Социальная норма жилой площади на одного человека по регионам

Оглавление

Что такое жилая площадь

В общую входит все: комнаты, ванная, туалет, кухня, подсобные помещения по типу кладовок, хотя и в данном случае есть исключения, о которых расскажем ниже. Жилая площадь включает в себя только то, где можно жить.

Кажется, что посчитать площадь просто – измерить все жилые комнаты вдоль и поперек. Но и в этом случае есть нюансы, которые нужно учитывать.

Если в вашем доме или квартире есть ниши высотой больше двух метров, дверные проемы в виде арок и другие нестандартные элементы, необходимо документально определить их назначение – входят они в учитываемую площадь жилья или нет.


Обычно жилую площадь квартиры рассчитывают в следующих случаях:

  1. При подаче заявления на улучшение жилищных условий (как доказательство, что ваша жилплощадь не соответствует нормам).
  2. При освобождении квартиры временными жильцами.
  3. При переселении собственника или арендатора жилья во время капремонта.
  4. При проведении раздела квартиры.
  5. При выселении из квартиры собственника или арендатора.
  6. При определении платы за коммунальные услуги.

В частном доме в рамках общей площади не следует также учитывать подвалы, чердаки, погреб и пр. Кроме того, при расчете общей площади не учитываются различные выступы (камины, печи, портики, пилястры и др.)

Норма проживания на одного человека

Одной универсальной нормы квадратных метров на человека для всех категорий граждан нет. Во всем есть нюансы.

Поэтому необходимо разобраться, какие же нормы существуют на данный момент в России, и в каких условиях ими можно апеллировать:

  1. Учетная норма. В расчет ее берут, когда становится вопрос об улучшении условий проживания семьи или отдельных граждан.
  2. Социальная норма. Данная норма применяется в ситуации, когда человек подает прошение на предоставление субсидии на покупку квартиры или оплаты коммунальных услуг.
  3. Норма предоставления. Данный стандарт учитывают, когда человеку напрямую передают квартиру по договору социального найма. Такое может случиться, если вы потеряли жилье в результате наводнения, землетрясения и т. д., если речь идет о неспособности выплатить проценты по ипотеке и т. д.
  4. Санитарная норма жилья на 1 человека – самая минимальная. Составляет она 6 метров площади и 2,1 метр высоты потолков. Считается, что нарушение санитарной нормы жилой площади на человека ведет к непосредственному вреду физическому здоровью гражданина.

Из всех многочисленных определений и стандартов, сколько положено метров жилой площади на человека, есть общее для всех понятие – социальная норма. Это то, какой метраж необходим для семьи, чтобы ее проживание было комфортным — минимум необходимой жилплощади.


Составляется она, исходя из нескольких критериев:

  1. Сколько членов семьи живет в одной квартире.
  2. Количество свободного жилья в том или ином субъекте.
  3. Тип жилья, где живет семья (квартира, общежитие, дом и т. д.).

Так сколько квадратов положено на человека? Стандартными показателями нормы (м2) на человека в квартире считается 33 метра для проживающего в одиночестве и 42 метра – для двух людей, проживающих вместе (обязательно семья, сожительство не в счет). Норма жилой площади на 1 человека составляет 18 квадратных метров в случае проживания в семье из 3 и более членов.

Норма расчета жилой площади

Нормы расчета жилой площади регулируются:

  • действующим Жилищным кодексом РФ,
  • законодательными актами субъектов РФ,
  • постановлениями муниципальных органов.

Ранее в СССР действовал стандартный размер нормы жилой площади, который составлял 12 м² на одного человека.

Однако согласно действующему ЖК РФ нормы устанавливаются исключительно на региональном или муниципальном уровне.

Исключением является только санитарная норма, которая опосредованно (без упоминания слова «санитарная») установлена в действующей редакции кодекса. Поэтому любые другие сведения об установленных размерах жилплощади со ссылкой на Жилищный кодекс являются устаревшими.

При расчете площади на человека учитывается только размер жилой площади, то есть жилых комнат, занимаемых жильцами. Вспомогательные помещения (кухня, балкон, коридор и др.) в расчет не берутся.

