ2, МП3 | 111.10 |
ТМ-610 | ДМ 02-160 | МП4-У, МП4-УУ2, МП4 | 111.10 |
ТМ-810 | ДМ 02-250 | ДМ 8010 | 211.11 |
ТМ-510 IP54 | — | МП3-УУХЛ1 | |
ТМ-610 IP54 | — | МП4-УУХЛ1 | |
ТМ-610 МТИ | — | МПТИ | 312.20 |
ТМ-510.05 | ДМ 02-V | ДМ2010Сг, ДВ2010Сг, ДА2010Сг,
ДМ2010Ф |
|
ТМ-610.05 | ДМ 02-V | ДМ 2005Сг, ДМ2005Ф | |
ТМ-511 NH3 | МП3А-У | ||
ТМ-611 NH3 | — | МП4А-У | |
ТМ-320 | ДМ 93-063 | ДМ 8032-ВУ | 213.53.063 |
ТМ-520 | ДМ93-100 | ДМ 8008-ВУ, М-3ВУ | 213.53.100, 212.20.100 |
ТМ-621 NH3 | — | ДМ 8008А-ВУ | |
ТМ-221 | 131.11 | ||
ТМ-321 | ДМ90-063 | — | 232.50.063, 233.50.063 |
ТМ-521 | ДМ90-100 | МП3А-Кс, М-3ВУКс | 232.50.100, 233.50.100 |
ТМ-621 | ДМ90-160 | МП4А-Кс, М-4ВУКс | 232.50 |
ТМ-521.05 | — | — | PGS21.100 |
ТМ-621.05 | — | PGS23.160 | |
КМ-11 | НМ96-063 | 612.20 | |
КМ-22 | НМ96-100 | — | 612.20 |
Таблица подбора манометров
Росма | Диаметр,
мм |
Класс
точности |
Резьба штуцера | Материал
корпуса |
Группы манометров |
ТМ-110 | 40 | 2,5 | G⅛, M10×1, NPT⅛ | сталь | Стандартный IP40 |
ТМ-210 | 50 | 2,5 | М12×1,5 или G¼ | сталь | Стандартный IP40 |
ТМ-310 | 63 | 2,5 | М12×1,5 или G¼ | сталь | Стандартный IP40 |
ТМ-510 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный IP40 |
ТМ-610 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный IP40 |
ТМ-810 | 250 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Котловой IP40 |
ТМ-510 IP54 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный исполнение IP54 |
ТМ-610 IP54 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный исполнение IP54 |
ТМ-610 МТИ | 150 | 0,4 … 1 | М20×1,5 или G½ | сталь | Образцовый |
ТМ-510.05 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный электроконтактный IP40 |
ТМ-610.05 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | сталь | Стандартный электроконтактный IP40 |
ТМ-511 NH3 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | хромированная сталь 10 | Аммиачный IP65 |
ТМ-611 NH3 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | хромированная сталь 10 | Аммиачный IP65 |
ТМ-320 | 63 | 1,5 | М12×1,5 или G¼ | нержавеющая сталь | Виброустойчивый |
ТМ-520 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | нержавеющая сталь | Виброустойчивый |
ТМ-621 NH3 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | нержавеющая сталь | Аммиачный коррозионностойкий IP65 |
ТМ-221 | 50 | 2,5 | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый IP65 |
ТМ-321 | 63 | 1,5 | М12×1,5 или G¼ | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый IP65 |
ТМ-521 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый IP65 |
ТМ-621 | 150 | 1 | М20×1,5 или G½ | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый IP65 |
ТМ-521.05 | 100 | 1,5 | М20×1,5 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый электроконтактный |
ТМ-621.05 | 150 | 1,5 | М20×1,5 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкий виброустойчивый электроконтактный |
КМ-11 | 63 | 2,5 | М12×1,5 | сталь | Напоромер (низких давлений газов) |
КМ-22 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | нержавеющая сталь | Напоромер (низких давлений газов) |
Зачем устанавливается?
