Кто становится святым

Оглавление

Список святых

На данный момент в этом списке упомянуты далеко не все святые. Периодически он будет пополняться.

Сергий Радонежский

Преподобного Сергия просят об избавлении от гордыни и самомнения. Судьба Сергия Радонежского складывалась чудесным образом. Его родители были людьми православными, соблюдавшими все церковные обычаи. Но младенец превзошел их. Он отказывался сосать молоко матери в постные дни, а также и в другие дни, если мать его вкушала мясо. Все увидели в том особое предзнаменование.

Отроку Варфоломею (первое имя Сергия) никак не давалась грамота. Уже и младший брат его, Петр, выучился читать. А Варфоломею, проводившему дни и ночи над книгою, оставалось лишь терпеть насмешки и горько плакать.

Однажды отец отправил его на поиски жеребят. В лесу Варфоломей встретил молившегося старца-черноризца и поклонился ему. Старцу было по сердцу благочестие маленького мальчика, и он спросил его: «Что тебе нужно?» Тот поведал ему о своем детском горе. Старец отдал Варфоломею частичку святой просфоры, сказав, что теперь он будет знать грамоту так, как никто другой. Варфоломей пригласил старца домой, его родители были ему рады, велели накрыть стол. Перед трапезой все пошли помолиться. Старец дал мальчику книгу и велел читать. Когда же Сергий Радонежский начал читать, все были удивлены, как внятно и четко у него получается. Вскоре он обогнал в учении и учителей своих.

Старец также предсказал необычную судьбу Варфоломею. Преподобный Сергий прославился в земле Русской как скромный и суровый монах, игумен монастыря во имя Святой Троицы. Его ученики основали большое количество монастырей и Троицких храмов в Москве и ближайших землях.

Святые Гурий, Авив и Самон

Самон и Гурий жили в начале V века в Македонской Эдессе, а Авив — в X веке в Эдесской области.

Однажды святые эти совершили чудо. В греческий город Эдессу пришел с завоевателями один готф, и поселился он у благочестивой вдовы, которая скрывала от всех красавицу-дочь. Она боялась за нее. Готф случайно увидел Евфимию (так звали девушку), и стал домогаться ее. Он скрыл, что на родине есть у него жена и дети. Он силою заставил вдову выдать дочь за него замуж и увез ее с собою. Перед тем, как войску уйти, они втроем пошли к раке святых Самона, Гурия и Авива. Несчастная мать поручила им быть заступниками Евфимии на чужой земле.

Евфимия стала рабою для первой жены готфа. Эта злая женщина отравила родившегося у Евфимии младенца. Евфимия заподозрив, что мальчик умер не своей смертью, собрала остатки яда с губ его. Затем она подмешала их в вино своей госпоже, отчего та умерла.

Родственники готфа решили закопать Евфимию живою в одном гробу с госпожой ее. Несчастная женщина молилась Самону, Гурию и Авиву, чтобы они вызволили ее из смрадного и тесного гроба. Они явились ей, и она уснула. А проснулась в городе Эдессе у раки святых Самона, Гурия и Авива.

Иконы этих святых есть далеко не в каждом храме. Но можно приобрести в иконной лавке копию и молиться святым Самону, Гурию и Авиву дома. Эти святые почитаются как устроители праведной семейной жизни. Вы поссорились с мужем и хотите помириться? Вы желаете, чтобы в вашем доме была душевная и теплая атмосфера? Вам кажется, что уходит супружеская гармония? Помолитесь Самону, Гурию и Авиву.

Святые Аникита и Агапит Печерский 

Исцеляют от различных недугов и болезней.

Каждому святому посвящены специальные молитвы и целые акафисты. Тексты их можно купить в книжной лавке храма. И еще, не обязательно читать текст именно по молитвеннику. В молитвенниках встречаются слова, суть которых, можно и не понять. В этом случае, лучше составить текст самому, своими словами. Святые никогда вам не откажут, если ваши просьбы будут искренними, а помыслы чистыми!