Расчет нормы жилого помещения может понадобиться:

  1. для определения необходимости улучшения обеспечения жильем,
  2. для определения площади предоставляемого жилья в общежитиях и домах маневренного фонда,
  3. для предоставления дополнительной жилплощади отдельным категориям граждан,
  4. при определении прав несовершеннолетних, инвалидов и иных категорий граждан, обладающим правом на льготы.

Следует учитывать, что любые нормы действуют только для государственного или муниципального жилья.

Площадь приватизированных квартир — проблема самих собственников жилых помещений, поэтому к ним жилищные нормы относятся опосредованно.

Комментарий к статье 51 ЖК РФ

1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:

а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости — проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.

5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).

Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.

Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <1>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.

6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.

Особенности норм учета и предоставления в Москве и Санкт-Петербурге

Во всех регионах РФ устанавливаются законы, регламентирующие описанные выше нормы. Для примера, в столице действует закон г. Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей на жилые помещения ». Этот документ закрепляет учетную норму, равную 10 кв. метрам для отдельных квартир. Он же регламентирует норму предоставления, равную 18 кв. метрам на одного человека. Есть в нем и ряд особенностей по предоставлению площадей:

  • 44 кв. метра для семьи из супругов;
  • 50 кв. метров для двух человек в семейных связях, но не супругов;
  • 62 кв. метра для семей из трех членов, двое из которых — супруги;
  • 74 кв. метра для семьи из трех граждан — не супругов;
  • 18 кв. метра на человека для семей из четырех и более членов.

В последней ситуации площадь помещения может быть увеличена в пределах 9 кв. метров. Также москвичам, в семьях которых находятся инвалиды с заболеваниями костно-мышечной системы, предоставляется жилье в специально построенных зданиях. Помещения должны соответствовать предписаниям программы реабилитации.

В Санкт-Петербурге УН жилой площади также 9 кв. метров на человека в отдельных домах и квартирах, 15 кв. метров — для коммуналок. НП регламентируется менее подробно, чем в столице. В 2018 году жителям города полагается 33 кв. метра жилой для проживающих в помещении в одиночестве и 18 кв. метров на гражданина в семьях, включающих двух и более членов.

Выше перечисленные нормы предоставления кв. метров жилья касаются отдельных помещений и коммуналок. Минимальная площадь в общежитиях — 6 кв. метров. Но есть и критерии предоставления рабочего пространства в офисах. Они регулируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 . В частности, работникам, занятым в деятельности с ПК с ЭЛТ мониторами положена рабочая площадь в 6 кв. метров. Если в офисе использует ЖК-монитор, площадь на человека должна равняться 4,5 кв. метрам.

Кого считать нуждающимся в жилом помещении?

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать тех граждан, у которых отсутствует какое-либо право на жилое помещение, а также тех, у кого на каждого пользователя жилого помещения приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления.

Например, в двухкомнатной квартире площадью 44 кв. м. проживают супруги и их трое детей (т.е. всего 5 человек). На каждого члена семьи приходится по 8,8 кв. м. При этом, предположим, что органом местного самоуправления учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв. м. Таким образом, все члены семьи считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 10 кв. м. При этом, не имеет значения, принадлежит ли квартира семье на праве собственности или семья занимает данное жилое помещение на условиях договора социального найма.

При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны:

  • а) малоимущие граждане;
  • б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или указами Президента РФ.

Для определения нуждаемости в жилье не учитываются лица, проживающие в жилом помещении временно

При расчете площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в нем гражданина, не учитываются граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма (ст. 76 ЖК РФ), договора краткосрочного найма (ст. 671 ГК РФ), граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ), а также граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания. Указанные граждане не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, именно поэтому не принимаются в расчет.

Например, в квартире, площадью 33 кв. м. проживают супруги, являющиеся собственниками данного помещения, а также их ребенок как член семьи собственника. В квартире также проживает и зарегистрирован по месту пребывания брат одного из супругов. При установленной органом местного самоуправления учетной норме площади жилого помещения в 10 кв. м., семья не будет признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку брат не приобрел самостоятельного права пользования, а на каждого члена семьи из трех человек (исключая брата) приходится по 11 кв. м., что больше учетной нормы.