Измерительные приборы устанавливают, чтобы следить за состоянием системы. Давление в трубопроводах не должно превышать некоторого порогового значения. В то же время оно должно быть достаточным для работы различных устройств.
Для работы душевой с гидромассажем нужно давление 3-4 бар, стиральной машинки – порядка 0,5 бар, а фильтра обратного осмоса – 2-6 бар.
Места установки:
- насосные станции;
- котельные;
- железнодорожный транспорт, автомобили, воздушные и водные суда;
- напорные трубопроводы;
- водонагревательные приборы;
- системы фильтрации.
Манометры покупают для личного пользования, чтобы, например, периодически контролировать давление воды, поступающей в смеситель.
На постоянной основе их устанавливают на насосных станциях рядом с гидроаккумуляторами и реле давления, чтобы автоматически включать и выключать насос. Часто манометры входят в состав блоков автоматики.
Стандартный уровень
Часто велосипедист не знает до какого уровня ему нужно накачать шины своего велобайка. Обычно это случается в случае приобретения шин с «непонятной» маркировкой или без таковой. Эта ситуация достаточно часто встречается, когда, стремясь за дешевизной, человек покупает велорезину от неизвестного производителя, стоимость которой может быть на порядок ниже чем у брендовых велошин – «Continental» (Германия), «Michelin» (Франция), «Vittoria» (Италия) или «TUFO» (Чехия). В этом случае следует воспользоваться одной из таблиц, во множестве размещенных на специализированных интернет-ресурсах.
Например, диапазон стандартного давления для велобайка категории «All mountain» или «Cross-country» может быть найден таблице.
Для дорожного велосипеда это значение в шинах выбирается несколько выше и может быть найдено из соответствующих таблиц в Интернете, но вы в любом случае не должно превышать верхнего предела в PSI.
Принцип действия
В деформационном (пружинном) манометре вода попадает в изогнутую трубку, сделанную из медного сплава. Давление воды приводит к деформации трубки, соединенной с механизмом, который заставляет поворачиваться стрелку.
Манометры с одновитковой пружиной рассчитаны на давление до 100 атм. Для измерения более высокого давления применяют пружины с несколькими витками, закрученными в спираль или винт.
Есть устройства, в которых вместо трубки установлена тонкая двухпластинчатая мембрана. Они подходят для вязких или загрязненных растворов, выдерживают сильные вибрации, но чувствительны к колебаниям температуры.
Давление в системе водопровода норма
Естественно, единицей определяющей показатель давления, положено считать бар либо же атмосферу, что благодаря незначительному расхождению практически идентичны. В соответствии с основными нормами и правилами, городского типа системы имеют показатель равный четырем. Определить какое же в действительности оно есть в системе, возможно, лишь используя специализированные приборы, что предназначены для таких целей. Относительно их показателей, она может быть в интервале от двух с половиной до семи с половиной.
По достижению шести — семи атмосфер, вполне возможны сбои системы, что связано с достаточно чувствительными составляющими такой системы. Почему при приобретении различного оборудования, агрегатов и материалов, следует подбирать исходя из показателей повышенных прочностных характеристик, что позволит выдерживать и оказывать сопротивление возможным гидроударам, давление резко повышается. Стандартно, все установленное оснащение должно выдерживать показатель равный шести, а при периодах ежегодного проведения опрессовки он будет равен десяти.
Получение наиболее точных результатов
Механический тонометр считается самым точным, если измерять артериальное давление правильно. Человеку, решившему научиться проводить процедуру в домашних условиях, желательно запомнить такие нюансы:
- определится с рукой для проведения замеров;
- ознакомиться с перечнем наиболее актуальных ошибок;
- подготовиться к процедуре.
Выбор конечности для проведения замера
Важным нюансом является выбор руки. Человек, пожелавший , не должен вспоминать, на какую конечность одевал врач манжету. В любом случае будут задействованы обе конечности. Нужно:
- провести по 5 измерений на каждой руке с перерывом 3 минуты;
- результаты необходимо записать;
- вычислить среднее значение для каждой руки.
