Сервитут

Оглавление

Установление размера оплаты при публичном сервитуте

При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г. № 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает использование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

Также существует специфический сервитут, который не подлежит государственной регистрации. Так, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

Размер платы также может устанавливаться нормативным актом государственного или муниципального органа власти, установившем сервитут. В случае неустановления такой платы или несогласия с такой платой не запрещено обращение в суд для определения соразмерной и справедливой платы, если права владельца земельного участка существенно нарушаются.

При установлении платы за сервитут необходимо учитывать разницу между сервитутом временным и постоянным. Если сервитут устанавливается на определенный срок, то есть возможность рассчитать убытки, которые будут причинены собственнику за период действия сервитута. Если же сервитут бессрочный, то можно лишь рассчитать убытки, которые будут причиняться собственнику служащей недвижимости за определенные периоды, например, ежемесячно.

Что такое публичный сервитут?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта. Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта. К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Виды сервитутов по законодательству

Какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:

  • частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
  • срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);

Частный сервитут

Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Договор сервитута оформляется письменно и регистрируется в Едином государственном реестре в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.

Публичный сервитут

Процесс установления происходит иным путем. Публичные сервитуты на участок земли устанавливаются законом в случае необходимости удовлетворения интересов государства. Основной причиной установления этого вида является возможность разрешения задач, связанных с обеспечением нужд. Решение об установлении этого вида сервитутов выносится только после общественных слушаний

Они устанавливаются для размещения на нем межевых знаков, а также для изъятия ресурсов, для проведения работ государственной важности, и даже для прогона животных. Продолжительность ограничений соответствует административным условиям

Публичный, как и частный сервитут, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре. Каждая сторона имеет право на помощь судебного исполнителя. Владелец собственности, может подать исковое заявление в суд об установлении соразмерной платы за использование его земли.

О следующих видах много говорить не придется, так как названия говорят обо всем. Срочный и постоянный сервитуты на участок земли. Срочный устанавливается на определенный срок, а в постоянном — срок не указывается.

Разновидности сервитутов

Классификация отношений собственников участков земли и третьих лиц, в пользу которых выполняются описанные юридические действия, даны в ст. 274 Гражданского Кодекса РФ и ст. 23. Земельного Кодекса РФ. Отношения классифицируются по времени и праву пользования.

По периоду пользования (действия)

Может быть срочным и постоянным. Первый вариант используется только на определенное время, необходимое для решения проблемы. Оформляется на указанный срок, по его завершении право пользования землей автоматически снимается. Такой вид сервитутов применяются на период прокладки временных дорог, разовой транспортировки различных грузов и т. д. Второй вариант (постоянный) не имеет ограничений по времени и аннулируется только в случае нарушения условий, прописанных в документах. Чаще всего применяется для прокладки инженерных сетей, но есть варианты обеспечения доступа к геодезическим объектам.

По праву пользования

Устанавливаются в пользу конкретного лица или организации, соглашение делается между владельцем участка и вторым участником (частный сервитут) или в пользу государства, органов самоуправления или группы лиц (публичный сервитут). Владелец участка имеет право требовать оплату за пользование и возмещение ущерба за ухудшение первоначальных характеристик участка, по согласию принимается безвозмездный вариант. В случае наличия неразрешимых споров окончательное решение принимается судебными инстанциями.

Условия публичного сервитута прописаны в п. 2 ст. 23 ЗК РФ и п. 4. ст. 23 ЗК РФ. Часто встречаются ситуации, когда такие ограничения существенно ухудшают использование земельного надела. Соразмерную оплату должны делать органы местного управления, как правило, по времени она не ограничивается. Публичные сервитуты разрешается устанавливать только после проведения общественных слушаний по данному вопросу, заключение договора решает задачи с проездами или проходами к местам общего пользования – сенокосам, водным источникам, прибрежным полосам и т. д. Могут быть городскими (для жителей населенных пунктов), лесными (для общего пользования лесными массивами) и водными.

Вне зависимости от вида соглашения все документы должны регистрироваться в ЕГРН. Право сервитута в обязательном порядке автоматически сохраняется при разделе одного земельного участка на несколько, замене собственника или изменении назначения земли.

Предмет соглашения

•    кадастровый и учетный (при наличии) номер участка, по которому предусматриваются указанные права;
•    полные сведения о сторонах сделки;
•    срок действия сервитута и цели подписания соглашения;
•    права и обязанности сторон, размер и периодичность оплаты.

Рекомендуется предусматривать дополнительные условия, в частности, обязанность одной из сторон провести рекультивацию земель после окончания срока временного пользования.

Для чего нужен расчет стоимости?

Право собственности на недвижимость возникает с даты, когда это право зарегистрировано. Для того, чтобы покупать, продавать, сдавать в аренду любое недвижимое имущество, необходимо иметь документальное подтверждение на владение недвижимости.

