Особенности кирпичных и деревянных домов в русском стиле

Оглавление

Рисунок избы со стороны главного фасада

Вариант изображения дома из бревен (вид спереди) — самый простой, под силу даже младшим школьникам. Фасад избы можно сделать более интересным, если отобразить декоративные резные элементы.

Ветхая избушка

На листе бумаги карандашом рисуют прямоугольник с длинной стороной в основании.

Затем делают набросок крыши в форме треугольника с тупым углом так, чтобы его стороны «свисали» над стенами будущего дома. Основание треугольника можно не прорисовывать. Линии на его вершине пересекаются.

Теперь прорисовывают широкие перекладины крыши. Ластиком удаляют лишние линии. Рисуют невысокий фундамент дома.

По боковым сторонам внутри прямоугольника изображают круглые спилы выступающих бревен.

На следующем этапе необходимо нарисовать 3 окна. На верхней части торцевой стены намечают чердачное окошко квадратной формы и 2 окна прямоугольной формы — внизу. Прорисовывают рамы и декоративные наличники на окнах. На крыше — трубу. На трубе можно прорисовать узор из кирпичей.

В заключении рисунок дополняют деталями. Наносят горизонтальные линии бревен на стену дома. Останется только раскрасить избу.

Рисование фасада избы с резьбой

В центре листа бумаги необходимо нарисовать квадрат. Над ним — острый угол в качестве крыши. В центре квадрата поместить небольшое прямоугольное окно.

Затем добавить основные детали, которые в ходе работы будут обогащены декором:

  • причелины (доски, закрывающие торец конструкции крыши);
  • доска на их стыке;
  • горизонтальный карниз;
  • наличники;
  • ставни на окнах.

Эти элементы необходимо сделать пошире, чтобы было достаточно места для нанесения «резного» узора.

Далее приступают к прорисовке узоров. Для создания гармоничного ансамбля сначала необходимо определиться с его основным элементом. Все детали оформляют в едином стиле. Это может быть круг или ромб.

На горизонтальном карнизе можно изобразить птицу счастья и схематичные цветы. На месте соединения причелин рисуют основной декор. Для его украшения чаще использовали разнообразные круги, символизирующие солнце.

После нанесения узоров, на стене дома прочерчивают горизонтальные линии и по его бокам — ряд из кругов, чтобы отразить бревенчатую конструкцию строения.

С этой же целью по бокам дома рисуют ряд спилов выступающих бревен. На фронтоне, выше украшенного карниза, рисуют вертикальные линии деревянной обшивки.

Как нарисовать красный угол, убранство русской избы для 5 класса, поэтапно?

Окружающий мир. Изо. Рисование. 5 класс. 1-2-3-4 классы.

Как выглядит русская изба изнутри?

Мастер-класс по рисованию интерьера русской избы, видео-урок, части внутри избы.

Рисование избы легко, поэтапное рисование.

Построение избы, построение красного угла в избе, построение внутреннего убранства избы. Примеры работ. На фото рисунок по теме: Красный угол в избе, с образцами, оберегами, рушниками.

Прежде, чем приступить к рисованию, необходимо посмотреть фотографии и рисунки избы, ее убранства, красного угла. Можно ознакомиться с материалами в Интернете, например, чтобы иметь понятие об этом. Красный угол всегда расположен по диагонали с русской печкой, обычно с восточной стороны.

Несколько изображений избы:

Далее на альбомной листе делаем набросок избы так, чтобы изобразить красный угол. Безусловно, на листе рисунок может быть расположен так, как удобно ребенку, хоть по вертикали, хоть по горизонтали. Рисовать начинаем с квадрата, либо с прямоугольника. Рисуем их два (один поменьше внутри большого прямоугольника), чтобы изба получилась объемной. Таким образом:

Рисуем окна, оформляем красный угол образами (он ими и красен!). Можно так же нарисовать русскую печь, стол, лавочки, прялку, детскую колыбель. Эти предметы присутствовали в каждой крестьянской избе. Красиво будет смотреться стол с самоваром и деревянной посудой.

