Электронный конкурс: этапы и особенности

Оглавление

Какая информация указывается в извещении?

Если принимается решение об использовании открытого конкурса, заказчик должен составить грамотно конкурсную документацию. Для этого первоначально формируется извещение, которое изучается каждым потенциальным поставщиком.

На основании ФЗ №44, документация по открытому конкурсу должна включать следующие сведения:

  • информация о закупщике, представленная наименованием компании, ИНН, номером свидетельства о регистрации и юридическом адресе;
  • условия, на которых будет заключен контракт с победителем конкурса;
  • индивидуальный номер закупки;
  • размер обеспечения;
  • основные требования, предъявляемые к потенциальным участникам;
  • перечень основных документов, которые должны подготавливаться участниками;
  • способ, с помощью которого можно получить конкурсную документацию, для чего можно пользоваться почтой, услугой курьера или вовсе пересылкой по электронной почте;
  • срок отправки документов;
  • место и дата, когда вскрываются конверты, в которых имеются заявки от потенциальных поставщиков;
  • перечисляются разные запреты и ограничения, с которыми придется столкнуться поставщикам;
  • реквизиты счета, на который должны перечисляться средства в виде обеспечения.

Вся эта информация тщательно изучается потенциальными поставщиками. После этого принимается решение о целесообразности участия по ФЗ №44 в открытом конкурсе.

Особенности

Замещение должности отличается от обычного трудоустройства. Для получения желаемой вакансии в Москве или другом городе недостаточно просто отправить резюме и пройти собеседование. Не исключено, что придется доказывать потенциальному работодателю собственные навыки и заслуги, а также соответствие предложению. Не исключено, что придется проходить даже конкурс на замещение вакантной должности. На каждом предприятии действуют собственные правила и требования.

Итак, замещение вакантной должности предоставляет потенциальному сотруднику возможность получить определенный статус. Однако прежде предстоит пройти процедуру специального назначения. Замещение вакантной должности может быть временным или постоянным. Это зависит от условий конкретного предприятия, на которые потенциальный соискатель соглашается по собственному усмотрению.

Например, новый сотрудник может заменять предыдущего, который был уволен или временно находится в отпуске. В зависимости от причины отсутствия прежнего специалиста, можно понять, на какой период актуальна вакансия. Во втором случае нового сотрудника могут называть «исполняющий обязанности», что становится сигналом о временном положении.

Замещение вакантной должности возможно как на государственной, так и на гражданской службе.

Виды конкурса

Бумажная форма закупок осталась доступной лишь при:

  • осуществлении закупочной деятельности за пределами РФ;
  • удовлетворении потребностей в осуществлении неотложной медицинской помощи;
  • проведении предварительного отбора участников закупки для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий ЧС природного или техногенного характера;
  • осуществлении закрытых форм закупок;
  • проведении закупок у единственного поставщика;
  • осуществлении закупок, произведённых по правительственным решениям.

Закупочные конкурсы могут подразделяться на открытый и закрытый виды. При этом правила проведения обоих конкурсных видов практически идентичны. Различаются они лишь по свободе доступа участников к конкурсным процессам.

  1. В открытом конкурсе может принять участие любой желающий, отвечающий заявленным требованиям.
  2. Для участия в закрытом конкурсе требуются приглашения, которые заказчик рассылает интересующим его поставщикам. Информация о проведении закрытой торговой процедуры не подлежит разглашению в открытом доступе. Специальные условия, свойственные проведению закрытого конкурса, предполагают предварительный квалификационный отбор его участников.

Проведение закрытого конкурса обуславливается:

  • наличием необходимой продукции только у ограниченного числа поставщиков или обладанием требуемой заказчиком квалификацией, которая имеется у ограниченного количества поставщиков;
  • конфиденциальным характером предлагаемой продукции или её принадлежностью к оборонной сфере;
  • неоправданностью рассмотрения большого числа заявок из-за того, что цена закупаемой продукции несоизмерима со временем и расходами, на это рассмотрение потраченных.