Но, даже полное право собственности имеет много существенных ограничений. Этим ограничением и есть сервитут. Правила ограничения и оформления на частную недвижимость указаны в сферах гражданского законодательства, земельного кодекса, иногда водного или лесного законодательства. Причина ограничений в том, чтобы собственники не наносили значительного ущерба природным ресурсам, не нарушались права другого владельца.


Часто это бывает, когда оба собственника соседи по участку, а доступа к своей недвижимости не имеют. Такие ограничения предполагают снижение цены, поэтому оценка за пользование земельным участком, который не принадлежит одной из сторон, связана с установлением компенсации или оплаты за ограничение прав собственника на пользование недвижимостью.

Сервитут не имеет рыночной стоимости, так как не является обособленным предметом продажи, залога или покупки — это оценка убытков и потерь из-за ограничения прав пользования землей в пользу другого лица или группы лиц. Оценочная стоимость — главное условие госрегистрации права собственности, влияет на выплату стоимости использования.

О том, на основании чего рассчитывается плата за пользование сервитутом и как устанавливается график ее внесения, мы рассказывали в отдельном материале.

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке. После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Судебное наложение сервитутов

Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.

Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:

  • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
  • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
  • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
  • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
  • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.

На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.

Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.

Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:

  1. Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
  2. Наличие спора по обременению между соседями.
  3. Обоснованность пользования чужим наделом.
  4. Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
  5. Срок ограничения.

Перед обращением в суд необходимо:

  • составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
  • провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
  • провести оценку стоимости пользования чужим наделом.

Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).

Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.

Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.

От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.

Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.

Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут

29 января 2021

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Запрос) и сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»).

Пунктом 4 СГС «Доходы» определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона — экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.

Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС «Доходы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.

Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.

В соответствии с пунктом 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.

Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами».

Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http//www.minfin.ru.

Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

______________________________

* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Как установить частный сервитут

право собственности на участок

Данный тип обременения устанавливается через заключение между лицами соглашения либо при наличии спора – через суд. Цели соглашения могут быть следующие:

  • обеспечение возможности проезда и передвижения по участку. Например, соседний участок не имеет подъезда, так как окружён водоёмом или непроходимой местностью, но используется для ведения сельского хозяйства. Сосед должен обеспечить не только проход, но и проезд сельскохозяйственной техники;
  • установление доступа к земле для прокладки и последующего обслуживания коммуникаций. Это могут быть трубы для водоснабжения, электрические кабели и так далее;
  • удовлетворение иных потребностей, так или иначе связанных с осуществлением права собственности.

Требовать установления сервитута может лицо с любыми правами на участок, в том числе арендатор, а вот обращаться он должен только к собственнику участка, касательно которого обременение будет устанавливаться.

Чаще всего обременение устанавливается на соседний участок, но в исключительных случаях может касаться и земли, располагающейся рядом с соседними.

Порядок установления обременения следующий:

  1. Заинтересованное лицо обращается к собственнику для переговоров об установлении сервитута. Переговоры могут носить как устный, так и письменный характер.
  2. Стороны заключают соглашение. Документ должен отражать все необходимые данные, начиная от реквизитов сторон и заканчивая размером компенсационных выплат.
  3. Соглашение регистрируется в Росреестре.

Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Независимо от вида сервитута, без государственной регистрации ограничение не будет считаться установленным, так как любая сделка с недвижимостью регистрируется именно в таком порядке. Однако, нотариальное удостоверение не обязательно.

Если договориться не удалось

Заявление подаётся по месту нахождения земельного участка. Иск обязательно должен содержать следующую информацию:

  • реквизиты всех сторон, включая суд;
  • наименование заявления;
  • подтверждение наличие прав заявителя на участок;
  • подтверждение необходимости установления ограничения (наличие препятствий для пользования участком и доказательства этого) и возможные условия ограничения;
  • просьба к суду об установлении ограничения;
  • список приложений.

Скачать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Чаще всего сервитут устанавливается с определением компенсационной выплаты. Её размер рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

К исковому заявлению нужно приложить:

  • документ, подтверждающий личность заявителя, например, паспорт;
  • документы, подтверждающие право на землю, например, выписка из ЕГРН, договор аренды и так далее;
  • кадастровый план;
  • выписка из ЕГРН, содержащая сведения о владельце соседнего участка;
  • расчёт предлагаемой компенсации, если он указывается;
  • доверенность, если от заявителя выступает иное лицо;
  • другие документы, подтверждающие правовую позицию заявителя.

Суд в ходе рассмотрения иска определит возможность и необходимость установления обременения. Для этого заявителю придется доказать, что иначе воспользоваться своим правом он не сможет или иной порядок существенно это усложнит.

После получения на руки судебного решения об установлении сервитута, нужно будет получить его заверенную копию и обратиться с ней в отделение Росреестра для проведения государственной регистрации обременения.