Давайте для начала мы узнаем как выглядит и как рисовать русскую избу снаружи, её внешнее убранство, а потом уже приступим к внутреннему убранству избы. Как нам поэтапно нарисовать русскую избу снаружи, это вы узнаете здесь : как нарисовать окно с узором и наличниками в старину, карандашом, красками. Там вы найдёте поэтапное рисование и объяснение. Вот вам наглядный пример.

Чтобы нарисовать Красный угол убранства русской избы нужно сначала узнать что это такое и где Красный угол располагается в избе. Красный угол — это правый угол избы, в котором находились образа и люди, которые входили в избу, первым делом, всегда смотрели в правый угол и крестились на образа, а после этого уже говорили о своих делах. Рисовать Красный угол нужно начинать с рисования объёмной формы горницы, то есть сделать рисунок в трёхмерной проекции, нарисовать потолок, пол, стены. Затем нужно нарисовать печку, стол, скамью и в правом Красном углу нарисовать образа, украшенные вышитыми рушниками и лампадку. Добавить к рисунку можно различную утварь в виде кринок и горшков, ухват у печки, а так же ещё можно нарисовать люльку для ребёнка, которая подвешена к потолку и ещё можно нарисовать прялку ан которой сучили из кудели шерстяную нить.

Где ставили печь в русской избе

Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы.  Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового.  Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:

Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения. 

Стоимость проектирования и возведения дома

В настоящее время на рынке недвижимости имеется большое количество готовых загородных домов. Проектирование и постройка – более дорогостоящий вариант, при этом у покупателя имеется широкий выбор проектов – от недорогих бюджетных до элитных. Первый параметр, регулирующий стоимость работы– сложность проекта.

Проекты одноэтажных сельских домов классического стиля – самый дешёвый вариант, который предлагают многие строительные компании. В расчёт стоимости основных работ входит закладка фундамента, закупка и доставка строительных материалов, а так же возведение жилого помещения, внутренняя и внешняя отделка.


Проект одноэтажного деревянного дома, предназначенный для сельской местности

Дешёвые варианты строительства

Установка фундамента может по-разному оцениваться строителями, учитывая особенности грунта и климатические особенности определённой местности. Недорогое проектирование деревенских домов подразумевает использование клеёного бруса, который обладает довольно неплохими эксплуатационными характеристиками.

Деревенские дома из профилированной древесины

Таким образом, проекты домов для сельской местности предполагают использование высококачественных брёвен, которые несмотря на простоту конструкции, обеспечивают идеальную шумо и термоизоляцию помещения, защищая его от неблагоприятных воздействий капризной погоды. Массовое внедрение европейских технологий строительства и производства древесины имеет множество плюсов:

  1. Малые сроки возведения жилого здания.
  2. Долгий срок эксплуатации.
  3. Идеальный внешний вид.
  4. Идеальная звуко и термоизоляция.
  5. Высокая стойкость конструкции к воздействию повышенной влажности, солнечных лучей и других неблагоприятных факторов.
  6. Низкая стоимость материала и строительства.


Деревянные сельские дома хорошо подходят для российской зимы

Изба-пятистенка в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Где можно увидеть стоящие рядышком избы разных регионов России: костромскую, вологодскую, смоленскую, архангельскую, пятистенок? Где можно полюбоваться на деревянные чумы и юрты, туэдзи и айлу коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Где ещё вы сможете играючи сравнить кубанскую мазанку с хатами Таврии, Чернигова или Подолья? Только в ЭТНОМИРе, только на уникальной, аутентичной выставке жилищ в натуральную величину!

Традиционный пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.

Изба — вид изнутри

Кроме внешнего убранства избушки, карандашом можно нарисовать и ее внутренние составляющие, сделать обстановку старинного здания.

