Жилищное законодательство

Оглавление

Жилищное и гражданское законодательство: соотношение

Основная часть жилищного законодательства до 70-х гг. XX в. входило в состав гражданского законодательства, пока не были приняты специальные жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983—1995 гг. жилищное и гражданское законодательство России развивались отдельно друг от друга.

Сегодня ГК РФ содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (главы 18 и 35). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи. Одновременно ГК РФ устанавливает, что жилые помещения их собственники могут предоставлять другим гражданам для проживания на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, при этом ГК РФ «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Вместе с тем в ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства.

Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминаются отдельно гражданское (п. «о» ст. 71) и жилищное (п. «к» ст. 72) законодательство.

Так, в ст. 288 ГК РФ закрепляется, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». В соответствии со ст. 292 ГК РФ «члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом гражданского оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере — это области, регулируемые гражданским законодательством.

Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов регулируются жилищным законодательством. Кроме того, в силу Конституции РФ гражданское и жилищное законодательства имеют различные компетенции.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное (ст. 72 Конституции РФ) — входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и её субъектами.

В статье 672 ГК РФ дается определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наём жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений — это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

К этому договору применимы ст. 674, 675, 678 ГК РФ и некоторые другие. Что касается иных положений ГК РФ, то они «применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством» (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке.

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных
домах и порядке его финансирования

Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фондаСтатья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонтСтатья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонтаСтатья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонтаСтатья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта

Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счетСтатья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозитСтатья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счетаСтатья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету

Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах

Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператораСтатья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператораСтатья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператораСтатья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператораСтатья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператораСтатья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным операторомСтатья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонтаСтатья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператораСтатья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператораСтатья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператораСтатья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора

Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения​Статья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

Особенности взаимодействия международного и отечественного жилищного права

В соответствии с общепринятыми международными принципами права Россия самостоятельно устанавливает внутригосударственные нормы, правила социально-экономической, культурной политики, если они не наносят ущерб мировой безопасности. Это также относится к сфере жилищных правоотношений, которые относятся к ведению РФ и регулируются отечественным законодательством.

РФ имеет право самостоятельно устанавливать внутригосударственные нормы относительно жилищных отношений

При этом данная сфера жизнедеятельности отвечает всем международным соглашениям и принципам, среди которых можно назвать следующие постулаты, утвержденные в Конституции РФ.

  1. Не допускается безосновательное лишение граждан жилья. Этот принцип утверждается 40-й статьей, закрепляющей право каждого на жилище и запрет на его лишение жилья без законного обоснования.
  2. Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилищ и государственную защиту от противоправных посягательств на права собственности.
  3. Гарантия демократического равенства пред законом всех владельцев и нанимателей жилья.

Все это в полной мере соответствует международным принципам уважения и защиты гражданских свобод, равенства всех лиц в своих правах и обязанностях.

Граждане не могут быть лишены жилья безосновательно

Среди международных договоров, затрагивающих проблемы жилищных отношений и признанных Россией, можно назвать такие соглашения.

Соглашение Описание
«Всеобщая декларация прав человека» Рекомендованна ООН к выполнению всеми странами. В Декларации провозглашается неприкосновенность жилища, право каждого человека на достойный уровень жизни, включая жилье, обязанность каждого государства обеспечивать своим гражданам необходимые для жилищных правоотношений условий.
«Пакт о гражданских и политических правах» Утверждает право на неприкосновенность жилищ. Принят к обязательному исполнению каждым членом ООН.
«Пакт об экономических, социальных и культурных правах» Предусматривает право каждого на достойный уровень жизни.
«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» Принятая Советом Европы и одобренная Россией Конвенция, в которой устанавливается право людей на мирное пользование собственностью и провозглашается принцип уважения к жилищу каждого человека.

Существуют определенные международные договоры, в которых оговариваются нюансы жилищных отношений

Согласно 15 статьи Конституции РФ, международные договора и соглашения являются одним из элементов отечественной правовой системы. К ней также относятся общепризнанные международные принципы права. В соответствии с этой нормой основного закона Российская Федерация обязана соблюдать правовые положения о жилищных отношениях, гарантиях социального обеспечения граждан жильем, защите собственности, которые относятся международным правом к обязательным для исполнения.

Жилищным кодексом РФ подтверждается верховенство международного права на территории России. Это означает, что в случае противоречия российских жилищных законов международным договорам данной сферы граждане имеют право действовать согласно международным правилам. Такая норма также позволяет оспаривать в соответствующих судебных инстанциях отдельные положения отечественного законодательства, отстаивать свои жилищные права при различных нарушениях и противоправных действиях со стороны государственных органов власти.

