Что такое сервитут земельного участка простыми словами

Оглавление

Виды сервитута и их отличия

В зависимости от статуса сторон устанавливаются те или иные виды сервитута. Сторонами процедуры являются:

  1. Обладатель сервитута — лицо, получившее в пользование часть ЗУ. В договоре определяется как Пользователь.
  2. Держатель сервитута — лицо, участком которого уполномочен пользоваться обладатель сервитута. Определяется как Собственник.

Вид обременения зависит от того, кем является обладатель сервитута. Он может действовать:

  • в собственных имущественных интересах как физическое или юридическое лицо;
  • в интересах граждан населённого пункта как должностное лицо, представитель администрации.

Принято выделять две основных его разновидности: частный и публичный. Каждая разновидность может различаться по формам образования.

Частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в индивидуальном порядке путём соглашения между частными лицами либо между владельцем ЗУ и организацией, проводящей специальные работы или установившей на участке свой объект. В отдельных случаях назначается решением суда.

Такое взаимодействие напоминает совместное владение участком или аренду его части. Но эти формы права нельзя путать, по сути они совершенно различны. В случае обременения всегда выявляется причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворения другим.

В остальном сервитут может иметь особенности, связанные с сопутствующими обстоятельствами, а также различаться по форме:

  • в соответствии с категорией земель и их целевым назначением, например, промышленным и сельскохозяйственным;
  • по виду обременения. Например, устанавливается ли сервитут на какой-либо срок или является бессрочным;
  • получает ли собственник за него оплату или нет.

Может возникнуть вопрос, связанный со смыслом добровольного безвозмездного обременения. На первый взгляд это кажется невыгодным для собственника ЗУ. Но ответ прост: зачастую при обработке земель симбиоз интересов собственников может привести к взаимовыгодному сотрудничеству. Например, один владелец участка установил на своей земле водоём. Но чтобы не занимать слишком большую территорию своего надела, он может договориться о том, что его соседи предоставляют ему в пользование часть своих земель безвозмездно, взамен чего получают право пользоваться водоёмом. Таких примеров можно привести достаточно много. Главное, чтобы такие действия и договорённости оформлялись официально, тогда впоследствии не возникнет споров и разногласий, если сменится владелец участка или появятся новые непредусмотренные обстоятельства.

Публичный сервитут

Публичный сервитут отличается тем, что устанавливается по инициативе граждан населённого пункта, обратившихся в местную администрацию с соответствующим ходатайством. Или по усмотрению самой администрации. В отличие от частного обременения, публичная форма может устанавливаться только специальной административной комиссией на открытых публичных слушаниях. По результатам этих слушаний, оформленных протоколом, принимается решение об обременении.

Различается публичный сервитут по следующим формам:

  1. Когда установлен на землях поселений, он называется городским (поселковым).
  2. Если устанавливается в земельных массивах сельхозназначения для прогона скота, прохода к воде и по идентичным причинам, которые невозможно решить без обременения, называется предиальным.

По преимуществу публичный вид пользования участком не предусматривает оплату. Так как он не устанавливается без нужды, и здесь задействованы интересы населения, которому требуется пользоваться частью территории собственника. Например, если территория завода огорожена забором, что лишает граждан тропинки вдоль него, или тротуара возле проезжей части. Такая ситуация может возникнуть и при приватизации рекреационных зон за счёт их перевода в другую категорию, что может лишить население зон отдыха, сквера или парка.

Решение вопроса по публичному сервитуту проходит на слушаниях

Однако по требованию землевладельца оплата может предоставляться в том случае, если после назначения обременения существенно усложнилось пользование землёй. Оплата может поступать от администрации по её решению, принятому на публичных слушаниях. Но п. 7 статьи 23 ЗК РФ, который регулировал установление такой оплаты, утратил силу с 1.04.2015. Поэтому администрация может отказать в оплате. В этом случае оплата может устанавливаться, если собственник выдвинул исковое требование и его удовлетворил суд.

Дополнительные вопросы

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Когда нельзя установить

Единственное исключение – это невозможность эксплуатировать землю по назначению. Тогда используется право на полное отчуждение земли. Собственнику платят компенсацию и получают землю в полное распоряжение.