Рекомендуем по теме:

Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года)

Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика

Иные нормы предоставления жилых помещений для отдельных категорий граждан

По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Социальное жилье предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры исходя из нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Иные по размеру нормы предоставления могут устанавливаться для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых в соответствии с законодательством жилыми помещениями из государственного жилищного фонда (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50 ЖК РФ).

Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. Как правило, нормами таких законов устанавливается право отдельных категорий лиц на дополнительную общую площадь жилого помещения. В качестве примеров, приведем следующие:

  • Военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командир воинской части; военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации; военнослужащий — преподаватель военной образовательной организации или военного учебного центра при государственной образовательной организации; военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров (ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих»);
  • Герои России имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилья в домах государственного и муниципального, в том числе ведомственного, жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 20 кв. м. (ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 30.12.2020) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);
  • Судьи имеют право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность (ст. 19.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации»);
  • Сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (т.е. принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.), имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел; сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в органах внутренних дел ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров (ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Понятие социальный нормы и порядок ее расчета

Это основное понятие, используемое в процессе определения уровня благоустроенности жизни граждан РФ. Ее применяют при определения суммы субсидий, вскидок или для монетизации оплат по ЖКХ. Окончательный показатель зависит от нескольких показателей:

  • количество человек, проживающих на одной жилплощади;
  • уровень жизни на территории, которая берется в расчет;
  • санитарное состояние жилья и дома;
  • вид предоставляемого или арендованного жилья.

Полезное видео.

На основании этого существуют строго установленные нормы, которые выглядят следующим образом:

  • на одного человека 33 квадратных метра;
  • для семьи из двух человек – 42 квадрата;
  • если семья состоит из трех и более человек, то на каждого жильца требуется 18 квадратных метров.

Возможно превышение норм, но оно может быть незначительным. Если же квадратов не хватает, семья обращается в администрацию с целью постановки на учет по улучшению жилищных условий. Также, семьи с низким уровнем дохода имеют право подать заявление на погашение части коммунальных платежей за счет государства. Особенно актуально стало решение подобного вопроса относительно газа из-за его высокой стоимости.

Учетная норма площади жилого помещения в Московской области

Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м. 

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):

  • Городской округ Балашиха МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
  • Богородский городской округ МО — 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
  • Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
  • Городской округ Власиха МО — не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
  • Волоколамский район МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
  • Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
  • Городской округ Воскресенск МО — 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
  • Городской округ Восход МО —  12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
  • Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО —  10 кв. м. общей площади — для проживающих в отдельных квартирах; — 15 кв. м. общей площади — для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
  • г. Долгопрудный МО — не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
  • Городской округ Клин МО — 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
  • Городской округ Лосино-Петровский МО — 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
  • Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО — 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).

Социальные нормы

Величину метража по социальной норме рассчитывают в случае выделения субсидий на получение жилых помещений или оплаты услуг ЖКХ. Ориентируясь на эти случаи, общей формулировкой является квадратура, допустимая для нормальной жизни граждан и их семей.

Нормы жилого помещения на человека находятся в зависимости от следующих факторов.

  1. Сколько человек в семье.
  2. Региональный уровень обеспеченности людей жильем.
  3. Какая рассматривается недвижимость и вид помещения.

Обычно принимают следующий размер метража, называемый «социальная норма».

  1. Для одного проживающего гражданина — 33 квадратных метра.
  2. Два члена семьи получают 42 квадратных метра.
  3. Размер жилой площади для семьи из 3 членов и более — 18 квадратов на каждого.

При несоответствии жилья таким нормам семья имеет право на ожидание улучшения условий в порядке очереди. Для этого необходимо подготовить требуемый пакет документов и подать его вместе с заявлением. Правила позволяют семьям, имеющим низкий доход, сделать расчет по метражу на получение субсидий по коммунальным платежам. Для этого нужно, чтобы плата ЖКУ являлась большей частью расхода по семейному бюджету. При подаче документов компенсируются траты на часть жилплощади по соц. норме.