Приказ минстроя рф от 25.12.2015 n 938/пр

Оглавление

Как получить лицензию

Общий алгоритм действий выглядит так:

1. Готовим заявление о предоставлении лицензии

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности.

Содержание заявления о предоставлении лицензии для ООО

  • лицензируемый вид деятельности;
  • организационно-правовая форма,наименование компании (полное, сокращенное);
  • адрес местонахождения и адрес, по которому будет осуществляться лицензируемая деятельность;
  • ОГРН компании, с указанием адреса ИФНС, проводившей регистрацию;
  • номер телефона и адрес электронной почты компании;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • реквизиты документов – об оплате госпошлины и прилагаемых к заявлению (приложения);
  • подпись руководителя либо лица, наделенного правом действовать от имени компании, печать (при наличии).

Содержание заявления о предоставлении лицензии для ИП

  • лицензируемый вид деятельности;
  • ФИО предпринимателя, данные документа, удостоверяющего личность;
  • адрес места жительства и адрес, по которому будет осуществляться лицензируемая деятельность;
  • ОГРН, с указанием адреса ИФНС, проводившей регистрацию;
  • номер телефона и адрес электронной почты;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • реквизиты документов – об оплате госпошлины и прилагаемых к заявлению (приложения);
  • подпись ИП и печать (при наличии).

К заявлению прилагаются копии документов, перечень которых определяется отдельным положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности. Такие документы подтверждают соответствие компании или ИП лицензионным требованиям.

После подготовки пакета документов составляется опись.

2. Оплачиваем госпошлину

Госпошлина за выдачу лицензии составит 7 500 рублей, если для вида деятельности на который оформляется лицензия, в ст. 333.33 НК РФ не предусмотрен иной размер платежа.

3. Передаем документы в лицензирующий орган

Подготовленные документы предоставляются в уполномоченный государственный орган, в зависимости от вида деятельности, на который требуется лицензия. Перечень федеральных органов занимающихся лицензированием, указан в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957.

Способы передачи документов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (предоставлены не в полном объеме).

Если принято решение о возврате заявления, вам направят уведомление (заказным письмом или в форме электронного документа) о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

4. Получаем лицензию

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после ее подписания и регистрации.

Способы получения – вручается заявителю (представителю) или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, при необходимости и в электронной форме.

Какие документы нужны для переоформления

Получение переоформленной лицензии
осуществляется в порядке, предусмотренном нормами Закона № 218-ФЗ. Основанием
для проведения процедуры является подача документов в адрес ведомства,
выдававшего первоначальный бланк.

Сбор и подготовку документов для
обращения в уполномоченный орган лучше поручить опытному юристу. В этом случае
вы сможете избежать проблем при направлении заявления, существенно ускорите
процедуру рассмотрения документов. Документы для  переоформления лицензии включают:

  • заявление
    по форме, утвержденной лицензирующей службой;
  • исходный
    бланк лицензии, который подлежит переоформлению;
  • документы,
    подтверждающие основания для обращения за переоформлением лицензии;
  • листы
    записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП в отношении заявителя;
  • документы,
    подтверждающие соответствие условиям лицензирования (если происходит смена
    места деятельности, либо в состав лицензии включаются новые работы или услуги);
  • платежное
    поручение, подтверждающее оплату госпошлины.

Документы могут направляться в письменной
форме или электронным обращением. При подаче письменных документов нужно
удостоверить их копии в нотариальной конторе или представить оригиналы. Если
заявитель обращается в электронной форме, все документы заверяются цифровой
подписью предприятия или ИП.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре. 

Что готовит 2021 год

Рассмотренное постановление правительства выдержало семь редакций и, поскольку эпидемиологическая обстановка по-прежнему оставляет желать лучшего, в работе находится восьмая версия данного нормативного акта.

Согласно проекту изменения внесут как в само постановление, так и в приложения к нему. Например, пункт 1 распоряжения в случае утверждения изменений дополнят абзацем следующего содержания:

Аналогично пункт 2 распоряжения в проекте расширен информацией следующего содержания:

Здесь речь идет об аккредитации специалистов на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, сертификации медработников и аккредитации экспертов и организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Какие лицензии продлят

В проекте сформулировано новое приложение № 1(1), содержащее перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев. Среди них:

  • лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
  • договоры водопользования.

Также планируется продлить аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (для экспертов и экспертных организаций, срок действия аккредитации которых истекает в 2021 году) — данные изменения внесут в приложение № 2 к постановлению правительства.

Аналогично проектом предусмотрено продление срока действия квалификационных аттестатов на 10, 7 и 4 месяца, выданных до 31.10.2017, по 31.01.2018 и с 01.02.2018 по 31.05.2018 соответственно.