Самые почитаемые святые в Православной Церкви

Добродетельные и смиренные христиане, были канонизированы Православной Церковью, являющие собой пример нравственности, находящиеся после завершения своего земного жития в небесном царствии и взывающие в молитвенном прошение к Спасителю за всех греховных людей, ныне живущих на земле.

Все святые Православной Церкви (список наиболее известных):

  • Спиридон Тримифунтский, появился на свет на острове Кипр в деревне Аския, приблизительно в 270 г. Свое же праведное и чистое житие богоугодный провел в повиновении и смирении, исцеляя неизлечимые недуги и тратя весь свой небольшой доход на вспоможение нищим и путника. Скончался Святитель в 348 г. 12 (25 декабря), а мощи его были помещены в городе Керкира в здешнем соборе (о. Корфа, Ионическое море). Икона чудотворца Спиридона Тримифунтского находится у каждого верующего в доме, чтобы святой оберегал и даровал благодать Божию.
  • Блаженная Матрона. Принято считать, что всевышний избрал благодетельницу на служение еще до ее появления на свет, которое произошло в 1881 г. в Тульской губернии, Епифановского уезда в деревне Себино. На протяжении всего своего жития она несла тяжкий крест, проявляя при этом терпеливость, поминовение и смирение. Праведница отошла в мир иной в 1952 г. в апреле месяце 19 числа (2 мая). И по сей день молитвы Матроне об исцелении больного и о всяких нуждах воззносятся многими верующими.
  • Николай Угодник. Один из наиболее почитаемых праведников Православной церковью. Родился приблизительно в 270 г. в римской провинции Ликия (греческая колония Патара). При жизни Чудотворец обрел славу заступника и умиротворителя, а те, кто были ложно осуждены довольно часто находили в нем свое спасение. Скончался Николай Угодник в 345 г. 6 (19) декабря.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что привезти из Иерусалима православным

Вот еще имена святых Православной Церкви, которые образом своей жизни были удостоены канонизации:

  • Серафим Саровский. Родился в Курске, Белгородской губернии в 1754 г. 19 (30) июля в довольно состоятельной семье. Праведник был основателем и завсегдашним заступником Дивеевского женского монастыря и пользовался у мирских людей безграничным уважением. Святитель отошел в мир иной 2 (14) января 1833 г., а мощи его покоятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.
  • Ксения Петербургская. Точно установленной даты появления на свет праведницы доподлинно не известно, однако полагают что появилась она на свет в Санкт-Петербурге в промежутке 1719-1730 г. После ранней кончины своего супруга блаженная избрала нелегкий путь юродства, отзываясь до самой своей кончины только на имя мужа своего. День поминовения богоугодницы приходится на 24 января (6 февраля).

Не все святые известны

Мы знаем святых, которые явлены Богом — это люди, чьи имена мы видим в святцах

Господь акцентирует наше внимание на них, Он как будто говорит: обратите внимание на жизнь этих людей и возьмите их себе в пример. Мы называем их святыми и верим, что они пребывают у Престола Божия, в Царствии Небесном

Но имена, известные нам из святцев, — это только малая часть святых, живших на земле. В Царствии Божием великое множество людей, имён которых мы не знаем — по каким-то причинам они нам не явлены. Возможно, так же не явлены нам и святые, живущие сейчас среди нас.

Нет похожих святых, как нет похожих людей. У каждого из них — свой, индивидуальный путь. Даже если рассмотреть лики святости — те духовные подвиги, которыми святые прославились, — всё равно все разные. Допустим, взять святителей. Казалось бы, все они были в одном сане, но среди них нет одинаковых. И среди преподобных тоже. Более того: если попытаться построить свою жизнь по духовным лекалам какого-то святого, и у нас получится достигнуть положительного результата, это будет наша личная святость.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Благоверные князья Борис и Глеб

Одними же из первых угодников Божиих, канонизированных нашей Церковью, являются святые братья – благоверные князья Борис и Глеб, сыновья святого равноапостольного князя Владимира. Они канонизированы как страстотерпцы, так как приняли насильственную смерть, однако не за имя Христово, а в силу политических амбиций их родного брата Святополка, желавшего сосредоточить великокняжескую власть в своих руках. Святые Борис и Глеб являются примером подлинной любви Христовой: зная о том, что их родной брат хочет убить их, они могли собрать войска для противостояния, однако, не желая, чтобы пролилась еще чья-то кровь в междоусобных войнах, решили пожертвовать своими жизнями ради блага отечества.