  1. По мастер-классу для начинающих следует сначала нарисовать все тот же прямоугольник, так как рисовать мы будем только одну часть внутреннего строения избы.
  2. Далее в прямоугольник вносится такой же, но поменьше, чтобы очертить расположение пола, потолка и боковых стен.
  3. Следующим шагом стены разлиновываем таким же образом, как и с наружной стороны избы.
  4. Это должно быть похоже на лесной сруб. Боковые стены так же следует расчертить под бревна.
  5. Потолок и пол будут состоять из досок, поэтому сделаны будут практически таким же образом.
  6. Мебель в избушке будет расставлена параллельно бревнышкам стен.
  7. Дальше приступаем к рисованию русской печи, которая будет расположена в дальней части, и в плотную приблизится к стене.
  8. Для создания контуров печи подойдет бутылка с длинным горлышком, ее нужно будет обвести и добавить прямоугольные плечики.
  9. Кроме печи, в любой русской избе не обойдется без стола, лавки и красного угла.
  10. Стол и лавка будут состоять из прямоугольников и их нарисовать не составит никакого труда.
  11. Красный угол должен обязательно содержать икону, занавесы и полочку, на которую ставятся лампадки.

А на стене можно развесить травы для сушки, для этого рисуется длинная тонкая нить, на которой подвешены букетики травы.

Современное строительство и русские избы

Как и несколько веков назад, русская изба-пятистенок в наше время строится по неизменному принципу и теми же приемами.

Но сохраняются не только старые традиции, а применяется и что-то новое. Например, изменилась конструкция и материал покрытия. Если посмотреть фото избы-пятистенки, построенной в настоящее время, сразу же видно, что в качестве кровельного материала теперь используются современные покрытия. И это правильно: железо, черепица, шифер – более надежные, способные защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно удлиняет срок действия деревянного сооружения. Кроме того, дерево обрабатывается антикоррозийными веществами.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Выбор направления

В интерьерах русских изб и теремов постепенно происходили некоторые перемены, поэтому для начала нужно определиться, стиль какой эпохи вы хотели бы воссоздать. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины прошлого столетия, в которой появилось немало новшеств? А может быть, вам по вкусу более нарядная обстановка старых русских теремов или деревянных помещичьих домов 18-19 веков, когда в деревенский стиль оказались привнесены черты других стилей — классицизма, барокко, модерна? Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.

Горница старорусского дома 16-18 веков. А. М. Васнецов

А это уже конец 19 века. Мир русской усадьбы в живописи С. Жуковского

Красный угол в русской избе

Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:

Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.

Лавка с сундуком в избе

Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.

Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:

  • долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
  • короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
  • кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
  • пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
  • судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
  • коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
  • «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.

Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.

О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.

С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.

Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.

Строительство русской избы

Перед возведением жилища наши предки много времени уделяли поиску подходящего места для строительства. Самым благоприятным участком считалась территория на возвышенности с хорошим освещением. Крайне нежелательно возводить дом на местах бывших захоронений и там, где ранее стояла баня.

Огромное значение имел подбор строительных материалов. Оптимальным вариантом славяне считали бревна из сосны, ели или лиственницы. Но выбрать правильную породу недостаточно. Не менее важен был возраст дерева.

В строительстве нельзя использовать сухие бревна, поскольку они считаются мертвыми. Также для возведения дома не подходили деревья, растущие на краях обочины. Жители Руси именовали и «буйными» и верили, что они способны разрушить сруб.

Выбрав подходящее сырьё, приступали к возведению дома. В современно мире основой любой постройки является фундамент. Избы на Руси чаще всего устанавливали без него.

Очутившись в деревне, незнающий человек, увидев два домика, подумает, что они абсолютно идентичны. На самом деле один может быть на фундаменте, второй на колоннах из дуба.

При сборе избы в качестве основы брали временные подкладки, чтобы в дальнейшем уложить фундамент. Затем устанавливали сруб, являющийся главной конструкцией и представляющий собой прямоугольно уложенные бревна. Один ряд называли венцом.

Бруски соединяли, используя одну из двух методик, распространенных на Руси:

  • В обло (в форме чаши с выступающими краями).
  • В лапу (чистый и ровный угол без выступов).

Для утепления жилья в замковые соединения укладывали мох или паклю изо льна. Также их порой стелили между бревен, чтобы добиться максимального удержания высокой температуры в помещении.