При этом в ч. 2 ст. 48 44-ФЗ перечисляются случаи, когда проведение госзакупок через открытый конкурс недопустимо:

  • при наличии закупочного объекта в аукционном перечне правительственного Распоряжения № 471-р от 21.03. 2016 г., которое предписывает в данном случае закупать товары только посредством электронного аукциона;
  • в процессе закупок технически сложных, инновационных и высокотехнологичных товаров, а также при заключении контрактов на обслуживание музейных экспонатов, исторических и культурных памятников, для чего необходимо проведение конкурсов с ограниченным участием;
  • в случае принадлежности закупочного объекта к гостайне или при необходимости заключения контракта на устройство выставок, оказание услуг страхования, перевозку культурных ценностей.

Кроме закрытого и открытого видов конкурса, существует также двухэтапный конкурс. От классического открытого конкурса он отличается только тем, что его участники подают заявки в 2 этапа:

  1. Сначала они выдвигают предложения касательно своей кандидатуры и подтверждают своё соответствие выдвинутым заказчиком требованиям.
  2. На втором этапе прошедшие предварительный отбор участники делают заявки со своими ценовыми предложениями.

Такие конкурсы служат для привлечения к участию больших оптовых компаний и сопутствующей данному процессу экономии бюджетных средств.

Кроме перечисленных выше конкурсных видов существуют также такие их вариации:

  • открытый с ограниченным участием;
  • закрытый с ограниченным участием
  • двухэтапный закрытый.

При этом ограниченное участие, например, в открытом конкурсе означает, что к участникам, кроме общих требований, заказчик предъявляет ещё и дополнительные. Чтобы принять участие в таком конкурсе и победить в нём, желающим необходимо пройти предквалификационный отбор и предложить лучшие условия исполнения контракта.

Второй этап конкурса

После соблюдения формальностей переходят непосредственно к просмотру и отбору кандидатов. Победитель получит объявленную ранее должность гражданской службы или государственной.

Какие мероприятия может включать конкурсный отбор?

  • Собеседование.
  • Тщательное ознакомление с представленными документами.
  • Тестирование на стрессоустойчивость.
  • Проверка наличия специализированных навыков и знаний, позволяющих успешно справляться с заявленными в вакансии обязательствами.

Если кандидат, успешно прошедший отбор, по каким-либо причинам отказывается от вакансии, ее предоставляют соискателю, который занял на конкурсе второе место.

Определение потенциальных исполнителей

Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.1 ч.3 ст.54.2 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:

  1. ЕЭТП
  2. «РТС-тендер»
  3. «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
  4. «Электронные торговые системы»
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
  6. «Российский аукционный дом»
  7. «ТЭК-Торг»
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)

Претенденты на получение контракта одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в конкурсе и ценовое предложение (ч.2 и 3 ст.54.4 44-ФЗ).  Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).

По истечении времени подачи заявок заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии, которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.6 и 7 ст.54.5 44-ФЗ).

Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги  рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.7 и 8 ст.54.7 44-ФЗ).

Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.

Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.10 и 11 ст.54.7 44-ФЗ).

Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.

Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения мероприятия за предоставление им ложной информации (ч.5 ст.54.7 44-ФЗ). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации (п.3 ч.6 ст.54.5, п.3 ч.7, п.2 и 4 ч.12 ст.54.7 44-ФЗ).

Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений. Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 5 дней.

У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.

Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее 5 дней до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 рабочих дней.

Подготовка документации

Организатор должен составить необходимую для старта процедуры документацию, которая состоит из трех основных частей:

  1. Описательная часть. Сюда входят сроки и условия проведения закупочной процедуры, выбранная ЭТП, юридическая информация об организации и ответственном за проведение конкурса должностном лице.
  2. Проект контракта. В данный документ, который лучше всего составлять по стандартному образцу, включены условия поставки, требования к поставщику и товару/услуге.
  3. Извещение. Документ, сформированный из первых двух частей, который публикуется в ЕИС в качестве основного регламента планируемого конкурса.