Ориентируясь на полученные результаты, необходимо сделать выбор в пользу большего. Например, если на правой руке средние показатели 118/78, а на левой 125/80, то именно на второй конечности следует проводить замеры. Иногда значения фактически не отличаются. В таком случае становится актуальным правило основной руки. Левши меряют на правой конечности, а правши – на левой.
Устройство и принцип действия
Устройство манометра может иметь различную конструкцию в зависимости от вида и предназначения. Так, например, устройство, измеряющее напор воды, имеет довольно простую и понятную конструкцию. Она состоит из корпуса и шкалы с циферблатом, которая отображает значение. В корпусе имеется встроенная пружина трубчатая либо мембрана с держателем, трипко-секторным механизмом и упругий элемент. Прибор функционирует по принципу уравнивания давления за счет силы изменения формы (деформации) мембраны либо пружины. А деформация, в свою очередь, приводит в движение чувствительный упругий элемент, действие которого отображается на шкале с помощью стрелки.
Жидкостные манометры состоят из длинной трубки, которую наполняют жидкостью. В трубке с жидкостью находится подвижная пробка, на которую влияет рабочая среда, измерять силу напора следует в зависимости от перемещения уровня жидкости. Манометры могут предназначаться для измерения разницы, такие устройства состоят из двух трубок.
Поршневые — состоят из цилиндра и поршня, расположенного внутри. Рабочая среда, в которой измеряется давление воздействует на поршень и уравновешивается грузом некоторой величины. Когда показатель изменяется, поршень перемешается и приводит в действие стрелку, которая показывает значение давления.
Термопроводные состоят из нити накаливания, которые нагреваются, когда через них пропускается электрический разряд. Принцип работы таких приборов основан на снижении теплопроводности газа с давлением.
Манометр Пирани назван так в честь Марчелло Пирани, который впервые сконструировал устройство. В отличие от термопроводных, состоит из металлической проводки, которая также нагревается во время прохождения через нее тока и охлаждается под воздействием рабочей среды, а именно газа. При уменьшении давления газа снижается и эффект охлаждения, а температура проводки возрастает. Величина измеряется посредством измерения напряжения в проводе во время прохождения через нее тока.
Ионизационные являются самыми чувствительными устройствами, которые используются для вычисления малых давлений. Как следует из названия устройства, его принцип работы основывается на измерении ионов, которые образуются под воздействием электронов на газ. Количество ионов зависит от плотности газа. Однако ионы имеют очень нестабильную природу, которая напрямую зависит от рабочей среды газа или пара. Поэтому для уточнения применяются другой вид манометра Мак Леода. Уточнение происходит за счет сравнения показателей ионизационного манометра, с показаниями прибора Мак Леода.
Существует два вида ионизационных устройств: с горячим и холодным катодом.
Первый вид был сконструирован Баярдом Аллертом, состоит из электродов, которые работают в режиме триода, а в качестве катода выступает нить накала. Самый распространённый вид горячего катода — ионный манометр, в конструкции которого помимо коллектора, нити и сетки встроен небольшой ионный коллектор. Такие приборы очень уязвимы, они могут легко потерять калибровку, в зависимости от условий работы. Поэтому показания этих приборов всегда логарифмичны.
Холодный катод также имеет свои разновидности: интегрированный магнетрон и манометр Пеннинга. Их главное отличие заключается в положении анода и катода. В конструкции этих приборов нет нити накалывания, поэтому им для работы им требуется напряжение до 0,4 кВт. Использовать такие устройства не эффективно при низком уровне давления. Поскольку они могут просто не заработать и не включиться. Принцип их работы основан на выработке тока, что невозможно при полном отсутствии газа, особенно для манометра Пеннинга. Так как устройство работает только в определенном магнитном поле. Оно необходимо для создания нужной траектории движения ионов.
Классификация приборов
Типы манометров различаются по двум признакам: по виду измеряемого ими показателя и по принципу действия.