Требования к аттестации и обучению

Кроме того, лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, готовы допустить к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии:

  • наличия у соискателя документов об образовании по специальности, при условии, что эти документы признаны эквивалентными российским;
  • успешной сдачи соискателя специального экзамена;
  • наличие у соискателя сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Также проект продлевает срок действия результатов обучения по охране труда некоторых работников до 01.03.2021.

Использование «дистанционки»

В новом проекте акцент сделан на заочные каналы коммуникации. Сохраняется преимущество дистанционных форм обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, разрешат удаленное проведение аккредитационных экспертиз в рамках государственной аккредитации образовательных программ и оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации (пп. б п. 17 и пп. б п.18 проекта постановления).

Также могут быть приняты решения о проведении выездных проверок соискателей лицензии при лицензировании различных видов деятельности — от криптографии и космоса до медицины и образования, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.4 проекта).

Дополнительные особенности переоформления

При подтверждении фактов, удостоверяющих
основания для переоформления лицензии, нужно представить ранее действовавшие
документы организации или ИП, вновь полученные свидетельства, выписки и
справки, в которых учтены все изменения.

По стандартной процедуре срок
рассмотрения документов составляет 10 дней. Однако в момент получения
документов лицензирующий орган будет проверять их комплектность. Если
выявляется нехватка каких-либо бланков, выносится решение о приостановке
процедуры, а заявителю предлагается дополнить представленный пакет. Если такое
требование не выполнено, заявление возвращается без рассмотрения.

Если представленные документы не
соответствуют нормам Закона № 99-ФЗ, будет вынесен отказ в переоформлении
лицензии. Такой отказ может быть обжалован, в том числе в судебном порядке.

Если вам нужно заполнить заявление на
переоформление лицензии и подать документы лицензирующий орган, рекомендуем
воспользоваться помощью наших юристов. Мы проконсультируем вас по всем
возникающим вопросам в сфере лицензирования, поможем заполнить все виды бланков
и форм.

Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Все документы для регистрации ИП или ООО за 15 минут
Подготовка документов — рутинная задача. Доверьте её нашему сервису.
Это сэкономит время и защитит от возможных ошибок.

  1. Укажите свои данные в форме, следуя подсказкам.
  2. Программа сформирует верные документы.
  3. Скачайте и распечатайте готовый пакет документов
  4. Это бесплатно и займёт не более 15 минут.

Документы для ИПДокументы для ООО

Документы для ИПДокументы для ООО

Обоснование:

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ) с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).

  • его осуществления по адресу, не указанному в лицензии;
  • выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии;
  • по истечении пятнадцати рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Процедура переоформления лицензии регулируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее — Административный регламент), утвержденным Приказом Минприроды России от 01.07.2016 г. N 379.

Необходимые документы переоформления указаны в п.19 Административного регламента.

Для всех видов деятельности по обращению с отходами необходимо предоставить:

  • заявление о переоформлении лицензии, согласно утвержденной форме;
  • оригинал действующей лицензии;
  • опись документов.

Регистрация заявительных документов, осуществляется соответствующим структурным подразделением территориального органа Росприроднадзора не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления (п.82 Административного регламента).

Территориальный орган Росприроднадзора осуществляет решение:

  • принять и зарегистрировать заявительные документы, необходимые для переоформления лицензии;
  • либо направить в адрес Заявителя письмо об отказе в приеме заявительных документов.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, взимается государственная пошлина в размере 3 500 рублей (абз.3 пп.92 п.1 ст.333_33 НК РФ).

Эксперт Службы поддержки пользователей проекта «Техэксперт: Экология»Гучев Иван Алексеевич

Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Лицензируемые виды деятельности 2019 года

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ

Список всех видов деятельности, лицензируемых в 2019 году, содержится в Федеральном Законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 (с изменениями и дополнениями от 15.04.19 года).

Среди видов деятельности, которые требуют лицензии:

  • любые работы в области шифрования информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • выявление электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищённой от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  • военная техника;
  • гражданское и служебное оружие;
  • боеприпасы и пиротехническая продукция;
  • химическое оружие;
  • взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты;
  • тушение пожаров;
  • средства обеспечения пожарной безопасности;
  • производство лекарств;
  • медицинская техника;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • использование возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов;
  • перевозки водным и морским транспортом пассажиров;
  • перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов;
  • перевозки пассажиров автобусами;
  • перевозки пассажиров и опасных грузов железнодорожным транспортом;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на водном, морском и железнодорожном транспорте;
  • буксировка морским транспортом;
  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности;
  • азартные игры в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная деятельность;
  • частная детективная (сыскная) деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • услуги связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей;
  • использование источников ионизирующего излучения;
  • образовательная деятельность;
  • геодезическая и картографическая деятельность;
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • гидрометеорология и в смежные с ней области;
  • медицинская деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • управление многоквартирными домами;
  • работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
  • производство биомедицинских клеточных продуктов;
  • содержание и использование животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
  • космическая деятельность.