Медведь, кормившийся с руки Пламенного

Особо почитаемый в России преподобный Серафим Саровский долго жил в уединении, местом которого избрал приволжские леса.

С детства благочестивый отрок Прохор был отмечен особым покровительством Пресвятой Богородицы, сохранившей ему жизнь при падении со строящейся колокольни. Прохор всегда очень любил молитву и стремился к монашеской жизни. В юности он поступил в Саровский мужской монастырь и принял священнический сан.

Через некоторое время святой решил стать отшельником и ушёл в леса. Около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали птицы и дикие звери.

Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об отшельниках, живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.

Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Отец Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.

«Вот послал мне Господь зверя в утешение!», — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.

Однажды это увидела одна из монахинь, пришедшая к старцу за советом и была поражена чудом. А он сказал ей: «Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (как он смиренно себя называл) медведь служит».

Симеон родился в семье благочестивых людей примерно в начале 17 века

Симеон родился в семье благочестивых людей вне пределов Сибири примерно в начале 17 века. Повзрослев, он уезжает в Сибирь в Верхотурскую область. В то время Верхотурье было известно как торговое место, и там Симеон не смог вы вести спокойную жизнь.

Поэтому он начинает жить в селе Меркушино. Именно это место располагало к богомыслию и отшельническим трудам. Очень часто он ходил по ближайшим деревням и селам для большего уединения с Богом.

В свободное от молитв время, он занимался шитьем шуб. В летнее же время он ловил рыбу. Имя святого становилось все более известным. Он также ходил по домам крестьян и работал у них. Часто ему многое приходилось терпеть, но он сносил все тяготы.

Часто святой не до конца доделывал свою работу, чтобы ему не платили. Многие осуждали его за то, но затем люди поняли, почему он так поступает.


Часто Симеон проводил свое время за молитвой. Летом же ловил рыбу, а зимой шил шубы

Симеон также посещал в селе Меркушино храм во имя Архистратига Михаила. Ко всем он всегда старался относиться с добром. К сожалению, Симеон умер, так и не дожив до старости. Кончина его пришлась примерно на 1642 году. Его тело погребли в селе недалеко от храма.

Краткое житие святого

Святой родился в достаточно обеспеченной семье. Его родители были сильно набожными людьми. Но несмотря на семейные достатки и материальное благополучие Симеон еще с детства решил вести отшельническую жизнь. Так как на то время социальное опрощение и отшельническая жизнь считалась настоящим православным подвигом. Мальчик с детства веровал в Всевышнего и как только немного подрос начал проповедовать православие. После того как его родители умерли он отказался от всего приданного и ушел странствовать.

Он прошел большую часть Урала, но остался жить в деревне Верхотурье. Там он и провел всю свою оставшуюся жизнь. Симеон тщательно скрывал свое происхождение и ежедневно кроме проведения проповедей, он старался максимально помогать людям. В те времена в деревне где святой остановился было много новоприбывших людей, которые никогда не слышали о православии, поэтому святой Верхотурский решил остаться в этой деревне и рассказать всем о Всевышнем и о чудесах, которые он творит.

Умер святой в возрасте 35 лет. Он был похоронен на церковном кладбище. О чудесах, которые творят его мощи узнали спустя 50 лет после его смерти. После чего они были торжественно перенесены в храм.