По первому признаку они подразделяются на:
- приборы, предназначенные для измерения атмосферного давления, иначе они называются барометры;
- приборы, измеряющие избыточное и абсолютное;
- вакуумметры, призваны измерять разность атмосферного и абсолютного давлений;
- напорометры, измеряют малое (до 40 кПа) избыточное давление;
- тагометры, вид вакуумметра, которое измеряет избыточное давление верхнего предела 40 кПа;
- дифференциальные манометры, измеряют разность давлений.
Они работают по принципу уравновешивания разницы давлений определенной силой. Поэтому устройство манометров разное, в зависимости от того, как именно происходит это уравновешивание.
По принципу действия они делятся на:
- жидкостные, уравновешивание разницы давлений в таких приборах происходит за счет гидростатического давления столба жидкости, в устройстве используется принцип сообщающихся сосудов;
- пружинные имеют простую конструкцию, и широко применяются для измерения давления среды в широких диапазонах;
- мембранные, основаны на пневматической компенсации, уравновешивание давления происходит за счет силы упругости мембранной коробки;
- электроконтактные, применяются в автоматических системах контроля и сигнализации, поскольку с их помощью можно регулировать измеряемую среду благодаря встроенному в корпус электроконтактному механизму;
- дифференциальные используются для измерения уровня жидкостей под напором расхода жидкости, пара и газа с помощью диафрагм.
По назначению существуют такие виды манометров, как:
- общетехнические приборы применяются для измерения напора жидкостей, газов и паров, химически нейтральных к сплавам меди;
- кислородные, они производятся в корпусах голубого цвета с указанием О2 на циферблате, применяются для измерения кислородного давления в баллонах или вакуумах;
- ацетиленовые применяются для контроля избыточного давления ацетилена;
- эталонные применяются в целях проверки других приборов, поскольку они обладают большой точностью;
- судовые применяются в судах и морском транспорте;
- железнодорожные используются на железнодорожном транспорте;
- самопишущие имеют встроенный механизм, который позволяет воспроизводить на бумаге результат работы.
Как пользоваться манометром
Многие знают, для чего нужен манометр, но не понимают, как им пользоваться на практике. Манометр в быту и на производстве измеряет давление газа и жидкости в замкнутом пространстве.
В быту, чаще всего, применяют этот прибор для того, чтобы измерять давление воздуха в шинах машины. Поэтому манометр очень популярен у автолюбителей. Его можно приобрести практически в любых магазинах бытовой техники. Он лучше всего подходит для таких простых операций. Для того чтобы гарантированно получить правильные результаты измерений, необходимо:
- Регулярно контролировать давление в шинах, как минимум раз в месяц. Но, если колеса изношены, лучше делать это еженедельно;
- Если шины нестандартные, надо доводить давление в колесах до уровня, рекомендуемого производителем. Этот уровень может варьироваться, в зависимости от марки машины;
- Чтобы правильно измерить давление, нужно, чтобы машина была без груза. Потому что, если автомобиль сильно загружен, то давление будет значительно отличаться от правильного, из-за искажения результатов давления, ввиду того, что возникает дополнительное давление от груза на колеса;
- Чтобы получить минимальную погрешность измерения, надо дождаться, чтобы колеса полностью остыли и их температура стала равной температуре окружающей среды. Когда они еще нагреты от движения, результат будет на 15% выше истинного, а зимой — на десять процентов меньше из-за действия низких температур. Лучше всего проводить измерения спустя три часа после полной остановки автомобиля;
- Если прибор электронный, то он будет выдавать результат в тот момент, когда пользователь отсоединяет манометр от ниппеля. Поэтому самым точным результатом будет последний.
Манометр — незаменимый предмет техники для автомобилиста, так как повышенное и пониженное давление шин создает опасность при движении авто. Пониженное давление бывает, если колесо по каким-либо причинам спустилось в пути; а повышенное — если колеса слишком сильно кто-то перекачал (например, в автосервисе или сам автовладелец). Этот прибор часто используют в авторемонтных мастерских, так как он компактный и имеет небольшой вес.
Виды измерительных приборов
Приборы для измерения давления подразделяются на такие разновидности:
- Тягонапоромеры — это мановакуумметр, который имеет крайние пределы измерения не выше 40 кПа.