Последний пункт — космическая деятельность — является новым. Добавлен в список он был недавно, в апреле 2019 года. Стоит заметить, что большинство перечисленных направлений требуют значительных финансовых вложений и занимаются ими в основном крупные компании.

Полученная юридическим лицом или ИП лицензия действует бессрочно на всей территории РФ. С 1 июля 2012 года она может предоставляться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Срок переоформления лицензии на взрывопожароопасные и химически опасные объекты

По административному регламенту:

Если рассматривать переоформление лицензии на взрывопожароопасный объект с бюрократической стороны, а именно сколько документы находятся в Ростехнадзоре, составляет 30 или 10 рабочих дней. Но этот срок указан с учетом того, что документы поданы в полном объеме и к ним вопросов у Ростехнадзора нет. Если же вопросы появляются, то срок может быть увеличен еще на 30 дней, которые даются на устранение замечаний. Разберем подробнее откуда берутся 30 и 10 дней, а так же в каких случаях они применяются:

17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

16. В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.

Реальные сроки:

Реальные сроки переоформления лицензии на взрывопожароопасные объекты могут отличатся, от указанных в регламенте в два-три раза. 

Первое — перед подачей документов в Ростехнадзор, их надо собрать и оформить надлежащим порядком, а это не один день оформления и сбора документов. 

Второе — на момент переоформления лицензии, документы по промышленной безопасности должны быть актуальные и оформленные в соответствии с действующими нормами и правилами в промышленной безопасности. Законодательство меняется часто, документ разработанный год назад, в данный момент может быть не актуальным и его необходимо перерабатывать. Документ, не приведенный в соответствие, нельзя подавать в Ростехнадзор, так как будет отказ.

Третье — в Ростехнадзоре придираются и не всегда обоснованно, не сможешь доказать что прав, напишут отказ или письмо с просьбой исправить/донести документы.

Переоформление лицензии пошаговая инструкция

Переоформление лицензии сопровождается подачей комплекта документов, подтверждающих изменение регистрационных или иных данных о лицензиате. Например, в случае реорганизации юрлица в форме преобразования таким основанием является государственная регистрация в ИФНС, получение обновленного листа записи ЕГРЮЛ.

Алгоритм действий лицензиата, которому
нужно переоформить лицензию, состоит из следующих этапов:

  • оформление
    или получение документов, в которых будет указано основание для изменения
    лицензии (например, получение паспорта гражданина-ИП, смена адресных данных, по
    которым осуществляется деятельность);
  • заполнение
    заявления для обращения в уполномоченное ведомство (для различных служб формы
    заявления могут различаться);
  • направление
    заявления в письменной или электронной форме, с указанием оснований для
    переоформления бланка;
  • в
    3-хдневный срок после получения заявки, лицензионный орган направляет заявителю
    уведомление о начале процедуры рассмотрения документов;
  • проверка
    занимает не более 10 дней, а при изменении места осуществления деятельности или
    включения новых видов работ и услуг – не более 30 дней;
  • после
    завершения проверок, заявителю выдается бланк переоформленной лицензии в виде
    письменного или электронного документа;
  • переоформленный
    бланк будет действовать на прежних условиях, за исключением случаев, когда
    заявитель одновременно заявил о включении в лицензию новых видов деятельности.

При переоформлении может возникать множество сложностей и проблем, которые могут повлечь вынесение решений об отказе или приостановке процедуры. Чтобы избежать таких рисков, рекомендуем обратиться за помощью юристов по лицензированию. Эти специалисты помогут провести всю процедуру максимально быстро, в строгом соответствии с законом.

После выдачи переоформленного бланка, организации
и ИП будут продолжать разрешенные направления деятельности по условиям нового
документа. Срок действия лицензии должен продлеваться в виде самостоятельной
процедуры. Поэтому при переоформлении по правилам ст. 18 Закона № 218-ФЗ, срок
действия лицензии не подлежит изменению.

Некоторые неразрешенные проблемы лицензионного переоформления

Несмотря на внесение в нормы о порядке и об основаниях переоформления лицензий изменений Законом № 249-ФЗ, который должен существенно упростить для лицензиатов механизм корректировки лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности, некоторые проблемы законодательного регулирования в этой области все же остались неразрешенными.