Благоверные князья Борис и Глеб

Одними же из первых угодников Божиих, канонизированных нашей Церковью, являются святые братья – благоверные князья Борис и Глеб, сыновья святого равноапостольного князя Владимира. Они канонизированы как страстотерпцы, так как приняли насильственную смерть, однако не за имя Христово, а в силу политических амбиций их родного брата Святополка, желавшего сосредоточить великокняжескую власть в своих руках. Святые Борис и Глеб являются примером подлинной любви Христовой: зная о том, что их родной брат хочет убить их, они могли собрать войска для противостояния, однако, не желая, чтобы пролилась еще чья-то кровь в междоусобных войнах, решили пожертвовать своими жизнями ради блага отечества.

В чём заключается святость?

Святость — это вектор движения человеческой жизни. На литургии мы говорим: «Горе имеем сердца». То есть на каком-то определённом этапе жизни человек решает, что главное в его жизни — быть со Христом. Так начинается путь святости. Верующий выбирает это направление и следует ему. Это направление — та черта, которая роднит святых. А далее начинаются различия: кто идёт гладким путём, кто приходит к святости через пустынножительство. Один карабкается по горам, другой уединяется в лесной глуши. Стать святым можно на поле сражения или на царском троне, изучая науки или отказавшись от своего разума, как Христа ради юродивые. Путей сотни, но общее у них одно: направление. Это Христос. Святые хотят быть с Ним.

Объединяет святых преданность Богу и Церкви, а также чистота сердца, потому что без неё невозможно увидеть Бога. Внешность же может быть разной, да и поступки в одних и тех же ситуациях — тоже. Например, святитель Иоанн Златоуст, когда хотел принять монашество, послушался свою маму: она упросила его сначала похоронить её, а потом идти в монахи. А преподобный Феодосий Печерский ушёл в монастырь, не послушав маму — она приезжала к нему и говорила те же самые слова, но он остался в обители. Решения совершенно разные, но и тот, и другой — святые. Они нашли Христа и свою дорогу к Нему. Ещё один пример: Христа ради юродивый — и царь. Василий Блаженный и Николай Второй. Что может быть между ними общего? Первый отказался от своей воли и в этом приобрёл Христа. Второй, когда его подстерегала опасность потерять Христа, предпочёл потерять всё внешнее, но остаться со Христом. И это их объединяет.

Святого не определишь по одежде, манере разговора, образованию. Вот на иконах святая Ксения Петербургская, которая сорок пять лет прожила на улице, а рядом — императрица Александра. На первый взгляд, между ними — пропасть. Наверняка большинство людей признает, что, если женщина следит за собой, красиво одевается, пользуется духами, то она не может быть святой. Но тогда почему среди святых есть императрица Александра и её сестра — преподобномученица Елисавета? Наличие дорогих духов не говорит о том, что человек не может быть святым. У него свой путь, на который его поставил Господь. Но, когда приходит испытание, человеку надо от чего-то отказаться, чтобы остаться со Христом — и он от этого отказывается.

Святая Феврония

Фото: Pravme.ru

Брак с обычной девушкой в ​​народе в 13 веке не считался честью для правителя. Но Муромский князь Петр свое слово сдержал. Феврония вылечила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, посчитав ее происхождение оскорблением. Но Пьетро влюбился в девушку за ее скромность и набожность, а также за ее мудрость, поэтому он отправился с ней в изгнание. Любимая жена была ему дороже муромского престола.

После их отъезда город погрузился в смятение, бояре боролись за власть, налоги увеличились, воцарился беспредел. Божий гнев охватил Мура и бояре помолились о помощи, они отправили к молодоженам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония снова воцарились на престоле Мурома, и их правление, прошедшее под знаком милосердия, доброты и любви к ближнему, стало наречием города, сохранившимся до наших дней.

Петр и Феврония ушли в другой мир через четверть века. За добрые дела они были канонизированы Православной Церковью. И благодаря своей верности и терпению, а также большой взаимной любви они стали прообразом христианского брака и покровителями супругов.

Чудесное спасение из плена великомучеником

Святой великомученик Георгий Победоносец всегда считался покровителем православного воинства и особо почитался военнослужащими.