- Тягомеры — вакуумметр, который имеет предел измерения равный (-40) кПа.
- Напорометр — это манометр малого избыточного давления (+40) кПа.
- Мановакуумметры — это устройства, которые способны измерять как вакуумметрическое, так и избыточное давление в пределах 60−240000 кПа.
- Вакуумметр — устройство, измеряющее разрежение (давление, которое ниже атмосферного).
- Манометр — устройство, которое способно измерять избыточное давление, то есть разность между абсолютным давлением и барометрическим. Его пределы колеблются от 0,06 до 1000 МПа.
Большинство импортных и отечественных манометров изготавливаются по всем общепринятым стандартам. Именно по этой причине существует возможность замены одной марки на другую.
При выборе прибора необходимо опираться на такие показатели:
- Расположение штуцера — осевое или радиальное.
- Диаметр резьбы штуцера.
- Класс точности прибора.
- Диаметр корпуса.
- Предел измеряемых значений.
Для чего водителю необходим манометр?
Цифровой автомобильным манометр
Некоторые владельцы автомобилей утверждают, что процедура подкачки резины в авто — это пустая трата времени, а разница в 0.2 атмосферы критически не отразится на работе транспортного средства в целом. Сразу же скажем — что такой подход в корне неправильный. И слишком низкое, и чрезмерно высокое давление воздуха шин может отразиться на главных параметрах транспортного средства. Автомобиль будет менее устойчиво держаться во время движения, также это может повлиять на его экономичность в целом.
Для начала предлагаем вам узнать, чем чревато слишком высокое давление воздуха в шинах:
- В первую очередь — к снижению комфорта для владельца авто и пассажиров во время движения. Из-за перекачки шин демпфирующие характеристики ходовой части значительно падают, а водитель будет ощущать даже небольшие кочки. Тем более, при избыточном давлении шин уровень вибрации будет передаваться на все компоненты кузова транспортного средства, речь идет и о тех, которые расположены в салоне авто.
- При резком наезде в яму или на кочку есть большая вероятность повреждения шин. В результате того, что давление воздуха в системе значительно выше нормы, шина немного растягивается. При внешнем воздействии, то есть ударе, результат может быть критическим даже для высококачественной и дорогой резины. В итоге на перекачанных шинах может образоваться шишка, трещина, или что еще хуже — разрыв.
- Также это может привести к ускоренному износу центральной части резины, ведь по факту перекачанные шины всегда служат значительно меньше. Тем более, что из-за избыточного давления воздуха страдает в первую очередь центральная часть протектора. Как показывает практика, владельцы автомобилей, которые всегда перекачивают шины или просто не контролируют уровень давления, вынуждены менять резину значительно чаще.
- Управляемость автомобиля ухудшается. При перекачке, резина будет более сопротивляться общей массе транспортного средства. В итоге поверхность контакта колеса авто с дорожным покрытием будет более низким, что отразиться и на управляемости авто.
- К повреждению ходовой части. Так как перекачка ведет к падению демпфирующих характеристик колес, максимальная нагрузка на подвеску будет более высокой, соответственно, это приведет к ускоренному износу компонентов подвески. Речь идет о пружинах, амортизаторах и других элементах.
- Колеса с разным давлениям тормозят по разному, что может привести к заносу (автор видео — Секретный Гараж).
Но более опасным для водителя автомобиля будет заниженное давление шин авто.
В результате могут возникнуть следующие проблемы:
- Деформация покрышки колеса. Из-за сниженного параметра есть большая вероятность искривления резины, соответственно, это может попросту привести к ее разрыву. Такой вариант более возможен, если на резину будут воздействовать и другие факторы, к примеру, высокая температуры, большая скорость езды, выполнение различных маневров.
- Перегрев резины. Из-за того, что пятно соприкосновения поверхностей колеса авто с дорожным покрытием увеличивается, это становится причиной перегрева, что особенно актуально в летнюю жару. В итоге происходит разрушение каркаса резины колеса авто, так что вероятность повреждения шин очень велика.