Но в этом случае речь идёт только об общественном, публичном сервитуте и только о строительстве какого-либо объекта. В других случаях такое изъятие проводиться не может, поскольку право на частную собственность выше, чем необходимость установить ограничения на использование территории.

Основания для возникновения

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Что будет в случае нарушения соглашения

Однако на практике зачастую наблюдается нарушение условий использования сервитута. В этом случае требуется составить акт об этом и заверить его в правоохранительных или контролирующих органах. После этого пострадавшая сторона вправе подать исковое заявление в судебные органы.

Процессе разбирательства суд может принять одно из решений, требующих:

  • расторжения соглашения, что подразумевает прекращение доступа к земельному участку:
  • наложения штрафных санкций на инициатора нарушения исходя из условий заключённого сторонами договора;
  • компенсации потерпевшей стороне за понесённый ею моральный и материальный ущерб.

Видео, рассказывающее о сервитуте:

Соразмерная плата за сервитут

Лицо, получившее право пользования учитывает при соизмерении компенсации следующие факторы:

  1. Размер реальных убытков, то есть рыночной стоимости отчуждаемой площади, из расчёта срока пользования.
  2. Реальный ущерб, который испытывает собственник в виде невозможности использования ЗУ по назначению. А так же, при порче собственного имущества в угоду обременению.
  3. Упущенная выгода. Например – стоимость урожая, который он мог вырастить и реализовать, при обработке этой части надела.

Если владелец ЗУ имеет обязательства перед третьими лицами, компенсация вреда в их сторону так же взимается с держателя сервитута. Соразмерность оплаты может рассматриваться в судебном порядке.

Земельный сервитут нередко оказывается взаимовыгодной формой сотрудничества, предусматривающей варианты решения насущных вопросов для взаимодействующих сторон.

Прекращение действия сервитута

Действие частного сервитута может быть прекращено в таких ситуациях:
  • Владелец земельного надела, на территорию которого был установлен частичный сервитут, требует прекратить его действие, так как в нем нет больше необходимости;
  • Судебный орган вынес постановление о прекращение сервитута, в связи с тем, что дальнейшее действие личного сервитута может стать причиной возникновения затруднений в эксплуатации земли у ее законного владельца;
  • Соглашение об установлении частичного сервитута, подписанное на добровольной основе каждой из сторон;
  • Постановление из судебного органа.

ВНИМАНИЕ !!! Соглашение об установление частичного сервитута не может быть прекращено в том случае, если земельный надел реализуется, так как он все равно считается ограниченной территорией. Поэтому если владелец участка передает права на него иному лицу, то он получает землю уже с имеющимся на ней сервитутом

Для того чтобы узнать, есть ли сервитут на той земле, которую планируется приобрести, потенциальный собственник должен обратиться в Росреестр в письменной форме. Ему будет выдана специальная выписка из государственного реестра, в которой и будет содержаться вся необходимая информация.

Также действие частичного сервитута может быть прекращено по таким причинам:
  • Земельный надел был уничтожен в связи с природными явлениями;
  • Земельный надел был конфискован государством для государственных потребностей;
  • Земельный надел был приобретен лицом, по требованию которого ранее на нем уже был установлен частичный сервитут;
  • Заинтересованное лицо по личной инициативе расстегнуло сервитут;
  • Истек срок соглашение об установлении частичного сервитута.

Когда личный сервитут прекращает свое действие это также фиксируется в государственном органе. На самом соглашении и записи в Росреестре ставится штамп «погашен

  1. Территория расположена на участке лесного фонда и лесополосах, в том случае, если они входят во владения фонда.
  2. Территория расположена на участке водного фонда, относящемуся к общественности, и на котором уже установлено частичное обременение.

Если владельцу территории, на которую заинтересованное лицо хочет установить частичный сервитут, не желает, чтобы это произошло, он может попытаться отстоять свои права в судебном порядке. Он должен доказать в суде, что наложение обременения на его личную территорию станет помехой для осуществления его личных дел. Как правило, суд при решении подобных проблем пытается найти баланс, чтобы каждая из сторон могла сохранить свои права и личные интересы.