Так, до сих пор не содержит конкретного указания на применяемый порядок переоформления лицензий, которые действовали до 3 ноября 2011 года. Между тем, в заключении Правительства РФ на тогда еще проект Закона № 249-ФЗ от 2 марта 2015 года была дана четкая рекомендация по доработке проекта в части внесения изменений в указанную норму. В частности рекомендовалось слова в «подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей» заменить словами «подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона».

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что содержание по существу аналогично содержанию. Поправки в закон эту ситуацию не изменили

Более того, если ранее речь в указанного закона шла обо всех лицензиях (о чем теперь говорится в и ), то теперь речь в ней идет только о лицензиях, действовавших до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ. При этом в рассматриваемой статьи говорится о лицензиях, предоставленных до этого же момента. Таким образом, содержание норм стало еще более сходным.

Представляется, что под «предоставленными лицензиями» в контексте рассматриваемых норм можно понимать те, которые были выданы до 3 ноября 2011 года, но при этом срок действия которых мог истечь, в то время как под «действовавшими» – те, которые были выданы до указанной даты и срок действия которых до этого момента не истек. К такому пониманию норм закона приводит их буквальное толкование.

В содержится, в отличие от этой статьи, указание на то, что предоставленные до вступления в силу упомянутого закона лицензии, которые были переоформлены, действуют бессрочно. Получается, что в отношении действовавших до 3 ноября 2011 года лицензий – то есть тех, которые были также, как и «предоставленные», выданы до вступления закона в силу, но срок их действия до этого момента в отличие от последних не истек, правило о переоформлении с бессрочным действием не должно применяться. При этом основания переоформления и его порядок по этим нормам – одинаковые. Такое нормативное регулирование чревато неоднозначным восприятием и как следствие затруднениями при правоприменении. Обозначенное буквальное прочтение норм закона вступает в некоторое противоречие со здравым смыслом и может поставить лицензиатов – обладателей выданных и действовавших до вступления в силу Закона № 99-ФЗ лицензий в неравное положение с юрлицами или ИП, чьи лицензии были выданы до этого времени, но их срок действия успел истечь

При этом важно понимать, что обозначенная терминологическая разница законодателем не поясняется, но, если предположить ее отсутствие, то существование двух таких норм полностью становится неоправданным, поскольку то же буквальное (или грамматическое) толкование закона приводит к выводу о том, что в понятие «предоставленных лицензий» могут включаться в принципе, как те лицензии, срок действия которых истек, так и те, которые продолжали действовать до вступления Закона № 99-ФЗ в силу (то есть «действовавшие лицензии»). 

Устранение административных барьеров для лицензиатов

Проект закона о внесении изменений в законодательство о лицензировании был внесен в Госдуму еще 22 октября 2014 года, а в первом чтении он был принят 17 марта 2015 года. 11 и 18 июля 2018 года состоялись второе и третье чтения соответственно. Для окончательного принятия поправок законодателям понадобилось более 3 лет.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят закон, изменения направлены на уточнение установленного порядка лицензирования, устранение разночтений и снятие излишних административных барьеров при прохождении процедуры переоформления лицензий. Ранее основная проблема заключалась в том, что при формальном изменении перечня работ или услуг, включенных в тот или иной вид лицензируемой деятельности, предпринимателям (лицензиатам) все равно грозила проверка уполномоченными органами соблюдения всех лицензионных требований и условий по всем адресам мест осуществления деятельности. То есть процедура была аналогичной процедуре получения новой лицензии. Соответственно, к лицензиату предъявлялись требования, как к – например, о предоставлении расширенного пакета документов, предусматривающего, в том числе реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, что могло повлечь для лицензиата непредвиденные затраты на проведение экспертизы промышленной безопасности заполненных по устаревшей форме документов на эксплуатируемые объекты

При этом важно понимать, что за невыполнение в частности указанных требований предусмотрена административная ответственность ()

Таким образом, предприниматели оказывались в неблагоприятном положении, при том, что фактически не совершали правонарушений. Такого рода административные барьеры мешали нормальному ведению их хозяйственной деятельности – то есть реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и лицензируемой, которое закреплено в основном законе государства ().

Теперь, после внесения изменений в , и , лицензиаты должны будут переоформлять лицензии при изменении наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечня соответствующих работ, услуг федеральным законом или подзаконным актом, если такая необходимость будет ими установлена.

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя здесь.

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

Далее предприниматель готовит необходимые документы для лицензирующего органа. Минимальный пакет документов состоит из:

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.