- К полному износу плечевых зон. Как мы уже сообщали, при падении уровня давления воздуха в колесе резина деформируется. В этот момент нагрузка в основном ложится на боковые части протектора. Соответственно, в итоге это может привести к ускоренному разрушению, а также необходимости замены резины.
- Есть возможность аквапланирования. В результате того, что площадь соприкосновения увеличивается, растет и риск при прохождении луж. Ведь резина по факту просто скользит по водному покрытию, соответственно, управляемость транспортного средства снижается, особенно при высокой скорости.
- Есть возможность самостоятельного разбортирования. Поскольку уровень давления шин более низкий, резина в целом плохо держится на железном диске колеса. В итоге при выполнении резких маневров резина может разбортироваться. Это повлияет не только на управляемость транспортного средства, но и на безопасность водителя.
- Расход топлива транспортного средства может быть увеличен. Опять же, из-за увеличения площади контакта соприкосновения колеса с дорожным полотном происходит увеличение сопротивления в ходе езды. В итоге мотор становится более «прожорливым». По факту, если резина будет плохо накачана, расход бензина может увеличиться примерно на 5% (автор видео — Покупаем в Китае).
Как правильно провести измерения манометром?
Знание основных правил измерения давления в шинах поможет успешно справиться с любым прибором независимо от его технических особенностей.
- Контроль необходимо осуществлять регулярно, для изношенных колес рекомендуется проверять давление раз в неделю.
- Использование нестандартных шин потребует придерживаться рекомендаций производителя относительно уровня давления воздуха в колесах.
- Измерять давление необходимо на машине без груза, поскольку на загруженном авто показатель будет не совсем верным.
- Минимальная погрешность измерения будет получена на остывших колесах. В нагретом от движения колесе показатель окажется выше на 15%, а в зимнее время ниже на 10%. Самые правильные замеры можно получить через 3 часа после остановки транспортного средства.
- Цифровые приборы нередко выдают результат в момент отсоединения от ниппеля. Пользуясь такими устройствами, следует учитывать самые последний результат замеров.
Не следует пренебрегать покупкой манометра, поскольку давление воздуха в автомобильных шинах необходимо держать под контролем. Опасность представляют как спущенные, так и сильно перекачанные колеса. Если вы выбираете, где купить манометр, следует отдать предпочтение надежным поставщикам, которые напрямую сотрудничают с производителями.
Интереснейшие публикации иркутских СМИ — в соцсетях: FaceBook, ВКонтакте, Одноклассники, Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:
Типы манометров, их преимущества и недостатки
На сегодняшний день производители измерительной техники предлагают разные типы устройств, имеющие разный принцип действия, свои плюсы и минусы. Изучение особенностей каждого из них поможет купить манометр давления, идеально отвечающий всем требованиям автовладельца.
Механические приборы. Самый простой и привычный для автовладельцев со стажем прибор оснащен круглым циферблатом со шкалой, на которой стрелка указывает реальное давление в момент измерения. Устройство, несмотря на простоту, обладает высокой точностью измерения, надежно, имеет отличные эксплуатационные характеристики. Механический манометр имеет бюджетную стоимость и длительный срок службы.
К недостаткам следует отнести повышенную чувствительность к влаге. На проверку давления во всех четырех колесах потребуется некоторое время. Некоторые автолюбители отмечают сложность прочтения показателей на шкале.
В линейке механических манометров имеются устройства, снабженные выпускным клапаном. Рекомендуется отдать предпочтение именно таким вариантом, поскольку клапан позволит спустить воздух из перекачанного колеса до нужного уровня без лишних манипуляций.
Реечные манометры. Подобные устройства не так часто встречаются в автомобилях или гаражах российских автовладельцев. Внешне прибор похож на ручку, а в его основе используется пружина цилиндрической формы. Реечные приборы надежны, дают точные показания, отличаются низкой стоимостью.
К минусам данного устройства следует отнести некоторые неудобства в эксплуатации и хрупкую конструкцию. Именно по этим причинам реечный тип не очень востребован в повседневной жизни.
