«простые регламенты» — помощник создания правильных регламентов ваших бизнес-процессов !бесплатно!

Оглавление

Элементы структуры, содержание правил

Из каких элементов состоит структура правил?

Система законодательных актов не содержит обязательных требований к структуре и содержанию локальных документов организации. Исходя из норм ТК РФ и ряда подзаконных актов выделяются следующие основные структурные элементы ПВТР:

Состав правил

  • Общие положения, которые определяют перечень терминов и понятий, используемых в тексте ПВТР
  • Порядок приема на работу и увольнения сотрудников
  • Права и обязанности сотрудников, которые носят общий характер и распространяют действие на каждого наемного работника
  • Права и обязанности нанимателя
  • Режим времени работы, который носит общий характер и уточняется в условиях конкретного трудового соглашения
  • Время отдыха, которое также носит общий характер для всех работников и регламентирует порядок использования всех видов отдыха
  • Меры взыскания и поощрения, применяемые к сотрудникам
  • Ответственность сторон за нарушение правил или ненадлежащее их исполнение. Содержит не только общие принципы ответственности, но прежде всего регламентирует процедуру привлечения к ответственности с учетом локальных особенностей организации

Данный список нельзя считать исчерпывающим, на стадии подготовки и утверждения правил они могут быть дополнены другими элементами. На практике ПВТР также содержат отдельный раздел, регламентирующий меры по охране труда в организации.

Какие нормы содержат правила

Рассмотрим суть каждого структурного элемента ПВТР с учетом положений, предусмотренных федеральным законодательством.

  • Общие положения. Федеральное законодательство содержит множество юридических терминов, которые применяются как для локального использования во взаимоотношениях работника и работодателя, так и для неограниченного круга субъектов в трудовом праве. Дублировать в правилах все эти термины бессмысленно. Как правило, указываются только понятия, имеющие отношение к людям, работающим в конкретном учреждении.
  • Порядок приема на работу, увольнения сотрудников. Чтобы не дублировать нормы ТК РФ, этот раздел ПВТР содержит точный алгоритм взаимодействия кадровой службы с гражданами, принимаемыми на работу, и с работниками, подлежащими увольнению по любым причинам.

  • Права и обязанности сотрудников. Этот блок ПВТР предусматривает описание общего комплекса прав и обязанностей для лиц, работающих в организации. Они соответствуют нормам Трудового кодекса РФ. Кроме этого, в локальных правилах конкретной организации присутствует перечень прав и обязанностей сотрудников с учетом локальных особенностей (сфера деятельности, режим работы и т.д.). Этот раздел является первоисточником для определения прав и обязанностей каждого конкретного сотрудника в персональном трудовом соглашении.
  • Права и обязанности нанимателя. Наряду с сотрудниками для работодателя прописываются как общие права и обязанности, так и с учетом локальной специфики учреждения.
  • Режим работы. Этот блок содержит не только указание продолжительности рабочего дня в организации (начало и окончание работы сотрудников), но и предусматривает нюансы изменения в зависимости от характера, режима выполняемой работы и допустимые исключения для определенных групп работников. Отметим, что конкретное индивидуальное трудовое соглашение может содержать особые условия режима работы, отличающиеся от положений ПВТР.
  • Время отдыха. Предусматривается как общее для всех работников использование отдыха, так и с учетом специфики отдельных групп, структурных и территориальных подразделений и т.д.
  • Меры взыскания и поощрения, применяемые работодателем. Один из самых важных разделов ПВТР, который напрямую регулирует дисциплину труда в учреждении. Трудовой кодекс РФ содержит ряд статей (191-195), которые определяют исчерпывающий список мер дисциплинарного воздействия и примерный список мер поощрения. В коллективном трудовом договоре и локальных правилах могут быть предусмотрены дополнительные поощрительные меры для работников в зависимости от результатов труда. Также этот раздел детально описывает процедуру применения указанных мер; круг субъектов, к которым эти меры применяются; перечень служб организации, которые уполномочены на применение таких мер.
  • Ответственность работодателя и работника. Определяются конкретные виды ответственности сторон трудовых правоотношений организации за нарушение правил с определением оснований для наступления ответственности и ее пределы в зависимости от ряда условий.

ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕГЛАМЕНТ (СТАНДАРТ, ПОЛОЖЕНИЕ)?

Если компания не предоставила сотрудникам регламентов работы – это означает, что она разрешила им руководствоваться собственными представлениями о том, что надо, а чего не надо делать. Действия же, прописанные в документе, являются для предприятия основополагающими, на основании которых и строится рабочий процесс.

Основной смысл введения регламентов (стандартов, положений) в компании: донести до работников в простой и доступной форме наше видение выполнения конкретных работ и достижения конкретных результатов. Основная цель – задать правила ведения дел на своем рабочем месте.

Особенности для предприятия, магазина

Для классического рабочего дня с 8.00 до 17.00 или с 9.00 до 18.00 предполагается обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 или в другое время. Помимо этого, предусмотрено несколько пятиминутных перерывов, которые нужно устраивать каждый час. Они должны быть направлены на то, чтобы сотрудник отвлекся от основной работы и уделил время собственному отдыху.

Что касается магазина, здесь ситуация выглядит аналогичным образом. Работники должны иметь полноценный обеденный перерыв и небольшие «пятиминутки». Отдых предполагает отсутствие взаимодействия с клиентами и уединение (т. е. должен происходить не в торговом зале, а в административном помещении или в комнате для персонала).

Продолжительность отдыха составляет 5-15 минут в зависимости от вида занятости и направления, в котором функционирует магазин.

Какие разделы необходимо включить в документ при составлении регламента организации

Как правило, устав организации составляется из следующих основных разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Определения, термины, используемые сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Более подробное описание содержания разделов приведено в таблице:

Функция регламентирующего документа (Настоящий регламент определяет систему…).

Сфера его использования: сотрудники организации или объекты, которых касаются правила.

Нормативные акты, на которых основана данная инструкция (если таковые имеются).

Порядок, устанавливающий или отменяющий действие инструкции.

Внесенные поправки и изменения.

Определения, термины, используемые сокращения

Определение терминов, вошедших в текст документа; расшифровка использованных сокращений.

Термины должны располагаться в алфавитном порядке. Каждый из них указывается с новой строки в единственном числе, а определение данного термина пишется через тире. В качестве источников для определений при составлении регламента организации следует использовать государственные стандарты и законодательные акты.

Последовательное описание процесса. Этот раздел лучше разделить на подпункты, каждый из которых определяет очередной этап. В разделе указываются сотрудники, работающие над проектом, описываются их действия и результаты.

Участники процесса несут ответственность за выполнение пунктов инструкции. Уголовная ответственность относится к сложным рабочим процессам, связанным с риском для здоровья и жизни людей.

Прописывается Ф. И. О. сотрудника, назначенного ответственным за контроль над исполнением составленного регламента организации. Могут быть указаны средства контроля.

К числу основных реквизитов, указываемых при составлении регламента, относят:

  • название организации;
  • дату, номер и место составления документа;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст регламента;
  • приложения;
  • визы согласования.

Данные реквизиты оформляются на основании требований ГОСТ Р 6.30-2003.

Самым подходящим вариантом приложения к регламенту будет модель бизнес-процесса, представленная в виде блок-схемы. Возможно изображение таблицы с основными параметрами. При помощи специальных приложений можно создать графическое изображение модели.

Сначала схема может напоминать непонятную композицию из геометрических фигур, но при детальном изучении становится ясно, что схема отображает строгую последовательность действий для выполнения определенных процессов. По сути, на схеме представлен процесс делопроизводства. Изображение схемы бизнес-процесса организации обычно воспринимается людьми легче, чем текстовая документация. На схеме четко прослеживается каждый этап, а также взаимодействие между ними и конечный результат.

На грамотно составленной блок-схеме модели бизнес-процесса о «согласовании проекта документа» отображаются такие важные параметры процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Если новый сотрудник детально рассмотрит эту схему, то он в кратчайшие сроки окажется готов к выполнению необходимых действий на определенном этапе, будет понимать, что от него требуется в ситуации, связанной с данным процессом.

Этапы составления регламента о бюджетировании

Регламент о бюджете составляется в 2 этапа. На каждом из них нужно учесть нюансы, которые могут отразиться не только на дальнейшем процессе исполнения бюджетов, но и на всей системе управления финансами компании.