Этапы конкурса

Проведение открытого конкурса, по ФЗ №44, является жестко регламентированной процедурой, которая должна учитывать многочисленные требования законодательства. Нарушение основных правил приводит к признанию результатов данного процесса недействительными. Разбираться в правилах должны как заказчики, так и исполнители. Пошаговая инструкция открытого конкурса по ФЗ №44 заключается в выполнении следующих действий:

  • первоначально принимается решение о закупке конкретного товара в форме открытого конкурса;
  • формируется тендерная комиссия, для чего предварительно определяется ее состав и правила работы;
  • разрабатывается и утверждается документация по конкурсу;
  • информация о его проведении публикуется в открытых источниках, причем в этом уведомлении должны содержаться сведения о сроках проведения процесса;
  • публикация обязательна в рамках ЕИС;
  • далее в течение ограниченного периода времени принимаются заявки ото всех потенциальных поставщиков;
  • все предложения тщательно рассматриваются и изучаются;
  • принимается решение на основании критериев оценки заявок, причем все эти критерии должны прописываться в конкурсных документах;
  • о результатах процесса оповещаются все участники;
  • информация о решении публикуется на сайте государственных закупок;
  • с победителем подписывается контракт.

Каждый этап имеет свои особенности и нюансы. Критерии открытого конкурса, по ФЗ №44, разрабатываются непосредственным покупателем. Они должны прописываться в документации, рассылаемой каждому потенциальному поставщику.

Как провести открытый конкурс по 44-ФЗ? Пошаговая инструкция для заказчика:

  1. Подготовка к процедуре проведения открытого конкурса: планирование закупки, формулирование объекта, основных условий закупки, формирование единой комиссии, определение состава комиссии и ее функций.
  2. Разработка, утверждение конкурсной документации. Разрабатываются общие положения, расчет и обоснование НМЦК, информационная карта, образцы форм заявок для участия.
  3. Размещение в ЕИС информации о планируемой закупке. В план-график вносятся соответствующие изменения и подаются на публикацию.
  4. Размещение на сайте госзакупок извещения. Извещение должно быть размещено в установленный срок: не менее чем за 20 дней до открытия доступа к электронным заявкам или вскрытия конвертов с заявками от участников открытого конкурса.
  5. Прием, регистрация заявок. Участник может подать только одну заявку для участия в конкретном открытом конкурсе.
  6. Процедура вскрытия конвертов с заявками на открытый конкурс, открытие доступа к заявкам в электронной форме, составление соответствующего протокола. Время, место и дата должны быть определены в конкурсной документации. Данная процедура должна быть проведена в 1 рабочий день.
  7. Рассмотрение, оценка заявок. Срок не должен превышать 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если открытый конкурс проводится на оказание услуг, поставку товара или выполнение работ в сфере культуры, науки или искусства, то срок рассмотрения заявок можно продлить, но не более чем на 10 рабочих дней. Об этом необходимо составить соответствующее уведомление, направить всем участникам, а также разместить его в ЕИС. По окончании составляется протокол рассмотрения заявок и также размещается на сайте госзакупок.
  8. Подведение итогов. Победителем открытого конкурса становится тот участник, заявке которого присвоен первый номер и который предложил наилучшие условия для исполнения контракта, в соответствии с требованиями, указанными в конкурсной документации. Заключение контракта с победителем возможно не ранее чем через 10 дней, но и не позднее чем через 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС. Заказчик дополняет проект контракта, затем он направляется победителю для подписания. Если в течение 10 дней со дня размещения на сайте госзакупок протокола рассмотрения заявок победитель не предоставит подписанные экземпляры, а также документы, которые подтверждают предоставление обеспечение исполнения контракта, то такой победитель считается уклонившимся от заключения контракта.

Категории должностей

Замещение вакансий возможно в разных сферах деятельности. Однако все должности, по сути, делятся лишь на две категории: государственные и гражданские.

Нужно понимать, что особенности конкурса могут отличаться в зависимости от условий работодателя. Кто-то выдвигает к кандидатам более лояльные требования, кто-то проводит жесткий отбор.