Святой родился во II веке, в Каппадокии (Малая Азия), в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте, а мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

В юности он поступил на службу в римское войско, где проявил себя мужественным воином и был замечен и приближен императором Диоклитианом.

Император-язычник особенно ненавидел христиан и устроил на них гонения. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов, явился в Сенат и исповедовал себя христианином.

Разгневанный Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика колесовали, засыпали в яме негашёной известью, обували в железные сапоги с гвоздями, били воловьими жилами и подвергали другим пыткам, но святой Георгий каждый раз чудесным образом оказывался исцелён Богом.

Наконец, 23 апреля 303 года святого великомученика Георгия усекли мечом. Но и после смерти его чудеса и подвиги не прекратились, а только усилились. Так, однажды в некоей местности он спас от смерти знатную девицу, убив копьём змия — ужасное чудовище, которому местные жители приносили человеческие жертвы. Этот подвиг изображают на русских копейках и в гербе Москвы.

Но чудеса святого Георгия продолжаются и поныне. Одно из них произошло в начале XX  столетия во время Первой мировой войны, о чём свидетельствовал Георгий Кокцидис из города Драма:

«Мой отец Анастасий Кокцидис родился в 1884 в понтийском селении Язлакиой, располагавшемся в 35 километрах от Амисо (Сампсунты). У него было семеро детей.

В 1914 году была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Русско-турецкой войны.Отец не захотел сражаться за турок против России и вместе с семьёй ушёл в горы. До 1922 года он оставался в партизанском отряде капитана Христоса Авраамидиса.

В Грецию он бежать не успел, был пойман турецкими властями и помещён в одиночную камеру. Он находился в постоянном страхе. Однажды вдруг что-то сверкнуло как молния и послышался какой-то шум.

«Вперёд!» — это были первые слова, которые услышал отец, проснувшись. Перед ним стоял Георгий Победоносец — святой, которого он особо почитал.Отец увидел, что путь перед ним открыт. Так он вышел из лагеря. Вокруг стояла полная тишина. Быстрым шагом отец уже на рассвете достиг населённой местности. Сориентировался и смог найти свою семью.

Папа часто рассказывал о своём спасении и всегда подчёркивал, что всё произошло не во сне, а наяву».

Покровители животных

Скотоводство издавна было одним из важнейших занятий человека. Именно эта деятельность помогла перейти от случайного везения на охоте к запланированному пропитанию. Поэтому люди постоянно заботились о здоровье и производительности своих питомцев.

Здесь мы упомянем православных и католических покровителей животных.

Итак, начнем с птиц. Домашние утки, гуси и прочая летающая живность имеют защитника в лице великомученика Никиты у православных и Мартина из Тура в католицизме.

Голубям покровительствует Дэвид из Уэльса, а лебедям — Гуго Линкольский.

Далее домашний скот. В православии его защитниками считают Георгия Победоносца и Параскеву Пятницу. Католики же такими называют Папу Корнилия, отшельника Онуфрия и Перпетую из Карфагена.

Всем рогатым животным покровительствует Гвидо из Андерлехта.

В православии патроном коз и овец считается Мамант из Кесарии, католики же не считают, что у коз может быть покровитель. Поэтому Георгий Победоносец по их традиции защищает только овец.

Святые в христианстве

Языческое почитание знаменитых людей в христианстве было
заменено почитанием святых, обычаем прибегать к их заступничеству.
Как и герои языческой древности, мученики первых веков
христианства, погибшие за веру, стали покровителями христианских
общин. На их гробницах проводились богослужения. Канонизация как
официальное причисление к лику святых — явление сравнительно
позднее. Восточная церковь не установила четкого порядка
канонизации. Она санкционировалась патриархами, епископами,
соборами, синодами и даже царями. Большинство святых церковного
календаря не были формально канонизированы: их почитание верующими
вначале было стихийным, и лишь после этого их имена вносили в
месяцеслов.