Электронные приборы. На сегодняшний день электроника активно вытесняет привычную всем механику. К достоинствам электронных устройств относят:
- отсутствие погрешности при измерениях;
- удобство и высокую скорость замеров;
- дополнительные функции у некоторых моделей.
Электронные манометры востребованы у водителей, несмотря на их сравнительно высокую цену.
К недостаткам прибора справедливости ради следует отнести негативное влияние минусовых температур на точность измерения. Именно это обстоятельство настораживает многих автолюбителей при выборе нового манометра, поскольку не всегда есть возможность провести измерения давления воздуха в шинах в теплом боксе.
Как правильно подобрать манометр. Основные параметры. На что важно обратить внимание при покупке?
Манометр подбирают к конкретной системе с учетом целого комплекса норм.
П араметры, которые следует оценить при покупке манометра.
1.Диапазон измерения – один из важнейших критериев при выборе манометра.
Существует стандартный ряд давлений для манометров, согласно которому нужно выбирать соответствующее. Со стандартным рядом давлений можно ознакомиться в ГОСТ 2405-88. Приборы с верхним пределом измерений до 40 кПа включительно (до 4000 кгс/м2 включительно) относятся к напоромерам, тягомерам и тягонапоромерам, а от 60 кПа (от 0,6 кгс/см2) — к манометрам, вакуумметрам и мановакуумметрам.
Диапазон показаний (записи) прибора должен выбираться из табл. 6 ГОСТ 2405-88.
Ряд давлений в Паскаль для вакуумметров, мановакуумметров и манометров согласно ГОСТ 2405-88:
Ряд давлений в кПа:
Ряд давлений в МПа:
Вакуумметры:
.-100 — 0 кПа;
Мановакуумметры:
.-100. 0. 60; 150; 300; 500 кПа;
Мановакуумметры:
.-0,1. 0. 0,9; 1,5; 2,4 МПа;
Манометры:
0 — 60; 100; 160; 250; 400; 600 кПа;
Манометры:
0 — 1; 1,6; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 40; 60; 100; 160 МПа.
Стандарный ряд давлений в Паскаль для тягонапоромеров и напоромеров согласно ГОСТ 2405-88:
Тягонапоромеры:
-1…0. 0,6; 1,5/-1,25…0. 1,25/ -1,5…0. 1; 2,5/-2…0. 2; 4/ -2,5…0. 1,5/-3…0. 3/ -4…0. 2; 6/-5…0. 5/ -6…0. 4; 10/ -8…0. 8/-10…0. 6; 15/ -12,5…0. 12,5/-15…0. 10/ -20…0. 20 кПа;
Напоромеры:
0 — 1,6; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 40 кПа.
Диапазон измерений избыточного давления должен быть от 0 до 100 % или от 25 до 75 % диапазона показаний. Иногда можно услышать рекомендацию о выборе давления в диапазоне от 1/3 до 2/3 шкалы. Если вы возьмете прибор на слишком высокое давление, и будете снимать показания от 0 до 25 % шкалы, то увеличится погрешность снятия показаний. Если прибор будет работать в диапазоне от 75 до 100 % своей шкалы, то механизм будет находиться в постоянной перегрузке и прибор быстро выйдет из строя.
Для примера можно пользоваться следующей простой формулой. К Вашему рабочему давлению в системе, необходимо прибавить 30% и взять следующее по порядку давление из стандартного ряда
по ГОСТ 2405-88 .
Допустим у вас в системе рабочее давление 2 Мпа. 2+30% = 2,6 Мпа, следующее порядковое значение по стандартному ряду это 4 Мпа. В данном случае такая шкала будет предпочтительней.
Очень важно при покупке манометра определиться не только с давлением, но и с единицами измерения. В Международной системе единиц физических величин (СИ) давление измеряется в паскалях
Паскаль равен давлению, вызываемому силой, равной одному ньютону, равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности , площадью один квадратный метр
В Международной системе единиц физических величин (СИ) давление измеряется в паскалях. Паскаль равен давлению, вызываемому силой, равной одному ньютону, равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности , площадью один квадратный метр.
На каких огнетушителях установлен манометр?