Следует учесть, что, несмотря на приоритетное значение признанных Россией международных договоров, представители компетентных государственных органов не имеют права заключать соглашения, изначально вступающие в противоречие с положениями отечественной Конституции. Подобные договора несут потенциальную угрозу суверенитету и безопасности Российской Федерации. В то же время конституционные положения, российские законы не должны содержать нормы, которые явно противоречат международным правовым и демократическим принципам.

Почему растет квартплата

При этом все специалисты единодушны в том, что отрасль накопила колоссальное количество проблем – построенные в период массового жилищного строительства панельные дома и коммунальные сети сильно изношены, капитальный ремонт не решает принципиальных проблем, благоустройство из года в год повторяет само себя, долги за услуги для неплательщиков продолжают накапливаться, из многих городов уезжают люди, что провоцирует рост тарифов для остающихся.

В мировом рейтинге стоимости коммунальных услуг Россия выглядит достойно, занимая 54-ю позицию и «отставая» от лидеров списка — Германии, Люксембурга и Австрии более чем в два раза. Но при этом и средний доход российской семьи после уплаты налогов отличается от европейцев в 2–3 раза. И плата за коммунальные услуги растет. С 2000 по 2010 год она выросла в 11 раз (при росте цен на энергоносители и воду всего в четыре раза), а за последние пять лет выросла еще на треть. Особенно это стало заметно на фоне замедления роста и спада в экономике — реальные доходы людей стали снижаться, а тарифы продолжили расти, будучи привязанными к инфляции и ценам на газ.

Итогом стал резкий рост долга за коммунальные услуги, который к 2020 году суммарно достиг ₽1,5 трлн, из которых более трети — долг граждан. Подробный рассказ про астрономическую сумму, которую задолжали поставщикам почти 5% россиян, складывается из миллионов историй о людях и семьях, оказавшихся в сложных условиях без возможности из них вырваться. Должники в буквальном смысле уходят в глухую оборону — баррикадируя двери и не впуская судебных приставов, они пишут письма с просьбами президенту страны и наблюдают за тем, как банки списывают с них до 50% пенсий или социальных выплат, порой их единственных доходов. В августе 2020 года на фоне ухудшения экономики Минстрой предложил правительству расширить список льготных категорий, которым государство бы помогало оплачивать часть услуг, однако Минфин категорически отверг такую возможность.

В 2019 году взять под контроль рост тарифов попробовала Федеральная антимонопольная служба — ее руководитель тогда заявил, что россияне уже давно переплачивают за коммунальные услуги почти двукратно, а причиной повышения цен является желание компаний обновлять свою инфрастуктуру за счет собранных денег. Можно сказать, что усиление контроля сработало — рост тарифов замедлился, перейдя в режим индивидуального согласования с федеральным правительством. Это тоже пример того, как решение вопросов в сфере коммунального хозяйства переходит из экономической плоскости в политическую.

Почему же тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут? Эксперты уверяют, что ответов несколько. Во-первых, есть широко известная причина — инфляция. Во-вторых, это, безусловно, рост цен на энергоносители. В-третьих, логично увеличение расходов на ремонт ветшающей инфраструктуры. Но кроме них есть и менее заметные и менее прозрачные факторы — обслуживание банковских займов компаний-поставщиков и содержание профсоюзов работников отрасли.

Внесудебный порядок защиты жилищных прав

Данные вопросы решаются не только в судебном, но и во внесудебном (административном) порядке. Решаются с Администрацией местности, и конечно привлекаются органы опеки и попечительства, прокуратура, если нарушаются права лиц, не достигших 18 лет.

Разрешить спор можно обратившись с письмом или жалобой в администрацию, которая будет рассматривать обращение на заседаниях жилищных споров, (жилищных комиссий), на приеме руководителя органа местной администрации, после которой создаются комиссии, например, признание жилого дома аварийным или иной жилищной проблемы.

После рассмотрения, выносится решение, (ответ) в котором вы получите или положительный, или отрицательный ответ. После отрицательного ответа вы можете обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как правильно составить жалобу по зищите жилищных прав

Защита жилищных прав граждан в судебном порядке

В суд нужно обращаться в исковом порядке. Сторонами дела являются истец (чье право нарушено) и ответчик (лицо, привлекаемое в качестве нарушителя прав истца).