Этап 1. Подготовка документов
На первом этапе определяются форматы внутрифирменных документов, необходимых для оформления бюджетного процесса: от заявок на платежи по операционной деятельности и заканчивая самими бюджетами (как операционными, так и финансовыми). Сюда же входят правила согласования бюджетов для различных ЦФО. Правила составления и сроки подачи плановых форм и отчетов должны быть понятны всем участникам бюджетного процесса.

ПримерНа крупном промышленном предприятии вели операционные бюджеты, включая бюджет доходов и расходов (далее — БДР), а финансовые бюджеты не составляли. Это было связано с тем, что БДР давал менеджменту важные показатели по маржинальной и чистой прибыли за отчетный период. И на их фоне финансовые бюджеты казались лишним балластом в бюджетном цикле предприятия.
Но когда в компании при наличии прибыли стало не хватать денежных средств, эффективно управлять финансами по одному БДР стало сложно. Так как бюджет не показывал реальный поток «живых» денег в компании. Так возникла необходимость составлять еще и финансовые бюджеты.

Этап 2. Обучение участников бюджетного процесса
После составления операционных и финансовых бюджетов, персонал необходимо научить работать в рамках утвержденного регламента. Без этого не получится эффективно внедрить систему бюджетирования.

ПримерВ центральном офисе крупной торговой компании разработали Положение о бюджетировании. Руководителям филиалов без предварительного обучения прислали заполнить бюджетные формы. Каждый филиал заполнил формы по-своему. Из-за этого не получилось свести достоверную консолидированную отчетность по организации. Внедрить систему бюджетирования удалось только после того, как центральный офис сформировал пробный бюджет, подготовил документы с описанием бюджетного процесса и организовал обучение для специалистов «на местах».

Письменная регламентация бюджетного процесса решает множество организационных вопросов, упрощает внедрение бюджетов и контроль за их исполнением. Положение о бюджетировании необходимо в первую очередь крупным организациям и холдингам, состоящим из нескольких компаний. Это дает общее понимание составления бюджета для нескольких финансовых департаментов и делает их работу стабильной. Если структура компании небольшая либо часто меняется, необходимо прописать в документе все возможные изменения и мотивацию, чтобы сотрудники действовали слаженно и не потеряли интерес к бюджету.

Хотите стать экспертом по бюджетированию на предприятии? Зарегистрируйтесь на онлайн-тренинг по бюджетированию, чтобы по собственному графику научиться эффективно разрабатывать бюджеты для компании любого масштаба.

Тренинг по бюджетированию

Приходилось ли вам составлять положение о бюджетировании?

Пример режима

В идеальном представлении любого работодателя труд всех сотрудников производится строго на благо компании, и каждый из них стремится к продуктивной работе и качественному исполнению своих обязанностей. Но между идеальной картиной и реальным миром существует определенная пропасть.

В офисной жизни, например, всех работников можно разделить на две категории – тех, кто любит трудиться, не покладая рук, и тех, кто постоянно ходит на перекуры. Понятно, что если представители первой группы – инициативные, постоянно ставят перед собой определенные задачи, то обитатели второго мира – ленивые и не имеют энтузиазма.

Рассмотрим организацию труда в такой организации на практическом примере. Для сотрудников, которые исполняют обязанности с использованием компьютера, такие перерывы могут быть 50-90 минут при условии, что рабочий день в офисе равняется 8 часам.

Традиционно данные о таких перерывах присутствуют в рамках нормативных актов организации в виде специального приказа или норм трудового распорядка. Так что в процессе принятия на работу новых сотрудников следует сообщать им о регламенте труда и отдыха, взяв письменное заверение.

Лучше всего прописывать перерывы заранее. Можно строго заняться указанием их периодичности, например, в начале каждого второго часа или сделать эти элементы плавающими. Для того чтобы контролировать время отсутствующего работника, используются различные сервисы учета рабочего времени – от программ, которые установлены на персональный компьютер, до информационных систем корпоративного плана.