Согласно СП 9.13130.2009 и Общим техническим требованиям к огнетушащим средствам датчик Р устанавливается на перезаряжаемых моделях закачного типа:
- порошковых;
- воздушно-пенных;
- эмульсионных;
- углекислотных.
Представители пожарного надзора не имеют права требовать от руководства компании наличия в помещении пожарного инвентаря с датчиком.
Наиболее востребованные средства огнетушения с манометром – порошковые. Они используются в школах, детских садах, больницах и других общественных местах. Ручные малогабаритные модели применяются для борьбы с возгораниями в автомобилях.
Инструкция по расчету
Разница высоты между уровнями жидкости рассчитывается по формуле:
h = (Рабс – Ратм)/((rж – rатм )g) где: Рабс – абсолютное измеряемое давление. Ратм – атмосферное давление. rж – плотность рабочей жидкости. rатм – плотность окружающей атмосферы. g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2) Показатель высоты рабочей жидкости H складывается из 2-ух составляющих: 1. h1 – понижение столба по сравнению с исходным значением. 2. h2 – повышение столба в другой части трубки в сравнении с исходным уровнем. Показатель rатм в расчетах часто не учитывают, поскольку rж >> rатм. Таким образом, зависимость можно представить как: h = Ризб/(rж g) где: Ризб – избыточное давление измеряемой среды. На основе приведенной формулы, Ризб = hrж g.
Если необходимо измерить давление разряженных газов, применяются измерительные приборы, в которых один из концов герметически запаян, а к другому с помощью подводящих устройств подключают вакуумметрическое давление. Конструкция показана на схеме:
Схема жидкостного вакуумметра абсолютного давления
Для таких приборов применяется формула: h = (Ратм – Рабс)/(rж g).
Давление в запаянном торце трубки равно нулю. При наличии в нем воздуха расчеты вакуумметрического избыточного давления выполняются как: Ратм – Рабс = Ризб – hrж g.
Если воздух в запаянном конце откачан, и давление противодействия Ратм = 0, то: Рабс= hrж g.
Конструкции, в которых воздух в запаянном конце откачивается и перед заполнением вакууммируется, подходят для применения в качестве барометров. Фиксация разницы высоты столба в запаянной части позволяет произвести точные расчеты барометрического давления.
Общая классификация манометров
В зависимости от вида приборы делят на:
- общетехнические;
- технические;
- электроконтактные;
- специального назначения.
Учитывая востребованность прибора, их классифицируют и по назначению на:
- судовые;
- самопишущие;
- виброустойчивые;
- специализированные устройства.
Общетехнические приборы востребованы в различных отраслях производства, они универсальны и устойчивы к сильной вибрации. Их чаще других моделей применяют в газо- и теплоснабжении, на сложных технологических линиях, в различных машинах и механизмах.
Специальные манометры предназначены для определения степени давления газа (водорода, кислорода, ацетилена и других), причем для каждого газа необходим свой прибор.
Электроконтактные устройства способны воздействовать на измеряемую среду за счет особенностей своей конструкции. Они применяются для пара, газа и различных жидкостей.
Судовые манометры востребованы на морском и речном флоте.
В повседневной жизни чаще всего манометрами пользуются автовладельцы. Прибор необходим для измерения давления воздуха в шинах. Опытные водители хорошо знакомы с этим устройством, а начинающим автовладельцам следует обзавестись им в обязательном порядке, ведь от давления в шинах зависит безопасность эксплуатации любого транспортного средства.
Заключение
Знать о том, что именно измеряет манометр, должен каждый. Практическое назначение бытового манометра — измерение давление в шинах авто или артериального давления человека, например. Более сложные модели приборов используются на производстве.
Манометр — это технически сложный прибор, поэтому для его успешного использования, следует внимательно ознакомиться с его конструктивными особенностями и специфическими требованиями до начала эксплуатации.
Узнать о том, как пользоваться устройством и как оно работает, всегда можно из руководства по эксплуатации, которое должно входить в комплект. Плюсом будет наличие инструкции по эксплуатации на русском языке.