Заявление подается в мировые и в районные (городские) суды в зависимости от цены иска, и от дела. В описательной части истец описывает нарушение своих прав, адрес нахождения, где произошло, и какие обстоятельства были. Далее, нормативная часть, описательная и требования, которые заявитель просит удовлетворить для восстановления его нарушенных жилищных прав.

Истцом должны быть предоставлены доказательства, на которые он будет ссылаться в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального права. Ответчик не лишен возможности опровергать доводы истца и представлять свои доказательства в рамках состязательного и всестороннего судебного разбирательства жилищного дела.

Далее, судом выносится решение, после которого дается один месяц срока для обжалования с моменты вынесения мотивированного решения.

Основные положения

Базовые положения или иначе – принципы жилищного
законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой
статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое
    право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному
в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции
разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять
строительство всеми доступными способами.

Нарушенные жилищные права, согласно положениям ЖК РФ, должны быть восстановлены. Исполнение
этого принципа достигается с помощью гражданско-правовых актов:

  • возврат изначально существовавшего положения (например, аннулирование сделки купли-продажи,
    отмена прекращения регистрации);
  • понуждение к исполнению обязанностей;
  • возмещение убытков.

Действие жилищного законодательства во времени

По общему правилу акты жилищного законодательства вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан данный срок.

Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, т.е. применяются к тем правоотношениям, которые возникли после введения их в действие. Иногда им придается обратная сила, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так,
    предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться
    поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей,
    находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с
    бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на
    капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

История ЖК РФ

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать
Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была
проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение
выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось
приблизительно 4 м2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше:
ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна
обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ
регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г.,
утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой
экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный
Кодекс Российской Федерации.

Федеральные правовые акты жилищной сферы

К основным правовым источникам, регламентирующим различные аспекты области жилищных отношений, относятся следующие законы и нормативные акты федерального значения.

  1. Жилищный кодекс от 2004 года (в ред. 2019 г.).
  2. Положения Гражданского кодекса, регулирующие имущественные права собственности граждан на жилье, порядок оформления сделок по купле, продаже, получение в дар или наследство жилых помещений, условия договорных отношений по аренде жилья. Статьи ГК, определяющие понятие квартиры в качестве объекта собственности, а также регламентируют права на владение помещениями многоквартирных жилых домов, деятельность различных объединений собственников жилой недвижимости.
  3. Различные нормы Земельного кодекса о земельных участках, используемых или предназначенных к застройке объектами жилищного фонда.

  4. Правила и нормы Градостроительного кодекса, обеспечивающие реализацию прав граждан на качественное жилье, инфраструктуру, благоприятную среду места жительства, другие аспекты, связанные со строительством объектов жилой недвижимости.
  5. Статьи КоАП, устанавливающие виды и меру ответственности за совершение различных нарушений правил использования жилья или охраны жилой недвижимости.
  6. Положения закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 1991 года, определяющие принципы, порядок осуществления приватизации жилой недвижимости государственного или муниципального фонда, права граждан при проведении приватизации.
  7. Нормы закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года, закрепляющие процедуру проведения обязательной регистрации прав собственности на жилую недвижимость.

В различных законах можно узнать аспекты жилищных отношений

Помимо этого, различные федеральные законы могут прямо или косвенно регулировать отдельные моменты правоотношений жилищного характера.

Жилищное право и Конституция

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.

Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории РФ

Среди установленных российской Конституцией прав и норм, непосредственно регулирующих отношения жилищного характера, можно выделить следующие статьи:

  • 40-я статья – провозглашает защиту прав каждого человека на жилье, гарантирует реализацию данного права;
  • 27-я статья – гарантирует право на свободный выбор гражданином своего места жительства;
  • 25-я статья – закрепляет нормы о неприкосновенности и защите жилищ.

Статьей 71 регулирование гражданских правоотношений, к которым по своей сути относится жилищная сфера (право каждого на жилье, владение жилой недвижимостью, возможность ею распоряжаться, условия договоров по найму помещений, порядок организации объединений собственников жилья, правил их деятельности), закреплено исключительно за Российской Федерацией.

В Конституции указаны права граждан на жилье, выбор места жительства и проч.

Вместе с тем в 72-й статье предусматривается совместное ведение законодательства в области жилищных отношений как федеративными субъектами, так и РФ. При этом законы федерального значения имеют приоритет над региональными правовыми актами. Если законы или нормативные документы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству, необходимо руководствоваться положениями соответствующего федерального закона. Это правило в полной мере действует по отношению к жилищному праву.

Конституцией утверждена неприкосновенность частной собственности