На дорогу

В соответствии со ст. 25 ФЗ №257 существует возможность получения земельного участка в полосе отвода автомобильных дорог на условиях публичного или частного сервитута. Установление обременения возможно для целей строительства и последующей эксплуатации объекта дорожного сервиса.

Сервитут на дорогу может быть установлен также для обеспечения проезда или прохода к объекту недвижимости, который находится в собственности. Это допускается, если нет других способов попасть к имуществу.

Если есть сложности с оформлением сервитута на дорогу, обращайтесь к юристу. Только профессионал, имеющий профильное образование и практический опыт, сможет разобраться во всех тонкостях действующего законодательства.

Алгоритм заключения сделки

Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.

Заключение частного сервитута

При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.

Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого. Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя. Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.

Публичный сервитут

Устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного управления или группы лиц. До начала заключения договора проводятся слушания по данному вопросу и простым большинством принимается решение. Собственник может требовать возмещения ущерба за понесенные убытки или недополученную выгоду у государственных органов.

Прекращение действия сервитута

Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.

1.    Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.
2.    Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.
3.    Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.
4.    Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.
5.    Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.
6.    Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.

Практические советы

Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.

1.    Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.
2.    Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.
3.    Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.
4.    Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.
5.    При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.

Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.

Дополнительная информация по теме:

Примеры сервитута


@геоплан40.рф

Данное право часто используется в жизни. Например, житель села Сидоров приватизировал свой земельный пай. По его территории проходит важная просёлочная дорога, которой пользуются жители не только данного села, но и соседних деревень. В этом случае в отношении участка Сидорова будет установлен публичный сервитут. Граждане получат право проходить и проезжать по пролегающей на его территории просёлочной дороге.

Гражданин Петров решил провести электроэнергию на свой дачный участок. Но линия находится далеко и свет необходимо вести через участок гражданина Сидорова. На основании соглашения или судебного решения, Петров может получить право провести электропровода через участок Сидорова.

Особенности применения сервитута

С помощью сервитута на землю устанавливается определенное обременение в виде ограничений права использования территории третьей стороной.

Порядок, как оформить временное ограничение, регламентируется Земельным Кодексом, предусматривая следующие варианты:

  1. Путем достижения договоренности и добровольного заключения соглашения.
  2. В судебном порядке.
  3. В силу закона.

Действующие правила требуют обязательной государственной регистрации возникшего ограничения, но сам сервитут на землю не подлежит продаже, оформлению в залоговое обеспечение, передаче другим лицам, не владеющим землей.

Потребность в оформлении временного разрешения на пользование соседнего надела возникает, когда владелец земли выдвигает требование предоставить доступ, объясняя это необходимостью выполнения определенных действий в отношении своей собственности.

Закон рассматривает следующие основания для оформления частного сервитута:

  • Обеспечить проход или проезд по земле, принадлежащей другому собственнику.
  • Воспользоваться соседним участком с целью прокладки водопровода, подведения канализационных систем.
  • Организовать подключение электричества путем установки ЛЭП.
  • Обеспечить выполнение иных действий в отношении собственности, которые не могут быть реализованы без доступа через прилегающую территорию.

Юридическим основанием для стандартного установления сервитута служит добровольное соглашение. В случае недостижения взаимопонимания, собственник второго участка вправе обратиться за решением вопроса в судебную инстанцию.

Ограничения

Не всякая земля может стать личным сервитутом.

Нельзя оформить доступ к участку через:

  • лесные участки, лесополосы;
  • водные территории.

В данных ситуациях личный сервитут оформляется только в судебном порядке или по соглашению с государственными органами власти. Лесные участки также можно использовать в качестве сервитута согласно принятых законодательных актов.

Публичный сервитут

В отличие от частного, когда встает вопрос использования земель, оформленных в собственность граждан или организаций, публичный сервитут предполагает вынужденное пользование территорий из государственного или общественного фонда.

При согласовании права используют следующие причины:

  • проведение научных исследований на благо общества или развития науки;
  • использование участка лицами, занимающимися рыболовством или охотой;
  • прогон, выпас;
  • организация прохода к территории или проезда;
  • прокладка коммуникаций.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Границы зон действия публичных сервитутов

Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. размежёван;
  2. поставлен на кадастровый учёт.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.