Статья 28.5 коап рф. сроки составления протокола об административном правонарушении

Оглавление

Комментарий к Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса.

В случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, составления его неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

2. Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:

а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса);

б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса);

в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, — протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 Кодекса (ч. 3 ст. 28.5 Кодекса).

3. К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:

1) сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

2) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

3) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

4. В случае, когда выносится определение о назначении административного расследования (например, необходимо произвести экспертизу), протокол составляется только по окончании этого расследования. Срок административного расследования составляет один месяц, но может быть продлен по ходатайству лица, проводящего административное расследование. Общий срок продления административного расследования составляет один месяц, но если дело касается нарушения ПДД, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, может увеличиваться до шести месяцев.

Протокол как процессуальный документ

Для начала стоит разобраться что признается протоколом, когда он составляется и какие юридические последствия влечет. Под протоколом следует понимать базовый процессуальный документ административного законодательства, составляемый специально уполномоченным лицом при обнаружении факта совершения правонарушения, или же при наличии подозрений.  Составление данного протокола не является основанием, чтобы привлечь к ответственности и никаким образом не устанавливает вину водителя. Это всего лишь свидетельство, которое будет использовано в дальнейшем при рассмотрении дела в установленном порядке. Однако после составления документа наступают юридические последствия в виде возбуждения дела об административном правонарушении.

Закон предусматривает, что для вынесения постановления сначала должен быть составлен протокол (но существуют и исключения, о которых будет рассказано далее). Согласно действующим правилам составить протокол может только уполномоченное лицо и при наличии определенных оснований.

К таким можно относить:
  • выявление правонарушения государственным служащим при условии, что рассмотрение дела по данному нарушению находится вне его компетенции (например, когда возможно лишение прав). Такой протокол будет направлен в уполномоченный орган;
  • водитель отказывается от совершенного правонарушения и отрицает свою вину, либо при отказе подписывать вынесенное постановление;
  • при совершении правонарушения лицом, не достигшим возраста 18 лет.

В остальных случаях, когда водитель согласен со своей виной и рассмотрение правонарушения относится к компетенции зафиксировавшего инспектора, может быть сразу составлено постановление с назначением соответствующего наказания. Стоит отметить, что все дела, санкция за которые предусматривает ограничение в праве управления транспортным средством рассматриваются только в судебном порядке.  С того момента, как был составлен протокол, дело считается возбуждённым и подлежит рассмотрению в уполномоченном органе, который обязан принять мотивированное решение.

Условия и порядок составления протокола получили закрепление сразу в нескольких нормативно правовых актах: во-первых, это кодексы процессуального законодательства, а во-вторых – специальные приказы МВД, дающие более точное и практическое толкование. Одним из основных требований для признания протокола об административном правонарушении действительным является соблюдение сроков.

Они закреплены в статьях процессуального законодательства:
  • протокол составляется немедленно после обнаружения факта совершенного нарушения. При этом давность произошедшего не имеет значения (если сроки, закрепленные в законе, не истекли);
  • при наличии необходимости в проведении дополнительного разбирательства срок может быть отложен на 2 дня;
  • в исключительных случаях с разрешения руководителя назначается расследование, сроки проведения которого установлены в отдельной статье. Решение о составлении протокола выносится после проведения расследования.

ВАЖНО !!! Грубое нарушение требований закона при составлении протокола может служить основанием для признания его ничтожным и отказе в привлечении водителя к ответственности (даже если действительно имел место факт совершенного правонарушения). При наличии незначительных нарушений инспектору предоставляется время на их устранение, а если это невозможно, протокол также признается недействительным

Когда составляется?

Такие полномочия имеют представители:

  • органов внутренних дел (полиции), в том числе сотрудники ГИБДД (наиболее частый вариант, особенно для водителей);
  • фискальных (налоговых) служб;
  • органов, специализирующихся на решении задач в сфере гражданской обороны;
  • федеральных органов исполнительной власти, если им были переданы соответствующие полномочия.

Итак, документ может составлять только лицо, имеющее соответствующие полномочия и компетенцию именно на данной территории. Иными словами, сотрудник ГИБДД не имеет подобных полномочий, если вы нарушили некую статью Лесного кодекса и находитесь посреди леса, а не на дороге.

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Место

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным. Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Что учесть при заполнении протокола?

При составлении документа не теряйтесь и постарайтесь сделать следующее:

  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.

Самое главное, не забудьте получить свою копию протокола, подписанную уполномоченным лицом, например, инспектором ГИБДД, иначе позже у него может оказаться некая «альтернативная» версия документа.

Комментарий к ст. 27.2 КоАП

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————

См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Раскрытие понятий «протокол» и «постановление»

Многие путают два таких распространенных понятия, как «протокол» и «постановление». Это разные документы, хотя и имеют ряд общих черт. Главное их различие в том, что протокол просто описывает суть происшествия, учитывая мнение всех сторон. В протоколе не указывается мера наказания.

Постановление уже назначает наказание или штраф за нарушение административного характера. По закону обжаловать можно только постановления. Если участник происшествия с протоколом не согласен, он обязан это зафиксировать в документе. Кроме того, есть другие различия этих документов.

  1. Оба выписываются в случае нарушения правил дорожного движения или другого административного правонарушения.
  2. Протокол может составить любой работник ГИБДД, независимо от звания и полномочий.
  3. При составлении протокола в документ заносятся все детали происшествия и факты, изложенные участниками. Для постановления этого не нужно.
  4. Формы двух документов сильно различаются, а потому внешне их перепутать невозможно.
  5. Протокол составляется сразу на месте происшествия, а срок вынесения постановления об административном правонарушении предусмотрен двумя месяцами. Но в ситуации, когда на месте присутствуют два инспектора ГИБДД, и постановление могут выписать сразу же после протокола.

Кроме того, обязательно следует поставить прочерк во всех пустых и незаполненных графах документа, а также не писать ничего под диктовку инспектора. Желающим правильно провести процедуру обжалования решения сотрудников ГИБДД в судебной инстанции, необходимо четко понимать, чем отличается протокол от постановления, поскольку один из документов можно оспорить, а с другим можно только не согласиться.

Все, что может сделать участник при подписании протокола — отразить свое мнение и отсутствие допроса свидетелей, а также прочие нюансы составления документа. Для обжалования документа, который предусматривает штраф или иное наказание, предусмотрена специальная процедура, а также строго установленные сроки для того, чтобы участник успел подать протест в судебные органы.

Комментарий к ст. 28.1 КоАП

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Комментируемая статья раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

— если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

— достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Частью 4 комментируемой статьи определены действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

— составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП;

— составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

— оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется;

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (с 1 января 2008 г.);

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 (с 1 июля 2008 г.).

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 статьи, связаны с нововведениями, установленными п. 2 и 3 ч. 1 статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст.

28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

Мнение эксперта
Степанов Владислав Васильевич
Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Член коллегии адвокатов.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст.

28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст.

28.8 КоАП РФ).

Статья 28.5. КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Срок между документами

Постановление оформляется после протокола. Период осуществления действия напрямую зависит от длительности разбирательства. Обычно действие осуществляется в течение 2-3 месяцев. Точный срок зависит от серьезности правонарушения. Так, если гражданину выписывается штраф, его нужно оплатить в течение 2 месяцев.

Если у водителя хотят изъять права на управление транспортным средством или применить иное, более суровое наказание, длительность разбирательства может составить 3 месяца. Если итоговый вердикт так и не был вынесен, делопроизводство прекращается. В этой ситуации гражданин может избежать наказания.