Нужно понимать, что в случае, например, с государственными служащими, конкурсный отбор – это не единственный способ назначения кандидата. Альтернативными вариантами для него могут стать выборы или избирание. Вся информация закреплена законодательно.

Если говорить о конкурсном отборе, он предполагает наличие нескольких кандидатов, способных продемонстрировать собственные трудовые навыки, опыт, знания и т.д. То есть все, что может заинтересовать потенциального работодателя и оказаться полезным для исполнения обязанностей.

Для оценки кандидатов создается специальная комиссия. Она занимается оценкой соискателей, учитывая профессиональные навыки и знания каждого из них. Результат отбора позволяет справедливо распределить места между частниками. Специалист, занимающий первую строчку списка, получает назначение на вакантную должность.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях:

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

https://youtube.com/watch?v=G7AdHp1-3RI

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.

Документация для заказчика

Подлежащая размещению в ЕИС конкурсная документация заказчика должна состоять из:

  • наименования, подробного описания объекта закупки с обоснованием НМЦК;
  • названия валюты, определяющей контрактную цену и расчёт с победителем;
  • разъяснения метода оценки заявки на участие в конкурсе и значимости отдельных оценочных критериев;
  • сведений о возможностях отзыва заявок и порядка внесения в них поправок;
  • размера заявочного обеспечения и условий гарантий банков;
  • условий одностороннего отказа от контракта;
  • техзадания с требованиями с закупочному объекту.

При этом поправки должны быть опубликованы в ЕИС на протяжении 1 рабочего дня. Все участники также должны быть уведомлены об этих изменениях в протяжении 2 рабочих дней.

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения

Двухэтапный конкурс — конкурс, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационного отбора (или обсуждений). Победителем двухэтапного конкурса (сокращенно ДК) признается участник, который прошел два этапа и предложил лучшие условия исполнения контракта.

В отличие от открытого конкурса по 44-ФЗ участники подают свои заявки два раза. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ). А на втором этапе — подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Случаи проведения двухэтапного конкурса

Двухэтапный конкурс проводится в следующих случаях:

  1. для заключения:
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  1. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками.

Т.е. когда Заказчик испытывает трудности при грамотном составлении технического задания, формулировке предмета закупки, выборе критериев оценки, он прибегает к помощи участников закупки. Все согласования и уточнения ТЗ происходят на первом этапе ДК.

Конкурсная документация на проведение открытого конкурса

В бумагах, касающихся условий ОК, прописывают те же сведения, что и в извещении. Они необходимы для определения точных условий конкурса.

Например, в документации можно уточнить:

  • порядок и инструкция для заполнения и отправки заявок, требования к бланкам;
  • регламент конвертации валюты в российские рубли;
  • право заказчика вносить изменения в контракт, возможность подписать договор с 2 и более претендентами;
  • процедура и сроки отзыва и внесения поправок в заявки;
  • критерии, используемые при оценке полученных предложений от претендентов, их значимость.

Важнейшим документом является информационная карта открытого конкурса – таблица, в которую включены основные данные и выдержки о проводимой закупке. Она составляется из сведений, указанных в других бумагах.

Вместе с пакетом документов размещают и проект контракта. Любой желающий вправе запросить уточнения, касающиеся требований закупок у заказчика, подав соответствующее прошение. Можно получить как электронные, так и бумажные документы.

Какие прикладываются документы?

К грамотно сформированной заявке прикладывается многочисленная документация. К ней относятся следующие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает, что участник конкурса представлен официально функционирующей компанией;
  • протокол назначения на должность руководителя компании;
  • решение организации, в котором указывается на одобрение участия в конкурсе и заключения крупной сделки на поставку товаров;
  • декларация соответствия;
  • документация, выступающая доказательством, что участник конкурса является добросовестным, если по разным причинам НМЦ было снижено на 25%;
  • подтверждение внесения обеспечения, причем оно может быть представлено банковским платежным поручением или банковской гарантией, включенной в специальный реестр;
  • описание основных характеристик, которыми обладает предмет закупки;
  • иные документы, которые прикладываются к заявке поставщиком по разным причинам.

