Храм христа спасителя в москве

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками.

Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

Возведение

Августом 1837 года, положили начало возведению будущего храма, в присутствии всех важных лиц государства во главе с царем Николаем Первым.

Но лишь к сентябрю начались полноценные работы, которые длились в течении 44-х лет, использовалось около 15 миллионов царских денег, а чтобы транспортировка стройматериалов была удобнее, выстроили Екатерининский канал.

Самый верх куполов закончили уже через 12 лет, а вот леса разобрали лишь 11 лет спустя. Долгие 2 десятилетия прорабатывалась обработка внутри постройки, ее занимались все знаменитые художники и скульпторы тех лет.

1880 год ознаменовался тем, что в этом году законодательно закрепили имя церкви, назначены духовные лица и причетники, бюджет на годовое обслуживание церкви из бюджета государства.

Следующим годом завершилось обустройство прилегающих территорий и выхода на реку.

Праздничное открытие и освящение Храма произошло в 1883 году в мае, 26 числа. Присутствовали Митрополит Московский Иоанник, в окружении духовных особ и с участием императорствующего Александра Третьего, недавно взошедшего на власть. Были все царственные особы, торжественная процессия прошла из церкви Христа Спасителя до собора Успенского, и назад, со звоном церковных колоколов и фейерверками.

Сразу же отслужили первую службу.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин.

Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу.

Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили.

Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Правила посещения

Церковь является особым местом где следует правильно себя вести.

Рассмотрим основные правила посещения:

Необходимо заранее узнать о предстоящей службе и прийти раньше на 15 – 20 минут до её начала. При опоздании следует проявлять осторожность и не мешать молитве других прихожан.
Мужчины перед входом в православный храм должны снять головной убор.
Женщины должны входить в церковь с покрытой головой. Все святые женщины и даже дева Мария на всех иконах изображены с покрытыми головами.
Перед тем как войти в собор следует отключить средства сотовой связи.
Женщины не должны иметь яркой косметики на лице. Накрашенные губы являются недопустимым поступком.
Одежда прихожан должна быть скромной. Не стоит приходит в церковь в шортах, а также с глубокими декольте.
Нельзя держать руки за спиной или в карманах.
При выходе из церкви необходимо повернуться к алтарю и перекреститься.

Храм Христа Спасителя является для русского народа символом веры, спасения и защиты от внешних врагов. Мы во что бы то ни стало должны уберечь его для потомков.

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Восстановление храма Христа Спасителя

В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.

«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя»,  – рассказывает Владимир Фортунатов.

Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

Восстановление главного кафедрального собора России

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

На территории кафедрального собора есть столовая, конференц-зал и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего «панк-молебна» они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.

  • В каких богов верили на Русидо принятия православия?
  • Александра Коллонтай — секс-символ революции
  • Почему англичане 30 лет не могли раскрыть советского шпиона Кима Филби?
  • Соображать на троих начали как минимум 60 лет назад
  • Гопник в русской истории

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

Новый проект и проклятье игуменьи

После смерти Александра I на трон вступил император Николай I, который прекратил строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга и повелел строить храм на новом месте, неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки. На этом месте располагались старинный Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых. Их разобрали и перенесли в Красное село. По легенде во время переноса церкви игуменья монастыря прокляла это место и сказала, что ни один храм и ни одно другое строение на этом месте не простоит дольше 50 лет.

Торжественная закладка храма состоялась 180 лет назад, в сентябре 1839 года. Строительство шло на казенные деньги, поэтому император сам выбрал проект архитектора Константина Тона. Нынешний храм Христа Спасителя почти полностью повторяет храм, возведенный Тоном.

После революции в первые годы советской власти встал вопрос о сносе собора. Еще в 1922 году будущий лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров предлагал возвести на его месте Дворец Советов. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали. Таким образом, с момента освящения храм простоял 48 лет. Возможно, немалое значение в судьбе храма сыграло его богатейшее убранство, в котором использовали около 20 тонн золота хорошего качества.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя

— 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности

(10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади

— 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Воскрешение

В 90-ые годы прошлого столетия появилось ассоциация возрождения Храма Христа Спасители, и начались разрабатываться планы, эскизы, и собираться денежные пожертвования на воскрешение исторически значимого и православного культурного центра.

Деньги были собраны, можно сказать, всем миром.

И в 1994 году были заложены первые работы по возведению из пепла старинной святыни.

Вид будущего Храма планировалось воссоздать таким же каким он был до снесения — в стиле собора для обетов Господу во славу победы над Наполеоном. Правда многие элементы были заменены или изменены современными художниками и скульпторами, и ценители считают, что новый Храм много уступает в красоте и великолепии своему оригиналу.

Внутренняя отделка осталась в духе памяти сложившим головы в боях за Отчизну 1812 года.

Новое здание собора освятили в середине1996 года, и отслужили первую службу. В канун нового 2000 года, завершенный собор официально открыли для посещений. Торжественные Рождественские службы 2000 года также проводились в новом соборе Москвы.