Если персонал курит, с ним ситуация обстоит значительно сложнее. Можно ли относить время на перекур к общему числу перерывов или считать отдельно? И каким образом можно предотвратить постоянные отлучки курильщиков?

Борьба с данным явлением насчитывает определенное количество способов. Работодатели порой вводят запрет на курение во время работы, но это вызывает соблазн уйти с территории фирмы на какое-то время. А снижать зарплату только на этом основании – значит нарушать права курящих сотрудников.

Самый оптимальный способ – делать доплату некурящим работникам или продлить рабочий день курящих работников на время перекуров.

Актуальность

Документы могут быть только актуальными. Все остальное — мусор, который должен храниться в архиве «для потомков», без доступа к нему основной массы сотрудников.

Регламент бизнес процесса работает только тогда, когда актуален

Вот очевидно же. Но нет. Я часто наблюдаю обратную ситуацию — существует множество версий документов и никто не знает, какая версия актуальная. Иногда присылают последнюю версию документа, а через какое-то время «самую актуальную» версию. Регламент бизнес процесса и информация в нем должны соответствовать реальной жизни. Вот как в жизни выполняется процесс, так он и должен быть описан в регламенте. Это, кстати, еще одна из причин, по которой регламент должен быть написан простым языком. За ширмой формальных формулировок часто скрывают реальные действия. Поддерживайте регламенты в актуальном состоянии. Изменился процесс — измените документы.

Актуализируйте системно, а не «как попало»

Регламент бизнес процесса должен быть актуализирован в двух случаях: изменился процесс, пришла пора актуализировать документ. У каждого документа есть жизненный цикл, который предполагает периодический пересмотр документа. Это означает, что у каждого регламента должен быть период, в течение которого нужно поднимать документ и проверять на соответствие действительности. Регламенты разных процессов требуют разной периодичности пересмотра. Это может быть несколько лет или несколько недель. Зависит от «оборачиваемости» процесса. За актуализацию регламентов должен отвечать владелец процесса. Информация о том, с какой частотой должна производится актуализация, должна быть заложена в регламент. И да, должен быть график актуализации. И второй момент. Необходимо отладить обратную связь от тех, кто систематически работает с документом. Таким образом, чтобы любое изменение процесса инициировало пересмотр регламента. Это тема для отдельной статьи.

История изменений — обязательная составляющая регламента

Если вы системно работаете с документами, необходимо фиксировать историю изменений. Это позволит понимать, как меняется не документ, а бизнес процесс. С точки зрения планомерного развития нет ничего важнее. Выстроить процессы не просто. Они меняются и это хорошо. Это развитие. И регламент бизнес процесса должен отражать это развитие. Это история. А анализ истории -это залог успешного будущего.

У сотрудников не должно быть доступа к «старым» версиям документов

Знаете, как минимизировать ошибки? Исключить вероятность их возникновения. Если у сотрудников не будет доступа к старым версиям документов, они не допустят ошибку на основании «ну я же не знаю, где написано правильно». Любой документ, с которым работает сотрудник, должен быть только последней версии. Все предыдущие версии должны просто изыматься. Это, кстати, позволяет убрать один из вариантов ухода от ответственности, связанный с вышеуказанным высказыванием.

У процесса и регламента бизнес процесса должен быть один владелец

Да, сам регламент может быть результатом коллективного творчества, но ответственность за его форму, содержание, понимание и актуальность должна лежать на одном человеке — владельце бизнес процесса. Регламент должен быть инструментом всех участников процесса в общем и владельца процесса в частности. Да, документ должен быть согласован с заинтересованными сторонами. Да, это нужно фиксировать. Но ответственность должна лежать только на одном человеке. Иначе регламент не будет работать. Он просто ляжет на полку как формальный, а может, и опасный артефакт.

Порядок разработки, утверждения и введения ПВТР на предприятии

Существует порядок, по которому проходит процедура введения Правил:

  1. Разработка проекта ПВТР.
  2. Предоставление проекта ПВТР на согласование.
  3. Рассмотрение проекта ПВТР представительским органом трудового коллектива.
  4. Обсуждения замечаний и принятие согласованного проекта ПВТР.
  5. Ознакомление с текстом проекта ПВТР всех работников предприятия.
  6. Утверждение ПВТР.
  7. Введение в действие.