Заявка с документами должна отправляться заказчику в строго установленные сроки. По ФЗ №44, открытый конкурс может продлеваться, если вносятся изменения заказчиком в конкурсную документацию. Обо всех поправках оповещаются потенциальные поставщики. Они должны при необходимости внести изменения в свои заявки.

Все документы складываются в один конверт. Листы должны быть прошиты и пронумерованы. Подписанная заявка с другими бумагами запечатывается в конверт, причем выбирается для этого непрозрачный конверт, чтобы невозможно было увидеть содержимое. На самом конверте не прописываются какие-либо сведения о компании.

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Заказчик известил о закупке  

Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней)

 

Оператор передал первые части заказчику(не позже 1-го рабочего дня)

Оператор сообщил поставщикам о допуске, определил минимальную цену и назначил переторжку   Заказчик сформировал протокол рассмотрения первых частей и направил на ЭТП   Заказчик рассмотрел первые части заявок:
  • НМЦК < 1 млн — 1 раб. день
  • НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
  • Наука, культура
    искусство — 10 раб. дней

Как закачку оценить первые части заявок

В первых частях должно быть согласие поставщика на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Если поставляется товар, в первой части должны быть прописаны его характеристики. А также указана страна происхождения, если закупка попадает под национальный режим. Допустимо прикрепить изображение, модель, макет и так далее.

Основания для отклонения первых частей — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить первую часть заявки на электронный конкурс

1. Непредставление участником необходимой информации либо предоставление недостоверных сведений 2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям 3. Участник указал информацию о себе или свое ценовое предложение

По другим причинам отклонять заявку нельзя!

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол. Его должен подписать каждый член комиссии. Далее протокол направляется на ЭТП

Важно уложиться в срок, отведенный для рассмотрения первых частей

Получив протокол, оператор действует самостоятельно. Он сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей, то есть допущены ли они до участия в конкурсе или нет. Также он доводит до их сведения минимальную цену, не раскрывая автора этой заявки. Это делается с целью побудить участников снизить стоимость контракта.

Переторжка

Переторжка — возможность для участников снизить цену своих предложений. В электронном конкурсе это обязательный этап. Его цель — дать возможность заказчику приобрести объект закупки по самой выгодной цене.

В процессе переторжки заказчик не участвует. О дне ее проведения поставщикам сообщит оператор. Назначается процедура на следующий рабочий день после окончания срока оценки первых частей заявок. Основные моменты, которые нужно знать о переторжке:

  1. Этап длится 3 часа.
  2. Время назначается в соответствии с часовым поясом заказчика.
  3. Допускается однократное снижение цены одним участником.
  4. Улучшение ценового предложения не является обязательным.
  5. Если участник не улучшил свою цену, будет рассматриваться цена из первоначального предложения.

Случаи проведения конкурса с ограниченным участием

Согласно ч.2 ст.56 44-ФЗ Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в следующих случаях:

  1. Закупка высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг) (Важный момент: Перечень таких товаров (работ, услуг) устанавливается Правительством Российской Федерации. См. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99);
  2. Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; реставрация музейных предметов и музейных коллекций; выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Согласно Приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99 к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относятся:

выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;

выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;

выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;

выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;

выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей;

оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей;

выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее — инвестиционные проекты) в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;

Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Причем для каждого случая из Приложения 2 Постановлением №99 установлены дополнительные требования, которым должен соответствовать участник закупки, а также документы, которые необходимо предоставить в качестве подтверждения соответствия таким требованиям.

Также хочу отметить, что Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч.2 ст.56 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Заключение контракта

Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки. Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.

Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:

  1. Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
  2. Заключить контракт с участником конкурса под номером «2», если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.

После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи, в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.

Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней. При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

В течение трех дней после повторного размещения проекта участник обязан подписать контракт. Заказчик со своей стороны также должен в течение трех дней подписать контракт, размещенный участником в ЕИС.