Чем больше в здании венцов, тем выше дом. Первый ряд бревен именовали окладной, для него выбирали самые крупные бруски. Затем шел основной венец (нижняя обвязка), в который врезали лаги, применяемые для укладки пола.

Ряд от основы до оконного проема называли подоконным. Затем шли венцы для окошек. Когда проем заканчивался, укладывали надоконный ряд. Первый из них именуется замыкающий.

Следующий шаг возведения избы – монтаж кровли. Изначально крепили верхнюю обвязку, которая играла роль основы крыши. Она состояла из прогонов и подстропилин, на них устанавливали стропила, являющиеся каркасом кровли. Если планировали установку веранды, то перед монтажом верхних прогонов ставили столбы для террасы.

Далее оставалось закрепить саму кровлю. Главное преимущество подобной крыши заключалось в том, что при появлении испорченных элементов, не нужно было полностью разбирать покрытие. Поврежденная доска заменялась легко и быстро.

На верхушке избы крепили охлупень или конёк. Он не только украшал крышу, но и соединил две части кровли. Его установка помогала исключить риск перекоса дома, поэтому монтаж конька считался одним из основных элементов строительства. Установка охлупеня обозначала скорое окончание зодческих работ.

После кровли приступали к креплению причелин, боковых досок, которые удерживали крышу со всех сторон. Также они выполняли защитную функцию, исключая риск проникновения снега под покрытие.

Это интересно: Екатерина — II (1762-1796)

Рисуем карандашом

Для рисунка карандашом есть свои техники, поэтому в этой части урока мы отдельно рассмотрим, как рисовать русскую избу карандашом. Используйте основы построения из первой части урока, добавляйте детали из воображения, меняйте их местами, главное здесь — изобразить дом при помощи карандаша.

Рисуем общие очертания дома тонкой линией. Обводим линии крыши, как показано на рисунке. Можно сильней давить на карандаш, или накладывать одни штрихи на другие.

Лучше обводить в завершении рисунка, на случай если придется стирать ластиком.

Рисуем окна и брёвна поверх линии стен.

Прорисовываем детали: ставни, трубу, доски и резьбу на срезе бревен. Поверхность брёвен имеет округлую форму, поэтому на стыке между ними образуется тень. Изобразим тень легкой штриховкой.

На выступающей части бревен образуется блик — это место должно остаться светлым. Закрасим повороты брёвен так, чтобы штриховка была немного светлее места тени. Так получится объем.

Теперь завершим рисунок. По такому-же принципу, как показано выше изобразим светотень на окнах, крыше, трубе и других деталях, которые будут в вашем рисунке. Штрихами изобразим небо и траву, — чем ближе к зрителю, тем трава будет реже, и наоборот. Можно экспериментировать, главное, чтобы линии были легкими и уверенными.

Элементы декора

Именно им стоит уделить особенное внимание. Стены в доме стоит украсить иконами в традиционном стиле, картинами, пучками и мешочками трав

Неплохо будут смотреться и чучела диких животных, рога.

На кухне выигрышно будут смотреться самовар, плетеные корзины, салфетки, бочонки и сплетенные в косы пучки лука или чеснока.

Посуду тоже рекомендуется выбирать из естественным материалов, прекрасно подойдет глиняная.

Привнести разнообразие в дом можно прялкой или рыболовными сетями, если домик располагается неподалеку от водоема. На полу замечательно будут смотреться вязаные круглые или самотканые ковры.

Деревенский интерьер пользуется заслуженной популярностью, именно в такой простой обстановке человеку лучше всего удается отдохнуть от городской суеты.

Оформить дом в этом стиле достаточно просто и не дорого, подойдет старая и изготовленная собственными руками, мебель, поделки из природных материалов.

Интерьер

Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска — матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки — сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки — естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь — женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, — все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь — как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал – дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству

Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье – разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома

Внутреннее убранство русской избы (11 фото)

Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство, планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство выработаны на протяжении тысячелетий.

Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас

Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы).

Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники — небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках — расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах — брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, — всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.