Первый храм на Воробьевых горах

Указ о возведении собора Москвы был издан Александром Первым в декабре 12-го года XIX столетия.

За 2-х летний промежуток времени проект усовершенствовали и уточнили — планировалось возвести церковь за десятилетие. Состоялся конкурс на лучший эскиз здания, в котором приняли участие все видные архитекторы того времени.

Чтобы его проект был осуществлен, Витбергу пришлось пойти на жертвы — он принял православие.

Устанавливали новую церковь на Воробьевых горах, рядом с загородным дворцом царя.

Казна щедро спонсировала ожидаемый храм — многомилионные средства из бюджета, и многочисленные народные вклады. Закладка первого камня была совершена 12 октября, в 5-ти летие победы над Наполеоном, царь почтил церемонию своим присутствием.

Начальный этап возведения был достаточно быстрым, но под руководством самого Витберга, не умевшего руководить, стройку быстро разворовали.

Прошло 7 лет с начала стройки, а процесс не шел. Средства исчезали, и архитектора с директором судили за растрату.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Блгв. вел. кн. Александра Невского

Обсуждение: 14 комментариев

  1. * * *: 05.12.2008 в 00:00

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС — Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили «Интерфаксу» источники в Русской православной церкви.

  2. р/Б Кирилл:

    05.12.2008 в 00:00

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

  3. Геннадий :

    05.12.2008 в 00:00

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

  4. сергей:

    06.12.2008 в 00:00

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам …В любом случае добро победит зло ,которое они несут уже более 2000 лет

  5. Константин:

    07.12.2008 в 00:00

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран «временно исполняющим обязанности», а мы с вами помним, что это означает…

  6. Serzh:

    18.04.2010 в 00:00

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли — мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся…И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано «Кто в доме хозяин» Делайте выводы Господа!

  7. Радомир:

    11.12.2010 в 00:00

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО. ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ — ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ — ТОРЫ. ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО. МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

  8. Виктор:

    05.12.2011 в 00:00

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили. Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

  9. Торопов Анатолий:

    05.12.2011 в 00:00

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

  10. Роман:

    21.11.2012 в 00:00

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ? Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

  11. Владимир:

    06.04.2014 в 00:00

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

  12. Николай :

    07.09.2015 в 00:00

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

  13. Иван:

    08.01.2016 в 00:00

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

  14. Сергей Байкалов:

    05.07.2016 в 00:00

    с 1917 года в России — антирусская власть. Отсюда все беды.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Стиль и отделка Храма

Новое строение

Церковь, на момент окончания возведения наикрупнейшая в России, вмещает в себя 10 тысяч человек. С высоты видно, что здание выглядит как крест с равными сторонами, ширится на 80 метров. По высоте до самой макушки собор насчитывает 103 м. Стилем выбран старо-русский, в лучших традициях. Государство оказало немалую помощь в процессе возведения церкви. Вся церковь изнутри покрыта изумительной росписью.

Вновь отстроенный ансамбль церковного комплекса Христа Спасителя включает в себя 3 церкви.

Храм «Верхний»— главный в комплексе. В нем находится 3 престола: средний во славу Рождества Христова, 2 по бокам — во славу Николая Чудотворца с одной стороны, и пресвятого Александра Невского — с другой стороны. Святили Храм в 2000 году в мае.

Храм «Нижний» —собор Преображения, возведенный во славу бывшем здесь Алексеевском монастыре для женщин.

У него 3 алтаря: основной во славу Преображения Господа, 2 меньших придела во славу Алексия Божьего и изображение Пресвятой Матери Божьей из Тихвина. Церковь освятили в 1996 году XX века, в августе.

Цокольное пространство было единым, в нем расположилась соборная музейная экспозиция, помещение Церковных собраний, помещение Высшего собрания Церкви, трапезарии, и еще комнаты для хозяйственных целей.

Разрушенная церковь

Архитектор составил эскиз, в котором церковь Христа Спасителя становилась уникальным строением, сочетающим в своем облике традиции классики и элементы древней архитектуры Суздаля и Владимира.

Облик был выполнен с 5-ю главами, симметричные друг другу фасадные стороны, и величественными входами.

Собор был покрыт белейшим штукатурным полотном, поверх украшенным мраморной резью. Сама постройка и прилегающие территории оказались внушительны.

Из истории

В период памятной войны 1812 года стал необходим монументальный собор, олицетворяющий мощь и силу духа России, и генерал российской армии Кикин предложил такой собор.

За основу были взяты древние обычаи возведения церквей для обетов Господу, во хвалу за победы, и памяти сложившим жизни на защите Отечества.

Так, известно, что подобные соборы уже возводились во времена боев на Куликовом поле — храм Рождества Пресвятой Богоматери. Также московский храм Покрова, и церковь Казанской Богоматери у Кремля.