В католической практике канонизации предшествует определенный
процесс, который должен подтвердить достоверность свидетельства о
праведной жизни лица, причисляемого к лику святых, и о чудесах,
совершившихся по его предстательству.

Дни памяти святых обычно связаны с датами их кончины или
прославления. В тех случаях, когда даты были неизвестны, церковь
относила торжество к какому-либо древнему языческому празднику.
Например, день Иоанна Крестителя предназначен был вытеснить
языческий праздник бога Солнца (день Ярилы или Купалы).

Рассматривая данный вопрос в главе «Идолы
в церкви», мы уже видели, что никакого подтверждения
канонизации «святых» в Библии нет. Более того, и апостолы, и
пророки и даже ангелы отказывались от поклонения себе.

Принятие доктрины об абсолютном праве государственной церкви на
истину привело к тяжелым последствиям, в средние века церковь
приговаривала тысячи людей к смерти за несогласие с ее учением.
Церковь наделила себя полномочиями Бога. Решения церковных соборов
также авторитетны для католиков и православных, как и Библия.

Библия указывает на то, что все согрешили и лишены славы Божией,
нет праведного ни одного. Ни один человек не может достичь святости
своими собственными усилиями, святыми в глазах Божиих люди
становятся только тогда, когда, покаявшись перед Господом, верою
принимают Христа как личного Спасителя. В этом случае они открывают
свое сердце Иисусу, преобразуются под воздействием Святого Духа и
святость Иисуса становится также и их святостью.

Таким образом, согласно Библии, все, принявшие Христа верою,
святы: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ
святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего
вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ
Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2:9,
10).

Но как мы уже рассмотрели, с древнейших времен в церковь
проникло учение о спасении делами. По этому учению одной веры в
Иисуса недостаточно, нужны еще и добрые дела человека. Такое учение
крайне опасно, т. к. умаляет жертву Христа на Голгофе, делает ее
недостаточной для спасения. Именно это дало право церкви возводить
в ранг святых за личные заслуги. Как было сказано выше, почитание
героев племени было привычно для язычников, поэтому, вливаясь в
церковь, они не удивлялись необходимости заменить своих героев на
святых и воздавать им почести как полубогам. Вплоть до 300 года
поминки на могилах святых состояли лишь из молитвы за их упокой,
однако в 590 году молитва за святых трансформировалась в молитву
обращения через них к Богу. У могил строились церкви и часовни. Со
смертью святых связывались церковные праздники, быстро
распространялись легенды о связанных с их служением чудесах.
Появилось так много людей, продававших их мощи, волосы, зубы,
кости, что в 381 г. эту торговлю пришлось запретить. В Священном
Писании сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Но постепенно,
утвердив учение об абсолютном праве церкви на истину, — церковь, а
в дальнейшем и культ святых взяли на себя роль посредников.
Обращаться к Богу теперь можно было не только через Иисуса, но
также и через Св. Марию, св. Николая, св. Георгия и т. д. Это
лживое учение обесценило жертву нашего Господа и Спасителя Иисуса
Христа, Который умер за грехи всего человечества и Один во
Вселенной является Спасителем людей.

В Священном Писании сказано об имени Иисуса: «Ибо нет другого
имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам
спастись» (Деян. 4:12).

Воздадим славу Иисусу, ибо только во имя Его мы имеем доступ к
престолу Божию и жизнь вечную.

Значение имени с точки зрения православия

Исследователи имеют две версии происхождения имени Савелий. Согласно первой, это видоизмененное еврейское имя Саул или Савл. С иврита переводится как «вымоленный у Бога». Именно так звали первого израильского царя, помазанного пророком Самуилом. Также имя использовалось и в арабском языке, но в другой транскрипции – «Талут», и переводилось как «высокий».

Вторая версия – греческая. Согласно этому предположению, «Савелий» происходит от названия народности сабинян. Сабиняне жили в Италии и некоторое время воевали с римлянами. В истории сохранилась легенда о похищении сабинянок потомками Ромула и Рема. Поскольку это племя славилось непритязательностью и простотой, то имя обозначает бесхитростного, легкого человека.