Работа над документом начинается с того, что руководитель издаёт приказ специалистам разработать ПВТР в определённые сроки.

Согласование с сотрудниками основных положений

Если на предприятии есть профсоюзный орган, то согласно требованиям ст. 372 ТК РФ, на протяжении пяти дней он направляет ответ в письменном виде о решении принимать Правила или нет. Если в ответе содержится предложение включить новые пункты, руководитель должен это учесть и ввести изменения. Естественно, стоит определить срок, за который представительский орган должен подготовить замечания.

Коллективное рассмотрение и принятие проекта

При обсуждении проекта Правил могут возникнуть спорные моменты, которые заносятся в протокол разногласий. Если руководитель всё-таки утвердил документ, невзирая на несогласие, члены коллектива могут обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Если в результате проверки будет обнаружено подтверждение нарушений, инспектор готовит предписание с требованием отменить незаконно установленные положения Правил.

Проект ПВТР рассматривается на собрании коллектива предприятия

Обычно рассмотрение завершается составлением протокола заседания профсоюза, где указывают все замечания (при необходимости со ссылкой на нарушенные нормативные акты). Представитель трудового коллектива может передать свои замечания просто на отельном листке бумаги формата А4.

Работодатель и представительский орган проводят общее совещание, где обсуждают и согласовывают все спорные моменты. Результаты оформляют протоколом, где фиксируют согласованные варианты положений ПВТР.

Ознакомление сотрудников

После принятия документа все сотрудники должны быть поставлены в известность о введении Правил. Существует несколько основных вариантов ознакомления:

  • размещение на досках объявлений;
  • размещение на сайте предприятия или во внутренней сети работающего сервера;
  • доведение через руководителей структурных подразделений.

Когда Правила уже приняты, каждый член коллектива до приёма на работу должен ознакомиться с официальным расписанием (ст. 65 ТК РФ). Его подпись ставится в специальном учётном журнале или реестре. В некоторых компаниях принято давать расписку, в которой сотрудник излагает своё согласие соблюдать ПВТР. Этот документ хранится в личном деле работника. Если необходимо подтвердить акт ознакомления, документ извлекается оттуда.

Лист ознакомления работников с ПВТР представлен в виде приложения к распорядку

Кем и каким образом утверждаются ПВТР

Для окончательно утверждения проводят собрание трудового коллектива. По результатам обсуждения и голосования составляют протокол, который подписывают избранные председатель и секретарь.

Издание приказа, утверждающего Правила

Когда все разногласия исчерпаны, документ утверждается приказом работодателя и даётся каждому сотруднику на подпись.

Директор на основании протокола собрания трудового коллектива издаёт приказ о введении в действие нового ПВТР. В приказе целесообразно разместить ПВТР во всех подразделениях (офисах, цехах, отделах) предприятия на досках объявлений и изготовить определённое количество экземпляров, ведь по требованию работника ему для ознакомления необходимо будет предоставить отдельный экземпляр.

После того как утверждённый документ одобрен профсоюзом, он должен быть помещён на видное место в административном помещении предприятия.

ПВТР вводятся в действие приказом директора с подписями ответственных лиц

Внесение изменений через приложения

Документ, в котором устанавливаются основные правила внутреннего распорядка, может содержать дополнительные положения, кроме общепринятых. Это могут быть вопросы, регулирующие оплату труда, поощрения или наложение взысканий. Работодателю следует прислушаться к рекомендации о том, что подобные вопросы лучше регламентировать самостоятельными актами. Такой подход облегчит процедуру внесения изменений. Если дополнительные положения вносить в ПВТР, то придётся проходить согласование с профсоюзным органом.

Приложения представляют собой неотъемлемую часть Правил и должны иметь собственное наименование. Следует также указать реквизиты приказа, которым они утверждались. Нумерация приложений сквозная.