Некоторые источники утверждают, что к 80-м годам XX века имя практически вышло из обихода. Но, на самом деле, сейчас довольно часто можно встретить его обладателей среди россиян. Для православной церкви, без сомнения, имя связано с жизнью и подвигом святого мученика Савелия. Его память празднуют 30 июня.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга в 903 году стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами она, не пожелав снова выйти замуж, возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Величие христианских храмов и собранных в них святынь поразило княгиню настолько, что она решила принять крещение, которое совершено было над нею Патриархом Константинопольским Феофилактом, причем восприемником ее стал сам император. Имя русской княгине нарекли в честь святой царицы Елены. По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Нетленные мощи княгини покоились в Десятинной церкви в Киеве.

Однако повсеместному распространению христианства на Руси суждено было начаться только при внуке святой равноапостольной княгини Ольги – равноапостольном князе Владимире.

Равноапостольный князь Владимир

Будущий просветитель Руси был сыном великого князя Святослава Игоревича, а мать его (княгиня Малуша) хотя и происходила из варяжского рода, но исповедовала христианскую веру. Юному Владимиру достался на княжение Новгород, где он рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника. Вскоре в результате междоусобных войн Владимир воцарился в Киеве. Утвердившись в славном граде с целью лучшей централизации власти и консолидации славянских племен, он решает установить на Руси единоверие и в ходе долгих поисков (Владимир как сам беседовал о вере с представителями различных религий, находившихся при княжеском дворе, так и неоднократно посылал своих доверенных лиц посмотреть, так сказать, «веры на местах») склоняется к принятию христианства. Приняв собственное крещение, святой князь впоследствии призвал к принятию христианства и своих бояр, в результате чего в 988 году в водах реки Почайны (притока Днепра) совершено было Таинство Крещения над  древними киевлянами.

Святой покровитель по дате рождения

Теперь подробнее разберемся, какой святой покровитель по дате рождения есть у всех верующих православных людей:

  1. Преподобный Серафим Саровский и Блаженный Сильвестр оберегают тех, кто был рожден в дни с 22 декабря по 20 января. Для таких православных людей также замечательно подойдет икона Богоматери «Державная»;
  2. Люди с днем рождения в период с 21 января по 20 февраля узнают своего святого покровителя по дате рождения в образе Святых Кирилла и Афанасия. Для защиты можно использовать иконы Матери Божьей «Неопалимая купина»;
  3. Тем, кто родился с 21 февраля по 20 марта, охраняются Святым Алексеем и Преподобным Милентием Антиохским. Защитит Иверская Богоматерь;
  4. Ангелами для людей с датой рождения 21 марта — 20 апреля являются Георгий Исповедник, Иннокентий Иркутский и Святой Софроний. Для оберега подойдет икона Казанской Богоматери;
  5. Икона «Споручница грешных», апостол Иоанн Богослов, святые Тамара и Степан охраняют родившихся с 21 апреля по 20 мая;
  6. Узнать святого покровителя по дате рождения могут люди, родившиеся с 21 мая по 21 июня. Им оказывает помощь на протяжении всей жизни Святой Константин и Алексей Московский. Лучше всего защитят таких людей иконы «Взыскание погибших», «Неопалимая купина», икона Богоматери «Владимирская»;
  7. Святой Кирилл оказывает помощь людям, рожденным с 22 июня по 22 июля. Также будут эффективны иконы заступницы «всех скорбящих радость» и Казанская Богоматерь;
  8. Православный святой покровитель есть и у людей, рожденных 23 июля — 23 августа. Их защищает пророк Илья и Святой Николай Угодник. Таким людям подойдет икона «Покров Пресвятой Матери Божьей»;
  9. Рожденным с 24 августа по 23 сентября помогут Иоанн, Павел и святая Александра. Просить защиты и милости также можно в икон «Неопалимая купина» и «Страстная»;
  10. Оградит от бед человека, родившегося с 24 сентября — 23 октября, преподобный Сергей Радонежский и икона Почаевской Богородицы;
  11. Ангелом-хранителем людям с датой рождения 24 октября — 22 ноября стал Святой Павел. Помощи также можно просить у «Скоропослушницы» и «Иерусалимской» иконы;
  12. Рожденные в период с 23 ноября по 21 декабря находятся под защитой святой Варвары и блаженного Николая Угодника. Иконы для оберегания — «Знамение» и «Тихвинская».

Не поклонение, а почитание

О должном отношении к святым подробно писал христианский философ VIII века, преподобный Иоанн Дамаскин. Он разделял поклонение (или служение), которое подобает лишь Богу и почитание, которое мы можем воздавать святому. Необходимость понять такое разделение была обусловлена тем, что к VIII веку в Византии возникло движение иконоборцев, считавших любое изображение Бога и почитание святых – идолопоклонством. Однако, вскоре почитание святых было обосновано богословски и утверждено на 7-м Вселенском соборе.

Святых начали прославлять и почитать с первых веков христианства. Возникла эта традиция на Востоке из почитания апостолов, затем и мучеников уже в I-II веках. Слово, которое с греческого переводится как «мученик», также имеет значение «свидетель».

Так Христос называл Своих учеников, когда говорил об их миссии: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Многие апостолы мученически окончили свою жизнь, проповедуя о Христе. Их примеру следовали и другие.

Позже, с развитием монашества, появился обычай почитания святителей и преподобных, как людей, своей жизнью наиболее уподобившихся Христу. Ведь Церковь полагает «обожение» (приобщение Богу, посредством благодати) целью жизни христианина. Святые же являются людьми, которые подвигом своей жизни стяжали Божественную благодать, и «соделались причастниками Божеского естества», по выражению апостола Петра.

Почитая святых и обращаясь к ним в молитвах, Церковь призывает их как наших ходатаев и молитвенников пред Богом. То есть святые ни в коем случае не являются ни «богами», ни «посредниками» между Богом и людьми, а скорее нашими «сомолитвенниками».

Святые чудотворцы Православной Церкви

Прославляя праведников, Церковь в своих молебельных песнопения воздаем им различные величания, которые даются по образу их земного жития, сану, званию, каким-либо свершенным подвигам и наконец, роду их жизненного исхода, почему в Православном календаре, а также в богослужебных писаниях святые Русской Православной Церкви проходят разделение на чины и сонмы, а именно:

  • Пророками именуются святые Ветхозаветного писания, которые были избраны Всевышним для подготовки христианского народа к принятию Господа Бога и те, которые были наделены даром предвидения будущего.
  • Апостолы – это лучшие последователи Царя Небесного, одни из которых относятся к числу 12 приближенных, а остальные к числу 70 его воспитанников.
  • Праотцы – это благочестивые мужи Ветхого Завета, которые по плоти являлись предками Спасителя Нашего.
  • Преподобные (жены и мужья) – праведники из монашеского (иноческого) сана.
  • Великомучениками или же мучениками называют тех богоугодников что приняли смерть Мученическую за свою веру в Спасителя. Те, что были замучены будучи в чине священнослужителя или епископа, называют священномучениками, а постигшие в монашестве (иночестве) страданья – преподобномучениками.
  • Блаженные – благочестивые, которые по Божьему сказанью были безумными Христа ради и путниками, не обладавшими постоянным пристанищем. Такие люди за свою покорность получили Божью милость.
  • Просветители и равноапостольные называются праведники, которые по прошествии апостольских времен своими наставлениями привели народы и даже целые государства к Всевышнему.
  • Праведными и бессребренниками именуются богоугодники, которые живя мирской жизнью и не снимая с себя как общественных, так и семейных обязательств ублажили Царя Небесного.
  • Страстотерпцы и исповедники – благочестивые, претерпевшие за свое верование в Спасителя муки, гонения и заточение, однако постигшие смерть свою в миру.

Лучшая статья для Вас, переходите: Ладанка, что это, как носить и что она даёт?