Обозначение понятия

В настоящее время слово регламент в зависимости от сферы своего использования и контекста может обозначать такие понятия, как:

  1. Документ, в тексте которого присутствует список и особенности выполнения тех или иных действий, что возлагает конкретный предприниматель на определенную группу людей для выполнения принятого бизнес-проекта. Как правило, при этом обязательно указывается окончательный срок выполнения каждого конкретного шага.
  2. Свод постоянных или временно действующих правил, которые регулируют внутреннюю деятельность парламента, его части или же конкретного депутата государства. Этот документ формируется в соответствии с действующими в стране законами. В первую очередь с теми, которые прописаны в Конституции. Как правило, в парламенте каждого созыва формируются отдельные комитеты, деятельность которых должна быть направлена на проверку соблюдения регламента.
  3. Совокупность всех существующих правил, которые направлены на то, что осуществлять регулировку работы того или иного учреждения, организации или же компании.
  4. Порядок ведения массовых мероприятий. Прежде всего, это касается собраний, организаций, заседаний, конференций или съездом участников представительских органов страны.
  5. Название определенных нормативных актов международного значения.
  6. Документ, цель которого заключается в установке определенных обязательных требований, касающихся объектов технического регулирования.
  7. Тип использующихся в ЕС нормативных актов, который чаще принято называть постановлениями.

 Таким образом, регламент может обозначать большое количество разнообразных документов или же сводов правил.

Нормативная база

Данное время не имеет никакого отношения к рабочему процессу. Более точную длительность этого периода времени регламентирует строго работодатель. В «львиной» доле организаций обед отнимает 1 час, и, поскольку он не является оплачиваемым, может использоваться строго по усмотрению сотрудника.

Если с основным обеденным временем все становится более-менее понятным, то с пятиминутными перерывами дело обстоит сложнее.

Трудно представить ситуацию, в которой офисный работник не исполняет свои должностные обязанности за компьютером. Именно в связи с этим в рамках его рабочего дня существуют определенные «отдушины». В законе рекомендуется, чтобы для предотвращения утомляемости сотрудников, использующих в работе ПК, необходимо обеспечить такой режим, который позволял бы чередовать формат работы.

Если формат и режим таков, что предполагает постоянное взаимодействие с персональным компьютером, то перерывы длительностью 10-15 минут должны быть организованы ежечасно.

Безусловно, делать перерывы нужно для того, чтобы сократить показатель нервно-эмоционального напряжения, расслабить зрительные мышцы и обеспечить борьбу с профессиональными заболеваниями. В качестве облегчающего фактора выступает прогулка по коридору, чашечка чая, общение с коллегами.

Как доставить письмо до адресата

Отправлять официальные письма можно разными способами:

  • Наиболее простой, быстрый и доступный: электронные средства связи. Единственный минус такого пути: послание может легко затеряться, попав, к примеру, в папку «спам». Поэтому этот вариант подходит только в тех случаях, если у отправителя уже существует прямой контакт с получателем (через личные встречи или телефонную связь).
  • Второй способ, также востребованный, более надежный, но затратный по времени: отправка официального письма через Почту России заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой метод гарантирует получение письма адресатом, как и еще один классический метод, по сию пору не утративший актуальности: передача сообщения через факс.

Возможные трудности и распространенные ошибки при составлении

При разработке регламента возникновение сложностей и неточностей обусловлено отсутствием общей формы документа, наличием у отдельных должностей нюансов и особенностей. К распространенным ошибкам составления акта относятся:

  • недостаточная трактовка или неполный список должностных функций и прав — становятся причиной разногласий, неорганизованной и несогласованной деятельности;
  • урезанный перечень госуслуг, нечеткая формулировка их объема;
  • наличие только общих требований к квалификации без пояснений и уточнений.

Во избежание ошибок и неточностей при составлении регламента целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • максимально разграничить типы действий, выполняемых служащими разных должностей;
  • точно распределить функции и права, опираясь на иерархическую структуру организации;
  • обозначить меры ответственности со ссылками на нормативную документацию;
  • конкретизировать показатели, по которым будет оцениваться деятельность служащего;
  • для уточнения и пояснения информации допустимо введение дополнительных положений (например, об обязанностях этико-психологического характера).

Должностной регламент обладает весомой правовой силой и полномочиями. Внедрение документа в организациях выступает важным направлением административной реформы в РФ. Регламентация деятельности госслужащих позволяет повысить ее эффективность за счет увеличения требовательности к результату деятельности, ответственности за нее, связывания показателей труда с его оплатой и премированием.